Чем заняться в раю

Что мы будем делать в раю?

Сергей Худиев о «жизни будущего века»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Недавно у меня спросили — что мы будем делать в раю? Конечно, на месте разберемся — главное туда добраться — но кое-то мы знаем уже сейчас.

Самое главное, что произойдет в раю — мы увидим Бога. Как говорит Апостол, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). Христос обещает, что мы увидим Его славу (Ин.17:24). О Небесном Иерусалиме сказано «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр. 21:23) По латыни это называется visio beatifica — «блаженное видение», возможность ангелов и святых прямо видеть Бога, знать Его непосредственно, а не косвенно, как сейчас. Святой Апостол Павел говорит «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5:6-8). Здесь мы знаем Бога через Его откровение — Писание, наставление Церкви, иногда мы получаем какой-то отблеск небесной славы в мистическом опыте, но, находясь здесь, мы в каком-то смысле устранены от Господа, мы не видим Его непосредственно. Как говорит Апостол, «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).

Это видение лица Божия — это все, абсолютно все, что нужно сотворенному разумному существу — человеку или ангелу — чтобы быть полностью, бесконечно, неисчерпаемо счастливым. Святые, видящие Бога, прибыли на место, их путь завершен, они дома, они достигли цели, для которой были созданы.

Одно райское дело, которое постоянно упоминается в Писании — они поют. Рай полон пением или, вернее, тем, что в нашем падшем мире лучше всего сравнить с пением. Если Вы любите хорошую музыку, Вы поймете, о чем речь. Британский питатель, неверующий, Терри Пратчетт, сказал о церковной музыке Томаса Таллиса, что «музыка Томаса может приблизить к раю даже атеиста». И рай действительно полон музыки.

Духи праведников, видящие Бога, достигли совершенства (Евр.12:23) — и можно понять склонность некоторых авторов на этом и останавливаться и видеть рай как нечто статичное. Но, судя по Писанию, это не совсем так. Мир, который будет воссоздан Богом, будет включать в себя не только духов — ангелов и души людей, созерцающих Бога, но и много чего еще. Новое Небо и Новую Землю, Город, реки, деревья. Сами люди будут воскрешены в телах — то есть включены в эту жизнь восстановленного и преображенного творения. И в этом творении будет нечто происходить, меняться, развиваться, расти.

Спасенные люди совершенны — но это еще не значит «завершены». Здоровый, счастливый пятилетний ребенок совершенен — но не завершен, ему еще надо расти. И блаженные в раю будут расти, узнавать новое, совершать открытия, создавать что-то немыслимо прекрасное, отражать ту славу Божию, которой они будут исполнены, дальше в тварный мир. Заповедь «возделывать и хранить» была дана до падения, как и заповедь «владычествовать» над тварным миром. Это предполагает какой-то созидательный труд, ту радость, отблески которой мы видим здесь, на земле, в плодотворной и осмысленной работе. Мы будем что-то делать — что-то важное и достойное, как труд, радостное, как игра, волнующее, как открытие, веселое, как танец. Хотя нам и трудно сейчас представить, что — как ребенку в детском саду трудно представить себе труды и радости взрослого человека. Те сияющие, могущественные, добрые и радостные существа, которыми мы станем, когда достигнем Дома, будут делать что-то, величие и красоту чего нам сейчас не понять.

Но по мере нашего духовного роста здесь, на земле, мы будем понемногу приближаться, понимать, видеть отблески небесной радости. И, если мы не свернем с пути, мы окажемся там. Дома, во свете Его лица. Как сказал блаженный Августин, «Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего»

Источник

Чем занимаются души в раю?

Содержание

Чем спасенные души заняты в раю? Атеистическая пропаганда любила изображать «загробное блаженство» в карикатурной форме, как что-то нестерпимо скучное – души сидят на облаках в белых халатах и вечно играют на арфах. Но что мы в самом деле знаем о занятиях душ в раю? Не сказать, что много, но кое-что нам приоткрыто. Они прославляют Бога, участвуют в Его замысле о спасении мира, и трудятся над чем-то очень осмысленным и важным, ожидая нового поворота в жизни мироздания – воскресения мертвых.

Но для начала нам стоит сказать, чего в раю нет – и чем святые точно не занимаются. Множество занятий в этом мире связаны с тем, что он лежит во зле. Мы постоянно вынуждены трудиться над избеганием боли и смерти – и этому посвящена большая часть наших усилий. Нам нужна полиция, чтобы ловить преступников, медицина, чтобы бороться с болезнями, сельское хозяйство, чтобы извлекать пищу из земли, которая произращает терния и волчцы. В раю всего этого нет – потому что там нет смерти и зла, о чем стоит сказать чуть подробнее

В раю нет смерти

Рай выходит за пределы нашего понимания, как жизнь после родов выходит за пределы понимания ребенка в утробе. Но кое-что мы можем знать – и это не так уж и мало. Возможно, мы можем начать с того, чего в раю нет – там нет «болезни, печали и воздыхания». Там нет смерти и греха.

Но когда молодость проходит, мы уже не можем игнорировать присутствие умирания. Наше физическое состояние медленно, но верно приходит в упадок – кудри сменяются лысиной, румяность – морщинами, зрение и слух притупляются, накапливаются хронические болезни.

Где-то с середины жизни нам становится очевидно, что наше телесное здоровье начинает снижаться – нам больше никогда не будет 25, нам никогда больше не быть юными, прекрасными и полными сил. Мы движемся по той же траектории, что и весь человеческий род – к увяданию и смерти. Здоровый образ жизни, правильное питание, достижения современной медицины – все это хорошо, и может даже замедлить наш неизбежный упадок. Но не отменить его.

Мы можем встретить старого знакомого, которого не видели много лет, и с печалью изумиться тому, как он сдал. А потом заглянуть в зеркало, и убедиться, что и мы не лучше.

