Чем защищен египет с запада
Конспект урока по истории древнего мира 5 класса на тему » Государства на берегах Нила»
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс.
Тема: Государство на берегах Нила.
1) От первобытности к цивилизации.
4) Объединение Египта.
5) Вывод. Закрепление материала.
1) политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток»;
3) записи на доске: папирус, дельта, оазис, фараон;
4) электронная презентация.
1. Внимательно прочитать § б учебника «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.
2. Подготовить ответ на вопрос. «Какие природные условия древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»
3. Рабочая тетрадь. стр.18 №22,23. стр.20 №25.
Конспект Государство на берегах Нила.
Модуль, пункт, плана
От первобытности к цивилизации.
Государства, существовавшие в IV тыс, до н.э. — первой половине I тыс.н.э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями древнего Востока мы начнем с истории древнего Египта.
Задание: прочитать текст на с. 32 учебника Вигасина.
Беседа по прочитанному материалу.
— Что называется цивилизацией?
Изучить местоположение и природные условия древнего Египта.
Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком и традицией управления.
Страна Египет. Разливы Нила.
Работа с историческим источником (см. приложение)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние. (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф с. 35 учебника Вигасина А. А. Примерно за З тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.
Вывод. Закрепление материала.
Закрепление изученного материала
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?
а) Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.
б) Поставить оценки наиболее активным детям.
в) Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а в последствии государства.
Ответ: Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в 1 в. до н.э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют сицилийским в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31 Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой. Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
34. дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день заднем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс.
Тема: Государство на берегах Нила.
1) От первобытности к цивилизации.
4) Объединение Египта.
5) Вывод. Закрепление материала.
1) политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток»;
3) записи на доске: папирус, дельта, оазис, фараон;
4) электронная презентация.
1. Внимательно прочитать § б учебника «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.
2. Подготовить ответ на вопрос. «Какие природные условия древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»
3. Рабочая тетрадь. стр.18 №22,23. стр.20 №25.
Конспект Государство на берегах Нила.
Модуль, пункт, плана
От первобытности к цивилизации.
Государства, существовавшие в IV тыс, до н.э. — первой половине I тыс.н.э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями древнего Востока мы начнем с истории древнего Египта.
Задание: прочитать текст на с. 32 учебника Вигасина.
· Беседа по прочитанному материалу.
— Что называется цивилизацией?
Изучить местоположение и природные условия древнего Египта.
Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком и традицией управления.
Страна Египет. Разливы Нила.
Работа с историческим источником (см. приложение)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние. (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф с. 35 учебника Вигасина А. А. Примерно за З тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.
Вывод. Закрепление материала.
· Закрепление изученного материала
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?
а) Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.
б) Поставить оценки наиболее активным детям.
в) Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а в последствии государства.
Ответ: Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в 1 в. до н.э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют сицилийским в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31 Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой. Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
34. дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день заднем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Разработка урока для 5 класса по теме: «Древний Египет»
Выбранный для просмотра документ 1 занятие ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Государство на берегах Нила»
Познакомиться с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Египта.
Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая земля и плодородная почва давала обильные урожаи.
Признаки государства: Во главе государства обычно стоял царь. Каждое царство имело определенную территорию На территории государства строились города Царю служило войско В главном городе (столице) располагался дворец царя и находилась казна.
* СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ ДЕЛЬТА –место, где река разделяется на несколько рукавов ПОРОГИ Опасные каменистые преграды
* СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ ДЕЛЬТА ПОРОГИ ОАЗИСЫ ЕГИПЕТ страна, расположенная по берегам Нила от первого порога до Средиземного моря
Работа с историческим источником, беседа по содержанию документа Какое воспоминание описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? Где находится Египет? Чем защищен Египет с запада? Чем защищена восточная часть страны? Каким морем омывается северная часть страны? Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? О какой реке идёт речь в документе? Где берёт своё начало река Нил? Куда впадает Нил? Что такое дельта реки? Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? Кто управлял Египтом?
Страна Древний Египет Местоположение Климат Природные условия Растительный мир Животный мир Полезные ископаемые Занятия жителей
Страна Древний Египет Местоположение Северо-восточная Африка Климат Жаркий, редкие дожди Природные условия Пустыни, скалы, река Нил, оазисы Растительный мир Финиковые пальмы, акации, тростник-папирус Животный мир Крокодилы, бегемоты, дикая кошка, утки, гуси, пеликаны, много рыбы Полезные ископаемые Медь, золото, камень Занятия жителей Строительство каналов, земледелие, скотоводство
Приложение 3.Хвалебные песни египтян Нилу Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства по его воле. Вопрос: Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?
Древнегреческий историк Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян. Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа жизни его населения.
На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила были густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян.
В IV тысячелетии до н.э. в Египте образовалось около 40 небольших царств. Каждый из них представлял собой город с окрестными селениями, полями. Стоявший во главе такой области правитель распоряжался земледельческими работами, а также военным делом и религиозным культом. Эти царства постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.
