Фольклор что это такое 3 класс
Интегрированный урок-обобщение МДО по литературному чтению, музыке в 3-м классе «Фольклор. Жанры устного народного творчества»
Класс: 3
ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к истории, культуре, традициям, воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
— Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и настроимся на работу.
— Теперь сядьте удобно, начинаем урок.
2. Актуализация знаний
— Какой раздел изучаем?
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего.»
М.Горький
— Посмотрите, что стоит у доски?
В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды.
В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой «Дарума», привезённой с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.
По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
3. Мотивация
— Сегодня мы с Вами создадим матрёшку «Жанры устного народного творчества.»
— На мои вопросы можно отвечать только: ДА – НЕТ.
Что такое фольклор и какие жанры он включает
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.
Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.
Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.
Фольклор — это наша генетика
Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.
Жанры фольклора
Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:
Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.
Выделяют следующие их виды:
Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.
Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.
Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.
Русский фольклор
Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.
В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.
Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!
В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Я выросла с бабушками, поэтому в моем детстве было очень много фольклора. В деревне, где жила моя бабуля, фольклор звучал из уст старушек в каждом доме. Пословицы и поговорки я слышала каждый день. А ещё песни. Бабушка моей подруги пела нам песню про Пастушку, а мы снова и снова просили ее исполнить. Много лет спустя нашла слова этой песни в интернете. Вот такой фольклор.
Фольклор разный бывает, а русские народные сказки отнюдь не всегда приличные, есть с употреблением мата и с кучей всякой пошлятины, но в открытом доступе такие народные сказки трудно найти.
Фольклор это древность — например, частушки на балалайке! Его также ассоциируют с бабками-дедками, Кощеями, Водяными и деревнями. Обычно им занимаются ботаны и их друзья-чудики! 🙂
Хотя на первый взгляд так не кажется, многие современные фильмы, особенно в жанре мистики и фэнтези основаны на древнем фольклоре. Новые сюжеты на самом деле не придуманы с нуля, просто адаптированы под современные требования.
К глубокому сожалению фольклор сейчас изучают в школах как формальность. Слава богу моя бабушка еще жива и мои дети могут послушать старые рязанские песни и сказки о местной нечисти!
Именно старики из деревень несут наше наследие. Сомневаюсь, что следующее поколение застанет это((
Я почему-то думал, что это русское слово. Как-то странно осознавать, что даже такая близкая нам сфера названа иностранным словом.
Сразу почему-то вспомнился Шурик, который собирал тосты.)) «Будьте добры, помедленней, я записую»))))
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 2. Русские народные песни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Фольклор – устное народное творчество.
Шуточная песня- веселая юмористическая песня, как правило, исполняется в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.
Устное народное творчество. Фольклор. Русские народные песни. Заклички. Потешки. Колыбельные, лирические, шуточные народные песни.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2.Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. с. 16-17
3.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
4.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М: АСТ – 1996., Т.3 С.166,380,430, Т.5 С. 150.
На уроке мы узнаем, о новых жанрах устного народного творчества;
Научимся прогнозировать содержание раздела,
различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.
Сможем познакомиться с разными видами народных песен.
Основное содержание урока
Песенки-заклички относят к малым жанрам фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения.к ним относятся также колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, скороговорки, загадки.
Большими жанрами фольклора называют сказки, былины, песни, романсы, частушки, народные драмы
Вот проснулась Алёнушка, умывается, а матушка припевает песенку-потешку: (звучит песня)
Умой Алёнушке личико!
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Захотели дети выйти на улицу погулять, а там дождик идет. Вот и поют они песню солнышку: (звучит песня)
Выгляни в окошечко!
В России зима долгая. Никак весна не наступает. Вот люди и придумывают песенку- закликают весну:(звучит песня) «Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
С хлебами обильными»
Такие песенки, в которых люди обращались к силам природы назывались «закличками»
А вот девушка сидит, грустит, тоскует о чем-то и поёт лирическую песню (звучит песня)
«Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
Что от стада лебединого,
Как ко стаду ко серым гусям.
Начали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
– Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою».
А вот друзья собрались повеселиться. Здесь звучат веселые шуточные песни: (звучит песня).
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк».
Наступил вечер, баюкает матушка сыночка, поет колыбельную: (звучит песня).
Прилетели гули, гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Мишу усыплять.
Глаз своих не открывай».
Вы услышали разные песни: лирические, шуточные, колыбельные, песни-заклички. Русские народные песни бережно сохраняются в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Благодаря им мы многое узнаем о жизни и обычаях русского народа.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Впишите в текст пропущенные слова из песенки-заклички.
Унесите от нас _____________холодную.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Разбор типового контрольного задания
Образуйте пары отрывков из песенок одного вида (потешки, колыбельные, заклички и т.д.)
3 класс. Литературное чтение. Уроки 3–4. ТЕМА. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, НЕБЫЛИЦЫ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
3 класс. Литературное чтение.
Уроки 3–4. Тема. Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства ( у чебник, с. 13–21)
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с многообразием произведений устного народного творчества, русским фольклором – народными песнями, потешками, небылицами, волшебными и докучными сказками; показать мудрость, красоту, напевность, добрый юмор, выразительность народного творчества разных национальностей; помочь учащимся сравнивать искусство слова, прикладное искусство, живопись, музыку, произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; совершенствовать все компоненты навыка чтения, прежде всего выразительность; способствовать развитию воображения, эстетических чувств и художественно-эстетического вкуса, формированию чувства сопричастности к национальной истории, искусству своего отечества, гордости за великолепные произведения фольклора, устного народного творчества; привитию любви к русскому языку, интереса к предмету
познакомятся с русскими народными песнями, потешками, небылицами, волшебными сказками; научатся различать виды устного народного творчества, жанры русских народных песен; приводить примеры произведений фольклора, читать осознанно текст художественного произведения «про себя», создавать небольшой устный текст на заданную тему; называть признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других видов устного народного творчества
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; ориентируются в тексте произведения; осмысливают содержание прочитанного текста народной песни, характеризуют особенности мелодии, настроения; анализируют содержание для определения идеи произведения, мотивации персонажей с целью характеристики персонажей и выявления типа сказки; сравнивают произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; регулятивные: планируют работу на уроке; выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют; проявляют способность к оценке и самооценке в выделении лучших исполнителей русских народных песен; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения; коммуникативные: строят понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействуют в паре или в группе при выполнении учебного задания, читают фрагменты текста в паре; вступают в общение, выражают свою точку зрения, обоснованное мнение по поводу исполнения одноклассниками русских народных песен; слушают другого, соблюдают правила общения; аргументируют высказывания
самоопределяются в выборе заданий, определяют личностный смысл при выполнении творческих заданий, стремятся реализовывать свой творческий потенциал; приобретают опыт ценностных нравственно-этических ориентиров; проявляют самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах общения
Образовательные ресурсы: выставка книг (пословицы, прибаутки, потешки, сказки)
Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Ч тобы выполнить работу быстро и правильно, нам нужно соблюдать определенные правила. Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать свое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.
– Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят?
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя.
II. Изучение нового материала .
– Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
Определяют содержание урока.
1. Постановка учебной задачи.
2. Работа с толковым словарем.
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
– Обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы урока.
• Устное – уста (губы, рот): сказатель, рассказчик, певец. Устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. (Обращает внимание на слово «уста» – рот, губы.)
• Народное (от слова «народ»): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен; так как нет одного автора, то автором считается народ.
• Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять.
– С какими жанрами устного народного творчества, то есть фольклора, вы знакомы?
– Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.
– Что же такое фольклор? Как вы считаете?
Определяют совместно
с учителем толкование слов
– Песни, потешки, частушки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, сказки.
– Это произведения устного народного творчества.
3. Работа над русскими народными песнями.
1) Колыбельные песни.
– Фольклор передаётся из поколения в поколение устно.
– Послушайте песенку: Ай, баю, баю, баю, ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт, коту лапти плетёт.
А кот лапти износил и другие попросил.
– Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку: Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!
Ой, люли, люли, люли, прилетели к нам гули,
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки,
Они стали ворковать, Диме спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте, дайте Димушке поспать.
– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Как они называются? (Колыбельные.) Колыбельные помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу-пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.
– Как, с каким настроением, с какими чувствами надо петь колыбельные?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).
– Для чего создавались колыбельные песенки?
– Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.
Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,
Что ж ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?
Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:
А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.
Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока, сорока-белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.
– Какое назначение у потешки?
– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?
– Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками, такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна ( от глагола «баять», «баить», то есть говорить, «шептать», «заговаривать».) Колыбельные песенки – это ещё и древние «заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали детей.
Ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых.
Отвечают на вопрос.
– Для того чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: «Устное народное творчество»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: «Устное народное творчество»
Цель урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество».
обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.
(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)
Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.
3. Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой – ой – ой.
Придет серенький волчок,
— Ребята, для чего мы выполняли данную работу?
Думали, размышляли, давали правильные ответы.
Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»
Выявление темы урока детьми:
— А к какому разделу относятся все эти жанры?
Устное народное творчество.
— А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор.
Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?
Фольклор – это устное народное творчество
— Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.
1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.
2.Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего – то нового.
— Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?
Устное народное творчество
Зарядка под музыку
3. Отработка учебного материала
1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
(реквизиты: кукла, пеленка или платок)
— Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.
— Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
Найдите и прочитайте про колыбельные песни.
Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.
— Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
— Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,
Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
— Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Чтобы были здоровыми и не болели.
— Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
— Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
— Подумайте, какие жесты можно добавить.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.
4. Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.
ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.
Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.
Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.
Чтение загадок и разгадывание.
1.Солнце греет все теплей,
Снег с полей бежит ручьями. (весна)
Очень даже горячи. (солнышко)
3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
И солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
А зовут его…….(скворец)
Одеяло потекло. (снег)
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.
Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Объяснить смысл некоторых пословиц.
Не имей сто рублей
Сто друзей много дороже
Сотни рублей.
Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.
всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний
6.Русские народные сказка. (в группе)
Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.
Сейчас нужно выполнить следующее задание.
У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.
Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга
Бабушка, внучка, мышка, курочка
1. Рассмотри выставку. Прочитай названия книг. Везде ли указаны авторы? Как ты думаешь, почему?
Не везде. У народных сказок точный автор не известен.
2. Какая тема объединяет книги? Придумай название выставке.
3. Найди в библиотеке русскую народную сказку «Волшебное кольцо». Как ты будешь её искать? Каким каталогом воспользуешься?
Каталог русских народных сказок.
4. Какую из прочитанных книг ты посоветуешь прочитать своему другу? Докажи, что эта книга очень интересная. Опорные слова своего высказывания запиши в «Рабочую тетрадь»
Для описания вам помогут слова: захватывающий сюжет, отважные герои, смелый поступок, волшебные предметы, счастливый конец.
4. Рефлексия по уроку.
Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.
5. Подведение итогов.
Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.
— Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: «Устное народное творчество»
Общая информация
Похожие материалы
Тема: День знаний с ознакомлением биографией В. И. Даля.
Дидактический материал для увеличения скорости чтения 2
Дидактический материал для увеличения скорости чтения
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1(дополнительного) класса для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса для обучающихся с НОДА
Конспект урока по чтению «Звук и буква Чч»
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: Братья Гримм «Бременские музыканты»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357330 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.