Формат моок что это

МООС (МООК) и их ценность

Формат моок что это. Смотреть фото Формат моок что это. Смотреть картинку Формат моок что это. Картинка про Формат моок что это. Фото Формат моок что это

Наш сайт незаслуженно долго обходил вниманием такое явление в современном образовании как массовые открытые онлайн курсы. А они, между прочим, настолько быстро ворвались в нашу жизнь и стали такими популярными, что даже скептики поверили в начало революции в сфере дистанционного обучения. Поэтому, спеша исправить свой недочёт, мы начинаем публикацию серии статей, посвящённых МООК и всему, что с ними связано.

Что такое МООС?

МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). Это лишь недавно появившаяся, но уже завоевавшая признание по всему миру форма организации дистанционного обучения посредством Интернета. Сам термин появился в 2008 году, его авторство приписывают Д. Кормье и Б. Александеру.

Для пущего эффекта разберём аббревиатуру по составляющим её элементам. Это полезно не только для лучшего понимания явления, но и оценки его «революционности». Итак, «массовый». Это одна из особенностей МООК, поскольку на курс может записаться любое количество участников, другими словами, все заинтересовавшиеся. Никаких аудиторий, а, следовательно, и ограниченности мест. Суть характеристики «открытый» – в бесплатности всех материалов. Со временем появилось много МООК-платформ предлагающих платные курсы, в основном по программированию, но до уровня «бесплатных» лидеров отрасли им очень далеко. Ну а с «онлайн курсом» всё более-менее понятно. Это то же самое, что и университетский курс по какому-то предмету, но перенесённый в Интернет.

Зачем кому-то понадобилось это делать, да ещё и бесплатно? С распространением новейших коммуникационных технологий идея онлайн образования стала заботить умы всё большего количества людей (учёных, предпринимателей, студентов). МООК в этом отношении не стали пионерами области в прямом смысле. Ещё до их появления существовали многочисленные ресурсы, на которых размещались текстовые материалы лекций ведущих профессоров, а также аудио и видеофайлы. Причем не пиратские, как можно подумать. Многие свои учебные материалы Массачусетский технологический институт выложил в открытый доступ ещё до того, как появились первые МООК, в далёком 2001 году. А уже дальше, с развитием концепции, менялась и форма. Поэтому тот факт, что сегодня ведущие университеты мира тесно взаимодействуют с образовательными онлайн платформами, очень похож на формулу: «Если не можешь остановить это – возглавь это».

К тому же «бесплатность» лишь относительна. Нет-нет, для всех пользователей прохождение курса является полностью бесплатным. А вот за сертификат об окончании придётся уже заплатить. Правда, оно того стоит – в США многими учебными заведениями и работодателями они признаны официальными документами. В будущем мы, скорее всего, увидим это и в других странах. Зарабатывают собственники МООК-платформ и на продаже информации о лучших учениках, которых компании из соответствующих отраслей зачастую не прочь взять на работу. А для вузов и преподавателей это ещё и отличный способ прорекламировать себя и свои идеи. Поэтому здесь в выигрыше остаются все.

Но вернёмся к истокам развития МООК. Благотворительная инициатива МТИ была подхвачена другими университетами и в результате трансформировалась в идею массовых открытых онлайн курсов. Это в общих чертах была уже завершённая концепция – участники получали доступ не только к учебным материалам. Теперь у них была возможность бесплатно учиться почти как в университете: слушать лекции, сдавать промежуточные и итоговые тесты, общаться с однокурсниками и преподавателями на форумах, причём не только в «отложенном» варианте, но и в режиме реального времени, благодаря вебинарам и Google Hangouts. Но главное – это всё можно делать, не покидая дом, в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. Стоит ли говорить о том, как была встречена подобная инициатива общественностью? Нет, достаточно будет сослаться на авторитетную «The New York Times», которая назвала 2012 «годом МООК».

Польза МООК

Резюмируя очевидное: с появлением МООК стало не важно, сколько у вас денег и где вы находитесь физически. Теперь любой человек, имеющий хоть немного свободного времени и компьютер с доступом в Интернет, может начать учиться у лучших преподавателей Гарварда, МТИ, Стэнфорда и других ведущих образовательных центров мира. К тому же, для этого далеко не всегда нужно знать английский – есть курсы на других языках, которые оснащены ещё и субтитрами, иногда – российскими. Правда, их не так много, как хотелось бы, но это, скорее всего, дело времени.

Но главной ценностью МООК, на наш взгляд, является даже не это. А то, что с их появлением возможность обучаться тому, что вам всегда нравилось и чему всегда хотелось научиться, стала реальностью. Не далёкой и отчасти доступной, а близкой и ощутимой. Достаточно регистрации и желания. Кроме того, это ещё и отличный способ преодолеть разницу в подходах к образованию, узнать о последних тенденциях в науке от ведущих преподавателей. Для развивающихся стран это однозначно шаг вперёд.

Также разнообразие курсов даёт возможность пополнить свои знания практически в любой области: от искусствоведения до введения в робототехнику, от античной истории до основ программирования на Ruby, от писательского мастерства до квантовой физики. Перечислять можно долго, но суть сводится к тому, что подходящий курс для себя может выбрать каждый. И неважно, просто ли вы интересуетесь темой или хотите получить дополнительную подготовку в области, в которой и так неплохо разбираетесь, – курсы делятся и по сложности.

Из позитивного стоит отметить и технологичность. Массовым открытым онлайн курсам всего несколько лет, но благодаря им уже начали широко применяться нетрадиционные учебники – так называемые образовательные графические романы. Более того, как уверены некоторые исследователи – МООК сами по себе можно считать новыми учебниками.

Надеемся, что к этому моменту статьи, вы окончательно убедились в необходимости если не пройти пару курсов на популярных ресурсах, то, по меньшей мере, узнать о них детальнее. Получить соответствующую информацию и список популярных МООК-платформ можно в этой статье (СКОРО!).

Отзывы и комментарии

Может быть, завтра уже стало реальностью? И хотя пока только брезжит его рассвет, МООК – неплохой повод для оптимизма относительно наступления революции в традиционном подходе к обучению. А также способ, как для романтиков, так и для прагматиков, получить доступ к мировой сокровищнице знаний. Уже неплохо, правда?

Источник

MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура

Популярность такой формы дистанционного образования как массовые открытые онлайн-курсы (МООС) приводит к развитию рынка онлайн-образования и появлению всевозможных вариантов их использования для решения разнообразных педагогических и бизнес-задач. Авторы сделали обзор понятия и классификаций МООС, построенных на особенностях их разработки и реализации. Приводится наиболее общая структура массового открытого онлайн-курса и описание требований для их проектирования, что может стать основой качества подобного рода образовательных услуг на рынке онлайн-образования.

Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Московского городского педагогического университета.

Махотин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование».

Несмотря на то, что многие формы организации смешанного обучения являются частью неформального образования и не носят строгий институциональный характер, тем не менее такие формы как массовые открытые онлайн-курсы (далее МООК) получили большую популярность и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические концепции в своей основе.

Впервые, термин массовый открытый онлайн курс (МООК) или massive open online course (MOOC) появился у канадского преподавателя Дейва Кормьера (Dave Cormier) из Университета Острова Принца Эдварда (University of Prince Edward Island, Canada) в 2008 году. Он вел курс «Коннективизм и коннективисткое (связанное) знание» («Connectivism and Connective Knowledge»), также известный как CCK08, где использовал понятие массовый открытый онлайн курс (МООК). В данной ситуации понятие МООК было связано с тем, что на курсе официально и платно обучались 25 студентов, однако преподавателями была предоставлена возможность подключиться к курсу всем желающим на бесплатной основе. Таких обучающихся оказалось около 2200 человек [4].

На тот момент массовые открытые онлайн курсы были лишь чем-то экзотическим, так как существовал общий подход к формированию системы открытых образовательных ресурсов (open educational resources) в рамках образовательных организаций высшего образования. Наибольшую популярность и распространение массовые открытые онлайн курсы получили уже в 2012 году, когда в процесс их создания, наполнения, функционирования и развития включились крупные университеты со всего мира. Этот процесс стал систематическим и имел четкую модель финансирования и организации.

В этот период появляются и становятся довольно популярными такие платформы как Coursera (www.coursera.org), Udacity (www.udacity.com) и edX (http://www.edx.org). При этом также приобретали популярность и развивались массовые открытые онлайн курсы на базе Khan Academy (https://www.khanacademy.org/), Peer-to-Peer University (P2PU), Udemy (https://www.udemy.com/), Массачусетского технологического института (MIT) и ALISON.

Уже к 2015 году технология смешанного обучения в виде организации дистанционного обучения через массовые открытые онлайн курсы приобрела общемировую практику в области неформального образования и прочно вошла в список перспективных направлений развития образования по мнению многих экспертов, исследователей, педагогов и ученых.

Чтобы понять, что такое МООК, следует остановится на базовых принципах, которые лежат в их основе.

Эксперты Юнеско считают, что «… массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses)… открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения – коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс…

По своей форме MOOK – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой. Одной из важных характеристик MOOK является наличие у каждого студента персональной учебной среды. Количество студентов, зарегистрированных на различные MOOK, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата…» [1].

Формат моок что это. Смотреть фото Формат моок что это. Смотреть картинку Формат моок что это. Картинка про Формат моок что это. Фото Формат моок что это

Точнее определение раскрывает постер, размещенный в интернете одним из экспертов педагогом-технологом в сфере организации МООК Мэтью Плурдом (Mathieu Plourde) из Делавэрского университета (США), который приводится ниже (см. рис. 1). Он очень точно иллюстрирует все ключевые моменты, связанные с особенностями организации МООК и принципов, на основе которых происходит их проектирование. Под постером автор разместил фразу, которую можно перевести так: «Каждая буква обсуждается (договорная)» («Every letter is negotiable»). Это подтверждает тот факт, что понятие еще не сформировалось полностью и постоянно развивается, а также свидетельствует о том, что существует большое количество видов и типов массовый открытых онлайн курсов в зависимости от выбранных педагогических концепций или образовательных технологий, формирующих их содержание.

Вначале надо расшифровать само сокращение МООК (MOOC).

Первая буква «М» описывает такой параметр как массовость, имея ввиду, в первую очередь, количество обучаемых на курсе. Причем автор постера показывает, что массовость начинается с цифры 100 человек, а максимальная планка – 100 000 и более. Здесь нет однозначности, так как понятно, что при дистанционном или онлайн обучении предполагается значительный охват аудитории обучаемых, поэтому и курс рассчитывается на массового пользователя, а точнее на то, что обучаемых будет много.

Вторя буква в аббревиатуре, это «О», что значит «открытый» («open»). Автор постера делает акцент на самом понимании этого термина и показывает ключевые стороны открытости: свободная (открытая) регистрация на курс, свободный (открытый) контент, который доступен всем зарегистрированным на курс без ограничений, бесплатность как один из параметров открытости, доступный как по средствам, так и по достижению образовательных результатов. Следует сказать, что слово «открытый» в аббревиатуре играет роль реализации принципов концепции свободного программного обеспечения или открытой лицензии на него, а также реализации соответствующей бизнес-модели. Такую бизнес-модель можно назвать «Freemium» (сочетание двух слов «Free», то есть «Свободный (бесплатный)» и «Premium», то есть «улучшенный (высшего качества)»), что означает реализацию принципа распространения условно-бесплатного программного обеспечения, когда пользователь получает совершенно бесплатную версию программного продукта, но для получения больших возможностей или услуг должен будет их оплатить дополнительно. Причем расчет здесь как раз на то, что, предлагаемая бесплатно, версия продукта пользуется большой популярностью или обладает устойчивым набором стандартных функций, а дополнения лишь ее усовершенствуют или повышают степень ее функциональности.

Третья буква, также «О», которую можно расшифровать как «онлайн» («online»). Это одна из важных особенностей реализации МООК, так как раскрывает техническую специфику его организации: трансляция курса ведется через сеть Интернет, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и распространять контент в любом удобном для пользователя месте и с учетом удобного для него времени. При этом также это позволяет технически отслеживать и администрировать МООК на локальном уровне, выстраивая удобную структуру самого курса и систему управления им.

Четвертая буква, отвечающая за содержательную сторону, это буква «C», что означает «курс» («course»). Это самое главное в аббревиатуре, так как раскрывает специфику педагогической методики или концепции, применяемой авторами того или иного курса. Автор постера привел лишь самые значимые параметры, на которые следует обратить внимание при формировании собственной содержательной структуры (сценария) курса или его логического построения в рамках изучаемой тематики.

Вот лишь некоторые параметры курса, которые следует учитывать:

Также в постере автор отразил еще 2 важные особенности, которые связаны с типологией разных массовых открытых онлайн курсов, а точнее со спецификой наиболее распространенных из них. Часто при выстраивании классификации видов МООК по типу организации образовательного процесса встречаются курсы с дополнительным обозначением в своей аббревиатуре. Так можно встретить букву «c», что значит «connective», то есть коннективный или коммуникационный. Такой курс реализует концепцию коннективизма при реализации своего содержания, фактически делая акцент на учете различных форм взаимодействия и взаимосвязей в рамках процесса обучения. Это один из самых распространенных типов МООК.

Также можно встретить букву «x» перед аббревиатурой МООК, что означает «eXtended» – в данном случае масштабируемость или расширяемость курса. Эта специфика обуславливает ключевую особенность любого онлайн курса – учет аудитории и расширение за счет нее. По сути, за счет большего привлечения обучаемых и четкого построения структуры курса, он приобретает другой масштаб и даже может стать универсальным, а значит, более экономически выгодным и живучим. По этой причине такой тип курсов также довольно распространен среди других.

Если собрать все приведенные параметры и обозначения можно прийти к общему пониманию, что такое современный массовый открытый онлайн курс.

MOOК — это курс, построенный на основе современных педагогических концепций и технологий, имеющий массовый, легко масштабируемый характер, бесплатный в своей основе (но ведущий к возможной дополнительной платной функции или функциональности) и реализуемый посредством онлайн или с помощью современных сетевых информационных технологий. При этом он сам по себе становится современной технологией смешанного обучения, реализуя новые формы и методы неформального образования.

Чтобы охарактеризовать сферу применения МООК, приведем несколько подходов к самым распространенным на сегодняшний день их классификаций и типологий. Данные подходы достаточно четко раскрывают специфику того или иного курса, применяемых сегодня на практике.

Педагогическая таксономия Дональда Кларка (Donald Clark, Великобритания)

охватывает особенности непосредственно самой структуры массовых открытых онлайн курсов и решаемых ими педагогических задач. Автор выделяет восемь основных видов онлайн-курсов: трансформирующие (transferMOOCs), авторские (madeMOOCs), синхронные (synchMOOCs), асинхронные (asynchMOOCs), адаптивные (adaptiveMOOCs), групповые (groupMOOCs), коннективистские (connectivistMOOCs), мини (miniMOOCs) [5].

Согласно такой типологии, по мнению Дональда Кларка все виды не исключают друг друга, а даже наоборот, например, трансформирующий МООК может быть и синхронным, и асинхронным. Такая классификация носит дискуссионный характер.

Для примера, по мнению Дональда Кларка, коннективисткий МООК принципиально содержательно связан с тем, чтобы собирать и делиться знаниями, которые производят и транслируют участники образовательного процесса, а не видеть курс ради самого курса, состоящего из достоверных и фиксированных знаний. Коннективиские курсы (cMOOC), как правило, создают свою собственную траекторию, а не следуют линейному пути.

Инструментальная таксономия моделей МООКов Амита Чаухана (Amit Chauhan, Florida State University, USA).

Она основывается на передовых тенденциях как в области современных технологий, в том числе педагогических, так и в области системы оценки образовательных результатов при помощи реализации МООК: cMOOCs, xMOOCs, BOOCs, DOCCs, LOOC, MOORs, SPOCs, SMOCs [7].

Ученый кратко описывает назначение каждого типа МООК, причем учитывается ряд важных параметров, определяющих их инструментальное оснащение. В частности, в своем исследовании он приводит такой тип МООК как Маленький открытый онлайн курс (LOOC, «little open online course»). Специфика его в том, что помимо 15-20 студентов, оплачивающих обучение в кампусе, такой курс на платной основе могут изучать небольшое ограниченное число незарегистрированных студентов.

Также Амит Чаухан (Amit Chauhan) проанализировал несколько современных инструментов и технологий, которые повышают уровень образовательных результатов и их оценивание, получаемых при обучении посредством МООК.

Вот самые основные из них:

Все эти, выявленные Амитом Чауханом (Amit Chauhan), инструменты и технологии позволяют судить о том, что массовые открытые онлайн курсы в основном применяются в высших учебных заведениях и в основном в гуманитарной сфере знаний.

На основе анализа можно сделать вывод о том, что применяемая система оценки, процесс ее автоматизации или проведения не является завершающей частью обучения в МООК, а лишь позволяет стать важным параметром степени удовлетворенности обучаемого от изучаемого курса, а также показателем качества самого курса.

Источник

Онлайн-образование. История, текущее положение дел. MOOC-платформы

MOOC – massive open online courses (массовые открытые онлайн-курсы). По своей сути, это адаптация академического материала к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования программного обеспечения, MOOC платформы добавляют интерактивность в онлайн обучение. Теперь у пользователя есть возможность просматривать лекции, писать проверочные работы, общаться с одногруппниками и преподавателями, не выходя из дома. Сам термин “ MOOC ” появился в 2008 году. В то время это была чисто академическая тема, о которой знали немногие. А на рубеже 2011-2012 годов случился прорыв, когда сразу начали появляться многочисленные проекты в данном формате. Все пошло, как считается, из Стэнфордского университета, где задумали курс по искусственному интеллекту, и на него записалось около 160 тыс. человек. И после этого МООКи стали стремительно развиваться.

Давайте попробуем копнуть глубже и разобраться во всех плюсах и минусах онлайн-образования. Взглянем на современную модель классического высшего образования. После окончания школы, перед 17-18 летним абитуриентом встаёт выбор, который зачастую определяет его профессиональное будущее. Не самый простой выбор для человека, который только что окончил школу и не имеет за спиной совершенно никакого опыта. Проведя минимальный анализ высших учебных заведений нашей страны, а в большинстве случаев просто ткнув пальцем в небо, мы выбираем ВУЗ, в котором проведём ближайшие 4-6 лет. Так себе перспектива… Если ещё учесть тот факт, что учебные планы там меняются раз в 10 лет, и всё обучение проходит по стандартной схеме: семестр сидишь, слушаешь лекции, а во время сессии зубришь сутками и сдаёшь экзамены. Ничего особо не меняется уже много-много лет. Кто-то скажет, что ничего менять и не надо,наша система образования всегда была самой сильной! Но мир меняется, рынок трудоустройства вместе с ним и необходимо адаптироваться под этот процесс.

МООК платформы вряд ли вытеснят классическую систему образования, но они могут стать хорошим помощником в решении многих проблем:

Время.

Как уже упоминалось ранее, классическое обучение длится долго: от 4 до 6 лет. Программа формируется вузом, курсы продолжительны по времени, мы получаем стандартный диплом. В MOOC все по-другому: короткие курсы, которые пользователь выбирает сам.

Цена.

В большинстве своём, высшее профессиональное образование в мире платное, и суммы в этой сфере немаленькие. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» оценило в 2014 году вузы с самой высокой стоимостью платного образования: “Средняя стоимость обучения составила от 213 тыс. до 344,5 тыс. рублей. Впереди — Высшая школа экономики, МГИМО, МГУ (более 300 тыс.). Затем МИРБИС, университет «Горный», ВАВТ Минэкономразвития, РЭУ им. Плеханова, МГЮА и РАНХиГС (от 213,5 тыс. до 286,7 тыс.).”

По стоимости образования, Россия ещё считается бюджетным вариантом. МООКи, в свою очередь, предлагают суммы в несколько десятков раз меньше.

Ведение статистики

В отличие от оффлайн-образования, у онлайн-образования есть значительный плюс: его можно измерить. MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов. Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем, мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн-образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет.

Рынок труда беспрерывно меняется

Разные вузы.

На мой взгляд, плюсы на лицо, но ложка дёгтя всё же присутствует. Народ пока не доверяет сертификатам онлайн-курсов. Необходимо выдвигать онлайн-образование на государственный уровень, чтобы решить эту проблему. Помимо психологического фактора, есть и другие. Онлайн обмануть легче, чем оффлайн. Нельзя быть до конца уверенным, что именно этот человек прошёл все курсы и прошёл их честно, без списываний. Контролировать сложно, но и с этими проблемами стараются бороться. Некоторые системы пытаются учитывать манеру набора текста на клавиатуре – это считается индивидуальной характеристикой пользователя, практически как почерк. Суть в том, что направление МООКов ещё очень молодо, и недоработок пока много, но специалисты уверены, что если активно развивать эту отрасль, мы получим отличные результаты. Если у вас возникло желание опробовать онлайн-образование, то вы можете начать с одного из 3-ёх гигантов индустрии:

Формат моок что это. Смотреть фото Формат моок что это. Смотреть картинку Формат моок что это. Картинка про Формат моок что это. Фото Формат моок что это

Самая крупная платформа по числу курсов (543) и зарегистрированных студентов (5 591 000). Имеет дело только с топовыми вузами США и мира. В России действует, в том числе через «Цифровой Октябрь». Активно использует технологию взаимного оценивания однокурсниками (peer-assessment system). Суть технологии заключается в том, что после окончательной отправки финальной работы, скажем, эссе, студенту предлагается, по конкретному алгоритму, анонимно оценить несколько работ своих товарищей, а также свою собственную работу. Финальный балл определяется как средняя величина от всех оценок.

Формат моок что это. Смотреть фото Формат моок что это. Смотреть картинку Формат моок что это. Картинка про Формат моок что это. Фото Формат моок что это

Быстрорастущий двойник Coursera. Сохраняет прошедшие курсы доступными в виде архивов и не упирает на систему взаимного оценивания одногруппниками. ЕdX поощряет развитие локальных образовательных платформ, держа свое программное обеспечение в свободном доступе.

Формат моок что это. Смотреть фото Формат моок что это. Смотреть картинку Формат моок что это. Картинка про Формат моок что это. Фото Формат моок что это

Также на сайте https://www.class-central.com/ можно найти единое онлайн-расписание для большинства МООков (не только 3-ёх вышеперечисленных) и анонсы новых курсов.

Мысли в слух

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *