Форбс лайф журнал о чем
Александр Аузан — Forbes: «Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось»
Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Осенью 2021 года на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas вышла серия его колонок «Культурные коды экономики».
— В 2020 году журнал Nature объявил, что планирует ввести должность редактора по экономике, объясняя это тем, что «экономисты и ученые-естественники сближаются» и «больше экономистов, чем когда-либо, преодолевают дисциплинарные барьеры». В качестве примера такого сближения приводилась статья 2011 года, в которой для исследования рисков и уязвимостей глобальной финансовой системы использовались методы моделирования инфекционных заболеваний. Но разве экономика не была всегда на стыке дисциплин?
— Все так. Неслучайно метод, лежащий в основе исследования экономистов Янна Алгана и Пьера Каю, которые в 2010 году смогли выделить воздействие культуры на внутренний валовой продукт, называется эпидемиологическим. Они сопоставляли ценности и поведенческие установки людей из разных волн миграции в США, а сами эти волны похожи на то, как распространяется эпидемия.
Аналогий можно привести много. Биолог Александр Марков делал у нас на факультете несколько докладов, рассказывал об эволюционных процессах и сам удивлялся, насколько биологическая и экономическая терминологии аналогичны.
— Поговорим о том, без чего не может быть науки, — об образовании. Еще недавно и тем и другим на уровне государственного управления занималось одно министерство. В 2018 году оно разделилось на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. С институциональной точки зрения у этого есть какой-то эффект или это чисто техническое решение?
— На мой взгляд, это политическое решение, потому что два министерских кресла больше, чем одно. Я не вижу каких-то серьезных оснований для разделения Минобрнауки и Министерства просвещения. У нас большая доля выпускников школ поступает в вузы, это, по существу, одна система. Кстати, из-за этого в свое время изменилась школа, потому что, когда в университеты поступал только, условно, 1% выпускников, она готовила людей к жизни. А теперь готовит к поступлению в вуз.
— В целом образование довольно формализованная сфера. Как она себя чувствует в обществе, где доверие к институтам чрезвычайно низко, зато силен запрос на неформальные отношения?
Давайте учтем, что в русском языке слово «институт» одновременно обозначает организацию и правило (по-английски institute и institution).
Образование — это, конечно, определенный набор правил, которые, как и любые другие правила, люди стараются обойти. Получить диплом, не учась, исправить плохую оценку. Здесь проявляется низкий спрос на институты. Я считаю чрезвычайно важным международное исследование об отношении к списыванию (Ян Магнус, Виктор Полтерович, Алексей Савватеев, Дмитрий Данилов, «Отношение к списыванию: межстрановой анализ», The Journal of Economic Education, 2002. — Forbes Life), оно упоминается в самой первой колонке из серии «Культурные коды экономики». В российском образовании положительное отношение к ситуации, когда один студент дает другому списать, — это серьезная проблема, потому что в этом случае мы не можем рассчитывать, что у нас будут высококонкурентная экономика, независимый и справедливый суд, защищенная интеллектуальная собственность, которая необходима для креативной экономики, и так далее.
Но кроме всего прочего, образование еще и организация. Колоссальная, очень сложная, бюрократизированная и, на мой взгляд, малоэффективная. Конечно, легко мне говорить об этом, работая в Московском университете. МГУ обладает автономией в гораздо большей степени, чем другие вузы. На основной территории образования все жестко. Лет десять назад я одному из юристов правительства указал, что, готовя поправки в Закон об образовании, они забыли об автономии университетов. А он не без доли юмора ответил: «Автономия университетов такой же пережиток Средневековья, как право первой ночи». В известном смысле да, это средневековое право. Но, думаю, мы очень многое сумели сохранить и сделать благодаря тому, что эта автономия все-таки еще жива.
— В начале сентября стало известно, что в топ-5 российских университетов по цитируемости (по данным международного рейтинга Times Higher Education) не вошли ни МГУ, ни МФТИ, ни МИФИ, зато вошли не самые топовые вузы вроде Донского государственного технического университета. Причем последний в общем международном рейтинге вузов THE обогнал по цитируемости Гейдельбергский университет, Лондонскую школу экономики и политических наук и Кембридж. Как это стало возможным, в общем, понятно — многочисленные публикации в так называемых хищнических журналах (публикующих статьи за плату). Как ориентироваться на этом ландшафте, если механизмы оценки качества оказываются сломаны?
— Люди не так умны и не так честны, как нам бы хотелось, это факт. Но мне кажется, эти вузы работали на показатель, который не они придумали. Им назначали такой KPI — вот они его и выполняли.
— А какими должны быть KPI?
— Измерение качества образования — фантастически сложная задача с точки зрения экономической теории. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка».
Поэтому измеряют не само образование, а что-то другое. Например, квалификацию преподавателя. В том числе через количество публикаций. Но если изо всех сил внедрять этот показатель, вуз превратится в группу ученых, пишущих статьи, — и еще где-то в коридоре будут бродить несколько студентов. Измерять качество образования по оценкам учащихся тоже нельзя, потому что в этом случае преподаватель как бы ставит оценки сам себе. Либо нужно непрерывно проводить независимые экзамены, внешний аудит.
Соросовские гранты (гранты для преподавателей, выдаваемые фондом «Открытое общество» Джорджа Сороса; в настоящее время фонд признан в России нежелательной организацией. — Forbes Life) распределялись так: лучших выпускников вузов спрашивали, кто их школьные учителя. И когда ниточки от множества опрошенных сходились к одному учителю, он получал грант.
Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию
В 1990-е годы мы пошли по пути наименьшего сопротивления, попробовав представить образование как обычный рынок услуг. Но это рынок с олигополией, потому что есть элитные школы и элитные университеты, у которых иные права, чем у обычных школ и университетов. С монопсонией, потому что покупатель очень часто один — государство. С колоссальной асимметрией информации, потому что ни учащиеся, ни их родители не понимают, что там в учебном плане зашито и чему реально будут учить. Из теории известно, что рынки с олигополией, монопсонией и асимметрией информации если и устанавливают экономическое равновесие, то плохое. Его мы в итоге и получили — плохие вузы отчитываются хорошими показателями.
— Как можно эту ситуацию изменить?
— На мой взгляд, надо начинать с краеугольного камня: если образование и услуга, то не такая, как, скажем, стрижка, а инвестиционная. Это инвестиция в человеческий капитал, отдача от которой начинается не ранее, чем через пять лет.
Можно посмотреть на выпускников, сделавших успешные карьеры, — кто их учителя. Пусть эти учителя и решают, что есть качественное образование. Правда, это ущемляет молодых преподавателей, потому что их яблоня еще не выросла и плодов не принесла. Идеальных решений тут нет.
Мы на факультете сейчас пробуем сделать оценку 360°, то есть получить оценку преподавателя и от студента, и от выпускника, и от работодателя, и т. д. Предположим, каждый десятый преподаватель окажется в топе. Этим людям мы скажем: вы хорошо работаете не потому, что вам платят или вас контролируют, а потому, что вы плохо работать не умеете, поэтому вы и будете решать, как следует организовать образовательный процесс. По сути, это так называемая тенура, по-английски tenure, бессрочный контракт с университетом для избранных профессоров.
— Если говорить об институтах в образовании, то пример неформального — просветительская деятельность всевозможных низовых организаций и сообществ ученых. В июне вступил в силу Закон о просветительской деятельности (поправки к Закону об образовании). О чем свидетельствует внимание государства к этой сфере?
— Может быть, немного неожиданную интерпретацию дам. Самая сложная, на мой взгляд, проблема институционального развития — это так называемый эффект колеи, path dependence problem. Он возникает из-за резонанса формальных и неформальных институтов. Вы видите, что законы нехороши, начинаете их менять и обнаруживаете, что сделать это мешает культура.
В целом культура принимает инновации, за исключением того, что имеет так называемый инвазивный эффект. «Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма»
Приведу такой пример: при первом применении принципа всеобщего равного и тайного избирательного права во Франции выбирали президента, а в итоге выбрали императора — Луи-Наполеона Бонапарта, который в результате переворота стал Наполеоном III.
Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию. Но резонанс проявляется в том, что вам из официальных учреждений начинают грозить пальцем: «Не трогай скрепы, отойди». Этот резонанс неудачных законов и инерции все время заталкивает нас в колею и тормозит развитие всей страны.
— Но, возможно, культура может измениться под влиянием новых технологий? Скажем, цифровизация колоссальное влияние оказывает на то, как мы живем, выстраиваем отношения, принимаем решения.
— Она уже меняется. Изменения пока противоречивые. Скажем, память у новых поколений почти полностью ушла во внешний агрегат, в голове держится мало. Зато появилась способность делать несколько дел одновременно, и если научиться делать их одинаково хорошо, эти поколения будут конкурентоспособнее, чем предыдущие.
Цифра сильно меняет этот мир, создает в нем новые институты, в том числе и неформальные. Но что-то меняется, а что-то нет. Мы с Российской венчурной компанией и Институтом национальных проектов три-четыре года назад начали замерять, что меняется в отношении людей к технологиям. Выяснилось, что в целом культура их принимает за одним исключением — того, что имеет так называемый инвазивный эффект. «Дрон пусть летает, а искусственное мясо не хочу. Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма». Это имеет отношение и к сегодняшней ситуации с вакцинацией от коронавируса. Что станет с этими барьерами, пока непонятно: может быть, технологии будут их аккуратно обтекать, а может, и преодолеют.
— Хочу напоследок вернуться к теме образования. Мы видим подъем больших цифровых экосистем, и образование уже потихоньку попадает в их орбиту. Может ли оно переместиться туда полностью?
— Образовательные платформы, количество которых резко выросло во время пандемии, оказались очень серьезными конкурентами университетов. Поэтому умные университеты пытаются входить с такими платформами в симбиозы. Экономическую схему таких симбиозов еще надо искать, но в целом цифровые экосистемы будут расти.
Причина проста: на шеринговых платформах уровень доверия принципиально выше, чем вне их. А значит, там будет больше транзакций, они будут более разнообразными. Платформы будут расширяться, образовывать все новые и новые приложения. Но нужно создавать институты саморегулирования экосистем, как это сейчас пытается сделать «Яндекс». Потому что хочется, чтобы эти экосистемы были не только мощными, но и, я бы сказал, человеколюбивыми.
Главное о COVID-19, гиды по онлайн-развлечениям и внутренний туризм: самые популярные тексты Forbes Life в 2020 году
1. Глава ВОЗ в России — о тайнах COVID-19
В марте 2020 года, когда COVID-19 только пришел в Россию, Forbes Life сделал интервью с доктором Мелитой Вуйнович, представителем Всемирной организации здравоохранения в России. Текст стал настолько важным источником информации о COVID-19, что его разместили у себя несколько крупных медицинских учреждений. В течение года в разделе вышло несколько аналитических научных текстов о развитии пандемии в России и мире.
2. Афиша на карантин
В 2020 году больше всего досталось традиционной рубрике Forbes Life — афише главных культурных событий, которую приходилось подстраивать под ковидные реалии буквально на ходу. Во время карантина мы опубликовали полный список актуального диджитал-контента от театров, музеев, кино- и образовательных платформ, который стал вторым самым популярным текстом года. Подборку главных онлайн- и офлайн-событий мы публикуем каждую неделю, не пропустите.
3. Дневник русского доктора в Нью-Йорке
В апреле Forbes Life опубликовал фрагменты дневника эмигранта из России Евгения, пульмонолога, врача отделения интенсивной терапии одной из нью-йоркских больниц. Это хроника борьбы с COVID-19 от первого лица.
4. Текст о 7 типичных моделях саморазрушительного поведения
Доктор медицины Марк Гоулстон более двадцати лет практикует в области клинической психологии. Он уверен: главная причина, по которой люди обращаются к психотерапевтам, — саморазрушительное поведение. Ничто так не выводит нас из себя, как осознание, что мы сами мешаем себе обрести любовь, достичь успеха и испытать счастье — словом, получить то, о чем мечтаем. В книге «Не мешайте себе жить» Гоулстон приводит 40 моделей саморазрушительного поведения, которые встречаются чаще всего. Содиректор издательства МИФ Юлия Баяндина выбрала семь из них и сделала выжимку из глав книги.
5. Рейтинг российских гостиниц, которые попали в Forbes Travel Guide
В феврале американский Forbes опубликовал ежегодный гид по лучшим отелям, ресторанам и спа мира Forbes Travel Guide 2020. В этом году в него впервые попали российские отели — и сразу десять.
6. Местное чудо: 7 удивительных городов России
В десятые мы все увлеклись перелетами по миру и глобальными трендами, из-за которых кофейни, квартиры и мода в Сайгоне, Копенгагене и Сан-Франциско стали одинаковыми. А сейчас тренд развернулся обратно — с повышенным вниманием к своему и локальному. В 2020-м это стало особенно актуальным — и Forbes Life выбрал семь точек в России, куда стоит добраться в ближайшее время: от Карелии до Балтийского берега.
7. Онколог Дэвид Агус — о том, почему не смог вылечить основателя Apple от рака
Специально для Forbes Life Наталья Ломыкина встретилась с человеком, который лечил Стива Джобса, — онкологом и автором нескольких бестселлеров Дэвидом Агусом. Агус — профессор медицины, обладатель множества премий и наград за исследования в области онкологии. Агус возглавляет междисциплинарную группу исследователей, занимающихся поиском новейших способов борьбы с раком. Именно к команде Агуса обратился Стив Джобс, когда стало ясно, что его болезнь прогрессирует. За последние годы у онколога вышло три книги, в том числе «Правила долгой и здоровой жизни» и «Завтра начинается сегодня» (издательство «Бомбора»), где он рассказывает читателям, как заботиться о своем здоровье.
8. Почему люди, которые позже расцветают, чаще добиваются успеха
Феномен late bloomers — людей, которые «поздно расцветают» и начинают строить успешную карьеру далеко за 30, — в век быстрых технологий и быстрых достижений ушел в арьергард. Но, кажется, триумфально возвращается. Forbes Life разобрался, когда и кому возраст играет на руку.
9. Подборки кино и сериалов, которые можно посмотреть онлайн
Весь год мы искали все возможные способы помочь вам скрасить эти нервные, сложные, карантинные дни (и особенно вечера). Мы выпустили десятки подборок кино и сериалов. Но самым популярным стал список больших кинопремьер — многие новые фильмы в 2020-м стали доступны в онлайн-кинотеатрах. Их можно посмотреть прямо сейчас — от криминально смешного Гая Ричи до печально красивого Теренса Малика.
Неделя потребления: последние новости в мире моды, парфюмерии, недвижимости и здравоохранения
Ermenegildo Zegna Group планирует стать акционерной компанией открытого типа, котируемой на нью-йоркской фондовой бирже
«Более 111 лет назад мой дед и тезка, основавший одноименную компанию, полагал, что только заботясь и об окружающей среде, и о людях, можно производить действительно лучший текстиль и построить успешный бизнес. С тех пор мы следовали по его стопам, став одним из главных итальянских Домов моды. Сегодняшняя новость подтверждает успешность нашей стратегии, прочность этических принципов компании, которая никогда не забывала о своем наследии, экологичности и уникальном ремесленном искусстве, сделавшим ее синонимом качества и роскоши во всем мире. Семья Дзенья продолжит оставаться во главе компании после завершения сделки и будет развивать инновации, технологии и креативность, сохраняя первенство Zegna на глобальном рынке», – рассказал исполнительный директор Zegna Group Эрменеджильдо «Джильдо» Дзенья.
Бренд Bork создал новый прибор с антицеллюлитным эффектом
Новый косметический прибор Bork D693 объединяет в себе три технологии, доказавшие свою эффективность в жиросжигании и подтяжке кожи, с разной глубиной проникновения волн: RT-лифтинг, EMS-массаж и LED-терапию. Ключевым режимом является радиочастотный лифтинг: он воздействует на дерму и подкожно-жировую клетчатку, активируя липолиз и устраняя внешние проявления целлюлита.
Также прибор имеет омолаживающий эффект. Для улучшения тонуса в меню предусмотрены еще два режима. EMS-массаж обеспечивает безоперационную подтяжку кожи. LED-терапия улучшает кровообращение и активирует регенерацию кожи для омолаживающего эффекта. Для усиленного воздействия вы можете одновременно активировать несколько режимов.
«Алроса» в сотрудничестве с Natural Diamond Council показала специальный проект «Только настоящие бриллианты»
Ана де Армас стала лицом проекта «Только настоящие бриллианты», который «Алроса» реализует в России совместно с международным Советом по натуральным алмазам (Natural Diamond Council) и который призван обратить внимание ценителей ювелирных украшений на то, что истинная ценность бриллианта — в его символичности, уникальности и истории происхождения, исчисляющейся миллиардами лет. Проект стартует в июне 2021 года релизом летней серии бриллиантовых украшений ALROSA Diamonds.
«Мне нравится думать о бриллиантах, как об особых символах даже самых маленьких личных событий в жизни. Они олицетворяют радость, тепло и красоту», – говорит Ана. Встречаетесь вы с близкими после нескольких месяцев изоляции, гуляете в летнем парке или ужинаете с любимым, каждое мгновение неповторимое и особенное. Серия летних украшений ALROSA Diamonds создана как раз для таких моментов, и только с настоящими бриллиантами, ограненными из природных алмазов – каждый из которых абсолютно уникален по цвету, чистоте и сотне других параметров.
The Ritz-Carlton Spa представляет партнерство с Valmont
Отель The Ritz-Carlton Spa в Москве представляет партнерство с Valmont — премиальным брендом клеточной косметики. Софи Гийон, CEO и идейная вдохновительница бренда Valmont, стремится сохранять естественную красоту кожи при помощи натуральных игредиентов. Это созвучно концепции The Ritz-Carlton Spa, где особое внимание уделяется именно естественному восстановлению красоты и полной гармонии души и тела.
В рамках партнерства в отеле появились новые пространства, оформленные в светлых тонах и располагающие к полному расслаблению. Valmont — бренд, известный прежде всего как эксперт в антивозрастном уходе, поэтому рекомендуем выбрать процедуру из коллекции уходов за лицом: в The Ritz-Carlton Spa доступны «Источник Увлажнения», «Кристальное Сияние» и главный бестселлер марки по всему миру — маска Prime Renewing Pack.
В Guerlain новый креативный директор по макияжу
«Когда я была маленькой девочкой, в эстетическом плане на меня оказала большое влияние сияющая пудра для лица Météorites с ее маленькими жемчужинами пастельного цвета. Я зачарованно смотрела на эту коробочку и не могла дождаться, когда же я стану взрослой. Я представляла, как сижу за туалетным столиком и наношу помаду, парфюм и опускаю кисть в эти необыкновенную жемчужную пудру Météorites. И теперь меня пригласили создать следующую главу в истории Guerlain в качестве Креативного Директора по макияжу. Это волшебство красоты», — рассказывает об изменениях в своей жизни Виолетт, которая стала новым креативным директором по макияжу Guerlain.
Портфолио Виолетт много лет сотрудничала с Vogue, Harper’s Bazaar, W Magazine, T Magazine, Dazed, Teen Vogue и Elle. Достигнув большого количества подписчиков в социальных сетях, шесть лет назад она создала свой собственный YouTube-канал, чтобы делиться уроками по макияжу и запоминающимися образами. В апреле 2021 года Виолетт запустила свою собственную линию средств для макияжа под названием VIOLETTE_FR.
Компания Jeep празднует 80-летие
15 июля 1941 года компания, носившая в то время название Willys-Overland Co., заключила контракт с Военным министерством США на производство первых военных автомобилей Jeep. 80 лет спустя марка Jeep, известная по всему миру, имеет множество преданных поклонников и продолжает расширять линейку в новых сегментах.
«В год своего 80-летия мы полны энергии и решимости развиваться и двигаться вперед, — сказал Кристиан Менье, генеральный директор марки Jeep в группе Stellantis. — Мы расширяем линейку в новых сегментах, представляя Jeep Grand Cherokee L с тремя рядами сидений, и одновременно укрепляем свои позиции на рынке премиальных SUV за счет принципиально новых моделей Wagoneer и Grand Wagoneer. Следующим нашим грандиозным шагом станет появление на мировом рынке нового Jeep Grand Cherokee, который впервые в истории будет оснащен подключаемой гибридной технологией 4xe. Мы прилагаем все усилия для реализации своей стратегии электрифицированного будущего».
Чтобы подчеркнуть стремление к экологически чистому будущему, в честь 80-летия на своем YouTube-канале марка Jeep опубликовала видеоролик, посвященный концепции будущих технологий Jeep Life Electrified.
Новый проект на Кипре Limassol Greens объявил о старте продаж
Limassol Greens — новый проект на Кипре, который идеально подходит как для жизни, так и для инвестиций, объявил о старте продаж. Самый масштабный на острове комплекс находится в Лимассоле — очень многоликом и космополитичном городе. На территории Limassol Greens есть гольф-курорт, спа и отлично развитая инфраструктура. Проект находится всего в пяти минутах езды от пляжа Lady’s Mile и в десяти минутах от Limassol Marina и городского центра. Благодаря удобному выезду на скоростную автодорогу из Limassol Greens легко добраться до магазинов, образовательных и оздоровительных учреждений в Лимассоле.
Проект «Доброград-1» за первые полгода работы привлек 5 млрд рублей
Открывшаяся в декабре прошлого года — одна из самых молодых на сегодняшний день — особая экономическая зона «Доброград-1», расположенная во Владимирской области в пяти км от строящегося города Доброград, привлекла около 5 млрд рублей. К 2025 году общий объем инвестиций в ОЭЗ «Доброград-1» составит более 13 млрд рублей. В течение ближайших нескольких лет на площадке начнут работу новые высокотехнологичные предприятия медицинской, мебельной, пищевой промышленности, производство реабилитационной и электротехники, лаборатории по развитию искусственного интеллекта.
Первым резидентом ОЭЗ «Доброград-1» в мае этого года стала компания «ИНТЕКС» — лидер по производству компрессионного трикотажа на российском рынке. Компания инвестирует в проект создания современного производственного комплекса 241 млн рублей. На 20 га разместятся производственные корпуса общей площадью 60 000 квадратных метров. Сейчас компании совместно с сотрудниками Управляющей компании ОЭЗ готовят бизнес-планы для подачи заявки на получение официального статуса резидента. Планируется, что к концу 2021 года эта процедура будет завершена.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и АО «Альянс Консалтинг» запустили проект «Эффективное здравоохранение»
«Эффективное здравоохранение» — это интерактивная площадка, где происходит разработка, внедрение и координация проектов в сфере здравоохранения. Организаторы платформы — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и АО «Альянс Консалтинг». Александр Плакида, исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС, председатель Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», рассказал, что одна из инициатив, которая ведется в рамках платформы «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС, — это развитие применения практики программ Well-Being по профилактике и укреплению здоровья сотрудников на рабочем месте.