Чем знаменит в истории россии 1721 год

Год 1721

События истории России за 1721 год

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1721

«Духовный регламент» утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви нет.
Осенью 1721 г., более чем через полгода после открытия действий синода, Духовный регламент был напечатан под заглавием «Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет» (см. П. С. З., т. VI, № 5718, где Д. регламент помещен под датой 25 января 1721 г.). Автор Регламента разделил его на 3 части: в 1-ой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовного коллегиума и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения синода, в третьей — обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов. Духовный регламент ставил церковное управление в строгую подчиненность верховной власти. Мысль о супрематии государя в церковных делах, свойственная Петру I и Феофану Прокоповичу, нашла себе выражение не только в мотивах закона, но и в самом содержании его, так как члены синода в приносимой ими присяге обязаны были клятвенно «исповедывать крайнего судью духовные сея коллегии быти самого всероссийского монарха». По своей форме новое управление было согласовано с гражданскою администрацией, так что Духовный регламент и не определяет порядка действий синода, прямо ссылаясь в этом отношении на генеральный регламент. Будучи по существу своему законодательным актом, Духовный регламент в иных частях своих приближается скорее к политическому трактату. Его автор не ограничился ни описанием нового порядка, ни указанием его преимуществ, а присоединил ко всему этому еще язвительные нападки на старинные порядки управления и жизни духовенства и намеки на ту или другую личность из числа противников реформы; особенно богата ими глава «о проповедниках слова Божия», в которой рядом с наставлениями о том, как надо говорить проповеди, яркими, нередко переходящими в карикатуру чертами нарисован тип проповедника старой схоластической школы и имеется целый ряд злобных выходок по адресу Яворского. Эта оригинальная черта Духовного регламента помешала ему всецело войти в жизнь и приобрести значение закона. Он охватывал притом только отдельные стороны жизни духовенства, не определял всецело отношения новых церковных учреждений к общей администрации. Посвященный преимущественно церковной иерархии, Духовный регламент лишь вскользь говорил о белом духовенстве и не содержал почти никаких постановлений о монашестве. Синод тотчас же после своего учреждения нашел нужным исправить этот недостаток, тем более важный, по его мнению, что жизнь низшего духовенства, как белого, так и черного, сильно «развратилась», и выработал «прибавление к регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского». Прибавление это было пущено в продажу вместе с Духовным регламентом, но затем было изъято из нее по распоряжению Петра, которому оно не было предварительно представлено на рассмотрение. Просмотрев и исправив его, Петр вновь издал его в 1722 г. (см. в П. С. З., № 4022). Здесь подробно определялись условия и порядок вступления в священнический сан, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок поступления в монашество, правила монастырской жизни.

Тиунская палата или контора — была учреждена в Петербурге в 1721 г. Первоначально Св. Синод нередко переселялся из Петербурга в Москву на более или менее продолжительный срок, иногда оставляя дела неоконченными; для окончания их и предназначалась тиунская палата. Кроме того, она сосредоточивала в себе епархиальные дела Петербургской области. Тиунская палата состояла в непосредственном подчинении Синоду и в заведовании его члена — одного из асессоров; наиболее важные дела представлялись ею на рассмотрение Синода. Когда Синод окончательно упрочил свое местопребывание в Петербурге, тиунская палата была упразднена, в 1727 г.

Ништадтский мирный договор (России со Швецией).

Петр Великий основал при каждом полку гарнизонную школу на 50 человек солдатских сыновей. В школах обучались грамоте, письмоводству, ремеслам, музыке и пению. Из их числа в подразделения поступали цирюльники, лекари, музыканты, писаря, сапожники, шорники, портные, кузнецы, ковали и др. специалисты.
Унтер-офицерами комплектовали армию за счет производства в унтер-офицерские чины наиболее способных и расторопных солдат. Позднее много унтер-офицеров давали школы кантонистов.

В 1721 г. была учреждена в Москве полициймейстерская канцелярия под начальством обер-полициймейстера.

В московскую эпоху служилым сословием заведовал Разрядный приказ. При учреждении Сената приказ этот был упразднен и в составе сенатской канцелярии открыт был особый Разрядный стол. Сенат «писал в чины», вел списки служилому сословию, вызывал на смотры взрослых и недорослей, следил, чтобы никто не уклонялся от службы. Но с этой важной функцией Сенат, заваленный делами, справлялся неудовлетворительно: списки велись не совсем в порядке, о многих дворянах, в особенности живущих по поместьям, сведений не имелось. Отсюда указ 30 июля 1721 г., которым ближнему стольнику Колычеву повелено произвести, с помощью учрежденной при нем Разборной канцелярии, общую ревизию служилого сословия. С этого, собственно, момента и должно считать начало Герольдии: герольдмейстерские книги начинаются с ревизии Колычева.

Сообщение отправлено: 8 мая 2006 19:27 ( Ne administrator)

Сообщение отредактировано: 10 июня 2006 16:06

В 1721 году мезенец Григорий Черепанов обнаружил в районе Ухты на лесной речке нефтяной ключ. Об этом было доложено Петру Первому, который дал распоряжение «освидетельствовать и учинить пробу».

Источник

«Россию должны бояться и уважать»: 295 лет назад Пётр I стал императором

— 2 ноября 1721 года Россия стала империей, а Пётр I был провозглашён первым императором. Мы много знаем о Петре как о правителе. Каким он был человеком?

— Как многие талантливые и гениальные люди, Пётр был очень тяжёлым человеком. Во время войны со Швецией один из петровских генералов Василий Долгоруков сказал: «Если бы не Екатерина (жена Петра I — Екатерина I — RT), я бы перешёл к шведам». Настолько тяжело было иметь дело с Петром. По письмам и многим другим свидетельствам той эпохи видно, как окружающие боялись Петра. Он вёл себя по отношению ко всем очень жестоко. Пётр считал, что это единственный способ заставить людей вокруг себя что-то делать. Такой стиль общения Петра с людьми сказался и на управлении страной.

С другой стороны, Пётр по-своему был очень трогательным человеком, даже где-то беззащитным, особенно, когда дело доходило до личной жизни. Он часто писал какие-то добрые слова свои подданным, у которых, например, умерли жена или дети. Пётр часто использовал в своих письмах и выступлениях народные выражения, пословицы. Стоит отметить, у Петра было хорошее чувство юмора, но местами очень жесткое.

Пётр нередко испытывал тёплые и дружеские чувства к своим приближённым. Он был снисходителен к ошибкам своих друзей, чем они активно пользовались. Пётр безмерно любил государственного деятеля Александра Меньшикова, но к концу жизни он в нём разочаровался. В целом, Пётр — фанатик своего дела. Он всего себя отдавал службе государству.

При каких обстоятельствах Россия была провозглашена империей?

— Империя явилась призом победителю в Северной войне, которую Россия вела со Швецией с 1700 по 1721 год. Эта победа очень высоко ценилась Петром. Он считал, что для России это был серьёзный вызов, с которым она справилась. Для победы в войне были затрачены колоссальные средства и ресурсы. В результате, в 1721 году Россия вышла к Балтийскому морю, захватила множество территорий, принадлежавших Швеции, и стала доминировать в Восточной Европе. На основе этих достижений возникла идея провозглашения России империей. В то время в Европе существовала лишь одна империя — Священная Римская империя германской нации. Благодаря победе в Северной войне Россия во главе с Петром достигла небывалых высот, приблизившись по своему могуществу к Священной Римской империи.

С октября-ноября 1721 года Пётр начал позиционировать себя как европейский правитель, а русских как европейцев. Это было всем в диковинку, так как до этого «русский мир» находился в изоляции, считая себя наследником Византийской империи. Но Пётр не хотел, чтобы так продолжалось дальше. Византия — древнее государство, отделившееся от Римской империи, просуществовала больше 1000 лет и рухнула под натиском Османской империи. Для Петра пример Византии был поучительным. Он считал, что Россия не должна повторить судьбу Византии. Пётр полагал, что Россию должны бояться, уважать, что у неё должны быть сильные армия и флот.

С другой стороны, признание России европейской страной привело к тому, что Пётр заимствовал многие символы европейский империи себе. Собственно, провозглашение империей и принятие титула императора и были теми символами, которые позволили России встать на путь европеизации в международных отношениях. Для Петра империя означала примыкание к сообществу европейских могущественных держав. Пётр ориентировался на многие римские имперские символы. Это прослеживалось в названии города — Санкт-Петербург (Святой Пётр), в монетах с изображением римского профиля. Византийский символы, которые лежали в основе допетровской Руси, не удовлетворяли Петра. Золотоордынское, азиатское наследие ему не нравилось. Пётр стремился добиться репутации России на международной арене через использование имперской символики и могучей вооружённой силы.

— А почему этого не произошло раньше?

— В середине XVII столетия, после окончания Смуты, российское государство постепенно восстанавливалось. Этот процесс проходил на фоне господства среди верхов и низов населения средневекового сознания. Поэтому до Петра господствовали сознание и идеи, которые были ещё при Иване Грозном и ранее. Именно Пётр полностью отказался от такого мышления и встал на путь поиска новой идеологии. В её основе лежала имперская идея.

— Что означал титул императора?

— Для Петра он обозначал установление новой преемственности от Древнего Рима, а не от Византии. Титул ставил его на уровень императора Священной Римской империи. До Петра никто в Европе не получал такой титул. Лишь позже появились Британская империя, Германская империя. Титул императора обозначал установление нового ритуального порядка.

— Что изменилось в жизни простых людей после того, как Россия стала империей?

— В целом ничего, но в ментальном и духовном смысле превращение России в империю, в европейское государство привело к тесному сближению с Европой. Российские газеты XVIII века были наполнены новостями из западных стран! Этот мир стал для русских людей своим, их бытовые и общечеловеческие интересы стали совпадать.

С другой стороны, Россия после того, как стала империей, перешла к активной внешней политике, построенной на принципах господства. Огромное количество людей стало вовлекаться в эту политику. Многие люди воевали не для того, чтобы защищать свою страну, а для того, чтобы завоёвывать новые территории для империи.

— Как объяснить тот факт, что гимн российской империи назывался «Боже, Царя храни»? Почему не «императора»?

— В титуле императора слово царь повторялось несколько раз. Это синонимичные названия для обозначения монарха. Важнее отметить тот факт, что этот гимн повторял гимн Британской империи, и это было не случайно. Гимн поддерживал символику имперского духа. Несмотря на то, что Пётр отказался от следования европейским канонам, многие связи с Древней Русью сохранялись, в частности, в ритуалах коронации и в сохранении титула царя.

Источник

Этот день в истории: 1721 год — Петр I становится императором

Чем знаменит в истории россии 1721 год. Смотреть фото Чем знаменит в истории россии 1721 год. Смотреть картинку Чем знаменит в истории россии 1721 год. Картинка про Чем знаменит в истории россии 1721 год. Фото Чем знаменит в истории россии 1721 год

2 ноября 1721 года русский царь Петр I принял титул Петра Великого, отца Отечества, императора Всероссийского. С этого момента Россия стала империей, что явилось свидетельством ее новой роли в международных делах. Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, еще через два года — Швеция, остальные страны также признали титул, но уже не при жизни Петра.

Петр был провозглашён на царство в 1682 году в 10-летнем возрасте после смерти своего единокровного брата Федора. Однако до 1689 года считался царем лишь номинально, а править самостоятельно начал после устранения от власти своей сестры — Софьи.

В 1695 году он возглавил Азовские походы, в результате которых в 1711 году Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Петр использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления, организации военного дела, промышленности, торговли и просвещения.

При Петре территория государства расширилась. Победа в Северной войне (1700−1721) открыла России выход к Балтийскому морю. В 1703 году Петр основал новую столицу России — Санкт-Петербург. В результате Персидского похода в 1722—1723 годах Россия приобрела земли на побережье Каспийского моря. Общая численность населения России в петровский период выросла с 11,2 до 15,6 млн. По этому показателю Россия в Европе уступала только Франции (около 20 млн).

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»

2 ноября 1721 года Пётр I принял титул, в качестве свидетельства новой роли России в международных делах. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского самодержца, Швеция в 1723, Турция в 1739, Англия и Австрия в 1742, Франция и Испания в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году.

Источник

2 ноября 1721 года — день провозглашения Российской империи (как это было)

Глава русской делегации Андрей Иванович Остерман поторопился известить царя об этом радостном событии в письме, к которому приложил подписанный договор. Петру стоило больших усилий тотчас же не поделиться новостью с окружающими. Уединившись, он прочитал текст трактата и, довольный, сделал на полях помету: «Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно; но наша школа троекратное время была, однакож, слава Богу, так хорошо окончена, как лучше быть невозможно».
На следующее утро царская яхта влетела в Неву, паля изо всех пушек; на палубе грохотали барабаны и гремели трубы. На причале у Троицкой площади мигом собралась толпа, стали подъезжать государственные чины. Царь ступил на землю и в промежутке между залпами возвестил о причине радости — в ответ раздались приветственные крики, поздравления, шапки полетели в воздух.

Сопровождаемый толпой, Петр направился к Троицкой церкви помолиться. После службы Апраксин и прочие генералы попросили государя принять чин полного адмирала. Петр счастливо улыбнулся. Лучшая награда!

Весь день при звуках труб и литавр трубачи и дpaгyны в белых шарфах через плечо, державшие в руках перевитые лавровыми ветвями древки знамен с белыми полотнищами, разъезжали по улицам Петербурга, объявляя о заключении мира. Посреди запруженных народом улиц выкатывали бочки с вином и пивом. Петр взошел на помост, наскоро сколоченный на Троицкой площади, и прокричал в неистовствующую от восторга толпу:
— Здравствуйте и благодарите Бога, православные, что толикую долговременную войну всесильный Бог прекратил и даровал нам со Швецией счастливый вечный мир! Сия радость превышает всякую радость для меня на земле!

С этими словами он поднял кубок с вином — за здравие российского народа. Ему ответил громовой крик: «Да здравствует государь!» Шеренги солдат, выстроившиеся вокруг помоста, палили из мушкетов в воздух, орудия Петропавловской крепости производили оглушительные залпы.

Две недели ушло на подготовку невиданных торжеств, которые начались в октябре и продолжались целый месяц. Они открылись придворным маскарадом. Забыв о годах и недугах, Петр веселился от души, плясал на столах и горланил песни. Правда, порой, посреди веселья, он сникал, устало поднимался из-за стола и шел вздремнуть на яхту; возвратившись через пару часов, он с удовольствием обнаруживал, что вино льется рекой и шум стоит ужасный, и вновь присоединялся к пирующим. Целую неделю придворные не снимали масок и карнавальных нарядов — гуляли, ели, пили, танцевали, валились замертво от вина и усталости и, проснувшись, принимались за все сначала.

Как обычно, царь не удержался от непристойного фарса, грубо вторгшегося в торжества, — женитьбы князя-папы Бутурлина на вдове Никиты Зотова, его предшественника в этой должности. После грандиозной попойки, во время которой гостей опаивали из сосудов, имевших форму мужского срама, молодых уложили спать в воздвигнутой перед Сенатом пирамиде; пьяная толпа через особые отверстия в стенах пирамиды могла любоваться зрелищем брачной ночи.

31 октября Петр явился в Сенат и объявил, что в благодарность за Божию милость, даровавшую России победу, он прощает всех преступников, сидящих в тюрьмах, кроме убийц, и слагает с подданных недоимки, накопившиеся за восемнадцать лет.

Выйдя из собора, царь возглавил шествие к Сенату, где в большой зале были накрыты столы на тысячу человек. Тут его поздравили голштинский герцог и иностранные послы. Обед прошел под знаком воспоминаний о понесенных трудах и свершениях. Петр говорил:
— Зело желаю, чтобы весь наш народ прямо узнал, что Господь прошедшей войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всею крепостью благодарить, oднако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так стало, как с монархией греческой. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет пред очами, как внутри страны, так и вовне, отчего народ облегчен будет.

За банкетом последовал бал, а ночью вспыхнул фейерверк, изображавший храм Януса, из которого появился сам двуликий бог с лавровым венком и масличной ветвью. Петропавловская крепость прогремела тысячей выстрелов, так что, казалось, «небо обрушилось на землю», суда на Неве засверкали потешными огнями. Под конец, в три часа ночи, в зале пустили по кругу огромную лохань с токайским, которую несли на плечах два гренадера, — «истинную чашу страдании», как выразился один иностранный дипломат. На улице все это время били фонтаны с белым и красным вином, на гигантских кострах жарились целые быки. Перед тем как отправиться спать, Петр вышел к петербуржцам и поднял чашу за здравие российского народа.

Источник

2 ноября 1721 г. Петр I принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Россия стала империей

Чем знаменит в истории россии 1721 год. Смотреть фото Чем знаменит в истории россии 1721 год. Смотреть картинку Чем знаменит в истории россии 1721 год. Картинка про Чем знаменит в истории россии 1721 год. Фото Чем знаменит в истории россии 1721 годПосле победы в Северной войне (1700-1721) и заключения 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт мирного договора между Россией и Швецией, Сенат и Священный синод решили преподнести царю Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны». 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. Таким образом, были официально закреплены результаты победы над могучим Шведским королевством, создания абсолютистского государства и признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы. Голландия, Пруссия и Швеция признали новый статус России при жизни Петра, Османская империя в 1739, Англия и Австрия в 1742, Испания и Франция в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году.

Во время правления Петра Алексеевича (с 1682 по 1725 год) произошло много важных событий. Как совершенно верно отметил А. С. Пушкин: «А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» На становление личности Петра оказал огромное значение Стрелецкий бунт 1682 года и влияние Немецкой слободы. После устранения от власти Софьи в 1689 году Пётр стал править самостоятельно. В 1695-1696 гг. было совершено два Азовских похода, в результате которых Россия получила опыт строительства флота и закрепилась на берегах Азовского моря, захватив сильную турецкую крепость Азов. Это укрепило позиции России на южном стратегическом направлении. Правда, в 1711 году, в результате неудачного Прутского похода, Петру пришлось вернуть Азов туркам.

Победа над шведами в кровопролитной и затяжной Северной войне (1700-1721) вернуло Российскому государству выход к Балтийскому морю. Этот шаг укрепил военно-стратегическое и экономическое положение государства. В 1703 году Петр Алексеевич основал новую столицу государства – Санкт-Петербург. В результате Каспийского (Персидского) похода в 1722-1723 годах Российское государство приобрело территории на юго-западном побережье Каспийского моря. В сентябре 1723 года персы подписали соглашение, по которому признали за Россией западное и южное побережье Каспийского моря с городами Баку и Дербент и областями Гилян, Мазендеран и Астрабад. Однако после смерти Петра, правительство Анны Иоанновны посчитало, что этот регион бесперспективный и он был оставлен. Кроме того, продолжалось освоение областей на Востоке. Был основан Омск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск и другие города-крепости, присоединена к России Камчатка.

В стране была проведена судебная реформа, серия финансовых реформ, реформа самодержавия – царь в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, серьезные изменения произошли в области сословной политики, образовании и науке. Практически нет сферы жизни, которую не затронули реформы Петра.

В российской историографии Петр Алексеевич считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, который определил направление развития Российской империи. В то же время единства в оценке его деятельности нет. Одни исследователи восхваляют Петра Великого, считая недостатки его правления незначительными. Вторые сосредоточены на его критике, подчёркивая жестокость его методов, крайнее напряжение людских и материальных сил, незначительность внешнеполитических успехов, чрезмерное увлечение европейскими порядками и вестернизацию России, разделение русского общества на два «народа»: «господ» (дворянства воспитанного на основе европейской) культуры и остальное население. Третьи – можно назвать их «объективистами», признают заслуги в деятельности Петра Алексеевича, но показывают, одновременно, многие недостатки его реформ.

Среди «панегиристов» Михаил Ломоносов, который восторгался деяниями Петра. В. Н. Татищев, активный участник петровских преобразований, политический деятель и историк, прославлял Петра и его эпоху. В работах князя М. М. Щербатова, наряду с восхвалениями реформ Петра Алексеевича, направленной на экономическое и культурное развитие государства, а также его успехов во внешней политике и военном деле, звучит и критика деятельности в социально-политическом плане. Щербатов прямо обвиняет Петра I в унижении былого значения аристократии, древних боярских родов, ущемлении их законных прав и привилегий. Кроме того, Щербатов обвиняет Петра в нарушении нравственной чистоты патриархальных отношений, внедрении западных норм.

Видный писатель, публицист и историк конца XVIII в. и первой четверти XIX в. Н. М. Карамзин также видел в царе-реформаторе больше величия, чем всего остального. Он высоко оценивал личные качества императора, называл его «великим мужем». По его мнению, победа в Северной войне, мероприятия Петра в области экономики и просвещения поставили Российское государство на видную ступень в политической системе Европы. В то же время Карамзин увидел недостаток в том, что тот «присвоил обычаи европейские» и «страсть к новым для нас обычаям преступило в нем границы благоразумия». Историк выразил своё неприятие такими мерами Петра, как ликвидация патриаршества, подчинение церкви государству, перенос столицы из Москвы в Петербург, ломке старых обычаев.

Интересно отметить, что взгляды великого русского писателя А.С. Пушкина и ранних славянофилов – И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, в оценке реформа Петра, имеют больше сходства, чем расхождений. В «Заметках о русском дворянстве» Александр Пушкин подчеркивал мысль о том, что «Петр I одновременно Робеспьер и Наполеон. (Воплощенная революция)», а отношение к обоим французским деятелям, рожденным французской революцией, было в то время в русском обществе негативным. Робеспьера ненавидели за его жестокость и беспощадность, Наполеона в дворянской России считали тираном и злодеем за развязанные им завоевательные войны в Европе, а за вторжение в русские земли – простой народ считал его антихристом. Пушкин планировал написать историю Петра Великого (она не была завершена) и для этого перечитал все документы, относящиеся к жизни великого реформатора, все сочинения о нём, был допущен в императорский архив. Государь Николай был благосклонен к писателю и допустил его в «святая святых», Пушкин получил доступ к делам первой супруге царя Евдокии Фёдоровне, царевича Алексея Петровича, также к делам бывшей Тайной канцелярии. В результате писатель стал крупным специалистов по эпохе Петра, даже историк М. П. Погодин, консультировался у Пушкина, считая его в этой области бесспорным авторитетом. Пушкин, изучив массу документов, постарался объективно передать эпоху Петра, показывая не только достоинства, но и недостатки исторической деятельности и личности Петра I. Поэтому когда император Николай ознакомился после смерти Пушкина с его незавершенным трудом о царе-реформаторе, он указал: «Сия рукопись издана быть не может по причине многих неприличных выражений на счет Петра Великого».

Славянофилы считали, что Пётр приложил немало усилий для искоренения традиций «Святой Руси», усилил расслоение общества, привел к образованию пропасти между дворянством и простым народом. Ранние славянофилы осуждали жестокость и лютость, с которой были проведены петровские реформы. Пушкин и славянофилы отметили, что указ о престолонаследии (1722) уничтожил всякую законность в порядке наследования престола, и после смерти Петра Россия была брошена на произвол борющихся между собой за власть дворцовых группировок. В России снова возникла проблема власти и самозванства, как во время Смуты. В целом славянофилы считали, что наибольшего развития самостоятельная русская жизнь достигла в эпоху Московского царства, а царь Пётр нарушил это постепенное, эволюционное восхождение Руси. Петр своими насильственными реформами внес в Россию чужые, противоположные начала западной (германской) культуры. Реформатор повернул правильное течение жизни народа на ложную дорогу заимствований. Пётр не понимал заветов прошлых поколений, изменил прошлому Русского государства, не понимал русского «национального духа». Поэтому, чтобы остаться верным русскому национальному духу и вернуться к истокам, Россия должна отречься от чужих европейских начал.

По мнению К. С. Аксакова, в результате реформ Петра произошел раскол в русском обществе, служилый класс в культурном отношении был отделён от народа (земщины). Кроме того, государство стало активно вмешиваться в нравственные, хозяйственные и бытовые устои народа, что пагубно сказалось на общем состоянии Российского государства, и на жизни народа. В то же время славянофилы высоко ценили Петра как личность, признавали пользу некоторых его реформ, но в целом считали его действия не национальными и вредными в самом их существе.

Мнение славянофилов не разделяли западники. Так, называют сторонников «европейского пути» в России эпохи 1840—1860 гг. (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский и др.). Петр I в их глазах был подлинным «создателем России». Западники считали, что до Петра русский народ не был «историческим». Древняя Русь, не знавшая западной (германской) цивилизации, и не имевшая своей, была государством «неисторическим», лишенным развития, осуждённой на вечный застой. Благодаря энергичным преобразованиям Петра I на Западе была заимствована идея развития личности, индивидуализма. Историк К. Д. Кавелин считал, что Россия к концу 17 столетия исчерпала древнюю русскую жизнь, дожив до государственного кризиса. Пётр вывел Российское государство из кризиса на новый путь. Россия перед началом его реформ дошло до полной несостоятельности – культурной, хозяйственной и административной, её могли спасти только коренные реформы. Государство дошло до полного разложения, требовались неимоверные усилия, крайние меры для её спасения. Это и сделал Петр Алексеевич.

Таким образом, западники считали, что преобразования Петра были исторически необходимы, и были тесно связаны с предшествующей эпохой (её отрицательной стороной – кризисом всей системы). «Азиатскую страну», как её называл Белинский, царь Пётр своими реформами приобщил к высокой европейской цивилизации, привил идеи человечности, гуманизма, создал основы для прогресса. До Пётра у русского народа не было ни истории, ни разумной жизни.

С. М. Соловьев, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Петра I, выступил со знаменитыми публичными чтениями о преобразователе России. Историк подчеркивал органичность и историческую подготовленность петровских реформ. Для него царь был благодетелем России, подлинным представителем народа. Ученик Соловьева – В. О. Ключевский был также сторонником деятельности Петра, но иногда позволял себе критику его отдельных мероприятий, начал подчеркивать элементы случайности и бесплановости в петровских реформах.

Ученик Ключевского – П. Н. Милюков (будущий лидер Конституционно-демократической партии), утверждал, что реформы Петра являются выражением логики внутреннего развития России, и были процессом подготовленным ходом развития России, а не запланированным лично царем. Кроме того, реформы разрабатывались коллективно, влияние Петра было ограничено, конечные цели преобразований осознавались лишь частично. Милюков также отметил «цену» благодаря которой Россия была возведена в ранг великой европейской державы – разорение страны и сокращение населения.

Большинство историков советской эпохи в целом оценивали деятельность Петра положительно, хотя и отмечали крепостнические методы, репрессии, перенапряжение ресурсов страны, тяжесть войн и реформ для простого народа. Н. И. Павленко, Е. В. Тарле, В. И. Буганов и другие отмечали, что петровские реформы были серьёзным шагом на пути к прогрессу. Эта точка зрения преобладает и в современной российской историографии. Хотя некоторые исследователи подвергают реформаторскую деятельность Петра резкой критике. Так, А. Буровский называет царя-реформатора «бесноватым садистом» и «кровавым извергом», считая, что большую часть положительных мероприятий (в том числе создание регулярной армии) была проведена ещё до Петра. Его же действия только разорили и обескровили Россию, остановив её восхождение, отбросив назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *