Чем занять старшеклассников на переменах
Играем-развиваем
Развивающие игры для детей
Игры на перемене
Игры на перемене для начальных классов – отличный способ занять детей с пользой. Конечно же, часто учителю начальных классов не хватает времени для развлечения деток на перемене, и это вполне понятно. Тем не менее, если такая возможность появляется — её нельзя упускать. Подвижные игры позволяют снять напряжение, размяться. Смена вида деятельности дает возможность отдохнуть от занятий на уроке.
В игре дети учатся взаимодействовать и помогать друг другу. Многим ребятам игры в классе помогают преодолеть психологические барьеры в общении с одноклассниками. Таким образом, изо дня в день коллектив становится сплочённым и уверенно шагает вместе многие годы, преодолевая трудности и невзгоды.
Разумеется, выбирая игры для детей начальных классов, нужно учитывать возможности помещения. Подвижность игр должна быть в пределах разумного. Разумеется, игры не должны быть слишком длительными, так как переменка не такая большая.
Нужно отметить, что очень многие самые интересные и веселые игры требуют большого количества игроков. И дети вряд ли где-то еще в них играли. Это одна из главных причин, по которой ребятам не знакомы многие игры и станут для них интересным открытием.
Гусеница
Дети выстраиваются цепочкой, держась за талию впереди стоящего. Первый в цепочке (голова) начинает движение по кабинету. «Гусеница» должна преодолеть заранее обозначенные препятствия. Например, обойти стул или путешествовать между рядами столов. Нужно следить за тем, чтобы никто не потерялся и не отстал. Если есть возможность – включите весёлую музыку. Детям обязательно понравится!
Хлопки
Дети рассаживаются по кругу. Каждому игроку присваивается порядковый номер. Ребёнок, получивший номер 1, начинает игру. Он называет свой номер и при этом хлопает в ладоши 2 раза. Затем называет номер любого другого игрока и хлопает 2 раза по своим коленям. Теперь право хода предоставляется тому игроку, номер которого был назван. Аналогично он называет свой номер, хлопает дважды в ладоши. Затем называет номер другого игрока и хлопает дважды по коленям. И так далее….
Игры на выбывание. Игроки покидают игру в следующих случаях, если:
Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Они и считаются победителями.
Ручеёк
Игра хорошо известная взрослым с детства. Поиграть в неё можно только большой компанией. Поэтому современным детям вряд ли где-то удастся в неё поиграть, кроме как в школе.
В игре участвует нечетное количество игроков. Дети распределяются по парам и становятся друг за другом. Каждая пара поднимает сцепленные руки вверх, тем самым образуя коридор. Так как игроков нечетное количество, то один ребенок остается без пары. Он и начинает игру. Ребенок должен, пробегая через образовавшийся коридор, взять за руку любого игрока и выбежать вместе с ним. Таким образом, образовалась новая пара, которая становится впереди ручейка. Теперь игрок, оставшийся без пары, пробегает через ручей и выбирает себе пару. Таким образом, каждый раз пара игроков становится впереди ручейка, позволяя ему «течь» вперед.
Рисунки на спине
Дети выстраиваются в шеренгу. Последний игрок рисует пальцем на спине впереди стоящего игрока цифру или букву. Тот на основе тактильных ощущений пытается понять, что было изображено и делает точно такой же рисунок на спине игрока стоящего впереди. И так далее загаданная буква или цифра передается от игрока к игроку, пока не достигнет первого в шеренге. Он сообщает присутствующим, что было нарисовано на его спине. Далее первый игрок говорит, что он загадал. Разумеется, все обсуждают игру, выясняя на каком этапе была допущена ошибка. Подробнее про игру рисунки на спине читайте здесь.
Испорченный телефон
Напоминает предыдущую игру. Только теперь первый в шеренге загадывает любое слово и передает его шёпотом очередному игроку, так, чтобы другие не слышали. Когда очередь доходит до последнего игрока – он объявляет, что услышал. Как правило, слово совсем не то, которое было загадано изначально. Все смеются и обсуждают, кому какое слово послышалось.
Сосед
Для игры необходимо нечетное количество детей. По команде старт школьники должны быстро найти себе пару. Кто-то обязательно останется без пары, так как нечетное количество игроков. И теперь всё внимание на него. Игрок, оставшийся без пары, должен найти себе «соседа». Каким образом? Просто назвать имя любого игрока. Услышав своё имя, игрок должен отпустить руку «соседа» и бежать к назвавшему его имя участнику игры для создания новой пары. Если вырваться удается, то формируется новая пара. А если партнеру удается удержать своего соседа, то пара сохраняется. «Одинокий» участник снова пытается найти себе пару, назвав имя другого игрока.
Дети определяют ведущего. Он становится лицом к стене. Игра начинается, и дети начинают двигаться вперед по направлению к ведущему. Как только он повернется, все-замирают. Чьи движения заметил ведущий– выбывает из игры. Выигрывают все, кому удалось дойти до ведущего и не быть при этом замеченным.
Третий лишний
Игра подвижная. Её часто используют учителя физической культуры на своих уроках. Однако при желании можно поиграть в коридоре или школьном дворе в теплое время года. Игроки становятся по кругу. Выставляют правую ногу вперед так, чтобы ноги всех участников соприкасались. Теперь все вместе произносят «Три, пятнадцать, десять, двадцать». После этого, игроки должны отпрыгнуть назад как можно дальше. В результате образуется круг. Кто отпрыгнул дальше всех, тот и начинает игру. Его задача-прыгнуть вправо и наступить на ногу своего соседа. Сосед, в свою очередь, должен успеть отпрыгнуть. Если на ногу наступили, то он выбывает из игры. А если удалось увернуться, то игрок получает право следующего хода и прыгает вправо, также пытаясь наступить на ногу своего соседа. И так далее…
Повторяй за мной
Учитель выполняет различные движения, а дети должны их повторять. Кто запутывается, тот выбывает из игры. Последний оставшийся участник считается победителем и получает право быть ведущим в следующей игре.
Шишки, жёлуди, орехи
Все ребята делятся на «тройки» и берутся за руки. В каждой тройке определяют кто будет шишкой, кто – жёлудем, а кто – орехом. Ведущий называет одно из слов (шишки, желуди, орехи) и все игроки с такими «именами» должны покинуть свою тройку и присоединиться к другой команде, образовав при этом новую тройку игроков. В это время ведущий также ищет себе место в одной из команд. Кому не хватило места в команде, тот становится новым ведущим.
Успей занять место
Стулья ставят по кругу в расчёте на один меньше, чем игроков. Дети становятся по кругу вокруг стульев. По команде участники начинают двигаться по часовой стрелке. Как только учитель подает условный сигнал, например, хлопает в ладоши или говорит «Стоп», дети должны сесть на стулья. Каждый на один стул. В результате одному участнику стул не достанется, и он выбывает из игры. Начинается следующий раунд, и игроки убирают один стул, для того, чтобы их снова стало на 1 меньше, чем ребят. От раунда к раунду игроков становится всё меньше и меньше. Тот, кто останется последним, считается победителем.
Верёвочка
Дели делятся на две команды. Нужно поставить два стула спинками друг к другу на расстоянии 3 метров. Под стульями протянуть верёвочку. Первый раунд. Каждая команда выдвигает по одному игроку. Они садятся на свои стулья. По команде учителя оба игрока встают и как можно быстрее оббегаю сначала свой стул, а затем стул соперника и возвращаются на свой стул. После всего этого участник наклоняется и выдергивает из-под стула веревочку. Соответственно, кто прибежит первым, тот и успеет заполучить верёвку. Команда победителя получает одно очко. Далее следующий раунд и в игру вступает следующая пара игроков. Когда все ребята примут участие в игре, то начинается подсчет очков и определяется команда-победитель.
Хвост
Простая, весёлая, подвижная игра. Ребята становятся друг за другом держась за пояс впереди стоящего. Первый-«Голова», последний-«Хвост». Игра начинается, и голова старается поймать хвост. При этом вся цепочка должна оставаться целой, не разъединяться. Если поймать хвост получилось, то голова становится хвостом. А головой-следующий игрок по порядку.
Как занять детей на переменах
Содержание статьи
Учитель, который стремится совершенствоваться в профессии, понимает, что перемена – лучший способ установить дружеский контакт с детьми. В разговоре и в игре дети раскрываются и начинают доверять педагогу, рассказывать свои секреты и проблемы. Зная своих учеников, решить вопросы дисциплины во время урока гораздо проще. Нужно только желание и чуточку фантазии.
Спокойные занятия
Дети любят рассматривать веселые картинки. Их внимание мало привлекают портреты выдающихся писателей, физиков или математиков, как и плакаты в стиле «Назад в 80-е». Однако плакаты со смешариками на тему здоровья или правил дорожного движения они рассматривают с удовольствием. Наполните школьные коридоры полезной и занимательной информацией, оформленной с учетом современной стилистики.
Дети всегда следят за обновлениями информации в классных уголках. Не ленитесь и не забывайте вывешивать в классном уголке дипломы вашего класса за участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, сетевых проектах. Эту информацию читают не только дети вашего класса, но и ученики из параллельных классов-конкурентов.
Дети, особенно те, кто принял участие в конкурсе рисунков, обожают рассматривать и обсуждать работы школьной экспозиции по какой-либо жизненно-важной для них теме – «Как я провел каникулы», «Мой домашний любимец» и т.д. Устраивайте школьные выставки чаще!
В настоящее время обычная школа по месту жительства укомплектована компьютерами, телевизорами и проигрывателями CD. Проще простого включить детям мультфильмы, музыку или занимательную программу на перемене. Не все моментально прилипнут к экрану телевизора, но часть детей будет отдыхать перед уроком таким образом.
Настольные игры и пазлы. Идеальным вариантом для школы была бы шахматная или шашечная студия, в которой занятия вел бы профессиональный тренер и устраивал школьные турниры. Но, если такого кружка в школе нет, шахматные доски и фигуры для игры не трудно завести в своем кабинете любому учителю. И поверьте, в детях живет соревновательный дух, организуйте турнир на выбывание и проблемы с беготней перед вашим уроком будут решены. Что касается пазлов, выбирайте их в соответствии с возрастом детей. Старшеклассники обожают собирать картинки из фрагментов даже больше, чем малыши.
Подвижные занятия
Танцы. Девочки любят танцевать на перемене, подражая любимым певицам, разучивая движения Бритни Спирс или Леди Гага. Вы можете замотивировать своих воспитанниц на танцы во время перемены подготовкой к предстоящему концерту, поскольку концерты в школе проводятся часто: ко Дню учителя, к 8 марта, к последнему звонку и т.д.
Играйте с детьми, разговаривайте, организовывайте, раз уж вы пришли работать в школу! Ваши игры и задушевные разговоры останутся в памяти ваших воспитанников навсегда.
Проект «Школьная перемена»
Просмотр содержимого документа
«Проект «Школьная перемена»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадуйского муниципального района
«Кадуйская средняя школа»
«Полезные школьные перемены»
Автор (ы): Жамкин Денис ученик 8 «Б» класса
Руководитель: Барышева Ю.В. учитель начальных классов.
2019-2020 учебный год
Социальная проблема ………. 4стр.
Уровни подвижности …. 5стр.
Школьная перемена глазами детей…………………5-6стр.
Современные музыкальные………………………. 11стр.
Список литературы………. 18стр.
Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переключения для младших школьников, которые испытывают органическую потребность в движениях и игре. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.
Цель: Создание условий, способствующих сохранению здоровья младших школьников, через организацию школьных перемен.
Изучить нормативные документы «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Устав школы».
Создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
Научить детей организованно проводить свободное время;
Основные этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный – октябрь — ноябрь 2019 года
3 этап: Обобщающий – февраль 2019 года
Обеспечение занятости учащихся начальных классов на переменах
Снижение травматизма у младших школьников.
В нашей школе, как и в остальных школах города, уроки длятся 45 минут, и за это время учащиеся устают сидеть на одном месте неподвижно, а небольшие физкультминутки во время урока не дают полностью снять статическое напряжение с тела. Особенно тяжело сидеть на уроках учащимся младших классов. Поэтому, чтобы размяться, подвигаться и как-то развлечь себя, учащиеся сами придумывают себе игры на перемене не всегда безопасные для себя и окружающих. Такие игры нередко заканчиваются травмами.
Что можем сделать мы, учащиеся старших классов, чтобы обезопасить и организовать досуг учащихся младших классов на перемене? На консультации я и преподаватель подняли вопрос о безопасном проведении перемен с учащимися младших классов. И в ходе обсуждения этой проблемы родилась идея создания игровых и информационных перемен для учащихся начальной школы. Мы решили выбрать один день недели для реализации нашего проекта, в котором организуем школьные перемены с доступными играми для учеников младших классов и научим их самостоятельно организовать свое время на переменах.
В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста на переменах было выявлено три группы учащихся с разным уровнем подвижности:
1 группа – дети с высокой подвижностью (которые большую часть свободного времени просто бегают или играют в салки);
2 группа – дети со средней подвижностью (которые предпочитают настольные игры или игры, связанные с умственной деятельностью);
3 группа – дети с малой подвижностью (которые почти все перемены сидят за партой, рисуют или играют в игрушки, принесённые с собой из дома).
Школьная перемена глазами детей
Кроме того было проведено анкетирование, включающее в себя следующие вопросы:
1. Устраивает ли вас продолжительность перемен?
Большая часть обучающихся ответила положительно.
2. Чем вы занимаетесь на перемене?
Стоит отметить, что под формулировкой «сидим в классе» подразумевались такие виды деятельности, как: общение с друзьями, рисование, чтение, отдых в одиночестве.
3. Чем бы вы хотели заниматься во время перемен?
Заметим, что формулировка «отдыхать» включает в себя такие занятия, как: чтение, рисование и общение с друзьями в тихом укромном месте.
Опираясь на результаты наблюдений и анкетирования, можно сделать следующие выводы:
— на школьных переменах дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время, что приводит к созданию конфликтных ситуаций;
— дети стремятся к игровой деятельности, но игр знают очень мало;
— учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения в зависимости от поведения и своих симпатий.
Конечно, не стоит оставлять без внимания и тот факт, что выбор игр чаще всего зависит от психологических особенностей детей, от гендерной принадлежности и влияния окружающей действительности.
Проанализировав данную ситуацию, можно предположить, что если отдых на перемене организовать грамотно, то он снимет уровень конфликтности на переменах, поможет удовлетворить потребность целенаправленной двигательной активности, расширит поле игровой деятельности обучающихся. А значит, появилась потребность в создании проекта организации школьных перемен «Полезная перемена».
Я провел социологический опрос среди одноклассников и учащихся школы:
Родителям учащихся и учителям школы я задал один вопрос: Какие идеи провождения переменок у детей начальных классов вы можете предложить? (Приложение 1)
конкурсы загадок по определенной тематике;
Из анкетирования стало известно:
что 89 % согласны с тем, что организованные переменки необходимы для учащихся начальных классов;
-90% считают, что такие переменки помогут укрепить дружбу между младшими и старшими учащимися;
65% считают, что можно поиграть и самостоятельно;
90% наших одноклассников ответили, что могут помочь в проведении школьной переменки.
Таким образом, я выяснил, что ученики, учителя и родители поддерживают нас.
Перед нами встала задача подобрать игры, в которые мы будем играть на перемене. Оказалось, что игры можно разделить на группы по разным принципам.
В современной литературе предложены разные способы деления игр на группы.
Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.
Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Игроки демонстрируют свои способности запоминать, анализировать расклады, ситуации, оперировать фигурами и комбинациями. Некоторые из этих игр – шашки и шахматы, попали в разряд спортивных, включенных в олимпиады и спартакиады. Мы предложили свои вариант игры в шашки. Мы ребятам предложили поиграть в «живые» шашки. Ребятам очень понравилось.
К интеллектуальным играм относят и развлечение на тему угадывания чего-либо: игроки пытаются догадаться, образ какого персонажа книги, фильма, картины, любого известного произведения пытается изобразить один из участников.
Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной элиты. В любом общеобразовательном учреждении принято организовывать несложные викторины на лучшего знатока какого-либо предмета.
Викторины могут быть математическими, литературными, историческими, связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д.
Мы провели викторины различных направлений:
« Жили – были» по русским народным сказкам
«Зоозабег» викторина по окружающему миру и т.д
И взрослые с удовольствием играют в викторины, но посложнее: вопросы становятся более разнообразными и требуют глубоких знаний темы. В последнее время особое место занимают телевикторины с участием звезд. Знатоки и эрудиты составляют прочный костяк знаменитой викторины «Что? Где? Когда?».
Викторина это отличная тренировка разума в любом возрасте.
С эти вопросом мы подошли к учителю музыки, и она нам с удовольствием помогла, подсказала, где можно найти информацию и предложила игры, в которые мы с ребятами с удовольствием играли.
С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира. Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные.
Народные музыкальные игры.
Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов. В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях.
Современные музыкальные игры.
Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно. Детские музыкальные игры, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.
Мы играли в следующие игры: «Если нравится тебе…». «Учитель танцев», «Я ракета!», «Танец маленьких утят», «Танцуй как…» и другие. Все вышеперечисленные виды музыкальных игр объединяет одно свойство, которое направлено на получение положительных эмоций, как в самом процессе игры, так и по её результатам.
С эти вопросом мы обратились за помощью к нашему библиотекарю, он нам предложил литературу, из которой мы узнали следующее:
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Чёткой классификации народных игр нет. Игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Нами были проведены «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Ребята с удовольствием играли в игры «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Мы разучили и играли «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Ребята с удовольствием играли: «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. В эти игры с нами играли наши родители, когда мы были маленькими «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
— хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
— некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
— хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.).
Ребятам на перемене очень понравилось играть в народные игры.
Настольная игра́, игра в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим количеством предметов, которые можно разместить на столе. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры столу на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы. Мы с ребятами принесли пазлы из дома и на перемене, каждый желающий мог подойти и прособирать Возможны различные способы классификации настольных игр. По количеству игроков можно выделить игры: Для одного игрока. Например: собирание пазлов. Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических игр, вкоторые играют два игрока, один против другого. Например шахматы, шашки, го, нарды, лото. По характеру игры: Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется егоспособностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход. Например шашки, лото, шахматы и др. Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример — бирюльки или Микадо.
С этим вопросом мы за помощью обратились к учителю физической культуры.
Эстафеты, это командные спортивные игры. Они часто проводят на уроке физкультуры и могут играть роль в спортивных состязаниях. Многие дети любят такие спортивные занятия, это и веселое развлечение и польза.
Эстафеты могут проводиться с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводится обычно детьми по очереди. Сложность и длина эстафеты определяется в зависимости от возраста и подготовленности участников. Количество игроков в командах должно быть одинаковое.