Фольклорный кружок в школе чему учат
Программа фольклорного кружка «Веснушки»
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.
Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Саратовского края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель данного кружка:
Задачи, которые призван решить кружок:
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Саратовского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
— названия народных праздников;
— название христианских праздников;
— название разных жанровых видов народной песни;
— название инструментов народного оркестра;
— отличительные особенности русского национального костюма;
— различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
— находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
— исполнять простейшие движения народного танца;
— исполнять народные мелодии разного жанра;
— исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Содержание занятий кружка.
Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».
Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.
Тема №3. Посещение этнографического музея г. Саратова
Знакомство с национальностями и народностями, населяющими Саратовскую область.
Тема №4. Национальные костюмы разных народов.
Тема №5. Колыбельные песни.
В чем сходство и в чем отличие?
Тема №6. Экскурсия в музей краеведения г. Саратова. Из истории Саратовской гармоники.
Тема №7. Саратовская гармоника
Тема №8. Урок-отчет.
Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Тема №10. Пляски-заигрыши.
Тема №11. Хороводные танцы.
Тема №12. Хороводные танцы.
Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».
Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.
Тема №15. Урок-отчет.
Тема №16. Христово Рождество.
Тема №17. Игра в оркестре.
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»
Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
Тема №22. Посещение концерта театра «Балаганчик».
Старинные обычаи на современный лад.
Тема №23. Народные промыслы России.
Тема №24. Народные промыслы России.
Тема №25. Урок-отчет.
Тема №26. Песни-веснянки.
Тема №27. Егорьев день.
Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра.
Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра.
Тема №30. «За околицей села»
Тема №31. «За околицей села»
Тема №32-33. «За околицей села»
Тема №34. Отчетный концерт «За околицей села».
Литература:
К работе прилагается учебно-тематический план (Приложение 1).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Фольклорный кружок «Родные истоки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 р. п. КОЛЫШЛЕЙ
Рассмотрена на заседании
Одобрена педагогическим советом школы и рекомендована к использованию.
от «___» __________ 20___ года
Заместитель директора по ВР ___________ /И. Н. Хованцева/
Директор МОУ СОШ № 2 р. п. Колышлей
____________ /З. В. Сойчик/
от «___» _________ 20___ г.
«Фольклорный кружок «Родные истоки»
Исполнитель: учитель музыки
Лачугина Светлана Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Фольклорный кружок «Родные истоки» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 р. п. Колышлей и на основе авторской Программы авторской Программы «Купаленка» педагогов дополнительного образования Центра детского творчества «Южнопортовый» г. Москва И. И. Осиповой, И. А. Артемовой, И. Д. Красуцкой, Н. И. Сметаниной.
Программа внеурочной деятельности «Фольклорный кружок «Родные истоки» направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
«Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор …»
Г. С. Виноградов
Образовательная программа фольклорного ансамбля «Родные истоки» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, на формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Лучшие умы России призывали в воспитании подрастающего поколения опираться на традиционные ценности национальной культуры. Мыслители XIX века: Д. И. Писарев, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали педагогов того времени всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К. Д. Ушинского. Проанализировав системы воспитания в нескольких зарубежных странах, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, на систему воспитания в любой стране существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В. А. Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.
Педагогическая целесообразность программы
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, малыш естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок так же естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью.
Современные же условия городской жизни приводят ко все большей разобщенности детей и родителей. Основное время ребята проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка, живущего в условиях крупного мегаполиса) и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
В связи с изложенным, фольклорный кружок «Родные истоки» видится как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества.
Автор программы в своей деятельности активно привлекает школьников и их родителей к изучению исторических, этнографических и фольклорных ценностей, раскрывающих духовное богатство русского народа.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до обучающихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.
Основные принципы, теоретические основания и способы реализации развивающих стратегий программы заимствованы из действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенца» Е. А. Краснопевцевой; «Терема» Е. В. Нечаевой, А. А. Третьяковой; «Горенки» М. В. Хазовой; «Оберега» Е. Г. Борониной; «Раёк» И. В. Новичковой, Н. И. Кубышиной. Однако данная программа вносит в их установки существенные изменения, коснувшиеся и образовательных целей, и форм работы с детьми, и содержания занятий.
Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, с повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, закличек и т. д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение трех лет изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. Кроме того, программа «Родные истоки» впервые предлагает изучение фольклора в системе внеурочной деятельности детям младшего школьного возраста.
В программе обучение детей трем предметам (музыкальному фольклору, народной хореографии и игре на народных инструментах) связано между собой единой сюжетной линией: сквозной темой «Времена года».
Отличительной особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить усилия педагога фольклорного ансамбля «Родные истоки» и жителей поселка, занимающихся этнографическим и литературным направлениями деревенского быта и сказок народов мира.
Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
Автор программы считает участие родителей в образовательном процессе обязательным. Родители, желающие освоить то или иное направление деятельности фольклорного ансамбля «Родные истоки», присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.
Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.
Цель программы: воссоздание русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей воспитанников через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
помочь обучающимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря;
сформировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов;
воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям различных национальных и социальных культур;
воспитывать творчески активную личность;
научить воспитанника пониманию роли семьи в обществе, своего места в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Место занятий по программе «Моя мелодия» в учебном плане внеурочной деятельности МОУ СОШ № 2 р. п. Колышлей
Учебный план внеурочной деятельности МОУ СОШ № 2 р. п. Колышлей предусматривает проведение занятий по программе «Фольклорный кружок «Родные истоки» в объеме 33 часа в год в 1-ом классе, по 34 часа в год во 2, 3 классах из расчета 1 час в неделю.
Целевая аудитория и режим занятий
Наполняемость группы составляет 15 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности младших школьников.
Организация занятий каждого года обучения построена следующим образом:
игра на народных инструментах.
По своей форме обучение делится на:
групповое во время проведения занятий;
подгрупповое – во время перерыва (игровая форма с участием родителей);
индивидуальное – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).
Направления деятельности
Первый этап – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним.
Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные и словесные), пение. Кроме того, младшие школьники впервые знакомятся с народным календарем, народными обычаями и обрядами.
Второй этап – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Курский танок, белгородский карагод, северный хоровод, московская плясовая и т. д. – вехи единой богатой русской культуры. Обряды для ребенка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, в зимний святочный обряд (Христославие и Вертеп, Рождество и колядование, ряженье, встреча старого Нового года и посевание, Крещение и гадание) естественно вплетаются рассказы о домовых и разной нечисти, а затем учащиеся знакомятся с волшебными сказками, а также сказками о животных.
Третий этап. На этом этапе у воспитанников окончательно определяются и стабилизируются интересы, поэтому автор программы называет этот этап временем творческого самоопределения ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующего его наклонностям, способностям и желаниям. При выборе вида деятельности ребенок руководствуется двухлетним опытом работы в фольклорном коллективе «Родные истоки». И поэтому осмысленно выбирает занятие себе по душе: хореографию, игру в ансамбле русских народных инструментов, театр, проведение экскурсий в музее, организацию игр и т. д. На этом этапе предполагается также профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение мастерства в художественных школах, музыкальных училищах, а в дальнейшем – в высших учебных заведениях.
На третьем этапе каждый ребенок занимается по индивидуальной творческой программе.
Обучение в фольклорном ансамбле «Родные истоки» проводится по трем предметам:
игра на народных инструментах.
По каждому предмету составляется учебный план. Содержание программы объединено общей сквозной темой «Времена года.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений и навыков в области многоголосного пения, теории музыкального фольклора, исполнения танцевальных движений, музицирования дает возможность не только определить уровень освоения программы каждым ребенком, но и обнаружить наиболее трудные для усвоения ее разделы и адаптировать их с учетом возможностей детей.
В течение учебного года руководитель коллектива «Родные истоки» проводят поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала.
Первый этап (начальный) – собеседование в присутствии психолога для определения начального уровня развития ребенка.
Второй этап (промежуточный) – зачет, открытое занятие с последующим анализом результатов.
Третий этап (итоговый) – итоговое занятие, зачет – определение индивидуального рейтинга воспитанника, участие в праздниках.
После завершения обучения по программе каждый учащийся должен знать :
Народный календарь, народные обычаи и обряды:
встреча осени: осенины, «дожинки», обряд «последнего снопа», «приметные деньки»;
зимний святочный обряд: посиделки, гадания, ряженье, колядование, встреча старого Нового года, посевание;
масленица (название дней масленичной недели и связанные с ними обряды);
пост и его традиции;
весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (Сороки), Пасха, Красная горка, Егорий, вьюношный обряд;
летние обряды: запирание весны и встреча лета – Семик, Троица; кумление, «завивание» березки, русалки, Иван Купала, Петров день.
Быт, уклад жизни русского народа:
части дома, их предназначение и украшение;
народная игрушка (глиняная, соломенная, деревянная, тряпичная);
русская свадьба: сватовство, девичник, приезд жениха, благословление, венчание, свадебный пир;
региональный материал: курский танок, белгородский карагот, северный хоровод и т.д.
земледелие, охота, рыболовство.
колыбельные песенки, пестушки, считалки, заклички, загадки, сказки, пословицы;
свадебные песни: лирические, венчальные, корильные, плач невесты;
предания, исторические песни, былины, сказки, былички о нечисти;
По окончании курса каждый воспитанник будет:
владеть певческими навыками (светлый, «полетный» звук; точное интонирование; мягкая атака звука; правильное дыхание; экономная артикуляция);
владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
играть на свистульках, дудочке, бубне, трещотках, колокольчиках, простейшей гармони, «коробочке», на 3-х ложках (1,2 приема), кугиклах (на 1,2,3 ступенях);
играть на предметах быта, которые в народе использовались как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.);
плясать в «две ноги», в «три ноги» мягким и жестким шагом, с подскоком; владеть простейшими дробями в сочетании с частушкой;
водить хороводы «по солнцу» и «против солнца», а также способами «выворачивание рукава», «фасолька», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой»;
импровизировать по индивидуальному заданию в играх, сценках, песнях, на народных музыкальных инструментах.
Механизм оценки результатов
Программа варьируется и совершенствуется.
Оценка уровня усвоения программы проводится два раза в год (январь, май) в форме зачета, который состоит из двух этапов:
демонстрация индивидуального этюда, импровизации, в котором внимание акцентируется на технике исполнения;
Каждый этап оценивается по десятибалльной шкале.
Формы и методы обучения
В процессе обучения используются следующие формы работы:
практические тематические занятия;
мастер-класс народных исполнителей и умельцев;
спектакли фольклорного театра;
посещение театров, музеев, концертов;
совместный досуг детей и родителей.
При изучении тем используются:
изделия народных промыслов;
традиционные предметы домашнего обихода;
фото, аудио, видеоматериалы.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. В коллективе «Родные истоки» праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».
Формы проведения праздника разнообразны: от посиделок (на Покров) и спектаклей (на Рождество) в помещении коллектива «Родные истоки» до выхода в лес (весной – на обряд закликания весны; летом на Троицу или «завивание березки»). Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
Игра является основной формой проведения занятий в коллективе «Родные истоки», основной методикой обучения и воспитания. Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
Эффективной формой работы является мастер-класс, который проводят народные мастера, фольклорные коллективы.
С целью ознакомления родителей с образовательным процессом, в который вовлечены их дети, в начале, середине и в конце учебного года проводятся открытые занятия. На этих занятиях педагоги раскрывают взаимосвязи всех элементов изучаемого материала в системе, демонстрируют успешность освоения программы, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые и репетиционные работы детей, подводят итоги и беседуют с родителями.
При отборе содержания используется структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением.
Очень важным аспектом является включение в содержание программы местных фольклорных традиций, а также богатейшего материала из различных регионов России.
Воспитательная работа с детьми и родителями
Воспитательная работа в фольклорном ансамбле «Родные истоки» является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Задачи воспитательной работы:
способствовать выявлению и раскрытию талантов учащихся;
воспитывать культуру поведения и общения;
организовывать деятельность детей, учитывая их возрастные особенности так, чтобы они активно усваивали новые знания, активно овладевали новыми умениями и навыками;
создавать условия для самоутверждения личности ребенка и поощрять его стремление к самостоятельности;
содействовать развитию чувства коллективизма у воспитанников и созданию благоприятной обстановки в коллективе;
совместно с родителями организовывать досуг детей, учитывая интересы и индивидуальные возможности каждого.
Для реализации поставленных задач используются:
занятия как основная форма обучающей работы;
праздники для детей и родителей как развлекательная и занимательная форма досуга, способствующая формированию общих культурных интересов, осознанию эстетической и нравственной ценности народного искусства;
экскурсии, посещение театров, музеев, выставок как познавательная форма общения взрослых и детей, способствующая обогащению их внутреннего мира.
Формы работы с родителями (в течение года):
Дни открытых дверей.
Индивидуальные собеседования педагогов с родителями.
Консультации специалистов (психолога, социального педагога и др.).
Открытые занятия для родителей.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
педагог, владеющий различными направлениями деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография, игра на народных инструментах;
2. Материально-техническое обеспечение:
специально оборудованный кабинет для занятий с детьми;
технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, наборы кассет, микрофоны и др.;
зал для проведения праздников;
3. Методическое обеспечение:
дидактический и раздаточный материал;
комплект методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности.
Основное предметное содержание подобрано в соответствии с народным календарем и имеет 4 раздела, связанные со временами года. Именно поэтому тема «Времена года» и является сквозной сюжетной линией всей программы.
Тема «Времена года» включает в себя:
воспитание у детей любви к природе, родному городу, его традициям;
знакомство детей с окружающим миром, расширение круга их представлений о народной культуре, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и правильно отражать в речи воспринятое;
подготовку и проведение фольклорных праздников и концертных программ.
Предмет «Музыкальный фольклор»
В программе предмету «Музыкальный фольклор» отводится самое большое количество часов. Это не случайно. Данный курс делится на три направления:
народный календарь, народные обычаи и обряды;
семейные праздники и обряды;
Первое направление прослеживает годовой цикл жизни русского человека в единстве религиозных и этических представлений, обрядов и норм. Русские календарные праздники приурочены к определенным датам народного календаря, составляя с ним единое целое.
Второе направление рассматривает семейные обряды как важную составную часть русской праздничной культуры. На примере неразрывной цепочки семейных обрядов прослеживается жизненный цикл человека от рождения до смерти.
В третьем разделе изучаются различные жанры детского фольклора: сказки, предания, игры, песни, скороговорки, прибаутки, считалки, потешки, пословицы, загадки и др. Использование на занятиях произведений детского фольклора способствует установлению контакта и доверительных отношений с учащимися, исключает монотонность и скуку на занятиях, помогает заложить интерес к миру традиционной культуры с тем, чтобы в дальнейшем фольклор органично вошел в сознание и быт воспитанников коллектива «Родные истоки». Музыкально-фольклорные игры развивают чувство ритма, пластику, творческую инициативу, импровизацию, коммуникабельность.
Следует заметить, что освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала (предметов быта, фотографий, иллюстраций), просмотра видеоматериалов, организации встреч с носителями фольклора. Все это активно используется при реализации данной программы.
На третьем, заключительном этапе обучения детям предлагается, с учетом их успешного двухлетнего опыта освоения музыкального фольклора, новый предмет «Фольклорный театр».
Фольклорный театр уходит корнями в древние ритуалы. Непременной составной частью календарных и семейных обрядов было ряжение. Более сложные игровые сценки представляли собой имитацию трудовых процессов: пахоту, сев и др. Эти ритуалы имели магическое воздействие на будущий урожай. Именно они явились прямыми предшественниками народных театральных представлений.
Фольклорный театр – наиболее емкое и точное понятие, объединяющее все народное театрально-драматическое искусство. Оно включает в себя всю совокупность театральных направлений в фольклоре – разыгрывание фольклорных драм и комедий, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов и др.
На занятиях дети знакомятся с такими видами фольклорного театра, как вертеп, театр Петрушки, балаган и др. Учащиеся узнают о происхождении фольклорного театра, особенностях отдельных его видов, сами ставят спектакли. В процессе подготовки к спектаклю или празднику дети постигают законы театрального искусства, актерское мастерство.
Главное место в фольклорной традиции, безусловно, принадлежит песне. Она отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилось извечное стремление русского человека к добру и правде, к счастью и справедливости. Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей, поэтому ей отводится важная роль в развитии музыкальной культуры детей, в становлении их музыкального вкуса.
Предмет «Народная хореография»
Фольклорный танец тесно связан с повседневной жизнью, обрядами и традициями народа. Особенностью программного содержания данного предмета является то, что танцевальные занятия выстроены по принципу «от простого к сложному» и направлены на усвоение всех необходимых музыкально-ритмических навыков, умений и специфических народных движений («дробушка», «трилистник», «ковырялочка» и др.) при условии многократного повторения заданий.
Упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных, танцевальных навыков (правильно занять исходное положение, следить за осанкой, уделять внимание пластике рук, сочетать движения рук и ног и т. д.), помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других учащихся. Они учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды мышц, способствуют освоению более сложных элементов плясок, хороводов, танцев, игр.
Полученные на занятиях по данному предмету умения и навыки позволяют детям активно участвовать в праздниках, концертных программах.
Предмет «Игра на народных инструментах»
Игра на народных инструментах – интересный и увлекательный вид деятельности детей. Значимость игры на народных инструментах в формировании музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитии мелкой моторики пальцев, увеличении объема легких очень велика.
В «Родных истоках» в качестве первых музыкальных инструментов используются звучащие игрушки: свистульки, жужжалки, погремушки. Затем учащиеся осваивают шумовые, ударные инструменты: ложки, трещотки, бубны, колокольчики, ветряки, колотушки и др.
К третьему году обучения воспитанники уже отдают предпочтение какому-либо инструменту, и детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать инструмент, импровизировать на нем. Создается ансамбль народных музыкальных инструментов . Педагог учит подростков играть в ансамбле, углубляет их теоретические знания и помогает развить необходимые умения и навыки.
Основной принцип работы фольклорного ансамбля «Родные истоки» – сочетание различных видов творческой деятельности: пения, слушания, музыкально-фольклорных игр, народной хореографии, игры на народных инструментах и, путем их частой смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям.
Программой предусмотрены сводные репетиции для подготовки и проведения концертов, праздников, выступлений.
Неоценимое значение имеет проведение занятий и семейных праздников.
Каждое занятие по любому предмету имеет следующую структуру :
Беседа по одной из трех тем:
народный календарь, народные обычаи и обряды;
русский быт, традиционный жизненный уклад;
Слушание – восприятие музыки.
Пение, танец и игра на народных инструментах.
Все указанные элементы занятия отражены в календарно-тематическом планировании.