Чем завершить литературный аргумент
Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ по русскому языку оценивается по целому ряду параметров, и большое количество баллов ученику приносит критерий К4: Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3 балла из максимально возможных 22). Естественно, собственное мнение ученика о проблеме, независимо от того, согласен он с автором или нет, должно быть подкреплено доказательствами. Ими служат два приводимых в тексте сочинения аргумента (может быть и больше, но третий и последующий не оцениваются). Как подбирать литературные аргументы ЕГЭ? Об этом — наша статья.
Ученики, нацеленные на высшее образование в престижных вузах, знают о необходимости получения высоких баллов по обязательным предметам. Как известно, это невозможно без выполнения задания типа С — задания открытого типа с развернутым ответом. Цифры говорят здесь сами за себя: максимальная сумма за выполнение заданий высокого уровня сложности составляет треть от общего количества баллов (20 баллов из возможных 60).
Задания типа С в ЕГЭ по русскому языку представляют собой сочинение-рассуждение по данному для анализа тексту. Этот вид заданий должен не только выявить фактические знания учащихся, но и продемонстрировать их творческие, аналитические способности, качества ума и интеллектуальный уровень, показать багаж знаний, начитанность, широту кругозора и гражданскую позицию экзаменуемого.
В практическом плане часть С проверяет уровень коммуникативных умений и навыков:
Источниками обоснования собственного мнения (аргументами) могут быть:
Естественные доказательства — показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. К таким аргументам относят ссылку на общезначимый опыт, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы.
Логические доказательства (доводы «к логосу» или доводы к размышлению) — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
Чувственные аргументы (аргументами к пафосу), призванные вызвать определенные эмоции, создать нужное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.
Использование примеров из художественной литературы как вид аргументации собственного мнения стоит особняком среди других, поскольку, во-первых, позволяет получить максимальный балл по данному критерию, а во-вторых, несмотря на это, довольно редко встречается в работах выпускников.
Для литературной аргументации ЕГЭ привлекается читательский опыт экзаменуемого, в который могут входить:
К сожалению, у сегодняшних выпускников школ часто отсутствует достаточный культурный и литературный кругозор, а мотивация к познавательной деятельности очень низка. Школьники часто избегают использования своего читательского опыта, опасаясь допустить фактическую ошибку либо вовсе не находя в своем литературном багаже подходящих примеров.
Для большинства педагогов очевидно, что практика заучивания возможных тем сочинений и списков возможных литературных аргументов к ним, как это предлагают многие сайты самоподготовки к ЕГЭ, является порочной и вредной. На наш взгляд, следует исходить из того, что ЕГЭ — это, в первую очередь, комплексный экзамен, созданный именно для того, чтобы выявить багаж знаний, накопленный за годы обучения, и умение им грамотно пользоваться, то есть рассуждать, анализировать, приходить к аргументированным выводам. Поэтому, если багаж этот, грубо говоря, пуст, то заучивание различных списков, даже при выдающихся интеллектуальных способностях экзаменуемого, приведет лишь к сумятице в мыслях и грубым фактическим ошибкам.
Перед учителем встает вопрос, каким же образом снабдить воспитанников необходимым арсеналом литературных аргументов для написания сочинения на ЕГЭ.
Прежде всего, педагог должен вести систематическую работу, контролируя прочтение произведений из обязательного списка литературы. Школьникам, начиная с 5-го класса, необходимо прививать навык составления читательского дневника и проводить различные контрольные мероприятия, чтобы закрепить владение фактическим материалом литературных произведений.
Кроме того, необходимо ознакомить обучающихся с предполагаемым списком проблем и тем, лежащих в основе текстов части С. Такой список достаточно просто составить на основе дидактических и методических материалов по подготовке к ЕГЭ предшествующих годов, подобные же материалы часто встречаются и на различных сайтах и форумах, посвященных ЕГЭ.
Список тем для подготовки к сочинению-рассуждению ЕГЭ
Материал с портала ЕГЭ.
На подобный список в дальнейшем педагогу необходимо опираться при обучении аргументации и пополнению аргументационной базы учащихся. В учительском арсенале немало методических разработок, направленных на формирование данного навыка. Вот лишь несколько из них:
Упражнение «Подбери пример»
Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:
Упражнение «Продолжи рассуждение»
Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.
Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ
Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.
Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика произведения
Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)
Позиция
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)
«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».
А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).
«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца»)
Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)
В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.
