Чем заняться после университета
Внеучебная активность в вузе: как показать себя первокурснику
Студенчество — отличное время, которое не хочется тратить только на бесконечные занятия и домашнюю работу. Каждый вуз предлагает множество вариантов внеучебной деятельности — все желающие точно найдут себе что-то по душе. Давайте разбираться как проводят свободное время студенты, чему можно научиться в студенческих кружках и какие перспективы они открывают?
Зачем участвовать во внеучебных делах
Многие студенты справедливо рассуждают, что они пришли в вуз за образованием, а не за кружками или экскурсиями. В итоге у них остаётся больше свободного времени, но они лишают себя весомой части студенческой жизни. А ведь у любой деятельности в университете есть сразу несколько плюсов:
Кстати, очень многие преподаватели относятся лояльнее к учащимся, которые заняты в студенческих организациях. Тем более, если вы выступали в межвузовских соревнованиях или ездили на важную конференцию. Так что количество преимуществ у внеучебной деятельности достаточно много.
Типы внеучебной деятельности в вузах
Варианты, что делать студентам в свободное время, зависят от масштаба вуза, направлений факультетов и специальностей преподавателей. В каждом университете есть какие-то уникальные кружки по интересам, которые вы не встретите больше ни в одном вузе. Чаще всего внеучебные организации охватывают несколько направлений: управление, спорт, искусство, дискуссионные клубы и профессиональные кружки.
Управление
Здесь студенты учатся менеджменту, организации команды и управлению людьми. Это может быть работа в студенческом профсоюзе, опыт аналитической или бизнес-деятельности, разнообразные мастер-классы или конференции на тему управления персоналом. Если вы хотите развить лидерские и организационные качества (а это важный гибкий навык), стоит пойти именно сюда.
Спорт
Практически все университеты участвуют в межвузовских соревнованиях по разнообразным видам спорта. Вы всегда можете узнать у преподавателей физкультуры или в деканате про набор новичков в студенческие спортивные команды. Практически все крупные университеты сейчас имеют собственные спортивные площадки. Поэтому у тех, кто хочет заниматься физической культурой для здоровья, а не медалей, всегда есть возможность записаться в тренажёрный зал или бассейн.
Искусство и творчество
Танцы, классическое и эстрадное пение, музыка, театр, кино, рисование — студенческие кружки по этим направлениям есть практически во всех вузах. Сфера искусства в университетах представлена наиболее разнообразно. Танцевальные и музыкальные студенческие коллективы регулярно участвуют в соревнованиях, а театры дают представления для всего города. Если вам повезло попасть в кружок, который известен за пределами университета, то этот опыт стоит даже указать в резюме, если собираетесь пойти по пути творчества.
Дискуссионные клубы
В таких клубах студенты дискутируют на волнующие темы, организуют просмотр нишевых фильмов, вместе читают классическую литературу и делятся впечатлениями. Чаще всего подобные встречи проводят вместе с преподавателем, но студенты могут организоваться и самостоятельно. В дискуссионных клубах вы научитесь критическому мышлению, расширите кругозор и познакомитесь с интересными людьми.
Профессиональные кружки и научная деятельность
Но чем заняться студенту в свободное от учёбы время, если ему не интересны ни спорт, ни театры, ни искусство? Конечно, профессиональной подготовкой! Поговорите с преподавателями вашей кафедры — наверняка в вузе есть кружок хирургии, клуб радиотехники или археологические слёты. Вы получите двойную пользу: расширите свои знания, приобретёте хорошие знакомства и получите новый опыт в специальности. А преподаватели, видя ваше стремление к учёбе, наверняка будут относиться к вам лояльнее, чем раньше.
Где узнать о вариантах внеучебной активности
В первую очередь стоит задать этот вопрос старосте. Если же он не смог на это ответить (в начале первого курса старосты ещё сами много не успели узнать), то можно зайти в деканат, на кафедру или обратить внимание на новостные стенды. В деканате вам расскажут обо всех общевузовских направлениях студенческой активности. Преподаватели кафедры расскажут о наличии профессиональных кружков или организации тематических экскурсий. А на стендах и досках объявлений обязательно будут новости о наборе в студенческие клубы.
Выбирать внеучебную деятельность стоит с умом. Внезапное решение бросить команду может подвести коллектив, поэтому ищите то направление, которое вам действительно нравится. И при этом не стоит заниматься сразу многими вещами: так у вас будет слишком мало времени на всё, в том числе и учёбу. Подойдите к выбору ответственно и осознанно, чтобы ваше времяпровождение в стенах вуза приносило вам больше пользы и хороших эмоций, чем стресса.
Чем заняться студенту в свободное время кроме учебы: 5 нестандартных хобби + полезные советы
У большинства абитуриентов довольно смутное представление о студенческой жизни. Им кажется, что в свободное время они будут ходить по вечеринкам, выставкам, театрам, кафе и обсуждать с друзьями вопросы жизни, смерти и вообще. При этом они даже не задумываются о том, есть ли в принципе у студентов свободное время.
Конечно, с помощью нашего телеграм-канала вы сможете без проблем написать или оформить отчет по практике, курсовую или даже диплом. Но это едва ли выкроит так много времени, чтобы не знать, куда его девать.
Ну ладно, обо всем по порядку. Давайте с вами разбираться, много ли свободного времени у студентов и куда его девать в случае избытка.
Сколько свободного времени у студентов и школьников
В институте общественного мнения «Анкетолог» провели большое исследование среди школьников и студентов. В ходе исследования сотрудники выясняли, сколько свободного времени у каждой категории учащихся.
На что тратят время школьники
33% учащихся школ сказали, что после учебы, кружков и секций у них остается свободных 1-2 часа. Еще 30% отметили наличие 5 свободных часов. Примерно 22% школьников располагает в среднем от 2 до 5 часов.
Следующий вопрос, на который хотела получить ответ команда, звучал так: «На что вы тратите свободное время?». И вот какие результаты получили:
На что тратят время учащиеся колледжей и техникумов
От 2 до 5 часов свободного времени у 45% учащихся средних учреждений образования. Тех, кто имеет в распоряжении 1-2 часа и больше 5 часов, примерно одинаковое количество – по 22% и 23%.
И только у 4% учащихся меньше 1 часа свободного времени или нет его вовсе.
На вопрос, чем они занимаются в свободное время, были получены следующие ответы:
На что тратят время учащиеся вузов
У 47% студентов остается около 2-5 часов свободного времени. У 24% респондентов его не больше 1-2 часов. И только 18% могут похвастаться 5 часами ничегонеделанья. И у 6% бедняжек остается меньше часа свободы.
Интересно то, как они распоряжаются свободными минутами:
Есть ли способ научиться тратить свободное время так, чтобы это было не слишком напряжно, но при этом приносило пользу?
Правила организации свободного времени
Чтобы не тратить и без того малое количество СВ (свободного времени) впустую, рекомендуем соблюдать следующие принципы:
Способы организации свободного времени
Специалисты рекомендуют тратить свободное время с умом и на благо будущей профессиональной деятельности.
Одни утверждают, что неплохо бы в свободное время поработать. Так делают 12% студентов России, подрабатывая и получая опыт (не обязательно по специальности) и деньги уже на этапе обучения.
Другие уверены, что пока мозг молодой и здоровый нужно пользоваться его силой и тратить свободное время на обучение. Около 9% студентов посещают в свободное время разные курсы, семинары, тренинги и прочие виды дополнительного обучения.
И самые активные тратят свободное время на саморазвитие: участвуют в секциях, занимаются спортом и т.д.
А вот конкретные виды деятельности, которые можно выбрать с пользой для себя сегодняшнего и будущего.
Участвуйте в вузовских мероприятиях
Если уж вам приходится жить в стенах университета, то и свободное время нужно учиться проводить там же.
Это экономит вам кучу времени и денег, ведь не приходится тратиться на общественный транспорт и курсы вне университета.
Узнайте, какие виды внеучебной деятельности есть в вашем институте. Вы можете принимать участие в благотворительных акциях, местных концертах, студенческих выставках и т.д.
Вы можете подумать, что это крайне скучно и неинтересно. На самом же деле основная цель этих событий – научиться налаживать связи, развивать коммуникативные способности, совершенствовать навыки самостоятельной работы и взаимодействия с окружающими.
Найдите работу по специальности
Только обязательно убедитесь, что это никак не скажется на учебе. И только потом можно искать подходящую работу во время учебы. Это прекрасный способ получить дополнительные деньги, а также подготовиться ко взрослой жизни.
Мы рекомендуем найти что-то по специальности. Тогда у вас будет прекрасная возможность постажироваться и наработать опыт.
Мы настоятельно рекомендуем искать работу недалеко от дома или места учебы. Это сильно сэкономит время на дорогу.
Станьте волонтером
Студенческие годы – самое подходящее время выплеснуть свои альтруистические стремления и начать помогать людям. Поверьте, потом будет не до этого, поэтому вступайте в ряды волонтерских организаций и начинайте спасать мир.
Многие вузы имеют на своей базе такие организации. Например, МГУ, СПбГУ, РПГУ им. Герцена и прочие. Тут можно заниматься охраной окружающей среды, оказывать помощь нуждающимся, выступать в городских мероприятиях и т.д.
Запишитесь в вузовский кружок
Университеты пошли навстречу студентам и создали на собственной базе разные секции и кружки, где студенты могут организовать досуг и таким образом выразить свою индивидуальность.
Спортивные секции, танцевальные кружки, единоборства, литературные вечера, университетский КВН – выбирайте по душе и пробуйте себя.
Займитесь наукой
Если чувствуете в себе талант и силы заняться научной деятельностью, обязательно займитесь. Это плюс в вашу будущую профессиональную карму, а также хороший повод отсутствовать иногда на занятиях по уважительной причине.
Проводите исследования, пишите научные статьи, принимайте участие в конференциях, конкурсах, грантах. И постарайтесь сделать так, чтобы вуз заметил ваши старания. В жизни бывают случаи, когда это помогает. Например, когда студента решают отчислить.
Советы студентам
Предупреждения студентам
Человеку свойственно лениться. Если перед нами стоит крайне непривлекательная задача, мы ищем миллион отговорок, только чтобы ей не заниматься.
Сразу же научитесь справляться с этим чувством. Иначе в будущем эта способность захватит вас настолько, что вы станете тем, кто срывает сроки, откладывает важные дела.
Заставляйте себя сразу делать важное, потом – все остальное.
Студенту нужно проявлять себя. Иначе он потеряет интерес ко всему, в том числе – и к учебе. А этого допустить никак нельзя. Находите свободное время и занимайтесь тем, к чему лежит душа. А с учебой поможет сервис студенческой помощи.
Жизнь после окончания университета: как живут вчерашние студенты?
Подходит к концу очередной семестр учебного года: первокурсники всё ещё одухотворены новой для них обстановкой, однако студенты последних курсов меланхолично интересуются тем, будет ли их голос звучать на политических дебатах, например, или же им придётся практиковаться в ораторском мастерстве фразой: «Свободная касса!»
Вопрос трудоустройства после ВУЗа на протяжении не одного года является деликатным направлением среди молодого поколения. Почему? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить себя в качестве абитуриента, интересующегося информацией, расположенной на сайтах университетов. Какие фразы мы видели чаще всего? «Наше высшее учебное заведение гарантирует каждому студенту рабочее место по окончании им программы обучения». Знакомо? Не стало ли предложение подобного рода одной из причин, почему молодая кровь остановила свой выбор конкретно на одном варианте? Но вот незадача. Почему-то после сдачи государственных экзаменов и получения заветного диплома, все разговоры о свободном получении работы в рамках выбранной специальности, утихают или исчезают вовсе.
И что остаётся молодым людям, стоящим на жизненном перепутье? Девушкам идти на курсы по маникюру, а парням податься в сервисы такси? Разве для этого они напрягали свой мозг до утра, чтобы выучить весь лекционный материал перед экзаменом?
Мы пообщались с выпускниками Казанского Федерального университета, чтобы узнать, каким образом сложилась их профессиональная жизнь и обозначили четыре причины, по которым в недавнем времени студенты не нашли себя по специальности.
Проблема №1. Низкая заработная плата, не удовлетворяющая потраченным человеческим ресурсам
Не секрет, что такие профессии как учитель, врач, бухгалтер, в нашей стране на протяжении уже не одного года держатся в топе самых низкооплачиваемых специальностей. И это удивляет: средний оклад медицинского работника без доплат составляет почти 14 тысяч рублей (по данным социологического опроса Газета.ru). Примерно такая же ситуация обстоит и в сфере образования – преподаватель, ежедневно мотивирующий в каждого школьника грызть гранит науки, согласно Росстату получает около 32 тысяч рублей. Если сравнивать оплату преподавательского труда за рубежом, то в Германии она составляет порядка 337 тысяч рублей, в США – 234 тысяч, Франции – 168 тысяч. Быть учителем за границей, судя по цифрам – гордость. Такое вряд ли применишь относительно к нашему государству.
По этой причине Ильхам Гайнутдинов – выпускник направления «Педагогическое образование: история» после окончания университета связал свою жизнь с плаванием, а если быть точнее, он стал инструктором данного вида спорта.
— Почему ты сделал такой выбор? Не удалось найти себя в специальности?
— Я нашёл более интересный для себя вариант трудоустройства.
— Если не секрет, то чем выбранный тобой вариант более интересен того направления, на котором ты обучался?
— Зарплата лучше, по часам меньше нужно работать, бумажная волокита отсутствует.
— Как ты думаешь, почему «вчерашним» студентам сложно устроиться на работу после получения диплома?
— Было бы проще всего свалить всю вину на государство, например, банально из-за отсутствия распределения студентов по рабочим местам, что было в СССР. Но если вопрос стоит: «Почему сложно устроиться на работу после университета?», я думаю, не сложно найти работу, было бы желание и амбиции. Труднее самостоятельно содержать себя на заработной плате с этой самой работы по специальности.
Проблема №2. Отсутствие вакансий по специальности
В последние годы высшими учебными заведениями активно развивается направление изучения восточных языков. Вот только стоит учитывать, что рынок труда не безграничен: сегодня стать преподавателем того же арабского языка весьма проблематично, что подтверждает Анелия Ахмерова.
— Смогла ли ты устроиться на работу сразу же после окончания университета?
— Вообще, по образованию я филолог арабского языка. Моя трудовая деятельность началась на втором курсе в качестве фрилансера и в языковом центре в качестве администратора.
На третьем немного практиковала преподавание арабского в этом центре и попробовала себя в роли репетитора. Что касается времени после окончания университета, то я оставила работу в центре и поднимала заработок во фриланс, так как найти себя в своей специальности довольно проблематично. Да и зарплата в выбранном мной пути предоставляет больше возможностей. Сейчас работаю над продвижением своих проектов, не связанных со специальностью.
Проблему скудного рынка труда в России подтверждает ещё одна выпускница Института международных отношений и востоковедения – Анна Рыженкова.
— Можешь поделиться причинами, по которым ты работаешь не по специальности?
— Единственная причина заключается в отсутствии ваканский. Не знаю, как повёрнется жизнь дальше, но на данный момент я не вижу каких-то очень симпатичных вариантов.
Проблема №3. Недостаточный опыт труда
Сергей Роженцов – выпускник направления «Христианская теология» Института социально-философских наук и массовых коммуникаций столкнулся один на один с этой проблемой. Мы задали ему несколько вопросов, чтобы узнать, почему специалист в области церковно-государственных отношений работает консультантом в гипермаркете.
— Тебе не удалось найти себя в специальности или ты нашёл более приемлимый, интересный для себя вариант трудоустройства?
— Нет никакого опыта работы, найти его негде. Устроился в «Максидом», потому что нужны деньги.
— В каком формате проходила ваша практика? В целом, чем вы занимались?
— В основном приходили с документами по практике в муниципалитет, где нам давали перебрать бумажки.
— При попытке устроиться на работу по специальности, университетская практика не учитывалась работодателем как опыт работы?
— Невозможно пробиться в муниципалитеты без протекции. Это факт.
— А университет предлагал вам помощь с трудоустройством? Или ты не интересовался этим?
— Трудовые отряды для работы на севере, как помню, предоставляют работу. Это всё.
— Как думаешь, университеты, в целом, выполняют свои обязательства относительно устройства студентов на рабочие места? Ведь во время приемных компаний сайты зачастую пестрят новостями вроде «Наш ВУЗ гарантирует трудовое обеспечение студентам»?
— Нет. Да они и не могут. Система не налажена на государственном уровне, а университеты у нас не средневековые, сами по себе не значат и не могут ничего. В документообороте застой. Чтобы реальную практику получить, нужно пройти через длинную бумажную волокиту.
— На твой взгляд, почему «вчерашним» студентам сложго устроиться на работу после получения диплома?
— Все работодатели прекрасно понимают, что такое бакалавр. Молодые начальники сами не так давно учились, знают, что на бакалавриате не учат ничему прикладному, только теория. Так что от вчерашнего школьника вчерашний студент не отличается ничем. В редких случаях внятная подработка была. А кому нужен сотрудник, которого ещё нужно сначала доучить?
Проблема №4. Отсутствие поддержки со стороны центра занятости высшего учебного заведения
Удивительно, но ни один из опрошенных нами молодых людей не был знаком с центром трудоустройства студентов. Как отмечают опрашиваемые, о таком органе они слышали на момент их поры абитуриентства, когда они рассматривали преимущества поступления в тот или иной университет. Анелия Ахмерова на вопрос: «Предлагал ли вам КФУ помощь с трудоустройством?» девушка ответила следующим образом: «Так как языковой центр находился при КФУ, сотрудники университета имели хорошее представление о том, кто я и каковы мои способности, поэтому из предложений о трудоустройстве мне были предложены вакансии непосредственно в самом высшем учебном заведении. Но, к сожалению, рука помощи, так сказать, не была предложена моим одногруппникам. То есть, возможно, если бы я не работала с сотрудниками университета в одном строю, не было бы ничего подобного. Смотря на своих знакомых, окончивших учёбу, могу сказать, что университет крайне редко предлагает помощь с устройством».
Как можно заметить респонденты смогли найти себе работу после получения государственного документа о высшем образовании, но интересно то, что ни один выпускник не связал свою жизнь с той специальностью, которая прописана у него в дипломе. Мы поинтересовались у молодых людей их мнением насчет того, почему же сегодня сложно устроиться на работу после завершения обучения в ВУЗе?
Ильхам Гайнутдинов: «Во-первых, изначально многие студенты неправильно выбирают специальность, на которой они обучаются. Во-вторых, во время учёбы уже нужно начинать работу, хотя бы за самую маленькую ставку с целью получения опыта работы».
Анелия Ахмерова: «Средний заработок. Студенты осознают, что самореализация и дальнейшее обучение стоит немало, поэтому ищут те вакансии, где смогут получить куда более достойные варианты оплаты своего труда, пусть и не связанного с профессией, указанной у них в дипломе».
Анна Рыженкова: «Нет ваканский и опыта».
Проблема трудоустройства после ВУЗа действительно висит грузом на плечах только выпустившихся студентов: кто прав, кто виноват – сложно однозначно ответить. Например, если молодой специалист не может найти себе работу, это не всегда означает, что проблема в его полученном образовании или в нетрудоустройстве университета. Элементарно можно говорить о неспособности студента искать эту самую работу, или же несоответствие его данным необходимой базе. Поэтому мы решили поговорить с начальником отдела практик и трудоустройства обучающихся КФУ – Закировой Эльвирой.
— Как часто обращаются к вам студенты по поводу трудоустройства?
— Обращения как правило сезонные, и происходят осенью и весной.
— Как вы оцениваете сегодняшний рынок труда?
— Анализ рынка труда в России показывает, что его структура постепенно меняется. Актуальными становятся вакансии, которые еще два-три года назад были не особо востребованы. В частности, это IT-специалисты, фрилансеры в разных областях, робототехники, HR-специалисты, рекрутеры.
С каждым годом укрепляется стремление к свободному рабочему графику. Люди охотнее устраиваются на удаленную работу, переходят на фриланс, так как не желают проводить день в офисе.
— А каким образом вы, так скажем, рекламируете себя в университете? Я, к примеру, проводила опрос, и немногие знают о таком органе как центр практик и трудоустройства студентов.
— Мы рассылаем информацию об отделе по старостам, преподавателям институтов, ответственным за трудоустройство.
— Я общалась с выпускниками прошлых лет и они сетуют на то, что проблема в нетрудоустройстве университета, отсутствии поддержки, нехватки вакансий на рынке труда.Как вы думаете, это действительно так или проблема, в первую очередь, в неспособности студента искать работу?
— Проблема в неспособности студентов искать работу. К сожалению, над дальнейшим трудоустройством студенту необходимо думать уже в процессе обучения. Ходить на встречи с работодателями, общаться, узнавать его потребности. У нас нередко бывали такие случаи, когда работодатель обращался к нам с просьбой организовать встречу, мы связываемся с институтом, просим оповестить студентов, к нам приходит ответ, что студентам это не интересно. И встреча срывается, хотя работодатель Сам вызвался посетить университет и рассказать о своей компании, о возможности пройти практику, стажировку, об имеющихся вакансиях.
— А какие еще вы видите проблемы при устройстве выпускников на рабочее место?
-Какие можете дать рекомендации выпускникам относительно устройства на работу?
Во-первых, не принимайте решений, исходя из того, что доступно. Стремитесь к той работе, которую больше всего хотите. Во-вторых, чем больше людей знает, какую работу вы ищите, тем лучше. В-третьих, вы можете получить много отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи. Отрицательный результат – тоже результат.
Конечно, можно сетовать на судьбу и плохую организованность трудоустройства среди выпускников высших учебных заведений, но не стоит забывать поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт».
«Шла на работу и поняла, что больше не могу»: как сменить профессию после окончания вуза
Фармацевт, филолог, таможенник и другие читатели Т—Ж о том, как переосмыслили себя
Иногда высшее образование помогает найти работу, завязать полезные знакомства и получить необходимые навыки. Но так бывает не всегда, и переводчики, историки, менеджеры и филологи после выпускного находят себя совершенно в других сферах. Мы поговорили с читателями, которые не захотели работать по специальности, и узнали, как им удалось найти работу без соответствующего диплома.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мои родители оба окончили филфак: мама — отечественное направление, отец — зарубежное, и я решила пойти по их стопам. Училась в родном городе, в том же вузе, что и они. С иностранными языками было туго, и я выбрала отечественную филологию.
На филфаке ты либо лингвист, либо литературовед, но мне было сложно определиться. Сначала пошла на кафедру русской литературы: думала, что если мне нравится больше читать, чем запоминать правила, то я литературовед. В какой-то момент поняла, что дипломная работа не идет и я не хочу заниматься анализом литературных произведений. Хотелось написать собственное исследование, и спустя полгода перешла на кафедру русского языка.
В какой-то момент я начала помогать студенческому журналу, и в университете узнали про мои способности к рисованию и дизайну. Куратор курса порекомендовал меня арт-директором в местную кофейню. Так я впервые открыла Adobe Illustrator на своем старом ноутбуке и поняла, что меня увлекает процесс создания промоматериалов. Стало интересно, как вообще работает дизайн, как в нем сочетаются коммерция и искусство, какие технические инструменты для этого можно использовать. Начала смотреть бесплатные курсы, читать книги, собрала портфолио из работ, которые делала для кофейни.
Первый заказ получила на бирже фриланса. Потом пошли подработки от знакомых. Совсем недавно устроилась дизайнером в крупную ИТ-компанию. Изучаю веб и мобильный дизайн и хочу попасть в команду разработчиков мобильных приложений.
Филфак вспоминаю с теплотой: со мной учились очень образованные и культурные люди, мне всегда было что обсудить с однокурсниками. К тому же я всегда могу завязать разговор, рассказав какие-нибудь интересные факты о популярных литературных произведениях, или назвать слово с тремя «е» подряд.
Никакого самостоятельного решения в 16 лет я не принимала. Будущий университет выбирали на семейном совете: помню, папа принес справочник «Вузы России», и я его очень лениво пролистала. Родители так и не получили ответа на философский вопрос «кем ты хочешь стать», и было решено отправить меня по папиным стопам. Так я оказалась на юридическом в Таможенной академии.
Сложно оценить, насколько качественным было мое образование. Общую часть уголовного права я могу воспроизвести полностью и даже в стихах, но содержание многих предметов, указанных в дипломе, полностью стерлось из моей головы.
Родители выбирают для своих детей государственную службу в убеждении, что их ждет стабильность и высокая пенсия. Еще маме нравилось, как на мне сидит форма. В студенчестве мы много мечтали с одногруппниками, как будем в обнимку с законом защищать границы России. В реальности мы получили рутинную работу, половину которой может выполнить даже калькулятор.
Однажды, после трех невыносимых лет на таможенной службе, я шла на работу и поняла, что больше не могу там находиться.
В то же утро написала заявление.
До этого я уже год готовилась поступать в вуз в Чехии, изучала язык, забронировала жилье и место на языковых курсах в чешском вузе. Оставалось только получить визу, но мне дважды в ней отказали. Третий раз подавать документы было поздно, деньги за жилье и курсы в Чехии вернуть не удалось.
Я устроилась работать в кофейню бариста. Дело было в маленьком городе, и уже на следующий день вся таможня начала ходить ко мне в кофейню, смотреть, как я свалилась с высоты государственной службы в бездну сферы обслуживания. А мне не было стыдно, меня окружал запах вкусного кофе, булочек с корицей и милые веселые коллеги.
Потом я переехала в Санкт-Петербург и устроилась таможенным представителем, хотя зареклась работать в ВЭД. В 2014 году мою судьбу решил Крым. В основном я занималась ввозом мяса и молочных продуктов из США и Европы, поэтому контрсанкции оставили меня без работы.
И тут юридическое образование мне действительно помогло. Я стала репетитором и по сей день помогаю выпускникам школ сдавать экзамены по истории и обществознанию. О времени, проведенном в вузе, вообще ни на минуту не жалею, до сих пор поддерживаю очень близкие отношения с одногруппниками. Главное из того, что дало мне высшее, — умение учиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.
Со средней школы воспринимала образование как необходимость, поэтому варианта не идти в вуз не было. Выбрала Волгоградский государственный медицинский университет, специальность «провизор». Повлияло мнение мамы: она убедила остаться в родном городе и получить медицинское образование.
Преподавали хорошо и интересно, но общаться с руководством было крайне тяжело. Тем не менее больше всего запомнились потрясающие преподаватели, которые были адекватны, активны и заинтересованы в наших знаниях.
Я начала работать еще на четвертом курсе, в аптеке. Сначала в качестве фасовщика, затем перешла на должность провизора. Параллельно в университете пошла в научный кружок по биоинформатике и познакомилась с языком программирования Python. Начала изучать его при помощи разных курсов, и это показалось мне действительно интересным. Так я решила, что хочу работать на стыке программирования и медицины, уволилась из аптеки и нашла искать работу программистом-аналитиком.
Если кому-то говорю, что работаю программистом, все спрашивают:
Для учебы я выбрала Тольяттинский государственный университет, специальность «техносферная безопасность» — охрана труда. Ожидала, что это настолько востребованная профессия, что каждый работодатель жаждет найти хорошего специалиста и улучшать условия труда для своих подчиненных. В реальности, конечно, все оказалось иначе.
Программа была ориентирована на теоретические знания, которые быстро забывались без практики. В итоге на работе пришлось обучаться с нуля. Чему я действительно научилась — так это умению договариваться с любым человеком и в любой ситуации.
Найти работу помог вуз: на четвертом курсе предложили вакансию специалиста по охране труда в Тольяттинском политехническом колледже. На навыки никто не смотрел, всему обучали в процессе работы. Но зарплата была крайне низкой, а постоянная ответственность за все вокруг давила. Работодатель не позволял закупать необходимые средства индивидуальной защиты, а при попытках объяснить важность инструктажей сотрудники закатывали глаза. Оказалось, что единственный человек в компании, которому действительно важна охрана труда, — это я сама.
Сменить сферу решила после того, как поняла, что тружусь за минимальный прожиточный минимум и достойной зарплаты нужно ждать еще шесть лет. В итоге я ушла в колцентр и не жалею. Сразу вырос доход, а через два года получила руководящую должность. При этом ответственность не такая глобальная: я отвечаю за то, что действительно в силах сделать.
В моей семье у всех было высшее, так что выбора, поступать или не поступать в университет, не стояло. А вот выбор специальности зависел от меня. Я не испытывала интереса к точным наукам и не отличалась прилежностью или вниманием. Но очень нравилась идея стать полиглотом и знать много языков. Английским и немецким на момент поступления я владела уже на сносном уровне, поэтому решила поступить на востоковедение и заняться китайским.
Выбрала университет по следующим критериям: китайский язык как первый иностранный и возможность поехать на стажировку за границу. Под эти требования подходил только факультет востоковедения Московского городского педагогического университета. На бюджет я не прошла, но, к счастью, родители оплатили учебу, и желание ребенка было исполнено.
Учиться было весело. На первом курсе мы чувствовали себя актерами: смешно выдавливали из себя правильные интонации и как первоклассники выводили в клеточках иероглифы — черта к черте. Но единственный ценный навык, который я приобрела за пять лет учебы, — отличный разговорный китайский. Предметы вроде литературы, экономики и педагогики забывались через десять минут после зачета и особенно не пригодились.
Очень скоро поняла, что, скорее всего, даже если и стану педагогом, то точно не в школе. Еще свежи были воспоминания о жестоких одноклассниках и замученных раздраженных лицах учителей. На четвертом курсе я начала активно работать по специальности: репетиторство, письменные и устные переводы, сопровождение на выставках. Хотелось как можно скорее закончить учебу и творить.
После окончания вуза я какое-то время не работала, занималась общественным проектом в своем родном городе. Резюме на должность переводчика висело на «Хедхантере». Скоро меня пригласили на должность специалиста в отдел продаж спецоборудования на одно из местных предприятий. Я общалась с поставщиками на английском и китайском, согласовывала заказы и поставки. Уже потом узнала, что то, чем я занимаюсь, называется внешнеэкономическая деятельность, или сокращенно ВЭД, — сфера, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг. В течение пяти лет я проработала специалистом по ВЭД в разных компаниях.
Постепенно тяга к общению с иностранцами стала угасать, таможенные процедуры вызывали слишком много тревоги, а технический перевод во время пусконаладочных работ ужасно утомлял. Тогда я решила заняться фронтенд-разработкой. Прошла обучение в одном известном офлайн-сообществе и сейчас ищу первую работу. О полученном лингвистическом образовании не жалею. На момент моего выпуска изучение китайского только набирало популярность, и мои навыки были в диковинку. Помимо заработка, мне просто было приятно осознавать, что я знаю то, чего многие не знают. Как минимум китайский — всегда удачная тема для разговора.
Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку