Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя
Основные итоги внутренней политики Александра I.
Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.
Причины неудач реформ:
1. боязнь царя государственного переворота;
2. отсутствие у императора опоры для реформ;
3. Невозможность реформирования страны при наличии самодержавия и крепостничества.
Важной причиной неудач реформ было то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять?Вдруг все не сделаешь, помощников нет.» Отсутствие людей – это, конечно, отговорка, если Петр Великий хотел проводить реформы, он проводил реформы, а не искал причины для оправдания неудач. Видимо, большого желания у Александра не было. Наверное, это произошло из-за того, что император хотел совместить несовместимые вещи: сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.
Несмотря на то, что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 6 (6) Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815–1825 гг.
Стр. 40. Вопрос в начале параграфа
Почему внутренняя политика Александра I была противоречива? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I?
Противоречивость внутренней политики Александра I объяснялась рядом причин. Во-первых, боязнь Александра разделить участь погибшего отца. Во-вторых, отсутствовала поддержка и опора в реализации замыслов. В-третьих, противоречивость общего замысла преобразований – сочетать несочетаемое. Немалую роль играли и личные качества императора – неустойчивость его настроения, двуличие, склонность к мистицизму. Отечественная война 1812 г. привела Александра I к необходимости тайной разработки реформ, так как общество было разделено на два лагеря – либерально настроенное дворянство и крестьянство, ожидавшее улучшение своего положения за весомый вклад в победу над Наполеоном, и консервативно настроенные слои дворянства. Либеральные реформы императора Александра готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Стр. 40. Вопрос к пункту 2
Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.
Польша перестала существовать в результате разделов Речи Посполитой в 1772, 1792 и 1795 году (фактически, полностью прекратило свое существование после третьего раздела в 1795 году).
Стр. 43. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?
Часть дворянства, мыслящая либерально, мечтала и вслух говорила о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на улучшение своего положения. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. Консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, они выступали против каких-либо изменений. Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете.
2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором?
Конституция закрепляла особый статус польских земель внутри Российской империи. Сохраняя подчинение Царства Польского российскому императору, она давала полякам широкие возможности для автономии и самоуправления. Великое княжество Финляндское, получившее широкую автономию, оставалась в рамках империи. Таким образом, конституция Царства Польского была самой прогрессивной мерой Александра I.
3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России?
Александр I полагал, что «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для нее конституции.
4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.?
5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815-1825 гг.
Внутренняя политика Александра I в период 1815–1825 гг. носила противоречивый характер. Император пытался сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию – с самодержавием, освобождение крестьян – с интересами большинства дворян. Но несмотря на не реализацию многих проектов реформ, все это готовило почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Стр. 44. Думаем, сравниваем, размышляем
1. В чём проявлялись колебания императора Александра I во внутренней политике? Какими причинами они были вызваны?
Это причины привели к попятной политике Александра I – он начал сворачивать свои реформаторские планы, а также стал издавать реакционные указы и законы: разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь, запрет крестьянам подавать жалобы на своих господ, усиление цензуры. Император запретил деятельность ордена иезуитов, осуществлявшего пропаганду католицизма в стране.
2. Проанализируйте внутреннюю политику Александра I на протяжении всего периода его правления в 1801-1825 гг. Что можно отнести к либеральным, а что – к консервативным тенденциям?
К либеральным тенденциям внутренней политики Александра I можно отнести указ о вольных хлебопашцах 1803 г., реформу системы образования, учреждение Государственного совета, дарование конституции Царству Польскому, предоставление широкой автономии Великому княжеству Финляндскому.
К консервативным тенденциям можно отнести запрет деятельности тайных организаций, усиление цензуры, гонения ордена иезуитов.
3. Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради).
Линии сравнения | Проект М.М. Сперанского | Проект Н.Н. Новосильцева |
---|---|---|
Форма правления | Ограниченное самодержавие | Конституционная монархия |
Принцип разделения властей | Законосовещательная, исполнительная и судебная власть | Законодательная власть |
Полномочия главы государства | Ограниченные | Ограниченные |
Крепостное право | Возможности для перехода во второе сословие («среднее состояние») из третьего (крепостные) | Отсутствовала возможность решения вопроса; крепостные не имели прав |
Гражданские и политические права | Гражданские права даровались всем, политические первым двум сословиям | Гражданские права давались всем «гражданам», в число которых не входили крепостные |
Судьба проекта | Не осуществлен | Не осуществлен |
4. Какими идеями руководствовался Александр I при подготовке польской конституции?
Александр I руководствовался либеральными идеями при подготовке конституции. Конституция давала полякам широкие возможности для автономии и самоуправления. Конституция позволяла полякам развиваться с учетом внутренних особенностей и воспитывать политическую культуру в рамках отсутствия независимости.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
§6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I?
1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество
Победив общими усилиями Наполеона и изгнав захватнические войска, страна ждала перемен. Этими чувствами были охвачены все слои населения.
Часть дворянства, мыслящая либерально, мечтала и вслух говорила о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на улучшение своего положения. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.
Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, они полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.
С учётом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.
2. Продолжение реформ
Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.
После войны по решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель, ранее находившихся во владении Пруссии. Так под властью Александра I оказались почти все территории бывшего польского государства. Они получили название Царство Польское. Польшей Александр I решил управлять по-особому, в 1815 г. даровав ей конституцию (подробнее суть этого документа рассмотрена на с. 45). Конституция закрепляла особый статус польских земель внутри Российской империи. Сохраняя подчинение Царства Польского российскому императору, она давала полякам широкие возможности для автономии и самоуправления. Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции.
Варшава. Гравюра XIX в.
Великое княжество Финляндское, вошедшее в состав России в 1809 г., также стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи.
Был проведён ряд реформ, коснувшихся положения крестьян в Прибалтике (подробнее о них см. с. 46). К реформам подталкивала также и сложная экономическая ситуация в стране: кризис, порождённый расходами на ведение войны и послевоенной разрухой городов и сёл.
3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева
Николай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, пользовался особым доверием царя. В начале царствования Александра он входил в число членов Негласного комитета, с 1813 г. служил на различных постах в Царстве Польском. Именно ему Александр поручил разработку конституционного проекта.
В 1820 г. Новосильцев подготовил проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Главным её пунктом было провозглашение суверенитета не народа (как было записано в большинстве конституций других стран), а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю.
Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.
Н. Н. Новосильцев
Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте…» под понятием «граждане» имелись в виду лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота…» предполагала федеративное устройство страны. Планировалось разделить страну на наместничества, в каждом из которых создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но всё же ограничена. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты…», но подписаны они так и не были.
4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.
Однако в то время как разрабатывались проекты реформ, Александр I стал замечать сопротивление реформам со стороны большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.
Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.
Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников.
Москва в сентябре 1812 г. Художник Д. Б. Кардовский
Какие последствия имело вступление в Москву французских войск в сентябре 1812 г.?
В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры. «Призывая к себе на помощь религию, — говорил Александр, — я приобрёл то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира».
В 1817 г. для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.
В интересах Русской православной церкви Александр I запретил деятельность ордена иезуитов, осуществлявшего пропаганду католицизма в стране. В 1820 г. иезуиты (несколько сотен человек) были высланы из России, имущество ордена конфисковано.
5. Итоги внутренней политики Александра I
Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Одной из причин стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян.
Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало умных, способных людей. Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе.
Другой важной причиной была противоречивость общего замысла преобразований — сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян.
Тот факт, что реформы разрабатывались секретно, облегчил отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всём этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, проявившаяся с годами склонность к мистицизму.
Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?
2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг.
1. В чём проявлялись колебания императора Александра I во внутренней политике? Какими причинами они были вызваны? 2. Проанализируйте внутреннюю политику Александра I на протяжении всего периода его правления в 1801—1825 гг. Что можно отнести к либеральным, а что — к консервативным тенденциям? 3. Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради). 4. Какими идеями руководствовался Александр I при подготовке польской конституции? Какое значение для развития польской государственности имело дарование конституции Александром I?
Презентация по истории России на тему «Либеральные и охранительные тенденции во внутреней политике Александра 1 в 1815-1825гг.»9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Опрос по домашнему заданию через «Крестики-Нолики» Тема: «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825гг.»
«Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825гг.», стр. 40 История России, 9 «А», «Б», параграф 6, стр. 40, МАОУ СОШ №57 г. Калининграда учитель истории и обществознания Занин М.А
План 1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество 2. Продолжение реформ 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева 4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. 5. Итоги внутренней политики Александра I
1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество, стр. 40 Страна ждала перемен: Часть дворянства говорила о будущей Конституции. Крестьяне надеялись на улучшение своего положения. Поляки ждали от царя послаблений в национальной политике. Но, консервативные слои дворянства полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Александр I, вынужден вести разработку реформ в строжайшем секрете.
2. Продолжение реформ, стр. 40-41 Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.
По решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель (Царство Польское). Польше Александр I в 1815 г. даровав конституцию (автономия и самоуправление). Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции. Великое княжество Финляндское (с 1809 г.в составе России) стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи.
3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева, стр. 41-42 Николай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, ему Александр поручил разработку конституционного проекта. Н. Н. Новосильцев
4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг., стр. 42-43 Александр видел сопротивление реформам со стороны большинства дворян. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.
Указы ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки»; крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников.
В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры.
п. 5. Итоги внутренней политики Александра I, стр. 43 Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы?
боязнь Александра разделить участь погибшего отца, не хватало умных, способных людей, сложно сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян, личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество? 2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Домашнее задание Параграф 6, устно вопросы стр. 43 стр. 44-48 читать, пересказ «Национальная политика Александра 1».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-871723
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.