Чем занять ребенка аутиста
Вопрос-ответ. Как «занять» детей с аутизмом во время изоляции
Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о 3 шагах для того, чтобы «занять» аутичного ребенка, который все время находится дома
Одна из самых сложных задач – чем-то «занять» детей с аутизмом на продолжительное время. Если ваша семья столкнулась с кризисом или серьезными переменами в жизни, очень важно, чтобы вы могли какое-то время не уделять внимание ребенку, и чтобы у него были какие-то самостоятельные занятия. Сейчас я хочу поговорить о том, как использовать для этой цели визуальные расписания, предоставление выбора и как научить детей, будь это ваши дети или клиенты, занимать себя в течение нескольких часов в день.
В идеале у детей с аутизмом должно быть какое-то самостоятельное занятие на большую часть дня. Если предположить, что ребенок полностью бодрствует 14 часов в сутки, то это 100 часов в неделю, для которых вам, потенциально, нужно придумать какие-то занятия.
Как занять ребенка надолго
На этой неделе мой сын Лукас не выходил из дома. Прямо сейчас у него нет расписания, но его реабилитолог, Эшли, занимается с ним уже более пяти лет и прекрасно знает, что ему нравится делать. Она определила, какие игры на планшете ему нравятся больше всего. Она составила список самостоятельных занятий, которые могут войти в его расписание на день, а также определила игры для двух игроков, в которые она может с ним поиграть. Она также записала для нас названия всех его любимых приложений на случай, если мы захотим купить платную версию без рекламы.
Я тоже составляю планы. Я только что купила доступ к веб-сайту с обучением чтению и математике для дошкольников и первоклассников. Хотя Лукасу уже 23 года, уровень его речевого развития соответствует уровню маленького ребенка. У него есть работа на неполный рабочий день, где он уничтожает ненужные документы в шредере. Поскольку сейчас на работу он ходить не может, я заказала ему шредер по Интернету. Мне от этого только польза, потому что у меня накопилась куча старой документации за много лет.
Проведение оценки и сбор данных
Чтобы помочь вам определить, как можно занять вашего ребенка, я рекомендую начать со сбора данных. С Лукасом мы записываем данные в форму, которая была разработана его поведенческим аналитиком, Шэрон Кепли, когда ему еще было девять лет.
Начертите на листе бумаги 9 колонок. В самой левой колонке запишите дату. В следующей колонке запишите поручение или занятие, которое вы попросили его выполнять. Затем запишите время начала, время окончания и общую продолжительность занятия в следующих трех колонках. В следующих двух колонках запишите количество ваших подсказок во время выполнения задачи, а также скорость работы. Мы оцениваем скорость просто как быстро, средне или медленно. Наконец, запишите степень его эмоциональности и вовлеченности во время задачи. Другими словами, это ответ на вопрос: «Насколько счастливым он выглядит?» Эмоциональность мы тоже оцениваем как высокую, среднюю или низкую.
Мы используем эту форму, потому что Лукас не может нам рассказать, что ему нравится, например, в какие игры ему больше нравится играть. Мы хотим, чтобы Лукас выполнял значимую для него работу. Мы хотим, чтобы он был счастлив. Если он не счастлив, то у нас проблема. Вы можете адаптировать подобную форму для сбора данных в зависимости от того, какие данные важны для вашего ребенка или клиента.
Самый простой способ собрать данные – взять лист бумаги записать на нем игры или занятия, эмоциональность, самостоятельное ли это занятие или игра, требующая партнеров. Если это мобильное предложение, запишите, нужно ли будет его купить и сколько оно стоит. Как только вы собрали данные, вам уже не придется ломать голову над тем, что понравится вашему ребенку или клиенту. У вас будет составлен список, и вы сможете предлагать из него занятия на выбор.
Предоставлять ребенку занятия на выбор
Еще один важный момент для Лукаса и для всех ребят с аутизмом – мы должны как можно чаще предоставлять им выбор.
Например, мы можем протянуть две игры и сказать: «В какую ты хочешь играть сначала?» Это также является дополнительным способом оценки предпочтений. Вы также можете составить книжку с карточками, обозначающими разные занятия, чтобы помочь ребенку оценить варианты зрительно. Мы делали Лукасу «доски выбора» с карточками.
Даже если ребенок может говорить, но не может поддерживать развернутую беседу, лучше не обсуждать с ним выбор устно – визуальная поддержка может быть гораздо эффективнее. Зрительные подсказки очень полезны детям и взрослым, которым сложно сформулировать свои пожелания и потребности.
Книжка с картинками для последовательности занятий
Для ребенка можно делать маленькие книги, на каждом листе которых изображено то или иное действие или занятие. Книги можно сделать в папках для хранения документов, каждый лист в папке будет означать какое-то отдельное занятие. Ребенок перелистывает книгу и выполняет то, что изображено на листе.
Например, мы сделали такую книжку, когда Лукас принимал свое лекарство. Мы клали лекарство в яблочное пюре, так что на первой странице была фотография пюре. Потом он доставал и ел хлопья и бекон. На следующей странице была фотография того, как он кладет бекон на тарелку. Потом он устанавливает температуру на микроволновке. Потом он ест, убирает за собой, кладет тарелку в раковину, протирает стол на кухне. Это его расписание.
При составлении расписания важна гибкость
Хотя Лукас знает сейчас эту последовательность, он все равно пользуется книжкой. Чем удобны эти маленькие книжки, так это тем, что в них всегда можно добавлять новые занятия. Например, недавно стоматолог рекомендовал, чтобы Лукас начал пользоваться зубной нитью, и мы добавили зубную нить в его книгу про то, что нужно сделать с утра. Я решила, что лучше, если он заправит кровать, когда выйдет из ванной утром, а не после того, как он оденется. Мы просто поменяли страницы местами. Лукас сразу начал следовать новой последовательности.
Такие визуальные расписания отлично подходят для того, чтобы объединить разные задачи и занятия в одну последовательность. Лично я не люблю использовать визуальные расписания для обучения бытовым навыкам, например, мытью рук. Для этого я использую физические подсказки, стоя сзади, приучая ребенка выполнять последовательность действий самостоятельно. Для того, чтобы ребенок научился выполнять конкретную задачу, хорошо подходят физические подсказки, жестовые подсказки и видеомоделирование. А в расписании-книжке каждая страница – это вся задача целиком, например, «помыть руки».
Время очень драгоценно, особенно для маленьких детей, которым недавно был поставлен диагноз. Мы должны следить за тем, чтобы в течение дня ребенок был вовлечен в какую-то осмысленную деятельность.
Также смотрите:
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Чем занять ребенка аутиста
специалисты по реабилитации
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный
Что мы знаем об игре ребёнка? Что подразумевает это понятие? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей.
Основные виды игр с ребёнком.
Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком (игры с водой, пластилином, крупами, звуками и т.д.).
1. Игры с крупами
Прячем ручки. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?». Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
Пересыпаем крупу. Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Покормим птичек. В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки! »
Вкусная кашка. Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее.
Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол – например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».
Разложи по тарелочкам. Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту.
2. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 3. На них могут быть изображены предметы или люди, которые выполняют определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения, например, подготовка ко сну. Ритуал ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: » Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением (2-3 слова). Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки можно заготовить на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».
3. Игры с водой. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Поиграйте с водой, но начинайте, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, рисовать, делать из него различные фигуры.
4. Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:
На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся геометрические фигурки, фигурки животных, киндер – игрушки и т. д.
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную фигурку, и говорит, что это. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с рассказом. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит. Фигурки должны быть знакомы детям.
Игры для аутистов
Статью подготовила: Самошкина Н. А. г. Волгодонск МБДОУ ДС «Парус»
Виды развивающих игр для детей с аутизмом
Сенсорные игры для аутистов
Звуковые игры для детей с аутизмом
Предметные игры для детей-аутистов
Стереотипные игры ребенка как основа взаимодействия с ним
Какие трудности могут возникнуть в ходе игр с аутичными детьми
Как заинтересовать игрой аутичного ребенк
Дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами – они не «примеряют» на себя социальные роли и не склонны копировать в играх реальные жизненные ситуации (семья, работа и т. д.). Поэтому в терапевтической практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие) игры для детей с ранним детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий. Об основных разновидностях и правилах таких игр мы и поговорим в этой статье.
ВИДЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация в социуме – это затрудняет нормальное существование аутичного человека в реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие. Развивающие игры для детей-аутистов помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или специализированных).
В отличие от нейротипичных ровесников, аутята склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый предметом, его цвет и др.).
В таком отношении к предметам есть положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом. Цель таких игр – раскрыть перед малышом как можно более широкий спектр чувственных ощущений, поэтому сенсорные игрыподразделяются на подвиды:
напольные или настольные предметные (зрительные, тактильные, осязательные ощущения);
подвижные (ощущение движения);
обонятельные, вкусовые и др.
Отметим, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» маленьких аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло, присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий. Стереотипным игровым процессам будет посвящен отдельный раздел этой статьи.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, специалисты руководствуются целым рядом факторов,включая:
личные предпочтения ребенка;
доступность игры для него;
польза и цели, которые планируется достичь при помощи игровых действий.
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет. Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам, которую мы рассмотрим ниже.
Игры с аутичнымребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
взаимодействие с сыпучими продуктами. Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребенок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль;
выдувание пузырей. Если малыш пока еще не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырек с мыльным раствором и погружать в него колечко – так можно помочь ребенку осознать понятие «по очереди» и научиться действовать в паре с другим человеком;
пальчиковое рисование. Аутичные дети не всегда любят «пачкать» ручки, но попытаться привить ребенку интерес к этой забаве все же стоит. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже.
По мере того, как аутический «туман» в душе ребенка рассеивается, он начинает проявлять интерес к субстанциям, которые до этого отказывался трогать – например, к пальчиковым краскам, песку, пластилину, пене для лепки Playfoam и др.
Дошкольника от 4 до 6 лет стоит попытаться заинтересовать ролевыми играми, поскольку абсолютное большинство детей с РАС демонстрируют задержку в развитии навыка “ролевок”.Играйте с ребенком:
в динозавриков или медвежат, ревя друг на друга и отыскивая лакомства, спрятанные в траве или где-либо еще;
в железную дорогу, загружая поезда грузами, сажая на них пассажиров и перевозя их в пункты назначения;
в больничку Айболита, леча игрушечных зверей уколами, каплями в глазки, ушки и носики, перевязками лап, «приемом лекарств»;
в школу или детский сад, где ребенок может быть как учителем/воспитателем, так и учеником – это хорошо тренирует коммуникативные навыки. Игру можно сделать групповой и играть в нее на сеансе ABA-терапии.
Сенсорные игры для аутистов дошкольного возраста могут включать в себя ритмичный стук по барабанам, музыкальные игрушки, раскачивание на качелях, кольцах или перекладине, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся кресле, катание на детском автомобильчике или велобеге (маленьком велосипеде без педалей) и др.
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АУТИСТОВ
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают им:
войти в контакт со взрослым, начать доверять;
получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;
избавиться от напряжения;
привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх, получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр,как:
«Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
«Угощение для кукол». Куклы и прочие игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение»: стаканы с водой определенного цвета (красный – для имитации вишневого сока, белый – молока, или же можно использовать настоящие напитки). В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе, учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д. ;
«Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
У «зрительных» аутистов самый чувствительный сенсор – это глаза. Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы (включая специальные компьютерные программы, выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.
ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Аутичный ребенок как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры,например:
«Что шумит?». Выбираются предметы, издающие негромкие звуки – колокольчики с нежным звоном, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д. Ребенок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы будете отворачиваться и «шуметь» ими по очереди, предложив малышу угадать, какой именно предмет сейчас звучал;
«Высокий – низкий». Используется игрушечное или настоящее пианино либо металлофон. Обучите ребенка понятиям высоких и низких звуков, ассоциируя их с разными ситуациями – дождиком (ребенок поднимает ручки вверх к тучкам, «тяжелыми» шагами медведя (ребенок топает, как мишка) и т. д. Затем проигрывайте звуки, поощряя малыша выполнять нужные движения;
«Лечебная классика». В эту игру играют при помощи небольших аудио-фрагментов из классических музыкальных произведений по мотивам сказок («Снегурочка», «Щелкунчик», «Черевички», «Спящая красавица» и др.) и карточек с соответствующими изображениями. Описывайте вслух картинки под музыку, а потом включайте фрагменты и предлагайте малышу показать картинку, подходящую к музыке.
Правильно подобранные звуковые игры развивают интерес ребенка к различным звукам и способность воспринимать информацию на слух. Эти навыки крайне важны для аутистов, ведь большинство из них от природы являются «убежденными» визуалами.
ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ
Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе.Примеры предметных игр:
«Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
«Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;
«Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.
СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМ
Практически у каждого маленького аутиста есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игрыназываются стереотипными и отличаются:
длительностью (играть одним и тем же образом ребенок может на протяжении многих лет);
наличием лишь одного игрока – самого ребенка.
Окружающие зачастую не понимают цели и логики игры, смысла действий, производимых малышом. Но несмотря на это,в стереотипных играх есть и положительные моменты:
играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.
Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с малышом. Постарайтесь вникнуть в игровую структуру, а затем внедряйтесь в нее – например, ненавязчиво подавая ему нужный предмет, помогая выполнить действие или повторяя слова, которые ребенок приговаривает, играя. Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры (с красками, водой, ватой, песком, пластилином и т. д.).
Поскольку стереотипные игры выполняют роль «успокоительного» – позволяйте ребенку периодически возвращаться к ним во время развивающих игр, чтобы нейтрализовать накопившееся напряжение.
КАКИЕ ТРУДНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ХОДЕ ИГР С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
Самое распространенное затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если малыш не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также могут возникнуть и другие проблемы – например,когда ребенок:
пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»;
требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
не понимает сюжета игры. Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов маленький аутист может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.
Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.
Дидактическое пособие «Игры-шнуровки». Изготовление игры своими руками Цель: Развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики рук, развитие глазомера,самостоятельности, усидчивости, усваивание понятия.
Фотоотчет «Игры разные нужны, игры разные важны» Игра – уникальное явление в жизни человека. В процессе игры можно получить много удовольствия, но при этом получить и массу полезного.
Игры с желудями Я сегодня хочу показать Вам некоторые игры с моими любимыми желудями. Игры с желудями хорошо развивают мелкую моторику. 1. Соберем пингвинам.
Игры в загадки Загадка, с детства родная и знакомая, развивает в нас сообразительность, открывает поэтическую, яркую сторону в самых, казалось бы, прозаических.
Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла»Игры-помощники» предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука «Л»Игра «Найди картинку».
Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.
Логопедические игры ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра «Весёлая рыбалка». Цель: учить детей дифференцировать звуки по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости, по.