Фохат что это такое
Из «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской:
«Так говорит Т. Субба Роу: «Эволюция зачинается мыслящей энергией Логоса. … Свет Логоса есть звено … между объективной материей и субъективной мыслью … Логоса. В некоторых буддийских книгах он называется – Фохат. Он есть единый инструмент, которым работает Логос.
… с чисто оккультной и космической точки – Фохат, «Сын Сынов», двуначальная энергия, исходящая от «Света Логоса», проявляющаяся на плане объективной Вселенной скрыто, так же как и проявленное Электричество, которое есть Жизнь».
В плотном мире есть семь состояний материи. Одно из них – это электромагнитное состояние, то есть двуначальная энергия. Оно идёт после Света (Эфира) и невидимо нашими глазами, но мы ощущаем его проявление в нашем мире. «Сын Сынов», что это? Существует семь планов во Вселенной, они отличаются друг от друга по тонкости состояния материи. В каждом из них материя делится ещё на семь состояний, подобных нашим (физического мира) семи состояниям. Получаем, что Фохат (Космическое электричество) нашего мира «Сын Сынов» других планов (миров).
Что же такое Фохат – Свет Логоса или двуначальная энергия Света Логоса? И то, и другое. Как солнечный свет складывается из семи цветов, так Фохат (Свет Логоса) состоит из семи состояний, одно из которых и есть Фохат ( двуначальная энергия Света).Фохат есть «дух» электричества, которое есть Жизнь Вселенной.
«В действительности каждый мир имеет свой Фохат, который вездесущ в своей сфере действий. Но существует столько же Фохатов, как и миров, и каждый различается по силе и степени проявления.
Здесь стоит пояснить термины эзотерический и экзотерический.
Эзотерический – это тайный, скрытый, учение открытое только избранным.
Экзотерический (внешний) – это доступный, понятный, учение, не имеющее глубокого смысла, предназначается непосвящённым.
«Он (Фохат) имеет Семь Сыновей, которые являются его Братьями. Фохат принуждён рождаться время от времени, каждый раз, как двое из его «Сынов-Братьев» слишком приблизятся друг к другу, будет ли то для объятия и для сражения; чтобы избежать этого, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен по природе, и разъединят тождественных по темпераменту.»
«Семь Сыновей-Братьев представляют и олицетворяют семь форм космического магнетизма, именуемые в Практическом Оккультизме «Семью Началами», активным и сотрудничающим потомством которых, среди других энергий, являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т.д. Оккультная Наука определяет всех их как сверхчувственные следствия в их скрытых воздействиях и как объективные феномены в мире чувств. Первые из них требуют анормальных способностей, чтобы быть уловленными, последние воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами. Все они принадлежат и являются Эманациями ещё более сверхчувственных духовных качеств, не олицетворённых, но принадлежащих к истинным, реальным и сознательным Причинам.»
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Фохат в Учении Живой Этики и трудах Е.П.Блаватской.
Пользуясь открытыми центрами сестры Урусвати, можно было показать лучи разных качеств и строение тонких субстанций. Так мы приблизились к осознанию дальних миров, которое близко к стихии огня и потому опасно. Так потребовался необходимый режим холода; следствия были блестящи. Без особых потрясений организма удалось представить грануляцию Фохата, иначе говоря, получить так называемое призматическое зрение.
Тайная Доктрина, т.1
Тайная Доктрина, т.2
Инструкции для учеников
Протоколы Ложи Блаватской
ВОПРОС — Является ли Фохат одной из составляющих триады Отец, Матерь и Сын?
ОТВЕТ — Фохат — это общий термин, и он может быть использован во многих значениях. Он есть свет (Дайви-Пракрити) всех трех Логосов как персонифицированных символов трех духовных стадий Эволюции. Фохат есть совокупность всех духовных творческих способностей к порождению идей наверху и всех электродинамических и творческих сил внизу. На Небесах и на Земле. Похоже, что в отношении Первого и Второго Логосов сохраняется много непонимания и путаницы. Первый — это уже присутствующая, хотя еще непроявленная потенциальность в лоне Отца-Матери; Второй — это абстрактная Совокупность Творческих Сил, которую греки называли «Демиургами» или Строителями Вселенной. Третий Логос есть конечная дифференциация Второго и индивидуализация Космических Сил, главной из которых является Фохат, так как Фохат есть синтез Семи Творческих Лучей или Дхиан Коганов, которые исходят из Третьего Логоса.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча III
ВОПРОС — Разве фохатические отпечатки Божественной мысли не относятся к более поздней стадии дифференциации?
ОТВЕТ — Фохат как отдельная сила, или реальность, — результат более позднего развития. «Фохатический» — имя прилагательное и может быть использовано в более широком смысле. «Фохат» как имя существительное или реальность происходит от фохатического атрибута Логоса. Электричество не может быть генерировано из того, что не содержит электрического принципа, или элемента. Божественный Принцип вечен, Боги — периодичны. Фохат — это Шакти, или Сила Божественного Разума; и Брама, и Фохат — аспекты Божественного Разума.
ВОПРОС — Не могли бы Вы сказать, каково истинное значение слова «Фохат»?
ОТВЕТ — Это составное слово урало-алтайского происхождения, и оно имеет несколько значений. В Китае слово Pho или Fo означает «животную душу», жизненный Нефеш или дыхание жизни. Кое-кто говорит, что оно произошло от санскритского Bhu, что значит «существование» или, скорее, «суть существования». Слово Swayambhu сейчас означает «Браму» и «Человека» одновременно. Оно означает «самосуществование» и «самосуществующий» — то, что бессмертно, вечное дыхание. Sat — это потенциальность Бытия, Pho — сила Бытия. Однако значение слова целиком и полностью зависит от того, что мы акцентируем. Опять же Фохат соотносится с Махатом. Он есть отражение Всемирного Разума, синтез «Семи» и интеллекта семи творческих Сроителей, или, как мы их называем, Космократов. Следовательно, в нашей философии, как вы поймете, жизнь и электричество суть одно. Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь есть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча V
ВОПРОС — Возвращаюсь к ранее заданному вопросу: в каком смысле электричество может быть названо «сущностью»?
ОТВЕТ — Только в том случае, если мы говорим о нем как о Фохате, его первозданной Силе. В действительности существует только одна сила, которая на проявленном плане явлена нам в миллионах и миллионах форм. Как уже говорилось, все происходит из одного универсального первозданного Огня, а электричество на нашем плане — один из наиболее всеобъемлющих аспектов этого Огня. Всё содержит электричество, и всё является электричеством, от крапивы, которая жжёт, до молнии, которая убивает, от искры в камне до крови в теле. Но электричество, которое мы видим, к примеру, в электролампе, совершенно отлично от Фохата. Электричество является причиной молекулярного движения в физической Вселенной, а следовательно, и здесь, на Земле. Это один из «принципов» материи, ибо, возникая всякий раз, когда нарушается равновесие, оно становится, так сказать, Камическим элементом объекта, в котором происходит это нарушение равновесия. Следовательно Фохат — как первопричина этой силы в её миллионах аспектов и как целостность универсального космического электричества — есть «сущность».
ВОПРОС — Но что Вы имеете в виду под этим термином? Разве электричество не является тоже сущностью?
ОТВЕТ — Я бы не назвала его так. Слово «сущность» (Entity) образованно от латинского корня ent — «существование», и глагола esse — «быть»; следовательно, все, что не зависит от чего-либо другого, является сущностью, начиная от песчинки и до Бога. Но в нашем случае только Фохат является сущностью, а электричество в его обычном научном значении имеет лишь относительную значимость.
ВОПРОС — Разве космическое электричество не является Сыном Фохата, а его «Семь Сыновей» — Сущностями?
ОТВЕТ — Боюсь, что нет. Говоря о Солнце, мы можем назвать его Сущностью, но мы вряд ли назовем солнечный луч, который слепит нам глаза, тоже Сущностью. «Сыновья Фохата» — это различные Силы, имеющие в своей сути, или бытии, фохатическую, или космическую, электрическую жизнь, в их различных проявлениях. Для примера, потрите янтарь фохатическую сущность, — и он породит «Сына», который будет притягивать соломинки: явно неодушевленный и неорганический предмет проявляет таким образом жизнь! Но если вы перетрете пальцами крапиву, вы тоже получите Сына Фохата в виде волдыря. В данном случае волдырь есть Сущность, но притяжение, действующее на соломинки, вряд ли является сущностью.
ВОПРОС — В таком случае Фохат — это космическое электричество, и «Сын» — тоже электричество?
ОТВЕТ — Электричество есть действие Фохата, но, как я только что сказала, сам Фохат не есть электричество. С точки зрения оккультизма, электрические феномены очень часто порождаются ненормальным состоянием молекул объекта или тел в пространстве: электричество — это жизнь, но это и смерть; первая порождается гармонией, вторая — дисгармонией. Витальное электричество подчиняется тем же законам, что и Космическое электричество. Сочетания молекул и образование новых форм, а также установление новых соотношений и нарушение молекулярного равновесия, в целом, есть действие Фохата и порождается Фохатом. Синтезирующий принцип (или Эманация Семи Космических Логосов) благотворен только там, где царит гармония.
У Илайхью Веддера есть прекрасная иллюстрация к четверостишиям Омара Хайяма, которая дает представление об Узлах Фохата. Это обычное, типичное для выполненных в японской манере рисунков и резных орнаментов изображение облаков, когда отдельные линии сплетаются в клубки. Это и есть Фохат — «узловязатель», и, с определённой точки зрения, это «мировое вещество».
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча VIII
«Фохат, собрав несколько сгустков Космической материи (туманности), дав ему импульс, пустит его снова в движение и, развив необходимую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту».
Илайхью Веддер (англ. Elihu Vedder, род. 26 февраля 1836 г. Нью-Йорк — ум. 29 января 1923 г. Рим) — американский художник-символист, книжный иллюстратор и поэт. Наиболее известен 55-ю иллюстрациями к подарочному изданию книги «Рубаи Омара Хайяма» в переводе Эдварда Фицджеральда.
ВОПРОС — Следует ли понимать, что Фохат синонимичен силе., или тому, что вызывает изменяющееся проявление материи? Если так, разве можно сказать, что Фохат «предоставит ему следовать его новому росту», когда весь рост зависит от обитающей внутри силы?
ОТВЕТ — Весь рост зависит от обитающей внутри силы, потому что здесь, на нашем плане, только одна эта сила действует сознательно. Вселенская сила не может считаться сознательной силой в том смысле, в каком мы понимаем слово «сознание», ибо она сразу же стала бы личным богом. Только то, что заключено в форму и ограничено материей, сознает себя на этом плане. Про эту Свободную силу, или Волю, которая беспредельна и абсолютна, нельзя сказать, что она действует с пониманием, но она есть единственный и непреложный Закон Жизни и Бытия. Таким образом, о Фохате говорят как о синтетической двигательной силе всех заточенных жизненных сил и посреднике между абсолютной и обусловленной Силами, Это такое же звено, как и Манас, являющийся соединительным звеном между грубой материей физического тела и Божественной Монадой, которая оживляет его, но он не может воздействовать на грубую материю непосредственно.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча IX
Вопрос 8. Значит ли это, что липики — сыны фохата, или же они сыны Изначальных Семи?
Блаватская: Это значит, что они сыны фохата как олицетворения махата, манасапутры, или «сыны вселенских разумов», а это значит, что липики — сыны Изначальных Семи.
«Сыны фохата» имеет такой же смысл, как «сыны липик» — это просто сходящие сверху вниз, вот и всё.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча 21.03.1889
Вопрос 3. На с. 108 фохат назван «огненным вихрем» (как упоминалось в предыдущей шлоке) и упомянут как проводник для Изначальных Семи. В каком смысле фохат тождественен огненному вихрю из шлоки 1?
Блаватская: Фохат это всё, он — жизненное начало, жизнедающий воздух, которым мы дышим. Фохат — символ корня проявления, и как таковой, в синтезе, неизбежно является огненным вихрем. Если говорить коротко, фохат — корень и душа движения. Что же мы называем фохатом? Это не существо, хотя его так называют. Фохат — не джентльмен с достатком или красивый молодой человек, или ещё кто-то в этом роде. Фохат — просто сила в природе. Мы можем, подобно древним, пользоваться всеми видами эвфемизмов, но это не означает фохат. Это что угодно — действительно. Фохат у вас в крови, у каждого из вас. Фохат изначальный движитель всего — с начала манвантары. Вот чему нас учат.
Кингслэнд: Тогда фохат — родовой термин, подобно дхьян-чохану.
Блаватская: Нет. Без фохата дхьян-чохан немного бы значил, ибо это связующая сила всего; это оживляющая сила и сила жизненного действия.
Вопрос 10. «Если фохат — объединяющая сила, тогда как в то же время происходит дифференциация, какая же разъединяющая сила при этом работает; или же фохат двуполярен, т.е. производит и притяжение, и отталкивание?»
Блаватская: Производит. Хотела бы я, чтобы вы нашли мне, как я уже говорила, что-либо в этом мире, у чего нет этого двуполярного действия. Всё в мироздании двуполярно.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча 28.03.1889
логос номер один испустил семь первичных лучей, которые как один и называются семеричным облачением судьбы; и что из него в конечном счёте рождается логос номер три, семь лучей которого становятся космическими строителями, и собрание которых и есть фохат.
Вопрос 8. Находится ли фохат в том же отношении к Иерархии Семи, в каком маяви-рупа — к адепту, т.е. выступая как разумная, бесформенная, активная мысленная сила или энергия?
Блаватская: Поставивший этот вопрос, кто бы это ни был, дал прекрасное определение. Совершенно так, как вы сказали.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча 04.04.1889
Статьи
Егорова М.Н., кандидат исторических наук
Е.И.Рерих в «Космологических записях» отмечала, что «наша Солнечная система — не более атома в теле Космоса» [3], стр.273. Согласно другим описаниям, Солнечная система есть микрокосм Единого, вечного, беспредельного Макрокосма, подобно тому, как человек является микрокосмом по сравнению с нашей Солнечной системой [4], т.I, стр. 741.