Известный «кризис середины жизни», когда люди, (обычно мужчины) «пускаются во все тяжкие» и становятся жертвой «беса в ребро», представляет собой попытку отчаянного отрицания неизбежности – люди заводят себе молодых любовниц, чтобы убедить себя, что они еще крепкие мужчины, или пускаются в развлечения, характерные для молодых, или еще каким-то глупым и разрушительным образом пытаются делать вид, что им все еще 25.

На нас всегда готово свалиться страдание – иногда такое, что люди начинают тяготиться своей жизнью.

У спасенных душ впереди – блаженная вечность, книга, где, как пишет К.С.Льюис, «каждая глава лучше, чем предыдущая», где они всегда свежи, всегда полны радости и силы и всегда растут.

В оратории Генделя «Мессия» есть поразительная ария на слова святого Апостола Павла – «Труба вострубит…. и мы восстанем нетленными». В великой музыке есть это предвкушение радости – когда мы войдем в обновленное мироздание, где «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 )

В раю нет зла

Зло всегда носит паразитический характер – оно портит что-то изначально хорошее и существует только за счет добра. Когда паразиты уничтожают организм, в котором поселились, они погибают и сами – они не могут жить самостоятельно.

Грех – это всегда отсутствие. Ненависть – это отсутствие любви, блуд – это отсутствие верности, гнев – самоконтроля, и все грехи, в конечном итоге, сводятся к отсутствию правильных отношений с Богом, когда люди мучительно пытаются обрести счастье в чем-то еще.

И вот в раю нет этих язв и дыр, которые в нас оставил грех. Там нет вражды, ненависти, презрения, обмана, эксплуатации или национальной ненависти. Жители рая пребывают в совершенной любви с Богом и друг с другом. Они как огромная любящая семья – и добрая человеческая семья есть образ рая, не случайно силы зла так стремятся ее разрушить.

Эта семья, однако, в одном отношении отличается от всех человеческих семей.

В любой семье на земле бывает непонимание, размолвки и конфликты. Близость может смениться охлаждением, даже распадом. В небесной семье этого не может быть – там исцелено это глубокое отчуждение человека от человека, которое было порождено грехом. Там все радостно переживают свое родство, там нет чужих и врагов. Там нет зла, которое люди причиняют друг другу; там нет зла в самих людях – той отравленности грехом, которой на земле тяготятся хорошие люди, и которой охотно следуют плохие.

Там нет алчности, или раздражения, или зависти – но все радуются уникальным дарам каждого. Никто не конкурирует ни с кем, никто никого не пытается обойти – любви, и радости, и признания, хватает на всех.

В раю пребывают те, кто покинули чужбину и возвратились домой – их раны исцелены, глубочайшая жажда их сердец насыщена, они, наконец-то, обрели счастье – которое дальше будет только возрастать.

«Там истинное Солнце правды услаждает всех чудным видом красоты Своей и так освещает всех небожителей, что они сами сияют, становятся светом, просвещенным от Божиего света, который светится сильнее теперешнего солнечного сияния и блеска всех звезд. Соединившись с бессмертным Божеством, они сами стали бессмертными и нетленными, по обетованию Спасителя: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» ( Ин. 17:24 ). «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин 17:21 ), и они в Нас едино да будут»

Святые поют

Возможно, в раю есть и другие виды искусства, но прямым текстом в Библии упомянута музыка. Святые поют. Они прославляют Бога, как Создателя:

«достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 )

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр.5:9:10 )

В книге Откровения – которая, более всех книг Библии, дает нам возможность заглянуть на небеса – вообще поют очень много:

« И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр.5:9–13 )

«Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр.14:3 )

« и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» ( Откр.15:3 )

Но с пониманием поклонения у современного читателя может возникнуть определенная проблема.

У многих из нас нет опыта поклонения Богу. Слово «поклонение» и «восхваление» в обычном современном языке ассоциируется с чем-то недобрым. Человек, который ищет себе поклонения, производлит впечатление тяжкого нездоровья – он жалок, а если у него появляется какая-то власть, как у лидера культа или диктатора – то и страшен.

Люди, которые воздают ему хвалу и поклонение, либо пребывают в тяжком заблуждении, либо запуганы.

Неприятие, которое у нас это вызывает, совершенно справедливо – потому что Писание видит в этом мерзость, что-то абсолютно неприемлемое. Это попытка заменить Бога чем-то другим – грешным человеком или даже неодушевленным предметом, если речь идет о традиционных идолах. Культисты, которые поклоняются своему гуру, или толпы, восторженно приветствующие бесчеловечного тирана, отражают ад, а не небеса – потому что первым, кто потребовал себе поклонения вместо Бога, был сатана.

В Библии поклонение может быть чем-то очень хорошим – достойным и праведным, должным и спасительным – а может быть, напротив, чем-то мерзким и проклятым. В зависимости от того, на кого и как оно обращено.

Но и у неверующего человека может быть определённое представление о поклонении Богу – потому что наиболее значимые произведения европейского искусства порождены таким поклонением.

Когда я был ребенком – это было в эпоху государственного атеизма – в моем родном городе не было Церкви, и я ничего не знал о христианстве, кроме того, что писалось в журнале «атеистические чтения». Но у нас дома были пластинки – такие здоровые виниловые диски, которые сейчас вышли из употребления – и на них был классическая музыка. «Органная Месса» Иоганна Себастьяна Баха, «Глория» Вивальди, «Мессия» Генделя.

Я был зачарован красотой и величием этой музыки – и только потом узнал, что все эти произведения были созданы людьми, искавшими славы Божией, и предназначались для поклонения Богу. Люди, которые с молитвой явились пред лице Божие, столкнулись с чем-то невыразимо величественным и прекрасным – что невозможно выразить в словах, но можно попытаться выразить в музыке.

