Фольклор в музыке русских композиторов что за прелесть эти сказки конспект урока
Разработка урока по музыке на тему:»Фольклор в творчестве русских композиторов. Что за прелесть эти сказки!»(5 класс)
Урок по музыке в 5 классе
Цель: понять интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов на примере симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада»; понимать специфику музыки сюиты; выявлять родство художественных образов и различать особенности видов искусства музыки и литературы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование : мультимедийная презентация; видеофрагменты симфонической сюиты Н.Римского-Корсакова «Шахерезада»
плакаты и эмблемы; отрывки из литературного источника.
Планируемые результаты: умения сопоставлять произведения разных видов искусства, давать характеристику героев; умения выразительно читать; воспринимать и анализировать музыку и соотносить её с характерами героев.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем необычный урок, где встретятся литература и музыка. На уроке мы познакомимся с новыми терминами, с новыми героями сказок,с новым произведением известного композитора – сказочника Н.А. Римского-Корсакова «Шахерезада».
Мы постараемся понять, как при помощи музыки можно выразить чувства героев, их переживания. Как мы озаглавим урок, это вы решите сами в конце урока.
На уроке будут проведены конкурсы, викторины, в которых будут участвовать три команды.(«Биографы»; «Музыковеды»; «Фольклористы»)
Представление команд: название, эмблема, плакат ( работа в группах )
Актуализация имеющихся знаний.
Учитель : Взаимосвязи каких искусств мы с вами раскрывали на протяжении прошлых уроков?
Дети : Взаимосвязи музыки и литературы.
Учитель :Какие музыкальные жанры появились благодаря этой взаимосвязи?
Дети : песня, романс, гимн.
Закрепление пройденного материала
В ходе игры проходит повторение пройденных терминов: песня, романс, гимн, вокальная музыка, народная музыка, симфоническая миниатюра, программная музыка(работа с раздаточным материалом ).
Дети: С симфонической миниатюрой «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Учитель : Что же послужило литературной основой «Кикиморы»?
Дети : Литературной основой «Кикиморы» стало одно из сказаний русского народа.
Учитель : Верно. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов в музыке передал своё видение этого произведения. А как вы представили образ Кикиморы?
III. Изучение нового материала.
Учитель : Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой «Шахерезада» известного русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова, учителя А.К. Лядова.
Показывается слайд №1(портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова)
Творчество композитора разнообразно по жанрам,оно включает в себя: 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), « Снегурочка » (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.
В области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, «Сербская фантазия»; «Шехеразада», которые обратили на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил большой талант колориста и фольклориста.
В основе сюиты «Шехеразада» тоже лежит фольклор, но уже восточный.
Итак, тема нашего урока: «Восточный фольклор в музыке Н.А.Римского-Корсакова»
Учитель : Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять во все времена. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?
Затем показывается слайд №2
Учитель : Глядя на эти картинки, я думаю, вам будет легко подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении?
Д ети: верблюды, караван, песок, знойное солнце, пальмы, море, экзотические цветы и фрукты, шумный рынок, ковры и посуда с затейливым узорчатым орнаментом, индусы, причудливая мозаика дворца султана, восточные сказки…
Рассказ группы 2 «Фольклористы»:
Восточные сказки… они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада – морехода, Алладина, Али-бабы… Это герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Влечет Восток сияньем красок,
Зовет базарной суетой,
С Али-Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шахерезада начинает,
Для падишаха свой рассказ,
Багдадский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шелковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живет красавица одна.
Она зовется Шахерезадой
Она прекрасна и умна.
Учитель : Восточные сказки «101 ночь» не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского – Корсакова, который по их мотивам написал симфоническую сюиту «Шахерезада », состоящую из 4-х частей. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шахерезады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
Рассказ группы 3 «Музыковеды»:
Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение.
У Н.А.Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию и тоже состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы.
Н.А.Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей:
1- «Море и корабль Синдбада»,
2- «Фантастический рассказ Календера-царевича»,
3-«Царевич и царевна»,
4- «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу».
Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.
Учитель :Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Эту симфоническую сюиту можно сравнить с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин Востока.
Учитель :Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Сейчас за пультом появится дирижер, и мы услышим фрагменты из симфонической сюиты «Шахерезада».
Мы послушаем 1 часть симфонической сюиты «Шахерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль».
Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шахерезаду.Хочу заметить, что музыка сюиты – это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шахерезады.
Звучит музыка 1 части сюиты.
IV. Решение учебных задач( анализ музыкального произведения )
Учитель : Каковы характеры главных героев?
Учитель: Как звучит тема Шахриара?
(Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь).
Учитель: Похожи ли их характеры? (Нет. Они контрастны)
Учитель: Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шахерезада – скрипка соло; Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).
Учитель: Какие особенности музыки придают теме Шахерезады восточный колорит? (мелодия Шахерезады напоминает затейливый восточный орнамент, как бы «вьется»)
Учитель : Обширный финал, который служит заключением 1 части рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. (В эпилоге сюиты тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шахерезады. Ею заканчивается сюита).
Учитель : Свои впечатления о прослушанной музыке я попрошу выразить в рисунках, которые вы нарисуете дома к следующему уроку.
Учитель : Конечно, каждому из нас хочется, чтобы чудеса встречались не только в сказках, но и в реальной жизни. Давайте вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке и исполним ее.
Исполнение песни «Приходите в гости к нам»
V. Контроль знаний, обратная связь
На каком музыкальном примере мы сегодня рассматривали связь музыки с литературой?
· Что явилось основой этого музыкального произведения?
· Какая музыка называется программной?
· Назовите основные музыкальные темы сюиты.
· Сколько в сюите частей?
· Какими инструментами пользуется композитор для создания музыкальных образов Шахерезады и Шахриара?
Учитель: Нарисуйте, пожалуйста, дома свои впечатления от прослушанной 1-ой части сюиты. В классе мы устроим выставку ваших рисунков.
Подведение итогов конкурсов. Оценивание.
VI. Рефлексия.(игра «Микрофон»)
— Что нового я узнал на уроке?
-Чем интересны восточные сказки?
-Как музыка помогает литературе и наоборот?
Я предлагаю закончить нашу встречу гимном восточной сказки!
Гимн восточной сказки
Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.
Сквозь года, и сквозь века
Сказка к нам идёт.
И для каждого из вас
Волшебство несёт.
Кладезь мудрости она,
Мира, доброты,
Вместе с ней приходят к нам
Светлые мечты.
Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.
Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом – посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите тот, который соответствует вашему. А я посмотрю, с каким настроением вы уходите в свой класс…
Учитель: Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.
Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу.
Николай Андреевич Римский-Корсаков- известный русский композитор-сказочник
Разработка урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»
Урок музыки в 5 классе.
ТЕМА: «Фольклор в музыке русских композиторов.
Что за прелесть эти сказки…»
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова.
— закрепить и расширить ранее полученные знания о музыке;
— продолжить знакомство с понятием «фольклор»;
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»;
— знакомство с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
— развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки;
— развивать образное мышление;
— развитие творческой активности учащихся;
— развивать вокально-хоровые навыки.
— воспитание музыкальной «слушательской» культуры.
-Дать понятие «сюита»; познакомить детей с симфонической сюитой «Шехеразада»;
-проанализировать средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, динамику, тембры инструментов), передающие образ Шехеразады;
— ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами.
— слушать и эмоционально откликаться на музыку;
-размышлять над содержанием музыкального произведения, высказывать суждения о музыке.
— осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.
Технические средства: компьютер, колонки, магнитофон.
Музыкальные произведения: симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, песня «Островок», песня «В мире много сказок».
Повторение. Беседа с учащимися.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Продолжение путешествия по жанрам литературы и музыки (что такое литература, музыка, фольклор). Работа с сигнальными карточками.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (понятие программная музыка, сюита)
Отступление о композиторах писавших программную музыку.
Песня «В мире много сказок».
Определение темы урока.
Биография композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Симфоническая сюита «Шехеразада».
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
У Н.А.Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию и тоже состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы.
Н.А.Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей:
1. Море и Синдбадов корабль.
3. Царевич и царевна.
4. Праздник в Багдаде.
Анализ музыкального произведения, работа в группах.
Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шехеразаду. Музыка сюиты – это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады.
Определение характеров героев. Похожи ли их характеры? (Нет. Они контрастны) Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шехеразада – скрипка соло; Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).
Но прежде чем рассказывать о приключениях Синдбада, в музыке нарисовано море, то ласковое, то гневное, изменчивое – сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве!
2 группа: как звучит тема Шехеразады?
3 группа: как звучит тема Шахриара?
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.
— Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
Исполнение песни «Островок».
Оценка урока. Смайлики .
Выбрать из трёх одно домашнее задание:
— подготовить презентацию «Фольклор в музыке и литературе»
— составить кроссворд по теме урока
— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада».
Конспект урока музыки 5 класс « Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»
О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки, Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 5 класс « Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»»
Конспект урока музыки
« Что за прелесть эти сказки!
Фольклор в музыке русских композиторов»
Свинцова Людмила Николаевна
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Учебные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы
— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»
— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний
— развивать образное мышление
— развитие творческой активности учащихся
Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах
— воспитание музыкальной «слушательской» культуры
1. Организационный этап.
Музыкальное приветствие, вход в класс под музыку, занимают свои места
Фн.№1 Заставка песни «Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (начало)
2. Проверка ранее изученного
Учитель: Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)
— На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.
И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания)
-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора»
Анатолия Константиновича Лядова.
Учитель: Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры?
Ученики: Основой стало народное сказание.
Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
3. Вокально-хоровая работа (распевка, повторение ранее выученной песни)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
4. Постановка цели и задач урока.
— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Учитель: (Произношу с подсказками детей)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Налево – сказку говорит…»
Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.
5. Актуализация знаний.
Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»
— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?
— Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке.
— Это, прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».
— Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в
музыке русских композиторов»
(Ученики записывают тему в тетрадь)
Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов
Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: Я хочу представить свою помощницу. К нам на урок я пригласила Знатока русской музыки.
— Она подготовила ответы на вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге с вами расскажет что-то интересное.
Детям раздает вопросы, они задают их, знаток отвечает.
— Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.
— Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?
— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.
— Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.
— Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?
— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».
— Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?
— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.
— Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?
— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.
— Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?
— Да, он был прекрасным дирижёром.
— Сколько лет прожил композитор?
Учитель: Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена
Учитель: – Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…
Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту.
– Ребята, а что означает слова «сюита»?
Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
(Записывают в тетрадь)
Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу.
Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.
Учитель: Сформулируете определение программной музыки.
Ученики: (С помощью учебника стр. 20)
Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:
(Читают ученики в учебнике стр. – 21)
Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?
Ученики: Шахриара и Шехеразады.
6. Новый материал. Работа над программной музыкой.
Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.
— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(Слушание музыкального фрагмента)
Фрагмент №1 «Море. Синдбадов корабль»
Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль».
Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.
Вторая тема, тема Шехерезады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение
Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.
Учитель: Как вы это почувствовали?
Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.
Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…
Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?
(Слушание музыкального фрагмента)
Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича»
(Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду).
Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.
Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.
Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Главная партия — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.
Побочная партия— тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер.
(Слушание музыкального фрагмента)
Фрагмент №4 «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»
Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска.
А сейчас давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и видим перед собой пленительную Шехеразаду.
Фн.№ 3 Восточная мелодия (танец)
Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?
Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?
(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни, разучивание 1 куплета).
Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?
Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, вы приобрели новые знания
— Нарисуйте к следующему уроку одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.
– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке и попрошу на смайликах выразить свое настроение.
1. Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.
2. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?
— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.
3. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.
4.Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?
— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».
5. Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?
— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.
6. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?
— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.
7. Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?
— Да, он руководил симфоническим оркестром и был прекрасным дирижёром.