Фонетические единицы что это
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Методы фонетики
Кинорентгеносъемка органов артикуляции позволяет изучать артикуляторные уклады органов речи в их развивающейся и изменяющейся во времени деятельности, а не в статическом состоянии, к тому же при довольно искусственной задержке нормальной деятельности речевого аппарата. Полученную рентгенограмму соответствующим образом обрабатывают, в результате чего получается схематический чертеж.
Пневматическая кимограмма.Искажения эти настолько значительны, что возникает сомнение в правильности передачи даже основного тона звучания. Обертоны по существу вовсе отсутствуют. То, что иногда кажется обертонами, это в значительной степени продукт искажений передающей системы, а не деятельности голосового аппарата. Подлинная интенсивность (точнее говоря, амплитуда колебаний) может быть вычислена только путем чрезвычайно сложных операций, которые учитывали бы различную силу сопротивления резины в различные моменты ее натяжения, начиная с момента покоя
в) Электроакустические.Катодный осциллограф является физическим прибором, предназначенным для исследования быстро протекающих электрических или преобразованных в электрические процессов посредством электроннолучевой трубки. В экспериментальной фонетике катодный осциллографслужит для разложения сложного звукового явления на образующие его гармонические колебания. [6]Наиболее существенной его частью служит электронно-лучевая трубка, осуществляющая процесс преобразования звуковых особенностей речи в электрические явления. Она же позволяет наблюдать этот процесс визуально. Засняв на пленку киноаппарата или на пластинку фотоаппарата излучения трубки, мы получим осциллографическую кривую речи.
Фонетика. Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпия
Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпия
Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.
Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.
Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.
Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения. Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах. Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров. К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.
Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.
Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения : 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских. Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения:
1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;
2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.
Особенности русского ударения
Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.
Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).
В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места ( одноместно ): кров а ть, кров а тью – кров а ти.
Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): жел е знодор о жный, маш и ностро е ние, а эроф о тосъ ё мка.
Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.
Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.
Трудности и особенности русского ударения
К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.
1. Вследствие того, что русское ударение разноместное и подвижное могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:
алког о ль – а лкоголь, шпр и цы – шприц ы (у медиков);
к о мпас – комп а с (у моряков);
к е та – кет а (у рыбаков);
доб ы ча – д о быча, рудн и к – р у дник (у горняков);
шасс и – ш а сси (у летчиков);
и скра – искр а (у шоферов).
2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):
кл а дбище (нейтр.) – кладб и ще (устар., поэтич.);
дев и ца (нейтр.) – д е вица (народно-поэтич.);
ш ё лковый (нейтр.) – шелк о вый (народно-поэтич.);
св ё кла (нейтр.) – свекл а (прост.);
м у зыка (нейтр.) – муз ы ка (устар.)
Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.
твор о г – основной (предпочтительный) вариант, тв о рог – дополнительный;
нет творог а – нет тв о рога (доп.);
т е фтели – тефт е ли (доп.);
и скристый – искр и стый (доп.);
рж а веть – ржав е ть (доп.);
кулинария – кулинария (доп.)
Запомните! Валов о й (доход, продукт);
уст а вный (фонд, капитал);
опт – оптом – опт о вый – оптов и к;
дебит о р – должник, дебит о рская задолженность (сумма долгов);
д е бет – левая сторона бухгалтерских счетов.
В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж В а шингтон (первый президент США) – Вашингт о н (столица США); Макб е т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – М а кбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
блок и ровать – маркиров а ть;
национализ и ровать – премиров а ть;
приватиз и ровать – нормиров а ть;
экспорт и ровать – бомбардиров а ть.
Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока).
Среди сложных слов есть и одноударные: самосто я тельный, межреспублик а нский, в и це-премь е р и др.
9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): и рис – ир и с, з а мок – зам о к, мук а – м у ка, у гольный – уг о льный, а тлас – атл а с, хл о пок – хлоп о к, о рган – орг а н. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледн и к (в горах) – л е дник (погреб); п а рить (репу) – пар и ть (в облаках); рефл е кторный (от рефлектор ) – рефлект о рный (от рефлекс ); нагол о ( держать шашки) – н а голо (остричь); брон я (защитная облицовка из стали) – бр о ня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); вид е ние (призрак) – в и дение (точка зрения); прокл я тый (ненавистный) – пр о клятый (подвергшийся проклятью); хор ы (балкон в верхней части зала) – х о ры (певческие коллективы); языков а я (подготовка) – язык о вая (колбаса); занят о й (человек) – з а нятый (дом).
Варианты русского литературного произношения
Некоторые трудные случаи произношения гласных звуков
2) с буквой ё и звуком [‘ о ]: безнад ё жный, платеж ё способный, ман ё вры, бел ё сый, бл ё клый, ж ё лчный, ж ё лчь (вариант – ж е лчь), одноим ё нный.
В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного: ист е кший (срок) – но: ист ё кший (кровью), кричит как оглаш е нный – но: указ, оглаш ё нный утром и т.п.
Некоторые трудные случаи произношения согласных звуков
4. Твердые согласные перед мягкими согласными могут смягчаться:
а) обязательно смягчается н перед мягкими з и с : лице[н’з’]ия, прете[н’з’]ия;
б) н перед мягким т и д смягчается: а[‘н’т’]ичный, ка[н’д’]идат.
ака де мия [д’э] де мократический [д’э] ин те ллект [т’э] ко фе [ф’э] к ре м [р’э] му зе й [з’э] О де сса [ д ‘ э ] п ре сса [ р ‘ э ] | п ре ссинг [р’э] те рмин [т’э] фе де ральный [д’э] юриспру де нция [д’э] бере т [б’э р’э] ши не ль [н’э] пио не р [н’э] де бют [д’э] | де пеша [д’э] компе те нтный [т’э] кор ре ктный [р’э] па те нт [т’э] дек ре т [р’э] конк ре тный [р’э] |
В других случаях перед е произносится твердый согласный.
Твердое произнесение:
4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:
Основные единицы фонетики
Все единицы языка разделяются на сегментные, к которым относятся звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст (в настоящее время ведутся споры: стоит ли относить текст к отдельной сегментной единице или нет?). К просодическим единицам относятся: ударение, интонация, такт, проклитика, энклитика.
Для более детального рассмотрения применения лингвистических способов в области моделей языков дадим определение каждому термину:
Фонема – минимальная единица в звуковой системе языка, согласно традиционной фонетической теории.
Звук – минимальная, далее неразложимая фонетическая единица, которые могут быть описаны в трех аспектах: акустики, артикуляции и смыслоразличения.
Слог – единица произношения обычно большая, чем одиночный слог, и меньшая, чем слово. Когда мы произносим слово, мы можем произнести несколько слогов одновременно. Хороший словарь всегда показывает, где делятся слоги между собой.
Слово – наиболее конкретная единица языка, которое имеет всеобщее, интуитивно понятное, значение для носителей языка.
Предложение – самая большая структурная единица языка, при помощи которой образуется любая единица грамматики.
Текст – пре-теоретический термин, использующийся в лингвистике и фонетике, относящийся периоду времени, когда происходила запись текста, с целью анализа и дескрипции.
Такт – специфическая форма и единица музыкального метра. В лингвистике, а именно в фонетике, понятие тона также очень важно, т.к. речь любого народа имеет собственную мелодику, а следовательно и такт, поэтому, при спектральном анализе любого языка, необходимо учитывать его такт.
Просодия – сверхсегментные свойства речи: произношение долгих и коротких слогов речи – но просодия не выражает смысла, в отличии от интонации.
Проклитика – безударное слово, тесно примыкающее к следующему за ним слову, имеющему ударение. Обычно в качестве проклитики выступают предлоги, союзы, артикли и пр.
Энклитика – безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному, противопоставляется проклитике.
Ударение – выделение единицы речи (слова, слога, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха, изменение высоты голосового тона, продление звука и пр.
Интонация — совокупность просодических элементов речи, служащих для выражения смысла.
Определив основные термины, необходимые для дальнейшего рассмотрения работы перейдем к более подробному рассмотрению фонем и звуков.
ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ
Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).
чилось повышение голоса, делается пауза:
Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).
Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).
Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).
Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:
От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.
— А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.
Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.
Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово
Во фразе А в ро’ще со’нной и пусто’й / Дрожа’т от хо’лода оси’ны. //
Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.
Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
Фонетика. Основные единицы фонетики
Фонетика — наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике являются звуки человеческой речи, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.
Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяются из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.
Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее —
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.
Линейные единицы (сегментные)
В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычленить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. Отрезок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с предложением: Посади ты эту птицу, // — Молвил он царю,// — Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.
Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между паузами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются паузами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.
Фонетическое слово — часть фонетического такта (комплекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 — 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения.
Слог в традиционной теории — это один или несколько звуков, произнесенных одним толчком воздушной струи.
Существует несколько теорий образования слогов:
1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);
2) «мускульная» (слоги образуются в результате последовательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);
3) слова, например, весна (24134):
Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна’. 34 — 134.
4) тональная (слоги — это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).
В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.
При сочетании нескольких согласных на границе слогораздела приняты следующие правила слогоделения:
1. Группа шумных согласных между двумя гласными образует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.
2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонорные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).
Слог можно характеризовать по различным аспектам.
1. По отношению к ударению: ударный / неударный.
2. По звуку в начале и конце слога:
а) по начальному звуку:
— неприкрытый — начинающийся с гласного: a, at;
— прикрытый — начинающийся с согласного: ta, tat;
б) по конечному звуку:
— открытый — заканчивающийся гласным: a, ta;
— закрытый — заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:
1- й слог [у] — безударный, неприкрытый, открытый;
2- й слог [мой] — ударный, прикрытый, закрытый;
3- й слог [с’ь] — безударный, прикрытый, открытый.
Звук — наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.
Суперсегментные единицы фонетики
Ударение — выделение силой выдоха звука, слова, синтагмы из ряда таких же единиц.
По характеру организации выделения фонетической единицы выделяют:
— экспираторное ударение — силовое, динамическое ударение, которое организуется силой выдоха и большим напряжением артикуляционных органов.
— тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.
— количественное (квантитативное) ударение — удлинение артикуляции гласного.
— качественное ударение — четкая артикуляция звука.
По выделяемой фонетической единице:
1. Словесное ударение — выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, разноместное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.
2. Фразовое логическое ударение — выделение голосом отдельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством организации смысла сообщения.
Интонация — ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:
1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или замедлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) изменением тембра и другими фонетическими средствами.
а) различать предложения по коммуникативным целям (повествовательные, побудительные, вопросительные);
б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.
а) выражение конкретных эмоций;
б) окраска различных функциональных типов речи: торжественной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.
а) смыслоразличение фраз;
б) обозначение подтекста высказывания;
в) характеристика говорящего и ситуацию общения.
В интонационный рисунок любого языка включены паузы.
Пауза — перерыв речи (отсутствие звука).
Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обдумывания (могут стоять в любом месте).