Чем живут креативные предприниматели
Креативные и богатые: как сделать творческий бизнес прибыльным
В развитых странах креативные индустрии — один из драйверов экономики, где доля творческого сектора составляет в среднем 3–5% ВВП, а иногда может опережать по объемам более традиционные отрасли экономики. Например, в Германии вклад креативных индустрий в общую добавленную стоимость составляет 100 млрд евро. Это больше, чем у финансовых услуг (€75 млрд), химической промышленности (€50 млрд) и энергетики (€47 млрд).
Креативные индустрии — это искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка игр, ИТ, архитектура и урбанистика, кино, ТВ, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистика, а также образование во всех этих сферах.
В России ключевая задача сейчас — перевести креативную отрасль из дотационной сферы в прибыльный сектор экономики.
Особенность креативной экономики в том, что человеческий капитал в ней — основной ресурс. В России около 4% активного населения заняты в креативных индустриях. В Москве — больше полумиллиона человек. Причем 90% занятых в творческой отрасли — это малый и средний бизнес. Чтобы креативные предприниматели могли развиваться, им нужны адекватные меры поддержки.
На федеральном уровне в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» предусмотрены такие меры поддержки, как льготные налоговые ставки для самозанятых (4% при расчетах с физическими лицами и 6% — юридическими или ИП), компенсации за участие в выставках и ярмарках, размещение на маркетплейсах, продвижение в соцсетях, обучение сотрудников и другие. Самому старшему самозанятому на данный момент 96 лет, а всего самозанятых в стране уже более 2,8 млн, среди них немало представителей креативных индустрий.
Агентство креативных индустрий в Москве, которое открылось в 2020 году в структуре департамента предпринимательства и инновационного развития, предлагает гранты анимационным компаниям, компенсацию затрат резидентов креативных технопарков на приобретение оборудования, финансовую поддержку экспортеров для расширения границ бизнеса. В 2020 году агентство оказало поддержку 151 организации креативной отрасли, в 2021 году эту цифру планируют увеличить в разы.
В Санкт-Петербурге есть Закон о поддержке организаторов креативных пространств, которых в городе насчитывается более 430, предусмотрены внушительные арендные льготы, которыми бизнес уже пользуется. Наиболее яркое культурное пространство — «Новая Голландия», которая встречает более 1 млн посетителей ежегодно.
Креативным предпринимателям также нужна благоприятная среда для обучения и обмена навыками. В некоторых городах такой средой уже служат креативные кластеры. В Москве уже есть своя «креативная миля» — АртКвартал, где расположены Винзавод, АРМА, Фабрика и Центр дизайна Artplay с кампусом университета креативных индустрий Universal University.
Известны также «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге, галерея «Смена» в Казани. Есть программа «Арт-резиденции: создание и продвижение креативных пространств» по запуску креативных кластеров на территории уже существующих архитектурных объектов, ее курирует Universal University. В рамках этой программы местные предприниматели, урбанисты, представители власти и локального сообщества проектируют креативные пространства, исходя из реальных потребностей города и региона.
Так, например, в одном из пустующих цехов Нижполиграфа в Нижнем Новгороде создали центр аудиовизуального искусства и digital-инсталляций «ЦЕХ 5».
В Ивановской области по инициативе губернатора на территории вокзала было решено создать выставочное и событийное пространство «Арт-вокзал». В ходе программы «Арт-резиденции» концепция «Арт-вокзала» сменилась с культурной повестки на развитие новой индустрии моды, которая создаст добавленную стоимость экономике города. Опыт программы «Арт-резиденции» показывает, что вопреки расхожему мнению креативные кластеры — это не построенный с фундамента развлекательный комплекс или созданный на месте фабрики лофт. Это прежде всего креативный хаб с событийной программой и экосистема бизнес-проектов.
Как и в любом бизнесе, в запуске креативных проектов большую поддержку могут оказать бизнес-инкубаторы и инвестиционные фонды. Пример такой инициативы — акселераторы, которые открывает Агентство креативных индустрий Москвы. Например, Moscow Film Accelerator в партнерстве с Московской школой кино — акселератор сериальных проектов. Партнеры акселератора — «Нон-стоп продакшн», «Марс Медиа», «Друг друга», «КиноПоиск», ivi, PREMIER — профинансируют съемки пилотов лучших проектов программы. В некоторых регионах свои стратегии развития креативных индустрий. Можно привести в пример Якутию, которая производит до десяти кинокартин в год (это третий результат после Москвы и Петербурга). Или Калининградскую область, которая разработала «дорожную карту» развития игровой индустрии. В июне в Калининграде прошел первый фестиваль игровой индустрии PlayPort, участие в котором приняли более 250 человек.
Креативные предприниматели стали воспринимать себя сектором экономики, появились тематические конференции, в их числе Форум креативного бизнеса в рамках ПМЭФ 2021. Крупные корпорации из разных сфер увидели потенциал отрасли. Так, Роман Абрамович учредил частный фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», а «Яндекс» вложился в производство нового сезона «Смешариков». При финансовой поддержке «Северстали» проходит благотворительная программа «Музеи Русского Севера».
Если говорить о трендах, которые определяют развитие креативных индустрий, то основной из них — это кросс-дисциплинарность. Креативные индустрии способны перезапустить более традиционные сектора экономики, как это делает, например, дизайн с автомобильной индустрией.
Кроме того, креативные индустрии стимулируют диверсификацию производства и экспорта в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В период коронакризиса, который дал стимул цифровой трансформации многих отраслей, стало понятно, что сегодня мир больше, чем когда-либо, нуждается в инновациях.
Креативное предпринимательство: каким оно будет после пандемии
руководитель Universal University
До пандемии креативные индустрии в мире росли в 2–4 раза быстрее, чем экономика в целом, около 1% всего трудоспособного населения планеты было занято в креативном секторе.
Что изменилось с приходом COVID-19 и как на это реагировать креативным предпринимателям, рассказывает Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University.
Что такое креативное предпринимательство
Термин «креативное предпринимательство» можно трактовать по-разному: предпринимательство с использованием творческого подхода к решению проблемы в разных отраслях и предпринимательство в креативных индустриях (которое не исключает творческого подхода). В данном контексте мы будем иметь в виду создание продуктов и услуг, которые обладают культурной ценностью и коммерческим потенциалом, за счет реализации таланта человека или команды.
В основе креативных индустрий лежит бизнес и предпринимательство, а не только дотационная сфера культуры.
К креативным индустриям относятся искусство, дизайн, архитектура и урбанистика, мода, кино, ТВ и новые медиа, музыка, компьютерная графика, разработка игр, анимация, маркетинг и коммуникации и другие.
По последним данным Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в столице зарегистрировано более 150 тысяч организаций в секторе креативных индустрий, в них заняты почти полмиллиона человек.
Около 90% креативного бизнеса составляют малые и средние предприятия, самозанятые и фрилансеры. Именно на представителях малого и среднего бизнеса пандемия сказалась сильнее всего.
Означает ли это, что выхода из кризиса нет? И стоит ли вообще становиться креативным предпринимателем и запускать новые проекты в период неопределенности?
Влияние пандемии и действия в период кризиса
В то же время креативные индустрии с digital-сервисами сумели капитализироваться на социальной изоляции.
Netflix продемонстрировал рост аудитории (плюс 15 млн подписчиков за первый квартал этого года), сервисы Apple принесли большую выручку, чем год назад. Продажи видеоигр выросли на 63%. В результате, чтобы удержать внимание аудитории, многие компании переключились на создание онлайн-контента и онлайн-сервисов (e-commerce, доставка и прочие).
Если обратиться к истории, можно увидеть, что креативные индустрии увереннее противостояли рецессиям, чем традиционные сферы бизнеса. Так, после мирового кризиса 2008 года объем мировой торговли снизился на 12%, в то же время экспорт креативных товаров и услуг рос на 14% в год (по данным UNCTAD, Конференции ООН по торговле и развитию).
По данным фонда «Четверг», наиболее действенными и популярными мерами у культурных институций по борьбе с последствиями кризиса 2008–2009 годов были:
Наименее популярными были банковские кредиты, увеличение инвестиций и увольнение персонала.
На какие тренды стоит обратить внимание в эпоху постковида
Связаны они, прежде всего, с сохранением здоровья: дизайн защитной одежды с маской, встроенной в воротник свитера, или дизайн мобильных приложений и прочих цифровых продуктов для бесконтактных способов оплаты.
Остро встал вопрос инклюзивности: как обеспечить пожилым людям доступ к необходимым услугам через цифровые сервисы, если они с ними на «вы».
Новые требования социальной дистанции и дезинфекции помещений ставят вопрос перед дизайнерами интерьера и архитектурной среды — как грамотно спроектировать пространства в офисе, салоне самолета или других общественных местах.
Тренд на диджитализацию, ресайклинг и устойчивый дизайн, начавшийся еще до пандемии, усилится, и именно там нужно искать новые ниши.
Поэтому сейчас очень важно быть внутри комьюнити — на уровне города, региона и страны. Большой шаг в эту сторону сделали участники программы «Арт-резиденции: создание и стратегия развития креативных пространств».
В рамках этой программы местные сообщества в 15 регионах России собрались вокруг общей идеи: перезапустить архитектурное пространство в своем городе (будь то старый ангар, вокзал или ткацкая фабрика), превратив его в арт-резиденцию, куда придут предприниматели из разных креативных индустрий — от галерей и музыкальных площадок до анимационных студий, архитектурных бюро и точек HoReCa.
Цель — сделать из таких арт-резиденций федеральную сеть креативных кластеров и дать им возможность обмениваться резидентами, опытом, ресурсами в масштабах страны.
Новые кластеры не только дадут рабочие места, но и повысят туристическую привлекательность региона и его экспортный потенциал.
А в следующем, 2021 году, который ООН объявил Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, креативные сообщества должны объединиться не только в локальном, но и в глобальном контексте.
Так, в прошлом году Роман Абрамович учредил частный фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», «Яндекс» профинансировал большую часть затрат на производство нового сезона «Смешариков», а Сбербанк вложился в создание контента для OTT-платформы Okko в рамках сделки с Rambler Group.
Именно на пересечении индустрий будут открываться новые ниши: музыкальные фестивали в VR, саунд-дизайн для общественных пространств, аудиоэкскурсии в виртуальной реальности, архитектурное проектирование с использованием искусственного интеллекта. В период пандемии особое внимание к себе привлек голландский стартап — цифровой дом моды The Fabricant, который дает пользователям возможность примерить и заказать цифровую одежду.
Новые проекты возникают не только на стыке креативных индустрий, но и на пересечении разных отраслей экономики. Дизайн продает, но многие российские предприятия только недавно пришли к этому.
Фото на обложке: Zamurovic Photography / Shutterstock
«Креативные практики» и «Родные города» представили новое исследование креативных сообществ сибирских городов
12 апреля 2021 года в рамках Красноярского экономического форума состоялась презентация нового исследования «Чем живут креативные предприниматели». Проект посвящен креативным предпринимателям, их ценностям, потребностям и отношению к своим проектам. Исследование проводилось с участием образовательной платформы для креативных предпринимателей «Мастера» и программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
В течение года команда исследователей изучала креативную среду шести городов Сибири — Кемерова, Красноярска, Омска, Томска, Тюмени и Ханты-Мансийска — анализировала статистические данные, брала интервью с предпринимателями и опрашивала аудитории различных креативных проектов. Первая часть исследования — профили исследуемых городов с точки зрения их креативного потенциала, в которых описывается уровень развития креативных индустрий. Во второй части авторы исследования подробно разбирают, что движет основателями креативных проектов, что способствует и препятствует их развитию.
По словам авторов, полученные результаты позволили не только оценить уровень развития креативных индустрий в регионах, но и сделать вывод о том, какие меры помогут стимулировать их развитие. Подробнее ознакомиться с исследованием можно по ссылке.
«Проект М» принимает заявки на участие в проекте «Ускорение и торможение. Ритм»
Цель — создать 18-метровую работу в переходе
Продолжается прием заявок на фотоконкурс Makers of Siberia Photo Prize
Главный приз — персональная выставка
Открыт прием заявок в Байкальскую международную школу социальных исследований
Тема этого года — «Социальные эффекты»
Есть вопросы или предложения, пишите.
На вашу почту отправлено подтверждение.
Знаете хороший проект? Расскажите нам о нем.
На вашу почту отправлено подтверждение.
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее — Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики» (далее — Журнал), расположенный на доменном имени makersofsiberia.com, может получить о Пользователе во время использования сайта Журнала, программ и продуктов Журнала.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
1.1. В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.2. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.3. «Оператор» — лицо, совершающее любое действие (операцию) или совокупность действий (операций) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.6. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.
2.1. Использование Пользователем сайта Журнала означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту provincestudio.ru. Журнал не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Журнала.
2.3. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта Журнала.
3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта Журнала по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при вводе данных в форму обратной связи на сайте Журнала: фамилию, имя, отчество Пользователя; контактный телефон Пользователя; адрес электронной почты (e-mail); текст запроса.
4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
4.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта Журнала может использовать в целях:
4.1.1 Для оформления заказа и/или заключения Договора оказания услуги дистанционным способом.
4.1.2. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта Журнала, оказания услуг, обработка запросов и заявок от Пользователя.
5. СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация сайта вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи, операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация сайта информирует Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. Администрация сайта, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 6.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация сайта не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
6.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
6.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией сайта.
6.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем сайта Журнала и Администрацией сайта, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).
7.2. Получатель претензии в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
7.3. При недостижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в судебный орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией сайта применяется действующее законодательство Российской Федерации.
8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
8.1. Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
8.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте Журнала, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
Бэкстейдж: Как мы исследовали ценности креативных предпринимателей
В апреле мы презентовали первое в России исследование, посвящённое мотивам и ценностям отечественных креативных предпринимателей. Почти год работы, две сотни проектов, десятки героев и суммарно двое суток интервью — рассказываем о закулисье исследования честно и из первых рук.
Исследование проводилось совместно с командой фонда «Креативные практики» и программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
Мы много пишем о самых разных предпринимателях из разных городов России, но для того, чтобы сформировать более полную картину положения креативных индустрий в нашей стране, одних кейсов мало. Для этого нужно подключать социологию и теоретизировать — чем мы и занялись.
За раз все регионы не охватить, так что для начала мы выбрали Сибирь: самобытную, богатую ресурсами, но при этом экономически неоднородную — было очень интересно узнать её получше.
Самым сложным, пожалуй, было найти правильную фокусировку и сформировать непротиворечивую структуру текста исследования.
Тема ценностей интересовала нас давно, но одно дело — интерес, а другое — непосредственная реализация исследования. Нужно написать концепцию, разработать дизайн исследования, определить выборку городов (она должна быть монолитной), подготовить инструментарий (анкеты, гайды, скрипты) и только после этого запускаться
Не менее важно держать в голове «форм-фактор»: как исследование будет в итоге упаковано — печатная версия или онлайн-спецпроект, академическая публикация или научпоп. Мы решили, что базовый «каркас» исследования нужно дополнить более подробными описаниями городов и героев.
В ходе работы мы изучили больше 200 проектов из шести городов — Тюмени, Красноярска, Ханты-Мансийска, Кемерова, Томска и Омска. В проекте было задействовано несколько десятков человек: 17 членов основной команды, 35 контрибьюторов, 30 героев, с которыми в общей сложности было проведено больше 40 часов интервью.
Без специалистов в таком деле вам не обойтись. Для работы над исследованием мы привлекли социологов, в том числе доцента Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Александру Ненько.
Она разрабатывала инструментарий и методологию исследования, анкеты, анализировала интервью, описывала полученные результаты и делала выводы.
Редактор «Мастеров Сибири» Карина Васильева курировала весь процесс: следила за дедлайнами, связывалась с героями и контрибьюторами, договаривалась об интервью. При этом параллельно она училась по обмену в Англии, и из-за исследования приходилось жить в нескольких часовых поясах.
На данном этапе работы самым главным было найти в городах предпринимателей, которые согласятся честно нам всё рассказать. Порой это было непросто: с одной стороны люди, которые занимаются бизнесом, по умолчанию всегда заняты чем-то; с другой — не все понимали, кто мы вообще такие и зачем к ним пристаём.
В лучшем случае меня игнорировали, а в худшем, видимо, считали шпионом или инспектором из налоговой. Но большинство героев всё-таки были очень открытыми.
Одним из главных открытий нашего исследования стало то, что креативные предприниматели Сибири в своих немонетарных ценностях и установках не сильно отличаются от западных креативных предпринимателей. И переживают они те же трудности, что и их зарубежные коллеги: например, разрыв между установкой на определённое качество продукта и некоторой необходимостью в монетизации своего труда.
Социология, полученная за несколько месяцев работы, была очень далека от продукта, который можно было бы показать читателю: это большой труд, который нужно было превратить из научного текста в публицистический.
Этим, в основном, занималась Анастасия Рогозина, редактор «Мастеров». Она отвечала за весь текст, который теперь есть на сайте и в книге. В период работы над исследованием она мало спала и пила много энергетиков: такова суровая доля редактора.
Сначала Настя, Карина и контрибьюторы работали над профайлами городов: на этом этапе задача редактора заключалась в фактчекинге и редактуре. Оказалось, что тексты разных авторов о разных городах непросто привести к единому виду и содержанию. Затем Настя, собственно, переводила текст исследования с социологического на русский и переживала один за другим очередные этапы вычитки и корректуры. На всё-про всё ушло два месяца кропотливой работы.
Самым сложным на этапе работы с итоговыми текстами стала адаптация материала, подготовленного для публикации в книге, к медиаверсии: ты только сделал всё круто, а потом пришлось это резать и снова улучшать.
Верстал печатную и онлайн-версии исследования наш дизайнер Илья Паздерин. И не просто верстал, а ещё постоянно вносил правки, которые все мы, снова и снова перечитывая тексты и пересматривая черновики, не заметили вовремя — железные нервы у человека.
В процессе многое шло не по плану, и, если с книгой удалось отделаться лёгким испугом, с онлайн-версией пришлось попотеть. Платформа, на которой мы решили верстать, оказалась непригодна для такого объёма информации, поэтому приходилось снова и снова переделывать всё, чтобы уместиться в технические рамки и сделать проект удобным для пользователя.
Всё это омрачали ошибки на стороне сервера: например, в понедельник вечером всё работало, а во вторник утром отваливались анимации, на которых завязано 40% информации. В поддержке могли ответить: «Так браузеры отображают контент — ничего не можем сделать».
Но всё этого того стоило. Наше исследование и анализ того, что движет предпринимателями и каким образом они взаимодействуют с городской средой, позволил не только оценить уровень креативных индустрий в регионах, но и сделать вывод о том, какие меры помогут стимулировать их развитие. Посмотреть, что из этого вышло, можно здесь.