Фольклор что такое скороговорка

Русские народные скороговорки

Фольклор что такое скороговорка. Смотреть фото Фольклор что такое скороговорка. Смотреть картинку Фольклор что такое скороговорка. Картинка про Фольклор что такое скороговорка. Фото Фольклор что такое скороговорка

Скороговорка – короткая рифмованная шутка, состоящая из сложных в произношении звуков. Эти русские народные произведения относятся к развлекательному, потешному жанру и представляют собой специально придуманные короткие фразы, построенные на сочетании звуков, специально затрудняющих произношение слов, которые нужно произнести быстро, и не запинаясь.

Придумали их в глубокой древности с целью развлечения на различных праздничных мероприятиях. Скороговорки могут быть как рифмованные, так и нерифмованные. Часто их еще называют чистоговорками, их используют для того чтобы у человека не было проблем с дикцией и всей речью в целом.

Берестовое лукошко полно морошки.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

На рассвете Евсей
Ловил овсянку в овсе.
Евсей в овсе
По колено в росе.

Два щенка
Щека к щеке
Щиплют щетку
В уголке.

Петр Петрович,
По прозванью Перов,
Поймал птицу
Пигалицу;
Понес по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.

Архип осип.
Осип охрип.

Селa мышкa в уголок,
Съелa бубликa кусок.

Из-под Костромщины шли четверы мужчины;
Говорили они про торги да про покупки,
Про крупу да про подкрупки.

Около ямы три хвоя вялы: на хвой стану, хвой достану.

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Источник

Скороговорки

Фольклор что такое скороговорка. Смотреть фото Фольклор что такое скороговорка. Смотреть картинку Фольклор что такое скороговорка. Картинка про Фольклор что такое скороговорка. Фото Фольклор что такое скороговоркаСкороговорка — это короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Скороговорки используются для тренировки дикции и произношения.

«Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу:

«Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь);

«Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (всё невпопад, неудачно);

«Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же).»

В. Даль «Пословицы русского народа»

Скороговорка (И. Токмакова)
Четыре Чертёнка (А. Усачёв)
Черти с чёртом… (Н. Ламм)
На кухне (М. Грозовский)
Жук по имени Жак (А. Усачёв)
Мышь и камыши (В. Кремнев)
Не жалела мама мыла…
Откуда на просеке просо?
Шла Саша…
На ромашке две букашки…
Парус наш…
У Сени и Сани…
Шесть мышат…
Глеб шёл…
У четырёх черепах …
Черепашки, не скучая…
Смешные шутки…
Коля колет…
Наш Полкан…
Мышки мыли…
Соломы воз…
Щуку тощую с реки…
Карл у Клары украл кораллы…
Рыбу ловит рыболов…
Робот Роберт в день рожденья…
Вёз корабль карамель…
От топота копыт…
Утром спозаранку…
Иван Топорышкин (Д. Хармс)
Скороговорка за обедом (М. Яснов)
Два корабля…
Сшит колпак, да не по-колпаковски…
Ехал Грека через реку…
Всё короче наша тень… (В. Лунин)
На дворе трава…
Грачиная (М. Бородицкая)
Галчиная (М. Бородицкая)
Синичья (М. Бородицкая)
Пиджак…
Ложечка моя…
Бога, рога, носорога…
То ли Толя — кореш Коли…
В четверг четвёртого числа…
Скороговорщик скороговаривал…
На шишкосушильную фабрику…

Скороговорка (И. Токмакова)

Был кашеваром кашалот,
А кашеедом — кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он, и вот —
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром — кит

Четыре Чертёнка (А. Усачёв)

Четыре Чёрненьких Чумазеньких Чертёнка
Чертили Чёрными Чернилами Чертёж.
Черны Чулки, Часы, Чулан и собачонка.
А Чёртов дедушка на Чучело похож.
За час внучата перепачкали всю дачу,
И Чайник с Чашками, и бабушку в придачу!

*** (Н. Ламм)

Черти с чёртом
Что-то чертят
В чёрной тьме кромешной.
Что начертят
Эти черти?
Чёрт-те что, конечно.

На кухне (М. Грозовский)

Чашка и кружка спорят друг с дружкой,
Кто из них в доме нужней.
Ложка и блюдце звонко смеются
И утешают друзей:
— К чашкечке — блюдечко.
В кружечку — ложечка.
Каждый по своему нужен немножечко.

Жук по имени Жак (А. Усачёв)

Жил жук по имени Жак
Сшил Жак папе пиджак,
Маме — пижаму,
Жене — жакет,
Сыну — тужурку,
Дочке — жилет,
Внучке Жучке —
Кожаные брючки.
Жабе — жабо,
А себе ничего!

Мышь и камыши (В. Кремнев)

Камышам пищала мышь:
«Шорох ваш нарушил тишь!»
Шепчут шумно камыши:
«Тише, мышка, не шурши!»
Шелест твой услышит кошка!
Шла бы к бабушке ты, крошка.
Нас ослушаешься мышка, —
Кошка — цап тебя, глупышка!
В общем, мышь, не шебурши,
Лучше в норку поспеши!»
Не послушалась их мышка.
Запищала вновь малышка:
«Для меня, бесстрашной, кошка —
Что для той же кошки мошка…»
С той поры не слышно мышки,
Шаловливой хвастунишки.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.

На ромашке две букашки
Кормят сына сладкой кашкой.
Шевелит сынок усами:
— Я наелся! Ешьте сами!

Парус наш на совесть сшит.
Нас и шторм не устрашит.

У Сени и Сани
В сетях сом с усами.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Глеб шёл, белый гриб нашёл.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Черепашки, не скучая
Час сидят за чашкой чая.

Смешные шутки у нашего Мишутки.

Наш Полкан попал в капкан.

Мышки мыли миску мышке

Соломы воз возница вёз.

Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука часто бьёт хвостом.
Отпустим мы её потом.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.

Робот Роберт в день рожденья
Принимает поздравленья.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Утром спозаранку
Купил баран баранки.
Надел баранки на рога,
Понёс барашкам на луга.

Иван Топорышкин (Д. Хармс)

(Скороговорка)

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
а пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
а пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
а пудель вприпрыжку попал на топор.

Скороговорка за обедом (М. Яснов)

Супница,
Сметанница,
Сухарница,
Салатница,
Рыбница,
Горчичница,
Салфетница,
Гусятница,
Сахарница,
Сырница,
Конфетница,
Маслёнка,
Перечница,
Уксусница,
Хлебница,
Солонка.

Два корабля лавировали, лавировали
Да не вылавировали.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали,
ведь не веровали в вероятность вылавировать.
Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

*** (В. Лунин)

Всё короче наша тень,
Это значит, скоро день.
Тень растёт, уходит прочь.
Это значит, скоро ночь.

На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.

Грачиная (М. Бородицкая)

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Галчиная (М. Бородицкая)

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Синичья (М. Бородицкая)

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся!
Славно сегодня звенится-поётся!

Пиджак с подвыподвертом.

Ложечка моя, желобовыгибистая.

Бога, рога, носорога
Комара, сороконога,
Душу, грушу, бегемота,
Кавалерию, пехоту,
Четверг, пятницу, субботу,
Ротор, стартер, карбюратор,
Монтировку, шайбу, мат!

То ли Толя — кореш Коли,
то ли кореш Толи — Коля.
Коли Коля — кореш Толи,
то и Толя — кореш Коли.

В четверг четвёртого числа
в четыре с четвертью часа
Лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии.

Лигурийский регулировщик речисто,
да не чисто рапортовал.
Да так зарапортовался про
размокропогодившуюся погоду,
дабы инцидент не стал претендентом
на судебный прецедент.

Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки.
И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет.
Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился,
И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку:
«Все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате.
Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения.
Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных.
За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.

Источник

Глава 20

«Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова» (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Приведённые определения дают полное представление об этом элементе фольклора. Итак, скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Мне кажется, скороговорки могут с успехом использоваться в работе логопеда. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.

Я очень давно собираю скороговорки. В детстве мне тоже приходилось играть с ними. С детства помню скороговорку: » Шла Саша по шоссе и сосала сушку «, которая очень трудно даётся тем, кто не в ладах с шипящими. А вот скороговорка для тех детей, у кого плохи дела с произношением буквы » р «: » Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет «.
Все скороговорки, которые приведены ниже, я нашла в книгах:

Те скороговорки, которые отсутствуют в перечисленных источниках, записаны мной из разных источников (газеты, журналы, детские книжки), в том числе и из речи знакомых.

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

18. В огороде рос горох,
А за речкой – гречка.
Старый наш козёл Енох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.

19. Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
В ыносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.

(Автор скороговорок 17-20 Э. Огнецвет, перевод с белорусского Е. Благининой)

30. И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп;
И ушёл Прокоп – кипит укроп,
И пришёл Прокоп – кипит укроп.

33. На рассвете Евсей
ловил овсянку в овсе.
Евсей в овсе
по колено в росе.

К. Камейша (пер. с белорусского С. Пайна )

Ю. Кушак

93. Сыворотка из-под простокваши.

94. От графа Джерафа горжет из жирафа. ([2], т. 3, стр. 247)

95. В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.

А в журнале «Студенческий меридиан» (к сожалению, не записан номер журнала) в статье » Учимся говорить публично » (автор В. Шахиджанян) есть очень интересные рассуждения о роли скороговорок в выработке хорошей речи. Приведу здесь фрагмент этой статьи: «Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. «Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли, – говорил К. С. Станиславский, обращаясь к молодым артистам. – Она у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок».

Попробуйте раз в три дня по 10-15 минут заниматься скороговорками:

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Какую бы скороговорку вы ни учили, – скажем, «Купи кипу пик», – она на первых порах может вызвать у вас затруднение. С первого раза даже такая простая скороговорка не получится.

В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения».

Замечу, что рекомендуемая автором статьи скороговорка » Коси коса, пока роса. » является пословицей, но, следуя автору, я тоже включила её в своё собрание скороговорок.

Оказывается, не только детская забава – скороговорки! Если вам приходится выступать перед аудиторией, и вы хотите иметь хорошо поставленную речь, то позабавьтесь и вы скороговорками, как это рекомендуется в изложенной выше статье.

А теперь предлагаю решить три головоломки, в которых требуется разгадать зашифрованные скороговорки.

Головоломка 1.

Эту головоломку я взяла из журнала “Наука и жизнь” (к сожалению, номер журнала не записан). С помощью цифр от 0 до 9 записаны четыре скороговорки. Разгадайте скороговорки, учитывая, что каждой цифре соответствует одна и только одна буква, причём буквы пронумерованы в строго алфавитном порядке. Буквы Е и Ё здесь не различаются.

1) 940 7090 65 95771 2 757040 78938.

2) 8 7140 42 7140 4270, 8 568932 42 4170.

3) 60930 14 786, 0 35932 7456042 3098.

4) 914 76873 68913 7 75653 2 75 7304.

Головоломка 2.

Эта и следующая головоломки зашифрованы мной. Условия шифрования точно такие же, как в предыдущей головоломке.

2063 82603 8 23069 2560339, 0 23060 826030 8 20630 2306417.

Головоломка 3.

34 245430 345420 1 2458, 47 245430 – 6 2459.

Буквы пронумерованы следующим образом:

А – 0, Е – 1, И – 2, К – 3, Л – 4, О – 5, П – 6, С – 7, У – 8, Ш – 9.

1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2) У села ли села лиса, у опушки ли леса.

3) Пашка ел суп, а кошки слопали кашу.

4) Шёл спуск пушек с сопок и со скал.

Буквы пронумерованы так:

А – 0, Е – 1, К – 2, Л – 3, Н – 4, О – 5, Р – 6, Т – 7, У – 8, Ы – 9.

Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

Буквы пронумерованы так:

А – 0, В – 1, Г – 2, Д – 3, О – 4, Р – 5, С – 6, Т – 7, У – 8, Ы – 9.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Источник

Скороговорка – это и жанр устного народного творчества, и всякая фраза-шутка с непринужденностью проговаривания неудобопроизносимого звукового ряда, и просто любая быстрая речь. Эта небольшая часть языковой стихии с её нарочитой «несерьёзностью» бытового юмора изначально предстаёт в виде синкретизма забавной поговорки, незамысловатой прибаутки, звуко-речевой игры. Но уже и в старину не могла не замечаться практическая польза скороговорок в деле формирования фонетической чистоты речи личности и, отсюда, её речевой полноценности – неспроста ведь назывались они в просторечии «чистоговорками». В стилистике же нынешнего рационализма восприятия скороговорки уже иначе и не расцениваются, как элементарный тренинг речевой моторики.

Поскольку речевая моторика с особой интенсивностью формируется в детстве, постольку и способствовать этому наиболее успешно можно именно в данном периоде жизни. Навыки «чистоговорения» лучше формируются, разумеется, тогда, когда соответствующая практика для ребенка будет привлекательной, то есть игровой, забавной. И, как нами уже отмечалось, сами скороговорки стилистически и содержательно нацеливают на юмор, на радостное желание повторить «это», ведь скороговорка без улыбки, без удовольствия тягостна и потому, тем более для ребёнка, по большей части бесполезна. Таким образом, остаётся лишь игровую фактуру материала должным образом дополнить столь же игровой ситуацией занятия.

Актуальны скороговорки и для тех взрослых, которым по долгу службы необходимо чёткое произношение: дикторам, актёрам, преподавателям… Не бесполезны они, разумеется, и для любого из желающих доходчиво произносить речь свою в постоянной надежде быть безукоризненно услышанным, то есть всем нам. И разве в этом смысле не важно для всех нас стремиться к тому, чтобы в изъянах речи не терялись её смысловые и эмоциональные ценности?!

Способов улучшить орфоэпичность речи немало, но тренинг с использованием скороговорок – самый простой и доступный из них! Однако к любому делу стоит подходить рационально, выделяя в нём необходимые этапы. Так же и к отработке скороговорок надо подходить поэтапно. Например:

2 этап. Когда вы сможете выговорить уже всю скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте её артикуляцию. Можно при этом попросить близкого человека прочитать скороговорку по вашим губам.

3 этап. Отработав артикуляцию, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но чёткими! Представьте себя суфлёром в театре: ваш шёпот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

5 этап. Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией. И лишь потом демонстрируйте ускорение произношения.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

А мне не до недомогания.

(Альтаир – самая яркая звезда в созвездии Орла. «Альтаир» означает «летящий орёл»)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа тупа.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Бегают две курицы прямо на улице.

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,

Белогубы огурцы, молодцы белопупы.

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, Пойду к Лавру – Лавру про Фрола навру.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

Борона боронила неборонованное поле.

Бобры храбры идут в боры, бобры для бобрят добры.

Был бы покос, да настал мороз.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,

Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.

Вбили кол в частокол. Подприколошматили.

Вавилу ветрило промоклосквозило.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Вырастил Толя тополь за полем.

По полю, по полю, шел к тополю Толя.

В залежах железа лежит жезл из желе.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Волки рыщут, пищу ищут.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

В ночной тиши у камыша чуть слышен шорох камыша.

В шалаше шесть шалунов.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

Вез Анос сеять овес.

Посеял овес, уродился овес.

Пришел Анос, скосил овес,

Повязал овес, смолотил овес.

Повыбрал овес, увез овса воз.

— Вымыли ли вы куклу Милу?

— Мы Милу намылили и вымыли.

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

В огороде Фекла ахала и охала,

Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,

Выскочила мышка из-под рундучка, и опять под рундучок.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Все клены стали рыжие,

И не один не дразнится,

Раз все равно все рыжие

Кому какая разница?

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки.

Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб.

Вася косил косилкой спелый овес.

Везет на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

В цветнике цветут цветы.

В поле – все, все, все. В поле – сев, сев, сев.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

В саду рос куст роз – куст роз рос в саду.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Водовоз вез воду из водопровода.

В Йошкар-Олу летели йоги, йогурт ели по дороге.

Ломала я язык, ломала, переламывала…

Возьми у белобородого мужика

Полкринки кислого молока.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Влас у нас, Афанас у вас.

Встретил в чаще еж ежа,

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Во мраке раки шумят в драке.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

В Луку Клим луком кинул.

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

В голубятне голуби, а на дубе желуди.

В уголок Алёна села, у Алёнки много дела.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В зимний холод всякий молод.

В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Ветеp елками шумит, ежик наш домой спешит.

А навстpечу ему волк, на ежа зубами – щелк.

Еж иголки показал, волк со стpаху убежал.

Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

В ванну я залез, и кафель весь покрылся градом капель.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Фольклор что такое скороговорка. Смотреть фото Фольклор что такое скороговорка. Смотреть картинку Фольклор что такое скороговорка. Картинка про Фольклор что такое скороговорка. Фото Фольклор что такое скороговорка

Скороговорка – это и жанр устного народного творчества, и всякая фраза-шутка с непринужденностью проговаривания неудобопроизносимого звукового ряда, и просто любая быстрая речь. Эта небольшая часть языковой стихии с её нарочитой «несерьёзностью» бытового юмора изначально предстаёт в виде синкретизма забавной поговорки, незамысловатой прибаутки, звуко-речевой игры. Но уже и в старину не могла не замечаться практическая польза скороговорок в деле формирования фонетической чистоты речи личности и, отсюда, её речевой полноценности – неспроста ведь назывались они в просторечии «чистоговорками». В стилистике же нынешнего рационализма восприятия скороговорки уже иначе и не расцениваются, как элементарный тренинг речевой моторики.

Поскольку речевая моторика с особой интенсивностью формируется в детстве, постольку и способствовать этому наиболее успешно можно именно в данном периоде жизни. Навыки «чистоговорения» лучше формируются, разумеется, тогда, когда соответствующая практика для ребенка будет привлекательной, то есть игровой, забавной. И, как нами уже отмечалось, сами скороговорки стилистически и содержательно нацеливают на юмор, на радостное желание повторить «это», ведь скороговорка без улыбки, без удовольствия тягостна и потому, тем более для ребёнка, по большей части бесполезна. Таким образом, остаётся лишь игровую фактуру материала должным образом дополнить столь же игровой ситуацией занятия.

Актуальны скороговорки и для тех взрослых, которым по долгу службы необходимо чёткое произношение: дикторам, актёрам, преподавателям… Не бесполезны они, разумеется, и для любого из желающих доходчиво произносить речь свою в постоянной надежде быть безукоризненно услышанным, то есть всем нам. И разве в этом смысле не важно для всех нас стремиться к тому, чтобы в изъянах речи не терялись её смысловые и эмоциональные ценности?!

Способов улучшить орфоэпичность речи немало, но тренинг с использованием скороговорок – самый простой и доступный из них! Однако к любому делу стоит подходить рационально, выделяя в нём необходимые этапы. Так же и к отработке скороговорок надо подходить поэтапно. Например:

2 этап. Когда вы сможете выговорить уже всю скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте её артикуляцию. Можно при этом попросить близкого человека прочитать скороговорку по вашим губам.

3 этап. Отработав артикуляцию, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но чёткими! Представьте себя суфлёром в театре: ваш шёпот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

5 этап. Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией. И лишь потом демонстрируйте ускорение произношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *