Чем заняться в библиотеке
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:
Библиотека сегодня — территория возможностей или кладбище талантов?
Рассказ молодого библиотекаря о личном опыте, минусах и плюсах профессии и о том, что необходимо поменять в библиотечной среде.
По материалам недавней статьи решил написать свою историю о том, как и зачем я — молодой человек, сегодня работаю библиотекарем.
По образованию я учитель истории и обществознания. Ещё во время учёбы в университете успел поработать в школе. После получения диплома появился порыв оставить Петрозаводск и перебраться в глухую карельскую деревню, где учебных заведений почти не осталось, а нехватка учителей ощущается острее всего. Почти решился, как неожиданно мне предложили попробовать устроиться в Национальную библиотеку Карелии, что, собственно, я и сделал.
Библиотека, хоть и крупнейшая в субъекте, представлялась мне понятным и незамысловатым местом. На тот момент я наивно полагал, что уж с выдачей книг как-нибудь справлюсь. Иллюзии разрушились в первый же день. Меня встретило большое современное учреждение: свыше 100 сотрудников, распределённых на отделы со своей спецификой работы, больше 1,5 миллиона книжных изданий по всевозможным отраслям знаний, огромное книгохранение, информационные ресурсы, бесконечные проекты и мероприятия, о существовании которых я не догадывался.
Я оказался в самом крупном структурном подразделении – отделе библиотечного обслуживания. Библиотеки сегодня вовлечены в круговорот перемен, который многим даётся крайне сложно. В 2015 году, когда я пришёл работать в эту сферу, то лично стал свидетелем этих изменений. Во-первых, у нас на тот момент шла реконструкция здания, в рамках которой библиотека расширилась, появились новое пространство и материальная база, провели повсеместный ремонт.
Правда, после завершения работ возникли проблемы как в старом здании, так и в новом. Подрядчик не устранил недостатки в рамках гарантийных обязательств, так как компания находится в стадии банкротства. Классика, конечно, но в этот раз речь идёт не о стройке, а о личном опыте.
В самом начале у меня поинтересовались: чем увлекаюсь и как я могу это связать с мероприятиями в стенах библиотеки. Любовь к книгам и кинематографу пришлась как раз кстати. Через несколько недель у меня родился проект, где я решил обсуждать и анализировать художественные произведения и их экранизации. Это всё переросло в цикл дискуссий на тему отечественного и зарубежного кино, но прямо или косвенно связанный с литературой.
Мы обсуждали миры братьев Стругацких и параллельно обращались к творчеству Бондарчука и Тарковского, сталкивали экранизации подростковых антиутопий и тексты Оруэлла, Хаксли, Замятина и Брэдбери, отправлялись на поиски «Героя нашего времени» Лермонтова и приходили к балабановскому Даниле Багрову.
Мне предложили взять на себя тему комиксов и графических романов. До этого я не очень этим интересовался, но решил не отказываться. Так родился проект «Территория комиксов», где в интерактивной форме шло знакомство с этой удивительной областью искусства. Для взрослых эту тему я старался раскрыть с иной стороны: вроде того, что персонаж Джокера появился из-за экранизации романа Виктора Гюго «Человек который смеётся», где главного героя Гуинплена сыграл немецкий актер Конрад Фейдт.
Я рассказывал и о необычных авторах и их работах. Например, про Шона Тана, очень крутого австралийского художника, чьи произведения меняют представления о графическом романе. Его книгу «Потерянная вещь» (The Lost thing) экранизировали, одним из режиссёров выступил сам автор. В 2011 году мультфильм взял «Оскар» в номинации лучший анимационный короткометражный фильм.
Шон же в ответе за роман «Прибытие» (The Arrival), повествующий о герое, который из-за конфликтов внутри страны оставил свою семью и покинул родной дом. Другая часть света встретила его незнакомой культурой, языком и общественным устройством. Эффект сопереживания главному герою появляется мгновенно, ведь в «Прибытии» вы не найдёте ни единого слова, только визуальная информация.
На этом моя работа не ограничивалась. Я изучал книжный фонд библиотеки, анализировал мероприятия и проекты, проходящие внутри и за пределами учреждения, узнавал об опыте зарубежных и отечественных коллег, привыкал работать на разных кафедрах, так как библиотекарь сегодня должен быть универсальным специалистом и куратором.
С самого начала не всё оказалось таким радужным. Первая проблема, с которой я столкнулся, это мизерная зарплата, которая составила чуть меньше 12 тысяч рублей. Сейчас с этим вопросом дела худо-бедно обстоят иначе, средняя зарплата в регионе, если мы говорим о культуре и официальных данных, составляет примерно 30 тысяч рублей. Руководство молодых сотрудников старается поддерживать, так как изменения невозможны без новых людей и подходов.
Что касается старших коллег, то в процессе взаимодействия внутри коллектива, помимо недопонимания, часто возникает взаимовыгодный обмен опытом. Обычно это происходит с теми, кто в этом заинтересован, а таких людей большинство.
С другой стороны, такие учреждения как школы, библиотеки и музеи довольно сложно идут на нововведения. Я понимаю, что легко пойти на поводу ностальгии, когда не было интернета, а в библиотеки ходили огромными толпами, но ведь всё поменялось невероятным образом. И вместо того, чтобы признать эти изменения и встроить в них библиотечную работу, некоторым удобнее окутать себя пеленой безразличия, нежелания и явного негодования в отношении чего-то нового.
На сегодняшний момент коллектив библиотеки заметно изменился. Десять лет назад молодёжь можно было по пальцам сосчитать, теперь же треть кадров — это люди до 35 лет. С момента моего трудоустройства в библиотеке успело поработать много молодых сотрудников. Многие из них не стали задерживаться в библиотечной сфере. Есть разные причины почему так происходит: некоторых не смогла заинтересовать специфика профессии или банально не справлялись с поставленными задачами, у других библиотека была просто временным местом работы.
Когда я сам просто пользовался библиотекой, некоторые вещи меня довольно сильно раздражали. Оставались элементы обслуживания читателей ещё с советских времён. После реконструкции появилось то, что я сам так давно ждал. Например, можно самостоятельно взять книги без обращения к сотрудникам библиотек: если брал их на дом, то в любое время суток можешь самостоятельно вернуть через станцию книговозврата.
Если свободного времени не хватает, то есть возможность через сеть заказать нужную литературу, а затем с помощью читательского билета забрать её в полке бронирования, которая похожа на ячейки для хранения ценных вещей. Никаких карточных каталогов, всё в цифровом варианте.
Почему же я всё-таки работаю в библиотеке? Честно признаюсь, что те идеи, которые мною предлагаются, за редким исключением, не встречают сопротивления со стороны начальства. Сотрудники разных возрастов готовы помогать и поддержать твои замыслы, многие коллеги раскрываются просто с нереально крутой стороны, сохраняя священный огонь молодости даже после 30 лет работы в библиотечной сфере.
И всё чаще встречаешь ситуации, когда здоровый консерватизм соседствует с нововведениями, ведь не стоит забывать, что традиционная библиотечная работа до сих пор остается востребованной.
Да я и сам вижу, что многое поменялось, но, на мой взгляд, не хватает качественных, даже фундаментальных изменений. За год у нас проходят тысячи мероприятий, где книга зачастую выступает обычным дополнением.
Библиотека – это то пространство, где ты можешь комфортно проводить время, посещать выставки, мастер-классы, квизы, лектории, встречи с писателями, режиссерами, концерты и крупные акции, но чтобы это стало повсеместным явлением не только для сотрудников, но и для пользователей библиотеки, необходимо осознание важности перемен на всех уровнях.
Часто работе мешает самоцензура, и это касается не только библиотек. В атмосфере перманентного страха и боязни сделать что-то не так скрывается тупик для изменений. Есть ещё проблема, что в библиотеки иногда приводят людей организовано, будь то простое ознакомление или какое-нибудь мероприятие. С этим я тоже столкнулся, ведь такой подход не формирует позитивного представления о библиотеке, куда приходишь только потому, что сам этого хочешь.
Часто информация о наших проектах не доходит до целевой аудитории. По этой причине некоторые крутые проекты не получилось воплотить в жизнь. К проблеме можно добавить и недостаточную вовлечённость подростков в библиотечное пространство. Как раз сейчас мы работаем над решением этой задачи.
Пошёл четвёртый год, как я работаю в библиотеке. За это время произошла куча разноплановых событий. Сегодня библиотека постепенно становится площадкой, которая может стать главным культурным, информационным и социально значимым местом города. Может, но еще не стала.
Вероятно, в маленькой библиотеке я бы не стал задерживаться. Всё-таки там, где я работаю, уже есть отличное пространство, необходимая техника и перспектива дальнейшего развития. Я стараюсь посещать другие регионы, принимаю участие в фестивалях, общаюсь с коллегами. В связи с этим можно смело сделать вывод, что остаётся ещё очень много мест, где время словно остановилось, а про 21 век даже не слышали. Это к вопросу недостаточного финансирования сферы, а также кадровой составляющей.
Мне приятно осознавать, что, несмотря на существующие проблемы, у меня есть возможность принимать участие в абсолютно разных мероприятиях, общаться и взаимодействовать с разными людьми. К примеру, сегодня мои коллеги из библиотечного проекта «Читка» могут поставить пьесу «Пинежский Пушкин», основанную на рассказе архангельского фольклориста и писателя Бориса Шергина.
В 1934 году повсеместно началась подготовка к юбилею Пушкина. Борис Шергин рассказал о поэте неграмотной пинежанке. Об услышанном она рассказала землякам. Эти пересказы, впечатления, отображения слышанного, своеобразно понятого, реплики, афоризмы, отрывочные, но эмоционально насыщенные и поэтически-образные, послужили материалом для компоновки «пинежского» рассказа о Пушкине.
Действие пьесы разворачивается в 1937 году в избе-читальне, где помимо деревенских представлений о Пушкине добавили контекст страшного и трагического периода советской истории. Я и сам принимал участие в этом проекте, только в другой постановке. Мне досталась роль чёрта, трикстера с намерением заполучить душу главного героя, в определённые моменты перевоплощающегося в участкового.
В один день может пройти творческо-просветительская программа для детей, где я могу рассказывать о космосе и вселенной, видеть искреннее удивление, живую заинтересованность, а на следующий день со взрослыми обсуждать, как творчество Чехова можно использовать в качестве лекарства от скуки.
Пару лет назад на акцию «Библионочь» я сделал площадку в формате «Фрэнки-шоу», только в режиме реального времени. С музыкальным и визуальным сопровождением я от имени известных людей рассказывал о своей жизни, а присутствующим требовалось раскрыть о ком идёт речь.
Вы начинающий художник или фотограф? В таком случае можно договориться, и вам бесплатно предоставят одно из выставочных пространств библиотеки. Хотите просто поработать над своим проектом? Пожалуйста, никто не против, а про наши мероприятия можно вообще отдельную статью писать. И мне хочется верить, что возможностей как-то себя проявить именно в стенах библиотеки будет только больше.
«Библиотекарь — не врач и не педагог, чтобы помогать людям в каком-то высоком смысле», — сказала Ольга Жигулина в комментариях под статьей о библиотекаре из Саранска.
Я не соглашусь. В идеале современный библиотекарь – это не только специалист своей области, но и учитель, психолог, автор, администратор и режиссёр. В нас крепко сидит небольшое заблуждение, особенно касательно университетов и школ. Система образования просто буксует на месте, процессы, что происходят в школе вызывают лишь недоумение, ведь именно там качественные изменения проходят сложнее всего, а программа и методика учебных дисциплин стоит на повторе десятки лет.
При таком положении дел библиотека имеет все шансы стать местом интересного и подлинного досуга для детей и подростков, которого им так не хватает, особенно в маленьких городах.
Учитель – это очень массовая профессия, где затаилось столько архаики, что непонятно как это изменить. Наличие молодежи дело не исправит, да и многие идут в педагогику по остаточному принципу, просто никуда больше не поступил.
Бывают моменты, когда апатия накрывает меня. Но, в конце концов, большинство вещей зависит от нас самих и нашего желания. Мне импонирует просветительская миссия в абсолютно разных форматах и проявлениях. Для меня библиотека стала тем местом, где можно пробовать реализовать себя. Несмотря на сложности, вроде остатков старых подходов к работе и периодическому скепсису окружающих.
Я хочу быть в центре изменений, которые хоть проходят сложно и неоднородно, но всё-таки проходят. Потому что во времена застоя лучшее место для молодых там, где протекают метаморфозы.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Чем заняться в библиотеке: культурные площадки, литературные клубы, языковые кружки
Если вы думаете, что библиотека — это длинный ряд полок, ломящихся от потертых томов классических произведений, то спешим вам сообщить: те времена давно прошли. Сегодня библиотеки — это креативные культурные пространства.
На их стеллажах новые книги появляются сразу после выхода из типографии, а в выставочных и концертных залах каждую неделю собираются зрители и участники мастер-классов. Здесь можно учить иностранные языки, создать собственный мультфильм, записать свою первую песню и танцевать вальс.
Сделали для вас подборку современных библиотек Москвы, которые предлагают своим читателям намного больше, чем просто выдать книжки на две недели.
Внимание: некоторые библиотеки переносят свои мероприятия онлайн, делая их доступными для всех желающих вне зависимости от их удаленности от МКАД.
Российская государственная детская библиотека
м. Октябрьская, Добрынинская
Крупнейшая в мире библиотека для детей с кафе-мороженым.
Читальные залы разделены по возрастам, для малышей есть комната сказок. Для посетителей всех возрастов есть читательские клубы: малыши слушают сказочные истории и участвуют в творческих мастер-классах, дети постарше обсуждают прочитанное, а также пробуют свои силы в создании собственных художественных произведений при поддержке специалистов литературной студии.
На базе библиотеки работают бесплатные кружки и секции для детей от двух лет.
Спектакли для юных зрителей проводятся как в стенах библиотеки, так и в формате онлайн.
Для подростков и родителей работают психологические клубы, для детей от пяти лет — арт-садик, для школьников — творческие мастерские, для всех любителей настольных игр — регулярные встречи игротеки.
Центральная городская молодежная библиотека им. М. А. Светлова («Светловка»)
пер. Большой Тишинский, д. 24, стр. 1
м. Улица 1905 года, Баррикадная, Белорусская
На базе детско-юношеского отдела библиотеки регулярно проводятся творческие мастер-классы для детей разных возрастов, а также встречи с детскими писателями, педагогические и психологические лекции и вебинары для родителей.
В библиотеке работают кружки любителей оригами, плетения фенечек, а также клуб для детей от четырех до семи лет «По дорогам сказок», где участники знакомятся с новыми историями и выполняют творческие задания по ним.
Регулярно проводятся показы диафильмов по произведениям различных авторов и по мотивам сказок народов мира. Для участия в мероприятиях необходима регистрация, но все они бесплатные.
Российская государственная библиотека для молодежи
Б. Черкизовская, 4, корп. 1
м. Преображенская площадь, Семеновская, Черкизовская
Основная аудитория библиотеки — подростки старше 14 лет, для них создано креативное культурное пространство, где можно отлично провести время: узнать что-то новое, обсудить актуальные темы, принять участие в мастер-классах, например, попробовать свои силы в создании собственного комикса.
Есть специально оборудованный музыкальный подвал, в котором собраны различные музыкальные инструменты и даже работает настоящая студия звукозаписи — идеальная площадка для записи первых композиций подростковых групп.
Специалисты библиотеки приглашают подростков принять участие во встречах психологического клуба, а также стать членом клуба любителей комиксов и настольных игр.
Для малышей оборудована уютная детская комната, где можно полистать книжки, поиграть, порисовать или посмотреть мультики.
Центральная городская детская библиотека им. Гайдара
Библиотека проводит большое количество мероприятий как офлайн, так и онлайн, а также приглашает своих читателей на встречи с современными писателями, переводчиками и иллюстраторами детских книг.
В стенах библиотеки собрана большая коллекция настольных игр, регулярно проводятся игротеки. Школьников приглашают присоединиться к читательским клубам, участники которых вместе читают и обсуждают современную подростковую литературу.
В библиотеке организована богатая культурная жизнь: постоянно устраивают читки различных художественных произведений, разыгрывают театральные постановки, а также проводят семейные квизы, ближайший из которых с темой «Динозабрь» пройдет 30 октября. Принять участие в нем могут дети старше шести лет, участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Библиотека №178 Культурный центр им. А. Л. Барто
Дмитрия Ульянова, 24/1
На базе библиотеки работает мультипликационная студия «Анимакот» для детей от семи лет, которая проводит теоретические и практические занятия. Ребята сами придумывают персонажей, пишут сценарии, лепят, рисуют, вырезают декорации и действующих лиц, снимают и озвучивают свои мультфильмы. Некоторые мастер-классы студии будут интересны и взрослым.
Здесь собирается клуб юных техников, которые изучают основы механики и сами собирают электрические схемы. Поклонники биологии и химии проводят «магические» естественно-научные опыты в лабораториях академии ЭкоБиоХимии.
Для всех желающих работают театральная и художественная студии, лингвистические кружки, собираются клубы любителей настольных игр, а также проходят литературные собрания для дошкольников.
Детская библиотека №211 «Пионер»
ул. Большая Дорогомиловская, д. 7
Одна из старейших детских библиотек Москвы. Помимо богатого библиотечного фонда, здесь проводятся мастер-классы, встречи с детскими писателями, а дети старше шести лет могут посещать занятия по английскому языку.
Библиотека участвует в программе «Библионяня» для детей от трех до десяти лет. По договоренности с родителем сотрудник библиотеки присматривает за ребенком, читает вместе с ним книжки, лепит или рисует, пока мама или папа занимаются своими делами. Стоимость услуги «Библионяня» 200 рублей в час.
Важное направление библиотеки — помощь подросткам в понимании своих талантов и призвания и ориентирование их в мире востребованных на сегодняшний день профессиях. Для этого проводятся мастер-классы, тематические встречи и лекции по разным направлениям.
Библиотека №196 «Наследие»
Симферопольский бульвар, д. 24, к. 1
м. Чертановская, Севастопольская, Нахимовский проспект
Самая молодая библиотека Юго-Западного округа, открыта в 2013 году. Детский отдел библиотеки стилизован под сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
На базе библиотеки работают многочисленные кружки: изостудия, языковые клубы (английский, французский, испанский), клуб по фотоискусству. Здесь же можно посещать занятия по вокалу, учиться играть на музыкальных инструментах, танцевать бальные танцы (для взрослых предлагают услугу постановки свадебного танца).
Библиотека активно пропагандирует экологичный стиль жизни, проводя каждый месяц традиционный экодень: организует раздельный сбор мусора, проводит лекции и мастер-классы на экологическую тему для детей и взрослых.
Кроме того, здесь регулярно проходят концерты, выставки, лекции и спектакли для детей — вход для всех читателей бесплатный.
Детский зал Иностранки (Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино)
м. Таганская или Китай-город
Библиотека иностранной литературы поддерживает несколько культурных направлений, есть как платные, так и бесплатные программы.
Детям от трех до шести лет будут рады в клубе The Mix Up, где малыши могут пообщаться с иностранцами, почитать книгу на другой языке и разыграть ее по ролям, а также поиграть, попеть или порисовать.
Школьников приглашают на встречи с современными детскими и подростковыми писателями, переводчиками и художниками-иллюстраторами. Все желающие могут принять участие в мастер-классе по созданию собственной книжки-картинки (в том числе и онлайн), а также посетить занятия в клубе спасателей и послушать о правилах оказания первой помощи.
В библиотеке работают лингвистические клубы, объединяющие поклонников английского, итальянского, испанского языков.
Подростки, неравнодушные к иностранным языкам, могут посещать мастер-классы по художественному переводу, а также принять участие в конкурсе среди молодых переводчиков. Также на базе библиотеки работает психологический клуб для подростков и взрослых, проводятся тематические тренинги.