Фонарь у самолета что это
фонарь кабины экипажа
Рис. 1. Фонарь кабины лётчика на истребителе.
фона́рь каби́ны экипа́жа остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление Ф. к. э. должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в полёте, на взлёте и посадке. В зависимости от высотности летательного аппарата различают герметичные и негерметичные Ф. к. э.
Ф. к. э. лёгких летательных аппаратов с размещением экипажа в один ряд (тандем) часто используется для входа и аварийного покидания (рис. 1); состоит из передней неподвижной части (с основным рабочим остеклением), средней (в виде сдвижной, откидываемой вверх или открываемой в сторону части с механическим управлением) и иногда задней неподвижной части. Ф. к. э. средних и тяжелых боевых, транспортных и пассажирских летательных аппаратов выполняется в виде объёмной остеклённой конструкции, обеспечивающей обзор для членов экипажа (рис. 2). Основное рабочее остекление два четыре передних стекла, остальное остекление вспомогательное (обеспечивает обзор в пределах заданных углов для данного летательного аппарата). На некоторых высокоскоростных самолётах устанавливается отклоняющийся носовой обтекатель (рис. 3).
Ф. к. э. состоит из объёмного стержневого или рамного каркаса с закреплённым в нём остеклением. Каркас изготавливается из высокопрочных сварных стальных труб и профилей, штампованных рамок из алюминиевых и магниевых сплавов. Передние рабочие стёкла Ф. к. э. выполняются в виде блоков из высокопрочного и высокопрозрачного (иногда теплостойкого) многослойного, как правило, плоского, силикатного стекла. Для предотвращения обледенения в полёте передние стёкла снабжаются противообледенительной системой, а иногда и механическими щётками-стеклоочистителями. Чтобы стёкла не запотевали изнутри, предусмотрен обдув их тёплым воздухом через специальные насадки. Боковое верхнее и нижнее вспомогательное остекление обычно имеет форму внешнего обвода летательного аппарата и выполняется в виде двойных стеклоблоков из органического стекла. Для исключения запотевания стеклоблоков, имеющих единое резиновое обрамление, устанавливается осушительная система для воздуха, поступающего в межстекольное пространство. Ф. к. э. средних и тяжёлых летательных аппаратов имеют, как правило, на обоих бортах сдвижные форточки для связи с наземной службой при движении летательного аппарата по земле; одновременно они служат и аварийными выходами при срочной эвакуации экипажа.
Рис. 2. Фонарь кабины экипажа пассажирского самолёта.
Рис. 3. Отклоняющийся носовой обтекатель самолёта «Конкорд».
Полезное
Смотреть что такое «фонарь кабины экипажа» в других словарях:
фонарь кабины экипажа — Рис. 1. Фонарь кабины лётчика на истребителе. фонарь кабины экипажа остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление Ф. к … Энциклопедия «Авиация»
Фонарь кабины экипажа — остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании ЛА. Форма и остекление Ф. к. э. должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в … Энциклопедия техники
фонарь кабины экипажа (летчика) — фонарь Прозрачная часть кабины экипажа (летчика), служащая для обзора внекабинного пространства. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов Синонимы фонарь … Справочник технического переводчика
кабина — Рис. 1. Кабина экипажа пассажирского самолёта. кабина летательного аппарата помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению.1) К. экипажа помещение (отсек фюзеляжа)… … Энциклопедия «Авиация»
кабина — Рис. 1. Кабина экипажа пассажирского самолёта. кабина летательного аппарата помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению.1) К. экипажа помещение (отсек фюзеляжа)… … Энциклопедия «Авиация»
Кабина летательного аппарата — помещение в летательном аппарате для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соответственно своему назначению. 1) К. экипажа помещение (отсек фюзеляжа) летательного аппарата, предназначенное для размещения экипажа, рычагов управления… … Энциклопедия техники
Су-29 — Тип Спортивный самолёт Разработчик ОКБ Сухого Первый полёт 1991 год … Википедия
Ту-4 — (сер. № 2805103), построенный на Куйбышевском авиазаводе в 1952 году единственный сохранившийся Ту 4 в России. Музей ВВС, Монино. Тип тяжёлый бомбардировщ … Википедия
Ту — марка самолётов, созданных в ОКБ, организованном А. Н. Туполевым, см. Авиационный научно технический комплекс имени А. Н. Туполева. Самолётам, проектировавшимся в 1922 37, присваивалось наименование «АНТ» (Андрей Николаевич Туполев), а с 1942 они … Энциклопедия техники
Су-25 — «Грач» Су 25 на выставке, 2008 год. Тип штурмовик Разработчик … Википедия
Вопрос № 2. Назначение, конструкция фонаря кабины и его систем
Фонарь кабины должен обеспечивать потребный обзор и ее освещение в дневное время. Форма и размеры фонаря в значительной степени зависят от назначения самолета и состава экипажа. Так, например, на самолетах истребителях фонарь имеет каплевидную форму и значительно выступает за обводы фюзеляжа (для обеспечения хорошего обзора). На тяжелых самолетах фонарь меньше выступает за обводы фюзеляжа и выполняется в виде остекленных участков его передней части. Во всех случаях форма и размеры фонаря выбираются из условий обеспечения необходимого обзора и минимального увеличения лобового сопротивления. С этой целью на некоторых сверхзвуковых самолетах применялись отклоняемые вниз обтекатели лобового стекла фонаря (СПС «Конкорд» Франция — Англия) или даже отклоняемые вниз при взлете и посадке заостренные носовые части фюзеляжа (СПС Ту-144 СССР).
Фонарь кабины состоит из металлического каркаса и остекления, в качестве которого используется органическое и силикатное стекло. На пассажирских самолетах фонарь кабины экипажа жестко связан с фюзеляжем и является частью конструкции (рис. 6). Имеются только отдельные подвижные участки — форточки, которые служат для связи с наземным персоналом и могут использоваться для аварийного выхода экипажа. На самолетах истребителях для входа и выхода летчика и для аварийного покидания фонарь делается сдвижным или откидным и крепится на специальных замках. Пример фонаря кабины летчика на истребителе со сдвижением средней части назад показан на рис. 7.
Рис. 6. Фонарь кабины экипажа пассажирского самолета: 1—лобовые стекла с электрообогревом; 2—боковые стекла; 3—рамки каркаса фонаря; 4—прокладка; 5—рамки крепления стекол: 5—элементы герметизации стекол
Рис. 7. Фонарь кабины летчика на истребителе: 1—переднее стекло; 2—боковые стекла; 3—каркас; 4, 5, 6, 8, 9—элементы герметизации; 7—сдвижная часть фонаря; 10—ручка замка; 11—замок
Фонарь кабины состоит из металлического каркаса и остекления, в качестве которого используется органическое и силикатное стекло. На пассажирских самолетах фонарь кабины экипажа жестко связан с фюзеляжем и является частью конструкции (рис. 6). Имеются только отдельные подвижные участки — форточки, которые служат для связи с наземным персоналом и могут использоваться для аварийного выхода экипажа. На самолетах истребителях для входа и выхода летчика и для аварийного покидания фонарь делается сдвижным или откидным и крепится на специальных замках. Пример фонаря кабины летчика на истребителе со сдвижением средней части назад показан на рис. 7.
Вывод: современные самолеты, летающие на больших высотах, имеют герметические кабины для экипажа и пассажиров и индивидуальные кислородные приборы (маски). В настоящее время существуют герметические кабины трех типов: вентиляционного, регенерационного, смешанного.
Навигационные огни самолета
Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями, мигающими (импульсными) огнями. Это оборудование помогает предотвратить столкновение летательных аппаратов, особенно возле аэропортов, за счет ярко мигающих световых вспышек. Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил.
Функции внешнего светотехнического оборудования самолета:
освещение рулевых дорожек и ВПП;
освещение воздухозаборников и передних кромок крыла;
освещение эмблемы на хвостовом оперении;
обеспечение светового обозначения летательного аппарата в воздухе;
световая сигнализация на дальние расстояния для предотвращения столкновения.
На пассажирских самолетах импульсные огни стараются размещать таким образом, чтобы не было сильного отражения вспышек света на крыльях, которое вызывает у пассажиров версию о пожаре.
Для освещения ВПП во время посадки и взлета спереди фюзеляжа установлены две выдвижные фары, освещающие поворот с ВПП.
За освещение воздухозаборников и передних кромок крыла отвечают две фары, расположенные на фюзеляже. Подсвечивание эмблемы осуществляется за счет двух фар на стабилизаторе.
Белые хвостовые аэронавигационные огни размещаются на задних кромках правой и левой плоскостей. Навигационные огни работают в полете в стандартном режиме правой и левой консолей. На земле в положении выпущенного шасси огни в автоматическом режиме переключаются на свет меньшей мощности.
В аэродромном положении самолета огни работают как стояночные.
В нижней и верхней частях фюзеляжа располагаются световые маяки, которые имеют ступенчатую регулировку силы света и бесцветные светофильтры.
Схема размещения огней на авиалайнерах
Навигационные огни
На передней кромке законцовки крыла правой консоли – зеленый; на передней кромке левой законцовки – зеленый; белый – задняя крайняя точка руддера. Работают в беспрерывном режиме.
Стробы
Расположены на левом крыле, снизу на законцовке, цвет – белый. Работают в следующем режиме: 50 мс горит, 500 мс не горит.
Вращающийся маяк
Находится сверху киля. Режим работы: 70 мс горит, 300 мс не горит.
Taxi-фонарь
Расположен на носу фюзеляжа, подсвечивает нижнее пространство спереди самолета аналогично ближнему автомобильному свету, узконаправленный белый цвет.
Landing-фонари
Расположенные в районе трети размаха крыльевых консолей. Мощность и дальность освещения аналогичны дальнему свету автомобиля. Направленные в одну точку фары белого цвета.
Служат для определения положения самолета в пространстве. Огни, расположенные на законцовках крыльев: левый – красный, правый – зеленый, задний – белый.
Вращающиеся маячки и стробоскопы помогают определить визуально тип самолета по месту расположения и цвету огней. Например, в Ту-134 красные проблески находятся примерно по центру фюзеляжа в верхней и нижней части, на Ту-154 – в задней части фюзеляжа и на киле. На Як-40 проблесковые маячки красного цвета находятся сзади на киле и на нижней части фюзеляжа.
Посадочные фары
К количеству и расположению посадочных фар нет конкретных требований. Они могут быть установлены в носовом обтекателе или выпускаться на передней стойке шасси.
Мощность лампы «Проблеск» для большинства самолетов составляет 1000 Вт. Принцип работы аналогичен фотовспышке. Расположение отличается в разных модификациях самолетов.
Таким образом, строгие требования международными контролирующими организациями выставляются только для бортовых аэронавигационных огней, посадочные фары разрешено устанавливать на усмотрение производителя авиатехники.
Требования к бортовым аэронавигационным огням самолета
Цвет
Огни, предотвращающие столкновения летательных аппаратов в воздухе, должны быть белого или красного цвета.
Передние навигационные огни
Цвет передних аэронавигационных огней – красный или зеленый. Располагаются в передней части летательного аппарата параллельно друг другу таким образом, чтобы самолет занимал нормальное полетное положение. Зеленый огонь – индикатор правой стороны самолета, красный – левой.
Хвостовой (задний) аэронавигационный огонь
Он имеет белый цвет и устанавливается на крайней точке крыла либо на задней законцовке хвостового оперения.
Стояночные огни
Для самолетов-амфибий и гидросамолетов стояночные огни должны:
Разрешается применение подвесных наружных огней.
Система огней для предотвращения столкновения
Для ночной эксплуатации самолета сертификация требует установки системы огней для предотвращения столкновения с другими летательными аппаратами, которая должна:
Зона действия
В системе должно работать достаточное количество огней для охвата наиболее важных зон вокруг самолета, учитывая его летные характеристики и конфигурацию. Вертикальный угол действия огней должен составлять от 75° относительно горизонтальной плоскости летательного аппарата. Разрешено затенение огней элементами конструкции на угол до 0,5 стерадиан.
Проблесковые характеристики
Скорость вращения, ширина светового пучка, количество источников цвета и прочие характеристики системы обязаны обеспечивать частоту вспышек на уровне от 40 до 100 вспышек в минуту. В зонах перекрытия источника света допускается превышение частоты проблесков до 180 вспышек в минуту.
ФОНАРЬ КАБИНЫ
Фонарь кабины защищает летчика от воздушного потока, обеспечивает ему необходимый обзор, придает кабине обтекаемую форму и герметично ее закрывает. Состоит из следующих частей: переднего козырька фонаря; откидной части фонаря; среднего щитка; сдвижной части фонаря.
Передний козырек фонаря установлен в верхней части фюзеляжа между шпангоутами № 3 и 5, состоит из каркаса и остекления. Каркас козырька выполнен из дюралюминиевого профиля.
Остекление козырька изготовлено из органического •стекла толщиной 8 мм. Стекло вставляется в каркас с зазором, который заполняется специальной замазкой. Органическое стекло по всему контуру крепится к каркасу с помощью винтов.
Для предохранения стекла от излишнего напряжения винты проходят через распорные втулки.
В верхней части козырька имеются два поручня для опоры при выходе из передней кабины. На внешней стороне козырька установлен патрубок противообледе — нительного устройства.
Откидная часть фонаря размещена между рамами № 5 и 7 фюзеляжа. Состоит из каркаса и остекления. Каркас состоит из двух продольных фрезерованных дюралюминиевых профилей и двух дужек. Дужки с профилями соединены потайными винтами.
По всему периметру каркаса проходит желобок для шланга герметизации. В каркас вставляется органическое стекло, которое по контуру герметизировано резиной и тиоколовой замазкой.
На обоих продольных профилях каркаса с внутренней стороны установлены:
петли для захвата откидной части фонаря замками;
упоры, которыми откидная часть фонаря опирается та подфонарную панель;
кронштейны крепления шторки фонаря;
патрубки обдува фонаря.
Кроме того, на правой стороне каркаса установлены:
петля для крепления троса контровки стреляющего механизма сиденья;
кронштейны для крючка тросика, поддерживающего •фонарь в открытом положении.
На левом профиле размещена опора, удерживающая «откидную часть фонаря в открытом положении. На задней дужке установлен кронштейн, через который проходит тяга управления шторкой откидной части фонаря из задней кабины.
На правой внешней стороне продольного профиля каркаса прикреплены два узла подвески откидной части фонаря в открытом положении. Во избежание поломки этих узлов при открытии откидной части фонаря запрещается его чрезмерно приподнимать. Для открытия фонаря с левой наружной стороны на каркасе откидного фонаря имеется скоба. Для открытия фонаря изнутри имеется внутренняя скоба.
В закрытом положении откидной фонарь удерживается четырьмя замками (рис. 71), расположенными попарно справа и слева на подфонарной раме.
Замок состоит из захвата—двух губок 1, насаженных на одной оси. Под воздействием плоской пружины 2 губки стремятся развернуться в положение «Замок открыт».
В нижней части замка на оси подвешен управляющий рычаг, который при повороте распирает нижние концы губок и тем самым закрывает замок, то есть сдвигает верхние концы губок, а последние захватывают петли открытого фонаря и удерживают его в закрытом положении.
Управляющие рычаги всех четырех замков соединены тягами и поперечным валом.
Рис. 71. Механизм управления замками фонаря кабины:
1 — захваты (губки); 2—плоская пружина; 3 — запорный рычаг; 4 — рукоятка; 5 — рычаг; 6 — поперечная ось; 7 — клапан герметизации фонаря; 8 — защелка; 9—тяги
Управление замками откидной части фонаря осуществляется:
изнутри кабины—перемещением рычага, находящегося слева впереди на подфонарной панели;
снаружи — поворотом рукоятки на борту фюзеляжа, соединенной с поперечным валом механизмом свободного хода.
Закрытое положение замков контрол и — р у е т. с я:
по красной риске с надписью: «Проверить закрытие замков», задняя кромка рычага должна находиться против риски;
по сомкнутым губкам замка.
Система аварийного сброса откидной части фонаря
механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря;
Рис. 72. Механизм аварийного
открытия замков откидной
части фонаря:
1 — неподвижная поперечина;
2 — рычаг; 3 — защелка; 4 — двуплечая качалка; 5 — защелка; 6—рабочая пружина; 7 — одноплечий рычаг; 8 — поперечный вал; 9 — собачка; 10— плоскосрезанная ось; И — рычаг; 12— тяга
систему подброса откидной части фонаря.
Управление системой аварийного сброса откидной части фонаря осуществляется с помощью ручки на правом поручне сиденья передней кабины.
При перемещении ручки вперед срабатывает механизм аварийного открытия замков. Кроме того, включается система подброса, происходит принудительный сброс откидной части фонаря.
Механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря (рис. 72) предназначен для открытия замков фонаря при аварийном его сбросе. Смонтирован на поперечном валу и управляется ручкой, расположенной на правом поручне сиденья.
На поперечный вал 8 свободно насаживаются два рычага, верхние концы которых жестко соединены с неподвижной поперечиной 1. В нижней части рычагов находится собачка 9, удерживающая механизм в закрытом положении.
На поперечном валу также свободно установлены две двухплечие качалки 4. К одному концу качалок присоединяется рабочая пружина 6, на другом конце находятся поворачивающиеся совместно с плоскосрезан — ной осью 10 два рычага 11, которые приводятся в движение подсоединенной к ним тягой 12.
К наружным сторонам качалок 4 примыкают два одноплечих рычага 7, которые жестко соединены с поперечным валом. Концы одноплечих рычагов соединены с помощью пальца, проходящего через вырезы в качалках и рычагах.
В закрытом положении механизма аварийного открытия замков рабочая пружина натянута. Качалки от поворота под воздействием рабочей пружины удерживаются собачкой, находящейся в зацеплении с плоско — срезанной осью.
При таком положении механизма аварийного открытия замков поворот поперечного вала ограничивается движением пальца в вырезе качалок и рычага. Этой величины возможного поворота вала достаточно, чтобы от рычага внутри кабины или рукояткой снаружи произвести открытие и закрытие замков откидного фонаря кабины. При повороте поперечного вала влево замки откидного фонаря закрываются, палец при этом занимает в вырезе крайнее верхнее положение. При повороте поперечного вала вправо замки откидного фонаря открываются, палец занимает в вырезе крайнее нижнее положение.
Для аварийного открытия замков откидной части фонаря необходимо ручку на правом поручне сиденья подать вперед. Движение от поворота ручки через систему рычагов и тяг передается при этом на тягу 12, которая в свою очередь поворачивает рычаги совместно с плоскосрезанной осью 10. Плоскосрезанная ось, поворачиваясь, выходит из зацепления с собачкой, и качалки 4 под воздействием пружины 6 поворачиваются вправо. Это движение через палец, находящийся вверху выреза качалок (так как замки закрыты), и одноплечие рычаги 7 передается на поперечный вал, который поворачивается вправо и открывает замки откидной части фонаря.
Между рычагами смонтирована защелка 3, которая препятствует самопроизвольному повороту поперечного вала, прижимаясь за счет пружины к пальцу.
Система подброса откидной части фонаря предназначена для принудительного сброса откидной части фонаря при аварийном случае (устройство и работа системы рассмотрены в главе «Воздушная система»).
Средний щиток (рис. 73) расположен перед шпан-
Рис. 73. Средний щиток:
1 — внутренняя дуга; 2 — дужка; 3 — опора щитка; 4 — кронштейн; 5 — подвеска компаса; 6 — упоры; 7 — органическое стекло; 8 — поперечная жесткость
гоутом № 7 носовой части фюзеляжа между передней и задней кабинами. Каркас щитка состоит из дужки и поперечной жесткости. На внутренней стороне дужки имеется кронштейн 4 для крепления барабанчика с тросиком, удерживающим откидную часть фонаря в открытом положении.
В каркас среднего щитка вмонтировано органическое стекло, в левой стороне которого имеется вырез. Через этот вырез летчик из задней кабины может управлять шторкой слепого полета передней кабины.
Сдвижная часть фонаря кабины закрывает заднюю кабину самолета. Состоит из каркаса, остекления и обтекателя.
Каркас изготовлен из двух продольных фрезерованных дюралюминиевых профилей, передней дужки и задней рамы, жестко соединенных между собой. В каркасе фонаря имеется желобок, в котором размещен шланг герметизации.
В каркас сдвижной части фонаря вставляется органическое стекло толщиной 8 мм, которое по контуру герметизировано уплотнительной резиной и замазкой.
К задней раме каркаса прикреплен обтекатель из листового дюралюминия. Внутри обтекателя приклепаны жесткости для крепления деталей системы сброса сдвижного фонаря и системы герметизации его.
На обтекателе имеются лючок и два окна из органического стекла. Через лючок обеспечивается доступ к зарядному штуцеру и манометру системы герметизации сдвижного фонаря. Окна служат для контроля за показанием манометра и для проверки установки роликов заднего замка в направляющий рельс при монтаже сдвижного фонаря.
К задней раме каркаса приклепана петля для крепления троса контровки стреляющего механизма заднего катапультируемого сиденья.
На продольных профилях каркаса установлены передние аварийные замки сдвижного фонаря — левый и правый. На стенке задней рамы установлен задний аварийный замок сдвижного фонаря.
Крепление сдвижной части фонаря к фюзеляжу и ее перемещение при открытии и закрытии осуществляется с помощью роликов, которые смонтированы на аварийных замках. Эти ролики входят в рельсы, установленные на подфонарной панели фюзеляжа.
Сдвижная часть фонаря фиксируется в закрытом, открытом и промежуточном (открытом на 120 мм) положениях.
В закрытом положении фонарь фиксируется с помощью двух крюков, имеющихся на передних аварийных замках, и двух стопорных скоб с пружинами, установленных на подфонарной панели. При перемещении сдвижной части фонаря в переднее крайнее положение скос крюка, преодолевая усилие пружины, приподнимает стопбрную скобу и заходит под нее. Под действием пружины скоба опускается и удерживает сдвижную часть фонаря в закрытом положении.
Открытие сдвижной части фонаря осуществляется:
1) изнутри кабины — рычагом, установленным на корпусе левого аварийного замка. На одной оси с рычагом открытия сдвижной части фонаря установлен подъемный рычаг, который с помощью троса соединен с подъемным рычагом на правом аварийном замке.
При повороте рычага открытия сдвижной части фонаря «на себя» подъемные рычаги поднимают стопорные скобы, освобождают крюки замков и фонарь можно сдвигать назад;
2) снаружи кабины — с помощью ручки, размещенной на левой наружной стороне каркаса сдвижной част» фонаря. В нерабочем положении ручка прижимается к каркасу и удерживается движком.
В промежуточном положении сдвижная часть фонаря удерживается с помощью стопорного устройства, смонтированного на левом аварийном замке. Стопорное устройство представляет собой штырь, который под действием пружины прижимается к вертикальной стенке рельса.
При открытии сдвижной части фонаря на 120 мм штырь заходит в отверстие на стенке рельса и фиксирует сдвижную часть фонаря. Чтобы выключить стопорное устройство, необходимо потянуть на себя и развернуть на 90 ° его рукоятку.
В полностью открытом положении сдвижная часть фонаря удерживается с помощью петли, установленной на правом аварийном замке. При движении сдвижной части фонаря назад петля под действием пружины заскакивает на зубец на подфонарной панели и фиксирует ее в открытом положении.
Для закрытия сдвижной части фонаря из полностью открытого положения необходимо повернуть вперед рычаг на правом аварийном замке. При этом петля выйдет из зацепления с зубом и освободит сдвижную часть фонаря.
Рычаг на правом аварийном замке служит только для открытия устройства, фиксирующего сдвижную часть фонаря в полностью открытом положении.
Система аварийного сброса сдвижной части фонаря
три аварийных замка: два передних — левый и правый и один задний;
механизм открытия аварийных замков;
систему подброса сдвижной части фонаря.
Управление системой аварийного сброса сдвижной части фонаря осуществляется ручкой на правом поручне сиденья задней кабины.
Передние аварийные замки. Механизм замка смонтирован в корпусе, прикрепленном к продольному профилю каркаса сдвижной части фонаря.
В вырезы корпуса замка вставляется несущий рычаг. В средней части несущего рычага имеется выемка, посредством которой он опирается на ось, закрепленную на корпусе замка. На несущем рычаге находится крюк для фиксации сдвижного фонаря в закрытом положении и ролик для передвижения фонаря на рельсах. От выпадания из корпуса замка несущий рычаг удерживается запирающей качалкой.
Под воздействием пружины запирающая качалка ■стремится повернуться и освободить несущий рычаг, но повороту запирающей качалки препятствует плоско- срезанная ось, на которой смонтирована качалка управления. Качалка управления приводится в действие от механизма открытия аварийных замков сдвижного фонаря.
При аварийном открытии замков качалка управления поворачивает плоскосрезанную ось, которая при этом дает возможность запирающей качалке повернуться под действием пружины и освободить несущий
Несущий рычаг из корпуса замка выпадает и остается в желобе направляющего рельса.
Задний аварийный замок. Смонтирован на стенке задней рамы сдвижного фонаря. В стальной корпус замка вставлены две оси— верхняя и нижняя. На одном конце верхней оси закреплена запирающая качалка с вырезом, на другом — качалка кинематического механизма. На средней части оси закреплен кулачок.
Выступающий конец нижней части оси имеет лыску, которой он западает в вырез запирающей качалки. На другом конце нижней оси смонтированы качалки кинематического механизма и тяга управления механизма открытия аварийных замков.
В вырезы на нижней кромке корпуса замка вставляется несущий рычаг, на котором смонтирован ролик, заходящий в рельс. В средней части несущего рычага имеется выемка, посредством которой он опирается на нижнюю ось. Кулачком несущий рычаг удерживается от выпадения из замка. Пружина удерживает замок от самопроизвольного открытия.
В случае аварийного сброса сдвижной части фонаря движение от механизма открытия аварийных замков передается на тягу управления, которая поворачивает нижнюю ось замка. Через качалку кинематического механизма приводится в действие и верхняя ось замка.
При повороте выступающий конец нижней оси выходит из выреза запирающей качалки, которая теперь не препятствует повороту верхней оси.
При повороте верхней оси кулачок отклоняется и освобождает несущий рычаг. Несущий рычаг выпадает из замка и остается в рельсе на фюзеляже.
Механизм открытия аварийных замков установлен на оси между задней стенкой и жесткостью обтекателя сдвижного фонаря. На оси жестко крепятся одноплечий рычаг и спаренная качалка. К одноплечему рычагу подсоединяется рабочая пружина;
В середине спаренной качалки свободно установлена плоскосрезанная ось, на обоих концах которой закреплены рычаги. Концы рычагов соединены с помощью пальца, на котором подвешена тяга управления. Палец проходит через вырезы в спаренной качалке.
На ось свободно насажен двуплечий рычаг, одно плечо которого жестко закреплено на обтекателе фонаря. На втором плече смонтирована собачка.
На оси за задней стенкой фонаря крепится двуплечая качалка, к концам которой подсоединяется тросовая проводка для открытия передних замков.
В закрытом положении механизма рабочая пружина растянута и стремится повернуть через рычаг ось вправо. Но собачка удерживает за плоскосрезанную ось спаренную качалку, а значит, и ось поворота.
Аварийный сброс сдвижной части фонаря осуществляется перемещением вперед ручки на правом поручне заднего сиденья. Через систему тяг и качалок движение передается на тягу управления механизма открытия аварийных замков. Тяга управления через рычаг разворачивает плоскосрезанную ось и выводит ее из зацепления с собачкой.
Под действием пружины одноплечий рычаг поворачивается вправо вместе с осью, на которой он жестко закреплен. Закрепленная на оси двуплечая качалка, поворачиваясь, открывает посредством гибкой проводки передние замки и с помощью тяги управления—задний замок. Сдвижная часть фонаря освобождается от фюзеляжа.
Кроме того, при перемещении вперед ручки аварийного сброса включается система подброса сдвижной части фонаря.