Фэшн индустрия что это значит
fashion индустрия
Смотреть что такое «fashion индустрия» в других словарях:
Индустрия — (Industry) Индустрия это важнейшая отрасль народного хозяйства Индустрия красоты, туризма, развитие строительной, гостиничной, игровой индустрии Содержание >>>>>>>>>>>>>>> Индустрия (In … Энциклопедия инвестора
Экономика региона Иль-де-Франс — Регион Иль де Франс на карте Франции … Википедия
Супермодель — Жизель Бюндхен, самая высокооплачиваемая модель в мире с 2004 по 2011 г.[1][2] … Википедия
Деффи — Деффи, ольга Ольга Деффи – известный российский дизайнер, модельер. Ольга Деффи постоянная участника Russian Fashion Week, Volvo Недели Моды в Москве. Она регулярно участвует в программе «Доброе утро» на первом канале и вместе с ведущими звездами … Википедия
Винтаж (группа) — Винтаж Vintage … Википедия
Майами — У этого термина существуют и другие значения, см. Майами (значения). Город Майами англ. Miami Флаг Герб … Википедия
Модельное агентство — Модельное агентство компания, которая представляет моделей для работы в индустрии моды. Обычно получают комиссию от доходов модели, полученных через агентство … Википедия
Земфира — В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия
Ебург — Город Екатеринбург Флаг Герб … Википедия
Fashion‑стартап с нуля: инструкция для начинающих предпринимателей
Fashion-индустрия на протяжении многих лет остается очень привлекательной сферой. Молодые люди горят желанием создавать собственные коллекции или стремятся приобщиться к fashion другими способами — через журналистику и маркетинг, фотографию и менеджмент. В Instagram появляется все больше магазинов начинающих дизайнеров, и у многих складывается мнение, что fashion-индустрия — это просто и весело.
На самом деле мода в России — непростой сегмент, требующий от предпринимателя отличного знания рынка, широкую сеть контактов, а также понимания законов индустрии. Fashion — один из самых высококонкурентных рынков, и барьеры входа сюда, на первый взгляд кажущиеся низкими, на самом деле невероятно высоки. Но если у вас есть вдохновение, огромное желание реализовать себя и силы идти к своей цели, смело пробуйте! Вот несколько правил для новичков.
Определитесь с продуктом
Подумайте, в каком сегменте вы планируете развивать бренд: обувь, одежда или аксессуары. Выбирайте сердцем: то, что вызывает у вас большее вдохновение и желание работать, имеет больше перспектив стать прибыльным предприятием. Здесь не должно быть никакого бизнес-расчета либо градации по уровню сложности (к примеру, неверно думать, что сумками заниматься легче, чем обувью и т.д.). Крайне важно понимание своей аудитории и осознание того, что сейчас модно и популярно — неважно, работает ли вы с сумками, аксессуарами, обувью или выпускаете линейки одежды.
Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте
Нарисуйте портрет своего покупателя
Весь fashion-бизнес завязан на целевой аудитории: модельный ряд, каналы сбыта, маркетинговая политика, tone of voice бренда. Чтобы ваш товар не пылился на полках, изучайте потребности, проблемы и боли своей аудитории и убедите их, что ваш товар полностью их решит.
Например, если ваша аудитория — люди старше 40-45 лет, а продажу продукции вы планируете в регионах, то даже нет смысла вкладываться в онлайн-ритейл, развивать интернет-магазин и планировать масштабную виртуальную кампанию, предпочтение следует отдать классической рознице. Запуская на рынок наш бренд Sabellino, мы ориентировались на молодых активных девушек 20-25 лет, поэтому старались создавать обувь по последним мировым трендам, сделать товар ярким и привлекательным, но при этом практичным, работать в среднем ценовом сегменте и делать ставку на развитие сайта и продажи через онлайн-гипермаркеты типа Lamoda и Wildberries.
Изучите рынок и технологию
Всем начинающим предпринимателям было бы полезно получить профильное образование — технологическое или бизнесовое. Если у вас небольшая компания, где основатель по специальности технолог обувного производства, отлично, одна важная компетенция уже автоматически есть. Здесь можно экономить. А если у вас проект с многомиллионными инвестициями, то было бы неплохо иметь за плечами бизнес-школу, так как весь остальной персонал можно нанять.
Без знаний технологии выход на рынок может быть рискованным.
Десять лет назад, когда мы начинали работать с Китаем, в нас была непоколебимая уверенность в себе и собственной экспертизе. Поэтому мы даже не стали тратить деньги и время на поиск квалифицированного технолога. Результаты не заставили себя долго ждать: первая же приехавшая из Поднебесной партия сумок была неверно спроектирована. Продавать такой товар было невозможно, а предоплату, естественно, производитель возвращать не стал, так как технически все договоренности были соблюдены.
Обратный пример — выход на рынок сети обувных магазинов Kari, которая изначально ставила перед собой цель агрессивной экспансии на рынок. Сеть открывала магазины рядом со своим прямым конкурентом «ЦентрОбувью». Конечно, реализация такой стратегии не могла быть возможна без колоссального опыта в ритейле. Владелец Kari, бизнесмен Игорь Яковлев, с 1994 по 2011 годы владел другим крупным ритейлером — «Эльдорадо».
Сформируйте команду
На первом этапе развития бизнеса в штате вам необходимы три роли: продавец, дизайнер и финансист. Очень часто основатель совмещает в себе все три этих навыка до тех пор, пока компания не наберет обороты. В качестве продавца он лично занимается общением с целевой аудиторией, выявлением ее потребностей и ожиданий, адаптацией продукта под запрос своих клиентов и непосредственно продажей конечного продукта. А в качестве дизайнера креативит, создает коллекции и рисует эскизы. Так обычно начинают все молодые дизайнеры, у которых них нет спонсоров или инвесторов. Все остальные роли в компании вполне можно отдать на аутсорс: снять пошивочный цех, найти удаленных маркетологов, бухгалтеров, юристов.
Выберите партнера по производству
Поиск производства — отдельный и очень важный этап в создании бренда. Если вы планируете выход на масс-маркет и работу с большими партиями товара, начинать поиски лучше всего за рубежом, а именно в Китае или во Вьетнаме. Во-первых, потому что на сегодняшний день дешевле этих стран вам никто не отошьет, но только если вы «заходите» с хорошими объемами. Во-вторых, технологии на фабриках Поднебесной давно шагнули вперед. Если раньше производить товар в Китае все стремились из-за крайней дешевизны работ, то сегодня умеренными ценами на свои услуги уже никого не удивишь. Китайцы это поняли и сделали ставку на развитие технологий и качества конечной продукции, чтобы удерживать своих заказчиков. Сегодня лазеры, автоматические швейные машинки и принтеры заменяют сотни рабочих на китайских заводах, даже дизайн моделей там проектируется с помощью IT-технологий. Плюс китайские производители научились быстро реагировать на внешние события, анализировать их и прогнозировать спрос западных стран в ближайшем будущем.
Если вы хотите отшить линию одежды, хорошее производство можно найти и в России. Самое главное опять же — идти на производство с хорошими объемами.
Шьете вы одну вещь или десять — цена будет не сильно отличаться, а вот если вы отшиваете 100-1000 единиц, итоговая стоимость заметно снизится. Если при этом еще есть желание отличаться от представленных на рынке конкурентов, лучше закупать импортное сырье: в Италии, Франции, Китае, Турции, возможно, в Индии.
А вот производство обуви и сумок в России, к сожалению, оставляет желать лучшего, здесь нет ни достойных материалов, ни качественного производства.
Наладьте каналы сбыта
По статистике, 93% всех продаж на fashion-рынке происходят в офлайн. Но это не значит, что компания должна сосредоточиться только на этом канале, забыв все остальное. Современная конкурентная среда требует от бизнеса омниканальности, то есть взаимодействия со своими клиентами всеми доступными способами: через сайт, магазин, социальные сети.
Открытие и развитие собственной розничной сети — процесс, требующий больших инвестиций, знакомств и опыта ведения переговоров, особенно в крупных городах. Для примера: бюджет на аренду магазина в 50 кв. м на два месяца, его ремонт, закупку необходимого оборудования составит 2 млн руб. Запуск пяти торговых точек — это уже 10 млн. Добавьте сюда еще зарплату персоналу и обеспечение магазинов товарным запасом. Вложиться придется и в собственное продвижение: арендаторы обычно акцентируют внимание на более крупных, продаваемых и «трафикообразующих» брендах, поскольку это для них выгоднее.
Кроме собственной дистрибьюции можно попробовать выйти в В2В-формат — например, через мультибрендовые магазины. Здесь самое важное заранее убедиться, что ваша целевая аудитория совпадает с аудиторией продавца. Иногда проблемы могут возникнуть с байером посредника: именно он обычно занимается подбором вещей и нужных моделей, но отношение к молодому бренду не всегда бывает внимательным. В итоге, в конце сезона вы можете получить свой товар с частичной или полной потерей товарного вида. Самый негативный из возможных сценариев — кризис неплатежей, вызванный задержками или невыплатами дистрибьютора за ваш проданный товар. В итоге вы остаетесь и без товара, и без денег.
В онлайне B2B-продажи через специализированные маркетплейсы типа Lamoda и Wildberries проходят менее проблематично. Однако и здесь есть свои риски — и прежде всего, вероятность «потеряться» среди конкурентов. Покупатели онлайн-магазина могут просто-напросто не обратить внимание на молодой бренд. Поэтому особенно важно разработать грамотную маркетинговую стратегию бренда, чтобы из всего многообразия товаров клиент выбирал именно ваш.
Разработка хорошего интернет-магазина – еще одна большая статья расходов молодой компании. В среднем на это стоит заложить 1 млн руб., не считая дополнительных инвестиций в доработки и совершенствование, которые придется делать время от времени. На выходе вы получите качественный сайт, созданный с учетом принципов CEO-оптимизации и качественного юзабилити. По срокам разработка может занять от 6 до 12 месяцев.
Другой вариант — самостоятельное изготовление сервиса по стандартному шаблону. Это тоже вполне себе рабочая модель.
Магазин в Instagram – это скорее локальный местечковый бизнес с минимальным количеством продаж, существенно не влияющих на объемы fashion-индустрии. Если нет задачи завоевывать более-менее заметную позицию на рынке, вполне можно идти и по этому пути.
Разработайте маркетинговую политику
Маркетинг играет огромную роль в построении качественного бренда и выходе на серьезный уровень продаж. До 2017 года наша компания вообще не занимались продвижением продукта. Мы были ориентированы на сегмент B2B и имели стабильные каналы сбыта. Более амбициозных задач мы перед собой не ставили, считая, что можно было просто делать качественный продукт и ждать отдачи. Однако реалии бизнеса оказались совершенно иными.
Когда один из наших ключевых партнеров, Wildberries, кардинально поменял свою бизнес-модель и из полноценного интернет-ритейлера превратился в маркетплейс со встроенными услугами фулфилмента и маркетинга внутри площадки, мы заметили сокращение выручки. Более полугода ушло у нас на перестройку бизнес-модели, подхода и системы продаж.
На данный момент мы выбрали для себя в качестве нового канала продвижения социальные сети, в частности, Instagram. Общение со своей аудиторией позволяет лучше ее понимать, быстро получать обратную связь о продукте без искажений.
Около десяти лет мы играли в испорченный телефон, пока строили работу в сегменте В2В. Обратную связь от клиентов мы получали через площадку-партнера, насколько правильно и точно передавалась информация — неизвестно.
Также digital-маркетинг позволяет значительно экономить бюджеты: если раньше на продвижение нужны были огромные деньги, для многих недоступные, то теперь донести информацию до клиента стало на порядок дешевле.
Фундамент успешной маркетинговой кампании — философия и концепция бренда. Если этого нет, то и у сотрудников не сложится правильного понимания целей и задач бизнеса. Философия бренда — это единый язык компании. Когда люди говорят на одном языке и понимают друг друга, тогда и во внешний мир они транслируют единую коммуникацию во всех каналах.
Вместо саммари
Годовой оборот рынка fashion-индустрии в России на сегодняшний день составляет порядка 2,3 трлн руб., при этом 78% приходится на международные компании. На рынок очень сильно повлиял кризис 2014 года, эффект от которого индустрия очень хорошо ощущает до сих пор. Поэтому всем новичкам нужно быть максимально готовыми к быстрой адаптации, обучению и поиску новых каналов и путей развития.
Большой плюс fashion-сегмента в том, что сюда идут люди с горящими глазами, с надеждами и вдохновением. Они хотят, прежде всего, реализоваться и воплотить в жизнь свои мечты, а это гораздо более эффективная мотивация, нежели простое желание заработать денег. Если у вас есть идея и цель — смело начинайте, опираясь на опыт и советы уже существующих игроков рынка. Но подходите к делу осознанно, отдавайте себе отчет в том, что fashion — это высококонкурентный рынок, и здесь легко можно потерять время и деньги.
Марина Юшваева, СЕО и основатель бренда Sabellino
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Инвестиции в fashion-индустрию: модно ли это сегодня?
Fashion-бренды давно стали активно растущей частью потребительского сектора. Но в какую компанию вложиться? Поговорим сегодня об инвестиционной привлекательности самых известных “модных” компаний — в том числе, Hugo Boss, Ralph Lauren, Versace.
Как дела в секторе?
Fashion-индустрия, как и многие другие отрасли, понесла большие убытки в 2020 году из-за пандемии. Ведь границы были закрыты, а посещаемость офлайн-магазинов резко снизилась.
Всё это хорошо отражено в индексе S&P Global Luxury Index: он упал сразу на 30%. В расчет индекса входят 80 компаний, которые производят и продают предметы роскоши. Например, это Tesla, LVMH-Moet Vuitton, Kering, Hermes.
Люксовые товары показывают устойчивые продажи не только в спокойные времена, но и в кризис. Это уже не раз подтверждала история фондового рынка. Такие товары можно, по большей части, отнести к необязательным расходам, которые не зависят от экономической ситуации
Идея инвестиций в fashion-бренды сегодня становится особенно интересной, поскольку с распространением вакцинации возобновляются туристические потоки. А значит, путешественники из развивающихся стран более активно делают покупки в люксовых бутиках.
Разберём компании из сектора моды, которые доступны на СПб бирже неквалифицированным инвесторам. В основном они занимаются производством роскоши, в частности — одежды премиум-класса.
HugoBoss (BOSS)
Немецкая Hugo Boss AG производит дорогую мужскую и женскую одежду, а также обувь и аксессуары. Согласно отчету за 2020 год, продукция компании реализуется в трех регионах мира:
Акции Hugo Boss устойчиво растут с ноября 2020 года. До этого с 2015 года они находились в глобальном нисходящем тренде. Он был обусловлен снижением спроса на люксовые товары в Китае, и это сильно охладило пыл инвесторов.
Сыграло свою роль и то, что с 2015 года Hugo перешла от оптовой продажи к реализации через собственные бутики. В том же году компания получила в управление много партнерских франшизных магазинов. Им требовалась реструктуризация, что привело к дополнительным капитальным затратам. С тех пор котировки компании находятся на пути к пикам 2018 года, а сейчас уже приблизились к ним вплотную.
PVH (PVH)
Компания занимается производством дорогой одежды, владеет брендами Calvin Klein и TOMMY HILFIGER. Товары продаются более чем в 40 странах, в основном это Европа — 44%, США — 34%, Азия — 17%.
Ralph Lauren corporation (RL)
Компания производит товары премиального сегмента в 5 категориях: одежда, аксессуары, парфюм, товары для дома и гостеприимства. 45% выручки приносят продажи в Северной Америке, 27% в Европе, 22% в Азии.’
В пандемийном 2020 году курс акций, конечно же, снизился. Однако на сегодняшний день они вернулись к ценам 2019 года. Но компания еще не восстановилась до своих исторических пиков в 2015 году. Тогда она заявила о сокращении персонала и закрытии части магазинов. Это произошло из-за вялого спроса на премиум-продукцию, а также из-за возросшей конкуренции с Zara и H&M, что вызвало необходимость реструктуризации.
Capri Holdings (CPRI)
Это еще один представитель премиум-сегмента с целой копилкой брендов: Versace, Michael Kors и Jimmy Choo. Компания продаёт одежду, обувь и аксессуары. География продаж следующая:
Северная и Южная Америка — 53%
Европа, Ближний Восток и Африка — 25%
Акции Capri Holdings тоже показывают снижение с 2015 года. Причины — перенасыщение рынка, падение спроса и необходимость реструктуризации из-за падения чистой прибыли. Но, как и другие люксовые бренды, компания вышла из нисходящего тренда и восстановились, показав рост котировок в 281%.
Как видим, у всех четырёх компаний графики очень похожи: пиковые значения цен на акции в 2015 году, снижение вплоть до 2020, а затем уверенное восстановление после первой волны коронавирусных локдаунов.
Что сегодня происходит в секторе?
Развитие технологий дополненной реальности, с помощью которых можно детально рассмотреть вещь, не выходя из дома.
Дальнейший рост онлайн-шопинга, который стал намного популярнее во время пандемии.
Рост благосостояния граждан и туризма.
Благодаря положительной отчетности модных домов за последний месяц индустрия производителей выросла на 9,14%, что отражает позитивные ожидания инвесторов.
Bain&Company в отчете рынка люксовых потребительских товаров составили прогноз и определили основные тенденции этого направления до 2025 года:
Китай будут доминирующим потребителем люксовых товаров, его доля возрастет до 45%
Люксовые товары будут в основном продаваться онлайн
Поколения Y — рожденные после 1981 года, и Z — рожденные после 1995 года, станут основными потребителями дорогих товаров. Они будут совершать 2/3 всех покупок.
Из этих прогнозов видно, что мы имеем дело с умеренным ростом рынка в 5,6%, параллельно происходит его трансформация. С 2015 года продажи смещались от мультибрендовых бутиков к монобрендовым, а с 2020 появился явный уклон в онлайн-продажи.
В перспективе компаниям стоит уделять особое внимание азиатскому рынку, так как именно в нем виден максимальный потенциал. А также учитывать предпочтения поколений Y и Z.
А ещё брендам стоит тщательно продумывать стратегии для экспансии в Китай, иначе вместо доходов можно получить убытки и ненависть жителей. Такое уже случалось. Например, в марте этого года китайцы бойкотировали H&M и Nike и другие иностранные бренды. Они отказались покупать уйгурский хлопок, который, по их мнению, производится с нарушениями условий труда. На этом фоне местные китайские бренды укрепили свое положение на рынке.
Также текстильные компании сегодня развивают экологические ESG-рейтинги. Ralph Lauren планирует к 2040 году снизить вредные выбросы до нуля. А владелец Calvin Klein уже к 2030 обещает использовать в производстве энергию только из возобновляемых источников.
Какая компания самая привлекательная для инвестора?
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним мультипликаторы рассмотренных выше компаний.
Как видим, соотношение активов и обязательств у всех компаний в целом на одном уровне. А ликвидность для обслуживания долга, которая отражена через Чистый Долг/EBITDA, чуть выше нормы у Capri Holdings и PVH.
Если же учесть стоимость компаний по мультипликатору P/E, то Capri Holdings и Ralph Lauren смотрятся привлекательнее остальных, с учетом высокой операционной маржинальности и рентабельности на капитал. Однако у Capri куда лучше показатели рентабельности и маржинальности, при почти идентичной стоимости по P/E. Поэтому давайте рассмотрим ее более детально.
Чего же ждать от компаний из мира моды в ближайшем будущем?
Мнение аналитиков InvestFuture
Практически у всех компаний одна и та же тенденция: изменение спроса и потребительских предпочтений в 2015 году привело к повышенным расходам на реструктуризацию. Компания пришлось изменить свой бизнес: снизить цены и начать реализацию через индивидуальные бутики.
Пандемия 2020 года заставила компании ускоренно развивать онлайн-продажи, что вызвало рост. Он виден в восходящем графике каждого производителя премиум одежды с момента окончания первого локдауна.
В ближайшие 5 лет основными покупателями премиум одежды станут поколения Y и Z, с сильно увеличивающейся долей азиатских потребителей. Это вынудит развернуть маркетинговые предпочтения премиум брендов в сторону потребителей от 20 до 37 лет.
Бренды классической одежды типа Hugo Boss в основном популярны у людей старше 35 лет. Эти бренды будут расти слабее, в отличии от конкурентов, нацеленных на молодую аудиторию.
Аналитик Александр Холодов, редактор Никита Марычев.
ИНДУСТРИЯ МОДЫ
ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry) – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией.
Объекты индустрии моды.
Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.
Научное объяснение моды как социального феномена впервые дали в конце 19 – начале 20 вв. американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» («trickle-down» theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные «новинки». Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной». Чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто новое и оригинальное. Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь.
В 20 в., по мере стирания классовой поляризации, мода по прежнему служит для подчеркивания социальных различий, но уже не столько «высших» и «низших», сколько просто разных социальных групп. Например, молодежная мода подчеркивает различия между людьми разных возрастов. Кроме того, личный подбор модных товаров является средством самовыражения, подчеркивания своей индивидуальности.
Таким образом, модной продукцией заведомо не могут быть товары чисто производственного потребления (турбины, станки и т.д.). Из товаров личного потребления к модным, как правило, не относят те, которые нельзя потреблять демонстративно (мужское нижнее белье, др.).
К модной продукции в узком смысле слова относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:
личные аксессуары (чулки, перчатки, сумки, ремни, шляпы, шарфы, часы, ювелирные украшения и т.д.);
парфюмерию и косметику (духи, помада, лак для волос и др.);
домашние аксессуары (постельное белье, посуда, ковры и др.).
Основными отраслями, включенными в процесс модной индустрии (экономики моды) в узком смысле слова, считаются текстильная, парфюмерная и парикмахерская промышленность, модельный бизнес.
Круг модных товаров имеет тенденцию расширяться.
Изначально к модным товарам относились почти исключительно товары для женщин: считалось, что только «прекрасной половине человечества» прилично и необходимо постоянно заботиться о внешней привлекательности. В 20 в., однако, с этим гендерным стереотипом перестали считаться – появилась мода и для мужчин.
Одновременно произошло расширение круга модных товаров, связанное с повышением публичности образа жизни. Например, если ранее потребление пищи и стирка белья являлись сугубо приватными процессами, то теперь люди едят пищу и используют стиральные порошки, купленные в магазине. Поэтому в современном обществе к модной продукции в широком смысле слова можно отнести почти все товары личного потребления (включая легковые автомобили, мебель, авторучки, прохладительные напитки и т.д.).
Основные этапы развития индустрии мод.
Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и «общества массового потребления».
До конца 19 в. индустрия моды отсутствовала, хотя сама мода как социальный феномен известна с античных времен. Дело в том, что пока уровень жизни основной массы населения оставался низким, ее потребление ограничивалось предметами первой необходимости с чисто функциональными свойствами. Модные товары (ювелирные украшения, изысканную одежду) покупали немногочисленные аристократы и богачи. Массовое производство модной одежды не могло возникнуть, пока не начал складываться массовый средний класс.
Этапы развития индустрии мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды.
В период примерно с 1890-х до 1960-х производство модной одежды и аксессуаров постепенно превращается из мелкого бизнеса в массовое производство и становится индустрией. Еще в середине 19 в. появились специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что «носят в Париже»).
В 1950–1960-е, в период формирования в развитых странах общества массового потребления, развивается система прогнозирования моды. Появление фирм, специализирующихся на анализе тенденций развития моды, связано с тем, что массовое производство готовой одежды требовало принимать «масштабные» и долгосрочные решения о производстве и закупках. Поэтому производитель массовой готовой одежды начал зависеть не только от «причуд дизайнера», но от того, какие ткани предлагает их производитель. Тот, в свою очередь, мог предложить только то, что позволяло изготовить сырье и нити, которые были в наличие на рынке на данный момент. Чтобы на прилавке появилось платье модного цвета, актуальной фактуры и оригинального фасона, надо было за 3 года до этого внести изменения в технологию выращивания хлопка и одновременно создать формулу для производства красителя будущего полотна. Поэтому возникла система прогнозирования, которая предсказывала изменение доминирующей тенденции.
Начиная с этого периода, экономика моды разделилась на два уровня – товары «от кутюр» (индивидуальные заказы для элиты) и «прет-а-порте» (массовое производство для среднего класса). Именно 1960–1980-е стали эпохой знаменитых парижских кутюрье – Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен Лорана, Юбера Живанши и др.
С 1990-х в индустрии модной одежды господствует «плюрализм», при котором трудно говорить о каком-либо едином доминирующем стиле, тенденции дробятся на множество трендов. Параллельно с этим нарастает скорость изменений, поскольку информация о новых стилях моментально распространяется благодаря новым средствам коммуникации. Если ранее индустрия моды ориентировалась на взрослых и состоятельных покупателей, то к концу века мода заметно «омолодилась». Наконец, произошло снижение роли талантливых стилистов – теперь моду задают не столько талантливые дизайнеры и не столько столицы мод (как Париж, Лондон и Нью-Йорк), сколько фирмы-производители, пропагандирующие узнаваемые бренды.
Схожие тенденции – переход от доминирующего стандарта к множественности стандартов моды – можно отметить и в развитии других рынков модных товаров.
Индустрия моды формировалась как феномен западноевропейской цивилизации, и вплоть до конца 20 в. ее не затрагивали инокультурные влияния. Глобализация 20 в. привела не только к трансляции европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию влияний стран Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Исси Мияке, Йоши Ямамото и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада. Поскольку ожидается, что в 21 в. воздействие восточной культуры будет расти, следует ожидать и определенной «ориентализации» индустрии моды.
Функционирование индустрии моды.
Компании, занимающиеся производством, продажей и обслуживанием модной продукции, представляют собой гигантскую индустрию, дающую многомиллиардные доходы, но требующую очень крупных инвестиций. По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.
Целью индустрии моды обычно считают удовлетворение спроса конечных потребителей модного продукта. Следует, однако, подчеркнуть, что в современном мире формирование и распространение представлений о том, что считается модным, давно перестало быть стихийным и стало важной отраслью экономики (частью маркетинга – рекламы и PR).
Рис. 1. Функционирование индустрии модной продукции.
Современная индустрия моды основана не на «подстраивании» под уже сложившиеся потребности, а на прогнозировании и планировании. Изменения, в стилях одежды становятся известны за полгода до ее появления в магазинах, когда по результатам специальных демонстраций новых образцов журналисты-аналитики сообщают о новинках и основных тенденциях предстоящего сезона. В это же время в ходе «шоу-румов» (премьерных демонстраций) представители торговых фирм делают заказы на коллекции для магазинов. И только собрав весь пакет заказов, производители готовой одежды начинают производить коллекции массовым тиражом.
Производители модной продукции делятся на две группы – прямые производители и контракторы.
Прямые производители – это компании (как, например, Levi Strauss and Co. в США), которые создают собственные торговые марки, разрабатывают модели, коллекции и затем производят их на собственных предприятиях. Крупных компаний такого типа очень мало. Чаще всего компании, которые сами «изобретают» и сами производят всю коллекцию полностью, занимаются мелкосерийным производством с изделиями ограниченного ассортимента и небольшого тиража.
Большинство же крупных производителей одежды и аксессуаров предпочитают вкладывать силы лишь в формирование моделей. Производством собственно готовых изделий занимаются предприятия-исполнители, контракторы. Если разработкой моделей одежды занимаются в основном специалисты из США и Западной Европы, то их изготовление осуществляется зачастую в странах «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Даже в России большинство производителей одежды известных брендов передают примерно 80% заказов зарубежным контракторам (в основном из Юго-Восточной Азии).
Помимо доходов от изобретения новых моделей и их производства прибыль получают от продажи лицензий – прав на использование логотипа «модной» фирмы на неконкурентной продукции других компаний. Пионером лицензионного бизнеса в индустрии моды считается Pierre Cardin.
Модный бизнес характеризуется наиболее высокой независимостью цены товаров от их объективной потребительской ценности. Ценность бренда существует только в сознании потребителей и при грамотной организации рекламной компании можно сделать модной вещь с заурядными потребительскими свойствами. Поэтому львиная доля себестоимости модных товаров приходится именно на рекламу и PR, а не на собственно производственные затраты.
Классификация модных товаров.
Модные товары делятся, в зависимости от категорий потребителей, на два класса – товары для элиты (для «снобов») и товары для массовых покупателей (среднего класса). Наиболее четко эта поляризация заметна в производстве модной одежды.
Понятие «мода» часто ассоциируется с выражением «от кутюр», которое произошло от французского haute couture («высокое шитье»). Изделия класса «кутюр» – это эксклюзивные изделия, созданные дизайнером в единичном экземпляре из высококачественных тканей и аксессуаров, часто по персональному заказу клиента.
Рынок покупателей таких изделий невелик, поскольку демократизация стиля жизни резко понизила число «снобов». Если в середине 20 в. количество клиенток, заказывающих уникальные модели по сверхвысоким ценам, составляло во всем мире примерно 15 тыс., то в начале нашего тысячелетия их число упало до 2 тыс. Из-за снижения клиентуры коллекции класса кутюр создаются не для получения прибыли от продажи самой коллекции, а исключительно ради имиджа бренда. Кутюрные изделия домов моды (Chanel Haute Couture, Christian Dior Haute Couture и др.) превратились в форму рекламы более утилитарных моделей, их демонстрация проходит дважды в год (весенние/летние модели демонстрируются в январе и осенние/зимние в июле).
Основную прибыль производители модной одежды получают от изделий класса pret-a-porter («готовая одежда») – умеренно дорогих изделий, производящихся достаточно массовым тиражом для продажи в магазинах. Одежда этого класса делится на две категории.
Группа товаров pret-a-porter de lux – более дорогая. Товары этой группы носят имя дизайнера, у компании обязательно есть собственные моно-бутики (Gucci, Prada, Armani, Versace, Christian Dior, Cavalli и др.).
Группа товаров собственно Pret-a-porter. Такие марки товаров не обязательно используют в названии имя дизайнера и продают большую часть своих изделий через мульти-брендовые бутики.
Перспективы развития экономики моды.
Согласно оценкам, в Западной Европе население тратит на приобретение товаров индустрии моды (в узкой трактовке этого понятия) примерно 10% своих доходов, в США – 5%. Если же включать в экономику моды все виды товаров, удовлетворяющих преимущественно эстетические и социально-престижные, а не узко утилитарные потребности, то на их приобретение, по подсчетам экспертов, приходится порядка 40% расходов семейных бюджетов граждан развитых стран.
Экономика моды растет быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики. Эта тенденция является устойчивой, отражая повышение уровня жизни и рост свободы самовыражения.
Развитие наукоемких технологий ведет к появлению новых отраслей экономики моды. Например, некоторые специалисты включают в современную экономику моды косметическую хирургию, поскольку она служит тем же целям, что и традиционная косметика.
В России индустрия моды начала развиваться только в 1990-е. Ее развитию сильно препятствовала необходимость делать крупные начальные инвестиции в рекламу новых стилей, которые могут окупиться лишь спустя длительный промежуток времени. Поэтому на российском модном рынке даже в 2000-е доминируют товары зарубежных фирм. Так, более 80% дорогой одежды поставляется в Россию из Западной Европы, в т.ч. половина ввозимой одежды – из Италии. В то же время начинает развиваться отечественное производство модных товаров, создающее собственные популярные бренды («Панинтер», «Партизан», «Том Клайн»). О сильном западном влиянии на российский рынок модных товаров свидетельствует, например, тот факт, что некоторые из отечественных брендов «маскируются» англизированными наименованиями (как, например, «Глория Джинс»).