Чем занять ребенка с года до двух лет
20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет
Как вырастить умного ребенка? Игры на внимание: прятки и игры с платочком
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы» знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте — и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.
От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, — и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить младенцу, чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?
Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.
А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?
После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.
4 игры на внимание для детей 1-2 лет
Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в «Ку-ку!» очень даже развивающая. Мама говорит «ку-ку», а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).
Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.
Игра «Где же ручки?». Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: «Где же ручки? Нет ручек!». В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: «Вот они!». Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.
Игра «Угадай, в какой руке». Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.
Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?
Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. «Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет. А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто. Где же Дима?» Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.
Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.
16 развивающих игр с платочком
Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.
Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.
Хоровод с платочками. Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность — не выпустить из руки уголок платка.
Передаем платочек по кругу. Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.
Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим «спасибо», поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим «пожалуйста».
Другой уровень сложности. Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.
Возьми платочек. Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.
Достань платочек. Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.
Другой вариант. Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.
Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.
Игры на сворачивание платочков по образцу. Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.
Прятки с платочком. Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.
Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.
Другой вариант. Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.
Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.
«Угадай, что я в платочек завернула». Задача ребенка — определить знакомый ему предмет на ощупь.
Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. «Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет».
Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.
«Ветерок». Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.
Узелки. Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)
Куколка. Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.
Другой вариант. Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.
Птичка. Сверните платочек по диагонали — получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок — получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!
Бабочка. Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?
Человечек. Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.
Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно — мы развлекались, играя с носовым платком.
Чем занять и увлечь ребенка в 1 – 2 года
В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.
Как развлекают младенца
Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.
Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся музыкальным мобилем или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.
Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года
В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?
Творческие занятия с малышами от 1 года – рисование пальчиковыми красками
Лепим из теста для лепки
Игрушки для ребенка 1-2 года
Чем занять ребенка
«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)
Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.
Игры с КРУПОЙ для самых маленьких
Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.
Подведем небольшой итог.
Читаем далее: Воспитание ребенка до года: советы родителям, игры и игрушки >>>
5 способов занять ребенка без игрушек (часть 1)
6 способов занять ребенка без игрушек (часть 2)
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Чем занять детей в 1-2 года: лучшие игры и развлечения для маленького ребенка
Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.
Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.
Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.
Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.
Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.
Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.
Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры
В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.
Какие игры родители могут предложить малышу?
Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры
Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.
Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?
Совместные и самостоятельные игры нужно чередовать, однако не стоит стараться занимать каждую свободную минуту детского времени. Разрешите своему чаду немного поскучать, «полодырничать» и дайте возможность самому придумать себе занятие. Готовые игры могут затормозить творческое развитие крохи и снизить его познавательную активность.
Как развивать ребенка от 1 года 9 месяцев до 2 лет: игры и занятия
Интеллектуальное, творческое, физиологическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка в период от 1 года 9 месяцев до 2 лет.
Любовь Павлова кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Период от 1 г. 9 мес. до двух лет — новый этап в развитии вашего крохи. Малыш не только узнает много нового, он учится по-новому мыслить. От компетенции родителей будет зависеть, насколько продуктивно пройдут эти месяцы его взросления, насколько его раннее детство будет эмоционально обогащенным, ярким и достаточным.
От простого к сложному
Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит объективно оценить достижения малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Для оценки воспользуйтесь показателями развития этого возраста. Спустя три недели нужно провести тест повторно.
Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это значит, что пока не нужно переходить к новым, более сложным задачам. Дети 2-го года очень индивидуальны в своих возможностях, а бережное отношение к малышу — первое условие успеха в этом нежном возрасте. Кроме того, необходимо разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии или в какой-то ошибке со стороны родителей. Как бы то ни было, ребенок не должен чувствовать себя отстающим. Идя на поводу у своего желания во чтобы то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в раннем возрасте способствовать формированию у него заниженной самооценки «неудачника». Лучше для выяснения причин проконсультироваться со специалистами в области раннего детства.
Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при этом черты поступательного развития от простого к сложному.
Социальное развитие ребенка
В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет ребенок как бы «оттачивает» то, чем овладел в предыдущий микропериод. Ведущие линии — сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие — обогащаются более сложным содержанием. Особую значимость приобретает социальное развитие. Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого («можно», «нельзя»), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, «Зайка на улице ел снег — заболел. Этого делать нельзя». Или «грязные руки надо вымыть», надо сказать: «до свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки. К ребенку приходит понимание слова «надо», он начинает действовать по логике человеческого поступка.
Поведение малыша к двум годам начинает быть более управляемым «со слова» взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно поступают правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви. Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. «Я так на тебя обиделась, что не хочу с тобой водиться», — самый «страшный» приговор взрослого. Кроха не хочет потерять дружбу с родителями — на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это качественно новый поворот в социальной практике малыша двух лет. Взаимоотношения с взрослым обогащаются, эмоционально усиливаются на основе высоких чувств, таких, как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, привязанность, сострадание, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.
Социальное развитие на основе добрых чувств возникает не спонтанно, без усилий со стороны взрослых. Развитие социальных отношений между ними и маленьким ребенком зависит от их педагогической компетентности. При этом нужно иметь в виду, что социальное развитие малыша ведет за собой и все другие линии: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, умственное и физическое развитие.
Столь интенсивному вхождению в мир человеческих отношений способствует дальнейшее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции головного мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание.
Неслучайно в столь небольшой период — от 1 года 9 мес. до 2 лет — у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками): оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возраста уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается.
Благодаря этим изменениям в ориентировочной сфере, поведение ребенка становится еще более выразительным, повышается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном этапе ведущей.
Новые игры с ребенком
Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает выполнять целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку повышенной сложности (по сравнению с занятиями более раннего периода).
Значительно усложняются действия соотнесения предметов по форме.
Так, например, малыш способен подобрать крышку к коробке, учитывая ее форму. Если раньше он умел закрывать коробочки прикрепленными к ним крышками, то теперь кроха сам подбирает крышки к коробочкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной). Такие же действия он совершает и с пазлами различной величины и формы — вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Например, помещает в соответствующие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими пространство панельки. При этом двухлетний малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответствующей величины («большой» и «маленький»), а значит, выполнять задание на соотнесение предметов по величине и форме, ориентируясь одновременно на два свойства.
Малыш может справиться с заданием на соотнесение предметов по форме и величине, различая шарики красные большие и шарики красные маленькие, кубики желтые маленькие и кубики желтые большие и т.п. Такие задания выполняются с помощью игрушек «шароброс» или «занимательная коробка» с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.
Значительно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться самостоятельно собирать пирамидку из 2 — 3 крупных колец, ориентируясь в начале на цвет, а затем — на систему величин в сочетаниях большой-поменьше-маленький или маленький-побольше-большой. Налицо явное усложнение по сравнению с предыдущим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения или увеличения их, выбирая из трех величин. К слову, это задание подводит его к пониманию числа, ведь каждое последующее число на 1 единицу больше или меньше предыдущего. Подбирая последовательный ряд колец по возрастающей величине, ребенок практически познает увеличение в системе счета. Конечно, в этом возрасте он еще не овладевает счетом как таковым, но на чувственной ориентировочной основе уже начинает познавать зависимость между величиной и количеством. Это чисто практическое познание при действиях с предметами (игрушками).
Малыш выполняет задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. Например, выбирает из общей коробки с разными игрушками только шарики или только грибочки, елочки и т.п. Затем среди этого множества выделяет предметы отдельными свойствами по просьбе взрослого. Например: «Сделай пирамидку из маленьких красных колечек, а потом из маленьких зеленых и т.д. Или: «Покажи, где большие елочки (грибочки), а где маленькие елочки (грибочки)?» Если дитя не справляется, взрослый помогает, показывает, поясняет. Важно, чтобы пояснение совпадало с действием.
Малыш по-новому занимается и со сборно-разборными народными игрушками — матрешками, яичками, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.), например самостоятельно раскрывает матрешку, находит меньшую; с помощью взрослого вновь соединяет соответствующие части, а затем вкладывает малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок познает в этой игре объективные реалии, соотношения в системах «часть — целое» и «большой — малый» (малый предмет можно вложить в большой, а не наоборот).
Подобные дидактические игры с предметами помогают формировать интеллект, аналитико-синтетические связи в коре головного мозга ребенка. Через анализ и синтез, сравнения и обобщения в практическом действии дитя «учится» жить в окружающем его мире. В этом и заключается накопление «практического опыта», который значительно расширяется у ребенка к концу второго года жизни.
Из приведенных выше примеров видно, что на этом этапе малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в объемных (шар, куб, параллелепипед — «кирпичик», призма — «крыша»). Мало того, дитя узнает фигуры на картинках. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотой (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу — другому во вред. Но можно приобрести плакат алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки. Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом — и согласными (м, б, п, в, и другие), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.
Формируем интеллект
Новым в воспитании и развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2 лет можно считать не только более широкое ознакомление с окружающим, но и усвоение каких-то более обобщенных понятий, например, слово «дом» как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Неслучайно в этот период дитя любит сооружать «домики» из всего, что есть под рукой: диванных подушек, больших коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово «еда» («есть»): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка — молочко, мясо; птичка — зернышки, червячков; коровка — травку; собака — косточку и т.п.
Малыш усваивает, что все живые существа передвигаются, едят, смотрят, любят солнышко и т.п. Малыш узнает не только отдельные предметы и живых существ на предметных картинках, но и с интересом рассматривает сюжетные картинки, узнает на них то, что видел в действительности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш успешно соотносит его с реальностью. Это значит, что картинка для него начинает выполнять «знаковую», т.е. символическую функцию!
Картинку не следует рассматривать только, как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинками — одно из действенных средств развития речи и мышления. В 2 года малыш может не только продуктивно рассматривать достаточно детализированные изображения (картинки, иллюстрации), но и выполнять более сложные умственные действия: на подбор, группировку, классификацию изображений — по просьбе взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. Например: «Посмотри, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Правильно — варежки! Где варежки нарисованы, покажи! Правильно!» И далее взрослый разворачивает ход своих мыслей: «Сапожки — на ножки, чтобы они не замерзли. Шапку? Правильно, на головку», и т.д.
Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинках (рисунках, иллюстрациях) способствует началу элементарного развития символической функции мышления, формированию интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности и этому способствуют занятия с картинками и картинами.
Нравится ли малышу заниматься с картинками?
1 Подробные рекомендации можно найти в методической разработке и дидактических материалах под общим названием «Раннее детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003 т.
В мире прекрасного
К двум годам дитя начинает не только осознавать, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. К нему приходит понимание изобразительных жанров (картины, рисунки, иллюстрации) как особой формы познания, раздвигающей рамки окружающего мира. Как это проявляется? Малыш не считает картинку игрушкой, не манипулирует ею, а именно рассматривает. Вместе с тем у ребенка возникает интерес к книге, книжным иллюстрациям. Дети этого возраста очень любят книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они постепенно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Однако это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к двум годам малыш начинает понимать сказки. Это так называемые бытовые сказки («Курочка — Ряба», «Колобок», «Теремок»), в которых персонажи действуют, как люди в быту.
Читать волшебные сказки ребенку двух лет не рекомендуется, потому, что в этом возрасте дети не понимают волшебных превращений, действий понарошку, как будто. Они воспринимают мир таким, каким видят перед собой. Им ближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых сказках про деда и бабу, Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих сказках разговаривают, одеваются в народные костюмы, поют, танцуют, и играют с крохой, потешают-веселят его, ласкают и. любят. Тепло, доброта, внимание — ребенок находит в сказке все эти эмоциональные составляющие.
Вот тем-то и прекрасен мир детства, что эмоционально расцвечен, в нем присутствует вся палитра красок, все цвета радуги. Он наполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя принимает как данность.
Экспериментирование продолжается
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины галоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это — самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие — игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружения.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу второго года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
Зеркало для взрослых
Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к себе их интерес, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задаче служат общение, занятия, игры, различные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного руководства, то малыш очень быстро набирает «высоту» в интеллектуальном и даже творческом развитии.
От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен осознавать, что подражание ему, или, как говорят ученые, имитация его действий — основа социализации ребенка. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и более сложные действия с предметами (способы, техника выполнения), а также поступки, касающиеся социального выбора.
В период 1 год 9 мес. — 2 года (2 года 3 мес.) в поведении ребенка можно наблюдать проявления феномена, который ученые назвали «ролью в действии». Что это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения — мамы, бабушки, няни, воспитателя, врача и т.д. Ребенка можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мама говорит по телефону, и т.п.
При этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его видит, т.е. социализируется по его образу и подобию. Если в начале второго года у малыша не было устойчивых привычек, а черты характера еще вырисовывались слишком слабо или вообще отсутствовали, то к концу второго года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в своем поведении, каким содержанием будет наполнена его жизнь в плане подражания. Детское «Я» обретает конкретное воплощение не только в собственной индивидуальности, но и прежде всего в этом содержании.
Слово за слово
Развитие речи остается по-прежнему одной из ведущих линий воспитания малыша. К двум годам активный словарь малютки возрастает в 10 раз по сравнению с 1 годом 6 месяцами.
При общении с малышом нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, о чем его просят или спрашивают. Развитию речевой активности способствуют вопросы «что это?», «где то-то?», «где такой же?», «как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)?», «куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?» и т.п. Их следует сочетать с поручениями: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.
Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша: за мишку нужно говорить более низким голосом, а за мышку — высоким, менять силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий персонажей. Например, «Курочка пошла за водичкой — цыплятки пить хотят». Или: «Куда Кисонька-Мурысенька поехала? На меленку! Зачем? За мукой! Что она хочет? Правильно! Прянички напечь». Такой прием — использование вопросов и ответов за ребенка — необходим, если малыш затрудняется. Он оживляет занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из «трудного положения».
Новое в развитии речи ребенка от 1 года 9 мес. до 2 лет — умение строить предложение из 2-3 слов. Однако последнее удается не каждому малышу, потому что речевые возможности детей очень индивидуальны.
Взрослые должны давать правильные образцы краткого построения фразы («машина едет», «кошка идет», «собака бежит» и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед глазами крохи. После этого нужно спрашивать ребенка о предмете наблюдения или о том, что делает тот или иной живой объект. Поощрять его попытки повторить за взрослым.
В возрасте от 1 г. 9 мес. до 2 лет у ребенка продолжается активное взаимодействие с окружающим миром, расширяется кругозор, формируется мышление, развивается речь. По-прежнему большое значение имеют развивающее общение, дидактические занятия и игры с малышом. Какие же задачи при этом должны решать родители, какие материалы и методы они могут использовать?
Воспитание познавательной активности ребенка в процессе действий с предметами
Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины.
Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, — используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
Примерные игры и занятия с ребенком
Занятие с одноцветными пирамидками
Цель. Научить собирать пирамидку из 3-4 колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине.
Материал. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо — основа, для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки).
Варианты. Первые занятия следует проводить с 1 пирамидкой. Последующие — с 2 и 3 (4) пирамидками.
Интересен вариант занятия, когда со всех четырех пирамидок снимаются все колечки одновременно. Затем независимо от цвета их раскладывают по величине. Образовавшиеся «кучки» колечек одного размера, но разного цвета нанизываются на стержни. Получаются разноцветные пирамидки из колечек одной величины. На таком занятии взрослый учит ребенка одновременно замечать и величину, и цвет колечка.
Примечание. Занятия с пирамидками следует варьировать, подбирая различные интересные для малыша игровые задачи, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности.
Занятие с кубами и шарами
Цель. Учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства (цвет и форму). Развивать умение действовать с предметам округлой или угловатой формы (шарами, кубами).
Материал. Не менее 5 шаров и 5 кубов красного и синего цветов (у всех предметов одной формы одинаковый размер); коробка, в которой фигуры лежат вперемешку; лоток для скатывания шаров (его можно сделать из картона, загнув края ската и одним концом закрепив на каком-либо возвышении).
Варианты. Занятие можно усложнить, введя в игру шары разного цвета и вначале скатывать, например, красные шарики, затем — зеленые и т.п.
Занятие с бочатами
Материал. 3 разборных бочонка высотой 10-12 см, 7-9 см, 4-6 см (разница в величине должна соответствовать 3-4 см.) Самые мелкие (вкладываемые) фигурки должны быть не менее 3-3,5 см.
Занятие со звучащими игрушками
Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции. Учить определять предмет по тембру издаваемого им звука, называть предмет (колокольчик, бубен, барабанчик, деревянные ложки и др.).
Материал. Игрушки, издающие различные звуки (неваляшка, заводная лающая собачка, инерционная машинка, птичка-свистулька и др.), а также музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, барабанчик, деревянные и металлические ложки, балалаечка, металлофон и т.п.).
Игра-занятие с султанчиками
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.
Материал. Ленты красного и синего цветов по 3-4 шт. (длиной 30-40 см, шириной 3-4 см).
Примечание: для следующей подобной игры используются ленточки других цветов.
Игра-занятие «Цветные башенки»
Цель. Закрепить знания о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый); учить находить предмет, ориентируясь на два свойства (величину и цвет), находить идентичный. Учить действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали. Развивать инициативу, творческий подход при составлении конструкций из 2 — 8 деталей.
Материал. Набор из 8 парных конусов-вкладышей (колпачков) красного, зеленого, синего, желтого цветов. Вместо конусов можно использовать кубы, цилиндры.
Занятие с игрушками «Чудесный мешочек»
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность ладоней. Учить узнавать на ощупь скрытый от глаз предмет.
Материал. Яркий, красивый мешочек (приблизительно размером 30×40 см). Набор игрушек, различных по своим физическим свойствам: шарики и кубики, маленькая пластиковая машинка и пушистый цыпленок, деревянная лодочка и металлический самолетик, ленточка и деревянная ложка, металлический колокольчик и маленькая куколка, и т.п.
Предметы менее 3-4 см в занятие не включать. Если в наборе имеются игрушки, имитирующие овощи или фрукты, их необходимо закрепить на ленте. Малышу нужно пояснить, что они не настоящие, но если ребенок все равно желает «попробовать», лучше отказаться от игры с ними до 2,5 — 3 лет.
Строительная игра «Комната для матрешки»
Цель. Закрепить умение ребенка строить из кубиков и кирпичиков предметы мебели («столик», «стульчик», «кроватку», «диванчик», «креслице»). Включать постройки в более развернутый игровой сюжет («комната для матрешки»).
Материал. Строительный набор для игры за столом: 8-10 шт. деревянных кубов и кирпичиков.
Игра-занятие с трафаретами
Цель. Закрепить знания ребенка о цвете, дать представление о нем, как об одном из признаков предмета. Учить узнавать знакомые предметы не зависимо от их цвета — по контуру изображения (воздушный шарик, самолетик, цветок, ведерочко, флажок и т.п.).
Материал. Набор трафаретов знакомых ребенку предметов, узнаваемых по очертаниям. Набор листов цветной бумаги, которая легко укладывается стопочкой в трафарет.
Трафареты можно сделать из конвертов: на одной стороне конверта рисуется контур предмета и аккуратно вырезается. Затем в трафарет вкладывается стопка цветной бумаги, листы которой можно поочередно извлекать, при этом изображение на глазах малыша меняет свой цвет.
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим
Ознакомление с предметами домашнего обихода
Знакомить с предметами одежды мальчика (рубашка, штанишки, брюки) и девочки (платье, юбочка, кофточка, бантики).
В практических ситуациях учить узнавать предметы посуды: отличать чашку от стакана, тарелку от миски, чайник от кастрюли и пр.
Расширять ориентировку в предметах мебели, которые могут иметь разные внешние признаки, но одинаковое назначение (маленький детский стульчик и большой стул для взрослых). Учить ребенка ориентироваться в комнате: указывать на окно, дверь, потолок, пол, светильник. Закреплять представление о назначении комнат (спальня, столовая, ванная комната, туалет и т.п.).
Знакомить с постельными принадлежностями и их назначениями (матрас, подушка, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник).
Примечание. Привлекать малыша «в помощь» взрослому, предлагая игровые поручения; проводить целевые показы с большим набором различных предметов и способов их использования.
Закреплять знания детей о кошке, собаке, птичке, рыбке. Учить замечать вначале разные признаки животных (у птички — крылья, у кошки — лапы), а затем общие (у собаки и у кошки — глаза, лапы, нос, уши, хвост; а у птички и цыплят — лапки, глаза, клюв, крылья) и пр. Можно познакомить малыша с кроликом, отметить части тела животного и его особенности (длинные уши), объяснить, чем он питается (покормить кролика морковкой, капустой). В сельской местности — показать петуха, курицу, цыплят.
Инсценирование знакомых ситуаций с помощью игрушек
Расширять представления малыша о домашних животных и птицах с помощью игрушек (корова, лошадь, овца, гусь, коза, петух и т.д.). Разыгрывать с этими игрушками сценки, в которых реалистично отображать повадки, голосовые реакции животных, уход человека за ними.
На занятиях с куклой использовать все аксессуары кукольной одежды, мебели, посуды, постельных принадлежностей. Кроме обычных кукол желательно использовать набор кукол-петрушек и кукол «бибабо» (мальчик, девочка, бабушка, дедушка, зайчик, петушок и т.д.).
Продолжать расширять представления о предметах и их свойствах, закреплять понимание простейших причинно-следственных отношений при рассматривании предметных и сюжетных картинок.
Ввести новый вид картин — «настенные», отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет, например, «Дети пускают по ручейку лодочки», «Девочка кормит цыплят и курочек», «Мальчик строит из кубиков домик» и др., а также сериал картин из цикла «Времена года» («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») и пр.
При рассматривании картин развивать у малыша потребность выражать свои впечатления словом, внимательно слушать пояснения взрослого. Побуждать малыша рассказывать об изображенном на картине.
Знакомство с художественной литературой
Знакомить ребенка с произведениями, в которых отражены явления природы (А. Барто — «Снег», «Села птичка на окошко»; 3. Александрова — «Дождик»; О. Высотсткая — «Грибок» и др.), знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (например, А. Барто — «Я люблю свою лошадку», «Самолет построим сами», «Бычок» и др.; З.Александрова — «Девочки и мальчики прыгают, как мячики» из книги «Катя в яслях» и др.).
В 2 года познакомить малыша со сказками: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», использовать иллюстрации, а также показы персонажей плоскостного и кукольного театров.
Примерные игры и занятия с детьми
Игра-занятие с куклами Машей и Андрюшей
Варианты. На последующих занятиях разыгрываются сценки-сюжеты:
Это примерный перечень тем. Взрослый сам придумывает все новые и новые сюжеты с куклами и зверятами. В этих показах малыш — активный участник, а не созерцатель. Показы должны проходить эмоционально, с известной долей артистичности и игрового взаимодействия, в процессе диалога.
«Подарки для куклы Ляли и Петрушки» 2
Цель. Учить называть «подарок», изображенный на картинке. Закрепить представления о знакомых предметах, и их изображениях на картинках.
Материал. Набор знакомых малышу предметных картинок (мебель, одежда, посуда, игрушки, животные).
Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением предмета — в подарок кукле. Сюжет занятия разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора ребенка.
«Что купили для Алеши (имя ребенка)?»
Цель. Учить узнавать в изображении на картинке знакомые предметы из числа фруктов, называть их. Развивать мыслительные навыки (сравнение и обобщение).
Материал. Предметные картинки из серии «Фрукты» (яблоко, груша, виноград, банан, апельсин и т.п.), а также натуральные фрукты.
«На чем ты поедешь?»
Цель. Закрепить представления о средствах передвижения. Учить выбирать знакомые картинки (автомобиль, автобус, поезд и др. по просьбе взрослого) и называть их. Ввести новые картинки (самолет, грузовая машина).
Материал. Предметные картинки из серии «Транспорт».
«Для чего это нужно?»
Цель. Учить узнавать знакомые предметы домашнего обихода на картинке, называть словом, понимать их функциональное назначение. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов.
Материал. Серия картинок «Предметы домашнего обихода» («утюг», «щетка», «часы», «телефон» и пр.).
«Курочка-пеструшечка»
Цель. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов. Побуждать малыша к диалогической речи.
Материал. 5-6 предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы» («Корова», «Лошадь», «Коза», «Овца», «Утка», «Гусь» и др.).
1 Двухместные дидактические игрушки — это игрушки с двумя полостями для вкладыша. Например, в раскладывающийся бочонок можно вложить еще два, один из которых также раскладывается, а второй — нет.
2 Для занятий с картинками можно использовать наглядное пособие: Павлова Л., «Раннее детство: Развитие речи и мышления». Мозаика-Синтез, М., 2005.