Чем запечатывали письма в старину
3 простых и быстрых рецепта сургуча: письма из прошлого
Сургучная печать. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это сочетание? Древний свиток? Письмо с фамильной печатью или из Школы чародейства и волшебства? Интересный элемент декора упаковки?
Всё это так или иначе относится к внешнему оформлению документов, писем и иных бумаг. Начало своей истории сургуч берёт из Индии, откуда он перекочевал в Европу и стал популярен в период Средневековья. Тогда сургуч использовался для пломбировки важных хранилищ и архивов, так как сломанная печать (материал очень ломкий) говорила о нарушении целостности информации.
Более того, самая сургучная печать являлась очень значимым элементом, так как несла в себе много информации. Её цвет, размер и расположение могли рассказать многое о его владельце.
Сейчас же сургучная печать – это декоративный элемент для украшения подарочной упаковки, пригласительных на праздники в старинном или винтажном стиле или же для логотипов компании и её продукции.
Но как же можно сделать сургуч в домашних условиях и без больших временных затрат? В данной публикации вы найдете 3 быстрых и простых рецепта сургуча.
Рецепт № 1. Канифоль + восковые мелки
Материалы: канифоль (50 г), восковые мелки (нужного цвета), небольшая свеча (можно взять остатки), ёмкость для смешивания канифоли и мелков, ёмкость для кипячения воды, палочка для перемешивания.
1) подготовьте смесь сухой канифоли и свечи, поместите её, например, в небольшой стакан;
2) вскипятите воду в средней по объёму ёмкости и поместите туда стакан с подготовленной сухой смесью, через несколько минут канифоль и воск начнут плавиться;
3) чтобы смесь была однородной, перемешивайте её палочкой до нужной вам консистенции;
4) добавьте восковые мелки и перемешивайте до получения однородного цвета (по желанию можно добавлять больше восковых мелков для более насыщенного цвета);
5) снимите стакан с сургучом с огня и приступайте к созданию оттиска!
Рецепт № 2. Горячий клей + акриловые краски
1) выдавите небольшую лужицу из клеевого пистолета на плёнку и дайте ей остыть (где-то полминуты);
2) возьмите штамп, смочите его в ХОЛОДНОЙ воде и аккуратно надавите на каплю клея, дайте немного остыть и уберите штамп;
3) уберите излишки воды бумажной салфеткой;
4) распишите готовый оттиск акриловыми красками;
5) после высыхания краски осторожно снимите получившуюся печать с плёнки.
Сургучная печать готова!
Рецепт № 3. Масса для моделирования
Материалы: масса для моделирования, верёвка, клей, монетка, пуговица или любой другой штамп, скалка, финишный лак.
1) сформируйте шарик нужного размера из массы, вы можете придать ему неправильную форму;
2) отрежьте 15-20 см верёвки и расплющьте полученный шарик на ней;
3) придайте нужную толщину печати с помощью скалки;
4) сделайте оттиск выбранного штампа, осторожно уберите его и верёвку;
5) запекайте массу согласно указаниям на упаковке;
6) покройте печать лаком для блеска.
Так у вас получится ещё одна сургучная печать!
Какой рецепт вам понравился больше всего? Делитесь своими результатами и рецептами в комментариях 🙂
Вся информация взята из общедоступных Интернет-ресурсов.
Если статья была вам полезна, ставьте «Нравится» и оценивайте её по звёздной шкале!
Сургучная история (10 фото + 1 видео)
Ну вот и закончилась эра сургучных печатей на посылках и бандеролях. Прогресс не стоит на месте. На их смену по всей стране пришли так называемые контрольно-силовые пломбы-маленькие свинцовые и полимерные.
А сургучные, так хорошо знакомые людям постарше, останутся только в воспоминаниях и на старых фото.
Между тем, колдовство с сургучом происходила в каждом почтовом отделении. Сургуч находился в кастрюльке, которая стояла на электроплитке в уголке, на табурете. В него работница почты обмакивала деревянную палочку и наносила сургучные «кляксы» поверх бечёвок, которыми была перевязана посылка. Когда вязкая масса начинала остывать, работница ставила на сургучной лепешке печать почтового отделения.
20 сентября 1519 г. порт испанского города Санлукар-де-Баррамеда гудел как растревоженный улей. Сотни людей суетились возле пяти каравелл, готовых тправиться в дальнее, полное опасностей и приключений путешествие. Наконец, этот торжественный миг настал. Расправил паруса «Сантьяго» капитана Жуана Серрана, соратника знаменитого Васко да Гаммы, отдала швартовы «Виктория» казначея экспедиции Луиса де Мендосы, убрал трапы «Консепсьен» знатного Гаспара де Кассады. Последними подняли флаги и покинули порт «Сан-Антонио» Хуана де Картахены, личного представителя короля Карла I, и флагманский «Тринидад» командующего походом контр- адмирала Фернана Магеллана, португальца на службе у испанской короны.
Сегодня все мы знаем, что поставленная Магелланом цель была достигнута. Экспедиция не только добралась до богатых мускатом, перцем и гвоздикой островов, открыв на пути к ним Тихий океан, но и совершила первое в мировой истории кругосветное плавание. Благодаря походу Магеллана люди убедились в том, что Земля круглая, а океаны, омывающие ее сушу, нераздельны.
К сожалению, цена этих великих открытий была также велика.
Сначала все европейцы пользовались привозным сургучом. А потребность в сургуче была в те времена весьма значительной. И это совершенно неудивительно, поскольку конвертов еще не существовало, а письменное сообщение, вложенное в чистый лист бумаги, складывалось в столбец, столбец складывался в квадрат, квадрат сгибался пополам. И на краях образовавшегося при этом прямоугольника делали прорези, в которые вставлялась бумажная ленточка. Концы ленточки скрещивались и припечатывались сургучной печатью либо перстнем-печаткой отправителя.
Подлинно известно, что в Англии и во Франции различным типам посланий присваивались различные цвета печатей, и поэтому получатель, не распечатывая письма, мог знать о том, какого рода известие оно содержит. Например, во Франции красный сургуч употреблялся, как правило, для деловых писем, белым сургучом скреплялись известия о свадьбе, шоколадный приглашал на торжественный обед или ужин, а черный, как и в Древнем Риме, на похороны.
Вообще же, фантазии отправителей писем не было предела, и в различных жизненных случаях ими использовались печати самых неожиданных оттенков, в том числе розовые, рубиновые, желтые, синие, серые. Рубиновый сургуч, например, берег секреты жениха и невесты, серый использовался для дружеской переписки и т.д. Влюбленные и этот способ переписки сумели превратить в тайный язык любви. Цветными сургучами они сообщали о своих мыслях, планах и намерениях.
Мое сердце. Я сожалею.
Впрочем, главным при производстве сургуча всегда оставались его свойства, а не цвет. Сургуч должен был не терять твердости при самой высокой летней температуре и в то же время легко плавиться от пламени обычной свечи. Что он благополучно и делал.
Прощение. Увидимся позже.
Но неужели сургуч ждет забвение? Вряд ли. Сегодня сургуч становиться все популярнее в оформление подарочной и рекламной продукции. Мастера хэнд-мейд превращают скучный, на первый взгляд, материал в изящную декоративную деталь. Украшенные такой печатью модные родословные и истории фамилий приобретают флер таинственности. Сургуч ассоциируется с чем-то древним и невероятно важным; именно поэтому его все чаще используют в оформлении приглашений, а также разнообразных свидетельств и грамот.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
«Неясный след далеких писем»(чем запечатывали старинные письма и документы)
«Неясный след далеких писем»(чем запечатывали старинные письма и документы)
«Неясный сле д далеких писем»
«И в этих письмах мы с тобою ищем
Далеких лет теперь неясный след».
Читая в архиве старинные письма 19 века, дневники и разные документы, невольно обращаешь внимание на всякие, казалось бы, мелочи: на какой бумаге писали, какими чернилами, каким был конверт, красива ли марка. А как интересно разглядывать разные государственные печати на важных документах, например, на рескриптах государей или на заграничных паспортах, на графских завещаниях.
Особенно интересны личные вензеля в письме и маленькие печатки, которые вместе с качественной бумагой и чернилами да еще красивым почерком владельца могут сделать обычное письмо предметом эстетического удовольствия. Вот даже так! Постепенно понимаешь, что у всех этих мелочей своя эстетика, которой в 19 веке не пренебрегали.
Достанем из маленького конверта, примерно 12х7 см, заветное письмо кого-нибудь из Орловых-Давыдовых. В верхнем левом углу на бумаге небольшой (в 1 см) оттиск личного вензеля графа или графини
Для таких оттисков был особый инструмент. Он числится в описи вещей одного из Орловых-Давыдовых. У каждого из них были свои печати-штампики с личной монограммой. Такие печати-монограммы обычно были с изящными ручками, выглядели настоящим произведением искусства, их дарили к какой-то дате или просто, чтобы доставить маленькую радость. В одном из писем 1885 года молодой граф благодарит свою маменьку за симпатичную личную печать, присланную ему накануне. Он обещает носить ее всюду на цепочке.
Владимир Петрович Орлов-Давыдов всегда носил на пальце перстень с графским гербом на зеленом камне. Им он запечатывал личные письма. Была у него еще и «большая столовая печать с гербом и вензелем, сделанная в Англии» для особо важных документов.
Оттиск печати с гербом графа Орлова-Давыдова.
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов с зеленым перстнем-печатью на пальце.
Для его матушки, Натальи Владимировны Давыдовой, итальянский мастер Cerbara для ее личной печати вырезал на сердолике ее профиль. В первой четверти 19 века печати на сердолике были очень распространены, как и искусные мастера резьбы по камню. Среди вещей в описи Орловых-Давыдовых значилась и «печать с древней резьбой на сердолике в виде купидона, вдевающего нить в иголку».
Перстни с резьбой на сердолике.
Наталья Владимировна Давыдова, урожденная графиня Орлова, матушка Владимира Петровича.
В московских архивах сохранились личные дневники графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Это более 30 толстых тетрадей в плотном кожаном переплете с тиснением и личным вензелем графа. Чем красивее и качественней тетрадь или блокнот для записей, тем большая вероятность их сохранить. Рука не поднимется уничтожить такую красоту и добротность. Дневники сыновей графа обычно велись в небольших карманных блокнотах из натуральной кожи с тиснением и серебряной застежкой сбоку. Такие вещи приятно держать в руках, даже спустя столетия. Насмотревшись всей этой красоты, я заинтересовалась даже особой наукой сфрагистикой. Это наука о печатях, штампах, геммах, оттисках.
В Англии короли использовали зелёный, красный, чёрный, жёлтый, коричневый сургуч или воск, каждый для своего вида печатей, у короля было их сразу несколько.
А вот во Франции королевская власть традиционно использовала для важных документов зеленый сургуч. К цвету печати относились крайне серьёзно. Скрепить важный договор жёлтой печатью означало проявить пренебрежение к другой стороне.
Бумажная печать императора Александра II.
Описаниям печатей уделил внимание Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».
Свинцовая вислая печать (С портала Нумизматики)
Княжеская старинная вислая печать (С портала Нумизматики).
История «липовых» печатей.
Замечательное растение липу обидели, сделав символом обмана. Почему?
«Это же явная липа!» — возмущается кто-то, разглядывая сомнительный документ. «Он принёс липовую справку». Печати обычно делали из меди или из полудрагоценного камня.
Но находились жулики, которые подделывали различные грамоты (документы), дающие право на выгодную должность, наследство, получение денег из казны. Текст грамоты и подпись лихие люди копировали легко, но с печатью было сложнее. Гравировать на меди трудно, это занятие требовало умения и специальных инструментов, да и металл это дорогой. Поддельную печать использовали один-два раза, поэтому выгоднее сделать ее из дешевого и легкого в обработке материала. Таким материалом была как раз липа.
Это старинная настоящая сургучная печать.
Как появилось слово «Факсимиле»?
Парижский таинственный фальсификатор по прозвищу Факсимиле работал реставратором и хорошо изучил пигменты, которые использовались художниками XVII века. Поэтому он начал рисовать натюрморты и продавать ихлюбителям, выдавая за картины известных авторов. Эксперты, увидев его работы, признали их подлинниками. Тогда к Факсимиле начали обращаться владельцы картинных галерей с просьбой подготовить для них «оригиналы». Факсимиле, почувствовав надвигающуюся опасность, вынужден был покинуть город.
Вензель графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова.
Личный вензель на письме.
О старых письмах, печатях и монограммах рассказывала Нина Симоненко.
Кое-какие сведения о печатях почерпнула в разных источниках интернета.