В конце концов в долине Нила образуются два значительных государства – Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере).
* Северное царство Южное царство
* Северное царство Южное царство
* Северное царство Южное царство
* ФАРАОН ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕГО ЕГИПТА МЕМФИС
3100 г. до н. э. Объединение Египта
Покажите на карте: Верхний Египет; Нижний Египет; дельту Нила.
Покажите территорию единого государства в Египте. Назовите и покажите первую столицу Египта.
Домашнее задание: Прочитать § 6, ответить на вопросы. Оформи контурную карту «Древний Египет» Стр. 20 – 21, зад.1-5
Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc
Приложение 1.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор-(жил в 1 в до н. э.) греческий историк, родился в городе Агирия на острове Сицилия(поэтому его называют Сицилийским), в течение 30 лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах(до нас дошло 14)
30.Египет простирается с Севера на Юг. С Запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…только кое где можно встретить оазисы-островки зелени в пустыне. Из частей же страны, обращённых к Востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31…Четвёртая сторона омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани. Итак, Египет укреплён самой природой.
34.Дельта разделяется множеством каналов сделанных людьми, и является самой красивой местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Нил течёт тихо и разливаясь увлекает за собой много земли, поэтому в низинах образуются плодородные места. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом
Вопросы к документу:
1.Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский.почему его так называют?
2.Где находится Египет?
3.Чем защищён Египет с Запада?
4.Чем защищена восточная часть страны?
5.Каким морем омывается северная часть страны?
6.Какой рельеф имеет страна?
8. О какой реке идёт речь в документе?
9.Что такое дельта реки?
10.Что ежегодно происходит с рекой?
11.Какие занятия существовали у жителей Египта?
12.Кто управлял Египтом?
Приложение 3.Хвалебные песни египтян Нилу
Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства по его воле.
Выбранный для просмотра документ Приложение 1мой экземпляр.doc
Приложение 1.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор-(жил в 1 в до н. э.) греческий историк, родился в городе Агирия на острове Сицилия(поэтому его называют Сицилийским), в течение 30 лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах(до нас дошло 14)
30.Египет простирается с Севера на Юг. С Запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…только кое где можно встретить оазисы-островки зелени в пустыне. Из частей же страны, обращённых к Востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31…Четвёртая сторона омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани. Итак, Египет укреплён самой природой.
34.Дельта разделяется множеством каналов сделанных людьми, и является самой красивой местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Нил течёт тихо и разливаясь увлекает за собой много земли, поэтому в низинах образуются плодородные места. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом
Вопросы к документу:
1.Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский.почему его так называют?
2.Где находится Египет?
3.Чем защищён Египет с Запада?
4.Чем защищена восточная часть страны?
5.Каким морем омывается северная часть страны?
6.Какой рельеф имеет страна?
8. О какой реке идёт речь в документе?
9.Что такое дельта реки?
10.Что ежегодно происходит с рекой?
11.Какие занятия существовали у жителей Египта?
Урок- История Древнего мира. «Государство на берегах Нила» (5кл.)
ИСТОРИЯ 5кл. урок № ________ дата__________
Тема: Урок-путешествие «Государство на берегах Нила».
Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.
Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.
Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
2. Изучение новой темы. План.: 1.От первобытности к цивилизации. 2.Страна Египет. 3.Разливы Нила. 4.Объединение Египта.
1).Рассказ учителя и оформление кластера “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления . Запись в тетрадь
– Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу, где сейчас вы запишите вверху свою фамилию и имя. (лежат на столе).
Для того чтобы вернуться домой В КОНЦЕ урока вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнить задания на этой карточке. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом. И так, в путь!
2) Работа с настенной картой и показывает место нашего путешествия
Беседа с учениками
— Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
— Где на карте север, юг, запад, восток? ( Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
3) Работа с историческим источником (РАЗДАТЬ НА ПАРТЫ)-см. Приложение1.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
4) Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 «Древний Восток») + карта Древнего Египта (Приложение 2).
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтянемогли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
5)Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
«В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.
6) Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного – красную.
Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном. Фараон – повелитель всего Египта.
Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
Чтобы вернуться обратно домой, мы должны заполнить визу до конца.
В НАЧАЛЕ урока мы заполнили визу записав только свою фамилию и имя! А тперь вам необходимо ответить на вопросы, что сегодня вы узнали, путешествую по Древнему Египту.
Заполнение перфокарт учащимися (Приложение 3).
V . Домашнее задание §6, вопросы 1-3(устно) учебник Вигасина
Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Приложение 1. Работа с историческим источником
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
VISA VISA VISA VISA VISA VISA VISA
Урок-путешествие «Древний Египет»
Вопрос Ответ оценка
1. Египет находится в северо-восточной части этого материка.