Фонарь у самолета что это

фонарь кабины экипажа

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Рис. 1. Фонарь кабины лётчика на истребителе.

фона́рь каби́ны экипа́жа — остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление Ф. к. э. должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в полёте, на взлёте и посадке. В зависимости от высотности летательного аппарата различают герметичные и негерметичные Ф. к. э.

Ф. к. э. лёгких летательных аппаратов с размещением экипажа в один ряд (тандем) часто используется для входа и аварийного покидания (рис. 1); состоит из передней неподвижной части (с основным рабочим остеклением), средней (в виде сдвижной, откидываемой вверх или открываемой в сторону части с механическим управлением) и иногда задней неподвижной части. Ф. к. э. средних и тяжелых боевых, транспортных и пассажирских летательных аппаратов выполняется в виде объёмной остеклённой конструкции, обеспечивающей обзор для членов экипажа (рис. 2). Основное рабочее остекление — два — четыре передних стекла, остальное остекление — вспомогательное (обеспечивает обзор в пределах заданных углов для данного летательного аппарата). На некоторых высокоскоростных самолётах устанавливается отклоняющийся носовой обтекатель (рис. 3).

Ф. к. э. состоит из объёмного стержневого или рамного каркаса с закреплённым в нём остеклением. Каркас изготавливается из высокопрочных сварных стальных труб и профилей, штампованных рамок из алюминиевых и магниевых сплавов. Передние рабочие стёкла Ф. к. э. выполняются в виде блоков из высокопрочного и высокопрозрачного (иногда теплостойкого) многослойного, как правило, плоского, силикатного стекла. Для предотвращения обледенения в полёте передние стёкла снабжаются противообледенительной системой, а иногда и механическими щётками-стеклоочистителями. Чтобы стёкла не запотевали изнутри, предусмотрен обдув их тёплым воздухом через специальные насадки. Боковое верхнее и нижнее вспомогательное остекление обычно имеет форму внешнего обвода летательного аппарата и выполняется в виде двойных стеклоблоков из органического стекла. Для исключения запотевания стеклоблоков, имеющих единое резиновое обрамление, устанавливается осушительная система для воздуха, поступающего в межстекольное пространство. Ф. к. э. средних и тяжёлых летательных аппаратов имеют, как правило, на обоих бортах сдвижные форточки для связи с наземной службой при движении летательного аппарата по земле; одновременно они служат и аварийными выходами при срочной эвакуации экипажа.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Рис. 2. Фонарь кабины экипажа пассажирского самолёта.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Рис. 3. Отклоняющийся носовой обтекатель самолёта «Конкорд».

Полезное

Смотреть что такое «фонарь кабины экипажа» в других словарях:

фонарь кабины экипажа — Рис. 1. Фонарь кабины лётчика на истребителе. фонарь кабины экипажа — остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление Ф. к … Энциклопедия «Авиация»

Фонарь кабины экипажа — остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании ЛА. Форма и остекление Ф. к. э. должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в … Энциклопедия техники

фонарь кабины экипажа (летчика) — фонарь Прозрачная часть кабины экипажа (летчика), служащая для обзора внекабинного пространства. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов Синонимы фонарь … Справочник технического переводчика

кабина — Рис. 1. Кабина экипажа пассажирского самолёта. кабина летательного аппарата — помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению.1) К. экипажа — помещение (отсек фюзеляжа)… … Энциклопедия «Авиация»

кабина — Рис. 1. Кабина экипажа пассажирского самолёта. кабина летательного аппарата — помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению.1) К. экипажа — помещение (отсек фюзеляжа)… … Энциклопедия «Авиация»

Кабина летательного аппарата — помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению. 1) К. экипажа помещение (отсек фюзеляжа) летательного аппарата, предназначенное для размещения экипажа, рычагов управления… … Энциклопедия техники

Су-29 — Тип Спортивный самолёт Разработчик ОКБ Сухого Первый полёт 1991 год … Википедия

Ту-4 — (сер. № 2805103), построенный на Куйбышевском авиазаводе в 1952 году единственный сохранившийся Ту 4 в России. Музей ВВС, Монино. Тип тяжёлый бомбардировщ … Википедия

Ту — марка самолётов, созданных в ОКБ, организованном А. Н. Туполевым, см. Авиационный научно технический комплекс имени А. Н. Туполева. Самолётам, проектировавшимся в 1922 37, присваивалось наименование «АНТ» (Андрей Николаевич Туполев), а с 1942 они … Энциклопедия техники

Су-25 — «Грач» Су 25 на выставке, 2008 год. Тип штурмовик Разработчик … Википедия

Источник

Вопрос № 2. Назначение, конструкция фонаря кабины и его систем

Фонарь кабины должен обеспечивать потребный обзор и ее освещение в дневное время. Форма и размеры фонаря в значительной степени зависят от назначения самолета и состава экипажа. Так, например, на самолетах истребителях фонарь имеет каплевидную форму и значительно выступает за обводы фюзеляжа (для обеспечения хорошего обзора). На тяжелых самолетах фонарь меньше выступает за обводы фюзеляжа и выполняется в виде остекленных участков его передней части. Во всех случаях форма и размеры фонаря выбираются из условий обеспечения необходимого обзора и минимального увеличения лобового сопротивления. С этой целью на некоторых сверхзвуковых самолетах применялись отклоняемые вниз обтекатели лобового стекла фонаря (СПС «Конкорд» Франция — Англия) или даже отклоняемые вниз при взлете и посадке заостренные носовые части фюзеляжа (СПС Ту-144 СССР).

Фонарь кабины состоит из металлического каркаса и остекления, в качестве которого используется органическое и силикатное стекло. На пассажирских самолетах фонарь кабины экипажа жестко связан с фюзеляжем и является частью конструкции (рис. 6). Имеются только отдельные подвижные участки — форточки, которые служат для связи с наземным персоналом и могут использоваться для аварийного выхода экипажа. На самолетах истребителях для входа и выхода летчика и для аварийного покидания фонарь делается сдвижным или откидным и крепится на специальных замках. Пример фонаря кабины летчика на истребителе со сдвижением средней части назад показан на рис. 7.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Рис. 6. Фонарь кабины экипажа пассажирского самолета: 1—лобовые стекла с электрообогревом; 2—боковые стекла; 3—рамки каркаса фонаря; 4—прокладка; 5—рамки крепления стекол: 5—элементы герметизации стекол

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Рис. 7. Фонарь кабины летчика на истребителе: 1—переднее стекло; 2—боковые стекла; 3—каркас; 4, 5, 6, 8, 9—элементы герметизации; 7—сдвижная часть фонаря; 10—ручка замка; 11—замок

Фонарь кабины состоит из металлического каркаса и остекления, в качестве которого используется органическое и силикатное стекло. На пассажирских самолетах фонарь кабины экипажа жестко связан с фюзеляжем и является частью конструкции (рис. 6). Имеются только отдельные подвижные участки — форточки, которые служат для связи с наземным персоналом и могут использоваться для аварийного выхода экипажа. На самолетах истребителях для входа и выхода летчика и для аварийного покидания фонарь делается сдвижным или откидным и крепится на специальных замках. Пример фонаря кабины летчика на истребителе со сдвижением средней части назад показан на рис. 7.

Вывод: современные самолеты, летающие на больших высотах, имеют герметические кабины для экипажа и пассажиров и индивидуальные кислородные приборы (маски). В настоящее время существуют герметические кабины трех типов: вентиляционного, регенерационного, смешанного.

Источник

Навигационные огни самолета

Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями, мигающими (импульсными) огнями. Это оборудование помогает предотвратить столкновение летательных аппаратов, особенно возле аэропортов, за счет ярко мигающих световых вспышек. Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил.

Функции внешнего светотехнического оборудования самолета:

освещение рулевых дорожек и ВПП;

освещение воздухозаборников и передних кромок крыла;

освещение эмблемы на хвостовом оперении;

обеспечение светового обозначения летательного аппарата в воздухе;

световая сигнализация на дальние расстояния для предотвращения столкновения.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

На пассажирских самолетах импульсные огни стараются размещать таким образом, чтобы не было сильного отражения вспышек света на крыльях, которое вызывает у пассажиров версию о пожаре.

Для освещения ВПП во время посадки и взлета спереди фюзеляжа установлены две выдвижные фары, освещающие поворот с ВПП.

За освещение воздухозаборников и передних кромок крыла отвечают две фары, расположенные на фюзеляже. Подсвечивание эмблемы осуществляется за счет двух фар на стабилизаторе.

Белые хвостовые аэронавигационные огни размещаются на задних кромках правой и левой плоскостей. Навигационные огни работают в полете в стандартном режиме правой и левой консолей. На земле в положении выпущенного шасси огни в автоматическом режиме переключаются на свет меньшей мощности.

В аэродромном положении самолета огни работают как стояночные.

В нижней и верхней частях фюзеляжа располагаются световые маяки, которые имеют ступенчатую регулировку силы света и бесцветные светофильтры.

Схема размещения огней на авиалайнерах

Навигационные огни

На передней кромке законцовки крыла правой консоли – зеленый; на передней кромке левой законцовки – зеленый; белый – задняя крайняя точка руддера. Работают в беспрерывном режиме.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Стробы

Расположены на левом крыле, снизу на законцовке, цвет – белый. Работают в следующем режиме: 50 мс горит, 500 мс не горит.

Вращающийся маяк

Находится сверху киля. Режим работы: 70 мс горит, 300 мс не горит.

Taxi-фонарь

Расположен на носу фюзеляжа, подсвечивает нижнее пространство спереди самолета аналогично ближнему автомобильному свету, узконаправленный белый цвет.

Landing-фонари

Расположенные в районе трети размаха крыльевых консолей. Мощность и дальность освещения аналогичны дальнему свету автомобиля. Направленные в одну точку фары белого цвета.

Служат для определения положения самолета в пространстве. Огни, расположенные на законцовках крыльев: левый – красный, правый – зеленый, задний – белый.

Вращающиеся маячки и стробоскопы помогают определить визуально тип самолета по месту расположения и цвету огней. Например, в Ту-134 красные проблески находятся примерно по центру фюзеляжа в верхней и нижней части, на Ту-154 – в задней части фюзеляжа и на киле. На Як-40 проблесковые маячки красного цвета находятся сзади на киле и на нижней части фюзеляжа.

Фонарь у самолета что это. Смотреть фото Фонарь у самолета что это. Смотреть картинку Фонарь у самолета что это. Картинка про Фонарь у самолета что это. Фото Фонарь у самолета что это

Посадочные фары

К количеству и расположению посадочных фар нет конкретных требований. Они могут быть установлены в носовом обтекателе или выпускаться на передней стойке шасси.

Мощность лампы «Проблеск» для большинства самолетов составляет 1000 Вт. Принцип работы аналогичен фотовспышке. Расположение отличается в разных модификациях самолетов.

Таким образом, строгие требования международными контролирующими организациями выставляются только для бортовых аэронавигационных огней, посадочные фары разрешено устанавливать на усмотрение производителя авиатехники.

Требования к бортовым аэронавигационным огням самолета

Цвет

Огни, предотвращающие столкновения летательных аппаратов в воздухе, должны быть белого или красного цвета.

Передние навигационные огни

Цвет передних аэронавигационных огней – красный или зеленый. Располагаются в передней части летательного аппарата параллельно друг другу таким образом, чтобы самолет занимал нормальное полетное положение. Зеленый огонь – индикатор правой стороны самолета, красный – левой.

Хвостовой (задний) аэронавигационный огонь

Он имеет белый цвет и устанавливается на крайней точке крыла либо на задней законцовке хвостового оперения.

Стояночные огни

Для самолетов-амфибий и гидросамолетов стояночные огни должны:

Разрешается применение подвесных наружных огней.

Система огней для предотвращения столкновения

Для ночной эксплуатации самолета сертификация требует установки системы огней для предотвращения столкновения с другими летательными аппаратами, которая должна:

Зона действия

В системе должно работать достаточное количество огней для охвата наиболее важных зон вокруг самолета, учитывая его летные характеристики и конфигурацию. Вертикальный угол действия огней должен составлять от 75° относительно горизонтальной плоскости летательного аппарата. Разрешено затенение огней элементами конструкции на угол до 0,5 стерадиан.

Проблесковые характеристики

Скорость вращения, ширина светового пучка, количество источников цвета и прочие характеристики системы обязаны обеспечивать частоту вспышек на уровне от 40 до 100 вспышек в минуту. В зонах перекрытия источника света допускается превышение частоты проблесков до 180 вспышек в минуту.

Источник

ФОНАРЬ КАБИНЫ

Фонарь кабины защищает летчика от воздушного потока, обеспечивает ему необходимый обзор, придает кабине обтекаемую форму и герметично ее закрывает. Состоит из следующих частей: переднего козырька фонаря; откидной части фонаря; среднего щитка; сдвижной части фонаря.

Передний козырек фонаря установлен в верхней час­ти фюзеляжа между шпангоутами № 3 и 5, состоит из каркаса и остекления. Каркас козырька выполнен из дюралюминиевого профиля.

Остекление козырька изготовлено из органического •стекла толщиной 8 мм. Стекло вставляется в каркас с зазором, который заполняется специальной замазкой. Органическое стекло по всему контуру крепится к кар­касу с помощью винтов.

Для предохранения стекла от излишнего напряжения винты проходят через распорные втулки.

В верхней части козырька имеются два поручня для опоры при выходе из передней кабины. На внешней стороне козырька установлен патрубок противообледе — нительного устройства.

Откидная часть фонаря размещена между рамами № 5 и 7 фюзеляжа. Состоит из каркаса и остекления. Каркас состоит из двух продольных фрезерованных дюралюминиевых профилей и двух дужек. Дужки с профилями соединены потайными винтами.

По всему периметру каркаса проходит желобок для шланга герметизации. В каркас вставляется органи­ческое стекло, которое по контуру герметизировано ре­зиной и тиоколовой замазкой.

На обоих продольных профилях каркаса с внутрен­ней стороны установлены:

петли для захвата откидной части фонаря замками;

упоры, которыми откидная часть фонаря опирается та подфонарную панель;

кронштейны крепления шторки фонаря;

патрубки обдува фонаря.

Кроме того, на правой стороне каркаса установлены:

петля для крепления троса контровки стреляющего механизма сиденья;

кронштейны для крючка тросика, поддерживающего •фонарь в открытом положении.

На левом профиле размещена опора, удерживающая «откидную часть фонаря в открытом положении. На задней дужке установлен кронштейн, через который проходит тяга управления шторкой откидной части фо­наря из задней кабины.

На правой внешней стороне продольного профиля каркаса прикреплены два узла подвески откидной час­ти фонаря в открытом положении. Во избежание по­ломки этих узлов при открытии откидной части фонаря запрещается его чрезмерно приподнимать. Для откры­тия фонаря с левой наружной стороны на каркасе от­кидного фонаря имеется скоба. Для открытия фонаря изнутри имеется внутренняя скоба.

В закрытом положении откидной фонарь удер­живается четырьмя замками (рис. 71), рас­положенными попарно справа и слева на подфонар­ной раме.

Замок состоит из захвата—двух губок 1, насажен­ных на одной оси. Под воздействием плоской пружи­ны 2 губки стремятся развернуться в положение «За­мок открыт».

В нижней части замка на оси подвешен управляю­щий рычаг, который при повороте распирает нижние концы губок и тем самым закрывает замок, то есть сдвигает верхние концы губок, а последние захваты­вают петли открытого фонаря и удерживают его в за­крытом положении.

Управляющие рычаги всех четырех замков соедине­ны тягами и поперечным валом.

Рис. 71. Механизм управления замками фонаря кабины:

1 — захваты (губки); 2—плоская пружина; 3 — запорный рычаг; 4 — рукоятка; 5 — рычаг; 6 — поперечная ось; 7 — клапан герме­тизации фонаря; 8 — защелка; 9—тяги

Управление замками откидной части фонаря осуществляется:

изнутри кабины—перемещением рычага, находяще­гося слева впереди на подфонарной панели;

снаружи — поворотом рукоятки на борту фюзеляжа, соединенной с поперечным валом механизмом свобод­ного хода.

Закрытое положение замков контрол и — р у е т. с я:

по красной риске с надписью: «Проверить закры­тие замков», задняя кромка рычага должна находиться против риски;

по сомкнутым губкам замка.

Система аварийного сброса откидной части фонаря

механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря;

Рис. 72. Механизм аварийного
открытия замков откидной
части фонаря:

1 — неподвижная поперечина;

2 — рычаг; 3 — защелка; 4 — двуплечая качалка; 5 — защел­ка; 6—рабочая пружина; 7 — одноплечий рычаг; 8 — попе­речный вал; 9 — собачка; 10— плоскосрезанная ось; И — ры­чаг; 12— тяга

систему подброса от­кидной части фонаря.

Управление системой аварийного сброса откид­ной части фонаря осу­ществляется с помощью ручки на правом поруч­не сиденья передней ка­бины.

При перемещении руч­ки вперед срабатывает механизм аварийного от­крытия замков. Кроме того, включается система подброса, происходит прину­дительный сброс откидной части фонаря.

Механизм аварийного открытия зам­ков откидной части фонаря (рис. 72) предна­значен для открытия замков фонаря при аварийном его сбросе. Смонтирован на поперечном валу и управ­ляется ручкой, расположенной на правом поручне си­денья.

На поперечный вал 8 свободно насаживаются два рычага, верхние концы которых жестко соединены с неподвижной поперечиной 1. В нижней части рычагов находится собачка 9, удерживающая механизм в за­крытом положении.

На поперечном валу также свободно установлены две двухплечие качалки 4. К одному концу качалок присоединяется рабочая пружина 6, на другом конце находятся поворачивающиеся совместно с плоскосрезан — ной осью 10 два рычага 11, которые приводятся в дви­жение подсоединенной к ним тягой 12.

К наружным сторонам качалок 4 примыкают два одноплечих рычага 7, которые жестко соединены с по­перечным валом. Концы одноплечих рычагов соедине­ны с помощью пальца, проходящего через вырезы в качалках и рычагах.

В закрытом положении механизма аварийного от­крытия замков рабочая пружина натянута. Качалки от поворота под воздействием рабочей пружины удержи­ваются собачкой, находящейся в зацеплении с плоско — срезанной осью.

При таком положении механизма аварийного откры­тия замков поворот поперечного вала ограничивается движением пальца в вырезе качалок и рычага. Этой величины возможного поворота вала достаточно, что­бы от рычага внутри кабины или рукояткой снаружи произвести открытие и закрытие замков откидного фо­наря кабины. При повороте поперечного вала влево замки откидного фонаря закрываются, палец при этом занимает в вырезе крайнее верхнее положение. При по­вороте поперечного вала вправо замки откидного фо­наря открываются, палец занимает в вырезе крайнее нижнее положение.

Для аварийного открытия замков откидной части фонаря необходимо ручку на правом поручне сиденья подать вперед. Движение от поворота ручки через си­стему рычагов и тяг передается при этом на тягу 12, которая в свою очередь поворачивает рычаги совмест­но с плоскосрезанной осью 10. Плоскосрезанная ось, поворачиваясь, выходит из зацепления с собачкой, и качалки 4 под воздействием пружины 6 поворачивают­ся вправо. Это движение через палец, находящийся вверху выреза качалок (так как замки закрыты), и од­ноплечие рычаги 7 передается на поперечный вал, ко­торый поворачивается вправо и открывает замки от­кидной части фонаря.

Между рычагами смонтирована защелка 3, которая препятствует самопроизвольному повороту поперечного вала, прижимаясь за счет пружины к пальцу.

Система подброса откидной части фо­наря предназначена для принудительного сброса от­кидной части фонаря при аварийном случае (устройст­во и работа системы рассмотрены в главе «Воздушная система»).

Средний щиток (рис. 73) расположен перед шпан-

Рис. 73. Средний щиток:

1 — внутренняя дуга; 2 — дужка; 3 — опора щитка; 4 — кронштейн; 5 — подвеска компаса; 6 — упоры; 7 — органическое стекло; 8 — поперечная жесткость

гоутом № 7 носовой части фюзеляжа между передней и задней кабинами. Каркас щитка состоит из дужки и поперечной жесткости. На внутренней стороне дужки имеется кронштейн 4 для крепления барабанчика с тросиком, удерживающим откидную часть фонаря в от­крытом положении.

В каркас среднего щитка вмонтировано органи­ческое стекло, в левой стороне которого имеется вы­рез. Через этот вырез летчик из задней кабины мо­жет управлять шторкой слепого полета передней ка­бины.

Сдвижная часть фонаря кабины закрывает заднюю кабину самолета. Состоит из каркаса, остекления и обтекателя.

Каркас изготовлен из двух продольных фрезерован­ных дюралюминиевых профилей, передней дужки и задней рамы, жестко соединенных между собой. В кар­касе фонаря имеется желобок, в котором размещен шланг герметизации.

В каркас сдвижной части фонаря вставляется орга­ническое стекло толщиной 8 мм, которое по кон­туру герметизировано уплотнительной резиной и за­мазкой.

К задней раме каркаса прикреплен обтекатель из листового дюралюминия. Внутри обтекателя приклепа­ны жесткости для крепления деталей системы сброса сдвижного фонаря и системы герметизации его.

На обтекателе имеются лючок и два окна из орга­нического стекла. Через лючок обеспечивается доступ к зарядному штуцеру и манометру системы герметизации сдвижного фонаря. Окна служат для контроля за пока­занием манометра и для проверки установки роликов заднего замка в направляющий рельс при монтаже сдвижного фонаря.

К задней раме каркаса приклепана петля для креп­ления троса контровки стреляющего механизма заднего катапультируемого сиденья.

На продольных профилях каркаса установлены пе­редние аварийные замки сдвижного фонаря — левый и правый. На стенке задней рамы установлен задний ава­рийный замок сдвижного фонаря.

Крепление сдвижной части фонаря к фюзеляжу и ее перемещение при открытии и закрытии осуществляется с помощью роликов, которые смонтированы на аварий­ных замках. Эти ролики входят в рельсы, установлен­ные на подфонарной панели фюзеляжа.

Сдвижная часть фонаря фиксируется в закрытом, открытом и промежуточном (открытом на 120 мм) по­ложениях.

В закрытом положении фонарь фиксируется с по­мощью двух крюков, имеющихся на передних аварий­ных замках, и двух стопорных скоб с пружинами, уста­новленных на подфонарной панели. При перемещении сдвижной части фонаря в переднее крайнее положение скос крюка, преодолевая усилие пружины, приподни­мает стопбрную скобу и заходит под нее. Под дейст­вием пружины скоба опускается и удерживает сдвиж­ную часть фонаря в закрытом положении.

Открытие сдвижной части фонаря осуществляется:

1) изнутри кабины — рычагом, установленным на корпусе левого аварийного замка. На одной оси с ры­чагом открытия сдвижной части фонаря установлен подъемный рычаг, который с помощью троса сое­динен с подъемным рычагом на правом аварийном замке.

При повороте рычага открытия сдвижной части фо­наря «на себя» подъемные рычаги поднимают стопор­ные скобы, освобождают крюки замков и фонарь мож­но сдвигать назад;

2) снаружи кабины — с помощью ручки, размещен­ной на левой наружной стороне каркаса сдвижной част» фонаря. В нерабочем положении ручка прижимается к каркасу и удерживается движком.

В промежуточном положении сдвижная часть фона­ря удерживается с помощью стопорного устройства, смонтированного на левом аварийном замке. Стопорное устройство представляет собой штырь, который под действием пружины прижимается к вертикальной стенке рельса.

При открытии сдвижной части фонаря на 120 мм штырь заходит в отверстие на стенке рельса и фикси­рует сдвижную часть фонаря. Чтобы выключить стопор­ное устройство, необходимо потянуть на себя и развер­нуть на 90 ° его рукоятку.

В полностью открытом положении сдвижная часть фонаря удерживается с помощью петли, установленной на правом аварийном замке. При движении сдвижной части фонаря назад петля под действием пружины за­скакивает на зубец на подфонарной панели и фикси­рует ее в открытом положении.

Для закрытия сдвижной части фонаря из полностью открытого положения необходимо повернуть вперед рычаг на правом аварийном замке. При этом петля выйдет из зацепления с зубом и освободит сдвижную часть фонаря.

Рычаг на правом аварийном замке служит только для открытия устройства, фиксирующего сдвижную часть фонаря в полностью открытом положении.

Система аварийного сброса сдвижной части фонаря

три аварийных замка: два передних — левый и пра­вый и один задний;

механизм открытия аварийных замков;

систему подброса сдвижной части фонаря.

Управление системой аварийного сброса сдвижной части фонаря осуществляется ручкой на правом поруч­не сиденья задней кабины.

Передние аварийные замки. Механизм замка смонтирован в корпусе, прикрепленном к про­дольному профилю каркаса сдвижной части фонаря.

В вырезы корпуса замка вставляется несущий рычаг. В средней части несущего рычага имеется выемка, по­средством которой он опирается на ось, закрепленную на корпусе замка. На несущем рычаге находится крюк для фиксации сдвижного фонаря в закрытом положении и ролик для передвижения фонаря на рельсах. От вы­падания из корпуса замка несущий рычаг удерживается запирающей качалкой.

Под воздействием пружины запирающая качалка ■стремится повернуться и освободить несущий рычаг, но повороту запирающей качалки препятствует плоско- срезанная ось, на которой смонтирована качалка управ­ления. Качалка управления приводится в действие от механизма открытия аварийных замков сдвижного фо­наря.

При аварийном открытии замков качалка управ­ления поворачивает плоскосрезанную ось, которая при этом дает возможность запирающей качалке повернуть­ся под действием пружины и освободить несущий

Несущий рычаг из корпуса замка выпадает и остает­ся в желобе направляющего рельса.

Задний аварийный замок. Смонтирован на стенке задней рамы сдвижного фонаря. В стальной корпус замка вставлены две оси— верхняя и нижняя. На одном конце верхней оси закреплена запирающая качалка с вырезом, на другом — качалка кинематиче­ского механизма. На средней части оси закреплен ку­лачок.

Выступающий конец нижней части оси имеет лыску, ко­торой он западает в вырез запирающей качалки. На дру­гом конце нижней оси смонтированы качалки кинема­тического механизма и тяга управления механизма от­крытия аварийных замков.

В вырезы на нижней кромке корпуса замка встав­ляется несущий рычаг, на котором смонтирован ролик, заходящий в рельс. В средней части несущего рычага имеется выемка, посредством которой он опирается на нижнюю ось. Кулачком несущий рычаг удерживается от выпадения из замка. Пружина удерживает замок от самопроизвольного открытия.

В случае аварийного сброса сдвижной части фо­наря движение от механизма открытия аварийных замков передается на тягу управления, которая пово­рачивает нижнюю ось замка. Через качалку кинемати­ческого механизма приводится в действие и верхняя ось замка.

При повороте выступающий конец нижней оси вы­ходит из выреза запирающей качалки, которая теперь не препятствует повороту верхней оси.

При повороте верхней оси кулачок отклоняется и освобождает несущий рычаг. Несущий рычаг выпадает из замка и остается в рельсе на фюзеляже.

Механизм открытия аварийных замков установлен на оси между задней стенкой и жесткостью обтекателя сдвижного фонаря. На оси жестко крепят­ся одноплечий рычаг и спаренная качалка. К однопле­чему рычагу подсоединяется рабочая пружина;

В середине спаренной качалки свободно установ­лена плоскосрезанная ось, на обоих концах которой закреплены рычаги. Концы рычагов соединены с по­мощью пальца, на котором подвешена тяга управления. Палец проходит через вырезы в спаренной качалке.

На ось свободно насажен двуплечий рычаг, одно плечо которого жестко закреплено на обтекателе фо­наря. На втором плече смонтирована собачка.

На оси за задней стенкой фонаря крепится двупле­чая качалка, к концам которой подсоединяется тросо­вая проводка для открытия передних замков.

В закрытом положении механизма рабочая пружина растянута и стремится повернуть через рычаг ось впра­во. Но собачка удерживает за плоскосрезанную ось спаренную качалку, а значит, и ось поворота.

Аварийный сброс сдвижной части фонаря осуществ­ляется перемещением вперед ручки на правом поручне заднего сиденья. Через систему тяг и качалок движение передается на тягу управления механизма открытия аварийных замков. Тяга управления через рычаг раз­ворачивает плоскосрезанную ось и выводит ее из за­цепления с собачкой.

Под действием пружины одноплечий рычаг повора­чивается вправо вместе с осью, на которой он жестко закреплен. Закрепленная на оси двуплечая качалка, по­ворачиваясь, открывает посредством гибкой проводки передние замки и с помощью тяги управления—задний за­мок. Сдвижная часть фонаря освобождается от фюзе­ляжа.

Кроме того, при перемещении вперед ручки аварий­ного сброса включается система подброса сдвижной части фонаря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *