Чем заправлять примус эверест
Эволюция туристического и альпинистского снаряжения с конца 70-ых годов до нашего времени не от Чарл
в работе пашет как ракета на старте
примус-клон «Огонёк» (слева)
Вот описание, которое есть по бензиновой горелке «Svea»: (англ. сленг) – «шведка». Культовая горелка альпинистского сообщества. Эта горелка широко используется альпинистами всего мира! Ни одна горелка не испытывалась в походных условиях столько, сколько горелка OPTIMUS SVEA. Она получила популярность благодаря сохранению эксплуатационных свойств на серьезных высотах. Идеально подходит для путешествия в одиночку (и парами), приготовления пищи везде, где маленький вес оборудования имеет значение.
Вообще фирма Optimus к любой бензиновой горелке без насоса, предлагала при необходимости возможность внешнего насоса за дополнительную плату. Есть конечно некоторые отличия между двумя этими горелками. Например трубка соединяющая бачёк и горелку у них разного диаметра, у Optimus она толще. Завинчивающаяся пробка для бачка у них разная, что не даёт возможности в нашем советском примусе подключения буржуйского насоса. Поменять же эти пробки не представляется возможным, так как резьба на бачках тоже разная.
В полном боевом комплекте.
и его составляющие
Примус «Шмель-4» состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 15, предохранительный клапан 2, горелка 3 через прокладку штуцера 14. Схема примуса «Шмель-4». В горелку ввинчен ниппель 5, закрывающий конус 4. Этот конус перекрывает в нижнем положении отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 12 с помощью ключа управления 13. Уплотнение шпинделя 12 поджимается гайкой 11. В раструбе горелки находятся колпачок 8 и отражатель 7. На горелку надет ветрозащитный кожух 9. Насос 15 имеет шток с шайбами 16 и резиновым кольцом 11. К торцу насоса привернут обратный клапан 10.
Иногда на марене было и такое! В палатке ночью темно. Дежурные что-то в тамбуре колдуют. Затем захотели понежиться в тепле и занесли «Шмель» во внутрь палатки. Все тихо, спокойно. И вдруг? Крики, вопли. Ты высовываешься с палатки. Интересно все-таки! Что там такое. Ага! Хе! Хе! Соседи бачок Примуса перегрели. Подорвал предохранительный клапан. Струя огня бьет так, как будто огнемет делает зачистку на вражеской территории. Ругань несется по всей марене. Открывается с шумом вход в палатку и оттуда вылетает наш любимый Примус «Шмель». Его тушат снегом. И при этом ржут. Конечно, смеются те, кто не пострадал. В палатке разборки и знакомая фраза: «Мне спальник припалили, сволочи! Будете новый покупать!». Вот так вот и жили. Почему жили? Живем и сейчас. Горелки изобрели новые. А проблемы старые. И о них я Вам расскажу в следующий раз.
Выбираем примус
2. У этого примуса потроха из латуни, поэтому не стоит прилагать больших усилий при вращении ручки, по этой же причине не надо давать пользоваться «необученным бойцам» (вообще держать примусы в «общаке» накладно).
3. При перегреве аппарат может выйти из повиновения, поэтому стоит иметь под рукой кружку холодной воды или немного снега. Ими можно аккуратно охладить бачок и сбросить таким образом без паники и прекращения приготовления пищи излишек давления.
4. Не разогревайте примус бензином, если хотите иметь чистые руки и снаряжение при работе с ним! Очень полезно и приятно разогревать «Огонек» спиртом «сухим» или «мокрым» (хотя последний нередко выпивается коллегами, да и сам такой), при этом отпадает необходимость долго отмывать руки после заправки. На один запуск хватает 1/4-1/6 части таблетки. Чтобы удобно было подсовывать растопку, полезно удалить одну вертикальную перемычку на жестяном кожухе.
(АД: замечание про сухой спирт на 150% относится и к Шмелю. )
5. Штатный сальник раз и навсегда можно заменить фторопластом.
(Александр Никольский: Да. И у Шмеля поставить фторопластовую прокладку между бачком и головой. Огонек кое в чем лучше, чем 2-й и 4-й Шмели, но хуже, чем Шмель-1. Огонек проще, но менее мощный и требует доработок. Идея надевать кожух на работающий примус мне тоже не очень нравится. Он также содран с австрийского (или немецкого) военных времен примуса. Оригинал имеется у одного моего знакомого. До сих пор пашет, как трактор).
6. К сожалению, работа сопровождается гудением, неэстетично. По этой причине взял с собой пару лет назад в двухнедельную командировку «Шмель» и долго проклинал свое эстетство.
По материалам: scout-kg.narod.ru, clubdoroga.euro.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чем заправлять примус эверест
Автор: Владимир Марков, Владивосток
Эволюция туристического и альпинистского снаряжения с конца 70-ых годов до нашего времени не от Чарльза Дарвина, а от Владимира Маркова.
Второй недостаток бензиновых горелок заключается в необходимости их «разводить». Эта процедура занимает несколько минут и обычно сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин от «песка и ила», для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко от места заливки. Но, конечно, есть и достоинства. Во-первых, это способность работать при низких и сверхнизких температурах, при которых газ отказывается работать. Ведь с газом начинаются проблемы уже при переходе через минус 5 градусов. Обычное дело, когда приходиться отогревать газовый баллон перед навинчиванием на горелку, дабы она заработала. Исключением является специальные газовые баллоны, где соотношение пропан/бутан отличается от обычных 20% + 80% и, как правило, составляет 35% + 65% + некоторое количество изобутана.
Еще нашел интересную историю про зарождение нашего «Огонька»: «Наш примус «Огонёк» был скопирован с бензиновой горелки «Juwel 84» немецкого производства, данная модель была выпущена в 50-х годах. Вообще первая горелка данной конструкции «Juwel 33» была выпущена в 1933 году и была полностью из латуни. Имела вместимость 150 мл. и мощность 1,4 кВт. После второй мировой войны горелка «Juwel 33» была несколько конструкционно изменена и в связи с экономическими трудностями (территориально он выпускался в Дрездене- ГДР) бачёк начал выпускаться не из латуни а из обычного железа. Эта модель была названа «Juwel 34» (в 80-х годах стоил 11,20 марок). В данном в случае, в отличие от «Juwel 33», номер модели никак не связан с годом выпуска. В 50-х годах данная модель была ещё раз изменена. Была увеличена мощность горелки до 2-х кВт. и увеличена ёмкость бачка до 300 мл. так появилась новая модель, которую назвали «Juwel 84» (в 80-х годах стоил 14,80 марок). Почему именно под номером 84 мне узнать так и не удалось.
Вот описание, которое есть по бензиновой горелке «Svea»: (англ. сленг) – «шведка». Культовая горелка альпинистского сообщества. Эта горелка широко используется альпинистами всего мира! Ни одна горелка не испытывалась в походных условиях столько, сколько горелка OPTIMUS SVEA. Она получила популярность благодаря сохранению эксплуатационных свойств на серьезных высотах. Идеально подходит для путешествия в одиночку (и парами), приготовления пищи везде, где маленький вес оборудования имеет значение.
Бензиновый примус Optimus Hunter. РАЗМЕР-80x100x130 мм. ВЕС-650 гр. Мощность: 1200 Ватт. Время горения: 50 мин. на одной заправке (0,1л). Время закипания 1л воды: 12 мин. Откуда ноги растут. Наш примус «Туристский» был скопирован с бензиновой горелки «Optimus 8r hunter» шведского производства, впервые выпущеного в 30-х годах. На сайтах я нашёл информацию, что фирма Optimus запантентовала горелки такого типа 28 сентября 1927 года. Его первоначальная мощность была 965 ватт, позже она была поднята до 1,2 кВт без дополнительного насоса и 1,4 кВт с применением насоса.
Вообще фирма Optimus к любой бензиновой горелке без насоса, предлагала при необходимости возможность внешнего насоса за дополнительную плату. Есть конечно некоторые отличия между двумя этими горелками. Например трубка соединяющая бачёк и горелку у них разного диаметра, у Optimus она толще. Завинчивающаяся пробка для бачка у них разная, что не даёт возможности в нашем советском примусе подключения буржуйского насоса. Поменять же эти пробки не представляется возможным, так как резьба на бачках тоже разная.
Вот еще мнение Антона Щербакова: « к написанию этой лекции подвигло меня абсолютно неуважительное отношение молодежи к примусам и кухне, а также полная их безграмотность в этом важном для жизни вопросе.
Как следует из инструкции, в Шмель-2 применена запирающая рейка не зубчатая, а просто с горизонтальной прорезью и конусом, садящимся на конусное седло. Иначе говоря, горелка является средней между Шмель-1 и Шмель-4. По сравнению с Ш-1, насос также претерпел изменения. Насос Ш-1 не подходит к Ш-2 и Ш-4 и наоборот. Ш-2 ниже, чем Ш-1, что создает значительные проблемы при использовании этих двух моделей одновременно для нагревания одного котла) Изменения базовой конструкции, которые встречались на примусах Шмель-2: 1. Вместо стандартного рассекателя типа «конфорка» на горелку устанавливался рассекатель, штампованный из пластины, дающий пламя в форме короны. Это намного легче по весу, но пламя гораздо легче сбивается ветром. 2.Наконечник на запирающей рейке не съемный, а просто просверлен и в отверстие запрессована иголка (Совсем никуда не годится, так как иголка – вещь расходная). 3.В последние годы выпуска на примус устанавливалась горелка нового типа. (Такая же, как на Шмель4) Шмель 4. Последняя модель данной линейки примусов. (Похоже, на ней и закончится история этих, в общем-то, неплохих примусов). Бачок у него увеличен по сравнению со Шмель-2 и Шмель-1, емкость 1.3 л. Верхняя часть бачка сделана под конус, что сняло проблему перегрева, обычную для Шмель-2 и Шмель-3. Изменена конструкция подставки под посуду. Как и на первом Шмеле, она опять сделана из прутка. Изменена конструкция насоса. В нем стало меньше деталей. Технологически и конструктивно он упростился. Что касается качества и эксплуатационных характеристик, то практически не отличается от предыдущей модели. Но теперь из насоса нельзя вытащить поршень, не оставляя примус открытым. Частично изменилась конструкция горелки. Теперь запирающая рейка не зубчатая, а просто с горизонтальной прорезью. А на оси сделан эксцентричный штырек, который входит в эту прорезь и двигает рейку вверх-вниз. Подача бензина теперь перекрывается не самой рейкой, а шариком, который она толкает. По качеству изготовления эти примусы были, обычно, много лучше, чем Шмель-2 и Шмель-3».
Примус «Шмель-4» состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 15, предохранительный клапан 2, горелка 3 через прокладку штуцера 14. Схема примуса «Шмель-4». В горелку ввинчен ниппель 5, закрывающий конус 4. Этот конус перекрывает в нижнем положении отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 12 с помощью ключа управления 13. Уплотнение шпинделя 12 поджимается гайкой 11. В раструбе горелки находятся колпачок 8 и отражатель 7. На горелку надет ветрозащитный кожух 9. Насос 15 имеет шток с шайбами 16 и резиновым кольцом 11. К торцу насоса привернут обратный клапан 10.
Ну! Остается только закончить на веселой ноте свою лекцию, которую помогли мне провести вся наша «Старая гвардия» туристов и альпинистов. Я пользовался за 30 лет занятием туризмом и альпинизмом многими горелками. Примус «Огонек» выручал меня на Камчатке. Мне его там подсунул Александр Биченко. А потом материл меня как мог, когда я, впопыхах отдал ему вконец закопченный «Огонек». При чем он конкретно сказал мне: «Больше тебе горелку не дам!». Примус «Турист» был неотъемлемой частью в хозяйстве хорошего туриста Виктора Можаева, жителя города Владивостока. Он с Азии привез небольшой казан для плова. Готовил нам плов на этом примусе прямо дома. При чем, когда в конце готовки он перемешивал рис, то мы просто истекали от запаха плова всеми жидкостями и готовы были залезть в казан, что бы испробовать, наконец тот плов. Что сказать про примуса «Шмель»? Да какая разница кто его изобрел? Сколько он нам подарил хороших минут утром. Разве он когда-нибудь подводил нас в горах? Не помню такого. Два часа ночи. Кавказ. Лагерь на перевале ВЦСПС. Дежурные новички колдуют около синеватого маленького пламени. Которое горит и, при этом, однотонно фырчит. На Примусе что-то готовят? Опять манную кашу! Выход на маршрут в 3 часа ночи. И это «Закон». Иногда на марене было и такое! В палатке ночью темно. Дежурные что-то в тамбуре колдуют. Затем захотели понежиться в тепле и занесли «Шмель» во внутрь палатки. Все тихо, спокойно. И вдруг? Крики, вопли. Ты высовываешься с палатки. Интересно все-таки! Что там такое. Ага! Хе! Хе! Соседи бачок Примуса перегрели. Подорвал предохранительный клапан. Струя огня бьет так, как будто огнемет делает зачистку на вражеской территории. Ругань несется по всей марене. Открывается с шумом вход в палатку и оттуда вылетает наш любимый Примус «Шмель». Его тушат снегом. И при этом ржут. Конечно, смеются те, кто не пострадал. В палатке разборки и знакомая фраза: «Мне спальник припалили, сволочи! Будете новый покупать!». Вот так вот и жили. Почему жили? Живем и сейчас. Горелки изобрели новые. А проблемы старые. И о них я Вам расскажу в следующий раз. Чем заправлять примус эверест29.08.2000 15:14.16 29.08.2000 15:50.18 31.08.2000 14:20.14
|