demo день что это
Demo Day: зачем это все и как его сделать
Мы приглашаем вас 3 июля на большой Open Demo Day в Райффайзенбанк, который состоится в Нагатино. Наши команды будут показывать живые демо, а вы первыми увидите то, что вот-вот появится на проде.
В Райффайзенбанке мы проводим демо-дни каждый месяц, и хотим не только показать продуктовую часть этого события, но также рассказать и продемонстрировать вам, как это помогает нам делать банк лучше.
Сейчас для многих очень актуальна тема цифровых трансформаций. На каждой около-ИТ конференции все рассказывают о своем опыте и делятся сложностями, которые были на пути. Истории с цифровизациями, трансформациями, аджайлизациями действительно интересны, и компании сталкиваются с большими сложностями, как техническими, так и социальными, и культурными.
С культурными и социальными бороться можно, занимаясь просветительской работой и выкладываясь как раз в эту самую культуру, но очень важно это делать не в одиночку, а вовлекая людей, которые в этом варятся. А как это делать, когда вокруг нет ясности, команды только сформировались и всё еще пытаются перекидывать друг на друга задачи, пугая директивными методами? Сейчас расскажу.
Одним из классных ритуалов в Scrum является создание демо для заказчиков. Не мне рассказывать, как это обычно происходит. Всё чинно, смотрим продукт, говорим, где что поправить, а затем тихо-мирно расходимся работать дальше. Здорово. Всем понятно, чем команда занималась, какая у кого роль, кто будет вносить доработки, и заказчик понимает, что делается для него. Огонь же.
Отличное событие, почему бы его не позаимствовать? Когда у тебя вокруг всё меняется и не понятно, что происходит, лучшее, что ты можешь сделать, это рассказывать, закрывая информационный вакуум. Так мы решили делать большой внутренний открытый демо-день.
Ок, звучит прикольно. А как это всё реализовать?
Люди обычно ленивые. Им не хочется тратить время просто так. «Я сюда код прихожу писать, а не на митинги ходить» — справедливо. Так и будут говорить команды, если не объяснить, зачем им всё это. Давайте разбираться, зачем:
А дальше дело техники: придумать правила игры и реализовать.
Мы решили, что будем играть так: каждый месяц организовываем большой демо-день. На сколько большой? 8-10 команд. Каждой команде отдается один слот продолжительностью 15 минут. 10 минут на демо, 5 на вопросы. По итогу голосуем за демо и зовем выступать следующих.
Нельзя показывать презентации. Никак нельзя. Совсем нельзя. Даже один слайд нельзя. Если вам нужно что-то объяснить или показать — придумайте, как это можно сделать без презентации. А лучше покажите продукт «до» и «после». Некоторые команды отличались креативностью и приходили с графиками на своих футболках, на листах флипчартов и даже рисовали бумажные гигантские выписки. Это было куда эффективнее и интереснее. Теперь каждый в банке понимает, что такое валютный контроль.
Важно рассказывать простым языком. Аудитория «мини-Олимпийского» — это люди из совершенно разных проектов, команд и бизнесов. Поэтому то, что показывают и рассказывают команды, обязательно должно быть понятно всем. Если команды вводят терминологию, то объясняют её сразу.
Мы просим рассказывать о пользе и выгоде, которую приносят эти изменения. На сколько жизнь стала лучше. Это очень важно.
А еще мы знали, что насильно это всё не заработает. Поэтому участие в демо-дне всегда добровольное. За год каждая команда принимает участие в демо-дне, в среднем, 3-4 раза.
Возможность общения со своими пользователями и заказчиками позволяет ребятам увидеть, как сильно ты можешь быть полезен и насколько важную для людей работу ты делаешь. И тебе действительно становится очень приятно и хочется свернуть горы.
Для нас демо-день — это всегда праздник и очень ценное событие. Мы готовы поделиться этим опытом с вами, и поэтому решили выйти из тени и показать всё лучшее. В программе самый сок: мы покажем то, что только вышло в production или даже еще не вышло, но скоро выкатится. Правила демо остаются такие же, как и когда мы проводим их для себя. Никакого читерства.
Для участия в мероприятии нужно обязательно зарегистрироваться.
Demo Day: зачем это все и как его сделать UPD + Трансляция
Мы приглашаем вас 3 июля на большой Open Demo Day в Райффайзенбанк, который состоится в Нагатино. Наши команды будут показывать живые демо, а вы первыми увидите то, что вот-вот появится на проде.
В Райффайзенбанке мы проводим демо-дни каждый месяц, и хотим не только показать продуктовую часть этого события, но также рассказать и продемонстрировать вам, как это помогает нам делать банк лучше.
Сейчас для многих очень актуальна тема цифровых трансформаций. На каждой около-ИТ конференции все рассказывают о своем опыте и делятся сложностями, которые были на пути. Истории с цифровизациями, трансформациями, аджайлизациями действительно интересны, и компании сталкиваются с большими сложностями, как техническими, так и социальными, и культурными.
С культурными и социальными бороться можно, занимаясь просветительской работой и выкладываясь как раз в эту самую культуру, но очень важно это делать не в одиночку, а вовлекая людей, которые в этом варятся. А как это делать, когда вокруг нет ясности, команды только сформировались и всё еще пытаются перекидывать друг на друга задачи, пугая директивными методами? Сейчас расскажу.
Одним из классных ритуалов в Scrum является создание демо для заказчиков. Не мне рассказывать, как это обычно происходит. Всё чинно, смотрим продукт, говорим, где что поправить, а затем тихо-мирно расходимся работать дальше. Здорово. Всем понятно, чем команда занималась, какая у кого роль, кто будет вносить доработки, и заказчик понимает, что делается для него. Огонь же.
Отличное событие, почему бы его не позаимствовать? Когда у тебя вокруг всё меняется и не понятно, что происходит, лучшее, что ты можешь сделать, это рассказывать, закрывая информационный вакуум. Так мы решили делать большой внутренний открытый демо-день.
Ок, звучит прикольно. А как это всё реализовать?
Люди обычно ленивые. Им не хочется тратить время просто так. «Я сюда код прихожу писать, а не на митинги ходить» — справедливо. Так и будут говорить команды, если не объяснить, зачем им всё это. Давайте разбираться, зачем:
А дальше дело техники: придумать правила игры и реализовать.
Мы решили, что будем играть так: каждый месяц организовываем большой демо-день. На сколько большой? 8-10 команд. Каждой команде отдается один слот продолжительностью 15 минут. 10 минут на демо, 5 на вопросы. По итогу голосуем за демо и зовем выступать следующих.
Нельзя показывать презентации. Никак нельзя. Совсем нельзя. Даже один слайд нельзя. Если вам нужно что-то объяснить или показать — придумайте, как это можно сделать без презентации. А лучше покажите продукт «до» и «после». Некоторые команды отличались креативностью и приходили с графиками на своих футболках, на листах флипчартов и даже рисовали бумажные гигантские выписки. Это было куда эффективнее и интереснее. Теперь каждый в банке понимает, что такое валютный контроль.
Важно рассказывать простым языком. Аудитория «мини-Олимпийского» — это люди из совершенно разных проектов, команд и бизнесов. Поэтому то, что показывают и рассказывают команды, обязательно должно быть понятно всем. Если команды вводят терминологию, то объясняют её сразу.
Мы просим рассказывать о пользе и выгоде, которую приносят эти изменения. На сколько жизнь стала лучше. Это очень важно.
А еще мы знали, что насильно это всё не заработает. Поэтому участие в демо-дне всегда добровольное. За год каждая команда принимает участие в демо-дне, в среднем, 3-4 раза.
Возможность общения со своими пользователями и заказчиками позволяет ребятам увидеть, как сильно ты можешь быть полезен и насколько важную для людей работу ты делаешь. И тебе действительно становится очень приятно и хочется свернуть горы.
Для нас демо-день — это всегда праздник и очень ценное событие. Мы готовы поделиться этим опытом с вами, и поэтому решили выйти из тени и показать всё лучшее. В программе самый сок: мы покажем то, что только вышло в production или даже еще не вышло, но скоро выкатится. Правила демо остаются такие же, как и когда мы проводим их для себя. Никакого читерства.
Для участия в мероприятии нужно обязательно зарегистрироваться.
4 формата Demo Day: что важно знать и где бывать
Сегодня на Zillion Александр Морозов рассказывает о четырех форматах Demo Day и дает полезные советы: как готовиться, где бывать, что говорить и к чему стремиться. В закладки.
АЛЕКСАНДР aka РОСОМАХА МОРОЗОВ
Предприниматель. Директор промышленного акселератора «Сталь». Специалист по бизнес-моделированию, дизайн-мышлению и промышленному прототипированию. Руководитель программы бизнес-акселератора «Open IT» в Открытом университете «Сколково». В портфеле 25 успешно реализованных проектов: 14 в сфере IT и 11 – в смежных сферах.
Zillion-профиль
4 ФОРМАТА DEMO DAY
За последнее время появилось много организаций для поддержки начинающих бизнесов и сложилось несколько форматов знакомства предпринимателей с инвесторами и менторами. В создании инфраструктуры участвуют такие крупные организации, как ФРИИ, бизнес-инкубаторы и небольшие частные акселераторы. В работе со стартапами у организаций разных уровней, типов и специализаций есть общее – точка подведения итогов. Цикл завершается так называемым Demo Day – выступлением резидентов перед частными инвесторами и представителями венчурных фондов. Это мероприятие позволяет оценить важные характеристики проекта, такие как:
На сегодня существуют четыре модели Demo Day:
ПУБЛИЧНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Как это происходит. Обычно у проекта есть всего 4–5 минут на выступление и 5 минут на вопросы. За спиной у спикера на дисплее сменяют друг друга 10 слайдов презентации. В составе жюри 10–15 человек. В основном это отраслевые эксперты, бизнес-ангелы и представители частных фондов.
Задачи предпринимателя:
Где бывает и что нужно. В зависимости от того, какая организация (площадка) проводит Demo Day, вам нужно правильно выбрать слайд презентации, на который вы сделаете ставку. Если во ФРИИ главное – обосновать заявление о том, что у вас есть работающая бизнес-модель, то в Бизнес-инкубаторе МГТУ им. Баумана лучше сделать акцент на технической реализации продукта и озвучить расчетную стоимость.
SPEED PITCH
Где бывает. Применять этот формат впервые стали в Greenfield Project (Zillion: Greenfield Project – стартовая площадка для высокотехнологичных стартап-проектов, общения потенциальных предпринимателей и людей, которым интересно работать в стартапах.) В целом Speed Pitch характерен для двухдневных встреч предпринимательского сообщества. Этот формат заимствовал механику Speed Dating, скоростных свиданий, где на общение с каждым участником отведено какое-то время.
Как это происходит. На таких демо-днях столы (по количеству проектов) расположены по кругу, за каждым – инвестор/эксперт. За стол садится представитель стартапа и начинает питчить. Когда время истекает, предприниматели пересаживаются за соседние столики и рассказывают о своем проекте следующему инвестору или ментору. Движение идет в одном направлении, и у вас есть всего 5 минут.
Структура презентации – такая же, как для формата «Публичные презентации», однако приходится обходиться без визуального ряда и рассказывать о проекте лицом к лицу. Вопросы и критические замечания – по ходу разговора. Оценку проекту выставляет каждый член жюри.
Смотрите вебинар Александра Морозова
УПАКОВКА ПРОЕКТА
MEET UP (ELEVATOR PITCH)
C официальным названием пока не определились: иногда говорят Meet Up, а иногда – Elevator Pitch.
Как это происходит. Регламент презентации в этом формате – самый жесткий. Предприниматели выступают перед отраслевыми экспертами, приглашенными для конструктивной критики и поиска явных недостатков концепции и бизнес-модели. Рассказ об основной идее проекта длится от 45 секунд до 1 минуты 30 секунд. Но за это время вы можете даже показать презентацию из 3–4 слайдов.
Задачи предпринимателя. Варианты целевого действия, к которому предприниматель подталкивает аудиторию:
Где бывает. В этом Demo Day формате часто представляют идеи на встречах технологических предпринимателей в московском многофункциональном пространстве DI Telegraph.
Эти три типа презентационных дней сейчас различаются по форме. По содержанию и конечной цели они схожи.
Лайфхак. Когда предприниматель «продает» инвесторам проект целиком, лучше рассказывать не только о продукте и команде, но и том, как он продает продукт покупателю (или собирается). Именно в этом случае инвесторы проявляют наибольший интерес к стартапу: убедительная информация о продукте, команде и механике продаж доказывает состоятельность бизнеса.
STARTUP FEST
У четвертого типа презентационного дня есть идейное новшество и принципиальное отличие. Вместо бесконечного питча инвесторов можно представить свой продукт или MVP покупателям – и узнать, есть ли интерес, каков отклик, что непонятно, где усовершенствовать. В конечном счете, продавать продукт/услугу вы будете потребителям. Лучше как можно раньше понять, хотят ли за него заплатить, кто готов купить и что нужно изменить, если «да, отличный продукт… нет, не куплю». Вот поэтому новый формат Demo Day стартап-фестиваль, или Startup Fest, набирает популярность.
Как это происходит. Для организации стартап-фестов используют игровые механики. Посетители голосуют за проекты или проверяют сценарии использования продуктов. Этот формат разработан в рамках программы Открытого университета «Сколково». Там впервые применили игру для того, чтобы оценить работы проектов, участвовавших в акселерационной программе OP:IT.
Где бывает. Сейчас презентационные дни Startup Fest проводит промышленный акселератор «Сталь», работающий при поддержке Правительства Москвы. Фестивальная серия выходит на уровень платформы, которая организует взаимодействие участников с помощью игровых механик. Ближайший фестиваль – «Стальная мастерская» – пройдет 18 октября 2014 года в НИТУ МИСиС. Подробности можно узнать на Steelup.ru.
Лайфхак. По наблюдениям, в формате Startup Fest инвесторам и фондам удобно проверять и анализировать свои проекты. На таких фестивалях оценивают одновременно и навыки презентации, и востребованность продукта, и качество бизнес-модели. Состав гостей репрезентативен, поэтому представитель венчурного фонда или инвестор анализирует реакцию аудитории и сравнивает свой проект с похожими компаниями в том же сегменте рынка.
Задачи предпринимателя и правила коммуникации. Стартаперы, собравшиеся в ограниченном пространстве, стремятся привлечь внимание потребителей к своим проектам. На таком мероприятии свои правила коммуникации.
1. Перед фестивалем поставьте цели (к какому количеству и качеству деловых контактов вы стремитесь). С целями работайте по системе SMART: она позволяет получить измеримые результаты. Пример: знакомство с тремя бизнес-ангелами, каждый из которых специализируется на облачных технологиях и работает на рынке ангельского инвестирования не менее пяти лет.
2. Подготовьте питч о своем проекте: длительность – не более 20-30 секунд. Здесь главное – представьтесь во время презентации и скажите, чем занимаетесь. Для начала вам нужно «продать» продолжение разговора.
3. Обязательно носите с собой визитки. Важно понимать: они нужны не для формального закрепления знакомства, а для того, чтобы вас вспомнили после стартап-феста. Рекомендация: оставьте одну сторону визитки чистой. Человек сможет сам отметить там, чем вы произвели впечатление, и легко вспомнит вас на следующий день. Отличный вариант визитки – фото, на котором вы рядом с продуктом. Запомнят точно.
4. Когда стартап-фестиваль начинается, общайтесь с представителями проектов, которые выступают, презентуют себя и выставляют продукцию. Они привлекают внимание и наверняка будут полезны вам в поиске нужных контактов. Пример: «Я соберу визитки и ты соберешь. Мне нужны вот эти, а тебе – эти. Предлагаю обмен информацией». На практике это работает гораздо лучше, чем может показаться сейчас.
5. Ищите «места общих действий»: смотрите, где наиболее оживленное общение и активности. Там знакомиться легче всего.
6. Коммуникация на таких мероприятиях всегда начинается со слов: «Я занимаюсь тем и тем. Мне нужны такие-то ресурсы. Давайте познакомимся». Важно: обмен контактами уместен, если во время первого общения вы обнаруживаете пересечение деловых полей или у каждого есть избыточные ресурсы, необходимые другому.
7. В течение одного дня после первой коммуникации на фесте закрепите знакомство лаконичным follow-up сообщением.
8. Запомните главное: инициатива всегда должна исходить от вас. Никто и ничего не будет делать за вас. Коммуникация – это важная часть предпринимательской работы. Если вы активны, на таких событиях обязательно появятся полезные знакомства. Самое сложное – доводить их до договоренностей и результатов. Для этого используйте фреймворк, основанный на правиле пяти «да».
Читайте также
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ. ПРАВИЛО ПЯТИ «ДА»
Как прошел первый онлайн Demo Day от Y Combinator. Инвесторы — о плюсах, минусах и оценке стартапов
инвестиционный аналитик Finsight VC
Четвертый год подряд команда Finsight VC из Москвы и Сан-Франциско принимает участие в Demo Day акселератора Y Combinator. В этот раз из-за эпидемии коронавируса это важное для стартапов и инвесторов событие впервые было перенесено в онлайн.
Инвестиционный аналитик Павел Гурьянов вместе с коллегой, партнером Finsight VC Максимом Назаровым, участвовал в Demo Day 16 марта и делится с Rusbase своими впечатлениями.
Решение Y Combinator провести это событие в онлайн-режиме далеко не уникально: например, акселератор Angel Pad, в стенах которого вырос Postmates (американский Delivery Club), давно перешел на дистанционный формат. Однако когда это делает Y Combinator, рынок не может не обратить внимание, ведь мы говорим про своего рода «Оскар» в венчурной индустрии.
Плюсы
Обычно участие в Demo Day представляло собой типичное мероприятие с выступлениями сотни стартапов: два дня подряд инвесторы слушали питчи основателей со сцены. Последующие две недели инвесторы встречались с предпринимателями уже лично — обговаривая условия партнерства.
В этом году инвесторы смотрели все происходящее из дома, находясь на платформе Y Combinator, где могли ознакомиться со списком компаний-участников. Если раньше мы впервые знакомились со стартапом непосредственно во время выступления основателя и делали заметки в блокнотах или ноутбуках, то в этот раз ключевые моменты получили непосредственно от акселератора. Это очень удобно.
В профайле каждого стартапа значилась подробная информация о продукте, команде, бизнес-модели, рынке. Можно было ранжировать список компаний и смотреть только тех, которые нам интересны.
Такой подход к работе с информацией о компаниях позволил нам сократить время на изучение текущего батча — обычно приходилось слушать все выступления команд, даже если стартап не входил в наш инвест-фокус.
В онлайн-формате не нужно тратить время на выступления, которые заведомо нам не подходят. Поэтому двухдневный изнурительный смотр компаний превратился в рабочую ночь, когда можно проанализировать тех, в ком мы заинтересованы, и это уже десятки стартапов, а не сотни.
Минусы
Венчурный бизнес невозможен без личного общения с основателем компании и знакомства с командой. В этом году с фаундерами, чей бизнес нам интересен, мы не смогли встретиться из-за карантина.
Поиск инвестора онлайн стал намного проще. Узнай, как
В этот день мэр города объявил о карантине, одна за другой закрывались границы стран. Встретиться с кем-то лично, как это было обычно, нам не удалось: Y Combinator — международный акселератор, и большая часть основателей — иностранцы, которые поспешили вернуться домой.
Однако организаторы онлайн Demo Day постарались максимально безболезненно перевести коммуникацию стартапов с инвесторами в цифру. В платформе рядом с компанией есть значок like — им можно пользоваться, чтобы продемонстрировать свой интерес. Эта кнопка переносила процесс обсуждения инвестиций в почту, и так нам удалось продолжить общение с командами.
Оценка: не бьется
Выпуск текущего набора и, соответственно, Demo Day проходит в момент обвала рынков. То, что происходит с экономикой, — это беспрецедентное событие, которое мы будем еще долго вспоминать.
Но это не значит, что жизнь остановились и все перестали работать. Компании развиваются, и сейчас, с учетом тектонических сдвигов, связанных с тотальной цифровизацией нашей обыденной жизни, важно сделать правильную ставку.
В первом приближении могу сказать, что ожидания основателей по оценке компании завышены и не отражают то, что сейчас происходит на публичном рынке. Мы объясняем это тем, что в условиях неопределенности основатели стремятся привлечь кратно больше, чем ожидали, так как понимают, что рецессия напрямую влияет на их бизнес. В связи с этим фаундерам сложно прогнозировать, хватит ли им привлеченных инвестиций.
В то же время инвесторы не видят смысла нести огромные риски при снижающейся доходности и вкладывать больше в команду, если доходность компании будет снижаться с учетом экономического спада. Поэтому их оценки сильно ниже, чем могли бы быть при прочих равных.
В конечном счете настроения инвесторов и предложения стартапов сходятся тяжело, если на этом этапе вообще можно назвать это сходимостью. И все происходит на фоне того, что обсудить потенциальное партнерство в привычном офлайн-формате невозможно.
Но по этой же причине у инвесторов появляется возможность поучаствовать в раундах, которые ранее были недоступны. Речь идет об инвестициях крупнейших фондов в самые яркие стартапы батча. Раньше фондам second tier участвовать в таких сделках было невозможно — раунд закрывался сразу, как только к стартапу появлялся интерес со стороны крупных фондов.
Сейчас ситуация изменилась: из-за возросшего аппетита стартапов раунды становятся больше и в них могут принять участие и другие инвесторы. Разумеется, конкуренция по-прежнему высокая, но можно смело говорить, что это эта опция стала более доступной, чем раньше.
На венчурном рынке давно наметилась тенденция к ускорению инвестиционного процесса: если еще несколько лет назад привлечение раунда занимало от месяца, то теперь счет идет на дни. И переход в онлайн только ускоряет процесс. В конечном счете это заставляет венчурные фонды пересмотреть свои подходы к организации процессов и двигаться быстрее.
Изображение на обложке: Shutterstock / Alexander Supertramp