В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Действительно, для того чтобы научиться грамотно аргументировать собственное мнение, учащиеся должны иметь систему ценностных ориентиров, основанную на знании мировой истории, культуры и литературы. И создание такой системы в умах воспитанников — вот главная задача педагога, а успешное выполнение части С в ЕГЭ по русскому языку — это не более чем удачный «побочный эффект».
Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
ЕГЭ по русскому языку: литературный аргумент в задании С1
Русский язык. Литературный аргумент в задании С1
Выполняя задание С1, вы должны, назвав и прокомментировав одну из проблем, поставленных в предложенном тексте, сформулировать позицию автора, согласиться или не согласиться с ней – и обосновать свое мнение, приведя аргументы. Аргументы – дело тонкое! Давайте разберемся, каких доводов экзаменаторы от вас ждут – а к какой аргументации лучше не прибегать.
Предложенный вам текст будет связан с одним из восьми тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение». При проверке сочинение-рассуждение С1 оценивается по 12 критериям (подробно о них можно узнать в документации ФИПИ). Максимальный балл, который в целом можно получить за это задание, в 2011 году равен 23.
Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» – от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника оценивается 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов.
Больше двух аргументов приводить не имеет смысла. Дополнительных баллов они не принесут, поскольку эксперты их учитывать не будут (по условиям задания оцениваются только первые два аргумента).
Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора).
В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.
Баллы за литературный вкус
Что же такое литературный аргумент? Трактовка этого понятия в случае с ЕГЭ по русскому языку несколько отличается от широкого представления о литературе как о письменном авторском тексте.
Скажем, тексты таких популярных жанров, как авторская песня или авторская притча, будут оценены скорее всего одним баллом – как и фольклорные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.).
То же касается и примеров из современной массовой литературы – от Д. Донцовой до Б. Акунина. Хотя исследователи в области социологии чтения считают, что «результат» чтения не всегда напрямую связан с качеством текста и что к серьезным размышлениям можно прийти от чтива любого уровня, на литературные примеры в С1 это не распространяется.
Эксперты – люди разные, поэтому за апелляцию в сочинении к романам о Гарри Поттере вы можете получить как 2, так и 1 балл. Элемент субъективности в оценке неизбежен, и это надо иметь в виду.
Разработчики ЕГЭ исходят из предположения, что привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом является русская классика, а затем – западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются – но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).
Имейте в виду, что использование классики при аргументации насущных проблем требует осторожности. Иначе легко оказаться на месте автора следующей фразы: «К сожалению, в мире падает интерес к образованию. В современной литературе есть пример на эту тему – “Недоросль” Фонвизина».
Если вы не книгочеи
К сожалению, многие выпускники читают мало и даже то, что читают, быстро выбрасывают из головы как неактуальное. Что делать в таком случае?
Первый вариант – не приводить литературный пример, сосредоточившись на аргументах другого типа. Вовсе не обязательно делать ставку на литературу, если вы в ней не сильны. Дополнительный балл – приобретение невеликое, а потерять на некорректной аргументации можно больше (за ошибки по критериям «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале», «Соблюдение этических норм», «Соблюдение языковых норм» эксперты снимут до 4 баллов; об орфографии и пунктуации уж не говорю). В то же время высказывания ученых из интересующей вас области знания, известные вам статистические данные, законы природы, примеры из мира животных, пословицы и поговорки, интересные случаи из частной и общественной жизни могут быть удачными примерами, если они базируются на вашем твердом знании.
Второй вариант – заранее потратить некоторое время на изучение текстов, которые могут быть использованы для аргументации. Большинство педагогов рекомендуют в качестве опорных такие произведения, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Капитанская дочка» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, рассказы А. П. Чехова. Могут быть и другие варианты. Например, один из моих учеников успешно использовал в качестве базового источника аргументации «Собачье сердце» М. А. Булгакова: этот текст он знал досконально.
Изобретать ли велосипед
Особо хочу предостеречь вас от приписок. Достаточно банальный прием – попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать всё!» – думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Вот только никаких бонусов хитрость не приносит. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения.
Напротив, многие выпускники в поисках подходящей цитаты изучают сборники афоризмов. Это удачный ход – но лишь в том случае, если в книге указан первоисточник (как, например, в «Крылатых словах» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной или в «Словаре современных цитат» К. В. Душенко). Фраза «ниоткуда», даже употребленная к месту, принесет вам стандартный 1 балл.
Часто выпускники пытаются минимизировать усилия по работе с аргументами и обращаются к готовым подборкам, которые широко распространены в Сети. Это книга В. Н. Александрова и О. И. Александровой «Энциклопедия аргументов», электронный учебник О. В. Волковой и Я. В. Алексеевой «ЕГЭ по русскому языку – без ошибок», а также сводная таблица неизвестного автора «Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ». Подобные материалы могут быть неплохим подспорьем в подготовке к написанию сочинения, однако автоматически переписывать фразы из этих источников не следует. Хотите использовать пример – загляните в первоисточник и переформулируйте мысль своими словами.
Не повторяйте чужих ошибок
К сожалению, многие учащиеся пренебрегают правилом «Доверяй, но проверяй». В результате уже который год эксперты читают в сочинениях до боли знакомые фразы о том, как в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» «отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата», как в «Муму» И. С. Тургенева барыня «самодурно решает судьбы вверенных её судьбой людей», как жизнь Онегина «превратилась в безрадостное существование без слез, без жизни, без любви» и как в романе «Георгия Владимирова» «Генерал и его армия» «генерал Гудариан», сидя в Ясной Поляне в кабинете Толстого, размышляет над поступками героев «Войны и мира». Читают – и снижают ученику баллы по критерию «Соблюдение языковых норм» в первых двух случаях и по критерию «Соблюдение фактологической точности» – в третьем и четвертом (фраза «без слез, без жизни, без любви» совсем не из «Евгения Онегина»; фамилия автора романа «Генерал и его армия» – Владимов, а военачальника – Гудериан).
Итак, продумайте стратегию вашей аргументации. Чем лучше вы знаете материал, тем больше будет доверия к вашему мнению и тем более высокий балл вы получите.
Успехов на ЕГЭ!
Татьяна Воронцова,
кандидат филологических наук
Источник: Абитуриент
Как правильно приводить аргументы в сочинении?
ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ГВЭ, итоговое сочинение — все эти экзамены объединяет одна жестокая необходимость: нужно написать сочинение, основываясь на аргументах. Так часто бывает, что мы вроде бы понимаем тему, готовы о ней рассуждать, но примеры подобрать не можем или же ошибаемся в выборе таковых. За это снимают баллы, а то и вовсе ставят «незачет». Порой именно от аргументации зависит оценка всей работы, и даже умные ребята становятся жертвами неумения обосновать свою позицию. Многомудрый Литрекон подскажет Вам, как правильно приводить аргументы в сочинении и написать на высший балл.
Формулировка своей позиции
Аргумент ─ это доказательство, приведённое в защиту или в опровержение того или иного мнения. В сочинении необходимо обозначить свою позицию по той или иной теме, приняв или не приняв мнение автора. Как правило, необходимо привести два аргумента в ее защиту, используя примеры из жизни, литературы или кино. Значит, чтобы правильно подобрать примеры, нужно, в первую очередь, верно и точно сформулировать свое мнение. Соответствие тезису — самый важный критерий оценки аргумента.
Конечно, недостаточно просто озвучить своё мнение: согласны или не согласны Вы с тем или иным тезисом. Даже если Ваш взгляд на проблему совпадает со взглядом автора, он должен быть чётко сформулирован в отдельном развёрнутом ответе. Пока Вы сами не поймете, что Вы думаете об этом, Вы не сформулируете нормальный тезис. Поэтому начать подбор аргументов следует именно с формулировки тезиса — предложения, которое обозначает Вашу позицию и которому будут соответствовать примеры.
Например, автор показывает ужасы войны, то, как она не щадит ни своих, ни чужих. Вот наш тезис:
Я полностью солидарен с автором и считаю, что война антигуманна по своей сути, и в ней нет победителя, потому что обе стороны несут катастрофические потери. Если речь идет об ОГЭ или ЕГЭ, первым аргументом может быть пример из жизни, а вторым ─ из книг.
Итак, что мы должны доказать? Этот вопрос нужно задать себе после формулировки тезиса. Вот с него мы и начнем следующий пункт.
Выбор материала для аргумента
Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников. Очевидно, что нужно не воспевать подвиги предков и оценивать роль солдата на войне. Нам нужно осудить войну и показать ее истинную (неприглядную и отталкивающую) сущность. Итак, какие примеры подойдут?
Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:
Еще один литературный пример можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни». Борьба изнуряет и духовно опускает личность, развращая ее попранием законов морали. Так, Андрей Гуськов устал от войны и просто ушел с передовой, бросив товарищей и подвергнув семью опасности. Почему? Он не был плохим изначально, он несколько лет упорно и честно сражался за Родину. Но война, в конце концов, сломала его характер. голод, холод, унижение, постоянные потери, снижение ценности жизни в глазах большинства — все эти факторы поспособствовали нравственному разложению героя. Он стал дезертиром и обрёк на гибель свою жену и ещё не родившегося ребёнка. Таковы разрушительные и фатальные последствия войны для отдельного человека.
В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения. Это и будет нашим выводом. Все логично, понятно и точно, как будто мы беседуем с друзьями и аргументируем свою позицию по интересующему нас вопросу.
Виды аргументов
Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?
Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики, литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь. В качестве психологического аргумента может быть использованы чувства и мысли самого абитуриента, обращение к общечеловеческим ценностям, религиозным догматам.
Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя. Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев. Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы. Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.
Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда. Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.
Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде. Но нельзя, например, огульно обвинять всех, кто читает жёлтую прессу и смотрит сериалы, в узком кругозоре и недостатке образования.
Структура идеального эссе
Чтобы Вам было легче сформулировать четкие и понятные аргументы, важно сохранить в сочинении логическую структуру. Лучше всего строить её следующим образом:
Оформление аргумента и правильная подача
Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
Самые распространённые ошибки
Чтобы оценить качество своих аргументов, проверьте, нет ли в сочинении этих ошибок:
Многомудрый Литрекон уверен, что теперь Вы знаете, как правильно подобрать аргумент для сочинения. Ни пуха, ни пера на экзамене!
Как приводить аргументы в сочинении 9.3 на ОГЭ по русскому языку?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.03.2020 · Обновлено 27.03.2020
Сочинение для любого экзамена, особенно по русскому языку, строго регламентировано и не предполагает творческих находок. Сделано это в том числе потому, что русский – обязательный предмет, и его сдают не только гуманитарии. А конкретная схема позволяет легче понять, что необходимо делать для получения хорошей оценки. Так, сочинение 9.3 основывается на определении какого-либо понятия, которое нужно проиллюстрировать примерами. Один из них обязательно нужно взять из текста, зато второй может быть и из литературы, и из жизни. И это значит, что без аргумента Вы не останетесь. Если ничего подобного в книгах Вы не читали, да и у вас не было схожих ситуаций, то нужные обстоятельства всегда можно придумать. Написать сочинение не так сложно, если четко следовать плану. А чтобы еще облегчить жизнь, можно использовать различные клише и шаблоны на сочинения 9.3.
Вступление
В нем Вам предстоит дать толкование предложенному понятию. Если Вы даже не представляете, как определить это слово, можно использовать прием аналогии (на что это похоже) или прием следствия (что из этого получается). Также можно как-то классифицировать понятие. Например:
«Любовь – это чувство душевного подъема, симпатии к другому человеку (на что похоже), желание сделать что-то приятное для человека (что из этого получается). Любовь может быть к парню или девушке, родителям, друзьям, Родине, природе (классификация)».
Главное клише этого абзаца: «”Определяемое слово” — это чувство/состояние души…»
Все определения понятий для сочинения 9.3 Вы найдете по ссылке.
Аргумент из текста
Здесь нужно написать, как это понятие проявляется в тексте:
Аргумент из литературы или жизни
Вначале нужно сделать переход к аргументу – снова напомнить о понятии, связав его с жизнью или с литературой:
Далее нужно описать ситуацию из жизни или из книги. Помните, что в литературных аргументах обязательно должны быть автор и название:
Аргументы для сочинения 9.3 Многомудрый Литрекон уже подготовил:
Здесь перечислены далеко не все подборки, поэтому Вам необходимо освоиться в рубрике «Банк аргументов», чтобы всегда иметь доступ к примерам.
Заключение
Тут нужно пересказать по-другому определение из первого абзаца, согласившись с тем, что оно именно такое, как Вы его определили первоначально. Вряд ли будет иначе, ведь на ОГЭ обычно нужно рассказывать о «вечных» ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, счастье:
Вот и все, сочинение 9.3, а с ним и ваши мучения, закончились. Теперь напишите еще 20 таких, и тогда на экзамене точно не попадете впросак. Помните, что в данном случае количество обязательно перейдет в качество.
Автор: Мария Копусова
Сочинение 9.3: Что такое жизненный опыт? (по тексту К.Г. Паустовского «Детство мое прошло в Киеве»)
Автор: Самый Зелёный · Published 14.01.2020
ОГЭ по русскому языку 2021: все о нем
Автор: Самый Зелёный · Published 21.02.2021
Подготовка к ОГЭ по русскому 2020: анализ всех заданий и разбор изменений
Автор: Самый Зелёный · Published 05.11.2019 · Last modified 22.01.2020