Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Вопросы и задания Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказ

1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

2. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опи­шите се.

3. Соотнесите приведенные ниже характеристики внешности и поведения или фрагменты высказываний с конкретными персонажами рассказа.

а) «Темный, да длинный, да насупленный — и носится быстро. Вынырнет из барака: «А тут что собрались?» — Не ухоронишься. Поперву он еще плетку таскал, как рука до локтя, кожаную, крученую. В БУРе ею сек, говорят».

б) «. Оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за дру­га держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало».

в) «. Видите ли, я прожил почти целый месяц на английском крейсере, имел там свою каюту. Я сопровождал морской конвой. Был офицером связи у них».

г) «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменив была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостенев­шие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного».

4. Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по именам и почему?

5. Чем заняты в рассказе лагерные художники? Как в этой подробности проявляется отношение автора к искусству тоталитарной эпохи? Назовите эпизоды рассказа, развивающие мотив псевдоискусства.

6. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки. Проверьте, как вы по­няли следующие детали его «производственной деятельности ».

а) Каким образом Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком, хотя по правилам в конце каждого рабочего дня инструменты сдаются инструментальщику?

б) Для чего Шухов с Гопчиком прячут на месте работы куски алюминиевой проволоки?

в) Какой предмет заимствует у Шухова Цезарь Марнович, прося у него «десять суток»?

7. В сюжетном движении рассказа важную роль игра­ет фиксация точного времени или точные указания на длительность того или иного действия или состояния. Ряд хронометрических подробностей действия обладает смысловой многозначностью. Прокомментируйте указан­ные ниже эпизоды или детали:

а) Почему Шухов всегда просыпается за полтора часа до развода?

б) Во время работы на строительстве ТЭЦ Шухов по солнцу определяет время полдня, однако Буйновский по­правляет его, упоминая принятый по этому поводу совет­ской властью декрет. О каком декрете идет речь и в чем символика этой сцены?

в) Определите, когда были арестованы и начали лагерную жизнь первый бригадир Шухова Куземин и нынеш­ний его бригадир Тюрин. Как помогают эти хронологи­ческие подробности понять позицию Солженицына по отношению к эпохе тоталитаризма?

8. Какую роль в композиционной организации рассказа играют категории времени (минута, час, день, срок)? Обратите внимание на «хронометрический» характер начального и финального эпизодов рассказа. Каков обобщающий смысл такой композиционной переклички?

9. Каковы главные пространственные «узлы» рассказа? В чем уникальность солженицынских образов пространства на фоне русской литературной традиции?

Ответы и комментарии

1. Главной темой рассказа и — шире — всего творчества А. И. Солженицына является тема судьбы России. В «Одном дне. » помимо подробностей быта заключен­ных содержатся переданные через воспоминания героя детали современной жизни в деревне. В рассказе брига­дира Тюрина — свидетельства о последствиях коллекти­визации в стране. В спорах лагерных интеллигентов — обсуждение некоторых явлений советского искусства (фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный», театральной премьеры Ю. Завадского). Многие подробности советской истории упоминаются в связи с судьбами солагерников Шухова.

2. Иван Шухов родился в 1911 году и провел дово­енные годы в деревне Тегменево. В его семье — две дочери (единственный сын рано умер). На войне он — с первых дней. Был ранен. Попал в плен, откуда сумел бежать. Был осужден в 1943 году по сфабрикованному делу за «измену родине». На момент сюжетного действия отсидел восемь лет (действие рассказа происходит в один из январских дней 1951 года в каторжном лагере в Казахстане).

3. а) начальник режима лейтенант Волковой-; б) двое эстонцев из 104-й бригады Шухова; в) кавторанг Буйновский; г) старый заключенный Ю-81, о котором Шухов знает, «что он по лагерям да по тюрьмам сидит не­счетно, сколько советская власть стоит».

4. Хотя большая часть персонажей рассказа — под­линные, из жизни взятые натуры, система образов «Одно­го дня. » отражает композиционное мастерство писате­ля. Отношения между персонажами подчинены строжай­шей лагерной иерархии. Между заключенными и лагерной администрацией — непроходимая пропасть. Обращает на себя внимание отсутствие в рассказе имен, а порой и фамилий многочисленных надсмотрщиков и охранни­ков (их индивидуальность проявляется лишь в степе­ни свирепости и формах насилия над заключенными). Напротив, вопреки обезличивающей системе номеров, при­своенных лагерникам, многие из них присутствуют в сознании героя с их именами, а иногда и отчествами. Это свидетельство сохранившейся индивидуальности не рас­пространяется на так называемых фитилей, придурков и стукачей. Солженицын показывает, что система тщетно пытается превратить живых людей в механические дета­ли тоталитарной машины. В этом отношении особенно важны в рассказе, помимо главного героя, образы брига­дира Тюрина, его помощника Павло, кавторанга Буйновского, латыша Кильдигса и баптиста Алешки.

5. Художники «пишут для начальства картины бесплатные, а еще в черед ходят на развод номера писать». По мысли Солженицына, искусство советской эпохи стало частью аппарата угнетения. Мотив деградации искусства поддержан, в частности, эпизодом размышлений Шухова о деревенских кустарях, производящих крашеные «ковры».

6. а) «. Шухов однажды обсчитал инструментальщика и лучший мастерок зажилил. И теперь каждый ве­чер он его перепрятывает, а утро каждое, если кладка будет, берет». Лагерные порядки заставляют человека лов­чить даже в ситуациях, когда он стремится как можно лучше делать дело.

б) Для того, чтобы позднее отлить из нее ложки.

в) Складной ножичек, выточенный и умело припряты­ваемый Шуховым.

7. а) Именно в эти утренние минуты Шухов принадле­жит сам себе. Герою важны эти мгновения фактической свободы и потому, что «всегда можно подработать», и по-гому что они позволяют ему побыть собой, выжить как личности.

в) Куземин был арестован в 1931 году (к 1943 году он сидит уже двенадцать лет), а Тюрин — в 1932-м (к январю 1951 года он уже девятнадцать лет в зоне). Отсчет эпохи тоталитаризма автор ведет не с 1937 года, а уже с первых лет советской власти. В этом отношении позиция Солженицына отличалась от позиции критиков «культа личности» «оттепельных» 60-х годов. В отличие от них писатель сумел сказать всю правду о советской эпохе.

8. Сжатие времени — один из основных законов в художественном мире Солженицына. Один день в его рассказе является своеобразной синекдохой всей человеческой жизни. Происходит это благодаря тому, что в рассказе как бы нет событийного сюжета: один день оказывается выжимкой из жизни человека. Основным фактором, управляющим движением рассказа, становится течение лагерного времени — от ранней побудки до отбоя. Хотя у заключенных нет и не может быть собственных часов, они внутренне сосредоточены на течении времени и чутко улавливают его внешние проявления. Сообщаемые эпизоды и факты расположены в рассказе в строгом соответствии с временной последовательностью. «Хронометрическая» лексика одна из наиболее употребляемых лексических групп в рассказе. Особенно важны понятия «день» и «жизнь», сближающиеся через обобщающее слово «срок». «Срок» в рассказе — слово мно­гозначное (отмеренное наказание, распорядок дня и — главное — синоним человеческой судьбы, напоминание о последнем сроке человеческой жизни).

9. Концентрация пространства — еще одна стилевая примета солженицынской прозы. Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентриче­ских кругов: сначала описан барак, потом зона, затем переход по степи, стройка. Все это пока — замкнутое пространство, ограниченное проволочным заграждением. Но это лишь первый круг, потому что есть память — внутреннее зрение героя. Благодаря памяти Шухова рас-

ширяющимися кругами возникает в рассказе, его деревня, край, наконец вся Россия. В противоположность героям русской классики, традиционно любящим ничем не стесненное пространство, узники лагеря мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом — с горькой иронией показывает автор.

10. «Старый месяц Бог на звезды крошит» (у Даля — «ветхий месяц»); «Брюхо — злодей, старого добра не помнит. »; «Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает». Все три народных изречения присутствуют в словаре В. Даля, как и многие другие образные высказывания, звучащие в рассказе.

Источник

«Один день Ивана Денисовича»

Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Смотреть фото Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Смотреть картинку Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Картинка про Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Фото Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды

«Один день Ивана Денисовича»

1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

2. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опи­шите се.

3. Соотнесите приведенные ниже характеристики внешности и поведения или фрагменты высказываний с конкретными персонажами рассказа.

а) «Темный, да длинный, да насупленный — и носится быстро. Вынырнет из барака: «А тут что собрались?» — Не ухоронишься. Поперву он еще плетку таскал, как рука до локтя, кожаную, крученую. В БУРе ею сек, говорят».

б) «. Оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за дру­га держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало».

в) «. Видите ли, я прожил почти целый месяц на английском крейсере, имел там свою каюту. Я сопровождал морской конвой. Был офицером связи у них».

г) «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменив была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостенев­шие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного».

4. Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по именам и почему?

5. Чем заняты в рассказе лагерные художники? Как в этой подробности проявляется отношение автора к искусству тоталитарной эпохи? Назовите эпизоды рассказа, развивающие мотив псевдоискусства.

6. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки. Проверьте, как вы по­няли следующие детали его «производственной деятельности ».

а) Каким образом Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком, хотя по правилам в конце каждого рабочего дня инструменты сдаются инструментальщику?

б) Для чего Шухов с Гопчиком прячут на месте работы куски алюминиевой проволоки?

в) Какой предмет заимствует у Шухова Цезарь Марнович, прося у него «десять суток»?

7. В сюжетном движении рассказа важную роль игра­ет фиксация точного времени или точные указания на длительность того или иного действия или состояния. Ряд хронометрических подробностей действия обладает смысловой многозначностью. Прокомментируйте указан­ные ниже эпизоды или детали:

а) Почему Шухов всегда просыпается за полтора часа до развода?

б) Во время работы на строительстве ТЭЦ Шухов по солнцу определяет время полдня, однако Буйновский по­правляет его, упоминая принятый по этому поводу совет­ской властью декрет. О каком декрете идет речь и в чем символика этой сцены?

в) Определите, когда были арестованы и начали лагерную жизнь первый бригадир Шухова Куземин и нынеш­ний его бригадир Тюрин. Как помогают эти хронологи­ческие подробности понять позицию Солженицына по отношению к эпохе тоталитаризма?

8. Какую роль в композиционной организации рассказа играют категории времени (минута, час, день, срок)? Обратите внимание на «хронометрический» характер начального и финального эпизодов рассказа. Каков обобщающий смысл такой композиционной переклички?

9. Каковы главные пространственные «узлы» рассказа? В чем уникальность солженицынских образов пространства на фоне русской литературной традиции?

Ответы и комментарии

1. Главной темой рассказа и — шире — всего творчества является тема судьбы России. В «Одном дне. » помимо подробностей быта заключен­ных содержатся переданные через воспоминания героя детали современной жизни в деревне. В рассказе брига­дира Тюрина — свидетельства о последствиях коллекти­визации в стране. В спорах лагерных интеллигентов — обсуждение некоторых явлений советского искусства (фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный», театральной премьеры Ю. Завадского). Многие подробности советской истории упоминаются в связи с судьбами солагерников Шухова.

2. Иван Шухов родился в 1911 году и провел дово­енные годы в деревне Тегменево. В его семье — две дочери (единственный сын рано умер). На войне он — с первых дней. Был ранен. Попал в плен, откуда сумел бежать. Был осужден в 1943 году по сфабрикованному делу за «измену родине». На момент сюжетного действия отсидел восемь лет (действие рассказа происходит в один из январских дней 1951 года в каторжном лагере в Казахстане).

3. а) начальник режима лейтенант Волковой-; б) двое эстонцев из 104-й бригады Шухова; в) кавторанг Буйновский; г) старый заключенный Ю-81, о котором Шухов знает, «что он по лагерям да по тюрьмам сидит не­счетно, сколько советская власть стоит».

4. Хотя большая часть персонажей рассказа — под­линные, из жизни взятые натуры, система образов «Одно­го дня. » отражает композиционное мастерство писате­ля. Отношения между персонажами подчинены строжай­шей лагерной иерархии. Между заключенными и лагерной администрацией — непроходимая пропасть. Обращает на себя внимание отсутствие в рассказе имен, а порой и фамилий многочисленных надсмотрщиков и охранни­ков (их индивидуальность проявляется лишь в степе­ни свирепости и формах насилия над заключенными). Напротив, вопреки обезличивающей системе номеров, при­своенных лагерникам, многие из них присутствуют в сознании героя с их именами, а иногда и отчествами. Это свидетельство сохранившейся индивидуальности не рас­пространяется на так называемых фитилей, придурков и стукачей. Солженицын показывает, что система тщетно пытается превратить живых людей в механические дета­ли тоталитарной машины. В этом отношении особенно важны в рассказе, помимо главного героя, образы брига­дира Тюрина, его помощника Павло, кавторанга Буйновского, латыша Кильдигса и баптиста Алешки.

5. Художники «пишут для начальства картины бесплатные, а еще в черед ходят на развод номера писать». По мысли Солженицына, искусство советской эпохи стало частью аппарата угнетения. Мотив деградации искусства поддержан, в частности, эпизодом размышлений Шухова о деревенских кустарях, производящих крашеные «ковры».

6. а) «. Шухов однажды обсчитал инструментальщика и лучший мастерок зажилил. И теперь каждый ве­чер он его перепрятывает, а утро каждое, если кладка будет, берет». Лагерные порядки заставляют человека лов­чить даже в ситуациях, когда он стремится как можно лучше делать дело.

б) Для того, чтобы позднее отлить из нее ложки.

в) Складной ножичек, выточенный и умело припряты­ваемый Шуховым.

7. а) Именно в эти утренние минуты Шухов принадле­жит сам себе. Герою важны эти мгновения фактической свободы и потому, что «всегда можно подработать», и по-гому что они позволяют ему побыть собой, выжить как личности.

в) Куземин был арестован в 1931 году (к 1943 году он сидит уже двенадцать лет), а Тюрин — в 1932-м (к январю 1951 года он уже девятнадцать лет в зоне). Отсчет эпохи тоталитаризма автор ведет не с 1937 года, а уже с первых лет советской власти. В этом отношении позиция Солженицына отличалась от позиции критиков «культа личности» «оттепельных» 60-х годов. В отличие от них писатель сумел сказать всю правду о советской эпохе.

8. Сжатие времени — один из основных законов в художественном мире Солженицына. Один день в его рассказе является своеобразной синекдохой всей человеческой жизни. Происходит это благодаря тому, что в рассказе как бы нет событийного сюжета: один день оказывается выжимкой из жизни человека. Основным фактором, управляющим движением рассказа, становится течение лагерного времени — от ранней побудки до отбоя. Хотя у заключенных нет и не может быть собственных часов, они внутренне сосредоточены на течении времени и чутко улавливают его внешние проявления. Сообщаемые эпизоды и факты расположены в рассказе в строгом соответствии с временной последовательностью. «Хронометрическая» лексика одна из наиболее употребляемых лексических групп в рассказе. Особенно важны понятия «день» и «жизнь», сближающиеся через обобщающее слово «срок». «Срок» в рассказе — слово мно­гозначное (отмеренное наказание, распорядок дня и — главное — синоним человеческой судьбы, напоминание о последнем сроке человеческой жизни).

9. Концентрация пространства — еще одна стилевая примета солженицынской прозы. Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентриче­ских кругов: сначала описан барак, потом зона, затем переход по степи, стройка. Все это пока — замкнутое пространство, ограниченное проволочным заграждением. Но это лишь первый круг, потому что есть память — внутреннее зрение героя. Благодаря памяти Шухова рас-

ширяющимися кругами возникает в рассказе, его деревня, край, наконец вся Россия. В противоположность героям русской классики, традиционно любящим ничем не стесненное пространство, узники лагеря мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом — с горькой иронией показывает автор.

10. «Старый месяц Бог на звезды крошит» (у Даля — «ветхий месяц»); «Брюхо — злодей, старого добра не помнит. »; «Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает». Все три народных изречения присутствуют в словаре В. Даля, как и многие другие образные высказывания, звучащие в рассказе.

Источник

Конспект урока по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Смотреть фото Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Смотреть картинку Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Картинка про Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды. Фото Чем заняты в рассказе лагерные художники назовите эпизоды

Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Изучение «Одного дня…» позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей создания рассказа «Один день Ивана Денисовича», его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;

отметить особенности художественного мастерства писателя;

рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

1. История создания и публикации, жанр произведения.

Замысел автор объясняет так:

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.

2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

3. Главный герой рассказа.

1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.

2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век».

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и Шухов) собирается на работу. Бесконечные про верки и досмотры.

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. »

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки. Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

4. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета.

Кинорежиссер Цезарь Маркович.

Шестнадцатилетний юноша Гопчик.

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» — лагерные «аристократы» — лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ — «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. Он особенно заметен в сценах-столкновениях: Буйновский — Волковой, бригадир — Тюрин — десятник Дэр. Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков: Шухов — Цезарь, Шухов — Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить?

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

6. Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

1) Спасает причастность к сообществу людей. Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

(Восемь лет (а дали Шухову десять) мыкается Иван Денисович по лагерям, но сохраняет своё человеческое достоинство, даже в не в человеческих условиях «себя не роняет»:

не унижается из-за сигареты;

не вылизывает тарелки;

не доносит на товарищей ради улучшения своей участи.

Шухов, как любой трудолюбивый крестьянин, уважает хлеб (носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке). Когда ест – снимает шапку. Он всегда всё зарабатывает честным трудом, поэтому он не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (это мы узнаём из письма, присланного ему из дома).

Почему он запрещает жене собирать ему в лагерь посылки?

Отсюда можно сделать вывод, что мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. Нельзя, чтоб добро зря пропадало. Даже в неволе его охватывает азарт работы: «Мастерски захватывает Шухов дымящийся раствор…, он сейчас и брата родного по трапу с носилками загонял бы».

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

7. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

1) Современная жизнь деревни;

2) воспоминания о деревне;

3) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

8. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

— бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

— в обед удалось «закосить» кашу;

— бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут «сытыми» бригадники;

— нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на «шмоне» не попался;

— подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

— и не заболел, перемогся.

9. Почему автор показал нам «счастливый» лагерный день?

10. Вывод по анализу рассказа.

Каков же герой рассказа?

Лагерная жизнь, как она ни регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто сырые зэки.

? Что же выбрал Шухов?

Тихо и незаметно для всех стал праведником.

Каждый день и час приходилось выбирать между добром и злом, силой и слабостью, достоинством и унижением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *