Фэшн иллюстрация это что
Модная иллюстрация: что это, история и новый виток популярности
Перелистывая модные журналы и каталоги брендов, мы привыкли видеть привлекающие внимание фотографии с идеальными моделями в дизайнерской одежде и аксессуарах. Но как модницы узнавали о тенденциях в одежде до изобретения и популяризации фотоаппаратов? Что публиковали на своих страницах журналы? «Предком» фотографии выступала fashion-иллюстрация, которая способна эффективно транслировать последние тенденции и продавать продукцию модной индустрии. Сегодня рисованные картинки вновь вернулись и получили популярность.
История фэшн-иллюстрации
Что такое fashion-иллюстрация мир узнал около 500 лет назад. В XVI веке художники рисовали придворных дам и кавалеров в модных нарядах, а в конце века свет увидела книга с изображениями одежды и руководствами по их пошиву. Первым фэшн-иллюстратором принято считать художника Вацлава Холлара, который жил и работал в Лондоне с 1640-х годов. Он был настоящим трудоголиком и создал около 3 000 гравюр в технике офорта на самые разные темы от пейзажей до рисунков женских нарядов. В 1679 году в Лионе впервые вышел журнал Mercure Galant, который стал пионером в мире модного глянца. Издание содержало рисунки легендарных художников Пьера Боннарома, Абрахама Боссома и многих других.
Активное развитие модной иллюстрации пришлось на конец XIX и начало XX веков. В то время журналы получили всеобщую популярность, модники всего мира с нетерпением ждали выхода новых выпусков. Это в свою очередь способствовало появлению великих иллюстраторов, которые стали связующим звеном между модой и людьми.
Художники Чарльз Дана Гибсон и Джованни Болдини работали в конце XIX и середине XX веков, именно они во многом повлияли на формирование самого понятия женской красоты, изображая моделей в изысканных нарядах и со стройной фигурой. Отдельного внимания заслуживает Гибсон, т.к. он создавал своим героиням особый образ, которому старались подражать реальные женщины. По сути, «Девушки Гибсона» были первыми рисованными иконами стиля! Особый вклад в развитие жанра также внесли модные иллюстраторы Пол Ирибе, Жорж Барбье, Жорж Лепэйп, Эрте, Кеннет Пол Блок и многие другие.
С 1930-х годов Vogue начал публиковать на обложках фотографии, что пагубно сказалось на fashion-иллюстрации. В 1960 годах направление «сдало» позиции и уступило место снимкам, однако никогда не исчезало и продолжало развиваться.
Новый виток fashion-иллюстрации
Появление веб-версий журналов, модных блогов и социальных сетей возродило к жизни жанр фэшн-иллюстрации. Дело в том, что фотографии ограничивают фантазию человека, не позволяют достроить образ самостоятельно, т.к. зритель видит цельную картинку с идеальной моделью.
Марки одежды и аксессуаров все чаще обращаются за помощью к иллюстраторам, они используют их рисунки для принтов, а также паттернов для тканей. Многие бренды отдают предпочтение рисованным баннерам и плакатам для привлечения внимания покупателей в фирменных магазинах.
Модные журналы и дизайнеры «облюбовали» иллюстрации для создания рекламных кампаний, что вполне естественно, т.к. рисунки позволяют покупателю проявить фантазию и примерить на себя созданный образ, додумать историю, это не всегда возможно при использовании фотоснимков с моделями.
Популярные блогеры, пишущие об индустрии моды, также обратились к иллюстрациям. Они создают картинки, отражающие будущие тренды, плюс сопровождают свои луки рисованными копиями. Многих из них замечают известные журналы или дома мод, предлагая сотрудничество. Так рисованная зайчиха Фифи Лапин превратилась в целый бренд.
Социальные сети жаждут контента, причем «теплого», дело в том, что пользователи пресытились прямой рекламой продукта, которая не вызывает сильного эмоционального резонанса и блокирует воображение. Иллюстрации также позволяют избежать троллинга и негативных комментариев, у пользователей отпадает причина выливать недовольство касательно «отфотошопленных» моделей и их фигур.
Работа модных иллюстраторов
Современные иллюстраторы возрождают модный рисунок, опираясь на богатую историю fashion-иллюстрации. Они работают в разнообразных техниках: от акварели до акрила, при этом виртуозно сочетают рисование от руки с компьютерными технологиями.
Фэшн-художники делают скетчи на модных показах (без них не обходится ни одна Неделя Моды), переносят стритстайл на бумагу, отрисовывают луки, создают паттерны для тканей, ассистируют дизайнерам одежды при создании коллекций. Они работают над иллюстрациями для модных журналов, книг, фильмов, рекламных роликов, веб-сайтов, социальных сетей, сотрудничают с брендами одежды, косметики, аксессуаров и товаров класса люкс, рекламными агентствами, издательствами и дизайнерскими бюро.
Иллюстраторы должны быстро делать зарисовки от руки, уметь работать с профессиональными программами (Adobe Illustrator, Photoshop и т.д.), справляться с заданиями в срок, а главное иметь узнаваемый индивидуальный стиль и неиссякаемый источник вдохновения.
Обучение на фэшн-иллюстратора
С каждым годом конкуренция в этом жанре возрастает, поэтому если вы хотите профессионально заниматься fashion-иллюстрацией, пройдитеобучение. Институт Marangoni предлагает 2 узкоспециализированные программы:
В ходе обучения студенты знакомятся с работами великих художников, рассматривают прошлые и современные тренды, осваивают разнообразные техники рисования и развивают собственный стиль. Они много практикуются и по окончании курса готовят профессиональное портфолио, которое становится началом увлекательной карьеры в мире моды.
Кроме того, обучение фэшн-иллюстрации включено во все программы Бакалавриата и Интенсивные курсы по дизайну одежды и аксессуаров от Istituto Marangoni, включая:
Больше подробностей о поступлении в институт Марангони вы можете узнать у специалистов STUDIES&CAREERS.
Где учиться фэшн-иллюстрации
Чем фешн-иллюстрация отличается от обычной? Нужно ли получать специализированное образование или достаточно художественной школы? Разбираемся вместе с экспертами IQ Consultancy и ведущим модным вузом Европы Istituto Marangoni.
Современная фэшн-иллюстрация родилась из эскизов одежды первых модельеров. С помощью скетчей дизайнеры согласовывали свои идеи с клиентами — это было дешевле, чем каждый раз шить образец из ткани.
Позже модные рисунки стали использовать в рекламе новых коллекций и на страницах журналов — Vogue, Life, Harper’s Bazaar, La Gazette du Bon Ton.
Вечерние платья, журнал La Gazette du Bon Ton, 1922 г.
Сейчас фэшн-иллюстратор — полноценная профессия. Талантливых художников с оригинальной подачей рисунка ищут рекламные агентства, дома моды, бутики и глянцевые журналы. Чтобы попасть в топ востребованных специалистов и участвовать в главных событиях в мире моды, нужно иметь не только талант, но и качественное образование. Прежде чем стать постоянным художником Christian Dior, Бил Донован учился в Институте искусств в Филадельфии, перешел в Fashion Institute of Technology в Нью-Йорке и 7 лет повышал мастерство на курсах по всему миру.
Совет
Обучение на fashion-иллюстратора отличается от обычного художественного образования. Здесь важно не только уметь рисовать, но и знать рынок изнутри, понимать его тенденции, заводить деловые контакты. Рекомендуем начать знакомство с fashion-иллюстрации на краткосрочных курсах в Istituto Marangoni.
Что рисовать
Работа фэшн-иллюстратора — создавать скетчи, наброски, картинки, лукбуки, рекламу, обложки в стиле fashion. Это значит — броско, ярко, с акцентом на смысловые детали образа.
Диснеевские принцессы в стиле fashion, Guillermo Meraz
Одни художники делают скоростные зарисовки на модных показах, другие готовят иллюстрации для книг, журналов и онлайн-ресурсов. Еще один плюс качественного и долгосрочного обучения в профессиональных школах — опыт работы над реальными проектами из разных сфер индустрии. Такой подход помогает начинающим иллюстраторам найти свое направление.
Иллюстрации Маноло Бланика, дизайнера обуви
Фэшн-иллюстрация востребована не только в дизайне одежды. Можно рисовать для брендов аксессуаров, парфюма и косметики.
Екатерина Петропавловская во время обучения в Милане вдохновилась общением с представителями Valentino, Gucci и других модных домов и начала карьеру иллюстратора. Она рисовала иллюстрации для косметических брендов M.A.C, Benefit, TIGI, Kiehl’s, Avon.
Схемы макияжа для косметики M.A.C.
Часто художники работают вместе с рекламными агентствами и оформляют сезонные кампании брендов: постеры, билборды, витрины, стены в магазинах. H&M использует работы фэшн-иллюстраторов Алексис Макензи и Лауры Лайне для принтов на футболках.
Оформление стены для рекламы летней коллекции магазина одежды, Ste Johnson
Отдельное направление профессии — фэшн-паттерны. Это отрисовка принтов и узоров, которые будут использоваться в новой линейке одежды.
Иллюстрации Sabine Pieper
Как рисовать
Настоящий модный художник объединяет в себе традиции и прогресс. Он должен разбираться в анатомии, истории стиля, одежды и рисунка, владеть современными инструментами и знать тенденции рынка.
У моды свои требования к пропорциям тела — длинные ноги, тонкая талия, угловатые позы
Традиционно иллюстраторы рисуют на бумаге — для каждого материала она будет своя. Самые распространенные инструменты художников — тушь, акрил, акварель, дизайнерские маркеры. Они позволяют передать динамику и яркость картинки.
Если автор предпочитает создавать или обрабатывать рисунки в электронном виде, то ему необходимо разбираться в графических редакторах, как минимум в Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
Чаще всего иллюстраторы комбинируют оба способа работы — сначала рисуют эскиз вручную, а затем обрабатывают его в программе.
Иллюстрации Rongrong DeVoe
Где учатся фэшн-иллюстраторы
Российский образовательный подход в этой сфере ориентирован на массового слушателя: преподаватель рисует красивую картинку, а ученики повторяют за ним техники. Конечно, в результате выпускники получают портфолио из базовых примеров, но в перспективе не выходят дальше изученных приемов.
Пример программы одной из художественных онлайн-школ
Опыт разработки идей для «живого» заказчика у таких студентов отсутствует — российские онлайн- и офлайн-курсы, как правило, не предполагают участия в реальных проектах для действующих компаний.
Еще один минус учебы на иллюстратора в России — студентам попросту негде завести полезные знакомства для выхода на международный уровень. А в мире моды это один из определяющих факторов успеха.
Две истории успеха
Иллюстратор и дизайнер Алина Заманова училась в Киевском национальном университете технологий и дизайна, а затем поступила в London College of Fashion. Во время практики в McQueen сотрудникам было категорически запрещено давать друг другу советы или помогать — каждый работал над собственным стилем. Сейчас Алина развивает личный бренд одежды и шарфов, а среди ее клиентов — косметика Revlon, журналы L’Officiel India и Hunger Magazine, купальники Aro Swimwear.
Иллюстрации Алины Замановой
Известный российский фэшн-иллюстратор Алена Лавдовская училась на стилиста в Art Institutes Sаn Francisco и итальянской академии NABA. Сейчас она работает в креативном отделе московского ЦУМа и рисует для Dior, Hugo Boss, Lancôme, Tiffany. Работы Алены печатает Vogue, Harper’s Bazaar, Elle, Numéro.
Иллюстрации Алены Лавдовской
Совет IQ Consultancy
Чужой опыт вдохновляет и помогает развеять страхи. Перед выбором вуза почитайте отзывы о нем и по возможности пообщайтесь с представителями университета лично. Мы собрали истории трех выпускников Istituto Marangoni и регулярно проводим бесплатные встречи с представителями вузов.
Актуальные программы-2018
Итальянцы хорошо разбираются в моде и рисовании — именно здесь родились Боттичелли, Микеланджело, Миучча Прада и Джорджио Армани. Неудивительно, что лучшие образовательные программы по этим направлениям разработаны в Милане.
Студенты курса «Искусство фэшн-иллюстрации» Istituto Marangoni учатся анализировать работы художников и искать среди них собственный стиль. Параллельно знакомятся с историей модного рисунка и осваивают техники рисования. Курс длится три недели, последняя отведена на собственный проект-портфолио.
Иллюстрации Francesco Monteverde, выпускника Istituto Marangoni
Обучение модному рисунку входит и в программы бакалавриата и магистратуры по направлению «дизайн»:
В одногодичных курсах по дизайну обуви, дизайну аксессуаров и дизайну одежды также есть специализированное обучение рисунку.
Частная академия дизайна Nuova Accademia di Belle Arti Milano (NABA) предлагает курсы по фэшн-иллюстрации на итальянском языке. Студенты начинают обучение с анатомии и силуэта, а во второй части переходят к практической работе в трех стилях — историческом, подиумном и уличном.