Великий Учитель Иларион, подчёркивая, что одни и те же законы управляют созданием атома, клетки, человеческого существа, мира или Вселенной, сравнивал Солнечную систему с клеткой человеческого тела. Он называл нашу Солнечную систему «космической клеткой», которая в межзвёздных пространствах составляет, вместе с мириадами других клеток подобного рода, тело Вселенной. «Клетка в человеческом теле, — писал он, — элементарная анатомическая единица любого органа или ткани, а в Космосе Солнечная система — элементарная, так сказать, анатомическая единица материи, организованной, как Космос, то есть недифференцированной материи, приведённой в проявленную форму» [2], № 1(25)/2001, стр.105.
Для большей наглядности соотношения человека и Солнечной системы уместно напомнить, что, по земным представлениям, размеры пашей Солнечной системы огромны; её диаметр близок к 12 миллиардам километров, а наиболее удалённая от Солнца планета Плутон (почти в 40 раз дальше Земли) совершает один оборот вокруг него почти за 248 лет.
А какое оно по цвету, наше Солнце? Удивительно, но в «Инструкции для учеников внутренней группы» Е.П.Блаватская писала (вопреки общепринятому мнению): его истинный цвет — голубой, и «оно лишь кажется жёлтым только из-за поглощения паров (главным образом, металлов) его атмосферою» [16], стр.5486.
В «Письмах Махатм» имеется ценное внешнее описание Солнца Махатмой Кут-Хуми. В нём говорится о миллионах «маленьких, интенсивно блестящих тел», составляющих «поверхность Солнца вне пятен»7; эти тела «сравниваются с кровяными шариками этого Светила», хотя некоторые из них, как уже правильно предполагали учёные того времени, «так же велики, как Европа». Они «суть электрическое и магнитное вещество в его шестом и седьмом состоянии» [6], стр.448.
Здесь можно напомнить, что, как человек состоит из семи принципов, так и «дифференцированная материя в Солнечной системе существует в семи различных состояниях» [7], стр.431. Следовательно, в Солнце его субстанция находится в высоких состояниях духовности и разрежения.
«А что есть эти белые волокна, — писал Махатма Кут-Хуми, — скрученные наподобие верёвок, из которых состоит penumbra Солнца? Что это — центральная часть, которая видима, как огромное пламя, качающееся огненными Лучами, и прозрачные облака или, скорее, пар, образующийся из тончайших нитей серебристого света, который висит над этим пламенем, — что это, как не магнитно-электрическая аура — флогистон Солнца?» [6], стр.448-449. «Солнце, — считал он, — является Сердцем и Мозгом нашего пигмея-мира».
Фохат в Учении Живой Этики и трудах Е.П.Блаватской.
Дельфис
Последнее обновление
Статьи по теме
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
Фохат
(основные аспекты)
В своём высшем проявлении он есть Жизнь, животворящий жизненный принцип, насыщающий, устремляющий и электризующий каждый атом к жизни [2], I, 50, 187.
И он есть Все-Сила, или «превращенная в энергию сверхсознательная мысль Логоса». Просвещённые брамины называют её Шакти Парабрамана [2], II, 36. И это и есть истинно всеначальная энергия, наполняющая всю нашу вселенную. Двуначальный и биполярный Фохат является «сознательной причиной», «Мыслящим Духом», энергетическим направляющим Разумом «во всемирном жизненном флюиде» (он нумен каждой силы или энергии, которые он синтезирует в Природе). Оба его главных аспекта и все свойства тесно и взаимно связаны, и все они — многозначимые строители вселенной. Начнём рассказ с общих созидательных функциях Фохата.
Фохат — строитель Солнечной системы
Фохат зовётся «всепроникающим» и «формовщиком», так как он «формирует атомы из сырого материала», то есть из «начальной материи» [2], I, 160. Он «разбрасывает» её на атомы; вращая частицы космической материи (находящиеся «в высоко разреженных состояниях и туманности») в противоположных направлениях, он заставляет атомы сочетаться согласно их энергиям притяжения или отталкивания (там же, 840).
Фохат гранулирует первичную материю. Эти грануляции образуют основу для космических сгустков и тем самым формируют пространственные тела. По сути, сам Фохат и представляет гранулированную первичную материю, которая «в виде искр может даже достигать земную поверхность» [9], §144-145.
Фохат направляет перенос принципов с одной планеты на другую, от одной Звезды к другой Звезде-дочери 5 [2], I, 198.
«Кометы — обители Фохата»; и вообще, обители его многочисленны. Как отмечается в «Тайной Доктрине», «Его сыновья» — четыре мистические Существа — управляют климатами планеты, Его блистающее многоцветное сияние присутствует на Северном и Южном полюсах Земли — в самых центрах земных электрических и магнитных сил. «Оба полюса являются складами, восприемниками и освободителями одновременно космической и земной Жизненной Силы (электричества), от избытка которой Земля, без наличия этих двух естественных спасительных клапанов, давно была бы разорвана на части». Как известно, «феномен полярных сияний сопровождается и производит сильные звуки наподобие свиста, шипения и потрескивания» (там же, 261—262).
И, быть может, самая главная функция Фохата состоит в том, что он запечатлевает в атомах Божественную Мысль Высшего Разума как Закон Природы и тем самым сообщает всему сущему программу эволюционного восхождения и, ещё более конкретно, — осуществляет природную связь всего существующего с Божественным Планом Иерархии Света нашей планетной системы. Это означает, что Высший Разум через Фохат, свой «единый инструмент», приводит в движение, направляет и контролирует весь процесс эволюции и поддерживает гармонию во всей нашей Солнечной системе [2], I, 187; [5], II, 272, 334-335; [1], I, § 211.
«Вездесущ Разум Космоса, — подтверждает Живая Этика. — От химизма до функций явлений Жизни он управляет началом всего Бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди» [7], §28.
Фохат — «Единая Жизнь»
Помятуя о том, что Свет Высшего Разума «есть Жизнь и создатель всего сущего», рассмотрим природу и свойства Фохата в качестве Жизни и Жизненного принципа. Как и многие другие идеи, представление об универсальной жизни, отражающее признание единства всего сущего в Космосе, является одной из древнейших концепций. На Западе эта идея долгое время оставалась в числе сокрытых или тайных знаний алхимиков и посвящённых.
С развитием науки, особенно во второй половине XIX века, понятие «Жизнь» привлекало всё большее внимание научного мира, в том числе и материалистически мыслящих учёных и философов.
Однако в научном мире в целом всё же преобладали и усиливались материалистические представления. Так, сказывалось влияние дефиниции Жизни, предложенной Ф.Энгельсом (он полагал, что «жизнь есть способ существования белковых тел» и суть — в постоянном самообновлении их химических составных частей). И несомненным было влияние, атеистических по своему смыслу, идей Ч.Дарвина, определившего законы, лежащие в основе возникновения и эволюции живых систем.
Конечно, за время, прошедшее с тех пор, наука достигла значительного прогресса в понимании природы живых существ. Но, при этом, многочисленные свидетельства говорили о том, что жизнь организма не сводится к химическим превращениям вещества. Естественно, что появились и другие определения жизни — правда, по форме. Но по существу они оставались механистичными. И представление о разделении живой от неживой, или неорганической, материи и поныне сохраняет силу в сферах официальной науки.
Нами была сделана попытка выделить ряд положений, приближающих к пониманию того, что есть Жизнь с точки зрения единого знания. Все эти положения (а их восемь!) опираются на источники и, в основном, дают представление о предмете.
1. Данная система утверждает концепцию физической и субстанциональной природы Жизни как независимого и самостоятельного объекта философского осмысления и научного исследования [2], I, 300. Понятие «Жизнь» должно быть изучаемо в полном объёме своего проявления как состояние бытия на этой Земле в его неотъемлемой связи со вселенской Жизнью. Она должна быть исследована и анализирована во всех её формах — как Жизнь атома, минерала, растения, животного, человека; как Жизнь на Земле и за пределами физической смерти, Жизнь духовная [4], 441—442.
2. В Природе не существует «неорганической материи». Материя вечна, неуничтожаема и единосущна с Духом, не имеет начала. «Накопленный опыт бесчисленных веков, — писал Учитель Кут Хуми, — также как и точная наука, показывает нам материю (или Природу), действующей присущей ей особой энергией. Ни один из атомов этой материи никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, то есть её материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы» (там же, 219).
В проявленном мире материя есть физическая основа (Упадхи) Единого Беспредельного Космического Разума «для построения на ней своих представлений», — говорит «Тайная Доктрина». И поэтому Земля никогда не была лишена Жизни, ибо Свет Разума наполняет всё сущее; и «где только есть атом материи, частица или молекула. даже в её наиболее газообразном состоянии, там Жизнь налицо, хотя бы и в латентном и бессознательном состоянии» [2], I, 323.
Как сказано в комментариях к Станцам Дзиан, «всё, что покидает состояние Лайа, становится деятельной Жизнью; оно притягивается в круговорот движения (алхимический растворитель жизни!); Дух и материя есть два состояния Единого, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью латентной. » А «подобное порождает подобное», и «Абсолютная Жизнь не может породить неорганический атом, будет ли он простым или сложным, и Жизнь присуща даже состоянию Лайа», подобно тому как она продолжается в человеке, погружённом в глубокую каталепсию (там же, 323-324).
Материя, Дух как Сила, Движение суть троица физической объективной Природы. «Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не может быть представлено вне его соотношения с материей» [4], 231..
Дух проникает и наполняет всё творение, и Дух в Материи, повторим, есть Жизнь; и Дух, и Жизнь неделимы [12], 265. И без Духа даже то, что наука именует неживой, или неорганической, материей, никогда не могло быть вызвано в Формы [4], 231. Иными словами, всё есть Жизнь, и каждый атом, даже атом минеральной пыли, есть Жизнь, хотя она может быть и за пределами возможностей нашего восприятия [2], I, 312—313.
3. В этой системе, как и в некоторых других восточных системах, все основные понятия многоаспектны. Наиболее общее определение понятия «Жизнь» сводится к тому, что Жизнь есть единая простейшая форма существования, проявляющаяся в том, что именуется материей или разлитой во всём субстанцией на всех феноменальных планах Бытия [2], I, 94-95, 105; [4], 271-272.
В своём наивысшем качестве — Жизни — Фохат тесно связан с Абсолютом, который в этой традиции называют также «Единой Жизнью». В не- проявленной Вселенной Фохат ещё потенциальная творческая мощь, а на проявленном плане он — Первичный Свет Высшего Разума — первоначало Бытия, первичный единый элемент. Жизненный принцип, или Жизнь, как Единая Форма Бытия всего. Интересно, что в герметизме Первичный Свет означает «Жизнь, влитую в Изначальную Материю, Сущность, образующую все вещи, и Дух, определяющий их формы» [2], I, 123. По определению Е.П.Блаватской, Фохат — всемирный agent unique (единственный посредник) всех форм и Жизни. Он и Дух, и Дух-Материя, двуначальный и биполярный; активный и пассивный; положительный и отрицательный (там же, 123). И он, как уже отмечалось, потенциальный носитель всех качеств высшего единства — Абсолюта и Высшего Разума, его Все-Силы, Абсолютной мудрости, Совершенной Любви и Красоты.
«Жажда Бытия или стимул Бытия, — писала Е.И.Рерих, — встаёт передо мною как величайший космический принцип, как величайшее космическое таинство» [5],П. от 05.08.1929; [10], с. 24. И Фохат как божественная эманация Высшего Разума Семи есть основная энергия сознания, наполняющая материю всего сущего, и истинно всеначальная психическая энергия; это есть великий АУМ и Дух Святый. Фохат, повторим, называют и «Мыслящий Дух», ибо мысль также есть энергия «на яром прохождении через центры человека» [12], 244.
«Под какой бы формой или видом не проявлялось движение, как Свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество, — писал Учитель Кут Хуми, — всё это лишь фазы Единой, той же самой мировой всемогущей Силы, Proteus. (которую) мы просто называем «Единою Жизнью», «Единым Законом», «Единым Элементом»» [4], 442. И все энергии в этой системе рассматриваются двояко: во-первых, в их скрытых воздействиях, постижение которых требует особых, сверхчувственных способностей, и во-вторых, как объективные явления в мире физических чувств. При этом учитываются двоякие следствия двух аспектов Космического Разума, объединяющего помимо Духов разных, в том числе высочайших степеней, «бесчисленное воинство» действующих космических Существ (элементалов), которые, в силу своей двойственности, олицетворяют противоположные полярности в Природе — силы притяжения и отталкивания, центростремительные и центробежные, тепло и холод, свет и тьму и пр. [2], I, 159, 189, 197-198, 661, 738, 755; [13], § 537.
7. Утверждается огненная природа Фохата во всех его качествах. «Фохат так мало понят, именно, как вездесущи й огонь» — говорит Живая Этика [1], I, III, § 268. Древние изображали Фохат Огненным Драконом или Огненным Змием. Как сказано в архаических станцах, Первозданные Семь своим священным кружно-спиральным Дыханием порождают Огневой вихрь и делают его Вестником своей воли. «Коллективная мудрость, или истинное (магическое) Знание Дхиани-Будд, становится Фохатом — почти всемогущей устремляющей силой» [2], I, 153-156.
С.И.Шиголев. Лаборатория в космосе. 1928
Как отмечалось в «Тайной Доктрине», «огненные жизни» находятся в каждом атоме и молекуле. И каждый атом имеет в себе потенциальность сознания и способность развить миллиарды ещё более совершенных миров [4], 634—635. Ибо каждый атом, как говорила Блаватская, является как бы вселенной в себе самой и для себя [2], I, 155. И это было в основном всё, что сообщалось об атоме из высших источников в те годы; и при этом оставались некоторые неясности.
В XX столетии в «Космологических записях» Е.И.Рерих (они относятся к сороковым годам!) содержалась уже более подробная информация об атоме. Здесь признавалось, что некоторая неясность в изложении этой темы в «Тайной Доктрине» была преднамеренной, ибо «несколько прекрасных тогда учёных уявились бы на преждевременном нахождении атомной энергии» [12], 272.
В записях Е.И.Рерих утверждалось также, что бесконечная делимость атома является космическим законом; что в ядре атома, помимо электронов и протонов, находится огненная сила, та же Жизнь, или Психожизнь, атома; она названа здесь также «нуклеолой», или «божественной огненной энергией». Эта Сущность уже не подлежит физическому плану, не поддаётся делимости и не может быть выявлена на физическом плане механическим способом (там же, 270, 272—273). Лишь атомы некоторых элементов из-за своей огромной древности и космического разложения их вещества, сами готовы к распаду и к новым сочетаниям, как это имеет место с Ураном (там же, 249, 273).
Впрочем, со временем, и эта огненная Сила, Сущность, Жизнь, или Психожизнь, атома, по- видимому, может быть уловима. Во всяком случае в «Письмах Махатм» сказано, что «физики и медики последней субрасы Шестой Расы будут прививать Жизнь и воскрешать трупы, как они сейчас прививают оспу и менее обычные болезни» [4], 442.
8. Велика роль «огненных жизней» и в теле человека. Согласно Единому знанию, всё наше тело построено из таких Жизней [2], I, 285. Ёмкая характеристика функциональной деятельности «огненных жизней» в человеке даётся в «Тайной Доктрине». Здесь сказано: «физическое тело человека подвергается полному изменению в строении каждые семь лет, и его разрушение и сохранение обязаны переменным функциям «огненных жизней» — как разрушителей, так и строителей. Они являются строителями, жертвуя собой в виде жизнеспособности для обуздания разрушительного воздействия микробов и снабжая микробов тем, что им необходимо; таким образом, сдерживая их, они принуждают их слагать материальное тело и его клеточки. Они же являются и разрушителями, когда это обуздание удалено, и микробы, не снабжаемые более жизненной строительной энергией, предоставлены мятежу как посредники разрушения. Так, на протяжении первой половины человеческой жизни, первые пять периодов по семи лет каждый, «огненные жизни» косвенно заняты процессом построения материального тела человека; жизнь протекает по восходящей скале, и сила употребляется на созидание и усиление. По прошествии этого периода наступает время обратного движения, и в то время, как работа «огненных жизней» истощилась в силе своей, начинается также работа разрушения и убывания» (там же, 328-329).
И можно полагать, что проникая всю материю человеческого тела, именно эти фохатические «огненные жизни» выражают волю Подсознательного Разума, являющегося, в конечном итоге, отражением высочайшей Божественной Мудрости [2], II, 814.
Но не только это. Фохат-Жизнь соответствует Единой Реальности, или «Единой Жизни» Абсолюта, а это есть энергия Атма — «Лучистый Дух каждого существа человеческой семьи» [2], I, 169. И это та же священная психическая энергия, а в её высшем состоянии у человека — тот же Агни [8], § 236. «В действительности, — говорила Блаватская, — Жизнь есть Божественность, Парабраман» [2], III, 510. «То место в сердце, которое умирает последним, — утверждала она, — является местом пребывания Жизни, центром всего, Брамой, первой точкой, которая живёт в зародыше, и последней, которая умирает. Это место потенциально содержит в себе разум, жизнь, энергию и волю. Сердце — это сосредоточение духовного сознания, также как мозг есть сосредоточение рассудочного сознания. Укоры совести. идут из сердца, а не из головы» (там же, 501).
Именно, у каждого в сердце находится Божественный Луч — неистребимая огненная, нетленная Жизнь, единая для всей Солнечной системы. И в сущности, можно уже многое сказать о содержании синтеза великого потенциала этого лучистого двуначального Духа в человеческом сердце. Но пусть наше обозрение качеств Фохата станет полнее: мы ещё не рассмотрели второй его аспект как солнечной энергии и его же как Все-Силы и источника всех сил и энергий нашей системы.
Разумеется, вышеприведённый материал не исчерпывает всего того, что связано с деятельностью Фохата в качестве Жизни. Но с его помощью естественно и просто входят в сознание три основные положения этого философского комплекса. Во- первых, что Жизнь — это первоначало бытия; эта бесконечно малая, всепроникающая, вездесущая и всеведающая простейшая всеобщая форма существования является на феноменальном плане единым источником всего объективного существования, представленного бесчисленными и многообразными дифференциациями и преображениями [2], I, 121. Во-вторых, она есть тот самый «единый всемирный элемент», или «ультимативное естество», лежащее в основе коренного единства всего сущего в нашей вселенной.
Вот она — основа Фундаментального Закона, о котором писала Е.П.Блаватская, а именно: «коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в состав Природы, — от звёзд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру — это единство есть единый, основной закон в Оккультной Науке», добавим, и в Теософии, и в Учении Живой Этики (там же, 170).
И в-третьих, яснее предстаёт перед нами сокровенная аналогия: могущество Силы и Света Высшего Разума, Космический Магнит этого великого синтеза для всех форм, существующих на этой Земле, и потенциал этого Божественного Света в каждом человеческом сердце, а, значит, и естественное осознание того, что нет других различий между людьми, кроме как «по наполнению Светом».
1 См. статью М.Н.Егоровой в «Дельфисе» № 4(24) за 2000 г. В данной публикации автор использует материал своего доклада «О понятии «Жизнь» в Едином знании», сделанного на Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН 29 — 30 ноября 2000 года.
2 На заседании Лондонской Ложи (7 февраля 1889 г.) Е.П.Блаватская пояснила,что Фохат — «составное слово туринского происхождения, имеющее несколько значений» (по другой записи того же заседания имеется уточнение об урало-алтайском происхождении этого слова и о том, что Pho — сила Бытия [14],80-81). «В Китае, — сказала она, — слово Pho (Фо) обозначает «животную душу», животворный нефеш или дыхание жизни. Некоторые считают,что оно заимствовано из санскрита, где слово «Бху» означает существование или, скорее, суть существования» [15],254. Возможно, китайское происхождение слова даёт основание ставить ударение в слове «Фохат» па первом слоге.
3 В «Тайной Доктрине» под вселенной (с маленькой буквы) подразумевается наша Солнечная система; под Вселенной (с большой буквы) — всё мироздание.
4 Лайа (санскр.) — точка материи, где всякая дифференциация прекратилась. На этих «невидимых точках», утверждает «Тайная Доктрина», Великий Закон изменяет своё непрерывное движение внутри Пространства проявленной Вселенной и побуждает материю к деятельности и эволюции. Лайа (синоним Нирваны) есть область абсолютной отрицательности, в которой во время покоя лежат латентными активные силы Вселенной. Она же — и область «Единой истинной Абсолютной Силы» «нуменон Седьмого состояния недифференцированной космической субстанции» и «Центр нейтральной Оси», «Нейтральный Центр», по словам Блаватской, — мечта тех, кто хотел бы открыть вечное движение. Пока что вышеуказанная сила остаётся «недосягаемой и непостижимой» для нашего познавания. В сущности, из этих же нейтральных центров начинается дифференциация элементов, входящих в строение Солнечной системы. И здесь, как сказано,«низшая материя в её восходящем преображении» переходит в высший план и «на этой точке исчезает для вашего познавания» [2],I,189,191,199 — 202.
5 «Когда планета умирает, — поясняла Блаватская,— её олицетворяющие принципы переносятся в Лайа, или спящий центр, имеющий потенциальную,но латентную энергию, которая, таким образом, пробуждается к жизни и начинает формироваться в новое звёздное тело» (там же).
6 См. в данном номере журнала статью Н.Е.Невесского. — Прим. ред.
7 В отношении Огня приведём следующее пояснение: в Первом Круге наш Глобус был оформлен «примитивными огненными жизнями» лишь в сферу, которая «не имела ни твёрдости, ни свойств, за исключением холодного блеска, ни формы, ни цвета; и только к концу Первого Круга был развит им один Элемент, который из своей. простой сущности, стал теперь, в нашем Круге, тем Огнём, который известен нам во всей (Солнечной) системе» [2],I,324.
9 Седьмой принцип космической материи «так же молекулярен, как и Первый, но Седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и потерей своей полярности». Во время Пралайи «всё уравновешено в беспредельном Космосе в состоянии не-действия, или не-бытия» [4],628.
[1] Мир Огненный, ч. I—III. Новосибирск, 1991.
[2] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, тт. I, II. М., 1991; т. III, Новосибирск, 1993.
[3] Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М., 1993.
[4] Письма Махатм. Самара, 1993.
[5] Письма Елены Рерих, тт. I, II. Минск, 1992.
[6] Грани Агни Йоги, тт. I—XIII. Новосибирск, 1993-1998.
[7] Беспредельность. Рига, 1930.
[8] Иерархия. Рига, 1931.
[9] Агни Йога. Рига, 1929.
[10] «Новая Эпоха». М., № 3/1999.
[11] Блаватская Е.П. Тайные знания. М., 1994.
[12] Елена Рерих. У порога Нового Мира. М., 2000.
[13] Агни Йога, т. III. Тольяти-Самара, 1992.
[14] Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М., 1998.
[15] Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. М., 2000.