Чем занять ребенка перед школой
Как подготовить ребенка к школе самостоятельно: 8 лучших заданий
Подготовка к школе: математика, окружающий мир, развитие речи – без тетрадей и учебников
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Хорошо укладывается в голове дошкольника только то, что он прочувствовал телом, убеждены психологи. Поэтому стандартная «подготовка к школе» приносит мало пользы. Мы собрали 8 самых крутых и современных способов подготовить ребенка к школе. А вы делаете со своими детьми что-то подобное?
Подвижные игры для подготовки к школе
Есть целое семейство подвижных игр, где нужно отвечать конкретным действием на определенные слова или команды. Мы предлагаем три из них – они помогут потренировать произвольное внимание и гармонизировать реакции тела при подготовке ребенка к школе.
Сосиска, кетчуп, кока-кола
Все участники (хорошо играть группой от двух до шести человек) встают в ряд лицом к ведущему. Тот объясняет язык игры: сосиска — прыжок вперед, кетчуп — прыжок назад, кока-кола — прыжок на месте. Дальше начинаем «собирать заказы», называя три элемента в любом количестве и любой последовательности.
Например: сосиска, кетчуп, кетчуп, кока-кола, кетчуп, сосиска (дети прыгают вперед, назад, назад, на месте, назад, вперед). Можно ввести штраф для тех, кто ошибается в действиях: например, отойти на два шага назад.
Когда три команды освоены, добавляем новые элементы: картошка фри — два приставных шага влево, лимонад — покрутиться на месте и т.д.
Синхронизация тела с поступающей командой — очень важный навык, который прокладывает мостик и к саморегуляции, и к ощущению себя в пространстве.
Мои дети не пьют колу и никогда не заказывают ее в кафе, и в игре ее упоминание их не тревожит. Если ваши дети более чувствительны к упоминанию еды, замените вредные сосиски и кока-колу на кефир и запеканку, базилик и клубнику, рыбий жир и апельсины — главное, чтобы связь действий с продуктами питания была явной.
Игра в переполох
Играть можно как «панельно» (ведущий перед рядом остальных игроков), так и в круге (ведущий в центре круга). Ведущий бросает мяч то одному, то другому игроку, называя его имя. Если имя названо правильно — игрок ловит мяч, если нет — игрок говорит «переполох!», и тогда задача всех, кроме ведущего, как можно скорее «перемешаться», поменяться местами.
Тот, кто поймал мяч с неправильным именем, сам становится ведущим.
Ирландская дуэль
Участники разбиваются на пары. Правая рука каждого дуэлянта превращается в меч (вытягиваем указательный палец), левая — в уязвимое место (раскрытая ладонь прячется за спиной, на уровне поясницы). В течение минуты каждый игрок должен коснуться указательным пальцем ладони противника и постараться не дать противнику «уколоть» свою ладонь.
Как готовиться к школе с помощью… тела
Если очень хочется пройтись по детской дошкольной программе, постарайтесь сделать это в стиле естественнонаучной лаборатории. Только телом ребенок может полноценно понять и прочувствовать окружающий его мир. Поэтому работайте по возможности с живыми предметами, а не с картинками и электронными «говорилками».
Как сравнивать предметы
Классическая задачка для поступающих в первый класс — сравнить похожие предметы. Сравни яблоко и грушу. Сравни арбуз и тыкву. Сравни березу и ель.
Вы идете в магазин и покупаете грушу и яблоко. Приносите домой, кладете на стол. Предоставляете вашему коллеге подробно и придирчиво описать внешний вид этих плодов, пощупать кожицу, взвесить на руке.
Разрежьте плоды и попробуйте на вкус. Оценивайте не только кислоту и сладость, но и зернистость груши на языке, твердость яблока, запах. Затем все это зафиксируйте на бумаге.
То же самое проделайте с тыквой и арбузом, а потом отправляйтесь в парк и обследуйте два разных дерева — пусть до леса придется ехать полчаса на автобусе, разок можно потратить время на такую важную академическую задачу.
Хотите перечислить десять африканских животных — отправляйтесь в зоопарк или в цирк. Одно такое упражнение принесет больше пользы, чем ежедневная систематическая зубрежка этих стандартных сравнений.
Как изучать состав числа
Математика постигается телом. Возьмите двадцать одинаковых по размеру бусин, пуговиц или камешков. Положите ребенку на ладонь один предмет, дайте его помять в руке. Потом — два, потом — пять.
Дальше играйте так: быстро берите в горсть небольшое количество предметов, затем кладите ребенку в ладошку и спрашивайте: сколько? Пусть он щупает, взвешивает, пусть телом почувствует, чем два отличается от пяти.
Потом дайте потрогать двадцать — это будет микрошок. А если вы сможете показать или дорисовать на листе ватмана тысячу таких же элементов — ребенок сделает первый шаг к тому, чтобы никогда не путаться в разрядах. Раз ощутив эту разницу физически, ты уже никогда не забудешь, насколько тысяча отличается от десятка.
Как развивать речь ребенка перед школой
Сложно представить себе развитие речи без диалога. Но вот ведь странная штука, мы практически не бываем в диалоге с нашими детьми. Ты ел? Да. Спать хочешь? Нет. Ты разбил чашку? Я.
Все это — не диалог, а допрос. Родитель задает вопросы, не способные «зацепить» ребенка. Потому и речь ребенка становится односложной и бесцветной. То, что дети бормочут себе под нос, пока качаются на качелях или бродят по саду, — в разы ярче.
Открытые вопросы
Тренировать речь ребенка нужно через эмоции. Попробуйте составить список вопросов, которые вызовут эмоциональный отклик у ребенка, и постарайтесь обсудить в свободные минуты — по пути в поликлинику, перед сном, во время приготовления завтрака.
Что ты выберешь – и почему?
Еще одна очень полезная игра на стыке смыслов и эмоций: развивает не только мышление и речь, но и умение чувствовать себя и устанавливать границы. Задавайте ребенку вопрос: то или это? Ты выбираешь кашу или хлопья? Лето на даче или лето в городе? Велосипед или самокат? Читать сказки или читать комиксы? Есть суп, потом котлету, или котлету, потом суп?
И всегда задавайте следуюший вопрос — почему. Расскажи, почему сначала суп — просто так привычнее? А почему вдруг лето в городе?
Старайтесь не договаривать за ребенком и не предлагать ему вариантов, пока он не впадет в явный ступор. Иногда нам нужно время, чтобы понять, почему мы выбрали вишню вместо клубники или коктейль вместо мороженого. Но потом оказывается, что здесь как раз и показывает себя наша личность — наш вкус, воспоминания, уникальные ассоциативные ряды.
Когда ребенок созреет — пусть спрашивает вас. Эта игра, такая простая на первый взгляд, очень увлекательна. Мы с детьми играем в нее вот уже много лет, и нам никогда не бывает скучно, потому что меняемся и мы, и наши интересы. А развивать речь, конечно, можно только тогда, когда говоришь о том, что тебе близко.
Как лучше всего заниматься подготовкой к школе с ребенком
Если вы хотите чему-нибудь поучить ребенка, лучше всего делать это через гибкие и эмоциональные комплексные уроки.
Темой урока может быть любой простой предмет или явление. Условие одно: тема занятия должна быть доступна ребенку на чувственном уровне. Это может быть яблоко или груша, которые можно прямо сейчас потрогать или съесть, или дерево, которое можно увидеть за окном, потом выйти на улицу и потрогать, или это может быть мороз, который вот уже который день не уменьшается.
Урок строим из модулей, возможных ходов и заданий, которые вы выбираете по настроению. Например, тема урока — береза. Сначала вы идете на улицу и находите там пять берез. Среди них выбираете самую большую и старую, самую молодую, самую толстую, самую удобную для залезания.
Потом придумываете десять прилагательных, которыми можно описать березу, и еще десять — таких, чтобы описывали настроение березы, ее характер. Береза может быть и грустная, и задумчивая, и веселая, и лукавая, и вредная (если ветками старается хлестнуть лицо. ).
Потом вы предлагаете ребенку вспомнить стихи или сказки про березу. Вы вспоминаете, какие деревья окружают ее в лесу, на всякий случай вспоминаете несколько таких, которые ее окружать не могут (пальма? кипарис?).
Дальше вы приходите домой и изображаете березу в нескольких техниках: делаете панно из пластилина, рисуете карандашом, складываете из бумаги…
Напоследок напишем буквами слово «береза», поищем к нему рифмы, посвятим березе короткий импровизированный рассказ…
Если останутся силы, можете придумать и решить десять примеров о том, сколько лет растет береза, сколько листочков сорвал с нее осенний ветер и сколько саженцев собираются посадить садовники у вас под окнами.
Если вам понравятся комплексные уроки, старайтесь заранее придумать тему и собрать все, что нужно к следующему уроку, в одну волшебную коробку: пусть в ней с вечера окажутся пластилин и краски, пара предметов, которые вы изучаете, уже найденные стихи, несколько шумовых музыкальных инструментов, чтобы аккомпанировать себе во время исполнения песни об изучаемом предмете…
Консультация для родителей «Как провести лето перед школой?»
С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына и дочери. На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни. Поэтому следует постараться подготовить ребенка к школе, облегчить ему трудный переход к новой деятельности.
А впереди у вас прекрасное солнечное лето.
Время отдыха, укрепления здоровья, закаливания, путешествий, интересных событий. Проведите это последнее «вольное» лето с удовольствием!
Формируйте у ребенка больше позитивных ожиданий от встречи со школой, положительный настрой — залог успешной адаптации ребенка к школе. Используйте благоприятные природные факторы — солнце, воздух и воду — для укрепления организма будущего школьника.
Лето длится три месяца. Многие родители считают, что успеют за это время наверстать упущенное — научить ребенка читать, считать и т. д. Не повторяйте этих ошибок. Летом ребенок должен отдыхать!
А закреплять полученные в детском саду навыки гораздо интереснее на примере окружающей природы. Например, пусть ребенок попробует сосчитать муравьев в муравейнике, понаблюдать за изменениями в природе, измерить глубину ручья.
Необходимо продумать, как ваш ребенок проведет летние месяцы. Отдых должен быть разнообразным, но не слишком утомительным. Примерно дней за 10 до начала занятий в школе ребенку следует быть уже дома, в привычной обстановке.
Постарайтесь за лето закалить ребенка, укрепить его здоровье. Помните о том, что малейшие недомогания, хронические простудные заболевания и даже незалеченные зубы могут стать причиной повышенной утомляемости ребенка с первых шагов в школе, причиной его отставания на занятиях и даже нежелания ходить в школу.
Постарайтесь все основное для школы приобрести заранее. Лучше, если при этом вы о чем-то посоветуетесь с ребенком, вызовете у него радостные эмоции в связи с предстоящим учением.
Примерно за 2 недели до начала учебного года следует изменить режим дня ребенка, максимально приблизить его к тому, который будет у него, когда он начнет учиться. Особое внимание при этом надо обратить на сон ребенка. Укладывать спать не позже 9 часов вечера
Если вы летом хотите заняться со своим ребенком, занятиям следует уделять не более 2-х часов, с обязательными перерывами в 10-15 минут. Не надо заставлять ребенка много читать и писать.Следует больше уделять времени общеразвивающим занятиям: укреплять руку ребенка с помощью рисования,несложных заданий в черчении: развивать речь ребенка, обучая его давать полные ответы, составлять законченные предложения и рассказы; закреплять устный счет «вперед» и «обратный» и т. д.
Самое главное,если вам удастся создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности.
Приближается лето, и родители, главным образом, сосредоточены на вопросе организации летнего отдыха для своего ребенка. Независимо от того, идет ваш ребенок в школу или еще нет, его необходимо оздоровить. Не стоит пытаться усадить будущего первоклассника за стол раньше времени, тем более, когда на улице отличная погода для того,чтобы гулять: бегать, прыгать, купаться в водоемах и строить песочные замки. Свежий воздух, двигательная активность и рациональное питание – важнейшие факторы здоровья – способствуют всестороннему развитию человека. Недаром две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!».
Для более убедительной аргументации вспомним также, что по статистике более 90% школьников имеют одно или два хронических заболевания.Наиболее распространенными являются:
— заболевания органов зрения. Чаще всего детские глаза страдают от близорукости. Согласно подсчетам, очки «для дали» носит каждый пятый ученик младших классов и почти половина старшеклассников;
— нарушения осанки наблюдаются у 8 из 10 школьников.
Стоит также учитывать и тот факт, что обучение в школеможет быть сопряжено для ребенка со всевозможными стрессами: необходимо усваивать и подчиняться школьным правилам поведения и распорядку дня, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, выполнять задания и просто пребывать определенное время вне маминого (папиного, бабушкиного) присутствия.
Поэтому занимайтесь с ребенком как можно больше в игровой форме на свежем воздухе,направив свои усилия на развитие у него познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Вместе с ребенком можно заучивать стихотворения, загадывать друг другу загадки, придумывать нетрадиционные варианты использования знакомых предметов,поиграть в игры: «Съедобное – несъедобное», «Крокодил» и пр. Уделите также внимание психологической подготовке своего чада к школе.
Ниже приводятся в качестве примера несколько упражнений на развитие познавательных психических процессов, которые не требуют особой подготовки и специального рабочего места.
Упражнения на развитие внимания «Сосчитаете ли?»
Набираете такие предметы, которых много под руками. Это могут быть камешки, ракушки, палочки, шишки и т. д. Раскладываете их беспорядочно один за другим.Пусть они легли так: камешек, ракушка, камешек, шишка, камешек, камешек, ракушка…
Нужно узнать, сколько всего камешков, ракушек и т. д.,но считать можно только следующим образом: первый камешек, первая ракушка, второй камешек, первая шишка, третий камешек, четвертый камешек, вторая ракушка…
Это упражнение развивает сосредоточенность, распределение и устойчивость внимания «Дрессированная муха»
Для этого упражнения используется лист бумаги, расчерченный на 16 клеток, изображение мухи или пуговка (игровая фишка, которая будет символизировать это насекомое. Но можно расчертить 16 клеток и на песке, и в качестве мухи использовать камешек или ракушку.
Поместите вашу «муху» на любую клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того, как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз, ребенок должен показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано, верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.
Сядьте или станьте с ребенком друг напротив друга.Один из вас совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой – «зеркало» первого.
Для начала можно ограничиться движениями рук,но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и др. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если «зеркало» сумело продержаться нужное время, оно получает один балл. Выигрывает набравший большее количество баллов.
Упражнения на развитие памяти «Все помню»
Играть можно всей семьей или вдвоем с ребенком. Оговаривайте тему, на которую будут говориться слова (города, растения, животные и т. п.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и добавить свое. Третий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Допустивший ошибку выбывает из игры.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Перед ребенком раскладывают несколько предметов или картинок. Он рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Упражнение на развитие воображения «Пять точек»
На листе бумаги без всякого порядка нарисуйте пять точек. Предложите ребенку нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.
Упражнение на развитие мышления «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку серию из четырех слов. Предложите определить, какое слово по смыслу является лишним.Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
За летний период будущие ученики должны качественно отдохнуть, набраться здоровья и сил, чтобы не болеть во время школьных занятий. Мама и папа должны подумать о хорошем отдыхе еще в самом начале лета, а в августе уже нужно начинать непосредственно подготовку к школе. От физического состояния ребенка зависит и то, как он будет успевать в школе, и его эмоциональное состояние. Самое главное, это настроение ребенка, а в этом ему помогут только любящие родители, необходимо всегда уделять внимание своим детям, даже если от этого страдают ваши домашние дела. Приучая ребенка вести здоровый образ жизни, Вы поможете ему не только адаптироваться к школьной жизни, но и в дальнейшем взрослении.
Чем можно занять будущего первоклассника на отдыхе:
• делать аппликации, коллажи из природного материала;
• узнавать названия новых растений и животных, рассматривать их и запоминать;
• вместе сочинять стихи;
• побуждать ребенка знакомиться с новыми друзьями, больше общаться с ними, играть в подвижные игры;
• вместе читать интересную познавательную детскую литературу;
• составлять короткие рассказы на заданную тему, придумывать сказки;
• больше бывать на природе, научиться плавать!
Такое лето запомнится всей семье, а полученные от общения с природой силы и знания послужат хорошей стартовой площадкой в сентябре, пригодятся ребенку в новом учебном году.
Консультация для родителей «Как провести лето с ребенком» Лето – время отдыха и особенно этой поре радуются дети. Многие родители задумываются, чем занять дошкольника летом, как организовать его.
Консультация «Что стоит сделать летом перед школой?» Рассказать о школе. Вспомните, какие веселые и интересные истории происходили с вами в школе, и расскажите их ребенку (конечно, не про прогулы.
Консультация «Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?» Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда.
Консультация для родителей «Как провести 23 февраля дома» Консультация для родителей «Как провести 23 февраля дома» Ни для кого не секрет, что главное для любого праздника – не подарок, а настроение.
Консультация для родителей «Как провести 8 Марта дома» Консультация для родителей «Как провести 8 Марта дома?» Как можно провести праздник 8 Марта для дошкольников дома? Если в вашем окружении.
Консультация для родителей «Как провести лето перед школой?» Консультация для родителей «Как провести лето перед школой?» Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель МБДОУ детский сад №176.
Консультация для родителей подготовительной группы «Как провести лето перед школой?» Консультация для родителей подготовительной группы «Как провести лето перед школой?» С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное.
Консультация для родителей подготовительной группы «Как провести лето перед школой?» Консультация для родителей подготовительной группы «Как провести лето перед школой?» С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное.
Консультация «Нужно ли перед школой исправлять звуки?» Речь в статье пойдет не о детях с дизартрией («с кашей во рту», как говорят в народе) у которых не только нарушено звукопроизношение, но.
Памятка для родителей «Как преодолеть страх перед школой» Памятка для родителей «Как преодолеть страх перед школой» Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими.
Подготовка к школе: практические советы родителям
Узнайте, как правильно подготовить ребенка к школе, и решите несколько логических задач для дошкольников от ЛогикЛайк.
На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?
В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.
Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания
1. Физическое развитие
С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.
Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.
Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.
2. Психологическое развитие
Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?
1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.
Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.
Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.
2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.
Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.
3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.
Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.
Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.
3. Интеллектуальное развитие
Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.
Что именно нужно делать?
1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.
2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.
3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.
Каким образом?
Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.
Где искать задачи?
10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?
Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.