Формативная работа что это

Сущностная характеристика формативного оценивания

Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.

Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.

Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества [7].

Как известно, задача оценки сама по себе достаточно сложна. Её влияние на процесс обучения зависит от нескольких причин:

· Задача оценки (формативная или суммативная)

· Тип целей оценки (когнитивная, аффективная, поведенческая, влияния)

· Уровень оценки (реакция, усвоение, поведение, влияние на организацию)

· Вид целей обучения (декларативное знание, процедуральное обучение, поведенческое)

· Тип учебного мероприятия (в учебном классе, технологичное, смешанное)

· Размер и тип групп участников (индивидуально, малая группа, большая группа)

Целью оценивания является:

· Определение сложности обучения (например, тестирование с целью определения пробелов в знаниях обучающихся).

· Обратная связь, свидетельствует о достижениях учащихся (может варьироваться от неформальной до официальной в виде официальных письменных отчетов для родителей, дирекции и т.д.).

· Мотивация. Становится для обучающихся стимулом для изучения материала.

· Прогнозирование и отбор. Система ЕНТ для продолжения обучения на более высоком уровне.

· Стандартизация после соответствующего контроля (присуждение квалификационной категории). Или другим примером можно считать проведение международного тестирования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Результаты тестирования позволяют расставить страны по уровню. На уровне педагогических работников это аттестация.

· Контроль содержания образовательной программы и стиля преподавания (проводится вышестоящими организациями) [8].

Необходимость совершенствования процесса оценивания как важной составляющей процесса обучения обусловлена следующими обстоятельствами.

Baldwin и Ford приводят факты: американское правительство тратит до 100 миллиардов долларов на обучение и развитие, и при этом «не более 10 процентов этих затрат реально трансформируются в последующую работу» [9].

Приведем примеры наиболее часто используемых методик оценки. Например, появившиеся в США в 50-х и 60-х годах, представленная в работах Gagne and Briggs [10], Goldstein [11] и Mager [12]. Оценка по данной системе обычно появляется на завершающей стадии и ее целью является определение способов улучшения процесса (формативная оценка) или определение эффективности процесса (суммативная оценка) [13]. А, например, Tennyson предлагает включить оценку непосредственно в процесс обучения [14]. В нашей школе этой оценке, которая у нас называется текущей, уделяется большое внимание. Она и является мерилом эффективности учебного процесса, превращаясь в конце периода обучения в среднеарифметическую.

Сегодня также часто используют систему критериального оценивания, которая вошла в нашу практику с распространением системы Международного бакалавриата. Грамотно составленные рубрикаторы и дескрипторы позволяют:

· Оценивать только работу обучающегося, не сравнивая его с другими.

· Выполненная работа сравнивается с заранее известным обучающемуся образцом (эталоном) правильно выполненной работы.

· Устраняет субъективность со стороны проверяющего [15].

Как отмечается в уровневых программах (третий (базовый), оценивание в классе не является только техническим приемом. Учителя оценивают посредством выставления оценок в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия [16].

Данная Программа рассматривает идеи, разработанные в современных исследованиях, а так же стратегии преподавания и обучения, в основу которых заложены данные идеи.

Для учителей и детей важно знать цели, которых они пытаются достичь, что требует понимания критериев успешности достижения этих целей. В этой связи, оправдано рассмотрение в Программе сущности критериального оценивания [5].

Согласно Концепции, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [6].

Выделяют два вида оценивания: формативное и суммативное. Рассмотрим, что они из себя представляют.

Концепция «Оценивание для обучения» получила свою известность в 1999 году после опубликования брошюры под одноименным названием, автором которой выступила Группы Реформы Оценивания (Assessment Reform Group) из числа академиков Великобритании, работающих совместно с 1989 года, с целью подготовки доказательств материалов для информирования учителей и разработчиков методик.

Работа данной группы опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма, которые отметили, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:

— эффективной обратной связи от учителя к ученикам;

— активного включения учеников в процесс собственного учения;

— учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;

— понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;

— способности учеников к самооцениванию [17].

Подход Оценивание для Обучения находится в центре внимания решения проблемы совершенствования процессов преподавания и учения.

Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое называют еще оцениванием для обучения.

Для Блэк и Уильяма и многих других экспертов в этой области, формативное оценивание не инструмент или случай, но набор методов с общей чертой: все они ведут к какому-либо действию, улучшающего обучение.

Формативное оценивание
Формальные и неформальные процессы учителей и учащихся используются для сбора доказательства в целях улучшения обучения

Рисунок 1. Формативное оценивание

В классе мы оцениваем формально через задания, тесты, контрольные опросы, работы, проекты и обзоры; или неформально посредством опроса и диалога, наблюдения, и анекдотические записи лекций. В любом из этих случаев мы можем или не можем быть заняты формативным оцениванием: определяющий фактор не тип оценивания, который мы используем, а скорее, как мы и наши ученики используем информацию.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

· используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);

· применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя [19].

В то же время следует отметить, что формативное оценивание не новое явление в образовании. Текущее оценивание выполняло часть функции формативного оценивания, но данное оценивание превращалось зачастую в самоцель и реализовывалось на уровне лишь фиксации знания-незнания, умения-неумения и так называемой накопляемости отметок в журнале.

Таким образом, под формативным (текущим) оцениванием понимается определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения [6].

Формативное оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.

Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Если представить, что дети – цветы, то суммативное оценивание растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Формативное оценивание – эквивалентно уходу за растением и его поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Процесс формативного оценивания представляет собой циклическую структуру, иллюстрирующую то, что оценивание выступает как непрерывный процесс, интегрированный с методикой преподавания и учения нацеленных на устранение пробелов в знаниях у учащихся. Когда устраняется один пробел открывается другой по ходу продвижения на следующую стадию обучения, и формативное оценивание призвано снова и снова устранять подобные пробелы в обучении [20].

Рассмотрим структуру процесса формативного оценивания подробно.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 1176 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

«У учеников выросла мотивация»: что такое формативное оценивание и как оно работает

Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что это

Иллюстративное фото: pexels.com

Одним из главных новшеств для казахстанских школьников в текущем учебном году стало введение формативного оценивания. Отныне учитель ежедневно выставляет баллы за работу учащегося на уроке, с учетом этих баллов в конце четверти будет выводиться итоговая оценка. Подробнее о том, что представляет из себя формативное оценивание и как оно влияет на успеваемость учащихся, читайте в материале NUR.KZ.

Напомним, что привычной нам ежедневной 5-балльной системы оценивания в школах страны нет с 2016 года, когда в рамках обновленного содержания образования была внедрена система критериального оценивания. С тех пор, домашняя работа учащихся, подготовка ими рефератов, презентаций, активное участие при обсуждении темы урока, а также комментарии, представленные учителем, при подведении итогов оценки за квартал не учитывались. Многие эксперты тогда критиковали нововведение за то что, из-за этого у школьников снижалась мотивация к учебе, ведь в расчет принимались только оценки за СОР и СОЧ.

Пандемия расставила все на свои места: анализ итогов 4-й четверти показал, что при дистанционном обучении проведение суммативного оценивания не дает объективной картины. Потому было принято решение о введении дополнительного, формативного, оценивания.

Педагоги ощутили результаты нововведения сразу же. Многие из них отмечают, что у детей стало больше заинтересованности к учебе.

Учитель начальных классов специализированного лицея №82 «Дарын» города Нур-Султан Акмарал Уракова отмечает, что с новой системой оценивания дети стали более активными, а родители – более вовлеченными в учебный процесс.

Из чего складывается итоговая оценка

Таким образом, система электронного журнала на основании заложенной формулы автоматически выводит итоговую оценку за четверть и за полугодие.

Есть ли разница в формативном оценивании при штатном и дистанционном обучении

В штатном режиме балл может выставлятся и за устную работу, и за письменную работу, и за домашнее задание. К тому же, в штатном режиме учитель может непосредственно проверить работу учеников, и занести оценку в журнал.

При дистанционном режиме учащийся может показать выполненные учебные задания как в синхронном формате (онлайн), так и в асинхронном (выслав фото работы через электронную почту или мессенджер). Учитель оценивает результаты по таким критериям, как качество выполненных письменных и устных заданий, а также активность ученика.

Обратная связь от учителя

Если раньше учитель при оценивании классной и домашней работ обучающегося давал только комментарий, то теперь эти комментарии будут отражены в баллах. Балл за формативное оценивание выставляется в электронный журнал. Для более расширенной обратной связи учитель использует рубрики в виде комментариев, которую предоставляет через электронный дневник ученика.

Отмечается, что новшество никак не отразится на нагрузке учителей.

Что даст формативное оценивание

Что говорят эксперты?

В рамках проекта «Модернизация среднего образования» проводится независимая оценка учебной программы обновленного содержания. Респонденты-эксперты считают, что учителя все еще испытывают серьезные затруднения, реализуя формативное оценивание в школьной практике.

По их мнению, основными причинами являются отсутствие у педагогов достаточных знаний, опыта, а в ряде случаев и мотивации, отсутствие мотивации к высоким учебным достижениям у обучающихся и их родителей, а также высокая наполняемость классов. Кроме того, учителя не всегда предоставляют обратную связь или предоставляют ее формально.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что это

Первушкина Галина Васильевна

Учитель начальных классов, высшая категория.

Средняя школа имени Абая,

Жаркаинский район, Акмолинская область.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников». М.Барбер

На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Считаю, что одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

Что же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения

изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того,

формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс

и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный

процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного прогресса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика.

Для меня формативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения-н это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Первым шагом в применении формативного оценивания для меня стало целеполагание, так как убедилась, что конкретная цель – это путь к успеху.

Для того, чтобы цели урока стали целями учащихся, необходимо совместно сформулировать критерии успеха.

— используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);

— применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Планировать использование техник формативного оценивания необходимо в тех случаях, когда:

— изучен некоторый объем нового материала;

— необходимо сделать промежуточный вывод;

— некоторые ученики перестали реагировать на указания по выполнению задания.

Хочу предложить коллегам для использования на своих уроках

наиболее эффективные техники формативного оценивания в начальных классах

И зучени е нового материала

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся

показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками

сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.

Зеленый цвет : «Я могу. У меня все получилось»

Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».

Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».

Учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол

каждой группы кладутся карточки с вопросами: Что нового вы се-

годя узнали? Какая информация была наиболее интересной?

Что было трудным? Что мешало работе и почему? Каждый из

учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги

пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от

каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

Закрепление, тренировка, отработка умений

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные

Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что этозадания, положительные эмоции и т.д.

Листы бумаги вывешиваются по

Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что этопериметру класса. Все ученики встают,

Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что это Формативная работа что это. Смотреть фото Формативная работа что это. Смотреть картинку Формативная работа что это. Картинка про Формативная работа что это. Фото Формативная работа что этоходят, смотрят, читают.

Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или стикере девять идей в отношении определенного вопроса.

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.

«Две звезды и желание»

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

Во время редактирования сочинения на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу.

Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая

рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника,

проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знание конкретной

информации, определенного материала. На выполнение мини- теста отводится не более 5 минут времени урока. Ученики сдают учителю

листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

Тестовые вопросы, составленные учениками

Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося

за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную

обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный

материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Обязательный элемент оценивания обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.

Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

Учащиеся должны закончить предложение, например,

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

( как в устной, так и письменной форме)

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения.

красный – работа прошла интересно, помогла решить проблемы урока;

зеленый – совместная работа помогла нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга;

желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы обсуждали вместе. Каждый из присутствующих располагает карточки на доске или листе рядом с теми заданиями, которые были выполнены за урок. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов

— ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;

— создает условия для активного участия учащихся в процессе собственного познания;

— дает возможность учащимся анализировать собственную работу;

— требует активного участия и способствует повышению мотивации учащихся;

— формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;

— стимулирует учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания;

Опираясь на результаты формативного оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка работы в группе, активность на уроке) легче применить суммативное оценивание.

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому стараюсь вводить новые техники по мере их освоения. Не могу утверждать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов, но считаю прогрессом то, что в глазах моих учеников я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Разве это не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.

1. Форматвиное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров.– Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.

Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.

Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Начальная школа Казахстана».

Пишет вам учитель начальных классов средней школы имени Абая

Первушкина Галина Васильевна.

С уважением и пожеланием творческих успехов в работе всем, кто читает и создаёт наш

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *