Чем занять ребенка в год и восемь
Развитие ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев
В возрасте год и 8 (или 20 месяцев) уже можно говорить об индивидуальных особенностях и развитии ребенка как личности. До этого возраста, как правило, дети имеют примерно одинаковые способности, но теперь уже есть личные вкусы и предпочтения.
Общее развитие ребенка
Когда ребенку исполнился 1 год и 8 он уже должен испытывать естественное желание самоутвердиться и помочь окружающим. Поэтому необходимо приучать ребенка к уборке и домашним делам. Дайте ему возможность уже сейчас реализовать свой потенциал – 20 месяцев вполне подходящий для этого возраст. Он уже может уметь держать в руках легкую кружку или класть подушку на кровать. Ребёнок в состоянии запомнить, где лежат его игрушки, и может различать основные цвета.
В 1 год и 8 месяцев он может играть со сверстниками и начинает проявлять свой характер. Не стоит подавлять его индивидуальность, ведь в будущем ему нужно уметь отстаивать свою точку зрения.
Речевые способности ребенка
На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им.
Совет: общайтесь с ребенком как можно больше. При этом следует описывать окружающие предметы и обогащать эти рассказы различными эпитетами.
Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе. Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента. При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.
Совет: проговаривайте свои действия вслух. При этом используйте простые предложения но с разными частями речи ( существительными, глаголом и прилагательным.)
Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку ». Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками. Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.
На речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста. Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев.
Особенности питания ребенка в этом возрасте
Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.
А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые. Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши. Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.
Какие должны быть игры у ребенка в 1 год и 8 месяцев
Ребенок должен уметь самостоятельно бегать и избегать препятствия. Кроме того он не должен бояться подниматься по ступенькам.
Совет: общайтесь с ребенком в игровой форме. Он должен чувствовать внимание и заинтересованность со стороны родителей.
Совет: нельзя пренебрегать банальными развлечениями в виде пазлов или кубиков. Они чудесно влияют как на память и внимательность, так и на мелкую моторику рук.
Малыш в возрасте 1 год и 8 месяцев может уметь собирать пазлы без помощи взрослых (хотя стоит контролировать этот процесс из-за мелких предметов) и различать цвета. Помимо игр он должен уметь и находиться в воде.
Поэтому стоит использовать игрушки для ванной не только как развлечение, но и как дополнительную возможность для развития. Попросите малыша показать, как плавает уточка или плывет кораблик.
Развитие ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев: правильная организация режима дня и рациона питания
Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.
Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.
Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.
Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?
Физические параметры в год и восемь месяцев
Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.
Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.
Что умеет делать малыш
В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.
Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.
Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?
Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.
В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.
У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.
Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.
Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.
Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова — «мама», «дай», «му-му».
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.
Рацион питания
Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.
Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.
Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.
В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.
Примерное меню
Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.
На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.
На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.
На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.
На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.
Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.
Рецепты блюд
«Ежики» с рисом и овощами
Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.
Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.
Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.
Особенности гигиены и ухода
В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.
Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.
От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.
Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.
В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.
Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.
Режим дня и сна
В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день — 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.
Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем — необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим — возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.
Гулять необходимо не менее двух раз в день — утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность — желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.
Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.
Занятия с малышом
С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.
Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.
Игрушки
Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.
Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:
Чем развлечь ребенка дома в 1 год и 8 месяцев
Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.
Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.
Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.
Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?
Физические параметры в год и восемь месяцев
Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.
Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.
Физическое развитие
Малыш в 8 месяцев прибавляет порядка 0,5 кг в весе и полтора сантиметра в росте по сравнению с показателями прошлого месяца. При этом учитывайте, что для каждого малыша характерно персональное развитие. Показатели могут отличаться от стандартов. Примерные вес и рост ребенка в 8 месяцев указаны в данной таблице.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Масса тела | 6,9 – 10,7 кг | 6,3 – 10,2 кг |
Рост | 66,2 – 75 см | 64 – 73,5 см |
Обхват головы | 42 – 47 см | 40,7 – 46 см |
Обхват груди | 43,5 – 50 см | 43,7 – 48,3 см |
Еще раз отметим, что нормы развития ребенка могут различаться. Это зависит от наследственности и особенностях организма, от питания и активности крохи. Более подробная таблица прибавки веса и роста ребенка по месяцам представлена здесь.
Что умеет делать малыш
В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.
Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.
Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?
Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.
В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.
Восьмой месяц — развивающие игры для малыша
На прошлой неделе мы обсуждали физические упражнения для восьмимесячного малыша, подробно описали все умения и навыки, присущие в этом возрасте.
Надеюсь, у вас многое получается и ваш малыш неизменно радует своими маленькими, но очень важными достижениями. И если вы увидели, что в какой-то сфере у него есть сложности – просто вернитесь к предыдущим занятиям и упражнениям и отталкивайтесь от тех умений и навыков, которые у него уже есть.
Игра в жизни восьмимесячного малыша занимает все больше времени. Если вы правильно ведете себя с малышом, не отвлекаете от сосредоточенного манипулирования игрушками и даете ему поиграть самостоятельно по-своему, вы формируете крайне важную черту – сосредоточенность на деле и развитие внимания. Поэтому, если вы видите, что кроха увлечен чем-то – не мешайте и не отвлекайте, даже если режим требует своего. На 10 мин позже – это не страшно.
Итак, перейдем к развивающим играм для восьмимесячного малыша.
Башня
Отберите крупные пластмассовые кубики (6 шт) и предложите сидящему малышу: “Саша, давай построим большую – во-от такую – башню!” И покажите сами: проговаривая свои действия: “Вот один кубик, поставим на него другой, и еще другой… Вот какая башня у нас – высокая-высокая” – поднимаем ручки малыша вверх. Вы можете строить башню его руками, показывая, как надо ставить кубики. После постройки обязательно похвалите маленького строителя: “Саша молодец! Построил башню! Посмотрите, какая башня высокая!” Далее кубики можно отбирать по цвету и форме, сравнивать две разные башни и т.п.
Игра учит координации движений рук и глаз, соотносить предметы, выделять понятия “большой-маленький”, “высокий-низкий”, дифференцировать цвета.
Отдай мне!
Дайте малышу две-три игрушки, которые он может удержать в руке и пусть он поиграет с ними. Затем возьмите мишку и проговорите басом: “Саша, привет! Я – Мишка, топ-топ! Хочу твою машинку взять! Отдай мне!”- и с этими словами шутя и рыча он пробует потащить игрушку в свою сторону. Пусть ваш малыш уловит юмор и не расстроится. Можно Мишкой щекотать его, гладить.
Игра учит эмоциональному взаимодействию, развивает силу кисти рук.
Я хочу спать!
Малыша можно учить проводить действия с игрушками (укладывать их спать, будить их, кормить, играть, гулять и т.д.) Для начала вы демонстрируете модель поведения, например, ставите перед малышом кошечку и ее голосом “жалуетесь”, что хотите спать. Затем берете игрушечную кроватку и укладываете киску. Поете песенку (т.е. как вы сами укладываете своего кроху), укрываете одеялом и тс.с.
Подобные игры на бытовые сюжеты очень полезны и помогают малышу понимать весь процесс, быстрее учат социальным ролям. Хорошо развивается память, внимание, мышление и восприятие.
Перекладываем и бросаем
Эти два процесса одинаково увлекательны для малыша. В первом случае вам понадобятся 2 коробки: одна пустая, а другая – с игрушками. Покажите, как можно переложить по одной все игрушки в другую коробку и обратно. Обращайте внимание на понятия: “полная – пустая коробка”
Во втором случае учите малыша бросать игрушки в определенное место на небольшом расстоянии (в коробку, в круг, в корзинку) комментируя действия: “Ой, попал!” “Не попал!”
Развивается синхронность движений, их координация и согласованность.
Пошумим на кухне?
Малыши обожают на кухне исследовать мир вокруг себя. Если это безопасно для его здоровья – посадите в удобное место на полу (на коврике) и поставьте две кастрюльки разные по размеру вверх дном – пусть он постучит по ними деревянной ложкой. Затем переверните кастрюльки и дайте к ним соответствующие крышки — пусть малыш учится соотносить крышку и правильно накрывать соответствующую кастрюльку. Еще в кастрюльки можно играть по типу перекладывания игрушек в коробках. Вариантов игры много, придумывайте то, что ему окажется интересным.
Развивается музыкальность слуха, координация движений, мышление и восприятие.
А ну дотянись!
Восьмимесячный малыш начинает учиться вставать на ножки и делать первые шаги, держась за опору. Если он уже делает попытки – поощряйте его. Возьмите привлекательную игрушку и, удерживая его внимание на ней, медленно отодвигайте от него. Словами подбодрите и побудите его пойти за ней и достать ее. Только не перестарайтесь, чтобы терпение у малыша не кончилось раньше достижения цели.
Игра развивает настойчивость, помогает совершенствовать свои навыки, формирует уверенность в своих силах.
Ох уж это одевание-раздевание…
Во время этого процесса вам обоим будет легче, если вы научите малыша выполнению простых инструкций: “дай ручку… умничка! дай ножку – молодец!, держи рукав” и т.д. Процесс превращается в тесное взаимодействие с вами, приучает к конструктивному восприятию и выполнению просьб.
Поиграем с пирамидкой?
Покажите малышу стержень с одним кольцом (остальные кольца вы пока держите поодаль). Желательно, чтобы пирамида была не мелкая и кольца – удобные для захвата с большой дыркой. Теперь продемонстрируйте дырку в пластмассовом кольце: “Вот колечко, а это ды-ы-ы-ырочка! Ды-ы-ы-ырочка…” Возьмите пальчик его руки и обведите дырочку. Затем очень медленно на его глазах наденьте на стержень кольцо. Так повторите несколько раз. Через некоторое время вы можете спросить его, где дырочка? Малыш может посмотреть на дырку, протянуть ручку на ее место. Обязательно похвалите: “Правильно! Это дырочка. Какой Саша молодец!”
Ползу через туннель!
Если есть чистые картонные коробки, можно соединить их в один небольшой туннель. Приглашайте малыша поползти по нему за игрушкой или за вами из одного конца в другой. Эта игра помогает малышу понимать, что окружающий мир не исчезает за стенами туннеля, формирует чувство безопасности у малыша.
Рисую фломастером!
Покажите малышу, что фломастер или маркер может оставить на бумаге яркий след. Это очень удивляет малыша, он пытается повторить за вами, и даже пощупать и схватить этот след
Как развивать ребенка от 1 года 9 месяцев до 2 лет: игры и занятия
Интеллектуальное, творческое, физиологическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка в период от 1 года 9 месяцев до 2 лет.
Любовь Павлова кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Период от 1 г. 9 мес. до двух лет — новый этап в развитии вашего крохи. Малыш не только узнает много нового, он учится по-новому мыслить. От компетенции родителей будет зависеть, насколько продуктивно пройдут эти месяцы его взросления, насколько его раннее детство будет эмоционально обогащенным, ярким и достаточным.
От простого к сложному
Итак, ребенку 1 год 9 мес. Родителям стоит объективно оценить достижения малютки, ведь ребенок вступает в последнюю четверть 2-го года жизни. Для оценки воспользуйтесь показателями развития этого возраста. Спустя три недели нужно провести тест повторно.
Если малыш отстает по каким-то линиям развития, это значит, что пока не нужно переходить к новым, более сложным задачам. Дети 2-го года очень индивидуальны в своих возможностях, а бережное отношение к малышу — первое условие успеха в этом нежном возрасте. Кроме того, необходимо разобраться, в чем причина: в его замедленном развитии или в какой-то ошибке со стороны родителей. Как бы то ни было, ребенок не должен чувствовать себя отстающим. Идя на поводу у своего желания во чтобы то ни стало сделать из малютки вундеркинда, можно уже в раннем возрасте способствовать формированию у него заниженной самооценки «неудачника». Лучше для выяснения причин проконсультироваться со специалистами в области раннего детства.
Каждый триместр жизни имеет свои особенности, сохраняя при этом черты поступательного развития от простого к сложному.
Социальное развитие ребенка
В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет ребенок как бы «оттачивает» то, чем овладел в предыдущий микропериод. Ведущие линии — сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие — обогащаются более сложным содержанием. Особую значимость приобретает социальное развитие. Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого («можно», «нельзя»), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, «Зайка на улице ел снег — заболел. Этого делать нельзя». Или «грязные руки надо вымыть», надо сказать: «до свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки. К ребенку приходит понимание слова «надо», он начинает действовать по логике человеческого поступка.
Поведение малыша к двум годам начинает быть более управляемым «со слова» взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно поступают правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви. Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. «Я так на тебя обиделась, что не хочу с тобой водиться», — самый «страшный» приговор взрослого. Кроха не хочет потерять дружбу с родителями — на этом должно основываться его желание подчиняться и слушаться старших. Это качественно новый поворот в социальной практике малыша двух лет. Взаимоотношения с взрослым обогащаются, эмоционально усиливаются на основе высоких чувств, таких, как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, привязанность, сострадание, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.
Социальное развитие на основе добрых чувств возникает не спонтанно, без усилий со стороны взрослых. Развитие социальных отношений между ними и маленьким ребенком зависит от их педагогической компетентности. При этом нужно иметь в виду, что социальное развитие малыша ведет за собой и все другие линии: познавательное и речевое, этическое и эстетическое, умственное и физическое развитие.
Столь интенсивному вхождению в мир человеческих отношений способствует дальнейшее развитие центральной нервной системы, регулирующей функции головного мозга. Нейрофизиологи отмечают, что у малыша конца 2-го года интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Это те отделы, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы, формируют чисто человеческое восприятие окружающего мира, его отражение и познание.
Неслучайно в столь небольшой период — от 1 года 9 мес. до 2 лет — у ребенка резко возрастает, по сравнению с показателями начала года, время взаимодействия с предметами (игрушками): оно увеличивается в 4,5 раза. Большинство малышей (75%) этого возраста уже могут сосредоточиться на каком-либо практическом задании. При этом примерно в 2 раза увеличивается устойчивость действий, т.е. ребенок меньше отвлекается.
Благодаря этим изменениям в ориентировочной сфере, поведение ребенка становится еще более выразительным, повышается устойчивость, целенаправленность и избирательность предметной деятельности. Заметим, что последняя остается на данном этапе ведущей.
Новые игры с ребенком
Что нового привносится в предметную игру с дидактическими игрушками? Малыш начинает выполнять целую серию занятий на выбор, соотнесение и группировку повышенной сложности (по сравнению с занятиями более раннего периода).
Значительно усложняются действия соотнесения предметов по форме.
Так, например, малыш способен подобрать крышку к коробке, учитывая ее форму. Если раньше он умел закрывать коробочки прикрепленными к ним крышками, то теперь кроха сам подбирает крышки к коробочкам, сообразуясь с их формой (круглой, квадратной, треугольной). Такие же действия он совершает и с пазлами различной величины и формы — вначале с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Например, помещает в соответствующие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники, закрывая ими пространство панельки. При этом двухлетний малыш может отобрать от квадратиков кружочки и поместить их в отверстия соответствующей величины («большой» и «маленький»), а значит, выполнять задание на соотнесение предметов по величине и форме, ориентируясь одновременно на два свойства.
Малыш может справиться с заданием на соотнесение предметов по форме и величине, различая шарики красные большие и шарики красные маленькие, кубики желтые маленькие и кубики желтые большие и т.п. Такие задания выполняются с помощью игрушек «шароброс» или «занимательная коробка» с прорезями, подходящими по величине и форме. Подобные дидактические игрушки есть в продаже.
Значительно усложняются задания на выбор предметов по цвету и величине. Ребенок к двум годам может научиться самостоятельно собирать пирамидку из 2 — 3 крупных колец, ориентируясь в начале на цвет, а затем — на систему величин в сочетаниях большой-поменьше-маленький или маленький-побольше-большой. Налицо явное усложнение по сравнению с предыдущим микропериодом. Малыш усваивает систему, нанизывая кольца в последовательности уменьшения или увеличения их, выбирая из трех величин. К слову, это задание подводит его к пониманию числа, ведь каждое последующее число на 1 единицу больше или меньше предыдущего. Подбирая последовательный ряд колец по возрастающей величине, ребенок практически познает увеличение в системе счета. Конечно, в этом возрасте он еще не овладевает счетом как таковым, но на чувственной ориентировочной основе уже начинает познавать зависимость между величиной и количеством. Это чисто практическое познание при действиях с предметами (игрушками).
Малыш выполняет задания и на группировку предметов по форме, цвету, величине, осуществляя выбор из большего количества дидактических материалов. Например, выбирает из общей коробки с разными игрушками только шарики или только грибочки, елочки и т.п. Затем среди этого множества выделяет предметы отдельными свойствами по просьбе взрослого. Например: «Сделай пирамидку из маленьких красных колечек, а потом из маленьких зеленых и т.д. Или: «Покажи, где большие елочки (грибочки), а где маленькие елочки (грибочки)?» Если дитя не справляется, взрослый помогает, показывает, поясняет. Важно, чтобы пояснение совпадало с действием.
Малыш по-новому занимается и со сборно-разборными народными игрушками — матрешками, яичками, предметами-вкладышами (колпачками, кубами, цилиндрами и пр.), например самостоятельно раскрывает матрешку, находит меньшую; с помощью взрослого вновь соединяет соответствующие части, а затем вкладывает малый предмет в большой, закрывает матрешку. Ребенок познает в этой игре объективные реалии, соотношения в системах «часть — целое» и «большой — малый» (малый предмет можно вложить в большой, а не наоборот).
Подобные дидактические игры с предметами помогают формировать интеллект, аналитико-синтетические связи в коре головного мозга ребенка. Через анализ и синтез, сравнения и обобщения в практическом действии дитя «учится» жить в окружающем его мире. В этом и заключается накопление «практического опыта», который значительно расширяется у ребенка к концу второго года жизни.
Из приведенных выше примеров видно, что на этом этапе малыш, если с ним занимаются, свободно ориентируется как в плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник), так и в объемных (шар, куб, параллелепипед — «кирпичик», призма — «крыша»). Мало того, дитя узнает фигуры на картинках. Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотой (А. Зайцев, Л. Никитина и др.). Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу — другому во вред. Но можно приобрести плакат алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки. Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом — и согласными (м, б, п, в, и другие), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.
Формируем интеллект
Новым в воспитании и развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2 лет можно считать не только более широкое ознакомление с окружающим, но и усвоение каких-то более обобщенных понятий, например, слово «дом» как место, где живут люди; дом есть у собачки (будка), у мышки (норка), у белки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Неслучайно в этот период дитя любит сооружать «домики» из всего, что есть под рукой: диванных подушек, больших коробок, в пространстве под столом и пр. К этой же категории относится слово «еда» («есть»): ребенок ест хлеб, кашу, котлетку и т.п.; кошка — молочко, мясо; птичка — зернышки, червячков; коровка — травку; собака — косточку и т.п.
Малыш усваивает, что все живые существа передвигаются, едят, смотрят, любят солнышко и т.п. Малыш узнает не только отдельные предметы и живых существ на предметных картинках, но и с интересом рассматривает сюжетные картинки, узнает на них то, что видел в действительности. Пусть нет самого предмета, но есть его плоскостное изображение, и малыш успешно соотносит его с реальностью. Это значит, что картинка для него начинает выполнять «знаковую», т.е. символическую функцию!
Картинку не следует рассматривать только, как средство позабавить малютку. Игры-занятия с картинками — одно из действенных средств развития речи и мышления. В 2 года малыш может не только продуктивно рассматривать достаточно детализированные изображения (картинки, иллюстрации), но и выполнять более сложные умственные действия: на подбор, группировку, классификацию изображений — по просьбе взрослого и с его помощью, если малыш затрудняется. Например: «Посмотри, что будем надевать на прогулку? Шубку, шапку, шарфик, сапожки? Что еще? Правильно — варежки! Где варежки нарисованы, покажи! Правильно!» И далее взрослый разворачивает ход своих мыслей: «Сапожки — на ножки, чтобы они не замерзли. Шапку? Правильно, на головку», и т.д.
Узнавание знакомых предметов и сюжетов на картинках (рисунках, иллюстрациях) способствует началу элементарного развития символической функции мышления, формированию интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности и этому способствуют занятия с картинками и картинами.
Нравится ли малышу заниматься с картинками?
1 Подробные рекомендации можно найти в методической разработке и дидактических материалах под общим названием «Раннее детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003 т.
В мире прекрасного
К двум годам дитя начинает не только осознавать, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. К нему приходит понимание изобразительных жанров (картины, рисунки, иллюстрации) как особой формы познания, раздвигающей рамки окружающего мира. Как это проявляется? Малыш не считает картинку игрушкой, не манипулирует ею, а именно рассматривает. Вместе с тем у ребенка возникает интерес к книге, книжным иллюстрациям. Дети этого возраста очень любят книги-панорамы, создающие объемное изображение. Они постепенно отходят от книг-гармошек на картоне, которые воспринимались ранее как игрушки. Однако это приходит к малышу не спонтанно, а в процессе его целенаправленного ознакомления с окружающим по ходу воспитания и обучения. Неслучайно к двум годам малыш начинает понимать сказки. Это так называемые бытовые сказки («Курочка — Ряба», «Колобок», «Теремок»), в которых персонажи действуют, как люди в быту.
Читать волшебные сказки ребенку двух лет не рекомендуется, потому, что в этом возрасте дети не понимают волшебных превращений, действий понарошку, как будто. Они воспринимают мир таким, каким видят перед собой. Им ближе бытовые ситуации, которые описываются в потешках и первых сказках про деда и бабу, Мышку-норушку, и т.п. Животные в этих сказках разговаривают, одеваются в народные костюмы, поют, танцуют, и играют с крохой, потешают-веселят его, ласкают и. любят. Тепло, доброта, внимание — ребенок находит в сказке все эти эмоциональные составляющие.
Вот тем-то и прекрасен мир детства, что эмоционально расцвечен, в нем присутствует вся палитра красок, все цвета радуги. Он наполнен многоголосьем звуков, движением реалистического и воображаемого мира, который дитя принимает как данность.
Экспериментирование продолжается
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины галоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это — самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие — игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружения.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу второго года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
Зеркало для взрослых
Малыш нуждается во внимании взрослых и стремится вызвать к себе их интерес, что позволяет родителям взять под контроль его познавательную активность. Этой задаче служат общение, занятия, игры, различные показы с игрушками и экспериментирование. Если ребенку уделяется достаточное внимание в виде целенаправленного руководства, то малыш очень быстро набирает «высоту» в интеллектуальном и даже творческом развитии.
От взрослого требуется активная педагогическая позиция. Он должен осознавать, что подражание ему, или, как говорят ученые, имитация его действий — основа социализации ребенка. Взрослый выступает перед ребенком как объект для копирования. Малыш копирует все более и более сложные действия с предметами (способы, техника выполнения), а также поступки, касающиеся социального выбора.
В период 1 год 9 мес. — 2 года (2 года 3 мес.) в поведении ребенка можно наблюдать проявления феномена, который ученые назвали «ролью в действии». Что это такое? Это подражание действиям определенного взрослого из близкого окружения — мамы, бабушки, няни, воспитателя, врача и т.д. Ребенка можно попросить: покажи, как дедушка кашляет, как папа читает газету, как мама говорит по телефону, и т.п.
При этом ребенок не берет на себя роль. Он просто копирует взрослого таким, каким он его видит, т.е. социализируется по его образу и подобию. Если в начале второго года у малыша не было устойчивых привычек, а черты характера еще вырисовывались слишком слабо или вообще отсутствовали, то к концу второго года жизни это уже человек, имеющий собственные привычки и проявляющий себя как развивающаяся личность. Стоит задуматься, что отражает малыш в своем поведении, каким содержанием будет наполнена его жизнь в плане подражания. Детское «Я» обретает конкретное воплощение не только в собственной индивидуальности, но и прежде всего в этом содержании.
Слово за слово
Развитие речи остается по-прежнему одной из ведущих линий воспитания малыша. К двум годам активный словарь малютки возрастает в 10 раз по сравнению с 1 годом 6 месяцами.
При общении с малышом нужно строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознать, о чем его просят или спрашивают. Развитию речевой активности способствуют вопросы «что это?», «где то-то?», «где такой же?», «как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)?», «куда ушла курочка (уточка, куколка, кошечка)?» и т.п. Их следует сочетать с поручениями: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и т.п.
Общение с ребенком должно быть эмоциональным, смена интонационной выразительности голоса поможет поддерживать ориентировочную активность малыша: за мишку нужно говорить более низким голосом, а за мышку — высоким, менять силу голоса в зависимости от раскрываемого сюжета (громко, тихо). Как бы ни был мал ребенок, необходимо раскрывать ему мотивацию действий персонажей. Например, «Курочка пошла за водичкой — цыплятки пить хотят». Или: «Куда Кисонька-Мурысенька поехала? На меленку! Зачем? За мукой! Что она хочет? Правильно! Прянички напечь». Такой прием — использование вопросов и ответов за ребенка — необходим, если малыш затрудняется. Он оживляет занятие, помогает малышу сориентироваться в ситуации, выйти из «трудного положения».
Новое в развитии речи ребенка от 1 года 9 мес. до 2 лет — умение строить предложение из 2-3 слов. Однако последнее удается не каждому малышу, потому что речевые возможности детей очень индивидуальны.
Взрослые должны давать правильные образцы краткого построения фразы («машина едет», «кошка идет», «собака бежит» и т.п.), транслируя то, что разворачивается перед глазами крохи. После этого нужно спрашивать ребенка о предмете наблюдения или о том, что делает тот или иной живой объект. Поощрять его попытки повторить за взрослым.
В возрасте от 1 г. 9 мес. до 2 лет у ребенка продолжается активное взаимодействие с окружающим миром, расширяется кругозор, формируется мышление, развивается речь. По-прежнему большое значение имеют развивающее общение, дидактические занятия и игры с малышом. Какие же задачи при этом должны решать родители, какие материалы и методы они могут использовать?
Воспитание познавательной активности ребенка в процессе действий с предметами
Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины.
Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, — используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
Примерные игры и занятия с ребенком
Занятие с одноцветными пирамидками
Цель. Научить собирать пирамидку из 3-4 колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине.
Материал. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо — основа, для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки).
Варианты. Первые занятия следует проводить с 1 пирамидкой. Последующие — с 2 и 3 (4) пирамидками.
Интересен вариант занятия, когда со всех четырех пирамидок снимаются все колечки одновременно. Затем независимо от цвета их раскладывают по величине. Образовавшиеся «кучки» колечек одного размера, но разного цвета нанизываются на стержни. Получаются разноцветные пирамидки из колечек одной величины. На таком занятии взрослый учит ребенка одновременно замечать и величину, и цвет колечка.
Примечание. Занятия с пирамидками следует варьировать, подбирая различные интересные для малыша игровые задачи, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности.
Занятие с кубами и шарами
Цель. Учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства (цвет и форму). Развивать умение действовать с предметам округлой или угловатой формы (шарами, кубами).
Материал. Не менее 5 шаров и 5 кубов красного и синего цветов (у всех предметов одной формы одинаковый размер); коробка, в которой фигуры лежат вперемешку; лоток для скатывания шаров (его можно сделать из картона, загнув края ската и одним концом закрепив на каком-либо возвышении).
Варианты. Занятие можно усложнить, введя в игру шары разного цвета и вначале скатывать, например, красные шарики, затем — зеленые и т.п.
Занятие с бочатами
Материал. 3 разборных бочонка высотой 10-12 см, 7-9 см, 4-6 см (разница в величине должна соответствовать 3-4 см.) Самые мелкие (вкладываемые) фигурки должны быть не менее 3-3,5 см.
Занятие со звучащими игрушками
Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции. Учить определять предмет по тембру издаваемого им звука, называть предмет (колокольчик, бубен, барабанчик, деревянные ложки и др.).
Материал. Игрушки, издающие различные звуки (неваляшка, заводная лающая собачка, инерционная машинка, птичка-свистулька и др.), а также музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, барабанчик, деревянные и металлические ложки, балалаечка, металлофон и т.п.).
Игра-занятие с султанчиками
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.
Материал. Ленты красного и синего цветов по 3-4 шт. (длиной 30-40 см, шириной 3-4 см).
Примечание: для следующей подобной игры используются ленточки других цветов.
Игра-занятие «Цветные башенки»
Цель. Закрепить знания о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый); учить находить предмет, ориентируясь на два свойства (величину и цвет), находить идентичный. Учить действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали. Развивать инициативу, творческий подход при составлении конструкций из 2 — 8 деталей.
Материал. Набор из 8 парных конусов-вкладышей (колпачков) красного, зеленого, синего, желтого цветов. Вместо конусов можно использовать кубы, цилиндры.
Занятие с игрушками «Чудесный мешочек»
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность ладоней. Учить узнавать на ощупь скрытый от глаз предмет.
Материал. Яркий, красивый мешочек (приблизительно размером 30×40 см). Набор игрушек, различных по своим физическим свойствам: шарики и кубики, маленькая пластиковая машинка и пушистый цыпленок, деревянная лодочка и металлический самолетик, ленточка и деревянная ложка, металлический колокольчик и маленькая куколка, и т.п.
Предметы менее 3-4 см в занятие не включать. Если в наборе имеются игрушки, имитирующие овощи или фрукты, их необходимо закрепить на ленте. Малышу нужно пояснить, что они не настоящие, но если ребенок все равно желает «попробовать», лучше отказаться от игры с ними до 2,5 — 3 лет.
Строительная игра «Комната для матрешки»
Цель. Закрепить умение ребенка строить из кубиков и кирпичиков предметы мебели («столик», «стульчик», «кроватку», «диванчик», «креслице»). Включать постройки в более развернутый игровой сюжет («комната для матрешки»).
Материал. Строительный набор для игры за столом: 8-10 шт. деревянных кубов и кирпичиков.
Игра-занятие с трафаретами
Цель. Закрепить знания ребенка о цвете, дать представление о нем, как об одном из признаков предмета. Учить узнавать знакомые предметы не зависимо от их цвета — по контуру изображения (воздушный шарик, самолетик, цветок, ведерочко, флажок и т.п.).
Материал. Набор трафаретов знакомых ребенку предметов, узнаваемых по очертаниям. Набор листов цветной бумаги, которая легко укладывается стопочкой в трафарет.
Трафареты можно сделать из конвертов: на одной стороне конверта рисуется контур предмета и аккуратно вырезается. Затем в трафарет вкладывается стопка цветной бумаги, листы которой можно поочередно извлекать, при этом изображение на глазах малыша меняет свой цвет.
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим
Ознакомление с предметами домашнего обихода
Знакомить с предметами одежды мальчика (рубашка, штанишки, брюки) и девочки (платье, юбочка, кофточка, бантики).
В практических ситуациях учить узнавать предметы посуды: отличать чашку от стакана, тарелку от миски, чайник от кастрюли и пр.
Расширять ориентировку в предметах мебели, которые могут иметь разные внешние признаки, но одинаковое назначение (маленький детский стульчик и большой стул для взрослых). Учить ребенка ориентироваться в комнате: указывать на окно, дверь, потолок, пол, светильник. Закреплять представление о назначении комнат (спальня, столовая, ванная комната, туалет и т.п.).
Знакомить с постельными принадлежностями и их назначениями (матрас, подушка, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник).
Примечание. Привлекать малыша «в помощь» взрослому, предлагая игровые поручения; проводить целевые показы с большим набором различных предметов и способов их использования.
Закреплять знания детей о кошке, собаке, птичке, рыбке. Учить замечать вначале разные признаки животных (у птички — крылья, у кошки — лапы), а затем общие (у собаки и у кошки — глаза, лапы, нос, уши, хвост; а у птички и цыплят — лапки, глаза, клюв, крылья) и пр. Можно познакомить малыша с кроликом, отметить части тела животного и его особенности (длинные уши), объяснить, чем он питается (покормить кролика морковкой, капустой). В сельской местности — показать петуха, курицу, цыплят.
Инсценирование знакомых ситуаций с помощью игрушек
Расширять представления малыша о домашних животных и птицах с помощью игрушек (корова, лошадь, овца, гусь, коза, петух и т.д.). Разыгрывать с этими игрушками сценки, в которых реалистично отображать повадки, голосовые реакции животных, уход человека за ними.
На занятиях с куклой использовать все аксессуары кукольной одежды, мебели, посуды, постельных принадлежностей. Кроме обычных кукол желательно использовать набор кукол-петрушек и кукол «бибабо» (мальчик, девочка, бабушка, дедушка, зайчик, петушок и т.д.).
Продолжать расширять представления о предметах и их свойствах, закреплять понимание простейших причинно-следственных отношений при рассматривании предметных и сюжетных картинок.
Ввести новый вид картин — «настенные», отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет, например, «Дети пускают по ручейку лодочки», «Девочка кормит цыплят и курочек», «Мальчик строит из кубиков домик» и др., а также сериал картин из цикла «Времена года» («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») и пр.
При рассматривании картин развивать у малыша потребность выражать свои впечатления словом, внимательно слушать пояснения взрослого. Побуждать малыша рассказывать об изображенном на картине.
Знакомство с художественной литературой
Знакомить ребенка с произведениями, в которых отражены явления природы (А. Барто — «Снег», «Села птичка на окошко»; 3. Александрова — «Дождик»; О. Высотсткая — «Грибок» и др.), знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (например, А. Барто — «Я люблю свою лошадку», «Самолет построим сами», «Бычок» и др.; З.Александрова — «Девочки и мальчики прыгают, как мячики» из книги «Катя в яслях» и др.).
В 2 года познакомить малыша со сказками: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», использовать иллюстрации, а также показы персонажей плоскостного и кукольного театров.
Примерные игры и занятия с детьми
Игра-занятие с куклами Машей и Андрюшей
Варианты. На последующих занятиях разыгрываются сценки-сюжеты:
Это примерный перечень тем. Взрослый сам придумывает все новые и новые сюжеты с куклами и зверятами. В этих показах малыш — активный участник, а не созерцатель. Показы должны проходить эмоционально, с известной долей артистичности и игрового взаимодействия, в процессе диалога.
«Подарки для куклы Ляли и Петрушки» 2
Цель. Учить называть «подарок», изображенный на картинке. Закрепить представления о знакомых предметах, и их изображениях на картинках.
Материал. Набор знакомых малышу предметных картинок (мебель, одежда, посуда, игрушки, животные).
Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением предмета — в подарок кукле. Сюжет занятия разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора ребенка.
«Что купили для Алеши (имя ребенка)?»
Цель. Учить узнавать в изображении на картинке знакомые предметы из числа фруктов, называть их. Развивать мыслительные навыки (сравнение и обобщение).
Материал. Предметные картинки из серии «Фрукты» (яблоко, груша, виноград, банан, апельсин и т.п.), а также натуральные фрукты.
«На чем ты поедешь?»
Цель. Закрепить представления о средствах передвижения. Учить выбирать знакомые картинки (автомобиль, автобус, поезд и др. по просьбе взрослого) и называть их. Ввести новые картинки (самолет, грузовая машина).
Материал. Предметные картинки из серии «Транспорт».
«Для чего это нужно?»
Цель. Учить узнавать знакомые предметы домашнего обихода на картинке, называть словом, понимать их функциональное назначение. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов.
Материал. Серия картинок «Предметы домашнего обихода» («утюг», «щетка», «часы», «телефон» и пр.).
«Курочка-пеструшечка»
Цель. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов. Побуждать малыша к диалогической речи.
Материал. 5-6 предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы» («Корова», «Лошадь», «Коза», «Овца», «Утка», «Гусь» и др.).
1 Двухместные дидактические игрушки — это игрушки с двумя полостями для вкладыша. Например, в раскладывающийся бочонок можно вложить еще два, один из которых также раскладывается, а второй — нет.
2 Для занятий с картинками можно использовать наглядное пособие: Павлова Л., «Раннее детство: Развитие речи и мышления». Мозаика-Синтез, М., 2005.