Фонетика в 1 классе что проходят
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова является главной темой, которую начинают изучать в 1 классе, во 2 классе и в последующие годы этот пласт знаний дополняется более сложным материалом, отрабатывается на практических упражнениях. Данная статья раскрывает основные тематические понятия, показывает, как сделать фонетический разбор слова.
Основные понятия: фонетика, буква, звук
К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.
Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.
Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».
Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.
Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.
Звуки также подразделяются на гласные и согласные.
Фонетика гласных
Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.
Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.
Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.
Фонетика согласных
Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.
Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.
Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] — [п′], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш′], [й], [ч]).
Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] — [с], [з′] — [с′]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].
Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум — к глухим.
Видео «Фонетическая транскрипция»
Правила фонетического разбора
Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:
Звуко-фонетический разбор слова
Ниже приведена схема фонетического разбора слова:
Пример фонетического разбора слова
туча — слово состоит из двух слогов: ту-ча.
т — [т] — согл., парн. глухой, парн. твёрд.
у — [у] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., непарн. глухой, непарн. мягк.
а — [а] — гласн., безударн.
В слове четыре буквы, четыре звука.
Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Урок русского языка в 1-м классе «Фонетика. Звуковой анализ слова»
Тема: Фонетика. Звуковой анализ слова.
Оборудование: Букварь, тетради для творческих работ, схемы, демонстрационный материал.
I. Постановка учебной задачи.
II. Проверка домашнего задания. (Состав предложения)
III. Решение учебной задачи.
Основные выводы урока.
I. Организационный момент.
Невидимые жители этого дворца (царства) приготовили нам сюрпризы-задачки. Я думаю, что мы сможем их с легкостью разгадать, так как уже знакомы с этой страной.
Стоп. А о чем идет речь? Что такое фонетика?
Ну что ж, по ходу урока мы должны все повторить, закрепить наши знания, чтобы потом нам было легко справиться с любыми заданиями.
II. Постановка учебной задачи. А вот и наши корабли-облака, на которых мы полетим в сказочную страну. Видимо, это первая весточка.
А что вы видите на облачках? (звуки)
Давайте произнесем их и отправимся в полет. (Звучит музыка)
Но мы с вами люди и между собой мы общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык (русский язык)
Учитель:— С помощью чего мы выражаем мысли? (С помощью слов).
— А что мы узнали о словах с первых уроков?
С помощью слов можно составить словосочетание, предложение. Давайте составим красивое предложение по схеме:
III. Решение учебной задачи.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
АОУЫЭИ ОУАЫ ЭИ УОАЫИЭОЯ ИОАЕЫЮЯУ
(Ученица читает стихотворение)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать…
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1 вывод: Предметы нужны, чтобы ими пользоваться, а слова – чтобы общаться.
Чтобы люди могли общаться, они должны знать свой родной язык.
3. Игра на внимание. Шутка.
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе на реку. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал раздеваться. Раздевался, раздевался, до самого вечера. Огурец все ждал его в воде и так замерз, что покрылся пупырышками.
Куда пошли вместе огурец и капуста?
4. Вы правильно сказали, со словом много что можно сделать…, а зашифровать?
Открываем тетради: Число. Классная работа.
А вот звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово.
(Забор, вагон, газон, базар, рулон, роман)
Удобно ли читать по значкам? (нет)
Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. А что вы уже знаете про буквы?
2 вывод: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
7. А с какими буквами мы познакомились на прошлых уроках?
АОУЫЭ, МЛНР – Произносим.
А ведь у каждого из нас тоже есть имя: это название, им пользуются чаще другие, чем ты сам.
Звуки предлагают новую задачку: составь имена из тех букв и слогов, которые мы прочитали. (Лара, Рома, Анна, Алла, Эмма, Элла, Ролан, Роман, Лора, Номан)
3 вывод: Имена нужно писать с большой буквы и не только…, а так же фамилии, отчества, названия городов, рек, клички животных.
8.Послушайте стихотворение «Большая буква».
9. Ну и последний сюрприз – кроссворд.
Край – что вы можете рассказать о своем крае?
1 вывод: Предметы нужны, чтобы ими пользоваться, а слова – чтобы общаться.
2 вывод: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
3 вывод: Имена нужно писать с большой буквы и не только…, а так же фамилии, отчества, названия городов, рек, клички животных.
Урок в первом классе «Гласные буквы и звуки»
Королькова Алёна
Урок в первом классе «Гласные буквы и звуки»
1. Образовательные:
– закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
2. Развивающие:
– развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
3. Воспитательные:
– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование:
Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Приготовьте ваши ручки,
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Ё, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается (гласный)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а, о, у, ы, и, э) (1 строчка.)
Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях
(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)
Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:
1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)
Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)
– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы)
– Как они называются? (Гласные.)
Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.
1. Фронтальная рабо та.
Прочитайте слова на доске:
Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
– Что вы можете сказать об этой группе слов?
– Что это за слова? (Словарные.)
2. Самостоятельная работа[/b]
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)
В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?
– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?
III. Физкультминутка
Ну-ка дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом ещё другой!
А теперь и сесть пора!
Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
IV. Знакомство с алфавитом.
Составляем сказку дальше.
Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
33 родных сестрицы,
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.
А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:
Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.
К вам они сейчас спешат,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).
Отправляемся в сказку дальше.
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)
Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко и ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко и неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.
А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.
VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)
Уд*рение, д*бро, эп*зод
– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.
– Понятно ли вам значение этого слова?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с. 4
Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще опасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
– Назовите проверочные слова.
Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.
Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.
Вспомните интересный эпизод к рассказу В. Драгунского “Заколдованная буква”. Какая в данном рассказе была заколдованная буква? (буква ш)
VII. Итог урока.
Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.
– Какие? (Гласные и согласные.)
– Сколько гласных букв, звуков?
– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?
– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?
Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе.
Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Мастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки» Авторы: Медведева Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Чернявская Надежда Федоровна Дидактическая книжка из фетра «Гласные буквы».
Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.
Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.
Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.
Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.