Чем защищен вход в гортань
Чем защищен вход в гортань
Гортань занимает срединное положение в верхней части передней области шеи сразу ниже подъязычной кости. Гортань расположена на уровне IV—VI шейных позвонков.
Верхнюю границу, или вход в гортань, aditus laryngis, ограничивают спереди надгортанник, epiglottis, по бокам черпаловидно-надгортанные складки, plicae aryepiglotticae, и сзади — верхушки черпаловидных хрящей, apex cartilaginis arytenoideae.
Перстневидный хрящ гортани, cartilago cricoidea, образует нижнюю границу, или основание гортани, на котором расположены щитовидный и черпаловидные хрящи.
Внизу перстневидный хрящ гортани прочно связан с трахеей посредством перстнетрахеальной связки, lig. cricotracheale. Форма хряща близка к форме перстня диаметром около 2—3 см. Более узкая часть кольца, обращенная кпереди, образует дугу, arcus, которая расположена на уровне VI шейного позвонка и легко пальпируется. Его задняя часть, пластинка четырехугольной формы (lamina cartuaginis cricoideae), вместе с черпаловидными хрящами составляет заднюю стенку гортани.
Между перстневидным и щитовидным хрящами гортани натянута перстнещитовидная связка, lig. cricothyroideum. Ее боковые отделы прикрыты одноименными мышцами, а срединный отдел связки, свободный от мышц, имеет форму конуса. Раньше перстнещито-видную связку называли lig. conicum. Отсюда произошло название операции вскрытия гортани — коникотомия.
Щитовидный хрящ гортани, cartilago thyroidea, — самый большой хрящ гортани. Он образует переднебоковую стенку гортани. Хрящ состоит из двух пластинок, lam. thyroideae, которые впереди соединяются почти под прямым углом. Выступающую вверху часть, prominentia laryngea, называют кадыком, или адамовым яблоком. Выступ гортани сильно выдается вперед у мужчин и малозаметен у женщин и детей. В передней части хряща имеется верхняя щитовидная вырезка, incisura thyroidea superior, хорошо определяемая пальпаторно.
Щитовидный хрящ прочно связан с подъязычной костью щитоподъязычной мембраной, membrana thyrohyoidea, прикрытой одноименными мышцами. Эта мембрана прикрепляется к верхнему краю подъязычной кости сзади таким образом, что между ней и костью остается промежуток, нередко занятый слизистой сумкой, bursa retrohyoidea. Сумка может быть местом образования срединной кисты шеи, а при ее нагноении — флегмоны шеи.
Надгортанник гортани, epiglottiis, по форме напоминает язык собаки или листок; вверху он широк, внизу сужен в виде стебелька или ножки, прикрепленной к внутренней поверхности верхнего края щитовидного хряща. Надгортанник состоит из эластического хряща; он более мягкий, чем другие хрящи гортани. Его передняя поверхность (fades lingualis) обращена к языку, задняя (fades laryngea) — в полость гортани.
Кроме названных трех непарных хрящей гортани, в состав гортани входят три парных хряща гортани — черпаловидные, рожковидные [Santorini] и клиновидные [Morgagni—Wrisberg].
Чем защищен вход в гортань
Гортань имеет форму трубы, которая снизу соединена с трахеей, а сверху прикреплена с помощью мощных связок к подъязычной кости, находящейся под нижней челюстью.
Скелет гортани состоит из следующих хрящей: щитовидного, перстневидного, надгортанника, двух черпаловидных. Все перечисленные хрящи связанные между собой суставами, за исключением надгортанника, который имеет только связочное прикрепление. Межхрящевые суставы обеспечивают значительную подвижность хрящей, что является необходимым условием правильной функции гортани.
В суставах могут возникать различного рода болезненные процессы, например, ревматическое воспаление, следствием чего может явиться анкилоз суставов, что приводит к нарушению подвижности хрящей и к голосовым расстройствам.
Чаще всего болезненным процессам подвергаются суставные соединения между перстневидным и черпаловидными хрящами.
Среди хрящей гортани более подробного описания требует надгортанник (epiglottis). Он имеет форму продолговатого листа, стебель которого прикреплен по середине к внутренней поверхности щитовидного хряща, немного выше места прикрепления голосовых связок. Форма надгортанника изменяется в период всей жизни человека. У ребенка он мал и свернут, в период полового созревания он увеличивается в размерах и развертывается.
Малый, свернутый надгортанник у взрослых является признаком задержки в развитии гортани вследствие нарушений функции желез внутренней секреции и прежде всего половых желез. В большинстве случаев гортань при этом маленькая, голосовые связки — тонкие и короткие. Острые и хронические заболевания гортани в таких случаях имеют характерное течение. Период болезни удлиняется и выздоровление наступает очень медленно.
При оценке трудоспособности следует принимать во внимание, что лица с маленькой детской гортанью не могут работать там, где требуется постоянно напрягать голос; так, например, им противопоказаны профессии певца, актёра, чтеца-декламатора, лектора, офицера и т.д.
Во время голосообразования надгортанник поднимается кверху, вследствие чего вход в гортань открывается; при глотании надгортанник наклоняется кзади и книзу, закрывая вход в гортань, и пищевой комок проскальзывает в пищевод, лежащий позади гортани. Движения корня языка и надгортанника тесно связаны между собой. Движение языка вперёд влечет за собой выпрямление надгортанника, при таком его положении вход в гортань открывается. Перемещенный слишком далеко назад язык сдавливает надгортанник, который закрывает вход в гортань. Таким образом, от положения языка в значительной степени зависит положение надгортанника.
В просвете гортани находятся истинные и ложные голосовые связки. Истинные голосовые связки натянуты в передне-заднем направлении между щитовидным и черпаловидными хрящами. Спереди места прикрепления правой и левой связки находятся очень близко друг от друга на внутренней поверхности щитовидного хряща, несколько ниже места прикрепления надгортанника. Сзади они прикрепляются к голосовым отросткам правого и левого черпаловидных хрящей.
Благодаря вращательным движениям черпаловидных хрящей голосовые связки могут принять сагиттальное направление или переместиться в сторону. Пространство, находящееся между истинными голосовыми связками, носит название голосовой щели (rima glottidis). При сближении голосовых связок голосовая щель закрывается (фонаторная позиция); при боковом положении голосовых связок голосовая щель открыта (во время вдоха и выдоха). Параллельно истинным голосовым связкам лежат складки, представляющие собой дубликатуру слизистой оболочки. Эти складки носят название ложных голосовых связок или складок гортани.
Эпиглоттит
Гортань представляет собой каркас из хрящей, мышц и слизистой оболочки, которые формируют вход в трахею. Надгортанник представляет собою подвижный хрящ в виде лепестка, который играет роль клапана между трахеей и глоткой. Он предупреждает попадание пищи в трахею. В момент глотания надгортанник закрывает просвет в трахею и пища попадает в пищевод. Поэтому мы не можем дышать и глотать одновременно. Когда мы не едим или не пьем надгортанник слегка приподнят, открывая проход в трахею. В случае отека надгортанника в результате воспаления или травмы вход в трахею сужается и даже может полностью закрыться. Надгортанник – это один из хрящей гортани в виде лепестка, который прикрывает вход в трахею.
Острый эпиглоттит встречается в основном у детей 2- 4 лет, но болеют им и более старшие дети, и взрослые. После введения в 1985 г. иммунизации против Haemophilus influenzae типа В он встречается реже.
Что провоцирует / Причины Эпиглоттита:
Наиболее частой причиной воспаления надгортанника является бактерия гемофилус инфлюэнце (Haemophilus influenzae), тип b. Этот вид бактерии также вызывает пневмонию и менингит. Данный микроб может попасть в дыхательные пути воздушно-капельным путем. Кроме того, гемофилус инфлюэнце может «дремать» в носовой полости до тех пор, пока неблагоприятные условия не послужат толчком для развития.
Кроме указанной бактерии к возбудителям эпиглоттита относятся также:
— Пневмококк, наиболее частый возбудитель менингита.
— Стрептококки группы А, В и С.
— Дрожжеподобный грибок кандида, возбудитель молочницы.
— Варицелла зостер – возбудитель ветряной оспы.
Эпиглоттит может возникнуть вследствие прямой травмы. Кроме того, эпиглоттит возникает вследствие ожога дыхательных путей или при употреблении очень горячих жидкостей.
В 20 веке большинство случаев эпиглоттита встречалось у детей, особенно в возрасте от 2 до 7 лет. Однако вследствие повсеместной иммунизации детей, которая началась в 1985 году, число случаев эпиглоттита у детей резко снизилось. В настоящее время случай эпиглоттита встречается у одного взрослого на 100 тысяч ежегодно. У детей еще меньше.
На протяжении всего 20-ого столетия, эпиглоттит был обычной болезнью у детей особенно в возрасте от 2 до 7 лет и реже у взрослых. Но с того момента, как начали делать младенческие вакцинации в 1985, число детей с эпиглоттитом сильно понизилось. Сегодня эта болезнь встречается один раз на 100 000 взрослых и ещё реже у детей.
К возможным факторам риска эпиглоттита относятся:
— Пол. Эпиглоттит затрагивает больше мужчин чем женщин.
— Расовая принадлежность. Люди с тёмной кожей более подвержены заражению, нежели люди с белой кожей. Различные возможности медицинского обслуживания, включая вакцинации в детстве, которые не всегда доступны в менее богатых слоях населения.
— Фактор переполненных городов. Бактерии распространяются быстро, когда люди находятся в тесном контакте. Инфекции очень быстро распространяются в детских садах и яслях, но они также распространяются быстро и в школах, в офисах и в пределах домашних хозяйств.
— Слабая иммунная система. Если ваша иммунная система была ослаблена болезнью или лечением, Вы более склонны к восприятию вирусов и бактерий, которые могут вызвать эпиглоттит.
Патогенез (что происходит?) во время Эпиглоттита:
Симптомы Эпиглоттита:
Эпиглоттиту иногда предшествует инфекция верхних дыхательных путей. Заболевание может быстро прогрессировать и в течение 2-5 ч полностью заблокировать дыхательные пути в результате воспаления и отекания надгортанника. Основные симптомы эпиглоттита: высокая температура, шумное со свистом дыхание, воспаленное горло, раздражительность, беспокойство, изнеможение; затрудненное глотание. Чтобы облегчить свое состояние, ребенок вытягивает шею, садится и наклоняется вперед с открытым ртом и высунутым языком; ноздри при попытке сделать вдох раздуваются.
В случае воспаления надгортанника, вызванного бактерией гемофилус инфлюэнце отмечается лихорадка и сильная боль в горле.
К другим симптомам эпиглоттита относятся:
— Слюнотечение.
— Приглушенный голос.
— Затрудненное дыхание.
— Синюшность губ (признак нехватки кислорода).
Различают отечную, инфильтративную и абсцедирующую формы эпиглоттита.
Для отечной формы характерны сильная боль при глотании, интоксикация, болезненность при пальпации шеи, повышение температуры тела до 37-39° С, яркая диффузная гиперемия слизистой оболочки надгортанника. Нижележащие отделы гортани без патологических изменений. В крови обычно определяется лейкоцитоз, повышение СОЭ.
При инфильтративной и абсцедирующей формах острого эпиглоттита наблюдается тяжелое общее состояние больного, быстро или медленно развивающаяся симптоматика, повышение температуры до 38-39° С, нестерпимая боль в горле, ощущение нехватки воздуха, болезненные гримасы. Язык обложен грязно-серым налетом, надгортанник утолщен и гиперемирован, наблюдается стекловидный отек, распространяющийся на грушевидные синусы и черпалонадгортанные складки. При абсцедирующем остром эпиглоттите виден гной, просвечивающий через отечную слизистую оболочку, другие отделы гортани необозримы. Выражена инспираторная одышка.
При остром эпиглоттите наряду с экссудативным компонентом воспаления довольно быстро развивается хондроперихондрит надгортанника.
Осложнения
Если эпиглоттит оставить без лечения, то может развиться непроходимость дыхательных путей. Это в свою очередь приведет к нехватке кислорода, потере сознания, судорогам и смерти в течение нескольких часов. Менее чем в 10% случаев эпиглоттит приводит к воспалению легких (пневмония), опуханию лимфатических узлов на шее, перикардиту (воспалению сердечной сумки) и выпотному плевриту (накоплению жидокости в плевральной полости).
Диагностика Эпиглоттита:
Если врач видит ребенка, который сидит, вытянув вперед голову, открыв рот и высунув язык, он сразу заподозрит, что у ребенка эпиглоттит. Даже врачу будет затруднительно осмотреть горло ребенка, чтобы выяснить, действительно ли имеет место отек надгортанника, так как само исследование может блокировать дыхательные пути больного. Часто в этой ситуации требуется сделать рентгеновский снимок горла, чтобы выяснить степень распространенности отека.
На рентгенограмме шеи в боковой проекции бывает виден увеличенный надгортанник (симптом большого пальца). Однако отсутствие этого признака не исключает эпиглоттита, а проведение рентгенографии может привести к задержке мероприятий по обеспечению проходимости дыхательных путей. Нельзя пытаться осмотреть глотку, оттесняя язык вниз шпателем. Это может вызвать рефлекторный ларингоспазм и обструкцию дыхательных путей. Осмотр надгортанника проводят с помощью фиброларингоскопа в операционной, куда ребенка доставляют в сидячем положении и где приготовлено все необходимое для интубации трахеи.
У взрослых при подозрении на эпиглоттит надгортанник тоже осматривают с помощью фиброларингоскопа, имея в распоряжении все необходимое для интубации трахеи. Больных госпитализируют в отделение реанимации и назначают им антибиотики, активные в отношении Haemophilus influenzae. Этот возбудитель при остром эпиглоттите высевается из крови почти у всех детей, а также у всех взрослых, у которых обнаруживается бактериемия (25%). Из глотки у взрослых больных выделяют также Haemophilus раrаinfluenzae, Streptococcus pneumoniae, Streptococcus pyogenes, изредка Staphylococcus aureus. Однако неясно, соответствует ли микрофлора глотки микрофлоре надгортанника.
При остром эпиглоттите осмотр горла обнаруживает, что надгортанник увеличился в размерах, распух и имеет ярко-красный цвет. Осмотр следует предварять латеральным рентгенологическим исследованием. Во время осмотра горла рядом должен находиться опытный специалист (например, анестезиолог), который в случае необходимости сможет вставить трубку, для того чтобы создать искусственный проход для воздуха.
Лечение Эпиглоттита:
Эпиглоттит всегда требует неотложной помощи. Его нельзя лечить дома простыми, доступными каждому средствами.
Неотложная помощь, проводимая в условиях отделения интенсивной терапии, заключается в первую очередь в введении под наркозом в дыхательные пути ребенка пластиковой трубки, чтобы обеспечить свободное дыхание. Делается рентгеновский снимок, чтобы убедиться, что именно надгортанник блокирует дыхательные пути.
Внутривенно ребенку вводят антибиотики, чтобы уничтожить бактерии, вызвавшие эпиглоттит. Также в вену вливают жидкости и питательные вещества, чтобы не развилось обезвоживание и истощение. Ребенок находится в помещении со специально увлажненной атмосферой, чтобы предотвратить высыхание дыхательных путей. Сердечная недостаточность и дыхание мониторируются.
Пребывание в больнице обычно ограничивается 5-7 днями, антибиотики больной получает в течение 7-10 дней.
Неотложная помощь. Воспаление надгортанника может стать фатальным, если вовремя не оказать экстренную помощь. Позвоните своему педиатру или, если дело не терпит отлагательства, вызовите «скорую помощь» или немедленно везите ребенка в больницу неотложной помощи. Поводом для проведения таких неотложных мероприятий должно быть следующее: ребенок просыпается днем или ночью, заговаривается, пытается сесть или постоянно просится на руки, вытягивает головку вперед, рот его все время открыт, язык высунут, ребенок судорожно хватает ртом воздух, нарастает одышка; появляется затруднение при глотании; температура тела поднимается до 39-40° С, ребенок жалуется на сильную боль в горле. Вся эта симптоматика возникает внезапно, обрушиваясь, словно снег на голову. Как правило, до этого никаких признаков недомогания у ребенка не бывает.
Во-первых, успокойтесь сами и попытайтесь успокоить ребенка. Спокойные родители могут многое сделать, чтобы облегчить состояние ребенка и уменьшить его страх. Никогда не пытайтесь в этой ситуации придавить книзу язык больного ребенка, не старайтесь рассмотреть, что творится у него в горле, и не заставляйте ребенка изменять положение головы. Подобные действия могут мгновенно закупорить дыхательные пути больного. Если вы едете в машине, откройте окно и посадите ребенка так, чтобы он мог спокойно дышать. Не включайте печку. Спокойно повторяйте ребенку: «Дыши медленно и ровно».
Профилактика Эпиглоттита:
К каким докторам следует обращаться если у Вас Эпиглоттит:
Тесты по теме «Дыхательная система»
Вариант 1. Дыхательная система (8кл).
Часть 1 . Выберите один правильный ответ.
1.Дыхание человека – это процесс
1) получения энергии из органических соединений при участии кислорода
2) поглощения энергии при синтезе органических соединений
3) образования кислорода в ходе химических реакций
4) одновременного синтеза и распада органических соединений
2.Одной из функций носовой полости является
1) обогащение крови кислородом 2) задержка микроорганизмов
3) рефлекторный кашель 4) осушение воздуха
3.Вход в гортань защищен: 1)черпаловидным хрящом 2)голосовыми связками
3)надгортанником 4)щитовидным хрящом
4.Дыхательная поверхность легких образована
1) бронхами 2) бронхиолами 3) ресничками 4) альвеолами
5.В выдыхаемом воздухе концентрация углекислого газа составляет:
1) 4% 2) 16% 3) 35% 4) 78%
6.Жизненная емкость легких – это
1) количество вдыхаемого воздуха в состоянии покоя
2) количество выдыхаемого воздуха в состоянии покоя
3) максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха
4) количество выдыхаемого воздуха после физической нагрузки
7.Кислород поступает в альвеолы, а из них в кровь путем
1)диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией
2)диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией
3)диффузии из тканей организма 4)гормональной регуляции
8.Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости, приведет к
1)торможению дыхательного центра 2)ограничению движения легких
3)избытку кислорода в крови 4)избыточной подвижности легких
9. При большой физической нагрузке у НЕтренированного человека:
1)значительно увеличивается частота дыхания
2)значительно увеличивается глубина дыхания
3)несколько увеличивается и частота, и глубина дыхания
4)резко увеличивается концентрация кислорода в крови
10.Хрящевые полукольца составляют основу
1) пищевода 2) гортани 3) трахеи 4) мелких бронхов
11. Как называется группа мероприятий, направленных на вывод человека из
состояния клинической смерти?
1) адаптация 2) реанимация 3) флюорография 4) электрошок
1) после остановки сердца 2) после прекращения дыхания
3) после гибели мозга 4) после исчезновения пульса
В1. Установите соответствие между процессами, происходящими на вдохе и выдохе.
А) межрёберные мышцы расслабляются
Б) рёбра поднимаются
В) объём грудной полости увеличивается
Г) диафрагма поднимается
Д) лёгкие расширяются
Е) воздух выталкивается из лёгких
В2 . Выберите (три) цифры, обозначающие правильный ответ:
1) кислород необходим для получения энергии
2) для окисления органических веществ необходим углекислый газ
3) при окислении органических веществ выделяется кислород
4) артериальная кровь насыщена углекислым газом
5) в организме нет запасов кислорода
6) в лёгких кровь освобождается от углекислого газа
С1. Что помогает распознать туберкулез и рак легких на ранней стадии?
С2. Используя знания анатомии и физиологии, объясните следующее гигиеническое правило: при кашле и чихании следует закрывать рот и нос платком.
Вариант 2. Дыхательная система (8кл).
Часть 1 . Выберите один правильный ответ.
1.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется
1) тканевым дыханием 2) легочным дыханием
3) транспортом газов 4) обменом веществ
2.Частота колебания голосовых связок зависит от
1) скорости речи 2) силы звука 3) высоты звука 4) их длины
3.При задержке дыхания вдох у человека следует сразу з а
1) сокращением наружных межреберных мышц
2) торможением дыхательного центра
3) повышением в крови концентрации углекислого газа
4) изменением концентрации кислорода в крови
4.Основой гортани являются
1) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами
2) разнообразные по форме хрящи
3) эпителиальные клетки, образующие множество слоев
5.Диффузия газов происходит в
1) альвеолах 2) слизистой носа 3) стенке бронхов 4) стенки трахеи
6.Многократное анатомическое ветвление имеет орган дых ания
1) носоглотка 2) бронхи 3) трахея 4) гортань
7.Выдох у человека происходит в результате
1)сокращения диафрагмы 2)сокращения наружных межреберных мышц
3)расслабления диафрагмы 4)увеличения объема грудной полости
8.В ходе гуморальной регуляции дыхания на дыхательный центр оказывает
воздействие изменение концентрации:
1)азота 2)кислорода 3)углекислого газа 4)минеральных солей
9.Увлажнение поступающего в организм человека воздуха начинается в
1) трахеи 2) бронхах 3) гортани 4) носовой полости
10.Дыхательный центр расположен в отделе мозга
1)спинном 2)продолговатом 3)промежуточном 4)среднем
11.Что является первым признаком восстановления работы сердца при клинической
смерти? 1)возобновление дыхания 2)реакция зрачка на свет
3)появление пульса 4)покраснение кожных покровов
12.Как называется путь передачи заболеваний через капельки слюны и слизи,
1)бытовой 2)воздушно-капельный 3)половой 4)желудочно-кишечный
В1. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности и участвующей в нём
системой органов человека.
А) согревание воздуха
Б) поступление воздуха в лёгкие
В) поступление кислорода в клетки тела
Г) транспорт углекислого газа от клеток к лёгким
Д) удаление углекислого газа из лёгких в окружающую среду
Е) диффузия кислорода из альвеол в капилляры
В2. Выберите (три) цифры, обозначающие правильный ответ:
1) в артериальной крови содержание кислорода ниже, чем в клетка тканей
2) в состав лёгких входит мышечная ткань
3) диафрагма разделяет грудную и брюшную полости
4) благодаря стимуляции дыхательного центра совершается вдох
5) кашель является защитным рефлексом
6) работа дыхательного центра регулируется только гуморально
С1. Что является возбудителем туберкулеза?
С2. Чем опасно для дыхания глотание крупных кусков пищи?
Вариант 3. Дыхательная система (8кл).
Часть 1 . Выберите один правильный ответ.
1.Дыхание человека – это процесс
1) газообмен в легких
2) процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа
3) процесс окисления органических веществ с выделением химической энергии
4) совокупность процессов поглощения кислорода, выделения углекислого, окисления
органических веществ с выделением химической энергии
2.Носовая полость выстлана эпителием:
1)плоским 2)мерцательным 3)кубическим 4)цилиндрическим
3.Голосовые связки расположены в области:
1)носовой полости 2)носоглотке 3)гортани 4)трахее
4.При вдохе воздух из гортани поступает в:
1)носоглотку 2)трахею 3)бронхи 4)лёгкие
5.Альвеолы – это элемент строения:
1)гортани 2)трахеи 3)главных бронхов 4)лёгких
6.Во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе практически одинакова концентрация
1)азота 2)кислорода 3)углекислого газа 4)водяного пара
7.Дыхательный центр, регулирующий непроизвольное дыхание, расположен в:
1)спинном мозге 2)продолговатом мозге 3)мозжечке 4)коре больших полушарий
8.Увеличение объема легких при вдохе обеспечивается
1)наличием легочной плевры 2)сокращением диафрагмы и межреберных мышц
3)работой скелетных мышц 4)увеличением жизненной емкости легких
9.Жизненная емкость легких – это
1)наибольший объём воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха
2)объём воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного вдоха
3)объём воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного выдоха
4)объём воздуха, остающийся в лёгких после максимального выдоха
10.При большой физической нагрузке у тренированного человека:
1)значительно увеличивается частота дыхания
2)значительно увеличивается глубина дыхания
3)несколько увеличивается и частота, и глубина дыхания
4)резко увеличивается концентрация кислорода в крови
1)длительной потери сознания 2)обморока 3)прекращения дыхания 4)гибели мозга
12.Что способствует полноценному дыханию?
1)развитие лицевых мышц 2)развитие мышц шейного отдела
3)развитие мышц брюшной полости 4)развитие мышц плечевого пояса
В1. Установите соответствие между процессами, происходящими на вдохе и выдохе.
А) межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма опускается
В) рёбра опускаются
Г) объём грудной полости уменьшается
Д) воздух поступает в лёгкие
Е) лёгкие сжимаются
В2. Выберите (три) цифры, обозначающие правильный ответ:
1) в организме энергия вырабатывается при окислении органических веществ
2) для окисления органических веществ необходим кислород
3) в организме имеются значительные запасы кислорода
4) при окислении органических веществ выделяются углекислый газ и вода
5) в лёгких кровь насыщается углекислым газом
6) в лёгких кровь освобождается от кислорода
С2. В чём осуществляется связь дыхательной и кровеносной систем?
Вариант 4. Дыхательная система (8кл).
Часть 1 . Выберите один правильный ответ.
1. Дыхательная система участвует в:
1) обмене газов между организмом и внешней средой
2) увлажнении вдыхаемого воздуха и очищении его от пыли и болезнетворных
3) изменении температуры вдыхаемого воздуха
2.Лёгкие состоят из ткани:
1)эпителиальной 2) мышечной 3)соединительной 4)хрящевой
3.Щитовидный хрящ входит в состав:
1)носоглотки 2)гортани 3)трахеи 4)главных бронхов
4.В выдыхаемом воздухе концентрация кислорода составляет:
5.Произвольная регуляция дыхания осуществляется центром, расположенным в:
1)спинном мозге 2)продолговатом мозге 3)мозжечке 4)коре больших полушарий
6. В ходе гуморальной регуляции дыхания на рецепторы стенок артерий происходит
воздействие: 1)азота 2)кислорода 3)углекислого газа 4)минеральных солей
7.Остаточный объём воздуха – то
1)наибольший объём воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха
2)объём воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного вдоха
3)объём воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного выдоха
4)объём воздуха, остающийся в лёгких после максимального выдоха
8. Причиной тканевого газообмена служит
1) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях
2) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях
3) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в
4) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости
1)потере сознания 2)обмороке 3)остановке сердца 4)гибели мозга
10.Что необходимо сделать пострадавшему при остановке сердца?
1) искусственное дыхание 2) непрямой массаж
3) переливание крови 4) электрокардиограмму
11. Что необходимо сделать в первую очередь при оказании помощи человеку,
извлеченному из-под завала?
1)обработать раны, наложить жгуты и шины 2)сделать искусственное дыхание
3)очистить от грязи верхние дыхательные пути 4)сделать непрямой массаж сердца
12. Как называется рентгеновское изображение грудной клетки, снятое на
фотопленку? 1)электрокардиограмма 2)флюорограмма
Часть 2. В1. Установите соответствие между функциями воздухоносных путей и особенностями их строения.
Функции воздухоносных путей
А) беспрепятственное проведение воздуха
Б) согревание воздуха
В) очистка от механических частиц
Д) увлажнение воздуха
Е) уменьшает трение при дыхании
1) мерцательный эпителий
3) кровеносные капилляры
5) голосовые связки в гортани
6) плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью
В2. Выберите (три) цифры, обозначающие правильный ответ:
1) в артериальной крови содержание кислорода выше, чем в клетках тканей
2) гемоглобин транспортирует питательные вещества к лёгким
3) гемоглобин транспортирует кислород от лёгких к тканям
4) благодаря стимуляции дыхательного центра совершается выдох
5) чихание является защитным рефлексом
6) при выдохе диафрагма опускается
С1. Какое обобщенное название имеют поражения молнией и электрическим током?
С2. Почему дыхательные поверхности должны быть влажными?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест «Ткани и органы животных»
Конспект урока «Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.»
Конспект «Шпаргалка по биологии для подготовки к ВПР в 5-6 классах
Контрольная работа №1 по теме «Признаки живых организмов»
ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Конспект и задания для подготовки к ОГЭ по биоологии «Грибы, лишайники, бактерии»
Краткий конспект «Подготовка к ОГЭ по биологии по теме «Клеточное строение»
Рабочая программа по биологии 5 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424571 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.