Чем заняться если работа надоела
Что делать, если работа поднадоела
Отправляйтесь в контрастный отпуск. Если у вас спокойная сидячая работа, то езжайте в горный поход. Если стресс на работе не дает покоя ни днем, ни ночью — отлежитесь на максимально безлюдном пляже или в каком-нибудь эко-поселении, где не ловит телефон.
Оживите свою жизнь вне работы. Бывает, что уныние приходит после периода, когда вы всецело посвящали себя работе и совсем не заботились о других сторонах жизни. Например, большой проект или перестройка организации, когда работа валится на вас в усиленном режиме. Это закончилось, выдохните. Восстановите старые связи с миром — сходите в любимую кофейню, просмотрите обзоры новых книг и выберите что-нибудь, устройте встречу с друзьями.
Не вкладывайтесь эмоционально. Поймите, почему вы до сих пор не уволились. Еще не готовы искать новую работу? Хорошая зарплата перевешивает усталость от повседневных обязанностей? Смиритесь с причиной, которую обнаружите. Значит, сейчас эта работа дает вам что-то, от чего вы не готовы отказаться. Постарайтесь отстраниться, не связывать работу и свои эмоции. Тогда напряжение начнет спадать.
Сделайте перестановку в кабинете, когда перейти в другой отдел нет возможности. Переставить шкафы, столы и стулья, заменить надоевшие шторы, добавить аксессуаров. Добавьте света! Часто в рабочей суете мы не замечаем дефектов освещения. Приходится слишком напрягать глаза, могут появиться головные боли, или просто снижается настроение.
Вспомните, за что вы любите свою работу. Что-то у вас получается лучше, что-то дарит радость, а какие-то задачи воодушевляют сильнее остальных. Подумайте о тех делах, которые отнимают много сил и нервов. Разберитесь, сколько времени вы каждый день тратите на приятное и неприятное. Постарайтесь уделять любимым делам больше времени. Если угнетающие обязанности можно автоматизировать или перепоручить, сделайте это.
Попробуйте удаленку. Удаленная работа подходит не для всякой профессии. Но если вы можете выполнять часть своих обязанностей вне офиса, воспользуйтесь этой возможностью. Возможно, отделившись на время от команды вы посмотрите на свою работу под другим углом.
Избегайте конфликтов. Рабочая обстановка иногда накаляется так, что искры летят? Устраняйтесь из таких ситуаций, не тратьте на них силы. Если в коллективе есть человек, с которым вы часто и эмоционально спорите, переведите общение в мессенджеры или электронную почту. Полезно следить за своим состоянием. Если чувствуете, что вот-вот взорветесь, попросите сделать паузу в обсуждении, выпейте стакан воды и немного пройдитесь.
Подружитесь с коллегой. Зарубежные исследователи считают, что оставаться счастливым на работе помогают коллеги, которые стали друзьями. Достаточно одного человека, который будет важнее для вас, чем просто напарник по перекуру, и работа станет чуть приятнее.
Поговорите с начальником. Подумайте, чего вам не хватает и обсудите это с начальником. Дополнительная мотивация может изменить ваше отношение к работе. А еще опытный руководитель сумеет дать вам качественную обратную связь: что сейчас ценно для него в вашей работе, как можно расширить или изменить круг ваших обязанностей.
Чем заняться если работа надоела
По статистике, в январе люди увольняются чаще всего. Их можно понять: Новый год — новая жизнь. Если вы тоже подумываете освободиться от скучной и нелюбимой работы и наконец-то начать свое дело, о котором давно мечтали, эти советы как раз для вас.
Если вы оказались в ловушке на своей работе, значит, пора что-то менять. Рассказываем, как соскочить с накатанной колеи и делать великие дела. Да и просто как решиться на важные перемены в жизни.
Путь посредственности
Как просто жить так же, как и все, правда? По дороге «обыкновенности» прошли миллиарды людей, и поток их не иссякает; с каждым годом дорога становится все шире, утоптанней. Идти по ней легко, под ногами даже зеленеет травка; после небольшого подъема начинается безопасный пологий спуск, по которому можно двигаться по инерции. Звучит неплохо, и не нужно прилагать усилий.
Но, путешествуя этой широкой дорогой, вы не достигаете незаурядности. Вы доберетесь только до старости. Такой путь называется посредственностью.
Посредственный путь легче, чем другой; он удобен, но в этом и заключается опасность, — источник.
Если же вы по инерции движетесь по пути посредственности, не осмеливаясь верить в то, что вы способны учиться, редактировать свою жизнь и добиться незаурядности, то собранный вами урожай — жизненный опыт — не принесет радости ни вам, ни окружающим.
Да, вы сможете делиться опытом, но не станете прожектором, освещающим другим дорогу к незаурядности, — вы станете сигнальным огоньком, помечающим скалы, о которые разбили свою жизнь.
Почему же большинство людей решают пойти по посредственному пути? На самом деле они не принимают такого решения. Единственное, что требуется от человека на посредственном пути, — не умереть.
По окончании школы или колледжа вы, можно сказать, включаете нейтральную передачу. Конечно, скорость невелика, но вы расходуете мало бензина и худо-бедно продвигаетесь, если это можно назвать продвижением. Вы точно становитесь старше, а это ведь что-то значит, правда? С возрастом приходит мудрость? Не обязательно. Особенно если вы движетесь по инерции. В итоге вы катитесь прямо в могилу.
Перестаньте быть заурядным человеком!
А путь к незаурядности? Он тоже опасен, но это правильная опасность. Без таких опасностей невозможны великие достижения. На этом пути вздымаются горы, стоят каменные стены и время от времени попадаются драконы. Вы будете получать ранения, тысячу раз усомнитесь в своих мечтах, а ваш выбор направления подвергнется серьезным испытаниям. Но вы достигнете незаурядности!
И вот что самое приятное: вы добьетесь незаурядности не «когда-нибудь», а прямо сейчас. Иначе ради чего все это затевать? — Источник.
Поверьте в себя! Незаурядности сейчас можно добиться легче и быстрее, чем раньше. К этому привело сочетание трех определенных факторов. По уникальности это явление даже превосходит шторм, возникающий раз в сто лет, которого дождался персонаж Патрика Суэйзи, заядлый серфингист, в конце фильма «На гребне волны».
1. Пенсии пришел конец
Ситуация в экономике сейчас очень и очень нестабильная. Многих увольняют раньше пенсионного возраста. В один «прекрасный» день вы можете внезапно столкнулась с необходимостью решать кошмарную задачу — строить карьеру заново. Окажетесь в положении двадцатилетних. И хорошо, если вам будет 30-35 лет, а не 50 — в этом возрасте найти работу особенно сложно.
Государство, работодатель, дом — не рассчитывайте, что они помогут вам уйти на покой в 55-60 лет с уверенностью в своем будущем. Учитывая то, что пенсионный возраст собираются поднимать, и это реальность. Тем, кому сейчас от 30 до 50 лет, нужно настраиваться на совершенно другой финиш. Пенсии пришел конец.
2. Надежда правит бал
Джон Эйкафф, автор книги «Начни», вопрошает: «Знаете, сколько моих одноклассников по колледжу 1998 года выпуска реализовали проекты по строительству колодцев в Африке? А сколько при покупке куртки интересовались, какой процент от прибыли уходит на помощь Гаити? Ответ на все эти вопросы — ноль. Люди хотели изменить мир, но когда-нибудь, а не прямо сейчас».
В своей книге Halftime Боб Бьюфорд сказал послевоенному поколению: первую половину жизни вы провели с установкой на успех, а во второй половине пора стремиться изменить мир. Но если сегодня сказать 22-летнему, что он сможет изменить мир после двадцати лет работы, он в ответ только рассмеется. В культуре произошли изменения, и поэтому поколения Y и X хотят делать нечто значимое сейчас, а не когда-то. Надежда правит бал.
3. Участником событий может стать любой
Интернет открывает огромные возможности. Мамы зарабатывают миллионы на блогах. Подростки начинают собственный бизнес в Facebook. Люди строят целые империи на Pinterest. Специалисты есть и сейчас, но технологии наконец-то доступны всему населению. Участником событий может стать любой. Интернет-революция не завершилась, а только началась. И одно из ее величайших достижений — радикальное сокращение пути к мечтам.
Ну что, мы вас убедили? Как поживает ваша мечта, давно запрятанная в чулане? Пора вытащить ее на белый свет и стряхнуть пыль!
Начало: каким должен быть ваш бизнес
Прежде чем уйти «в никуда» от набившей оскомину работы, придумайте, каким будет дело вашей мечты. Чаще думайте, чего именно вы хотите достичь, и рано или поздно мысли потекут в нужном направлении. Прелесть собственного дела состоит в том, что оно может быть таким, каким вам захочется.
Посмотрим правде в глаза: сформулировать свои желания не всегда легко. Но когда вы их себе представляете, вы должны быть абсолютно честны с собой.
Богатая фантазия — необходимый и очень важный компонент успеха, — источник.
Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут объяснить, какой жизни вы желаете:
Идеи для бизнеса: от теории к практике
Мечтать — это, конечно, здорово, но нужно все-таки четко знать, чего же вы хотите от жизни, себя и собственного дела. Пора переходить к конкретике. Сначала вспомните все ваши устремления, увлечения, таланты, даже если вам кажется, что их у вас нет. Дарья Бикбаева, автор книги «Включите сердце и мозги», советует составлять отдельные списки для каждого вопроса. Ответы будут приходить не сразу: дополняйте, обновляйте, изменяйте.
Думайте, записывайте, анализируйте — это ключ к успеху.
1. Шедевр: чем вы гордитесь?
Вспомните минимум три случая из жизни, когда вы чувствовали, что сделали что-то особенное. Неважно, когда это было — в школе или на работе, получили вы за это деньги или это был подарок для вашей мамы. Не обязательно, чтобы это было гениально! Главное, что вы получили удовлетворение от того, что добились желаемого, и можете смело сказать, что это и правда было сделано круто!
2. Детство: чем вы увлекались?
Вспомните себя в юные годы. Кем вы мечтали стать и почему? В какие кружки бежали с особым рвением? За каким занятием время пролетало незаметно? Не стесняйтесь: часто именно детское увлечение становится делом жизни.
3. Внимание: что вызывает у вас интерес?
На что вы обращаете внимание? Возможно, вам интересны события: концерты, выставки, вернисажи, мастер-классы. Возможно, вы обращаете особое внимание на красивые, необычные, редкие вещи. Или восхищаетесь тем, как здорово — до мелочей — организованы различные мероприятия. Понаблюдайте за своей реакцией, обратите внимание, что вызывает у вас бóльшие эмоции. Внесите в свой список хотя бы три таких пункта.
4. Образование: что вы любите изучать?
Перечислите ваши любимые книги, журналы, газеты. Найдите, что их объединяет. Поймите, для чего вы их читаете, какие выводы делаете. Если бы вам было нужно выбрать десять главных книг, о чем бы они были? О творчестве, саморазвитии, научных открытиях или о чем-то совершенно особенном? Если есть такие книги, которые уже изменили вашу жизнь, смело записывайте их: они пригодятся еще не раз.
5. Хобби: чем вы занимаетесь в свободное время?
Вы любите рисовать, рыбачить, кататься на лошадях, встречаться с друзьями? Выпишите пять самых любимых занятий. Подумайте, что их объединяет с предыдущими ответами.
6. Мотивация: что заставляет вас заниматься каким-то делом?
Возможно, это желание создать уникальную вещь, или помочь другу, или просто стечение обстоятельств. Именно мотивация поможет вам уточнить направление, в котором стоит искать свое призвание. Самое страшное для человека — ничего не хотеть. Поэтому придумайте себе мотивацию, причем не искусственную, а внутреннюю, личную. Что может заставить вас подняться с постели рано утром и начать что-то делать, даже если вы сова? Задумайтесь!
7. Комплименты: какие похвалы вы получаете чаще всего?
Вас хвалят за вкусные блюда, за неординарные подарки, за искусство объяснять, за вдохновение, которое вы дарите? Или вас называют «человек-праздник», «фея», «доктор человеческих сердец»? Поспрашивайте близких и знакомых — часто то, что у нас получается лучше всего, гораздо раньше замечают окружающие нас люди.
Найдите себя, прежде чем искать бизнес. Не думайте, что достаточное количество денег и времени изменят вашу жизнь.
Задайте себе вопрос: на что бы вы потратили эти деньги или свободное время? Очень часто в ответе на этот вопрос находится ваше жизненное предназначение.
Тонкости бизнеса по-русски
Бизнес в России — особый разговор. Он другой в силу разных причин: менталитет, условия жизни, отношение государства к бизнесу, не всегда предсказуемая экономика. Факторов много, и каждый (или их совокупность) могут привести как к поражению, так и к успеху. Руководители крупной отечественной сети магазинов «Мосигра» в книге «Бизнес как игра» делятся своим опытом построения успешного бизнеса в нашей стране. Вот несколько советов.
Когда мы только-только открылись, то очень долго и много читали о том, как правильно оптимизировать налогообложение: какие схемы, как что учитывать, где что показывать и т. д. Но быстро поняли, что наш бизнес — все-таки игры,
а не подсчет налогов. И что поняли, что попытка обмануть государство — путь не туда. Можно ведь выбрать более выгодный вариант с примерно таким же риском. Поэтому мы решили быть «белыми». Естественно, это не значит, что мы не анализируем, какую систему и как выгоднее использовать.
Что выбрать: ИП или что-то другое
Если вы начинаете не один, индивидуальное предпринимательство (ИП) уже точно не вариант. Потому что не подразумевает никакого вида партнерства вообще. Если же, напротив, вы совсем-совсем один, то быть ИП по деньгам проще. Заработал — положил на свою карту и купил хлеба и машину. ИП не платит деньги себе зарплатой или дивидендами, что в целом невыгоднее. Но если вдруг он кому-то задолжал, должны будете лично вы как человек. И отвечать придется не уставным капиталом из 10 тысяч рублей, а своей машиной. И хлебом.
Бизнес-план и финансовая модель
Финансовая модель — это точно известные доходы и расходы. При этом о доходах нужна куда более подробная инфор- мация, чем о расходах. Например, при оценке нового проекта вы подозреваете, что на сайт будущего магазина будет заходить 1000 человек в день, конверсия составит 2%, средний чек будет 1000 рублей. Это заказов на 2000 рублей в день. В месяц получится на 60 тысяч рублей. Вот точно так же расписывайте дальше на год. С расходами все легко — просто перебирайте статьи, они стандартные: аренда, телефония, зарплата курьера (если он есть), налоги, поддержка сайта, офис. Из доходов вычитаем расходы каждый месяц, получается промежуточный итог. Важно, чтобы оценка по доходам не была оптимистичной. Составляются три сценария: нормальный, пессимистичный и реалистичный.
Когда в жилом доме открывается парикмахерская, владельцы почему-то не очень осознают, что у них очень ограничен круг клиентов. И новым просто неоткуда взяться. Каждая ошибка означает уменьшение прибыли в будущем. Предположим, один человек приносит 3000 рублей в год. Если сегодня наша уставшая парикмахерша, поссорившись с мужем, нахамит клиенту — вы потеряете не 500–1000 рублей, а все 15 тысяч (за пять лет). Потому что он не вернется. А если клиента все устроит, он будет приходить еще и еще. Делайте так, чтобы при первом контакте клиент сразу понимал: тут круто.
Акция на рубль, или обманные скидки
— Рубль скинули — и уже акция! Безобразники!
Пенсионерок не проведешь. Акцию с феноменальными скидками 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей устраивать нельзя. Если скидка и акция — то должно быть видно: вот акция, вот скидка. Экономии должно быть много.
О трудолюбии
Ричард Сент-Джон много лет опрашивал самых успешных и богатых людей мира и изложил выводы в своей книге «Большая восьмерка». Оказалось, что к успеху все пришли через тяжкий, напряженный труд. Не думайте, что когда у вас будет свой бизнес, вы закинете ноги на диван (а лучше — на шезлонг у бассейна) и будете попивать свежевыжатый сок. Труд — плата за вход в собственный бизнес.
И кстати: успешные люди — это «трудолюбы», а не «трудоголики». Что называется, почувствуйте разницу — источник.
Труд стал ключом к успеху Google, как отмечает сооснователь мирового поискового сервиса Ларри Пейдж. «Мы начали работать над этой поисковой системой восемь или девять лет назад, и всегда трудились над ней очень упорно, по 24 часа в сутки. Одного вдохновения для успеха недостаточно. Он, наверное, на 10 процентов состоит из вдохновения, а на 90 процентов — из работы до седьмого пота».
Пот? Упорный труд тяжел и не всегда благоухает. Но не думайте об этом. Думайте о нем как о сладком аромате успеха.
Два шага вперед, один назад, или как бороться с сомнениями
Безусловно, самый распространенный страх всех, кто хочет перемен, — то, то ничего не выйдет. Не получится. Не повезет. Не то время и не то место. Об этом подумал Конфуций за много веков до вас: «Не важно, как медленно вы идете, до тех пор, пока вы не остановитесь». А это значит одно — продолжайте, несмотря на сомнения. Да, они заставляют нас останавливаться и задумываться над важными маленькими вопросами. Но бывает, что сомнения подавляют, выводят из строя, разрушают убежденность и лишают сил. Как же справляться с ними? Например, как быть, если кажется, что включился задний ход?
За прогрессом следить нужно, но не увлекаться, — источник.
Вы обращали внимание, что прогресс очень редко бывает линейным? Если вы когда-нибудь пробовали похудеть, то наверняка замечали, что весы руководствуются какими-то своими соображениями. Они просто не понимают, что у вас есть конкретная цель и вам нужно, чтобы стрелка двигалась в правильном направлении. Вы соблюдаете диету, не едите тортов и чипсов, занимаетесь спортом. А вредная стрелка стоит на месте (или того хуже — подвинулась вправо). К сожалению, физиологические процессы не протекают упорядоченно и линейно.
Мы забываем, что стрелка показывает не наше усердие. Она знать не знает о наших тяжких стараниях и о желании достичь цели. Маленькая стрелка просто показывает наш вес и ничего больше. Проблема многих людей в том, что цифра на весах для них повод или поздравить себя, или отругать.Да, измерение прогресса имеет смысл. Нам надо знать, движемся ли мы, не отклонились ли от курса. Однако если на основании этих результатов судить об «успехах» или «поражениях», то, не обнаружив ожидаемого прогресса, мы впадаем в уныние.
Так возникают сомнения: достижима ли цель?
Главное — помнить, что временно, — источник.
На самом деле графики прогрессирования имеют общие черты. Сначала — серьезный успех: и хотя мы прилагаем мало усилий, результат радует. Потом достигаем меньшего, но тратим больше сил. А затем самое страшное — плато. Пашешь, как лошадь, а толку ноль. Именно поэтому не надо зацикливаться на постоянном измерении результата. С точки зрения макроперспективы достижения видятся совсем по-другому. Например, если бы мы взвешивались раз в полгода, а раз в неделю, то исключили бы мелкие колебания и видели устойчивый прогресс.
Наши достижения развиваются через взлеты и падения. И если отстраниться и взглянуть на картину в целом, то видно движение в нужном направлении.
Вот такие жизненные советы, друзья. Если вы решились на перемены, если вы давно хотите начать свое дело, это здорово. Только обязательно продумайте все очень тщательно, рассмотрите все возможные варианты, опишите каждую мелочь, а потом… наберитесь немножечко смелости — и вперед, к мечте!
Работа надоела. Что делать?
Ты выбираешь себе профессию по душе, считаешь, что это твое призвание, с легкостью оканчиваешь университет по выбранной специальности. А через несколько лет после начала трудовой деятельности обнаруживаешь, что былой пыл давно угас и работа стала тяжкой обязанностью. Ты уже и сама не помнишь, когда произошел поворотный момент. Одно знаешь точно: работа тебе надоела. Что делать в такой ситуации?
Во-первых, проанализировать, что именно надоело: сама работа или коллектив, в котором ты работаешь. Даже самое любимое занятие может показаться отвратительным, если рабочие условия оставляют желать лучшего. Обнаружив причину нелюбви к своей работе, исправить ситуацию путь не всегда просто, но возможно.
Тебе не нравится то, чем ты занимаешься
Если это так, первым делом необходимо смириться, что ты выбрала себе не ту специальность, к которой «лежит душа». В этом нет ничего необычного. Большинство людей делают жизнеопределяющий выбор в довольно юном возрасте, не имея достаточного опыта. Часто на выбор профессии влияют родители, которые, как известно, не являются истиной в последней инстанции.
Что и как можно изменить, если тебе не нравится сама работа?
Отсутствие перспективы
Бывает так, что в целом то, чем человек занимается, ему нравится, но поскольку нет ни целей, ни перспектив дальнейшего развития, энтузиазм пропадает, работа кажется неинтересной. В такой ситуации поможет:
Тебе не нравится коллектив, в котором ты работаешь
Нередко причина того, что работа надоела, кроется именно в коллективе. Какие могут быть проблемы и как их устранить?
Помимо вышеописанного, ты всегда можешь сменить место работы. Да, этот шаг радикальный и ведет за собой несколько месяцев без стабильного заработка и уверенности в своем будущем. Многие не решаются поменять работу, особенно в условиях кризиса и его затянувшейся агонии.
Но правы ли они? Ведь если работа не приносит удовольствия, во что превращается жизнь? Для тех, кто решается сменить место работы, этот шаг нередко становится большим толчком на пути карьерного роста.
Если ты работаешь в крупной компании, чтобы сменить коллектив, необязательно менять место работы. В большинстве крупных организаций всегда существует возможность перейти в другой отдел, или же переквалифицироваться на другую специальность, причем обучение будет происходить за счет фирмы.
Человек проводит во сне треть жизни. Своей работе он посвящает меньше времени, но не намного. Подумай над этим. Пусть на пути к лучшей жизни тебя не останавливает то, что якобы все люди «так живут». Да, много людей ходит на работу как на каторгу, и считают это нормой. Но успеха добиваются только те, кто действительно любит свою работу, получая от ее выполнения радость.
Что делать, когда любимая работа надоела
Подобные вопросы особенно терзают специалистов среднего возраста, которые пытаются получать удовлетворение от работы, лавируя между домашними обязанностями и необходимостью зарабатывать. Какие действия нужно предпринять, чтобы почувствовать профессиональное удовлетворение? Как бороться с тусклостью и утомительностью трудовых будней? И что делать, если настало время для решительных перемен?
Что говорят эксперты
Кризис середины карьеры не просто эпизодическая фрустрация или «особенно тяжелый рабочий проект», который вас истощает, это затянувшееся состояние под названием «Кажется, я что-то упускаю», поясняет доцент кафедры организационного поведения бизнес-школы INSEAD Джанпьеро Петрильери. По его словам, такой тип профессионального недовольства – распространенное явление среди сотрудников среднего возраста. Даже успешные люди не обладают иммунитетом к подобным чувствам, считает коуч и автор нескольких книг Уитни Джонсон. Они спрашивают себя: «Действительно ли это то, чем я хочу заниматься?» Ниже поговорим о том, что нужно делать в таких ситуациях.
Переосмыслите проблему
Какие отрицательные черты есть у Илона Маска
Для начала определите причину своей профессиональной неудовлетворенности. «Нужно разбить проблему на части и начать с источника боли. Это сама работа? Или компания? Для каждого из ответов рецепт свой», – говорит Петрильери. Конечно, непросто переосмыслить свой профессиональный путь в среднем возрасте, когда у вас обязательства – ипотека или дети школьного возраста. Если вы обнаружите, что они вас сдерживают, Джонсон советует «переосмыслить существующие ограничения». Пока вы молоды и можете жить и работать в любой точке света, планировать карьеру невероятно сложно. «Но в среднем возрасте границы сужаются. Вы знаете, что вам нужно работать в определенной географической точке и зарабатывать определенную сумму денег на жизнь. Ограничения помогают», – говорит эксперт.
Небольшие перемены
Быть счастливым в компании, но несчастным в работе не такая уж и редкость. Возможным лекарством будет обдумывание небольших «изменений, с помощью которых вы сможете улучшить свою работу», считает Петрильери. Даже если вы не в силах преодолеть обстоятельства, можно изменить микроклимат, в котором вы работаете: например, найти интересный проект, объединить сотрудников с разным опытом или присоединиться к внутреннему комитету или команде, которые увлекут вас в новые направления. Можно обсудить с руководством разные планы или попросить о переводе в другой офис. Обновление обязанностей может изменить ваше мировоззрение и перспективы. Суть в том, чтобы обдуманно «выбирать род занятий, коллег и место».
Сфокусируйтесь на обучении
Скука – один из главных виновников карьерного разочарования. «Ваша жизнь и ваша карьера – непрерывная линия обучения», – говорит Джонсон. Но когда вам сорок, вы уже знаете, что делаете, и умеете делать это хорошо, поэтому вам скучно. Очевидный вариант решения проблемы – попросить начальника о повышении и взять на себя новые задачи и обязанности. Джонсон, однако, советует обдумать и горизонтальное продвижение: «Может, не нужно подниматься по карьерной лестнице, если вы можете делать нечто интересное, что позволит вам учиться и расти?»
Совет № 1. Скорректируйте свою рабочую среду и найдите способы улучшить свою работу.
Пример: технический директор IT-компании Liferay Джоэл Хендли считает, что кардинальные перемены не всегда нужны во время кризиса, который возникает в середине карьерного пути. И он опирается на свой опыт. Несколько лет назад Джоэл пережил «профессиональное недомогание»: он почувствовал, что больше не понимает, чего хочет. Работа, которой он занимался 20 лет, стала казаться рутинной и бесперспективной. «Я как будто увяз, проводя одни и те же совещания и решая одни и те же проблемы снова и снова. Я не понимал, как повысить эффективность работы», – говорит он. Коллега посоветовал ему взять инициативу в свои руки. Сначала Джоэл определил, что ему нравится и в чем он исключительно хорош. Затем обдумал, как пустить в ход свой энтузиазм и способности. Джоэл хорошо умел объединять людей и организовывать их работу в команде. Помня об этом, Джоэл постепенно изменил стиль руководства. Он больше не воспринимает себя исключительно управленцем и отмечает, что стал оценивать результаты своей работы по тому, насколько его коллеги согласны с его видением взаимодействия и успеха команды. «Это позволило мне ориентироваться в большей степени на людей, чем на процесс, и принесло отличные результаты. Когда я расширил границы моей работы, я вновь ею увлекся. И я, и мои коллеги-инженеры стали более целеустремленными и начали получать больше удовольствия от работы», – отмечает Джоэл.
Если нет подходящих вакансий, Джонсон предлагает создать свою: «Найдите проблемы внутри вашей организации и обоснуйте, почему именно вы справитесь с их решением». Еще один вопрос, который стоит задать: «За что меня хвалят? С чем я справляюсь легко, а другим это сложно?» Будьте изобретательны. Подумайте, где вы можете использовать свои преимущества, чтобы привлечь или сохранить деньги компании. А затем скажите: «Мы должны это попробовать».
Ищите смысл осознанно
Нереализованное желание быть полезным – еще один типичный источник уныния и профессиональной неудовлетворенности. Вы можете дойти до момента, когда будете работать часами, размышляя, зачем все это нужно. Помните, что «смысл жизни не постучится к вам в дверь», советует Петрильери. Он предлагает найти людей, которые получают непосредственную выгоду от вашей работы, будь то потребители, клиенты или коллеги: «Когда вы увидите, как плодами вашего труда пользуются другие, вам будет труднее потерять смысл в работе».
Подумайте о смене карьеры
Если вышеуказанные стратегии не принесут желаемого результата, возможно, нужен решительный шаг. «Когда вы чувствуете, что вам нужна перезагрузка, нельзя это игнорировать. Если вы продолжаете держаться за такую работу, то лишь ускоряете саморазрушение», – считает Джонсон. Многие говорят, что на работе их удерживают деньги, но часто под этим подразумевается, что уход с привычного карьерного пути влечет «потерю престижа и статуса». Разберитесь, что именно держит вас на нынешней должности и можете ли вы пойти на риски и эксперименты. Конечно, смена профессии в середине карьерного пути выглядит пугающе. Но вспомните и о плюсах вашего положения. «У вас есть опыт, и вы себя хорошо знаете. Уже не нужно одобрение других, как это было в 20 лет», – говорит Джонсон. Воспользуйтесь своими знаниями и тщательно продумайте, чего бы вам хотелось добиться. Петрильери считает, что в таких ситуациях поможет работа с карьерным коучем.
Совет № 2. Попробуйте поискать смысл за пределами вашей профессиональной деятельности и рискнуть.
Пример: Джеймс Партридж победил профессиональную хандру, начав карьеру заново. Более 20 лет он проработал юристом и потом попал в компанию, которая писала статьи о юридических операциях и управлении. Джеймс перестал чувствовать отдачу от работы: «Когда я заканчивал статью, она уходила в библиотеку ресурса. Я не знал, помог ли я кому-то и имела ли моя работа хоть какую-то ценность. Я чувствовал себя в ловушке и не знал, что предпринять». Тогда Джеймс нашел себе хобби. Он решил возродить фестиваль блюза в городке Анн-Арбор. Полтора года Джеймс с увлечением собирал средства для фестиваля, который состоялся год назад и получил восторженные отзывы. Постепенно хобби стало всепоглощающим. Джеймсу предстояло сделать выбор – продолжать заниматься фестивалем или вернуться к профессии юриста. Как многим другим, ему нужно оплачивать обучение детей в колледже, ипотеку и кредит на автомобиль. И все же Джеймс решил прислушаться к внутреннему голосу: он оставил карьеру юриста и стал исполнительным продюсером фестиваля блюза. Мужчина признает, что его новая карьера – это тяжелый труд и маленькая зарплата. Но он чувствует важность этой работы. «Когда я был судебным адвокатом, даже в самый лучший день половина людей в зале ненавидела меня. Сейчас, когда я прихожу на площадки фестиваля, люди поют и танцуют. Что это, если не удовлетворенность тем, чем занимаешься?» – спрашивает Джеймс.