Фольклор в музыке русских композиторов что за прелесть эти сказки
Презентация по музыке на тему «Фольклор в музыке русских композиторов.Что за прелесть эти сказки. Римский-Корсаков «Шехеразада»»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Н.А.Римский-Корсаков – русский композитор (1844—1908) Великий музыкальный сказочник
Оперы · Снегурочка. · Млада. · Ночь перед Рождеством. · Садко. · Моцарт и Сальери. · Царская невеста. · Сказка о царе Салтане. · Кащей Бессмертный. · Пан воевода. · Сказание о невидимом граде Китеже. · Золотой петушок. · Садко. Симфонические произведения · Симфония №1. · Антар (Симфония №2). · Симфония №3. · Шехеразада. · Испанское каприччио. Великий сказочник
Н.А.Римский-Корсаков – русский композитор (1844—1908) окончил с отличием Морской кадетский корпус совершил кругосветное плавание, побывал в восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом восточных государств. профессор Санкт-Петербургскй консерватории среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов. входил в состав композиторской группы «Могучая кучка»
Море и Синдбадов корабль Рассказ царевича-календера Царевич и царевна Праздник в Багдаде
Сюита – цикл, состоящий из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шехаразада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Средства музыкальной выразительности Шахриар Мелодия Лад Темп Тембр Регистр
Средства музыкальной выразительности Шахриар Мелодия Энергичная, скачки Лад Минор Темп Медленный Тембр Медные духовые Регистр Низкий
Средства музыкальной выразительности Шехерезада Мелодия Нежная, поступенная Лад Минор Темп Медленный Тембр Скрипка и арфа Регистр Высокий
4 часть. «Праздник в Багдаде»
«Замыкая круг» музыка К.Кельми, слова М.Пушкиной
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-063048
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»
Урок музыки в 5 классе.
ТЕМА: «Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о музыке
— продолжить знакомство с понятием «фольклор»
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»
— знакомство с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки
— развивать образное мышление
— развитие творческой активности учащихся
— развивать вокально-хоровые навыки
Воспитательные – воспитание музыкальной «слушательской» культуры
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
2. Повторение. Беседа с учащимися.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Продолжение путешествия по жанрам литературы и музыки.
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Налево – сказку говорит…
2. Интерактивная беседа:
— Любите ли вы сказки?
— Кто является автором высказывания: «Что за прелесть эти сказки!»
4.Ученики записывают тему урока в тетрадь.
III. Включение в систему знаний и повторение
— Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
— Ребята, а что означает слова «сюита»?
— Сформулируете с помощью учебника определение программной музыки.
— На какие образы настраивает нас композитор?
(Фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев).
— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(Слушание музыкального фрагмента)
— Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?
— Как вы это почувствовали?
— А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
— Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?
-Что передаёт в музыке композитор? Какой образ?
IV. Вокально-хоровая работа.
Разучивание новой песни.
(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни).
— О чём поётся в этой песне?
— Какую роль играет сказка в этой песне?
(Распевания. Разучивание мелодии 1 куплета с текстом по фразам).
V. Контроль усвоения.
Выполнение тестового задания.
(Прочитать внимательно все музыкальные понятия и правильно стрелочкой
соотнести к пояснению).
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Основа симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова –
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
— Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
В ыбрать из трёх одно домашнее задание:
— подготовить презентацию «Фольклор в музыке и литературе»
— составить кроссворд по теме урока
— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-166887
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по музыке на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки. «
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки. » Автор презентации учитель музыки МБОУ «Макеевская основная школа»: Широухова Ирина Петровна
Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь». «Влечёт Восток сияньем красок, Зовёт базарной суетой, С Али – Бабой, героем сказок, С Синдбадом, брошенным волной. Там Шехеразада начинает, Для Падишаха свой рассказ, Багдадский вор там убегает, Торговцев обманув не раз. На ослике, качаясь, едет Хаджа, мудрейший Насреддин, И, вынув лампу, вызывает Седого джинна Алладин». Симфоническая сюита «Шехеразада» Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом. Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Слушание музыки и её анализ: Фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-796632
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке «Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки. «
Описание разработки
Цель: продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Задачи:
— закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы,
— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность,
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»,
— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова;
— развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний,
— развивать образное мышление,
— развитие творческой активности учащихся,
— развивать навыки анализа музыкального произведения,
— через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки;
— воспитывать умение работать в коллективе и в парах,
— воспитание музыкальной «слушательской» культуры.
Ход урока
1. Организационный этап.
Музыкальное приветствие. Повторение.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать уважаемые гости, давайте их поприветствуем. (Поём) Я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Итак, мы готовы к работе, начинаем урок, садитесь.
Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.
И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания).
— Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Ученики: Основой стало народное сказание.
Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.
— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
(Произношу с подсказками детей)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Налево – сказку говорит…»
— Любите ли вы сказки?
— Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.
8. Контроль усвоения.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению, и я надеюсь, вы приобрели новые знания. И хотела бы убедиться в этом. Проведём небольшой тест. Я уверена, вы справитесь.
( На партах у каждого лежат небольшие листочки с заданием)
Учитель: Ребята, прошу вас прочитать внимательно все понятия музыкальные и правильно стрелочкой соотнести к пояснению.
9. Информация о домашнем задании
Учитель: Ребята, выберите себе из 3-х одно домашнее задание по душе:
— составить кроссворд по теме урока
— представить презентацию «Дружба музыки и литературы»
— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»
10. Рефлексия
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.
— Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Я благодарю своих помощников знатоков русской музыки, которые мне помогали. Вы хорошо все потрудились, показали свои знания и умения. Каждый за работу на уроке получает оценку «5».
Содержимое разработки
«Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы
— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»
— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний
— развивать образное мышление
— развитие творческой активности учащихся
— развивать навыки анализа музыкального произведения
— через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки
Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах
— воспитание музыкальной «слушательской» культуры
Музыкальное приветствие. Повторение.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать уважаемые гости, давайте их поприветствуем. (Поём) Я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Итак, мы готовы к работе, начинаем урок, садитесь.
Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.
И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания).
-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Ученики: Основой стало народное сказание.
Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.
— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
(Произношу с подсказками детей)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Налево – сказку говорит…»
Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.
Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»
— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?
Ученики: А. С. Пушкин
Учитель: Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»
(Ученики записывают тему в тетрадь)
Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов
Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: Я хочу представить своих помощников. К нам на урок я пригласила двух знатоков русской музыки. Они подготовили друг другу вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге нам расскажут что-то интересное.
(Знатоки выходят к доске)
Первый знаток: Когда и где родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?
Первый знаток: Все Римские – Корсаковы служили на флоте. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет. Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?
Первый знаток: Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни». Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?
Второй знаток: Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?
Первый знаток: Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев. Был ли он участником содружества русских композиторов «Могучей кучки»?
Второй знаток: Вместе с Бородиным, Мусоргским, Кюи, Балакиревым он входил в «Могучую кучку». Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?
Первый знаток: Да, он был прекрасным дирижёром. Сколько лет прожил композитор?
Второй знаток: Он прожил 64 года.
Учитель: Спасибо нашим знатокам. Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.
– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…
Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту. – Ребята, а что означает слова «сюита»?
Ученики: Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
(Записывают в тетрадь)
Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.
Учитель: Сформулируете определение программной музыки.
Ученики: (С помощью учебника стр. 20) Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. (Слайд № 11)
Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:
(Читают ученики в учебнике стр. – 21)
Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?
Ученики: Шахриара и Шехеразады.
Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.
— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(Слушание музыкального фрагмента)
(Использование карточек «Эмоциональные термины»)
Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.
Учитель: Как вы это почувствовали?
Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.
Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…
Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?
Ученики: скрипка, арфа.
Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и должны своими движениями танца очаровать хозяина.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь услышал, что ещё передаёт в музыке композитор? Какой образ?
Ученики: Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.
(Ученики смотрят видео – ролик «Шум моря»)
Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?
Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?
(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни).
Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?
Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.
(Распевания. Разучивание мелодии 1 куплета с текстом по фразам).
Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению, и я надеюсь, вы приобрели новые знания. И хотела бы убедиться в этом. Проведём небольшой тест. Я уверена, вы справитесь.
( На партах у каждого лежат небольшие листочки с заданием)
Учитель: Ребята, прошу вас прочитать внимательно все понятия музыкальные и правильно стрелочкой соотнести к пояснению.
Информация о домашнем задании.
Учитель: Ребята, выберите себе из 3-х одно домашнее задание по душе:
— составить кроссворд по теме урока
— представить презентацию «Дружба музыки и литературы»
— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.
– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Я благодарю своих помощников знатоков русской музыки, которые мне помогали. Вы хорошо все потрудились, показали свои знания и умения. Каждый за работу на уроке получает оценку «5».
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.