Многие люди, в том числе, неверующие, признают гениальность религиозной музыки. Британский писатель (и атеист) Терри Пратчетт писал о том, что в последние минуты своей жизни он хотел бы слышать музыку церковного композитора XVI века Томаса Таллиса, «потому что музыка Томаса может приблизить к раю даже атеиста».

Люди почтительно склоняются перед гением Баха, или Генделя, или Таллиса – но сами эти композиторы сказали бы, что склоняться нужно не перед ними – но перед Богом, которого они славили, первоисточником всякой истины, добра и красоты.

Поклонение – это естественная, должная, здоровая, в высшей степени уместная реакция на Бога, и она полна радостного трепета, который нам пытаются передать великие композиторы.

Святые на небесах предстоят Святой Троице, они видят любовь, радость и красоту, превосходящую всякое разумение – и их восторг изливается в пении. Они славят и поклоняются, потому что они вечно и беспредельно счастливы. Как сказал блаженный Августин,

«Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего. Блажен сонм небожителей, и славно торжество всех восходящих из этого многотрудного странствования нашего к Тебе, к величию благолепия, к красоте славы. Там Тебя, Господи, постоянно видят обитатели Твоего города; и нет там ничего, что смутило бы мысль. Какие восклицания, какие сладостные песни воспеваются там бесконечно! Раздается там постоянно звук похвалы, и сладостные голоса ангелов, и чудные песни песней, которые воспеваются небожителями в похвалу и славу Твою. Горечь и острая печаль не имеют места в стране Твоей, потому что там нет ни зла, ни врага, нет никакого греховного обмана. Там нет ни в чем нужды, никакой нестройности, никакой ссоры, никакой насмешки, никакого обвинения, никакого страха, никакого беспокойства, никакого наказания, никакого сомнения, никакого насилия, никакого раздора, – но мир и тишина величайшая, любовь совершенная, вечная хвала Богу, вовеки ненарушимый покой и постоянная радость в Духе Святом»

Святые трудятся

Нам, на первый взгляд, это может показаться странным – и Писание, и молитвословия Церкви говорят о рае как о месте упокоения. Мы поем «блажен путь, в него же идеши днесь, душе, яко уготовися тебе место упокоения», а в Откровении говорится, что «блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Отк.14:13 )

В нашем представлении «покой» ассоциируется с чем-то вроде постельного режима – когда измученный трудом и болезнью человек получает возможность отлежаться. Но покой рая – это не лежание на диване; он не исключает труда – он только исключает все то, что делало труд в падшем мире знаком проклятия. Рай не произращает терний и волчцов, и райские жители не страдают от голода, который вынуждал бы их со скорбью и в поте лица питаться от земли.

В нашем мире работа часто является мучительной тяготой. Даже сейчас, когда изнурительный физический труд земледельца для большинства жителей развитых стран остался в далеком прошлом, многие из нас тяготятся своей работой, и охотно бросили бы ее, если бы не необходимость кормить свои семьи. Образ успеха, который часто предлагают фильмы или реклама – это человек, который заработал достаточно денег, чтобы не работать. Он лежит на пляже с коктейлем в руке, «наблюдая, как солнце пурпурное погружается в море лазурное», и ему больше нет ни до чего дела.

Но даже в падшем мире труд – это нечто доброе, и его необходимость не сводится к зарабатыванию денег. Праздность противоестественна и разрушительна для человека, а труд прославляет Бога.

Сам по себе труд – никоим образом не результат грехопадения. Предназначение, определённое еще непадшему Адаму – «возделывать его и хранить» ( Быт.2:15 ) сад едемский. Более того, в раю до падения присутствует не только физический, но и интеллектуальный труд – «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 )

«Хотя человек был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его, этот достохвальный труд не был утомительным. Ведь одно дело – возделывание райского сада, и другое – труд на земле, которым после грехопадения был наказан человек. Добавлением же слова хранить показано, какого рода был этот труд в раю. Ибо в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь»

А Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о том, что

«Этот труд не мешал, а споспешествовал блаженному состоянию жителя рая. Без труда, без упражнения телесных сил в соответствующей им деятельности, они только тяготили бы человека и могли бы породить в нем чувство скуки, свойственное людям праздным. Труд возвышал наслаждение дарами райской природы по тому общему закону, что приобретенное трудом мы больше ценим и любим, чем доставшееся даром. Притом труд в раю, на благословенной его почве, усладителен был человеку и потому, что легко был вознаграждаем успехом. На изнурительный труд осужден был человек уже по грехопадении. Телесный труд имел и духовное значение для человека, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему случай изучать проявленные в них совершенства Творца и увеличивал благоговение пред Ним и любовь к Нему»

Даже здесь, на земле труд, осмысленная деятельность на благо других, в ходе которой человек сотрудничает с ближними, и сам растет и развивается как личность и работник, является источником утешения и радости.

Таким образом, у нас есть основания полагать, что на небесах спасенные души трудятся – мы не знаем, как именно и над чем. Над чем-то очень важным, бесконечно прекрасным и полным смысла, что отражает их любовь к Богу, друг ко другу и ко всему творению Божию.

Но мы знаем, что важная часть этого труда – помощь тем, кто еще странствует на земле – нам с вами.

Святые заботятся о тех, кто еще остается на земле

Церковь верит – и переживает это в своем опыте – что наши отошедшие на небеса братья и сестры помнят о нас и молятся. Священное Писание говорит, что мученики молятся Богу о том, чтобы Он прекратил творящееся на земле зло ( Откр. 6:10 )

Это ясно указывает на то, что святые на небесах знают о происходящем на земле, и питают к земным событиям самый живой интерес. По воле Божией, как старшие братья – младшим, святые приходят на помощь тем, кто еще не достиг рая.

Вступая в Церковь, мы обретаем небесную семью и множество родных на небесах. Как говорит Апостол,

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 )

Они гораздо более живы, чем мы

Обычно, когда люди говорят о душах в раю, они представляют себе что-то очень бледное, как облачко пара. Реальность противоположна этому – спасенные души в раю живут гораздо более полной, осмысленной, и наполненной жизнью, чем мы. Это мы, по сравнению с ними, пребываем в полусне.

Они поют от радости, переполняющей их, они трудятся, они заботятся о нас – им есть чем заняться, и каждое из этих занятий полно невыразимого ликования.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Рай ныне и в будущем

Чем наполнена Райская жизнь? Часть 2

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Живущим на земле трудно понять Небесное. Рай покрыт тайной. В Раю – вечность. В мире смертных людей – время. Время тает, словно воск горящей свечи. Но тайна вечного Рая отражается в тайнах, случающихся на земле. И восприятие времени может оказаться совершенно иным, нежели как мы привыкли.

Время и вечность

Близкий мне священник, отец Владимир, рассказывал, как, будучи совсем молодым, задолго до принятия священного сана, он участвовал в паломничестве по святым местам. В одной древней обители с еще двумя участниками паломничества он оказался в пещере с иконой Божией Матери. Над этим местом Пресвятая Богородица когда-то явила чудо, теперь там возвышается храм. В саму святую пещерку пускают далеко не всех, да и о существовании ее мало кто знает. Туда Владимира и его спутников провел послушник обители, а вся остальная группа расположилась в храме читать акафист.

Владимиру казалось, что в сокровенной от всех пещере они пробыли всего несколько минут. Но когда вышли к группе, те уже дочитывали второй акафист. Прошло около часа времени. Встретившие их паломники спрашивали: «Где вы были? Вы прямо сияете, светитесь». Само это посещение оставило в душе Владимира глубочайшее впечатление на всю последующую жизнь. Словно Сама Божия Матерь прикоснулась к нему Своей милостивой рукой.

Подобное иногда подается людям. Божия благодать восхищает из мира земного, привносит в сердце радость, а время перестает властвовать над тобой. И это отчасти помогает понять тайну Рая.

Где Бог, там царствует вечность. Без суеты и спешки, без раздирающих душу тревог. О жизни, наполненной благодатью Божией, не скажешь, что ты устал от нее. Где действует Божия благодать, там само время не воспринимается как томное течение будней. Время, осиянное благодатным присутствием Господа, обретает черты вечности. Потому и общение с людьми благодатными, – если кто имел такой опыт, знает, – несет в себе важное свойство – ты как будто соприкоснулся с чем-то подлинным, вечным, священным.

Многие знают сказание об иноке, который удивлялся словам Писания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Разве может такое быть, чтобы тысяча лет прошли словно один день? Иноку хватило смелости молиться, чтобы Бог вразумил его. Оставшись как-то в храме один, он увидел маленькую птичку. Красота ее настолько поразила его, что иноку захотелось взять от нее хотя бы пёрышко. Но птичка полетела, увлекая инока за собой. В лесу, вне обители, она расположилась на одном из деревьев и запела таким дивным, чудным пением, коего инок за всю свою жизнь не слышал. Внимая пению, он подумал, что прошло, наверное, около часа, и пора бы вернуться в обитель. Но когда подошел к воротам монастыря, то не узнал обители. Никто из монахов его тоже не мог узнать. Оказалось, что с момента его выхода за ограду минуло 300 лет. Причастившись в тот же день Святых Христовых Таин, инок почил, перешел в вечность, с которой Господь дал ему соприкоснуться таким удивительным образом.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Бог может и ускорить для тебя время, и непомерно его растянуть. Когда нужно, Господь подает возможность словно раствориться в мгновениях вечности – и время становится незаметным, как будто его и вовсе нет. О последних, самых страшных искушениях истории сказано, что Господь «ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк. 13, 20). А когда нужно, Бог может удлинить, как бы вытянуть наше земное время, чтобы ты успел довершить то, что боялся не завершить. Так, Господь помог Иисусу Навину в победе над неприятелем – день длился дольше обычного (Нав. 10, 12–13). Об этом уникальном опыте свидетельствуют многие: когда молишься, время словно наполняется новым, более пространным содержанием, и ты успеваешь совершить предпринятое (об этом, например, говорит Александр Николаевич Ужанков в своей статье «Пространство и время»).

Посредством смиренной, искренней молитвы душа восходит к Богу, а в Нем соприкасается с вечностью

Суть же этого феномена проста: Бог вне времени. Посредством смиренной, искренней молитвы душа восходит к Богу, а в Нем соприкасается с вечностью. Неподвластный времени Бог сокращает для нас или растягивает время на земле, в зависимости от того, что требуется в данный момент. В Раю же, в вечном Божием Царстве, нет привычных для нас грубых границ времени и пространства. Там всё совершенно иное.

Для Рая неуместен вопрос: «Чем заняться?» Неуместен и вопрос: «Как бы успеть?» Земля – сплетение противоречий. Вопрос «чем заняться?» означает, что жизнь твоя не наполнена содержанием. Вопрос «как бы успеть?» означает, что в жизни твоей присутствует дело, но ты не справляешься с ним. Рай выше и того, и другого. В Раю – наполненность жизни и Жизнью, такая наполненность, что нам и не снилось. Там никто никуда не спешит, не надрывается от страха не справиться или обрушить предпринятое, там каждый всё успевает.

Ни часов, ни секундомеров, ни календарей в райских обителях нет. Какая в них нужда, если там никто не стареет, не приближается к смерти, а бытие не соизмеряют с круговращением планет вокруг Солнца? Там не требуется подгонять нерасторопных или тормошить сонливых. Это нынешняя жизнь проходит как сон. В той жизни каждый пробудится.

Да, да, именно так. Райская вечность – соприкосновение с полнотой Жизни, которое переживается как постоянное настоящее. Поэтому то, что даровано в вечности, не уйдет и не станет прошлым. Любовь не угаснет, благодать не иссякнет, радость не сменится скукой или тоской.

Что есть Райский покой?

Скука – результат пустоты. Или опустошенности. Зеркалу скучно, когда оно пусто. А когда в нем сияет Солнце, то и зеркало источает золотые лучи. Человек сияет, когда в нем отражается Бог. С Господом не бывает скучно. Если, конечно, ты действительно с Богом. Скучно ли вместе тем, кто друг в друге не чают души? Скучно ли тем, которые сердечно любят друг друга?

Земная жизнь построена на контрастах: надежды и разочарования, победы и поражения, вдохновение и угасание, радость и скука. Перепады настроений, смена эмоций, падения и взлеты подобны бурному течению реки, с каскадами, шумным руслом и неудержимым стремлением вперед. При этом лодочка жизни изрядно истрепывается в этом неистовом течении. Но самое страшное – это постоянные утраты близких и родных, здоровья и жизненного счастья, того, что ты созидал, пытался принести в дар другим. Таков земной путь. Такова жизнь вне Рая. Вся в борьбе, она не оставляет человека в покое.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Кому-то кажется, что если не будет стремительных поворотов судьбы, эмоциональных всплесков, то он закиснет в монотонном течении будней. Но с годами всё это утомляет. И представить вечную борьбу, вечные утраты и будоражащие сознание потрясения – это что-то ужасное.

Каков обычный итог земного пути человека, когда он взглянет на прожитое? – Бесконечная борьба за существование, а в итоге чувство, как будто и вовсе не жил. Воспитывались и учились – чтобы жить. Получали профессию и зарабатывали – чтобы жить. Строились, приобретали недвижимость, занимались ремонтами – чтобы жить. Женились и рожали детей – чтобы жить. И вот, всё пролетело. А где же собственно сама она – жизнь?

Покой Рая – вся его суть в том, чтобы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Покой Рая – это успокоение от разрывающих душу тревог, от бессмысленных трудов, в которых ты созидаешь, а кто-то разрушит, либо обветшает и исчезнет само. Сизиф, бесконечно поднимающий камень на гору, чтобы тот вновь скатился вниз, – вот что такое земные труды. В Раю эта бессмыслица упразднится.

Покой Рая – не застывшее состояние, не оцепенение фигур мертвого царства. Покой Рая – мир и тишина сердца, противоположность смятению, беспокойству. На земле человек, даже бездельничая, может оставаться тревожным, немирным. Но и бывает иначе – в самых усердных трудах чистое, стяжавшее Духа Святого сердце хранит в себе мир, тишину и покой. В этом смысле Христос говорит:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Райский покой многогранен, подобно тому как драгоценный камень сияет многими гранями. На земле мы тоскуем об утрате любимых. Там мы их вновь обретем. В Раю найдут друг друга те, которые на земле расстались, утратили возможность общения. Родители и дети, прадеды и правнуки, друзья и все, кто дорог, близок сердцу. И в этом смысле они тоже обретут покой – успокоятся, ибо упразднится разрывавшее душу беспокойство утрат. Но еще большая радость Рая – в том, что мы встретимся с Тем, Кто даровал нам возможность любить, Кто Сам есть Любовь.

На земле мы тоскуем об утрате любимых. Там мы их вновь обретем

Собственно, Рай – это не просто покой, как бы отдых. Рай всегда там, где есть причастность, приобщение Богу. «Он есть мир наш» (Еф. 2, 14), – говорит восхищенный до третьего неба апостол, а «Царствие Божие» есть «радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). То есть да, это радость. Но радость потому, что душа приобщилась Святому Духу Божию. Ад – отчужденность и лишение Бога. В Раю хорошо не потому, что люди освободились от земных дел и трудов, не потому, что нашли покой от всевозможных страданий и бед, а потому, что там они обрели долгожданное общение с Господом, к которому шли, которого сердечно чаяли на протяжении земного пути. Вот,

«скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3).

Рай есть гармония человека с Богом, гармония друг с другом, гармония с миром, созданным Богом. И эта гармония отражается в душе как долгожданный покой.

Счастье Рая

Вот небольшой пример из жизни. Ольга, профессиональная актриса, любившая сцену и мирскую жизнь, стала делать небольшие шажочки к Богу. Это случилось после ряда жизненных ошибок, когда душа нестерпимо болела. Исповедовалась. Венчалась с супругом. Невероятно, у них родилось четверо детей! Перед рождением четвертого Ольга причастилась Святых Христовых Таин, а в роддоме, сколько могла, молилась Божией Матери. Врачи заранее пугали ее, что ребенок родится с синдромом Дауна. Она полгода не выходила из храма – ребенок родился здоровым. Но в самый момент родов, едва вымоленный сын появился на белый свет, с Ольгой произошло непредвиденное. Лопнули сосуды возле матки, началось внутреннее кровотечение. Ольга умерла. Точнее, произошло то, что сейчас называют «клинической смертью».

То, что она пережила, отразилось на всей последующей жизни. Она рассталась с профессией актрисы, посвятив себя всецело Церкви. По благословению епископа стала художественным руководителем в епархиальном духовном центре. О своем опыте нигде не кричит, но, собственно, ничего и не скрывает.

Что же она увидела «там»?

Когда она оказалась вне тела, то всё было подобно опыту многих прошедших таинство смерти и возвращенных обратно, мы не будем это пересказывать. Но Ольге дано было соприкоснуться и с Неизреченным. Передать это словами невозможно. Господь есть такая Любовь и такой Свет, что всё земное оказалось лишь блеклой тенью. Там оказалось настолько хорошо, всё дышало такой неизреченной Любовью, что это просто не с чем сравнить. Все прежние заботы, тревоги, желания уподобились детским игрушкам, которые мы забываем, взрослея. Подлинной, настоящей жизнью предстала лишь жизнь в общении с Господом. И Ольге захотелось остаться там навсегда. Она чувствовала, что с ее детьми и мужем на земле всё будет хорошо: они не оставлены, о них будет забота свыше. Но когда ей показали всю ее прежнюю жизнь, то она ужаснулась, и в этот момент ее вернули в тело.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Мы не можем передать тайну Рая человеческим языком. Но если попытаться всё-таки это сделать, то тайна Рая есть тайна Неизреченной Любви, с которой не сравнится ни одно наше удовольствие. Жизнь Рая наполнена Жизнью. Счастье Рая наполнено Счастьем. В безмерной, превосходной степени!

Тайна Рая есть тайна Неизреченной Любви, с которой не сравнится ни одно наше удовольствие

Человек испытывает подлинность в редкие минуты своей жизни. Так, сильная скорбь снимает маску с души. Обнаженное сердце, совлекшись хлама прежних пустых стремлений, предстоит пред Богом в своей непосредственности. Боль (скорбь) отсекает от души всё лишнее. Но и прикосновение к душе благодати Божией, то, что несет подлинную радость, пробуждает и воскрешает душу. И вот, оказывается, что без Отца мы – сироты, без Любви – потухшие угольки, без Жизни – мёртвые, погребающие сами себя в своих мёртвых делах. А когда Он открывает Себя, то это вечный, неиссякаемый источник Жизни, Любви, возвращение чада к Отцу.

Если бы мы имели в тайниках нашего сердца живое единение с Господом, если бы мы сподобились хотя бы малых отблесков тех созерцаний, какие имели святые, то мы наглядно бы ощутили, как безмерно превосходят блага Божии все земные утехи. Небесное отличается от земного, как живое от неживого, разумное от неразумного, здоровое от больного. И весь поток грешной жизни по сравнению с вечным блаженством святых подобен следам на слякоти пред живописной картиной райского сада.

Созерцание, познание, служение

Бог наш не есть Бог мертвых. Он – Бог живых. В Раю – только живые, то есть причастные Жизни. Жизнь – не бездействие, но как безграничен и бесконечен Бог, так и приобщение Жизни, познание Бога – это бесконечная перспектива для совершенствования человека.

Райское делание непонятно чадам земли. Там никто не стучит молотком, не стругает рубанком, также как никто не сидит перед монитором компьютера или пультом электронных систем. Там не занимаются IT-технологиями, не конструируют, не чинят, не штопают. И в то же время там не бездельничают. Напрасно думать, что небожители почивают в отрешенном блаженстве на облаках.

Поскольку Рай есть Царство Божие, то и делание небожителей всецело соответствует этому. Там – таинственное для нас созерцание, познание, служение Господу Богу.

Три силы души – ум, чувство, воля – не иссякнут, напротив, в совершенстве проявят себя в Раю. Ум – в познании, чувство – в любви, воля – в служении. Любящий прославляет любимого уже самой любовью своей, и готов ради любви же с радостью послужить любимому.

На земле всё очень грубо и сложно. Само слово «служение» воспринимается как что-то формально-рутинное, выполняемое бездумно по чьей-то указке сверху. Служение как свободно-радостная самоотдача, посвящение себя Тому, Кого любишь и Кто любит тебя, – к этому на земле прикасаются очень немногие. Стать причастным служению Неба, в котором – Божия Матерь, святые ангелы, святитель Николай, Матронушка и бесчисленный сонм прекрасных людей (а не подлецов и подонков), – разве же это бездумно, формально и скучно? Служение Тому, Кто Сам послужил тебе и «отдал душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28), – вот оно, счастье Рая!

Радость служения Богу, как и радость обретения Бога, трудно объяснить другим. Это тот уникальный опыт, который либо есть, либо нет. Но, по большому счету, всё, что дано на земле, в своих сокровенных глубинах подводит к познанию Бога. Только мало кто этих глубин достигает.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Вот, ученый исследует тайны Вселенной. Но эти тайны вложил во Вселенную ее Создатель – Бог. Вот, музыкант осваивает гармонию звуков, художник – гармонию красок, поэт – гармонию слов. Но всякая гармония – в звуках и красках, в поэтике и архитектуре, в смыслах и формах, даже в благовониях и в сладости вкусов, в общем – во всем, где улавливается гармония, – есть интуитивный поиск первоначальной Райской гармонии. О ней тоскует душа всякого человека. А талант музыканта, художника, поэта, архитектора и всякий прочий – Божий дар, как бы отражение отблесков Неба на нашей грешной земле.

И врач, и полицейский, и строитель, и нянечка детского сада, если вникнут в суть своего служения, непременно придут к познанию Бога – подлинного Целителя, Защитника, Созидателя, Воспитателя. Всякий труд и познание на земле, если правильно приняты, ведут к познанию Бога.

В Раю откроется то, о чем каждый тоскует, чего каждый ищет, без чего унывают, жаждут и задыхаются. Три сокровенные ценности влекут всякого человека – жизнь, счастье и красота. Человек хочет жить, ищет счастья и неудержимо тянется к красоте. Но всё это – тоже интуитивный поиск Бога. Как говорят святые отцы, Бог есть абсолютное Бытие (Жизнь), высшее Благо (Счастье) и подлинная Красота. В Раю откроется и полнота жизни, и несказанное счастье, и ни с чем не сравнимая красота.

В Раю откроется и полнота жизни, и несказанное счастье, и ни с чем не сравнимая красота

На земле сама молитва, богослужение, духовное познание сопряжены с немалыми усилиями. Мы молимся, но так, словно пропасть отделяет нас от мира Небесного. Мы пытаемся познать Бога, но зачастую так, как будто речь идет о чем-то внешнем для нас. Вялость и косность, быстрое угасание, оскудение чувств – вот что такое земная молитва. Пелена душевно-телесных немощей заслоняет от нас созерцание Господа. Для обретения цельности и чистоты необходим тяжкий внутренний труд, о чем сказано:

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Рай же – не место деструкции, греховного распада души. Там – Царство цельности и чистоты. В Раю – чистое, откровенное, непосредственное общение с Господом. Это как просиявший свет взошедшего Солнца, который развеял мглу и отразился на лице твоем радостью.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12).

Помнят ли нас небожители?

Ныне в Раю небожители проявляют особую заботу и усердное попечение. О чем? Не о чем, а о ком – о нас!

Вот как говорит об этом преподобный Силуан Афонский:

«Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовию обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли внутренности наши, как уныние сковало души наши, и не преставая ходатайствуют за нас пред Богом».

Как же прекрасно сказано: небожители любовью своею обнимают весь мир! И в этом смысле они тоже возделывают Рай и хранят (Быт. 2, 15) – заботятся о воспитании новых небожителей. Стараются остатки на земле Райских лучей – добродетелей – взрастить и сохранить среди людей на земле.

Знакомые сотрудники Следственного комитета поделились такой историей. Они знали весьма престарелого человека, который в свое время, еще будучи молодым и рьяным сотрудником КГБ (или НКВД, как там назывались эти структуры), был причастен к арестам и даже расстрелам верующих в Бога людей. Хладнокровию его и выдержке можно было только позавидовать. Но когда он сам умирал, то, промучившись сколько-то в тяжкой болезни, неожиданно попросил окружающих: «Позовите священника». – «Ты же коммунист. Что случилось?» – в недоумении спрашивали находившиеся рядом люди. Он рассказал, что увидел замученных им людей на Небе, как там они молятся о его спасении.

Это видение открыло ему две уникальных истины. Во-первых, исповедники веры в Бога обрели то, чего он даже близко не мог сподобиться. Его жизнь прошла, словно ад или какая-то бездна мучения, а они поистине счастливы недоступным ему, несказанным Счастьем. Во-вторых, их сострадающая к нему любовь, их молитва о гонителе, чтобы и он спасся и попал на Небо, просто потрясали его. Такой бескорыстно-жертвенной любви он не мог и представить, а сами обладатели этой любви несказанно счастливы, как будто имеют превосходящее всё в мире сокровище. Вот это-то и перевернуло всё его миропонимание. Священника пригласили, бывший коммунист успел исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Небожители помогают тем, которые еще не попали на Небо

И сейчас небожители заняты весьма важным, значимым деланием. Они помогают тем, которые еще не попали на Небо. Сила их помощи зависит от силы их дерзновения перед Богом. Одно дело – принятый в Рай покаявшийся во грехах человек, другое дело – святой, всю земную жизнь проживший в глубокой верности Богу. О таковых преподобный Силуан Афонский писал:

«Святые живут в ином мире, и там Духом Святым видят славу Божию и красоту лица Господня. Но в том же Духе Святом они видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святого; а кто имеет любовь на земле, тот с нею переходит в вечную жизнь в Царстве Небесном, где любовь возрастает и будет совершенною. И если здесь любовь не может забыть брата, то тем более святые не забывают нас и молятся за нас».

Святые не скрываются от нас на Небесах, хотя нам зачастую так кажется. Неужели мы думаем, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) ныне менее занят нуждами людей, нежели при земной жизни своей? Неужели, когда был он хирургом, то помогал больше, чем теперь, когда он – небесный целитель, видящий нас из Райских обителей?

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

А святитель Николай Чудотворец? Живя на земле, он не услышал бы столько тысяч людей, в одно время обращающихся к нему за помощью (как сейчас, допустим, на богослужении в день его памяти). В Райских обителях – слышит. Он с легкостью поможет и в России, и в Америке, и в Африке, и в Арктике. Лишь бы молитва шла от сердца, и для такой молитвы границ тоже нет.

Если вокруг тебя соберутся сто человек, которые будут просить: «Помоги! Помоги!», то ты их просто не услышишь и вряд ли поможешь. В Небесных, Райских обителях таких границ и пределов нет. Потому что там есть причастие Богу, а в Боге преодолеваются границы пространства и времени.

Сколько людей в разных храмах, в разных местах молятся и вместе просят святителя Николая Угодника, великомученика Пантелеимона, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, блаженных Ксению и Матрону и прочих святых, в день памяти которых собираются на богослужение. А к Божией Матери взывают почти непрестанно: «Спаси! Помоги!» – И они слышат нас. И даже если в одну минуту попросит тысяча человек из самых разных мест – святые на Небесах услышат каждого.

Если бы нам открылась вся забота и попечение о нас небожителей, то мы ужаснулись бы – как жертвенно нас любят там, и как гадко мы ведем себя здесь. Небо, чья сущность – Любовь, печется о земле, чтобы и земля стала причастна Небу. Но сама сокровенная жизнь Неба куда намного богаче, шире, значительней, радостней, чем мы даже себе можем представить.

Предвосхищение будущего

Про Рай можно говорить бесконечно, так же как бесконечен сам Рай. Но постичь Рай возможно лишь тем, которые станут причастниками Рая. Младенцу, чтобы понять взрослого, предстоит повзрослеть. А лягушки, привыкшие сидеть в своей жиже, даже не предполагают, какие красоты и радости есть вне их болота. Мы не раскроем и малой доли того, что ожидает спасенных.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Ныне в Раю лишь предвосхищение блаженства. В каком-то смысле может показаться, что мы противоречим ранее сказанному. Мы говорили, что там – покой, счастье (точнее, блаженство), что там вечность, как бы постоянное настоящее. На самом деле, Рай знает прошлое, настоящее и будущее. Рай знает свое первое насаждение, чистых людей и их поразительную наивность – доверие изворотливому змею и недоверие любящему нас Отцу. Рай знает свое отчаянное опустение – уход блудных детей за рожками свиного корыта и утрату всего. Таково прошлое. Рай знает настоящее – Небесный Отец возвращает чад, отверзая уготованные им от вечности обители. Какой ценой? Ценой жертвы Своего Сына! У Рая есть будущее. Грядет всеобщее Воскресение, души соединятся с телами и после Страшного Суда примут полное воздаяние, в Духе Святом обретут полноту блаженства.

Рай в настоящее время – в состоянии ожидания

И потому ныне в Раю покой лишь отчасти. Рай в настоящее время – в состоянии ожидания. Душа без тела не имеет полного блаженства. Равно как и Небо без земли не имеет полной гармонии. Небожители ожидают, когда восстановится мир в прежней райской гармонии, а души обретут единство с телами. В этом смысле духовная реальность кажется странной – без возвращения к Богу земных небесные не чувствуют полного спокойствия. Но странность исчезает, если мы знаем, что тайна Рая есть тайна Любви. И потому небожители духовно воюют за нас – чтобы и мы были там, где они.

Когда воскресшие глаза увидят обновленный мир, когда не только сердце, но и телесные очи наши узрят Воскресшего Господа, тогда откроется нечто новое, несравненно большее, лучшее, радостное, счастливое, и самое главное, бесконечное, как бесконечен Сам Бог – Податель всякого блага.

О будущей Райской жизни сказано, что спасенные будут царствовать. Да, именно так и сказано: «И будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Разве же это плохо – царствовать? Разве же скучно и неинтересно – царствовать во веки веков? Царствование Христовых чад есть соучастие в Его Царстве. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Царство Его есть Царство Любви. А Любовь всегда переживается как нечто новое. Поэтому ни скуки, ни праздности там точно не будет.

Таинственные задачи будущего – преодоление «пяти разделений»

Было бы большой дерзостью рассуждать о грядущем. Но святые, соприкоснувшиеся еще на земле с тайной Рая, приоткрывают нам кое-что о духовных задачах, решать которые предстоит в вечности

В мироздании наблюдается пять разделений, а человек предназначен к их преодолению (об этом говорит, в частности, преподобный Максим Исповедник). Мы лишь упомянем их, дабы показать, насколько обширны задачи будущего.

Еще в первозданном Раю людям предстояло преодолеть эти разделения. Грех усложнил духовные задачи человека. Но решение их не отменяется. В полноте преодоление пяти разделений явил в Себе лишь Господь Иисус Христос. А христианам это дается как перспектива бесконечного духовного развития.

Преодоление совершается в обратном порядке. От самого низкого и близкого к нам – до бесконечно высокого и всё превосходящего.

Чем заняться в раю. Смотреть фото Чем заняться в раю. Смотреть картинку Чем заняться в раю. Картинка про Чем заняться в раю. Фото Чем заняться в раю

Суть изначального преодоления (первая снизу ступень) – от самцов и самок к ангелоподобной жизни. Это преодоление плотской сексуальности, разросшейся, словно раковая опухоль, на теле человека после первородного греха. Человек смотрит на противоположный пол лишь как на предмет своей похоти (еще хуже, конечно, плотское влечение к собственному полу и всяческие извращения). В Райской вечности нет места ни плотской страсти, ни тем более извращению. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2, 17). В Райской вечности человек призван, по подобию ангелов, возвыситься над половыми влечениями.

Вторая ступень достигается посредством святости – освящения благодатью Божией человека, верного Богу. Земля преображается в Рай, дикие животные слушаются, а безводные места оживают там, где человек живет с Богом и в Боге. Задачей же ставится всю землю соделать Божиим Царством.

Третья ступень – благодатное одухотворение человека, когда самое тело его возвышается над законами физики. Так, святые во время молитвы поднимались в воздух, ходили по водам, молниеносно появлялись там, где это требовалось – еще даже при жизни своей на земле. В грядущем Воскресении тела спасенных людей одухотворятся, по подобию тела Христа Воскресшего.

Четвертая ступень – приобщение человека миру ангелов, духовное созерцание и познание посредством чистого ока души. Как некое знамение будущего, людям изредка дается услышать ангельское пение или ощутимо принять помощь ангелов. В будущем же откроется бесконечное познание мира ангелов.

Пятая, бесконечная ступень – благодатное единение с Господом, участие по дару в тех Божиих благах, которые от вечности принадлежат только Богу. Эта тайна выражается простым словом – обожение. Постижению ее уделяется бесконечная вечность.

Возделывай и храни сейчас

Земная жизнь – лишь заглавие книги, а содержание – грядущая вечность. Титульный лист не раскрывает всего содержания книги. Но заголовок подсказывает, чему книга посвящена. Жизнь на земле кратка, как заглавие книги. Подлинное ее содержание – впереди. Но как ты провел жизнь здесь, так и обозначил титул будущей жизни. Посвятил ее содержание либо Райскому Царству, либо смертной мгле. Там – либо радость с Богом, либо тоска вне общения с Ним.

Земная жизнь – лишь заглавие книги, а содержание – грядущая вечность

Когда-то человеку велено было возделывать Рай и хранить его. Адам жил в Раю, но и Рай жил в Адаме. То есть Рай был не только вне Адама как прекрасный сад, а и внутри него – как чудная гармония души человеческой с Духом Божиим. Потому возделывать и хранить требовалось не только вовне, но и внутри самого себя.

И потому еще здесь, на земле, важно научиться возделывать и хранить.

Если у тебя есть семья, возделывай любовь, храни чистые, нежные чувства – и в семье твоей воцарится Рай. Если у тебя есть работа, выполняй ее как порученную Самим Богом, – и работа станет дорогой в Рай. Если ты ходишь в храм и становишься на молитву, то пойми: мертвая, машинально повторяемая молитва душу не оживит. Молись так, как будто Сам Господь присутствует рядом с тобой, – да так оно и есть на самом деле. Возделывай и храни всё, что Богом тебе поручено.

Если же здесь ты разрушитель, то кто же ты там?

Если здесь ничего не хранишь, то что тебе вверят там?

Если здесь ты бездельник, то, действительно, чем там займешься?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *