Формирующее оценивание что это такое по фгос

Формирующее оценивание как одно из требований ФГОС

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Это и повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.

В настоящее время существуют противоречия между практикой оценивания и требованиями ФГОС :

процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;

предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;

развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ученика только во время урока;

Можем ли мы оценить всех одинаково?

Есть Два пути: оценка каждого учащегося с эталоном или критериями оценивания (внешнее оценивание) и оценка индивидуальных достижений каждого учащегося( внутреннее или формирующее оценивание)

Формирующее оценивание formativ

Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения

Итоговое оценивание summativ

Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период

Различия между двумя видами оценивания

определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения

констатация факта обученности учащихся

Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося

по итогам прохождения определенного блока

Разработана совместно с учащимися

используется общепринятая государственная шкала оценивания.

самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей

внешними органами согласно тем или иным нормативным документам.

ВЫВОД:

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Система формирующего оценивания :

Настроена на оценку индивидуального прогресса;

Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях ;

Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);

Доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей ;

Показывает динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

С чего начать?

Определение цели и планируемых результатов обучения

Разработка совместных учитель – учащиеся критериев

Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата

Оценочная деятельность по инструментарию

Создание обратной связи при рефлексии. Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока и бывает двух видов: устная и письменная.

Приемы формирующего оценивания:

1. Прием «Недельный отчет »

Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в месяц, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.

Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность

2. Прием «Составление тестов»

Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль последних в процессе обучения.

Ученик сможет: Повысить качество выполнения задания.

Учитель может : Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

3 . Прием «Двойная рефлексия»

Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.

Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока.

Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.

4. Прием «Карта Понятий»

Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний

Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Ученику: Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы.

При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.

ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Использование приема «Карта понятий».

Формирующее оценивание что это такое по фгос. Смотреть фото Формирующее оценивание что это такое по фгос. Смотреть картинку Формирующее оценивание что это такое по фгос. Картинка про Формирующее оценивание что это такое по фгос. Фото Формирующее оценивание что это такое по фгос

Варианты «Карт понятий»:

Учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.

2. Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.

3. Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины.

Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.

5. Направленный выбор при составлении карт.

Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагает разделиться на группы

Раздает каждой группе задания и инструкции для составления карт понятий

Изучают инструкцию и новый материал

Изучение нового материала

Наблюдает за выполнением задания

Составляют карту понятий

Определение связи между понятиями

Обобщение, систематизация знаний

Предлагает учащимся задать вопросы, дополнить, обсудить

Дополнение и обсуждение услышанного

Предлагает разработать критерии для оценивания

Критерии оценки адекватны, понятны, известны всем

Самооценка и взаимооценка

Разработка критериев

1. Определить с учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Записать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедиться, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. Расположить критерии по степени важности.

6. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

7. В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

Итак, подведем итоги.

• Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения.

• От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом

• Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание

• Формативное оценивание и преподавание неразделимы

Учитель просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю ____и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю __ (большой палец руки направлен в сторону

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы.

ВЫВОД

Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.

Список литературы:

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

Формирующее оценивание– обучение для будущего: типы оценивания. –

Технологии и методики формирующего оценивания,

Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М:Педагогическое общество России, 2007

Амонашвили Ш.А. воспитательная и образовательная функция оценки учения. М, 1984

Источник

Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Шалинская СОШ № 45»

Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС

Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. (То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года).

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. (Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные).

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. (То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися).

Различают 2 способа оценивания:

— Формирующее оценивание formativ

Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения

— Итоговое оценивание summativ

Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период

Используется преимущественно, чтобы подвести итог учения.

Смотрит на прошлые достижения…

Добавляет контрольные процедуры и тесты к текущей работе

Включает только выставление оценок…

Отделено от преподавания…

Проводится в момент, когда надо подвести итог и зафиксировать достижения…

Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировать теми преобразованиями, которые уже происходят в начальной школе и они всем известны.

В начальной школе в системе оценивания используются:

преимущественно внутренняя оценка, которая выставляется педагогом, школой;

субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;

оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;

интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

самоанализ и самооценка обучающихся.

Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке. В их число входят:

работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);

— индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

— результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Представленные выше требования к оцениванию применимы как в начальной, так и в основной школе. На указанных основаниях разумно строить всю систему оценивания в школе.

В образовательных стандартах поставлена цель развития оценочной самостоятельности.

Перед педагогами стоит вопрос – как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы?

Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание.

(Ме́йнстри́м ( англ. mainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени.)

Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. После того, как эта связь была осознана, Ф.О. оказалось в фокусе внимания образовательных политиков.

К примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.

Таким образом, альтернативой «натаскиванию на тесты» может стать формирующее оценивание.

В нашей стране впервые данной проблемой занялись представители Центра международного сотрудничества по развитию образования ( CICED ) и руководитель данного проекта – заместитель директора
Центра методики и оценки качества обучения ГУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук Пинская Марина Александровна.

Что значит «оценивать»

« Assessment » происходит от латинского глагола ‘ assidere ’ – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.

Про Ф.О. можно говорить много, но остановлюсь на некоторых моментах.

Это современная международная образовательная стратегия.

Внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (стандартизированному, суммирующему).

Формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся.

Это скорее не балльная, а словесная, описательная система (William Boyle).

Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.

По сути, Ф.О. направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

Ф.О. происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения». Именно так его называет и М.А. Пинская.

Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.

Оценивание – это обратная связь. Оно дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать обратную связь ученикам.

Оценивание направляет учение: выполнив задания, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс, и в каком направлении им нужно двигаться дальше.

Ф.О. является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Это подтверждается целым рядом зарубежных исследований, экспериментов, в которых участвовали учащиеся всех школьных возрастов.

Например, в исследованиях было выявлено, какое влияние оказывает применение Ф.О. на достижения детей с проблемами в обучении. Полученные данные убедительно показывают, что значительный прогресс в результатах учащихся достигается только в том случае, когда обратная связь от учителя к ученикам и от учеников к учителю осуществляется систематически, а не время от времени как это бывает часто. Ф.О. усиливает прогресс учащихся с проблемами в обучении даже больше, чем обычных учеников.

Для современной отечественной школы в ситуации введения новых требований к результатам образования, которые поддерживаются и ФГОС, и строгим контролем ЕГЭ и ОГЭ и других проверочных процедур такие эффекты крайне важны.

Принципы использования Ф.О.

Чем Ф.О. отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?

Рассмотрим важные для этого различения принципы.

Центрировано на ученике

Оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и коррекции учебной работы ученика. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать процесс учения.

Оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем – либо помимо собственного класса.

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Учитель находится в постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности и должен ответить на ключевые вопросы:

— Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?

— Как я могу выяснить научились ли они?

— Как я могу помочь им лучше организовать свою учебную деятельность?

Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершает свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой – то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оно должно стать «дорожной картой», которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей. Учитель действует так:

— переводит учебные цели в измеряемые результаты

— определяет необходимый уровень достижений

— отбирает учебное содержание и техники оценивания

— организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые результаты

Оценивание должно соответствовать особенностям и нуждам учителя, учеников и изучаемого предмета. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.

Оценивание запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учитель опять запускает механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную работу, происходящую в классе.

7. Опирается на качественное преподавание

Ф.О. опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Постоянное внимание к оценочному процессу и точное соблюдение правил, конечно, требуют от учителя усилий и занимают его время. Обнадёживает то, что систематическое участие в творческом поиске, без которого невозможно Ф.О. – это мощный источник мотивации, роста и обновления для преподавательского состава.

Существует множество оценочных техник Ф.О.

Среди них можно выделить:

Техники, обеспечивающие обратную связь для учителей и учеников (составление тестовых вопросов, недельный отчет, саммари в одном предложении, карты понятий, оценка экзамена учениками, мини-обзор, цепочка заметок и др.)

Рефлексивные оценочные техники (опросники, оценочные рубрики, рефлексия, саморефлексия и др.).

Я работаю в 5 классе, который не учится по ФГОС, но я попробовала с детьми использовать некоторые оценочные техники.

Опросник самодиагностики как инструмент Ф.О.

Использование опросников самодиагностики позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению.

Преимущество этой формы опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. Для того, чтобы получить при опросе качественные данные,

ученикам должна быть гарантирована анонимность. То есть при анализе результатов исключена какая-либо идентификация отвечавших.

Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста.

При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:

— «Этого не было – лампочка не горит»;

— «Это было иногда – лампочка горит»;

— «Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».

Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Как правило, этого можно ожидать от учеников, достигших подросткового возраста, то есть в середине основной школы. Ну а решение, справятся ученики с такой задачей или нет, остаётся за учителем.

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Оценивание на уровне школы как инструмент управления достижениями учащихся

«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу. …

И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет».

А.А.Каспржак (кандидат наук, ст. научный сотрудник ВШЭ)

Из того, как описано Ф.О. понятно, что при его введении надо учитывать ряд условий:

Самое главное – использование различных инструментов Ф.О. требует изменения характера учебного процесса и появления новых педагогических подходов. Эффективное учение возможно только тогда, когда ученик активно вовлечён в учебный процесс.

Это условие относится к использованию результатов оценивания. Чтобы действительно оценивание было Формирующим, его результаты должны использоваться для корректировки учения и преподавания. Они обязательно должны «передаваться» в руки ученика и использоваться для планирования.

Введение Ф.О. неизбежно связано с изменением того, как учитель понимает свою роль в отношениях с учениками и как он действует в классе, с изменением своего личного педагогического стиля. Надо так же понимать, что жёсткий внешний контроль и отчётность не способствуют развитию новой оценочной практики.

И ещё одна идея Ф.О. – обратная связь, то есть это тот механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.

Этот пункт самый важный. Если информация не используется для преодоления разрыва, это не обратная связь, и здесь невозможно Ф.О.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *