Фонд школы что это такое
Эндаумент: зачем он нужен российским школам
Меркулов Евгений
03 декабря 2020 • 18:16
Представьте, что ваша школа может запустить новую программу дополнительного образования или организовать выездной лагерь. Есть энтузиасты и идеи, но нет одного — денег. Финансирования из муниципального бюджета можно ждать бесконечно, и что же тогда остается — отложить все в долгий ящик? Кроме этого печального выхода есть еще один: эндаумент, который поможет обеспечить дополнительную финансовую поддержку проектов школы на несколько лет вперед. Разбираемся, как все это работает.
Что такое эндаумент
Эндаумент — это целевой капитал, предназначенный для использования в некоммерческих целях организации. Пожертвования в эндаумент не тратятся сразу на решение текущих задач, а инвестируются для получения постоянной и долгосрочной прибыли. Грубо говоря, это не способ сбора денег «на новые шторы», а стратегический инструмент для реализации таких проектов, как ежегодные стипендии, доплаты учителям, создание дополнительных программ образования или открытие новых классов. Эндаумент хорошо применять там, где школе нужен стабильный источник внебюджетного финансирования на 10 лет с большим горизонтом планирования.
По словам директора физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, деньги на ремонт из городского бюджета можно получить за 1-2 года, но о средствах на отправку команд на фестивали, конкурсы, турниры говорить не приходится — не выделяют. То же самое касается и дополнительных премий учителям, выплат педагогам-ветеранам и т.д. И здесь нужны стабильные альтернативные источники, одним из которых может стать эндаумент.
В России практика эндаументов пока небольшая. По данным «Ведомостей» в 2018 году, с момента появления закона о фондах целевых капиталов в России возникло около 200 эндаументов, в которых аккумулировано 24 миллиарда рублей. Для сравнения: в США работает 790 эндаументов с общим капиталом около 2 триллиона рублей в долларовом эквиваленте. Сейчас крупнейшие российские эндаументы связаны с наиболее именитыми университетами страны, а школы этот инструмент еще только начинают осваивать.
Как наполнить кубышку
Инициатива создания целевого капитала часто исходит от благодарных выпускников, которые хотят пожертвовать деньги на развитие своей alma-mater. Так айтишник Александр Шишенин, выпускник Санкт-Петербургского физико-математического лицея № 30, поставил цель, чтобы в его родном городе стало больше эндаументов для школ.
Он изучил международный опыт университетских фондов и пришел к выводу, что «сильные высшие школы зачастую действительно получают не такой уж большой процент своих денег от государства, а поддерживаются именно сообществом выпускников, которые хотят, чтобы планка качества образования не падала, а только росла». И теперь Шишенин активно внедряет эту практику в общее образование города. Кроме своей родной «30-ки» — он помог запустить фонд в президентском физико-математическом лицее № 239, и в планах новые учебные заведения.
Импульсом к запуску эндаументов для Шишенина стало осознание несправедливости существующей системы доплат за выслугу лет, которая, по его словам, «выталкивает молодежь из школ, делая зарплаты начинающих педагогов неконкурентоспособными». Кроме этого было возниколо желание «выкупить время репетиторства». Большое количество учителей получает основной заработок не в школе, а за счет частной практики. В результате у талантливого педагога не остается времени, например, для написания новой методики или учебника. Если у школы есть эндаумент, она сможет компенсировать учителю доход от репетиторства в течение года, за который он обязуется написать свой труд. И передовая методика в этом случае будет доступна всей стране.
Александр Шишенин. Фото из личного архива.
Идея создания фонда может родиться и у директора. В 239-м лицее Санкт Петербурга администрация самостоятельно пыталась создать эндаумент, процесс уже дошел до регистрации в Минюсте, но что-то «забуксовало», и за текущими школьными делами он отошел на второй план. Максим Пратусевич рассказывает, что с радостью согласился с предложением инициативной группы Шишенина взять все организационные вопросы на себя. В это же время выпускник лицея Евгений Коган, глава наблюдательного совета банка «Уралсиб», предложил сделать якорный (первый большой) взнос, и процесс был запущен.
Так выглядит страница фонда лицея в Legacy Endowment Services, предназначенная для сбора средств
Кто стоит у руля
Заниматься вопросами эндаумента и коммуникацией со школьным сообществом в идеале должен выделенный сотрудник, который берет на себя функции комьюнити-менеджера. У директора и так переизбыток дел. По мнению Пратусевича, задача администрации школы на входе — сформировать стратегию и создать организационную структуру — «поставить процесс на рельсы, по которым он уже будет самостоятельно катиться». На выходе — обеспечивать открытость школьной системы для новых предложений, поддерживать дух братства и, конечно, готовить официальную отчетность о проделанной работе.
Максим Пратусевич. Фото из личного архива.
Рациональным распределением средств занимается совет по использованию целевого капитала, независимый от администрации, например команда выпускников. Шишенин приводит пример: «Допустим, накоплено 240 тысяч, что мы делаем? Директор (или ответственное лицо от школы) должен предложить пул проектов на вдвое большую сумму. Собирается совет и ранжирует по значимости эти проекты. Те, что оказываются вверху списка, получают деньги. Управляющей компании по большому счету все равно на что переводить заработанные деньги, потому что есть выпускники, которые понимают в образовании, и есть школа, у которой есть проекты».
Школьное сообщество — основа эндаумента
Основные жертвователи в эндаументы — благодарные выпускники школы. Если есть хоть сколько-нибудь развитое школьное сообщество, группы в социальных сетях, регулярные вечера встреч выпускников — рассказывать об эндаументе можно с помощью этих каналов. Шишенин приводит пример: «Выпускники 239-ой распространяют информацию по своим знакомым, а те — по своим. Например, Юрий Лившиц (серийный предприниматель, основатель проектов Earlydays) перевел в фонд 100 тысяч рублей и написал большой пост: „Я пожертвовал делай, как я“».
Юрий Лифшиц (слева). Фото школьных времен из личного архива.
В 239-м лицее информационной площадкой стала группа ВКонтакте, в которой состоят 13 тысяч человек. «Не чужие же люди», — отмечает Максим Пратусевич. Ранее, на юбилее лицея, администрация собрала электронные адреса пяти тысяч выпускников, и теперь это готовая база для информационной рассылки «в один клик». Но это формальный момент — основой поддержки был именно дух братства, наподобие Пушкинского круга, который объединял всех причастных к школе.
Но кроме благодарности и неравнодушия, у школы и благотворителей должен быть взаимный интерес. «Эндаумент не попрошайничество», — отмечает Пратусевич. Например, гимназия «Корифей» в Екатеринбурге на доход от инвестиций запустила платформу для взаимодействия выпускников. Там можно найти полезные связи, возможность для трудоустройства или стажировки. По сути — профессиональное онлайн сообщество «своих», в котором заинтересованы и ученики, и администрация, и родители, и выпускники-работодатели.
Как видно из доступного всем реестра, поступления в фонд идут достаточно регулярно, выпускники жертвуют значительные средства.
Шишенин подчеркивает важность «внутреннего актива» школы. По его словам, это ситуация, «когда есть активный директор, который поддерживает контакт с выпускниками, когда они приходят на юбилей учителя, когда в школе есть доска выдающихся выпускников». Смысл в партнерстве есть, «если директор заинтересован в том, чтобы сделать школу лучше на основании того, что ему рассказывают бывшие ученики».
Эндаумент ориентирован не только на выпускников, жертвователями могут стать социальные партнеры и корпорации, заинтересованные в сотрудничестве и реализации совместных проектов. «Мы общаемся со многими достаточно крупными игроками, — рассказывает Пратусевич, — включая Microsoft и Huawei. По идее, в какой-то момент у них может возникнуть потребность в благотворительном жесте, а мы будем готовы эту потребность удовлетворить».
Если в школе сообщество развито не так сильно (это привычная, но не критическая ситуация), эндаумент может помочь его развить и укрепить. Не нужно гнаться за миллионами или бояться начать. «У всех разные запросы, цели и нужды, — отмечает Пратусевич, — все произрастает из маленького росточка. Когда я пришел директором в свою школу, где проработал 15 лет, первое, что я делал целый год — копил деньги на „туалетную революцию“ — чтобы в каждой уборной появились держатели туалетной бумаги и, собственно, сама туалетная бумага. Это стоило 70 тысяч, и я могу много рассказать, как я копил сумму на школьном счете, чтобы иметь возможность в 2010 году это совершить. Все начинается с малого».
«Эндаумент и формирование сообщества — это вклад в вечность. Не надо думать, что через год или два все окончательно получится. Я сажаю дерево, а его во всей красе увидят мои внуки. Так и с эндаументом — начинаешь работу сейчас, а результат возможно увидят твои последователи и преемники».
Я состою в родительском комитете
И распоряжаюсь деньгами 25 семей
Второй год подряд я веду бюджет нашего класса. Мы собираем по двести рублей в месяц с ребенка и ни в чем себе не отказываем.
Я расскажу, как мы планируем, учитываем и тратим родительские деньги. Моя статья пригодится, если вы только организуете родительский комитет или не понимаете, зачем вообще сдавать деньги в классе.
Что такое родительский комитет
Родительский комитет — это посредник между администрацией школы, учителями и родителями. Администрация доносит через него нужную, с их точки зрения, информацию — о том, что деньги собирать нельзя, туалетную бумагу и мыло каждый ученик должен носить в портфеле, а дарить подарки учителям — грех. Чтобы не собирать всех родителей, они просят прийти двух-трех активистов от каждого класса и сообщают все новости. Активисты затем рассказывают новости остальным родителям.
Учитель использует родительский комитет в качестве помощника — вывезти детей на экскурсию, провести мероприятие или закупить материалы для уроков. Даже если родители не собирают деньги в фонд класса, родительский комитет все равно нужен. Учителю удобнее и быстрее решить вопрос с тремя родителями, чем опрашивать мнение тридцати пап и мам.
Юридически статус родительских комитетов в российском законодательстве не закреплен. Их упоминают в нескольких документах, но только косвенно.
Если родители выберут не менее трех участников, организуют общее собрание, где примут решение о создании комитета, оформят протокол и утвердят устав, то такой комитет станет общественным объединением без образования юридического лица. Но на практике я таких случаев не встречала.
Как мы создали родительский комитет
На первом собрании нашего класса родители подняли вопрос, нужно ли создавать фонд класса. Решили, что нужно, поэтому, когда понадобились активисты, я подняла руку. Мне хотелось разобраться, на что тратятся родительские деньги и на какую сумму в месяц класс может «ни в чем себе не отказывать». Пару мне составил еще один доброволец — так у нас появился родительский комитет.
Создание фонда класса — дело добровольное, заставить родителей сдавать деньги никто не может. Нам повезло — у нас не было тех, кто против. Если бы нашлись, было бы два пути.
Первый — спросить отказавшихся родителей, как поступим, если сломается принтер, закончится бумага, а дети будут ждать подарки на праздник. Второй — собирать деньги и знать, что не все родители будут сдавать. Но здесь тонкий вопрос с подарками — покупать ли их детям родителей, не сдававших деньги, или вообще убрать эту статью расходов. Здесь все решается обсуждением.
Хотя учительница помогла нам создать родительский комитет, от фонда класса она дистанцировалась. Обычно учителя предпочитают не касаться денежного вопроса, чтобы не спровоцировать лишнюю проверку и не услышать в свой адрес нареканий.
У государства на этот счет однозначная позиция — оно против незаконных денежных сборов и разрешает только добровольные пожертвования образовательной организации на расчетный счет.
Сколько и когда собираем
Существуют разные способы сбора денег: регулярные — каждый месяц или раз в год, и по ситуации — от случая к случаю. Мы выбрали первый — определили фиксированную сумму и сдаем каждый месяц. Мне нравится этот способ, и вот почему.
Можно планировать бюджет на праздники. Основная нагрузка на бюджет класса приходится с сентября и до 8 марта. Мы закупаем подарки на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. После этого расходы падают: требуются только мелочи вроде туалетной бумаги, мыла, воды или заправки картриджа. Даже если сломается принтер в конце года — мы уверены, что нам хватит на ремонт.
Можно оптимизировать траты. В прошлом году учителю требовались апельсины и лимоны для опытов на уроке. В классе 26 человек — даже если каждый принесет по штуке, окажется слишком много. Мы уточнили нужное количество, купили 4 апельсина и 4 лимона на всех и потратили 230 Р — по 8,85 Р на человека. Если бы мы собирали от случая к случаю, то каждый сдал бы по 8,85 Р или покупал самостоятельно.
Позволяет каждому выбрать свой темп сдачи денег. По нашей системе одни родители сдают сразу всю сумму до конца года, «чтобы никто больше не дергал». Другим удобно сдавать каждый месяц по чуть-чуть. Нам повезло — у нас большинство родителей сдают сразу всю сумму, поэтому наша система работает без сбоев.
Интуитивно мы остановились на сумме 200 рублей в месяц за ребенка. Если в классе учится двое детей из одной семьи — 300 рублей за обоих. Такая сумма не обременительна для бюджета большинства семей, поэтому ни один родитель не отказался сдавать деньги. Решили, если хватать не будет — пересмотрим и повысим. Но мы не прогадали, и на все хватило.
Как ведем учет
Я стараюсь все упорядочить, поэтому придумала несколько форм учета.
Форма «Приход». Мы договорились с родителями сдавать по двести рублей в месяц, поэтому я создала таблицу и напротив фамилии ребенка ставлю «200» за тот месяц, за который родитель сдал деньги. Если сдают сразу тысячу, разбиваю сумму на пять месяцев. Так я всегда знаю, кто, сколько и за какой месяц сдал.
Я распечатала эту форму и заполняю от руки, поскольку беру ее на собрания, где родители сдают деньги наличными. Получается небрежно, зато не трачу время на перенос данных с листочков и не боюсь ничего потерять.
Форма «Расход». В этой форме я записываю, когда и на что потратила деньги, а также сумму. Если ее вести в экселе — сможете считать общую сумму расходов автоматически.
Конвертик для чеков. Я завела конверт и складываю в него все чеки, чтобы не потерялись. Если кто-то из родителей захочет их изучить — готова предъявить в любой момент.
На что тратим деньги класса
Все расходы за прошлый год я разделила на несколько категорий — так проще увидеть схожие траты и не потеряться в цифрах.
Оргмоменты. Это расходы на вещи, на которые у школы нет денег, но они нужны: облегчают работу учителя и помогают детям быстрее привыкнуть к школе. Например, мы купили папки-сегрегаторы и скоросшиватели, чтобы оформить личные дела всех детей, обновили старую табличку на двери класса, отремонтировали и заправили принтер, а также купили бумагу. Еще пополнили запас карандашей и ручек: дети часто переживают из-за забытой дома ручки или карандаша. Теперь учительница выдает их по мере необходимости.
Расходы за год на оргмоменты — 10 840 Р
Папки-сегрегаторы | 3250 Р |
Ремонт и заправка принтера | 2100 Р |
Методички | 1600 Р |
Распечатка документов | 970 Р |
Личные карточки учащихся | 700 Р |
Заправка картриджа | 530 Р |
Файлы | 400 Р |
Папки-скоросшиватели | 360 Р |
Табличка на дверь | 300 Р |
Пачка бумаги | 250 Р |
Простые карандаши | 170 Р |
Шариковые ручки | 130 Р |
Журнал | 80 Р |
Хозяйственные нужды. Сюда я включаю вещи, необходимые для жизнедеятельности класса: воду, расходы на принтер и материалы для урока. Хотя руководство школы против любых сборов, остаются неясными следующие моменты:
Расходы за год на хознужды — 4262 Р
Вода в класс | 1120 Р |
Наклейки в дневник | 832 Р |
Влажные салфетки | 355 Р |
Туалетная бумага | 340 Р |
Жидкое мыло | 260 Р |
Самоклеящиеся закладки | 250 Р |
Бумага | 245 Р |
Фрукты для опытов на урок по окружающему миру | 230 Р |
Удлинитель | 180 Р |
Печать фотографий на «доску почета» | 140 Р |
Мяч | 85 Р |
Ограничители открывания на окна | 80 Р |
Тетради | 75 Р |
Пакеты для мусора | 70 Р |
Праздники и подарки детям. Мы закупаем подарки и организуем праздники, чтобы дети с интересом ходили в школу. Помимо общих праздников — Нового года, 23 Февраля и 8 Марта — мы отмечаем еще День святого Николая 19 декабря. В этот день дарим детям сладкий подарок и выдаем шаблоны, чтобы они написали письмо Деду Морозу. В прошлом году были еще два внеплановых праздника — «Посвящение в первоклассники» и «Прощание с азбукой».
Расходы за год на праздники и подарки — 16 269 Р
Новогодние подарки | 5980 Р |
Подарки детям на 23 Февраля и 8 Марта, игрушки | 4645 Р |
Украшения из шаров для праздника «Посвящение в первоклассники» | 1100 Р |
Шоколадные батончики на 23 Февраля | 1040 Р |
Пончики на 8 Марта | 972 Р |
Сок в индивидуальных упаковках на 8 марта | 650 Р |
Дипломы первоклассника | 468 Р |
Конфеты на День св. Николая | 430 Р |
Шаблоны писем Деду Морозу | 416 Р |
Конфеты на праздник «Посвящение в первоклассники» | 360 Р |
Дипломы для праздника «Прощание с азбукой» | 208 Р |
Подарки учителю. Мы создали фонд класса, чтобы тратить его на нужды детей. В начальной школе учитель уделяет много внимания нашим детям, поэтому я тоже стараюсь порадовать его. Еще для нас это способ обратной связи — показать, как мы благодарны и ценим труд учителя. Кроме основного учителя со второго класса мы покупаем подарки к праздникам еще педагогам по английскому языку. Администрации школы, сотрудникам столовой, медсестре и секретарю от класса подарки не покупаем.
Учителю подбираем полезный или вкусный подарок. Мы не спрашиваем совета у посторонних или родителей, а стараемся узнать мнение учителя через подруг или знакомых. Нам повезло, одна из мам нашего класса раньше работала в школе, поэтому по-дружески спрашивает нашу учительницу о предпочтениях. Так мы покупали чай и кофе на День учителя и праздничное украшение для дома на Новый год.
В этом году не стали повторяться и подарили на День учителя комнатный цветок и флешку на 16 Гб — учительница любит комнатные растения, а флешка небольшого объема ей требуется по работе.
Мы стараемся не дарить личные вещи, например сертификаты в магазины косметики, книги или билеты на мероприятия. Угадать вкус учителя в книгах или мероприятиях сложно, а сертификат привязывает человека к конкретному магазину.
Если у нас иссякнут идеи подарков, подарим три тысячи рублей. Так больше шансов, что подарок принесет радость или уйдет на полезное дело.
Расходы за год на подарки учителю — 9350 Р
День рождения: подарок | 3000 Р |
День учителя: чай, кофе и цветы | 2000 Р |
Новый год: украшение для дома | 1100 Р |
8 Марта: подарок | 2000 Р |
8 Марта: упаковка сладостей | 700 Р |
8 Марта: цветы | 500 Р |
8 Марта: открытка | 50 Р |
Прочие расходы. Часть этих расходов связана с организационной деятельностью школы — встречей ветеранов или поздравлением выпускников. Средств на это не выделяют, а оставить ветеранов или выпускников без подарков неудобно, поэтому мы покупаем их за счет фонда.
Еще случаются неожиданные расходы. Например, в прошлом году у нас был выездной мастер-класс по выпечке пиццы. Когда пиццу испекли, оказалось, что напитки не включены в стоимость и продаются за дополнительную плату. Свою воду дети уже выпили, а возможность купить новую была не у всех.
У нас было два варианта. Первый — предложить покупать детям воду самостоятельно, а если у ребенка нет денег — заплатить за него и потом собрать с родителей. Но благодаря фонду класса мы пошли другим путем и заказали на всех четыре пачки сока. Возможно, острая жажда мучила не всех, но у всех была возможность попить — кто-то сделал один глоток, а кто-то выпил за соседа.
Незапланированные расходы за год — 3818 Р
Пилотки для участия в конкурсе | 1750 Р |
Подарки одиннадцатиклассникам на последний звонок | 800 Р |
Сок детям в кафе во время экскурсии | 768 Р |
Билет в развлекательный центр для учителя в качестве сопровождающего (дети ходили по бесплатным билетам) | 350 Р |
Печенье для общешкольного подарка ветеранам на 9 Мая | 150 Р |
мы потратили за год
Как получится в этом году — не знаю, поскольку расходы меняются из года в год. В этом году нам уже не нужны ни папки-сегрегаторы, ни табличка на кабинет, ни наклейки, зато понадобились рабочие тетради по-английскому. Думаю, что на подарки детям и учителю потратим примерно ту же сумму, но возможны и новые непредвиденные расходы.
Общий бюджет в 2017 году
Собрали за год | 45 900 Р |
Праздники и подарки детям | 16 269 Р |
Орграсходы | 10 840 Р |
Подарки учителю | 9350 Р |
Хозрасходы | 4262 Р |
Прочие расходы | 3818 Р |
Остаток на май 2017 года | 1361 Р |
Где и как покупаем
Мы с коллегой по родительскому комитету специально скидок и низких цен не ищем — покупаем там, где удобнее и ближе, но если узнаем о скидках, то не поленимся и съездим. То, что требуется часто — туалетную бумагу, пакеты для мусора и влажные салфетки для класса — я покупаю вместе с покупками для своей семьи в сетевом супермаркете. Покупки для класса стараюсь пробивать отдельным чеком, чтобы потом не высчитывать сумму для отчета из семейных покупок.
Что нужно для класса, что закончилось и надо докупить — узнаём у учителя. Опытным путем я поняла: если учитель говорит, что еще есть целая пачка бумаги, значит уже пора покупать. У учителей много обязанностей, поэтому они звонят, только когда все закончилось.
Большие запасы не делаем — их негде хранить: шкафы в классе заняты книгами, пособиями, детскими вещами и канцтоварами для уроков труда.
О чем советуемся с другими родителями
Я пришла к выводу, что советоваться нужно только по поводу дополнительных расходов. Иначе можно долго обсуждать в чате и ни к чему не прийти. Если родительскому комитету доверяют бюджет класса, то доверяют и выбор подарков.
Мы приглашаем родителей поздравить учителя и стараемся не забывать выкладывать в чат фото подарков. Если предлагают идеи подарков, мы их рассматриваем, но они поступают редко. Вот какие вопросы я рекомендую выносить на голосование или обсуждение в общий чат класса.
Непредвиденные расходы. В середине года наш класс переехал в новый кабинет. Начиналась весна и солнце светило детям прямо в глаза, поэтому решили заказать жалюзи. В чате я написала цену и свой отзыв о фирме. Я заказывала там жалюзи себе домой и осталась довольна: сделали они хорошо, а цену взяли среднюю по рынку. Предложила высказать другие предложения, если есть, и писать сразу по существу, с конкретным телефоном, по которому можно позвонить и пригласить замерщика. Это помогло мне избежать ответов в стиле «вот там знакомым делали, вышло недорого».
наши незапланированные расходы в 2017 году
Крупные покупки. Мы долго обсуждали, стоит ли заказывать воду в класс. Спор разгорелся нешуточный. Одни утверждали, что пить воду из кулера нельзя, поскольку она вредная. Другие были недовольны тем, что дети, приносящие воду с собой, делятся с остальными и так передают им микробы. В итоге решили, что воду стоит все-таки заказывать.
Подарки. Обычно я покупаю подарки сама, но новогодние подарки детям вынесла на обсуждение из-за размера покупки и существенного бюджета. Я выбирала из двух подарков одной фирмы — большого и среднего. По предварительным подсчетам на средний вполне хватало денег из фонда класса, но я подумала, что родителям такой подарок покажется маленьким. Для большого подарка понадобилось бы собрать еще по сто рублей. В итоге большинство проголосовало за средний.
На что собираем отдельно
Экскурсии, походы в театр, цирк и другие внеклассные развлечения. Учитель предлагает поездку, а желающие пишут в чате. Когда известно количество детей, мы определяем сумму на одного ребенка и собираем деньги. Как правило, указываем дату, до которой нужно сдать всю сумму, а дальше покупаем билеты и заказываем транспорт.
Видеосъемка. Мы заказали профессиональную видеосъемку на праздник «Посвящение в первоклассники». Инициатором выступила мама не из родительского комитета, что меня очень обрадовало. Я стараюсь поддерживать любые инициативы родителей.
За прошлый год родители нашего класса потратили на год пребывания ребенка в школе по 2400 Р — 1800 Р в фонд класса и 600 Р на покупку жалюзи. Если кто-то ездил на экскурсии и покупал видеосъемку, вышло дороже.
Если не сдавать деньги
Сдавать или не сдавать деньги — решает каждый сам. Но прежде чем отказаться, подумайте вот о чем. Три тысячи рублей на подарок учителю — это много или мало? Большинство людей примеряет на себя всю сумму. Готов ли я потратить три тысячи на подарок родственнику или что купил бы себе за эти деньги. Это неправильный подход.
Правильно взять и разделить сумму на количество человек, сдавших деньги. В нашем случае это 25 родителей, по 120 Р на каждого. Это и есть та сумма, которую родитель потратил на поздравление педагога. Если бы не было фонда класса и мы не покупали подарок совместно, придумать подарок за 120 Р было бы проблематично.
Все эти расходы нужны только для одного — повысить уровень комфорта детей и учителя. Бесспорно, класс проживет и без них: мир не перевернется и учебный процесс не сорвется. Учитель не распечатает дополнительные задания, а будет строго следовать учебнику. Каждый купит подарок ребенку от Деда Мороза сам. Но хочется, чтобы в 21 веке мыло и туалетную бумагу дети все-таки уже не носили в портфеле.