Чем знаменит аничков мост

Аничков мост

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Не зря Санкт-Петербург называют «русской Венецией» и «городом мостов» — сегодня здесь насчитывается 342 моста. Хотя у многих людей Северная столица ассоциируется с разводными сооружениями через Неву — Дворцовым, Троицким и другими мостами, внимания достойны и неразводные мосты в других районах. Один из них — Аничков мост через реку Фонтанку.

Аничков мост связывает Спасский и Безымянный острова, по нему проходит главная городская магистраль — Невский проспект. Пожалуй, каждый турист, гуляющий по Санкт-Петербургу, проходил по Аничкову мосту — ведь он значится во всех путеводителях и входит в список важнейших достопримечательностей.

Интересно, что конструкция моста не представляет собой ничего особенного, а вот его «изюминкой» является группа скульптур, изображающих этапы укрощения коня. Изваяния давно стали символами культурной столицы, с ними связаны различные городские легенды.

Аничков мост через Фонтанку на панораме:

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Кони на Аничковом мосту были установлены в ноябре 1841 года. Известно, что скульптор Петр Карлович Клодт создавал монументы для украшения участка Университетской набережной, что напротив здания Академии художеств. По проекту мастеру предстояло отлить всего две фигуры, но Клодт не успел закончить работу к сроку и на пристани установили египетских сфинксов. Позднее произведения Петра Карловича планировали разместить между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но тоже передумали. В итоге сам скульптор предложил использовать коней для украшения Аничкова моста.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Поскольку изваяний было всего два, решили просто их продублировать. Готовые бронзовые скульптуры установили на западной стороне моста (ближе к Аничкову дворцу). Это были работы «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». А на постаменты с восточной стороны временно водрузили их гипсовые копии.

Дубликаты отлили быстро, однако Николай I подарил их прусскому королю. Новые изготовили лишь в 1843 году, но и эти скульптуры стали императорским подарком, они уехали в Неаполь. С 1846-го «Укротители коней» на Аничковом мосту опять стали гипсовыми. После этого Клодт решил не создавать больше копии, а отлить две новые композиции — «Осаживающий коня юноша» и «Юноша, поверженный конем». Так, в 1851 году, появилась известная группа, демонстрирующая 4 стадии укрощения. Осмотр рекомендуется начинать с группы «Осаживающий коня юноша» и двигаться по часовой стрелке.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

За свои произведения П. К. Клодт получил членство в Берлинской и Римской академиях художеств. Его конные статуи были выполнены с такой реалистичностью, что стали необычайно востребованы — копиями бронзовых лошадей часто украшали дворцы и усадьбы.

В годы Великой Отечественной войны композиции сняли с моста и закопали в саду Аничкова дворца. Это позволило уберечь их от бомбежек, которым постоянно подвергался Ленинград. Сам мост сильно пострадал в те годы — взрывной волной снесло чугунную ограду, гранитные постаменты были изувечены осколками. Глубокие борозды, оставленные снарядами, видны до сих пор, их не стали убирать, а сохранили как память о тех страшных событиях.

Вид на мост с Невского проспекта:

Мифы и легенды

Конные группы Клодта дали Аничкову мосту смешное народное название «мост 18 яиц» (до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой — отсюда и такая цифра). Сегодня встречается вариант «мост 16 яиц».

Также внимательные зрители сумели разглядеть в очертаниях одной из скульптур человеческое лицо. Увидеть его можно, если подойти к группе «Юноша, берущий коня под уздцы» и заглянуть коню между ног. Кого изобразил скульптор в таком месте неизвестно, в городе ходили разные версии на этот счет — многие считали, что это любовник жены Петра Карловича или Наполеон Бонапарт. Загадку лица на Аничковом мосту так и не удалось разгадать.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М. О. Аничкова и по его фамилии в народе мост прозвали Аничковым. Позднее Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, то новое название не прижилось.

До середины XVIII века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально он был разводным — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела — потом мост расширили, убрав разводную часть.

С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. Границы Санкт-Петербурга к тому времени сильно расширились и мост вошел в городскую черту. Однако его проезжая часть была слишком узкой и затрудняла транспортный поток — в связи с этим в начале 1840-х начался ремонт. Авторами нового Аничкова моста стали инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер. Архитекторы закончили проект невероятно быстро — за 4,5 месяца. И 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Сооружение украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А. П. Брюллова.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

К сожалению, суровые погодные условия Северной столицы и другие факторы стали причиной быстрого разрушения моста. Уже в 1843 году были обнаружены недостатки конструкции. Это повлекло новые строительные работы, их проводили в начале 1900-х годов. В 1938-м проезжую часть Аничкова моста заасфальтировали, а в 1951-м закрыли трамвайное движение. Последняя реставрация проводилась в 2007–2008 годах. Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метров, а длина 54,6 метров.

Как добраться

Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).

Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).

До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

С началом летнего сезона и открытием периода навигации по реке Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Пирсы располагаются с двух сторон от Аничкова моста.

Передвигаться по городу с комфортом вам помогут службы такси Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Источник

Легенды моста «восемнадцати яиц»

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост «восемнадцати яиц»? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:

Барон фон Клодт представлен ко кресту

За то, что на Аничковом мосту

На удивленье всей Европы

Он выставил четыре голых жопы…

Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:

Сыскать мне сейчас же пятую жопу

И расписать на ней Европу!

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо «подкованные лошади идут от кузниц на Литейном». Вот такая она реклама XIX века и «джинса» царских времен.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.

Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».

Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: «Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них».

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» — картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

К слову, жители того Петербурга в XIX веке шутили: в Петербурге не употребляют алкоголь только четыре человека, все они стоят на Аничковом мосту и не пьют лишь потому, что держат коней и руки у них заняты.

Источник

Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга, который находится в Центральном районе города, проходит через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова. Мост расположен по оси Невского проспекта. Выше по течению находится мост Белинского, ниже — мост Ломоносова.

Название моста

Мост был назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон во времена правления Петра I дислоцировался за Фонтанкой в, так называемой, Аничковой слободе.

Якобы народное происхождение имени моста в честь некой Анне или Анечке не имеет под собой никакой исторически правдивой основы.

Скульптуры Аничкова моста

Знаменитые «Укротители коней» были созданы скульптором Петром Клодтом. Первые две скульптуры были отлиты в бронзе: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они появились на западной стороне в 1841 г.

На восточном берегу скульптуры повторяли западные, но были выполнены из гипса, покрашенного под бронзу. Бронзовых коней буквально горячими прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 году восточные гипсовые скульптуры заменили на бронзовые. Но простояли они недолго, через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. В 1846 году они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Судьба статуй

Судьба «Укротителей коней» была непростой и изменчивой. Их каждый раз снимали с моста и заменяли гипсовыми копиями. В 1851 году мост был вполне оформлен. Скульптор Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции. В итоге, статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня.

Скульптуры ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца. В 2000 году они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Интересные факты

История Аничкова моста

Сначала на этом месте был построен деревянный мост. До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Тогда прокладывали Невский проспект, который был одним из важных путей новой столицы. А на пересечении 2-х путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ:

За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост.

К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.

Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».

Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В XIX веке проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. И средняя деревянная часть моста оказалась непригодной. Работы по перестройки начались декабре 1840 года и проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.

Здесь устроили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок, выполненные по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Современный вид мост приобрёл в 1841-42 годах. Мост был расширен, но исчезли башни. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом.

Появились гранитные пьедесталы, на которые воздвигли знаменитые скульптуры «Укротители коней». Архитектурную композицию создал скульптор П. К. Клодт во время украшения Адмиралтейской набережной.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Источник

Аничков мост

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Аничков мост в XVIII веке

В первое время существования Невского проспекта перевоз через реку производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому в 1715 году Пётр I распорядился устроить постоянную деревянную переправу: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» [Цит. по: 3, с. 395].

Приказ к маю следующего года выполнили солдаты адмиралтейского «строительного батальона», располагавшегося поблизости. Ими руководил подполковник М. О. Аничков, фамилия которого закрепилась в названии переправы.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

На строительство первого Аничкова моста потратили 50 рублей. Его длина составляла 150 метров. Он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Проезжая часть оказалась так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:

При проводке мачтовых судов под Аничковым мостом упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А. М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому:

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. По всей видимости, ван Болес только составил проект, тогда как его реализацией занимался Доменико Трезини. Об этом свидетельствует доношение в Канцелярию городовых дел:

При реконструкции по проекту Германа ван Болеса Аничков мост приобрёл разводной пролёт, что значительно упростило проводку судов по Фонтанке. Вместо ручной разборки одного из пролётов теперь было достаточно поднять крылья моста при помощи цепей и деревянного рычажного устройства. Это могли делать только два человека. В 1723 году Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. Перила Аничкова моста тогда были выкрашены в красный цвет [3, с. 396].

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома [2, с. 17]. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Этот караульный дом располагался на месте дома №66 по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.

Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.

Аничков мост. Кони Клодта

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман [5, с. 17]. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца- нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев.

В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее (в 1822-1824 годах) был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.

Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки [6, с. 235]. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы. С восточной стороны установили гипсовые копии скульптурных групп, выкрашенные краской под бронзу.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.

Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной» [Цит. по: 5, с. 25]. В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы. Их снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет «Покорение коня человеком». О работе над скульптурами писал сын Клодта Михаил:

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году. Спустя ещё два года замысел Клодта был завершён. По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса. Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.

Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь появилась часовенка высотой не более 1,5 метров.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

Аничков мост. XX век и наше время

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

Чем знаменит аничков мост. Смотреть фото Чем знаменит аничков мост. Смотреть картинку Чем знаменит аничков мост. Картинка про Чем знаменит аничков мост. Фото Чем знаменит аничков мост

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня.

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня.
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *