Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – расстройство речи, возникающее из-за неумения воспринимать и произносить фонемы (звуки). За восприятие звуков отвечает фонематический слух (способность четко различать и анализировать фонемы), который может быть нарушен даже при хорошем биологическом слухе. То есть ребенок хорошо слышит, но не может отличить близкие по звучанию звуки «с» и «з», «п» и «б» и так далее.

ФФНР бывает врожденное и приобретенное. Причинами врожденных нарушений фонематического слуха являются наследственные болезни, тяжелая беременность и роды. Приобретенный ФФНР развивается вследствие травм, дефектов прикуса, отсутствия достаточного общения, психологических нарушений.

Симптомы и обследование ФФНР

Диагноз ФФНР ставится при хорошем лексическом запасе, если у ребенка в возрасте 5-6 лет и старше наблюдается замена близких по фонетическому звучанию звуков, нечеткая артикуляция, сложность в разбиении слова на предлоги, ошибки при изменении слов по падежам. Если он переставляет слоги в словах или вовсе исключает отдельные слоги из слова.

Есть и более общие симптомы, не касающиеся речи прямо. Стоит внимательнее присмотреться к ребенку, если ему трудно сосредоточиться, он сложно переключается с одного занятия на другое, наблюдается неустойчивость внимания.

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это
Вместе с логопедом ребенка с ФФНР должны обследовать лор, педиатр, детский невролог, окулист. Работа логопеда – четко обозначить наличие болезни, проведя тесты на нарушение звукопроизношения, и ознакомившись с заключениями других специалистов.

Лечение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи в логопедическом центре в Москве

Коррекция ФФНР логопедом осуществляется в три этапа:

Подготовительный. Он включает установление контакта и доверительных отношений с ребенком. Логопед выясняет степень нарушения и фиксирует, на каких звуках необходимо сосредоточиться. Происходит закрепление изученных малышом фонемов.

Дифференцированный. На логопедических занятиях ФФНР ребенку предлагается сравнивать изученные фонемы с близкими по звучанию, с целью научиться их различать. Ребенок учится произносить звуки, которые у него раньше не получались.

Заключительный. Происходит работа со слогами. Ребенок учится их различать, правильно произносить, не пропуская и не переставляя местами. Материал закрепляется.

Для успешного излечения ФФНР, кроме занятий с логопедом требуется работать над мелкой моторикой рук с помощью игр с и гимнастики с пальчиками, специальных упражнений, выполняемых в игровой форме. Нанизывание бусин, лепка из пластилина, собирание пирамидки – все эти игры благоприятно действуют на развитие участков мозга отвечающих и за речь. С ребёнком занимаются артикуляционной гимнастикой.

Важно диагностировать фонетико-фонематическое недоразвитие речи как можно раньше, так как заболевание может вызвать другие логопедические проблемы, например, дискографию. При своевременном обращении к логопеду, работы специалиста с ребенком и выполнении всех рекомендаций, наблюдается полное излечение от фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР).

Источник

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Аннотация: ФФНР: понятие, признаки.

Статья:

Фонетикофонематическое недоразвитие речи — это расстройство звукопроизносительной стороны речи у детей и взрослых, вызванные недоразвитием слухового восприятия при нормальном биологическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) может быть как самостоятельным речевым расстройством, так и входить в структуру дефекта, например при заикании, афазии, а также является причиной плохой обучаемости в школе.

Без хорошей достаточности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Формирование фонематического анализа и синтеза — это операция разделения и определение последовательности во внутреннем плане составных элементов (фонем) отдельных звуковых комплексов: слогов и слов.

ФФНР: понятие, признаки

При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений.

По этиологическому фактору ФФНР различают:

Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:

Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.

Особенности речи при ФФНР

При ФФНР отмечается:

Кроме того, характерными симптомами являются:

Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.

Коррекция ФФНР

Дошкольники с ФФНР подлежат зачислению в специальные логопедические группы детских садов, куда на 1 год с 5 или 6 лет. Младшие школьники с дисграфией и дислексией, обусловленными ФФНР, занимаются на школьном логопункте. Устранением фонетико-фонематического недоразвития занимаются специалисты логоцентров и частных клиник.

Основные направления логопедической работы:

На логопедических занятиях используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы: развивающие логопедические игры, артикуляционная гимнастика, логомассаж, логоритмика. Работа ведется в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Параллельно ведется коррекция эмоциональной и двигательной сферы через театрализацию, коммуникационные игры, совершенствование мыслительной деятельности.

Для устранения дефекта используют специальные игры на развитие фонематического слуха. Также можно скачать наглядный-дидактический материал. Структура занятия по устранению речевых проблем отчетливо прослеживается в конспекте логопедического занятия по развитию звукового анализа. Данный материал можно использовать в работе логопеда, а также для развивающих занятий с детьми в домашних условиях.

Важно: несвоевременная коррекция может привести к вторичным нарушения письменной речи.

Особое внимание следует уделять критериям качества специального обучения. В результате проведенной логоработы дети должны овладеть следующими навыками:

Источник

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР
Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:
Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР
Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:
сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Классификация

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Источник

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Смотреть картинку Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Картинка про Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это. Фото Фонетико фонематическое недоразвитие речи у дошкольников что это

Аннотация: ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Статья:

Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей

У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.

Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].

Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.

Классификация

Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.

Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.

При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.

Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда.

При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.

Выраженность и причины появления

Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:

Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.

Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.

Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.

Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.

В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.

Логопедические методы коррекции ФФН

Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.

В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.

Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.

Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.

Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.

С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).

Главные характеристики заболевания

Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.

Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.

Прогноз и профилактика

Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.

Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.

Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.

Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.

Игровая логопедия

В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.

Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.

Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками

Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.

Тема «Весна»

Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.

К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.

С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.

Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».

Тема «Транспорт»

Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.

Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.

Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.

В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.

Тема «Посуда»

Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?

С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки

Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.

«Основы дошкольной логопедии» по Филичевой

Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.

Самоанализ занятия

Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.

Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.

Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *