empress of ireland на дне
Агония в тумане: гибель «Императрицы Ирландии»
Ранним утром 29 мая 1914 года в устье реки Святого Лаврентия в густом тумане после столкновения с норвежским угольщиком SS Storstad («Стурстадт») затонул лайнер RMS Empress of Ireland — «Императрица Ирландии» компании Canadian Pacific Steamship Line. По числу жертв эта катастрофа стала крупнейшей в канадской истории в мирное время.
Обломки «Императрицы Ирландии». Картина Кена Маршалла
События туманной ночи 29 мая 1914 года будоражат умы, а на месте трагедии там, где в 50 метрах под толщей воды лежит остов погибшего лайнера, стоит сигнальный буй, туманный горн которого каждую ночь оповещает проходящие мимо суда о том, где они и что произошло в этом месте более 100 лет назад.
В 16:30 28 мая 1914 года «Императрица Ирландии» отправилась в свое девяносто шестое плавание от причала Квебека. На борту находились 1477 пассажиров. В первом классе путешествовали несколько известных британских актеров, канадских и американских промышленников, богатых туристов из Европы и множество иных состоятельных пассажиров. Во втором размещались 160 офицеров Армии спасения, отправлявшиеся на конгресс в Лондон. В третьем располагались недавние иммигранты со всей Европы — одни, обустроившись на новом месте, ехали забрать семью, другие, не найдя счастья в Новом Свете, возвращались на родину.
Капитан лайнера Генри Джордж Кендел в тот рейс впервые взошел на мостик «Императрицы» — лайнер вручили ему буквально на днях. Выводить такое большое судно из реки в море ему еще не доводилось, но это и не требовалось: по реке Св. Лаврентия пароход вел штурман Аделар Бренье. Проведя «Императрицу Ирландии» 200 километров вниз по течению мимо самых опасных мелей и порогов, в 1:20 ночи он сошел с судна у последнего порта перед устьем реки.
Командование принял капитан Кендел. Уже через двадцать минут вахтенный доложил ему о судне, поднимающемся по реке примерно в восьми милях справа по борту. Как выяснилось впоследствии, это был норвежский сухогруз «Стурстадт», везущий в Монреаль 10 400 тонн угля.
При встрече двух судов в условиях плохой видимости правила предписывают каждому судну отвернуть вправо, чтобы оба могли пройти слева друг от друга. Однако если суда уже смотрят друг на друга правыми бортами, следует продолжать движение в прежнем направлении, чтобы избежать столкновения при маневре. Поскольку «Стурстадт» находился справа по курсу, Кендел решил для надежности лишь чуть-чуть скорректировать курс влево. Но тут на реку вдруг опустилось облако густого тумана, и сухогруз пропал из виду. Чтобы не искушать судьбу, капитан «Императрицы Ирландии» приказал остановить двигатели. Как только машины остановились, лайнер дал сигнал — два длинных гудка, извещая «Стурстадт» о своем положении и маневре.
Капитан угольщика в этот момент спал крепким сном: Томас Андерсон ушел к себе в каюту в полдесятого вечера, оставив на мостике первого помощника Альфреда Тофтенса и приказав разбудить себя, когда судно окажется в шести милях от Фазер Пойнта (устье реки Святого Лаврентия), либо в случае тумана. В 1:40 ночи, когда вахтенный норвежского судна заметил впереди и чуть слева по курсу встречное судно, до Фазер Пойнта было еще далеко, тумана не было, да и ситуация очевидная: раз встречное судно находится слева, следует выполнять предписанный правилами маневр. Это Тофтенс и делает, развернув «Стурстадт» вправо.
Но тут опускается туман, и через несколько минут Тофтенс слышит гудки в опасной близости от себя. Он отдает распоряжение замедлить ход и отправляется будить капитана. Андерсон прибывает на мостик как раз в тот момент, чтобы увидеть прямо перед собой правый борт «Императрицы Ирландии». В переговорную трубу раздается отчаянный приказ: «Полный Назад»!
В тот же момент Кендел, заметив внезапно возникший из тумана силуэт сухогруза, командует «Полный вперед!» в тщетной попытке уйти от столкновения. Но было слишком поздно — усиленный для борьбы с северными льдами нос «Стурстадта» вошел в корпус лайнера ровно меж двух его труб, разрушив переборку котельного отделения и превратив в месиво обломков каюты третьего класса на нижней палубе.
Столкновение произошло в 1:55 ночи. Гибель лайнера заняла всего 14 минут. Кендел прокричал в рупор, чтобы «Стурстадт» стоял на месте, надеясь, что корпус угольщика останется в пробоине, послужив искусственной пробкой. Но норвежцы уже дали задний ход, и спустя несколько секунд угольщик выдернул форштевень из пробоины и отошел в туман. Через образовавшуюся пятнадцатиметровую пробоину вода хлынула в оба котельных отделения и через открытую водонепроницаемую дверь стала затапливать машинное отделение лайнера. Спустя всего 2 минуты после удара вода залила сначала динамо-машины, а затем и главный распределительный щит, погрузив 170-метровый пятипалубный лайнер во мрак. Вода быстро распространилась по всем отсекам: разделяющие их двери просто не были задраены. Перебитые паровые и электромагистрали не позволили сделать это дистанционно с мостика, а вручную успеть закрыть все двери было уже невозможно, да и в наступившей тьме делать это было уже некому. Электричество отключилось — радист успел послать лишь один сигнал SOS. Через пару минут правый борт погрузился в воду. Те, кто находились на нижних палубах, не успели выбраться: через огромную пробоину и открытые иллюминаторы вода почти сразу затопила коридоры нижних палуб.
Гибнущая «Императрица». Картина автора Jim Clary
Тем, кому удалось выбраться на палубу, повезло немногим больше: лайнер стремительно кренился на правый борт, и размещенные по левому борту спасательные шлюпки, обрывая тали, срывались вниз, давя пассажиров.
Шесть шлюпок с правого борта все же удалось спустить на воду, при этом одна из них, коснувшись воды, перевернулась. Люди в шлюпках начали подбирать барахтающихся в ледяной воде несчастных. Но тут лайнер окончательно завалился на борт, и его трубы погребли под собой одну из забитых людьми шлюпок. Когда огромные трубы легли плашмя, котлы лайнера взорвались, завершив агонию тех, кто оказался внутри корпуса или боролся за жизнь в воде неподалеку. Остававшиеся на палубе пассажиры и матросы, в том числе капитан, оказались в воде. Через четыре минуты «Императрица Ирландии» окончательно погрузилась под воду.
Анимация затопления «Императрицы Ирландии» в реальном времени:
На «Стурстадте» услышали крики утопающих, и капитан Андерсон спустил на воду свои шлюпки. Еще примерно сорок минут экипаж угольщика вылавливал утопающих. На борту поврежденного, но оставшегося на плаву сухогруза приемом и размещением спасенных руководила жена капитана. Когда через 45 минут на место происшествия прибыли услышавшие призыв о помощи почтовые суда Erika и Lady Evelin, все было кончено.
В результате катастрофы 1012 человек погибли, выжили 465. Из 138 детей на борту RMS Empress of Ireland спасти удалось лишь четырех.
Созванная на следующий день специальная комиссия во главе с Лордом Мерси расследовала все обстоятельства и признала виновным экипаж «Стурстадта». Норвежцы не согласились с этим решением, указывая на то, что капитан Кендел без достаточных на то оснований решил выполнять опасный маневр. Современные исследователи соглашаются с этим, обвиняя капитана «Императрицы» в небрежности, добавляя, что на лайнере даже не были задраены водонепроницаемые двери между отделениями — грубое нарушение правил безопасности в условиях плохой видимости.
Заседание комиссии по расследованию катастрофы по главе с Лордом Мерси
Тем не менее, норвежской стороне пришлось продать сухогруз в счёт возмещение убытков. «Стурстадт» прослужил канадцам еще три года и был потоплен немецкой подводной лодкой 8 марта 1917 года у побережья Ирландии. Оба капитана, Кендел и Андерсон, воевали на стороне союзников.
Повреждения «Стурстадта» в результате столкновения с «Императрицей Ирландии»
В знак траура по погибшим Армия спасения организовала в Торонто траурное шествие, равное которому Канада не видела ни до, ни после. В Торонто, Монреале и Римуски — последнем крупном порту на пути следования парохода — поставили памятники. Канадская тихоокеанская железнодорожная компания попыталась поднять судно, чтобы доставить на сушу тела погибших, мешки с почтой и несколько сотен килограммов серебра, но неудобное положение корабля и сильное течение сильно затрудняли работы. Разразившаяся через месяц Первая мировая и вовсе поставила крест на этих планах. Нос судна взорвали динамитом, и из образовавшейся дыры извлекли примерно 250 тел. Остальные до сих пор покоятся на дне.
«Императрица Ирландии» сегодня
Сонарная карта современного состояния обломков «Императрицы»
В отличие от «Титаника», добраться до которого можно только в подводном аппарате, к «Императрице Ирландии» может получить доступ любой квалифицированный водолаз. В июле 1914 года к месту аварии первыми стали спускаться водолазы госдепартамента Канады, а также подводные мародёры. Сталкиваясь с ужасной видимостью и сильным подводным течением реки, аквалангистам удалось поднять на поверхность 318 сумок с почтой и 212 серебряных слитков на общую сумму 1 099 000 долларов США.
В 1964 году останки судна вновь посещались группой канадских водолазов, которых заинтересовала статья в газете «Сан», посвящённая пятидесятилетию трагедии. Они подняли на поверхность медный звонок. В 1970-х годах другая группа водолазов подняла точный телеметрический датчик, медный иллюминатор и компас. В 2000 году место крушения посетил директор Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, знаменитый Роберт Баллард. Он обнаружил, что большая часть останков судна покрылась илом. Он также выяснил, что определённые экспонаты, от креплений до останков людей, продолжали выниматься в разные периоды «охотниками за сокровищами». Было найдено немало останков самих водолазов, погибших во время погружения, главным образом из-за несчастных случаев в ходе проникновения на останки лайнера. С тех пор подобные экспедиции предпринимаются регулярно, несколько канадских компаний, специализирующихся на подводных погружениях, предлагают за деньги спуск к покоящемуся на глубине более 40 метров лайнеру. 30 апреля 1998 года место гибели лайнера правительством провинции Квебек было объявлено историческим памятником, о чём напоминает специально установленный буй. С того же времени запрещено поднимать обломки и любые вещи с «Императрицы Ирландии».
Подготовлено для «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника» и группы «Великие Океанские Лайнеры»
Empress of ireland на дне
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Gaspésie, je t’aime! Музей кораблекрушения Empress of Ireland в Римуски.
Все знают о «Титанике», но мало кто знает о пассажирском корабле «Императрица Ирландии» (Empress of Ireland), который затонул в заливе Св. Лаврентия, недалеко от Pointe-au-Père, Quebec, около 1:30 ночи, 29 мая 1914 года.
По наиболее точным оценкам считается, что на корабле было 1477 пассажиров и обслуживающего персонала и команды, из которых 1012 погибло. Из 138 детей на борту выжило только 4. Из 717 пассажиров 3 класса выжило 133. Из 253 пассажиров второго класса выжило 48. Из 87 пассажиров 1 класса выжило 36. Кажется совершенно невероятным, что одним из членов команды был кочегар Вильям Кларк, который благополучно служил на Титанике и выжил его крушение, и не менее благополучно продолжил карьеру на Императрице и пережил и это крушение. Вот уж, поистине, родился в рубашке! На Титанике погибло 829 пассажира, в то время как на Императрице потери составили 840 человек. Однако, Титаник потерял больше обслуживающего персонала.
Существует легенда, что корабельная кошка Эмми, которая не пропускала ни одного вояжа, в этот раз отказалась идти на борт. Сколько её ни заманивали, она не хотела отправляться в это плавание. Говорят, что она провожала корабль, сидя на пирсе № 27, куда позже привозили тела погибших.
Некоторые вещи, которые везли с собой пассажиры и которые гораздо позже достали со дна
Посуда (с облезлой золотой каемочкой)
Молочник и сахарница
На этом мы закончили свое быстрое и однобокое знакомство с Римуски и отправились в Ste-Anne-des-Monts, наслаждаясь великолепными видами. На этом берегуСв. Лаврентия оказалось очень красивое побережье и ехать по нему было одно удовольствие.
Истории легендарных морских катастроф продолжают будоражить воображение людей даже многие десятилетия спустя. Не менее трагическая гибель пассажирского лайнера «Императрица Ирландии». Это событие было отражено в сотнях заголовков, так как шокировало весь мир.
Пароход «RMS Empress of Ireland» был построен в 1905 году и спущен на воду в 1906 компанией «Канадиан Пасифик». Он стал не только одним из самых больших кораблей, но и самым быстрым и роскошным судном на реке Сент-Лоуренс. Это был золотой век кораблестроения. Пароходы были единственным транспортом, позволявшим пересечь Атлантику. В Новый Свет, хотели попасть бизнесмены, везущий ценные бумаги в США, или поселенцы, желающие разбить свою ферму в Западной Канаде. Единственным шансом был пароход.
После трагедии «Титаника» в 1912 году, инженеры старались уделять особое внимание вопросам безопасности. Компания «Канадиан Пасифик» незамедлительно увеличила количество спасательных лодок для экипажа и пассажиров. Пароход «RMS Empress of Ireland» считался одним из самых надежных для своего времени. Количество шлюпок было удвоено и они стали размешаться выше для удобства использования пассажирами.
Когда пассажирское судно «Императрица Ирландии» покидало Квебек, стояла ясная погода, но как только пассажиры стали готовиться ко сну, вокруг всё окутал густой туман. Внезапно в 2 часа ночи из него выплыла угольная баржа «Storstad» с укреплённой кормой и протаранила лайнер.
«Императрица Ирландии», как и другие пароходы того времени была построена по принципу двух секций, согласно которому даже при затоплении части отсеков, корабль обязан был оставаться на плаву.
Через некоторое время на угольной барже сменили рулевого. Капитан Томас Андерсон передал управление старшему офицеру Альфреду Тофтансу, который впоследствии думал, что видит левый отличительный огонь парохода «Императрица Ирландия» и хотел развести корабли борт о борт. Ему казалось, что пароход шел южнее и придерживался своего курса. Внезапно корабли окутал густой туман, и они потеряли друг друга из вида. В этом случае Тофтанс был обязан вызвать капитана на мостик, но не сделал этого. Судебное расследование показало, что эта авария могла произойти при смене курса одним или обоими судами. Именно на этот маневр и пошел Тофтанс, слегка скорректировав курс вправо. На основании этого лорд Мерси и обвинил экипаж «Storstad», в случившемся. Но кажется, в этой простоте есть подвох.
Исследователи решили посмотреть на ситуацию со стороны норвежского судна. Они изучили корабельный журнал, который считался потерянным после суда 1914 года. Сейчас это единственно подлинное свидетельство тех времен.
Как выяснилось, к данным бортового журнала при проведении расследования практически не обращались и даже не приложили его к делу. Возможно, суд поспешил с вердиктом. Лорд Мерси и суд на протяжении всего расследования явно приняли сторону Кендола, видя в экипаже иностранцев. Сыграл роль и языковой барьер. Будучи очень известной компанией, «Канадиан Пасифик» пользовалась особым расположением у следователя.
Внезапно всё покрывается туманом, видимость теряется, а связи между судами нет. Никто из членов экипажа не мог оценить ситуацию. Капитан Кендол останавливает судно и остаётся в таком положении 8 минут. Подаёт гудок из рулевой рубки. Внезапно из тумана появляется «Сторстад», и капитан понимает, что сейчас его борт протаранят. Катастрофы не избежать.
Вскоре пароход перевернулся, трубы оказались в воде. Затем показалось, что затопление прекратилось. Люди в панике кричали. Однако судно продолжало набирать воду. Всего через 14 минут судно скрылось под водой полностью.
Когда шлюпки угольной баржи прибыли на место аварии, команда была шокирована масштабами аварии. Оказавшиеся в ледяной воде пассажиры отчаянно боролись за свою жизнь. Людям, которым удалось забраться в спасательные шлюпки, повезло, их доставили на «Сторстад». Некоторые были почти голыми. В таком виде их и доставали из воды. Всего погибло 1012 человек, в живых остались лишь единицы.
Согласно теории столкновение могло произойти по причине невнимательности одного из членов экипажа лайнера. Когда Кендол дал команду скорректировать курс вправо, то рулевой выкрутил штурвал немного больше, чем было необходимо. На «Сторстаде» увидели красный сигнал «Императрицы Ирландии» и решили, что они смогут пройти борт к борту, таков был задуманный маневр.
Возможно, что Кендол изменил траекторию, чтобы уйти из места скопления судов и избежать столкновения, но во время маневрирования подставился под курс движения «Сторстада».
102 года назад затонул канадский «Титаник» — океанский лайнер «Императрица Ирландии»
Злополучный корабль построили в Глазго в 1906 году вместе с собратом — судном «Императрица Британии». Поскольку бренд задействовали самый высокий, лайнеры оснастили по высшему классу. Особое внимание уделили непотопляемости: трюм был разбит на 11 отсеков, а угроза затопления могла возникнуть только когда были полностью залиты минимум два отсека. Если же такого объема не набиралось, лайнер мог держаться на плаву хоть вечность. «Императрица» занималась перевозкой переселенцев, тем не менее, на корабле имелся салон первого класса на 300 пассажиров. Внутренняя отделка салона не уступала такому же на «Титанике» — кожаная мебель, резные, позолоченные потолки, пальмы. Оба лайнера были очень быстроходны: на дорогу от Ливерпуля до Квебека уходило всего шесть суток, так что недостатка в пассажирах не было. И, наконец, после гибели «Титаника» на судне заменили оборудование для раннего обнаружения айсбергов. Поставили самое новейшее — ледяные глыбы теперь «Императрице Ирландии» не угрожали…
Итак, 29 мая 1914 года лайнер вышел из Квебека. Им управлял опытнейший капитан Генри Джордж Кендел. Судно прошло первые 200 миль, и практически сразу капитану доложили, что в восьми милях от лайнера навстречу идет норвежский сухогруз «Сторстад», везущий в Монреаль 10 400 тонн угля. Погода была ясная, неожиданностей не предвиделось. Было около часа ночи. По иронии судьбы капитан норвежского судна Томас Андерссон в половине десятого отправился спать, оставив за себя старшего помощника и приказав разбудить его, как только сухогруз окажется в шести милях от устья реки Св. Лаврентия, или в случае тумана. Кендел в это время, определив, что сухогруз идет справа по борту, решил чуть-чуть увернуть в сторону, чтобы корабли разминулись безо всяких проблем. Планы спутал густой туман. Его облако внезапно накрыло оба корабля, и судоводители потеряли очертания приближающегося «встречного» из виду. Первым среагировал Кендел. Он приказал застопорить двигатели, рассчитывая, что норвежцам так будет легче обогнуть стоящий лайнер. А дальше, как того требовала инструкция, дал три долгих гудка в тумане. Норвежский старпом побежал будить капитана, на несколько секунд передав штурвал дежурному матросу. Когда он услышал устрашающе близкие гудки «Императрицы Ирландии», то похолодел от ужаса и растормошил капитана в считанные секунды. Андерссон появился на мостике в аккурат в то мгновение, когда усиленный для разрезки льдов нос «Сторстада» готов был врезаться в борт «Императрицы».
— Полный назад! — успел крикнуть Томас. И в то же мгновение раздался жуткий треск!
Кендел в мегафон закричал что есть силы Андерссону:
— Ни в коем случае не сдавайте назад! Иначе мы погибли!
Но норвежец уже отдал команду за мгновения до столкновения.
Статья в российской газете «Искры»
Смертный приговор для большинства пассажиров был определен тем, что многие из них так и не успели познакомиться с устройством лайнера. Часть из них просто запуталась в системах коридоров, переборок, не зная, в какую сторону бежать. Другие оказались заблокированы в своих каютах. Одни не успели проснуться, кто-то слишком медленно одевался, кто-то хотел найти документы. Из 717 пассажиров нижних палуб выбраться на поверхность смогли около сотни… На борту «Императрицы Ирландии» имелось 36 шлюпок, но удалось спустить на воду только девять. Из них несколько шлюпок раздавило падающим бортом лайнера. К тому же перед окончательным погружением махины в воду (судно имело в длину 172 метра и в ширину 20 метров) взорвались машинные котлы, разметавшие людей, которые могли бы спастись. Спасательные жилеты оказались практически бесполезными: температура воды составляла около 5 градусов, самые тренированные могли в ней находиться не дольше 15 минут. Капитана Кендела выбросило за борт взрывной волной от разорвавшихся котлов, но он остался жив. уже через день предприняли попытки отыскать несколько тонн слитков серебра и драгоценности пассажиров. Некоторые из водолазов по неосторожности распороли шланги подачи воздуха и навечно остались на дне…
CORBIS/RPG, Огонек
Долгие годы обе стороны так и не могли решить, кому платить убытки. Норвегия категорически отказалась платить, так как норвежский суд признал капитана Андерссона и его старпома невиновными в катастрофе. Канадцы в ответ просто конфисковали судно. Тех же, кто пострадал в этой катастрофе, власти постарались… забыть. Чтобы выплатить хотя бы небольшие пособия сиротам, вдовам и близким родственникам погибших, в Лондоне и Саутгемптоне был создан фонд пожертвования. Конечно, он не мог компенсировать всех страданий… В Торонто есть памятник жертвам той страшной трагедии. Ежегодно 29 мая сюда собираются люди почтить память погибших.
«Императрица Ирландии» лежит на глубине около 130 футов, что дает возможность аквалангистам делать погружения к затонувшему кораблю. Температура воды в реке Св. Лаврентия опускается к 34 градусам по Фаренгейту даже летом, течения достигают скорости в 5 узлов, видимость ограничена: такие погружения под силу только специалистам.
Тем не менее уже состоялись сотни погружений к «Императрице» с того времени, как ее нашли снова в средине 1980-х. Некоторые дайверы относились к обломкам с уважением и открывали новые обстоятельства кораблекрушения, другие же оставили следы бессмысленных разрушений.
CanadianPacific наняла спасательную компанию, что бы вернуть себе почту первого класса, сейф эконома, что в наши дни составляет около 2 миллионов долларов. Спускаясь к дыре, которая осталась от взрыва в комнате для вещей первого класса и комнаты для почты, можно натолкнутся на опасные запутанные провода и внутренние обломки, которые остались от раскиданных чемоданов и их содержимого.
Хотя корабль и лежит на поверхности из гравия, внутренности Императрицы уже наполовину заполнены илом. Тем не менее, в почтовой комнате одни из дайверов нашел целую коробку чисто запакованных газет : бумага белая, текст все еще можно прочитать, а дата стоит 27 мая 1914, за день до отплытия из порта. Когда он вернулся в следующий раз, то ил уже спрятал все находки.
30 апреля 1998 году остатки Императрицы Ирландии были объявлены историческим местом местными органами власти Квебека. Место кораблекрушения стало первым подводным наследием Квебека, а также стало под протекцией Канадского торгового морского права.
The Marine Art Gallery of the Atlantic. Located in Lunenburg Nova Scotia.
Спустя три месяца после катастрофы Императрицы Ирландии началась первая Мировая война. Количество смертей в Европе быстро превысило количество жертв кораблекрушения. Потери кораблекрушения поблекли на фоне кровавых убийств средствами современной военной техники. Импертрица Ирландии стала частью «забытой истории».
Последний пассажир Императрицы Ирландии Грейс Ханадан Мартин (Grace Hanagan Martyn) последний пассажир Императрицы Ирландии умер 15 мая 1995 года.