Как стать фэшн-иллюстратором
Возьмите лист бумаги, карандаш или маркер и попробуйте скопировать рисунок, который вам нравится. Получилось идеально? Отлично. Хотите лучше? Тогда нужно учиться.
IQ Consultancy — официальный представитель Istituto Marangoni и NABA в России, Украине и Чехии. Наши специалисты:
Позвоните нам по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы расскажем об актуальных программах по модной иллюстрации, подберем подходящую, поможем собрать документы, получить студенческую визу и успешно зачислиться.
опыта работы на рынке зарубежного образования
студентов поступают в выбранную школу или вуз
студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира
учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше
Фэшн-иллюстрация
Содержание
Техника фэшн-иллюстрации
Для фэшн-иллюстрации используются различные технические приемы: от традиционных акварелей и графики, до современных техник с использованием акрила и принта, а также компьютерной графики. Техника меняется на протяжении всей истории этого вида иллюстрации.
История
1850-1900. В авангарде фэшн-илллюстрации Джованни Болдини (1842-1931), работающий во Франции. Начинал как портретист, но в историю вошел как один из первых модных иллюстраторов. Его техника – быстрые, смелые мазки, асимметрия и изгибы модерна, импрессионистическая манера.
1910-1920. Одним из самых видных фэшн-иллюстраторов этих лет считается француз Жорж Лепэйп (Georges Lepape) (1887-1971), он также много сотрудничал с дизайнером Полем Пуаре, рисовал его наряды для журналов. У него свой стиль, более плоские фигуры женщин и более декоративное решение. Этот стиль ему позволил стать большим мастером обложек, для Vogue y cделал более 100 обложек.
1920-1930. Первая мировая война (1914-1918) ознаменовала большие изменения в моде и в роли женщины. Эмансипация дала женщинам больше свободы, они перестали быть только объектом для украшения. Ведущим модным иллюстратором этого времени считают Эрте. Это имя – аббревиатура из инициалов, настоящее имя художника Ромен де Тиртоф (Romain de Tirtoff, 1892-1990). Он родом из санкт-Петербурга, но жил и работал в Париже. Его иллюстрации подняли стиль ар-деко в иллюстрации на вершину мастерства. Он, как Ирибе, Барбье, Лерэйп, работал с модельером Пуаре. Но всемирно известную славу Эрте принес десятилетний контракт с Harper’s Bazar в 1915 году.
1930-1940. В американской фэшн-иллюстрации более 35 лет держал пальму первенства Карл Оскар Август Эриксон (1891-1958). Он известен своим сотрудничеством с Vogue и косметикой Coty. Его рисунки узнаются по смелой кисти, разнообразию цвета и особому стандарту женской красоты – девушки с очень тонкими талиями. А в модных кругах его звали Эрик, под таким именем он публиковался в журналах.
Grafstrom, 1905-1986), его работы в американском Vogue начали появляться в 1933 году. Критики считают, что на его технику оказали влияние французские художники фовисты, и в особенности Анри Матисс.
Стиль американских модных иллюстраторов внес свежую струю в жанр после главенства в нем французских мастеров. Работы Эрика и Графстрома были на обложках журналов Vogue, the Delineator, Cosmopolitan, Woman’s Home Companion.
1940-1950. 1939 год стал поворотным для фэшн-иллюстрации, журнал Vogue начал заменять графику на фотографии, выходят фотографические обложки и шутинги, и фотография больше нравится потребителям, чем условный рисунок.
Несмотря на угасание интереса к фэшн-иллюстрации в журналах, многие фэшн-иллюстраторы в эти годы находят свое применение в области рекламы. Рене Буше (Rene Bouche, 1905-1963) начинал работу в Vogue в 1338 году, но после стал сотрудничать в рекламной иллюстрации с такими марками как Elizabeth Arden, Saks Fifth Avenue и Helena Rubenstein. Его техника отличается миксом сочной графики и эффекта мокрой кисти. До сих пор приемы Буше копируются художниками по всему миру.
1950 – 1960. В этот период стоит отметить двух мастеров. Один из них – это Кеннет Пол Блок (Kenneth Paul Block, 1924-2009), работавший в Америке. В период 50-60-х годов конкуренцию фэшн-иллюстрации составляет не только фотография, но и телереклама. Это требует от иллюстраторов особого мастерства и эффектности рисунков. Кеннет Пол Блок рисовал смело, отражал движение женских фигур, никогда не выбирал статичность. Его работа пастелью напоминала шедевры импрессионистов. Художник сотрудничал с журналами Women’s Wear Daily и W magazine на протяжении почти 40 лет, начиная с 1950-х годов.
Издания Harper’s Bazar, New York Times, Herald Tribune гордятся сотрудничеством с ещё одним знаковым художником 50-60-х годов – канадцем Ирвином Кросфвэйтом (Irwin Crosthwait, 1914-1981). Этот автор не боялся привнести в графику живописные приемы.
1960-1970. Начало 1960-х годов называют концом эпохи фэшн-иллюстрации в качестве основной формы иллюстрации в глянцевых журналах. Однако эти годы также отмечены всеобщим подъемом в искусстве, поп-музыке, кино и фото. И нашелся иллюстратор, который смог вписаться в тенденции 1960-х годов, а не конкурировать с ними. Это была Кэролайн Смит. Её вдохновляли картины поп-арта, яркие символы и геометричная графика. Работы Смит публиковались в изжаниях Harper`s Bazar, Queen, Elle и Cosmopolitan.
1970-1980. В это время на художников оказывает влияние панк-музыка и поп-культура. Один из самых влиятельных иллюстраторов того времени – Антонио Лопес (1943-1987), уроженец Пуэрто-Рико, обучался в Нью-Йорке, а творил в Париже. Он подписывал свои работы просто «Антонио» и под этим именем вошел в историю искусства. В его стиле переплетается стиль комиксов, находки фэшн-иллюстраторов «золотой эры» иллюстрации. Он работал тушью, пером, акварелью, углем и даже включал в иллюстрации фото, сделанные фотоаппаратом Polaroid. Считается, что Антонио возродил забытое искусство фэшн-иллюстрации. Мастер работал с изданиями Vogue, Harper’s Bazaar, Elle, Interview, The New York Times.
1980-1990. Начинается новый виток фэшн-иллюстрации, возврат к стандартам графики 1920-х годов. В моде гротеск, минимализм, техничность уступает место индивидуальности. В этот период основными выразителями стиля являются два автора – Стивен Стипельман и Джордж Ставринос.
Стивен Стипельман известен как автор настоящей «Библии» для иллюстраторов, его книга «llustrating Fashion: Concept to Creation» («Иллюстрируя моду: от концепции до воплощения») переиздается до сих пор и является учебным пособием для начинающих авторов. Стиль Стивена менялся со временем и он достиг больших высот в графике, с которыми и делится на страницах книги.
1990-2000. Новое испытание для фэшн-иллюстрации – цифровая фотография и компьютерная графика. Но снова жанр выжил и предложил новые техники и решения, обогатив илююстрацию. Один из видных мастеров-новаторов – Дэвид Даунтон (род. В 1959). В 1996 году он иллюстрировал модные страницы для Financial Times. После этого влюбился в моду и стал работать над своим стилем в фэшн-иллюстрации. Список клиентов Дэвида огромен: Tiffany & Co, Bloomingdales, Barney’s, Harrods, Top Shop, Chanel, Dior, L’Oreal, Vogue, Harper’s Bazaar, V Magazine, V&A Museum.
Книги о фэшн-иллюстрации
Есть книги-альбомы почти о каждом видном мастере фэшн-иллюстрации.
Использование фэшн-иллюстрации для различных проектов
Современная фэшн-иллюстрация
Разнообразие современных авторов поражает. Все накопленное за историю фэшн-иллюстрации сейчас востребовано, строгих рамок не существует, и даже наличие компьютерной графики никак не сократило количество мастеров.
1. Лора Лэйн (Laura Laine), Финляндия
2. Цедрик Риврэйн (Cedric Rivrain), Франция
3. Стина Перссон (Stina Persson), Швеция
4. Джонни Чейк (Johnny Cheuk), Гонконг
5. Надя Флауэр (Nadia Flower), Новая Зеландия
6. Софи Гриотто (Sophie Griotto), Франция
7. Сьюзан Бухарт (Susan Burghart), США
8. Виктория Болл (Victoria Ball), Великобритания
9. Монтсе Берналь (Montse Bernal), Испания
10. Венди Пловманд (Wendy Plovmand), Дания
У каждого мастера есть свой блог или сайт, на нем можно посмотреть портфолио автора. Современные фэшн-иллюстраторы востребованы и в рекламе.