Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

12 психологических терминов, значение которых ты должен знать

Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть картинку Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Картинка про Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.

1. Эмпатия

Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.

2. Прокрастинация

«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.

При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.

3. Фрустрация

Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.

Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.

4. Амбивалентность

Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.

5. Инсайт

Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.

Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть картинку Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Картинка про Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

6. Конформизм/нонконформизм

Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.

Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.

7. Катарсис

По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.

8. Ригидность

Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.

9. Ассертивность

В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».

10. Обсессия

Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.

11. Локус контроля

Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.

Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть картинку Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Картинка про Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

12. Интроспекция

Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.

Источник

Как помочь человеку на расстоянии: список фраз и слов, чтобы успокоить и поддержать (3 фото + 2 видео)

Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть картинку Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Картинка про Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

70 успокаивающих фраз, которые можно написать человеку

Как успокоить человека словами?

Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Смотреть картинку Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Картинка про Чем же объяснить это как не тем что искали слова для. Фото Чем же объяснить это как не тем что искали слова для

Найти подходящие слова поддержки не так уж и трудно. На интуитивном уровне мы примерно понимаем что нужно сказать и как отреагировать на реплики впавшего в уныние человека.

К сожалению, отсутствие близкого контакта осложняет дело. Если общение ведется по переписке, то нет возможности увидеть лицо собеседника, оценить интонацию его голоса и т. д.

Тем не менее, даже не видя человека, можно сказать правильные слова поддержки:

Просим подробно рассказать о том, что произошло. Идеально подойдет фраза: «Я ценю то, что ты обратился ко мне за помощью. К сожалению, я не знаю всех деталей твоей проблемы. Пожалуйста, расскажи, как и что произошло. Я готов тебя выслушать». Используя эти слова, мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, ненавязчиво предлагаем свою помощь. Во-вторых, даем понять, что человек нам не безразличен. В-третьих, узнаем причину плохого настроения собеседника;

Адекватно реагируем на возможный отрицательный ответ. Далеко не все люди готовы сразу открыться. Особенно если обида слишком серьезная и человеку даже стыдно сказать, как нехорошо с ним поступили. Еще одной причиной является нежелание слышать нравоучения. Собеседник может решить, что сейчас вы начнете давать рекомендации по поводу того, как следовало поступить в непростой ситуации. Именно поэтому человек может сказать что-то вроде: «У меня нет желания говорить об этом». Но не нужно обидчиво соглашаться с ним. Лучше написать следующее: «Я не могу оставить тебя в таком состоянии, так как переживаю. Я не намереваюсь тебя учить жизни. Ведь ты умный и рассудительный человек. Просто если ты выскажешься мне, то тебе станет лучше. Можешь не рассказывать какие-то моменты. Но все же мне хочется знать хотя бы в общих чертах, что же с тобой случилось»;

Даем осторожную оценку переживаний, делаем акцент на положительных качествах собеседника и при необходимости советуем, как решить проблему. Когда человек рассказал о расстроившем его случае, следует написать: «Ситуация действительно непростая. Но ты поступил правильно (не растерялся, нашел нужные слова, не поддался на провокации и т. п.). Уже решил, что делать дальше? Я бы на твоем месте пока все оставил как есть (попросил помощи у коллег, постарался помириться и т. п.)». Важно отметить, что мы не напрямую советуем человеку как поступить. Мы лишь говорим о своих возможных действиях в той или иной ситуации. Это важно потому, что так фраза не будет звучать как нравоучение и попытка навязать советы.

ТОП 7 запрещенных фраз для успокоения

Следующие слова только больше усугубят душевное состояние человека:

«Вот у моего знакомого вообще случилась настоящая беда! Но он успешно справляется с этим. Твоя же проблема – сущая ерунда!»;

«Тебе нужно просто успокоиться;

«Попробуй отвлечься. Займись спортом (найди себе пару, погуляй и т. п.)»;
«Не думай об этом»;

«Ты слишком чувствительный. Нельзя же на каждую проблему так реагировать!»;

«Это ужасно! Не представляю, как теперь тебе с этим жить!»;

«Ты просто неправильно себя повел. В следующий раз обязательно не будь таким вспыльчивым (мягкотелым, невнимательным и т. д.)».

Источник

Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу

Аполлон Александрович Григорьев

После «Грозы» Островского

Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу

Гроза очищает воздух.

. смирение перед народною правдою.

. А что-то скажет народ.

ПИСЬМО ПЕРВОЕ. НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вот что скажет народ. думал я, выходя из ложи в кори­дор после третьего действия «Грозы», закончившегося искрен­нейшим взрывом общего восторга и горячими вызовами ав­тора.

Впечатление сильное, глубокое и главным образом положи­тельно общее произведено было не вторым действием драмы, которое хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы, а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни, смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших мо­ментов, не допускающих не только обличения, но даже кри­тики и анализа, так этот момент схвачен и передан поэтиче­ски, непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент — эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую бли­зостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лу­гов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее почувство­вано в произведении массою, и притом массою в Петербур­ге, диви бы в Москве, — массою сложною, разнородною, — по­чувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения.

Для меня лично, человека в народ верующего и давно, преж­де вашего Лаврецкого, воспитавшего в себе смирение перед на­родною правдою, понимание и чувство народа составляют выс­ший критериум, допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим критериумом христианства.

Я собирался было писать к вам ряд писем, в которых изло­жить положения и логически жизненные последствия того об­щего взгляда на искусство и отношения искусства к жизни, который я не раз называл идеально художественным. Взгляд этот — не новый какой-нибудь, и, стало быть, я не имею пре­тензии называть его моим взглядом; называю же я его так, т. е. идеально художественным, в противоположность двум другим: 1) взгляду, присвоившему себе в недавнее время название ре­ального, но, в сущности, теоретическому, расстилающему бед­ную жизнь на прокрустово ложе, подчиняющему ее более или менее узкой теории, т. е. совокупности последних результатов, добытых рассудком в последнюю минуту современной жиз­ни [имеется в виду прежде всего Н.А.Добролюбов, изложивший принципы «реальной критики» в статье «Темное царство». – Ред.], и 2) взгляду, присваивающему себе название эстетическо­го, проповедующему свое дилетантское равнодушие к жизни и к ее существенным вопросам во имя какого-то искусства для искусства, а потому гораздо более заслуживающему название взгляда материального — грубо ли материального, тонко ли материального, это совершенно все равно [сторонниками «эстетической критики» были А.В.Дружинин, П.В.Анненков, В.П.Боткин. – Ред.]. Естественно, что, противополагая идеально художественный взгляд эстетическо­му в таком смысле, я не думаю ставить искусству какие-либо внешние цели или задачи. Искусство существует для души че­ловеческой и выражает ее вечную сущность в свободном твор­честве образов, и по этому самому оно — независимо, сущест­вует само по себе и само для себя, как все органическое, но душу и жизнь, а не пустую игру имеет своим органическим содержанием.

Вместо развития этих общих основ я, весь под влиянием живого и, со всеми его недостатками, истинно могущественного художест­венного явления, решился повести с вами многие и долгие речи об Островском и значении его поэтической деятельности…

Я собираюсь, как я сказал, повести с вами долгие и совер­шенно искренние речи о значении деятельности Островского по поводу его последнего произведения, возбуждающего, по обык­новению, как и все предшествовавшие, различные толки, ино­гда, и даже очень часто, совершенно противоположенные, ино­гда умные, иногда положительно дикие, но во всяком слу­чае большею частию неискренние, т. е. к делу не относящиеся, — а по поводу дела высказывающие те или другие общественные и нравственные теории критиков-публицистов.

Художественно, как дело синте­тическое, дело того, что называется вдохновением, захватывает жизнь гораздо шире всякой теории, так что теория сравнитель­но с ним остается всегда назади.

Так оставило назади последнее произведение Островского все теории, по-видимому, столь победоносно и поистине блис­тательно высказанные замечательно даровитым публицистом «Современника» в статьях о «Темном царстве».

Статьи эти наделали много шуму, да и действительно: од­на сторона жизни, отражаемой произведениями Островского, за­хвачена в них так метко, казнена с такою беспощадною последо­вательностью, заклеймена таким верным и типическим словом, что Островский явился перед публикой совершенно неожиданно обличителем и карателем самодурства. Оно ведь и так. Изобра­жая жизнь, в которой самодурство играет такую важную, траги­ческую в принципе своем и последствиях и комическую в своих проявлениях роль, Островский не относится же к самодурству с любовью и нежностью. Не относится с любовью и нежно­стью — следственно, относится с обличением и карою, — заклю­чение прямое для всех любящих подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни, освещенную светом художества, для всех теоретиков, мало уважающих жизнь и ее безграничные тай­ны, мало вникающих в ее иронические выходки.

Прекрасно! Слово Островского — обличение самодурства на­шей жизни. В этом его значение, его заслуга как художника, в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию.

Да точно ли в этом?

Беру факт самый яркий, не тот даже, с которого я начал свои рапсодии, а факт только возможный (увы! когда-то, наконец, возможный?) — беру возможное или, пожалуй, невозможное, представление первой его комедии «Свои люди — сочтемся».

Остроумный автор статей «Темное царство» положительно, например, отказывает в своем сочувствии Большову, даже и в трагическую минуту жизни этого последнего. Откажет ли ему в сожалении и, стало быть, известном сочувствии масса. Пуб­лицист — до чего не доведет человека теория — почти что сто­ит на стороне Липочки; по крайней мере, она у него включена в число протестанток и протестантов в быту, обуреваемом и подавляемом самодурством. Спрашиваю вас: как масса отнесется к протестантке Липочке. Поймет ли она Липочку как протестантку?

В других комедиях Островского симпатии и антипатии массы так же точно разойдутся с симпатиями и антипатиями г. —бова, как постараюсь я доказать фактами и подробно впо­следствии. А ведь это вопросы неотразимые. Островский прежде всего драматург: ведь он создает свои типы не для г. —бова, ав­тора статей о «Темном царстве», — не для вас, не для меня, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он, пожалуй, как поэт ее, поэт народный, есть и учитель, но учитель с тех высших точек зрения, которые доступны ей, массе, а не вам, не мне, не г. — бову, с точек зрения ею, массой, понимаемых, ею разделяемых.

Поэт — учитель народа только тогда, когда он судит и рядит жизнь во имя идеалов, жизни самой присущих, а не им, поэтом, сочиненных. Не думайте, да вы, вероятно, и не подумаете, что­бы массою здесь звал я одну какую-либо часть великого целого, называемого народом. Я зову массою, чувством массы то, что в известную минуту сказывается невольным общим настроением, вопреки частному и личному, сознательному или бессознатель­ному настроению, в вас, во мне, даже в г. —бове — наравне с купцом из Апраксина ряда. Это что-то, сказывающееся в нас как нечто физиологическое, простое, неразложимое, мы можем подавлять в себе разве только фанатизмом теории.

Имеете ли вы понятие о статейке, появившейся в «Москов­ском вестнике» по поводу «Грозы» Островского?

Автор ее еще прежде удивил читателей неистово-напряженною статьей о русской женщине, по поводу ломаной натуры (если натурою называть это можно) Ольги в романе «Обломов». Но удивление, возбуждаемое статейкой о «Грозе», превосходит многими степенями удивление, произве­денное прежнею. С какою наивною, чисто ученою, то есть моз­говою, а не сердечною верою юный (по всей вероятности) ре­цензент «Московского вестника» усвоил остроумную и блиста­тельно высказанную теорию автора статей «Темное царство». Не знаю, стало ли бы у самого г. —бова столько смелой последовательности в проведении его мысли, как у его ученика и сеида.

Г-н Пальховский — имя юного рецензен­та — глубоко уверовал в то, что Островский каратель и об­личитель самодурства и прочего, и вот «Гроза» вышла у него только сатирою, и только в смысле сатиры придал он ей зна­чение. Мысль и сама по себе дикая, но полюбуйтесь ей в при­ложениях; в них-то вся сила, в них-то вся прелесть: Катерина не протестантка, а если и протестантка, то бессильная, не вы­несшая сама своего протеста, — катай ее, Катерину! муж ее уж совсем не протестант — валяй же его, мерзавца! Извините за цинизм моих выражений, но они мне приходили невольно на язык, когда я с судорожным хохотом читал статью г. Пальховского, и, каюсь вам, вследствие статьи юного сеида г. —бова я невольно хохотал над множеством положений серьезной и умной статьи публициста «Современника», разумеется взятых только в их последовательном приложении. Протестантка Ли­почка, протестантки Матрена Савишна и Марья Антиповна, попивающие с чиновниками мадеру на вольном воздухе под Симоновым. как хотите, а ведь такого рода протестантизм — в иную минуту невольно представится очень забавным!

Но ведь смех смеху рознь, и в моем смехе было много грусти, и много тяжелых вопросов выходило из-за логического комизма.

Да, страшна эта жизнь, как тайна страшна, и, как тайна же, она манит нас, и дразнит, и тащит.

Но куда? вот в чем вопрос.

В омут или на простор и на свет? В единении ли с ней или во отрицании от нее, губящей обломовщины, с одной стороны, безысходно темного царства — с другой, заключается для нас спасение?

Мы дошли до того, что с теми нравственными началами, с которыми до сих пор жили, или, лучше, прозябали в тех об­щественных условиях, в которых пребывали, или, вернее, кис­ли, жить более не можем.

Мудрено ли, еще раз, что у всех явлений таинственной на­шей жизни мы доискиваемся смысла; мудрено ли, что во вся­ком художественном создании, отразившем в своем фокусе наи­большую сумму явлений известного рода, мы ищем оправдания и подкрепления того смысла, который мы сами более или менее верно, но, во всяком случае, серьезно придали явлениям вслед­ствие законного раздражения неправыми явлениями и еще бо­лее законного желания уяснить себе темные для нас явления?

Нет! я не верю в их искусство для искусства не только в на­шу эпоху — в какую угодно истинную эпоху искусства. Ни фа­натический гибеллин Дант, ни честный английский мещанин Шекспир, столь ненавистный пуританам всех стран и веков да­же до сего дне, ни мрачный инквизитор Кальдерон не были ху­дожниками в том смысле, какой хотят придать этому званию ди­летанты. Понятие об искусстве для искусства является в эпохи упадка, в эпохи разъединения сознания нескольких утонченного чувства дилетантов с народным сознанием, с чувством масс. ис­тинное искусство было и будет всегда народное, демократиче­ское, в философском смысле этого слова. Искусство воплощает в образы, в идеалы сознание массы. Поэты суть голоса масс, на­родностей, местностей, глашатаи великих истин и великих тайн жизни, носители слов, которые служат ключами к уразумению эпох — организмов во времени и народов — организмов в про­странстве.

Но из этой же самой народной, демократической сущности истинного искусства следует, что теории не могут обнять все­го живого смысла поэтических произведений.

Кого ж любить, кому же верить,

Кто не изменит нам один.

— имеете право спросить меня и вы, и читатели моих писем к вам словами поэта.

— Кого любить? Кому верить? Жизнь любить — и в жизнь одну верить, подслушивать биение ее пульса в массах, внимать голосам ее в созданиях искусства и религиозно радоваться, ко­гда она приподнимает свои покровы, разоблачает свои новые тайны и разрушает наши старые теории.

Это одно, что осталось нам, это именно и есть «смирение перед народною правдою», которым так силен ваш разбитый Лаврецкий.

Иначе, без смирения перед жизнью, мы станем непризнан­ными учителями жизни, непрошенными печальниками народ­ного «благоденствия, а главное, будем поставляемы в постоянно ложные положения перед жизнию.

Совершилось на глазах читателей одно из удивительнейших превращений. Дра­матург, которого обвиняли, иногда без оснований, иногда с ос­нованиями, во множестве недостатков, недоделок и недосмотров; — превратился из народного драматурга в чистого сатирика, обли­чителя самодурства, но зато — положительно был оправдан от всех обвинений. Все вины взвалены были на «Темное царство», сатирик же явился решительно безупречным.

Что за нужда, что, прилагая одну эту мерку, вы урезываете в писателе его самые новые, самые суще­ственные свойства, пропускаете или не хотите видеть его по­ложительные, поэтические стороны; что нужды, что вы застав­ляете художника идти в его творчестве не от типов и их отно­шений, а от вопросов общественных и юридических. Мысль, взятая за основание, сама по себе верна. Ведь, опять повторяю, не относится же драматург к самодурству и безобразию изобра­жаемой им жизни с любовью и нежностью; не относится, так, стало быть, относится с казнью и обличением. Ergo pereat mundus — fiat justitia! [Пусть погибнет мир, но свершится правосудие! (лат.)]. Общее правило теоретиков действует во всей силе, и действительно разрушается целый мир, созданный твор­чеством, и на место образов являются фигуры с ярлыками на лбу: самодурство, забитая личность и т. д. Зато Островский ста­новится понятен, т. е. теория может вывести его деятельность как логическое последствие из деятельности Гоголя.

Ужель загадку разрешили,

Ужели слово найдено?

то слово, которое непременно несет с собою и в себе Остров­ский, как всякий истинно замечательный, истинно народный писатель?

Позволяю себе предложить разом все недоумения и вопросы, возникающие из приложения слова к явлениям, — шаг за шагом, драма за драмою.

1) Что правильное, народное сочувствие, нравственное и гражданское, в «Семейной картине» не на стороне протестанток Матрены Савишны и Марьи Антиповны — это, я полагаю, не­сомненно, хотя из несочувствия к ним нравственного народного сознания не следует сочувствия к самодурству Антипа Антипыча Пузатова и его матери, к ханжеству и гнусности Ширялова. Но — как изображено самодурство Антипа Антипыча: с злым ли юмором сатирика или с наивной правдою народного поэта — это еще вопрос.

2) «Свои люди — сочтемся» — прежде всего картина обще­ства, отражение целого мира, в котором проглядывают много­различные органические начала, а не одно самодурство. Что человеческое сожаление и сочувствие остается по ходу драмы за самодурами, а не за протестантами — это даже и не вопрос, хотя, с другой стороны, — не вопрос же и то, что Островский не поставлял себе задачею возбуждения такого сочувствия. Нет! он только не был сатириком, а был объективным поэтом.

3) Что в «Утре молодого человека» дело говорит самодур дядя, а не протестант племянник — тоже едва ли подлежит со­мнению.

4) Мир «Бедной невесты» изображен с такою симпатиею поэта и так мало в нем сатирического в изображении того, что могло бы даже всякому другому подать повод к сатире, что нужна неимоверная логическая натяжка для того, чтобы сочув­ствовать в этом мире не высокой, приносящей себя в жертву долгу, покоряющейся женской натуре, а одной только погибшей, хотя и действительно богатой силами личности Дуни, как г. —бов. Дуня — создание большого мастера и, как всякое со­здание истинного художества, носит в себе высоконравствен­ную задачу; но задача-то эта — с простой, естественной, а не с теоретической, насильственной точки зрения — заключается вовсе не в протесте. В Дуне правильным образом сочувствует масса не ее гибели и протесту, а тем лучшим качествам вели­кодушия, которые в ней уцелели в самом падении, тому высо­кому сознанию греха, которое светится в ней, той покорности жребию, которая в ее сильной, широкой и размашистой натуре ценится вдвое дороже, чем в натуре менее страстной и богатой. Так, по крайней мере, дело выходит с точки зрения простого смысла и простого чувства, а по-ученому там, не знаю, выйдет, может быть, и иначе. О том, как вся манера изображения и весь строй отношений к действительности в «Бедной невесте» про­тиворечит манере Гоголя и его строю, — я еще здесь и не гово­рю. Я беру только самое очевидное, понятное, такое, в чем тео­ретический масштаб положительно, на всякие глаза, расходится с настоящим делом.

5) В комедии «Не в свои сани не садись» — никакими рас­суждениями вы не добьетесь от массы ни понимания вреда от самодурства почтенного Максима Федотыча Русакова, ни со­чувствия к чему-либо иному, кроме как к положению того же Русакова, к простой и глубокой любви Бородкина и к нежес­токому положению бедной девушки, увлеченной простотой сво­ей любящей души — да советами протестантки тетушки. (Комедия «Не в свои сани не садись» даже явно страдает в художествен­ном отношении резкостью лицеприятного сочувствия к земскому быту, и ни­какие теоретические натяжки этого не прикроют)

6) «Бедность не порок» — не сатира на самодурство Гордея Карпыча, а опять-таки, как «Свои люди — сочтемся» и «Бед­ная невеста», поэтическое изображение целого мира с весьма разнообразными началами и пружинами. Любим Торцов воз­буждает глубокое сочувствие не протестом своим, а могучестью натуры, соединенной с высоким сознанием долга, с чувством человеческого достоинства, уцелевшими и в грязи, глубиною своего раскаяния, искреннею жаждою жить честно, по-божески, по-земски. Любовь Гордеевна — один из прелестнейших, хоть и слегка очерченных женских образов Островского — не заби­тая личность, возбуждающая только сожаление, а высокая лич­ность, привлекающая все наше сочувствие, как не забитые лич­ности ни Марья Андреевна в «Бедной невесте», ни пушкинская Татьяна, ни ваша Лиза. Быт, составляющий фон широкой кар­тины, взят — на всякие глаза, кроме глаз теории, — не сати­рически, а поэтически, с любовью, с симпатиею очевидными, скажу больше — с религиозным культом существенно народно­го. За это даже вооружились на Островского во дни оны. Поэ­тическое, т. е. прямое, а не косвенное, отношение к быту и было камнем претыкания и соблазна для присяжных ценителей Ост­ровского, причиною их в отношении к нему, ложного положе­ния, из которого думал вывести их всех г. —бов.

7) Набросанный очерк широкой народной драмы «Не так живи, как хочется» столь мало — сатира, что в изображении главного самодура, старика Ильи Ильича, нет и тени комизма. В Петре Ильиче далеко не самодурство существенная сторона характера. В создании Груши, и даже ее матери, виден для вся­кого, кроме теоретиков, народный поэт, а не сатирик, Груша в особенности есть лицо, изображенное положительно, а не отри­цательно, изображенное как нечто живое и долженствующее жить.

Для выражения смысла всех этих изображаемых художни­ком с глубиною и сочувствием странных, затерявшихся где-то и когда-то жизненных отношений — слово самодурство слиш­ком узко, и имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного весьма мало идет к поэту, который играет на всех тонах, на всех ладах народной жизни, который создает энергическую натуру Нади, страстно-трагическую задачу личности Катерины, вы­сокое лицо Кулигина, Грушу, от которой так и пышет жизнию и способностью жить с женским достоинством — в «Не так живи, как хочется», старика Агафона в той же драме с его без­граничностью, какой-то пантеистическою, даже на тварь про­стирающеюся любовию.

Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Сло­во для разгадки его деятельности не «самодурство», а «народ­ность». Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений. Всякое другое — как более или менее узкое, бо­лее или менее теоретическое, произвольное — стесняет круг его творчества. Всяким другим словом теория как будто хочет ска­зать ему: «Вот в этой колее ты нам совершенно понятен, в этой колее мы тебя узакониваем, потому что в ней ты идешь к той цели, которую мы предписываем жизни. Дальше не ходи. Если ты прежде пытался ходить — мы тебя, так и быть, прощаем: мы наложим на твою деятельность мысль, которую мы удачно сочинили для ее пояснения, и обрежем или скроем все, что вы­ходит из-под ее уровня!»

Чем же объяснить это, как не тем, что теоретики искали слова для загадочного явления, нашли его по крайнему разуме­нию и включили Островского в область фактов, поясняющих и подтверждающих их начала? Что касается до эстетиков — они хвалили Островского за литературное поведение, с боль­шим вкусом, хотя не самостоятельно, указали на блестящие его стороны, да тем и ограничились.

Появление «Грозы» в особенности обличило всю несостоя­тельность теории. Одними сторонами своими эта драма как будто и подтверждает остроумные идеи автора «Темного цар­ства», но зато с другими сторонами ее теория решительно не знает, что делать; они выбиваются из ее узкой рамки, они го­ворят совершенно не то, что говорит теория.

ПИСЬМО ВТОРОЕ. ПОПЫТКИ РАЗРЕШЕНИЙ

Чтобы быть совершенно искренним и беспристрастным в от­ношении к рассматриваемому мною делу, я должен досказать то, чего не досказал в предшествовавшем рассуждении, а имен­но что деятельность Островского сама представляется как буд­то раздвоенною, что Островский в «Бедной невесте», в «Не так живи, как хочется» положительно не подходит никакими свои­ми сторонами под начала теории г. —бова и что Островский в комедиях «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Воспитанница», наконец, в самой «Гро­зе» многими сторонами как будто вызвал теорию о «темном царстве», и — опять повторяю — только крайняя искренность и горячая смелость последователей г. —бова могла так рано об­личить несостоятельность теории.

Другими словами, обличение во внутренней бытовой стороне нашей жизни мира самодурства, тупоумия, забитости и проч., не приложимое нисколько к первому разряду исчисленных дра­матических произведений, прилагается с большим успехом ко второму.

Что же это такое? В самом ли деле Островский, начиная с комедии «В чужом пиру похмелье», идет иным путем, а не тем, которым он пошел после первой своей комедии, в «Бедной не­весте» и других произведениях? И который из этих двух путей указывало ему его призвание, если два пути действительно бы­ли, — а они, эти два пути, являются необходимо, если толь­ко принять за объяснение деятельности Островского, теорию г. —бова? И в котором из двух первых, равно капитальных про­изведений Островского, равно широко обнимающих изобра­женные в них миры: в «Свои люди — сочтемся» или в «Бедной невесте» выразилось в особенности призвание Островского, его задача, его художественно-общественное слово? И наконец, точно ли есть в деятельности нашего первого и единственного народного драматурга раздвоение.

«Новое слово» ускользнуло от определений старой критики, ускользнуло сначала, и с этого-то пункта началась настоящая история нового литературного явления.

Комедию «Свои люди — сочтемся» критика еще могла как-нибудь, хотя и с великими натяжками, связать с мудрыми за­ключениями своими обо всем предшествовавшем в литературе и с еще более мудрыми гаданиями насчет будущего. Вся по­следующая деятельность Островского так уходила из-под этих заключений, как расколы из-под общей византийской нормы, и поневоле должна была рассердить критику, задеть больные ее места, коснуться самых ветхих ее построек.

И критика стала в очевидно комическое положение к ново­му явлению. Появилась «Бедная невеста», а она ждала совсем не того после комедии «Свои люди — сочтемся». Еще прежде Островский рассердил критику отсутствием всякой желчи, вся­кой резкости линий, всякой выпуклости в маленьких, простень­ких и, надобно сказать правду, весьма милых сценах, известных под именем «Неожиданного случая»,— от которых совершенно напрасно отрекся автор, издавая полное собрание своих сочи­нений. Но с появления «Бедной невесты» критика положительно стала сердиться на лица, выводимые поэтом, на манеру от­ношений поэта к изображаемому им быту, т. е. на самый быт, гостеприимно растворивший перед ней свои широкие двери в созданиях поэта.

«Новое слово!» — употребляю теперь с некоторою гордо­стью это выражение, высокопарность которого выкуплена лег­комысленным или недобросовестным посмеянием, которому оно подверглось, — вот коренная, основная причина негодова­ния старой критики на писателя, которому по всему праву, по общему признанию массы принадлежит, несмотря на его недав­нее появление, несмотря на многие недостатки, несомненное первенство во всей драматической нашей литературе.

С 1847 до 1855 года (я беру пока все еще одну первую эпоху деятельности Островского) Островский написал всего только девять произведений, и из них только пять значительных по объему и шесть по содержанию; только четыре из них давались на театре, но эти четыре, без церемонии говоря, создали народ­ный театр; частью создали, частью выдвинули вперед артистов, пробудили общее сочувствие всех классов общества, измени­ли во многих взгляд на русский быт, познакомили нас с типа­ми, которых существования мы не подозревали и которые тем не менее, несомненно, существуют, с отношениями в высшей степени новыми и драматическими, с многоразличными сторо­нами русской души, и глубокими, и трогательными, и нежными, и разгульными сторонами, до которых никто еще не касался. Право гражданства литературного получило множество ярких, определенных образов, новых, живых созданий в мире искусст­ва, — и все это прошло без урока для критики. А между тем новое слово Островского было ни более ни ме­нее как народность, слово, собственно, уже старое, ибо стремле­ния к народности начались в литературе нашей не с Островско­го, но действительно новое — потому что в его деятельности оп­ределилось оно точнее, яснее и проще, хотя, без сомнения, еще не окончательно.

Критика 50-х годов XIX века. М.: ООО «Олимп», «АСТ», 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *