Фонетическое недоразвитие речи что это
Фонетическое недоразвитие речи что это
Фонетическое недоразвитие речи.
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.
Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.
Причины фонетического нарушения речи
Причинами фонетического нарушения речи считается:
Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.
При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.
Симптомы фонетического нарушения речи
Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:
Что делать если у ребёнка ФНР?
Лечение фонетического нарушения речи
Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:
Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.
Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.
Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.
Фонетическое недоразвитие речи что это
Аннотация: В нашей стране количество детей с ФФНР составляет 20-25%.
Статья:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФНР составляет 20-25%.
Основные причины ФФНР у ребенка
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
Общие сведения
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Основные симптомы
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
Как проводят коррекционную работу с детьми?
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Профилактика и прогноз
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Что такое фонетическое недоразвитие речи
Недоразвитие речи – речевое расстройство, для которого характерно нарушение одной или нескольких сторон речи при сохраненном интеллекте и отсутствии патологий слуха.
Недоразвитие речи может быть двух видов: общее и фонетико-фонетическое. Как отличить ОНР от ФФНР знают специалисты, но и родители могут определить характер расстройства, наблюдая за ребенком.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение, при котором дети с хорошим слухом и интеллектом имеют ряд особенностей:
Фонетико-фонетическое недоразвитие речи – это нарушение функции формирования произносительной стороны, которое возникает вследствие особенностей восприятия и произношения фонем у детей.
Признаки
Чтобы понимать, что такое фонетическое недоразвитие речи, важно выделить его признаки:
Задача логопеда: научить ребенка произносить и запомнить правильное звучание всех нарушенных звуков, а затем отличать от тех, которые проще для восприятия.
Как определить тип нарушения речи
Если в 3 года ребенок совсем не разговаривает, то необходимо выяснить причину ЗРР. При недоразвитии предполагается наличие низкого уровня сформированности той или иной речевой функции. Важно выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает речь и в каком состоянии его органы речи.
Для проверки понимания обращения важно пользоваться только словами, без жестикуляции:
Если у ребенка есть нарушения физического слуха, то следует обратиться к отоларингологу. При трудностях с выполнением заданий есть вероятность сенсорной алалии и отставании в развитии речи. Для коррекции нужны занятия с логопедом или посещение специализированной группы в детском саду.
Если задания не вызывают трудностей, то важно проверить подвижность органов речи.
В нашей клинике можно получить заключение логопеда для детского сада.
Какие нужны занятия для коррекции ФФНР
В специализированных группах детских садов используются специальные программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Особенно важно посещать такие занятия детям после 5 лет при подготовке к школе.
Преимущества индивидуальных занятий с логопедом:
При коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи проводится артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, предназначенных для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти.
Условно все упражнения можно разделить на три группы:
Для максимального запоминания рекомендуется проводить гимнастику 3-4 раза в день по 5-7 минут.
Самостоятельные занятия с детьми
Для развития фонематического слуха, рекомендуется проводить занятия для дошкольников в игровой форме:
Можно также заучивать двустишья, это также поможет развить память.
Упражнения на развитие фонематического слуха у школьников:
Хорошие результаты дают занятия с произношением звуков перед зеркалом с запоминанием положения губ.
Как понять, что ребенку необходим логопед
Родителям следует обратить внимание, если в 4 года ребенок путает звуки, похожие по произношению, переставляет местами слоги, коверкает слова. Некоторые взрослые могут полагать, что это норма и ребенок просто ленится говорить правильно. Однако если ребенка осматривали ЛОР и сурдолог, и параметры его слуха в норме, то следует заподозрить ФФНР. Фонематический слух играет важную роль для правильного речевого развития. От того, что ребенок путает звуки в словах, возникают трудности в чтении, а при письме появляются постоянные орфографические ошибки.
В нашей клинике детей осматривают опытные специалисты, проводят комплексную диагностику и предлагают индивидуальную программу коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста, а также у малышей младше 6 лет. Важно заниматься коррекцией нарушений еще до обучения в школе, чтобы избежать проблем в дальнейшей учебе.
Достаточно всего один раз прийти в нашу клинику на консультацию или диагностику к логопеду, и вы сами поймете ответ на вопрос, нужен ли ребёнку логопед. Правильный логопедический диагноз даст понять, в каком направлении работать с фонетическим недоразвитием речи.
Фонетическое недоразвитие речи что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Статья:
Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.
Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей
У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.
Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].
Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.
Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.
Классификация
Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.
Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.
При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.
Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда.
При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.
Выраженность и причины появления
Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:
Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.
Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.
Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.
Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.
В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.
Логопедические методы коррекции ФФН
Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.
В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.
Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.
Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.
Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.
С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).
Главные характеристики заболевания
Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.
Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.
Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.
Прогноз и профилактика
Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.
Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.
Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.
Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.
Игровая логопедия
В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.
Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.
Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками
Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.
Тема «Весна»
Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.
К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.
С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.
Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».
Тема «Транспорт»
Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.
Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.
Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.
В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.
Тема «Посуда»
Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?
С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки
Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.
«Основы дошкольной логопедии» по Филичевой
Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.
Самоанализ занятия
Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.
Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.
Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.
Розмовляйка
Записаться на прием
Проблема с речью, а именно не сформированная ее звуковая сторона, которая характеризуется фонематическими и фонетическими дефектами, называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Главным фактором выявления ФФНР является не завершенное формирование процессов восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и их произношения.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сталкиваются с серьезными проблемами при обучении чтению и письму, а также подвержены риску формирования дислексии и дисграфии в дошкольном возрасте.
ФФНР, равно как и ОНР (общее недоразвитие речи), относятся к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Эти категории отражают уровень сформированности средств общения и позволяют выстраивать соответствующую логопедическую работу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет группу дефектов речи, таких как:
ФФНР делится на легкую, среднюю и тяжелую степень, в зависимости от выраженности дефектов звуковой стороны речи:
Легкая степень ФФНР
Звуко-слоговая структура слова анализируется нормально, но наблюдаются нарушения дифференциации только дефектно произносимых звуков.
Средняя степень ФФНР
Налицо грубые нарушения звукового анализа. Наблюдается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, различных фонетических групп. Но их артикуляция в устной речи сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФНР
Отмечается глубокое фонематическое недоразвитие, что выражается в не восприятии звуков на слух, ребенок их не различает, не способен выделить звуки в слове и не может установить их последовательность.
У детей с ФФНР интеллект и физиологический слух сохранны, но присутствует расстройство особого фонематического слуха, который способствует различению и узнаванию фонем речи, и наблюдаются дефекты произносительной стороны речи. Структура дефекта характеризуется не сформированной звуковой стороной речи, нарушением слоговой структуры слова и дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, а также не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
У детей с ФФНР дефекты звуковой стороны речи выражены фонематическими, такими как замена либо смешение звуков, и фонетическими – искажением звуков. Чаще всего артикуляторно сложные звуки заменяются более простыми: [р] на [л], [с] на [т], [ш] на [ф] и т. д. ФФНР может проявляться и в недифференцированном произношении звуков, при этом целый ряд звуков может заменяться одним, например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]. Смещение звуков и их неустойчивое употребление в речи является еще одним проявлением ФФНР, при этом звуки могут как заменяться артикуляторно или акустически близкими в одних случаях, так и произносится правильно, в других. Как правило такие нарушения в перспективе будут сопровождаться однотипными заменами букв при письме, что называется артикуляторно-акустической дисграфией.
Довольно часто фонематические нарушения сочетаются с фонетическими дефектами, такими как искажение произношения одного или нескольких звуков (сигматизмом, ротацизмом, ламбдацизмом и др.). При ФФНР количество таких, дефектно произносимых, звуков может достигать 16-20.
Дети с ФФНР испытывают сложности с овладением фонематическим анализом – неспособны выделить звуки на фоне слова, определить их последовательность и количество, что является следствием нарушенного звукопроизношения. Таким детям трудно дается произнесение многосложных слов и слов со стечением согласных. В процессе проговаривания подобных слов наблюдаются перестановки и замены слогов и их пропуски, добавления внутри слога лишнего звука и т. д. Также, при ФФНР может проявляться нечеткость артикуляции.
Грамматический строй речи у детей с ФФНР, как и словарный запас, обычно в пределах возрастной нормы, хотя при специальном обследовании часто выявляются ошибки в согласовании частей речи, словоизменении и употреблении предлогов.
Кроме дефектов вербального характера, дети с ФФНР проявляют некоторые особенности протекания ВПФ, такие как:
Все эти нарушения неблагоприятно действуют на успехи в обучении и обусловливают нестойкую успеваемость на занятиях.