Формат мероприятия в доу что это
Формат сценарного плана досугового мероприятия в ДОУ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»
ОГРН 1022402484510; ИНН/КПП 2465040747/246501001
ФОРМАТ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА ДЛЯ ДОУ
Разработал: Вудвуд Галина Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ №25
Алгоритм подготовки досугового мероприятия
1. Первый этап подготовки мероприятия включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.
Определение количества и распределение обязанностей разработчиков мероприятия
Название мероприятия. Выбор темы (тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь)
Постановка целей и задач (задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат)
Аудитория программы (проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории)
Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения (форма должна соответствовать тематике программы; форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям)
2. Второй этап подготовки программы – написание сценария.
Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д.
Содержание мероприятия в сценарии должно соответствовать цели и задачам! Сценарий должен быть оригинальным, т.е. найти «изюминку» для данной аудитории.
Сценарий – может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк: ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.
Оформление зала – это мощный инструмент создания настроения. Все, от входа и фойе до столов для фуршета и сцены, должно создавать у гостей мероприятия необходимый организаторам настрой. Оформляя помещение самостоятельно, необходимо обратить внимание на:
атрибуты (элементы, близкие по духу участникам праздника);
расстановку столов и стульев (кругом, буквой «П», точечно);
цветы, шары, указатели стрелки;
Сценарий досугового мероприятия
Оборудование и материалы:
(с наименованием каждого этапа согласно предложенной структуре).
Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:
Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.
1. В конце экспозиции происходит завязка конфликта. Завязка – первое столкновение противоборствующих сил, момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
2. Основное действие – развитие конфликта, цепь столкновений противоборствующих сил, основное содержание мероприятия.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации, примирение сторон
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.
Есть еще одна форма – эпизодная (удобна для фестиваля, праздника, конкурса):
Череда эпизодов (может быть несколько) – на примере фестиваля/конкурса это могут быть разные возрастные категории, номинации, станции, площадки и др.
Кульминационный момент – накал борьбы, оглашение имен победителей, награждение, разрешение конфликта (если имеется)
Эпилог (закрытие) – подведение итогов празднование победы, обобщение главной мысли представления (мероприятия)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Организация и проведение мероприятий в детском саду
В любом детском учреждении образовательного типа, в том числе и в детском саду, педагоги проводят с детьми различные мероприятия. При этом практически вся работа по организации и проведении праздников и повседневных мероприятий ложится на плечи педагогов.
Если педагог опытный и грамотный, то он может привлечь к этому процессу и родителей своих воспитанников, которые могут оказать посильную помощь воспитателю. Например: оформить группу или зал, украсив их воздушными шарами; при праздновании Нового года нарядить елку, развесить гирлянды, мишуру и т.д. Также родители могут помочь нарисовать тематические плакаты; распечатать индивидуальные тексты детям; напечатать грамоты; накрыть детям сладкий стол, закупив заранее продукты; принять участие в покупке подарков детям к разным праздникам; помочь провести уборку помещения (площадки), где планируется проведение мероприятия.
Я, как воспитатель с многолетним стажем, при проведении праздников никогда не даю предпочтения каким-то конкретным детям, а стараюсь вовлечь в праздничный процесс всех детей: если ребенок хорошо разговаривает и легко заучивает стихи, то ему даю текст побольше, а остальным текст поменьше. Но, по моему мнению, участвовать должны все.
Если в процесс организации праздников вовлечены все: педагоги, родители, дети, то это не только обеспечивает положительный результат мероприятия, но и сближает всех участников процесса, способствуя взаимопониманию между ними.
Формы организации досуговых мероприятий
Мороз Екатерина
Формы организации досуговых мероприятий
Название мероприятия Ответственный
«Как хорошо у нас в саду» (экскурсия по детскому саду) Воспитатели
«Добрая дорога – детям» мероприятие по ПДД Воспитатели
Воспитатели, инструктор по физической культуре
«День знаний» музыкально-спортивный досуг. Воспитатели, музыкальный руководитель
«Что лежит в мешочке?» Воспитатели
Показ сказки «Репка» Воспитатели
Физкультурное Развлечение «Поиграем с Зайкой» Воспитатели, инструктор по физической культуре
«Про рыжую Лисичку» (игровая программа) Воспитатели, музыкальный руководитель
Математический досуг: «Необычная прогулка» (геометрические фигуры) Воспитатели
Тематическое развлечение «По произведениям А. Барто», «Мои любимые игрушки» Воспитатели
Развлечение: «Мишка косолапый в гости к нам идет» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Музыкальное развлечение «Дом для зайчика» Воспитатели, музыкальный руководитель
(Готовность к Новому году) Воспитатели
Вечера подвижных игр с Петрушкой Воспитатели
Развлечение «Волшебный сундучок» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Просмотр сказки «Теремок» Воспитатели, музыкальный руководитель
«Зимние забавы со снеговиком» Воспитатели, законные представители (родители)
«Снеговик в гостях у детей» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Досуг «Что нам Катя Принесла-может
Белые пушинки, серебристые
снежинки?» Воспитатели, музыкальный руководитель
Фотоколлаж «Буду в Армии служить!» Воспитатели
Театральное развлечение: «Играем в солдатиков» Воспитатели
Развлечение «В гостях у сказки» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Акция «Птицы – наши друзья!» Воспитатели
Выставка семейных творческих работ «Весенний калейдоскоп»
Развлечение «На весенней полянке» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Музыкальный досуг «8 Марта –праздник мам» Воспитатели, музыкальный руководитель
Ярмарка детско – родительского творчества «Пасхальное чудо» Воспитатели
Выставка творческих работ «Путешествие в космос» Воспитатели
Развлечение «Котята» Воспитатели, инструктор по физической культуре
«Весенние аттракционы» (забавы) Воспитатели, музыкальный руководитель
Фотовыставка «Спасибо за победу!» Воспитатели, Законные представители (родители).
Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето красное!» Воспитатели
Развлечение «Праздник мыльных пузырей» Воспитатели, инструктор по физической культуре
Развлечение «Здравствуй, лето» (забавы) Воспитатели, музыкальный руководитель
Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
Статья на тему: «Планирование и организация воспитательных мероприятий в работе с дошкольниками»
«Планирование и организация воспитательных мероприятий в работе с дошкольниками»
Содержание:
Понятие и структура воспитательного мероприятия с детьми дошкольного возраста. Подготовка к воспитательному мероприятию. Планирование проведение воспитательного мероприятия. Дела и игры в системе воспитательной работы ДОО.
План уточняет, конкретизирует содержание программы, помогает воспитателю разработать стратегию действий по реализации программных задач.Совершенствование плана образовательного процесса обусловлено изменением, как содержания дошкольного образования, так и формы планирования.
Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективнымвоспитательным возможностям.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе дошкольной организации.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у воспитанников:
· определенную систему отношений к окружающей действительности;
· формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
· влияет на общественное мнение;
· приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
· Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели;
· Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников;
· Определение концепции включая цель, задачи;
· Планирование этапов мероприятия;
· Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия.
Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.
В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:
Как же подготовить мероприятие?
Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?
· Определить цели и задачи мероприятия;
· Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников;
· Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия;
· Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
· Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников;
· Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов.
· Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности;
· Использование простых и сложных средств;
· Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия;
· Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
· В ней должны отражаться современные воспитательные технологии;
· Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности);
· Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы;
· Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия;
· Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия;
· Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.
· Имеет важное организационно-педагогическое значение;
· Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми;
· Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.
На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и положительного психологического климата.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свою «изюминку» мероприятия.
Таблица 1. Подробное планирование (структура мероприятия)
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения
Сохранение и укрепление здоровья детей через…
Оказание психологической помощи обучающимся
Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия
Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности
Формы, методы и приемы
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)
Материал и оборудование
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.
Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.
Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.
Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.
Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок).
Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.
Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, родителями и воспитанниками ДОО. Ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в ДОО.
Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела».
· деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности;
· общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
· дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
· творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
· коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
· предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
· обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
· способствуют укреплению группы, его структуры, содействуют разнообразию отношений;
· эмоционально привлекательны для детей, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
К третьей группе форм воспитательной работы относятся «игры».
· не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников;
· имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Новые подходы в организации праздников и развлечений
«Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»
МДОУ «Детский сад № 174 г.Саратова Заводского р-на»
Панчёхина Вероника Александровна
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий (Организационный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, пункт 3.3. – Особенности традиционных праздников и мероприятий). Развитие культурно–досуговой деятельности дошкольников по интересам.
В годовом плане деятельности ДОУ (раздел: «Организация и проведение музыкальных и физкультурных праздников, развлечений», где составляется на год план проведения праздников и развлечений) и в образовательной Программе ДОУ прописаны запланированные традиционные праздники. На основании этих праздников – музыкальный руководитель составляет план мероприятий ДОУ на учебный год, который дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к мероприятиям и одновременно решать задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Многообразие форм и видов мероприятий позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между всеми участниками образовательного процесса.
Праздник в детском саду – это день, который отличается от других: оформлением всех помещений детского сада (групповой комнаты, музыкального зала, коридоров и т.д.), нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, веселыми хороводами, красочным карнавалом, задорными шутками, играми, сюрпризами, красивыми и яркими подарками.
Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:
1. Разработка и написание сценария (по возрастным особенностям дошкольников).
2. Тщательный отбор ведущего и актеров.
Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели и помощники воспитателей помогают украшать зал к праздникам музыкальному руководителю, а затем убирают после своего утренника все атрибуты.
Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь, причёска и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
3. Выбор номеров (музыкальных, танцевальных, литературных, театральных) соответстветствующего теме праздника, возрастным особенностям детей.
Современный музыкальный репертуар и оборудование.
Музыкальные занятия должны носить характер развивающего обучения, а не служить средством натаскивания детей к утренникам. Важно не выучивать песни к празднику, а научить петь; не готовить пляски, упражнения для выступления, а научить ритмично, выразительно двигаться, согласно характеру музыки.
Встает вопрос: какое количество песен, стихов, танцев необходимо использовать на празднике? Какое соотношение должно быть между ними? Жесткий регламент здесь неуместен. Главное, чтобы не было перегрузки для детей.
В план праздника целесообразно вводить не только выученный материал, но и поисковый, когда дети применяют свой накопленный музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях. Это придает ему непринужденный характер и освобождает ребят от запоминания большого количества фиксированного материала. Например, дети могут импровизировать танец Снегурочки или снежинок на Новогоднем утреннике, вальс листочков на осеннем празднике и. т. д. Важно только, чтобы педагоги проявили творчество в выборе формы проведения праздника и, в его построении.
К музыкальному репертуару можно отнести песни современных композиторов, которые пишут для детей в настоящее время. Это песни А. Ермолова, Морзовой, Тухманова и др. А также можно использовать песни детских коллективов «Волшебники двора», «Непоседы», «Барбарики», и др. Под эти песни можно поставить яркие, зрелищные танцы с использованием различных атрибутов.
4. Разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами.
Знакомство с новой песней, либо с новым музыкальным произведением, предназначенным для слушания можно сопроводить подбором репродукций картин на экране, в виде презентации.
Во время праздника, чтобы придать красочность любой песни, подготовленные репродукции, фотографии или видео ролик, можно показать всем гостям на экране. Для выпускного праздника можно подготовить фильм о детях, используя фотоматериалы с праздников, когда воспитанники ходили в младшие группы и какие они стали сейчас.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: воздушные шары, флажки, цветы.
Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
Главное требование к любому празднику — активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети! Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
5. Проведение репетиций.
Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей – детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада, накануне праздника приобретает особое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.). Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними на празднике, а потом берегут их, используют в послепраздничных играх.
Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.
В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий».
Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика.
Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
6. Изготовление костюмов и декораций.
Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
— говорить не громко (не кричать);
— ходить спокойно (не бегать);
— помнить для чего мы находимся в зале;
— смело показывать свои способности;
— заботиться друг о друге (не обижать);
— помогать друг другу (не смеяться);
— внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей.
Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.
Удачно ли он был построен утренник?
Как ведущая справилась со своей ответственной ролью:
— как вела праздник (живо, интересно);
— видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними;
— какой была речь ведущей;
— в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.).
Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.
Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.
Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей.
Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей.
В чем проявилось творческое развитие детей.
Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось.
Как реагировали они на выступления взрослых.
Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.
Требования к сценарию:
Драматургия детского праздника
построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
— экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
— завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
— развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
— кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
— развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Для качественной подготовки к празднику:
— планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни;
— проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка;
— эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок;
— план новой экспозиции на выставке для родителей.
— назначение ответственных (распределение обязанностей).
Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возрастные особенности и возможности детей.
Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению, как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.
Технология организации праздников
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Превышать ее не имеет смысла: на 12—14-й минуте малыши и на 25—30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления.
Примерный хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений :
2 стихотворения (индивидуальных).
2 танца общих или 1 танец для девочек/ мальчиков:
4 стихотворения (индивидуальных)
песни : 1 общая в начале утренника, 1-2 в середине общая + 1 ансамбль или соло (по желанию);
танцы : 1 общий + 1 для девочек + 1 для мальчиков;
6 стихотворений (индивидуальных)
Подготовительная к школе группа:
песни: 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;
танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;
В ходе организации и проведения праздника при котором взаимодействуют все образовательные области, используются современный музыкальный репертуар, яркие декорации, а так же мультимедийная уставновка, родители получают уникальную возможность проживать драгоценные минуты творческого общения с ребенком. Вместе сочинять стихи, изготавливать атрибуты для танцев или костюмы, играть роли героев, танцевать, поддерживать сына, дочь в новом для него творческом поиске.
Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него – значит праздник удался! Так пускай эти праздничные мгновения останутся в памяти каждого ребенка надолго! И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. Спасибо за внимание!
3. Н.А. Ветлугина. «Музыкальное воспитание в детском саду».
4. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
5. В.Н. Щенникова. «Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитиитворческой активности детей // Художественное творчество в детском саду».
6. Федеральные государственные образовательные стандарты ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155).
7. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
8. Г.А. Праслова. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
9. С.И. Мерзлякова. «Для кого в ДОУ праздник?», ж-л «Обруч».
10. О.П. Радынова, А.И. Катинее, М.Л. Палавандешвилли. «Музыкальное воспитание дошкольников».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.