Формализм что это в литературе

ФОРМАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ФОРМАЛИЗМ» в других словарях:

ФОРМАЛИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка

формализм — а, м. formalisme m., нем. Formalismus <лат. 1. Преобладание внешней формы, правил в каком л. деле; формальное отношение к чему л. БАС 1. Тяжелый формализм, военная вытяжка (руки по швам! ) и гражданское подобострастие в одежде, наружности и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, формализма, мн. нет, муж. 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему нибудь. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе. 2. Направление (в искусстве, в… … Толковый словарь Ушакова

формализм — абстракция; педантизм, казенщина, официальность, забюрократизированность, канцелярщина, формалистика, педантичность, педантство, формальность, буквоедство, ригоризм Словарь русских синонимов. формализм буквоедство (разг.) см. также педантизм… … Словарь синонимов

Формализм — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокр … Сводная энциклопедия афоризмов

Формализм — Формализм ♦ Formalisme Суждение не о материальном или чувственном содержании чего либо, а о его форме. Так, в формальной логике и в математике рассуждают об «иксах» и «игреках», входящих в знаковую систему, подчиняющуюся собственной… … Философский словарь Спонвиля

ФОРМАЛИЗМ — 1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в прекло … Большой Энциклопедический словарь

ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, а, муж. 1. Соблюдение внешней формы в чём н. в ущерб существу дела. Бюрократический ф. 2. В искусстве, эстетике и других гуманитарных науках: общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в … Толковый словарь Ожегова

ФОРМАЛИЗМ — англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX XX вв., претендующее на раскрытие… … Энциклопедия социологии

Формализм — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в… … Политология. Словарь.

Источник

От Шкловского до Шостаковича: все самое главное о русском формализме

Революция 1917 года изменила не только политический, но и культурный ландшафт страны. На некоторое время в моду вошел формализм. По просьбе «Афиши» о значительном явлении русской художественной мысли XX века рассказывает Ян Левченко.

Профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, автор многочисленных публикаций о Викторе Шкловском, Борисе Эйхенбауме, Сергее Эйзенштейне и других формалистах

Предыстория

Адольф фон Гильдебранд

Роберт фон Циммерман

Мыслить формой начали немцы во второй половине XIX века, когда Роберт фон Циммерман издал в Вене труд «Общая эстетика как наука о форме» (1865). Он считал, что форма не пассивный носитель содержания, так как способ выражения определяет понимание произведения в целом. Тогда же и тоже в Вене музыковед Эдуард Ганслик писал, что сами по себе звуки ни о чем не говорят — это мы им приписываем какие-то значения. В среде немецкоязычных интеллектуалов началась мода на формализм. В начале 1880-х Конрад Фидлер доказывал, что форма в искусстве первична уже потому, что именно ее, а не какую-то отвлеченную идею набрасывает рука художника; форма — это то, что можно видеть и осязать. Через 10 лет друг и последователь Фидлера — живший в Италии скульптор Адольф фон Гильдебранд — опубликовал ставшую вскоре классической книжку «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893), где показал, что работа художника состоит в изменении формы, тогда как содержание остается неизменным, а то и вовсе не имеет значения. Книга Гильдебранда оказала большое влияние на Венскую школу истории искусства и на швейцарского искусствоведа Генриха Вёльффлина. В 1915 году он выпустил свой итоговый труд «Основные понятия истории искусств», где убедительно классифицировал все западноевропейское искусство по формальным критериям. Вёльффлин сам себя называл формалистом и гордился этим. Причины для гордости были: благодаря Вёльффлину и его коллегам искусство перестало восприниматься как священнодействие. Рассеялись не только романтические мифы — был посрамлен и позитивизм с его унылыми поисками «общественной пользы» искусства и требованиями объяснить, что конкретно имеет в виду художник. В работах формалистов искусство понималось прежде всего как работа с пространством, цветом и видением предметов. Оказалось, что выяснять, почему в разные исторические периоды люди видят по-разному, — это и есть самое увлекательное в изучении искусства.

В России

Российская ветвь формализма появилась примерно тогда же, когда вышел оригинал книги Вёльффлина. На русский язык ее перевели только в 1930 году, но это не значит, что Россия не знала о новых направлениях в немецком искусствознании. Во-первых, ученая публика владела немецким языком. Ко второй половине XIX века он превратился в основной язык интеллектуальных занятий, и не знать его значило оказаться в глухой научной провинции. Передовые русские гуманитарии, в особенности филологи, зорко следили за достижениями немецкой мысли, усваивали ее концепции и спорили с ними, создавая свои. Во-вторых, в 1913 году на русском языке появилась более ранняя и популярная по изложению книга Вёльффлина «Ренессанс и барокко», где применялся метод систематического сопоставления художественных стилей. В-третьих, перед самой войной, в 1914 году, художники Владимир Фаворский и Николай Розенфельд перевели культовую книжку Гильдебранда, оказавшуюся созвучной принципам русского авангарда. Его представители расходились по множеству вопросов, но соглашались в том, что так называемое реалистическое искусство, доверяющее невооруженному взгляду и естественному языку, осталось в прошлом. Позднее, когда большевики начали всюду насаждать свой невзыскательный вкус, многие авангардисты поплатились за эту уверенность, а слово «формализм» на долгие годы превратилось в ругательство.

Литература — Шкловский, ОПОЯЗ, Тынянов

Литература — единственная область искусства, в адрес которой слово «формализм» не всегда употреблялось как бранное, а сегодня используется как устойчивое определение. Несмотря на попытки откреститься от сомнительного, как им казалось, термина, русские формалисты остались в истории именно под этим именем. Более того, это одна из немногих русскоязычных школ в гуманитарных науках XX века, оказавшая большое влияние на зарубежных коллег и до сих пор пользующаяся безоговорочным авторитетом далеко за пределами теории и истории литературы.

У истоков русского формализма находится доклад «Место футуризма в истории языка», который студент Виктор Шкловский прочитал в петроградском кабаре «Бродячая собака» в декабре 1913 года. Этот сырой, путаный текст лег в основу брошюры «Воскрешение слова» (1914), а затем — знаменитой статьи «Искусство как прием» (1916), в которой вводится понятие остранения. Искусство, по мнению Шкловского, остраняет вещи, намеренно делает их странными и незнакомыми, разрушает автоматизм восприятия, типичный для обыденной жизни. Разумеется, оно может делать это, лишь играя с формой и выражением этих вещей. Важно само слово, а не то, что оно сообщает. Несмотря на то что нечто подобное писал даже критик Белинский в середине XIX века, созвучие опытам футуристов сделало свое дело — ранний формализм оказался в одной лодке с русским авангардом.

В 1916 году возникло Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), исходившее из необходимости исследовать литературу с ее формальной стороны. Чуть раньше в Москве начал работу Московский лингвистический кружок (МЛК), среди молодых членов которого был Роман Якобсон — в будущем один из создателей структурного анализа текста, первопроходец новых путей в гуманитарных науках и один из наиболее именитых ученых XX века. Якобсон дружил с ОПОЯЗом, они сообща делали новую науку о литературе, ставившую вопрос «Как?» неизмеримо выше вопроса «Что?». Этих ученых стали называть формалистами уже после революции в пылу полемики и перезагрузки понятий. Входивший наряду со Шкловским и Юрием Тыняновым в так называемый «формалистский триумвират» выдающийся филолог Борис Эйхенбаум писал, что предпочитает называть их метод морфологическим, а их самих — спецификаторами, поскольку они обосновывают специфику литературы как таковой. Тынянов и Эйхенбаум хорошо знали немецкую филологию, а также внимательно читали Вёльффлина, усваивая его логику и принципы классификации. Это крайне раздражало официальную марксистскую критику, которая довольно быстро утратила идейные черты, превратившись в прибежище беспринципных карьеристов, повторяющих на разные лады несколько заученных аксиом.

В продолжение 1920-х годов формалисты пытались выживать, отстаивая свои взгляды, но в 1930 году Шкловский публично покаялся и пусть в ироничном и двусмысленном ключе, но признал свои ошибки. Это и послужило удобным поводом для дальнейшей спекуляции на «ошибочности» формализма. Оставалось только призвать к его искоренению во всех областях искусства. Формалисты растворились в единой и неделимой массе советских литераторов. Если не считать Якобсона, рано уехавшего из России, и Тынянова, который тяжело болел и рано умер, они пережили самые темные годы, а некоторые, такие как основатель Шкловский и фольклорист Владимир Пропп, дожили до признания своих работ за границей и даже частичной реабилитации на родине. Все мало-мальски заметные гуманитарные направления второй половины XX века считают своим долгом сослаться на работы формалистов как на предшественников современного представления о культуре как о явлении языка и стиля.

Живопись — Малевич, Кандинский, Татлин

«Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича — более лаконичного и предельного выражения формализма в самом широком смысле, пожалуй, не найти. Это и есть форма как таковая, чья угольная темень растворяет любое содержание.

Источник

ФОРМАЛИЗМ

Формалистические тенденции возникают прежде всего вследствие уклонения литературы от современной социальной жизни, что ведет к гипертрофии чисто формальных задач, к сужению или «выветриванию» содержания. На первый план выдвигаются самодовлеющее изображение предметного мира или потока мыслей, «перехваченных на полдороге» (см. «Поток сознания» в литературе), различного типа стилизации (А. де Ренье, М. А. Кузмин), самоценное плетение словеснообразной ткани (имажинизм) и т. п. В конечном счете содержание в таких произведениях теряет целостно-живую связь с полнотой реальной жизни, замыкаясь в рамках самой литературы и приобретая т. о. вторичный характер: произведение исходит не из жизни, а из предшествующего мира литературы. Авангардизм, с его принципиальной активностью, во имя будущего ниспровергает прошлое, его культуру, что выражается, в частности, в безоглядной ломке классических художественных форм и в изобретении новой формы ради самой новизны. Такое формалистическое экспериментаторство присуще футуризму, конструктивизму, дадаизму, сюрреализму, а также различным неоавангардистским течениям вроде «Группы-63» в Италии. Не случайно на основе авангардизма сложились эстетические концепции, видящие художественность литературы исключительно в форме (например, концепции раннего ОПОЯЗа; см. «Формальный метод» в литературоведении). Последовательно авангардистское произведение лишено живой слитности содержания и формы. В качестве содержательной стороны здесь обычно выступает идеологическая догма анархического или иного «левого» толка, а формальной — самоцельные стилевые эксперименты (например, в духе структуралистического понимания поэтического языка — работы группы «Тель Кель» в одноименном журнале). Иногда термин «Ф.» употребляется в более широком смысле. Так, своего рода «формалистические» тенденции свойственны самым ранним стадиям становления литератур, когда искусное владение словом и ритмом уже само по себе выступает как художественная ценность. Еще более близкую аналогию Ф. представляют некоторые литературные явления, относящиеся к эпохам застоя или исчерпанности художественных культур, теряющих живые, реальные истоки и приобретающих черты «эстетизма» (свойственны, например, прециозной литературе, маринизму, стилю рококо). Но сознательный и даже воинствующий характер Ф. обрел лишь в литературе XX в., когда вошел в обиход и сам термин. Правда, в советской критике он нередко (особенно в 30—40-х гг.) употреблялся слишком расширительно: к Ф. причисляли чуть ли не любой обостренный интерес к проблемам художественной формы и всякий серьезный опыт новаторского формотворчества. Иногда Ф. рассматривался как неотъемлемая черта всей внетрадиционной, нереалистической, «кризисной» литературы XX в. Однако это не соответствует действительности: так, для символизма (особенно русского и скандинавского), экспрессионизма, писателей-экзистенциалистов (см. Экзистенциализм) Ф. в прямом смысле слова не характерен.

По мнению некоторых советских исследователей, понятие Ф. применимо и к нетворческому заимствованию, подражанию, эпигонству. Использование канонизируемых жанров, мотивов, образов, идей приобретает в таких ситуациях формальный характер, в лучшем случае оставаясь искусным наследованием форм, из которых ушла жизнь. Содержание таких произведений (даже при внешней проблемно-тематической значительности) банально, исполнено рассудочной рутины, а форма «безлична», изобилует образными клише. Традиционалистский («академический») Ф., как и его внешний антипод — Ф. авангардистов, чужд основе искусства — «открытию мира».

Литература:
Медведев П. Н., Формализм и формалисты, [Л.], 1934;
Против современного абстракционизма и формализма. Сб. переводов, М., 1964.

Полезное

Смотреть что такое «ФОРМАЛИЗМ» в других словарях:

ФОРМАЛИЗМ — направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих… … Философская энциклопедия

ФОРМАЛИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка

формализм — а, м. formalisme m., нем. Formalismus <лат. 1. Преобладание внешней формы, правил в каком л. деле; формальное отношение к чему л. БАС 1. Тяжелый формализм, военная вытяжка (руки по швам! ) и гражданское подобострастие в одежде, наружности и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, формализма, мн. нет, муж. 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему нибудь. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе. 2. Направление (в искусстве, в… … Толковый словарь Ушакова

формализм — абстракция; педантизм, казенщина, официальность, забюрократизированность, канцелярщина, формалистика, педантичность, педантство, формальность, буквоедство, ригоризм Словарь русских синонимов. формализм буквоедство (разг.) см. также педантизм… … Словарь синонимов

Формализм — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокр … Сводная энциклопедия афоризмов

Формализм — Формализм ♦ Formalisme Суждение не о материальном или чувственном содержании чего либо, а о его форме. Так, в формальной логике и в математике рассуждают об «иксах» и «игреках», входящих в знаковую систему, подчиняющуюся собственной… … Философский словарь Спонвиля

ФОРМАЛИЗМ — 1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в прекло … Большой Энциклопедический словарь

ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, а, муж. 1. Соблюдение внешней формы в чём н. в ущерб существу дела. Бюрократический ф. 2. В искусстве, эстетике и других гуманитарных науках: общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в … Толковый словарь Ожегова

ФОРМАЛИЗМ — англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX XX вв., претендующее на раскрытие… … Энциклопедия социологии

Формализм — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в… … Политология. Словарь.

Источник

Формализм

Формали́зм (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме)

предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия).

В истории искусства Ф. проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф. раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как Кубизм, кубофутуризм, Дадаизм, леттризм, Абстрактное искусство, «Поп-арт» и «Оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф. [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как «игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф. сказался и на методологии науки об искусстве (см. «Формальный метод» в литературоведении).

Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. – с эстетизмом, с теорией и практикой «чистого искусства», «искусства для искусства» (См. Искусство для искусства), показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.

Значения в других словарях

Источник

Что такое формализм? Значение и определение

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Что такое формализм

Основной смысл данного понятия подразумевает, что значение придается форме, а не содержанию. Причем это касается любого вида деятельности человека. Если подумать, что такое формализм в обыденном смысле, то можно утверждать, что это предполагает соблюдение только внешней формы, несмотря на возможность нанесения ущерба существу дела.

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Условия возникновения формализма

Появление формализма связано с определенными общественными условиями, которые приводили к возникновению в рамках той или иной социальной группы определенной психологической установки. В результате искусство жизни, реальные интересы людей противопоставлялись практической деятельности.

Формализм в различных областях деятельности человека

Под формализмом в этике понимают любую теорию, которая основывается на чисто формальных принципах. Примером этого может быть этика И. Канта.

Человеческие отношения, основанные на формализме, предполагают безоговорочное следование этикету, выполнение всех принятых ритуалов, обрядов, вне зависимости от того, будет ли это в данной ситуации выглядеть нелепо, комично или, наоборот, драматично. Соблюдение формальностей в данном случае является приоритетным по отношению к отношениям между людьми и личным интересам. Данный аспект позволяет лучше понять, что такое формализм, формальное понимание.

Можно сказать, что формализм является неотъемлемой частью такой области, как социальное управление. Его основные проявления – это бюрократизм, буквальное следование букве закона и отрицание его смысла и духа.

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Формализм в искусстве

В этой области проявление формализма представляет собой фактический отрыв художественной формы от содержания. Форма в этом случае выступает в качестве единственно ценного элемента искусства. Фактически создание произведений искусства становится банальным формотворчеством.

Следует отметить, что такой формализм в искусстве начал проявляться уже в академическом направлении в XIX веке. Наибольшее распространение он получил в ХХ веке в буржуазном искусстве. Эти тенденции можно легко обнаружить в кубизме, кубофутуризме, дадаизме, леттризме, абстрактном искусстве, поп-арте и оп-арте, антитеатре и театре абсурда. Историки искусства считают, что формализм – такое проявление кризиса буржуазного сознания.

В этот период теоретики искусства старательно пытаются обосновать формалистический подход. При этом искусство начинают подавать как «игру формы». Его пытаются представить как способ, позволяющий создавать «чистые» эстетические ценности, которые никак не связаны с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием.

Марксистско-ленинская эстетика и литературная художественная критика выступали против различных проявлений формализма – эстетизма, теории и практики так называемого чистого искусства, искусства для искусства. Акцент делался на то, что формализм, пренебрегающий содержанием, исключает возможность социальной активности искусства, становясь формальным, искусство не только не может оказывать влияние на людей, но и теряет всю свою художественную ценность.

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Формализм в математике

В основаниях математики выделяют четыре основных направления – эффективизм, интуиционизм, логицизм и формализм. Основоположник последнего – Д. Гильберт. Им была поставлена задача, относящаяся к обоснованиям математики, которая получила название программы Гильберта.

Во-первых, значительную часть математических абстрактных объектов следует рассматривать в качестве идеальных конструкций, для которых отсутствует точная интерпретация во внешнем мире. Они являются своего рода интеллектуальными орудиями, которые используют, работая с реальными объектами.

Во-вторых, все методы работы с идеальными конструкциями должны быть формализованы. Таким образом исключается возможность использования интуиции и обращение к смыслу и содержанию, то есть математика должна представлять собой исчисление.

В-третьих, вводится понятие математического формализма – частного случая реальных объектов. Именно с ними должна работать математика, используя максимально простые (финитные) методы.

В процессе развития наблюдалось сближение формализма и логицизма, которые в настоящее время часто рассматриваются как одно направление. Несмотря на это, можно выделить методологические отличия, которые разделяют формализм и логицизм, а также формализм и наивный платонизм.

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Что такое формализм и формальное понимание долга

Под категорию формализма попадают действия людей, которые совершаются только в рамках их внешней формы, ограниченной законами или правилами. Формальное понимание долга основано на понятии формализма. Оно подразумевает:

Правовой

Юридический формализм, также известный как концептуализм, трактует закон как математику или науку. Формалисты считают, что таким же образом математик или ученый идентифицирует соответствующие аксиомы, применяет их к данным и систематически достигает очевидной теоремы, судья определяет соответствующие правовые принципы, применяет их к фактам дела и логически выводит правило, которое будет регулировать исход спора. Судьи выносят соответствующие правовые принципы из различных источников правовой власти, включая государственные и федеральные конституции, уставы, положения и прецедентное право.

Например, большинство государств приняли законодательство, запрещающее судам проверять завещание, которое не было подписано двумя свидетелями. Если суду предъявлено несколько завещаний на одно и то же имущество, и только одно из этих завещаний было засвидетельствовано не менее чем двумя лицами, суд может оперативно вывести правильное юридическое заключение формальным образом: каждое, подписанное менее чем двумя свидетелями, не будет иметь юридической силы.

Формалисты также полагаются на индуктивные рассуждения для разрешения правовых споров. Принимая во внимание, что дедуктивное рассуждение включает применение общих принципов, которые приводят к конкретному правилу применительно к фактам дела, индуктивные рассуждения начинаются с ряда конкретных правил, за ними следует более широкий правовой принцип, который может применяться к сопоставимым правовым спорам в будущем.

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Английский юрист сэр Эдвард Кокс был одним из первых, кто популяризировал формальный подход к закону. Кокс считал, что общий закон (закон логический) был «своеобразной наукой судей». Общий закон, считал Кокс, представляет собой «искусственное совершенство разума», полученное посредством «длительного изучения, наблюдения и опыта». Кокс также считал, что только юристы, судьи и другие, обученные в законодательстве, могут полностью понять и применить этот самый высокий метод рассуждения.

Лангделл продолжил развитие правовых взглядов Кокса в Соединенных Штатах во второй половине девятнадцатого века. Лангделл сравнивал изучение права с исследованием науки и предположил, что классы юридической школы являются лабораториями юриспруденции. Судебные рассуждения, по мнению Лангделла, параллельны рассуждениям, используемым в геометрических доказательствах. Он призвал профессоров права классифицировать и устраивать правовые принципы по тому же основанию, как таксономист организует жизнь растений и животных. Лангделл сформулировал то, что сохранилось в ортодоксальной школе мысли в юриспруденции США на протяжении всего двадцатого века.

С начала 1970-х годов профессор Рональд М. Дворкин был главным сторонником формалистического подхода с некоторыми незначительными вариациями. Хотя Дворкин прекращает явно сравнивать закон с наукой и математикой, он утверждает, что закон лучше всего объяснить как рациональную и сплоченную систему принципов, которую судьи должны применять с честью. Принцип добросовестности требует, чтобы судьи обеспечивали равное отношение ко всем судам, представляющим юридические претензии. Применение этого принципа, утверждает Дворкин, приведет к «правильному ответу» во всех случаях, даже к случаям, представляющим узловатые и полемические политические вопросы.

Формализма в педагогике

Для концепции дидактического формализма характерна переоценка субъективно-процессуального аспекта образовательного и воспитательного процесса. Это направление развивалось Э. Шмидтом, А. А. Немейером, И. Песталоцци, Я. В. Давидом, А. Б. Добровольским. Его сторонники считали, что обучение является средством развития способностей и познавательных интересов обучающихся. В основу их принципов было положено высказывание Гераклита:

Формализм что это в литературе. Смотреть фото Формализм что это в литературе. Смотреть картинку Формализм что это в литературе. Картинка про Формализм что это в литературе. Фото Формализм что это в литературе

Таким образом, если подумать, что такое формализм, формальное в педагогике, то следует в первую очередь обратить внимание на то, что в качестве главной цели обучения рассматривали положение, согласно которому сначала необходимо было воспитывать «правильность мышления учеников», то есть заниматься формальным образованием. В качестве основных предметов рассматривали математику и классические языки (греческий и латынь). Недостаток этой концепции связан с тем, что интеллект не может развиваться только благодаря использованию так называемых инструментальных предметов. Для полноценного развития и образования необходимы различные учебные дисциплины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *