Формула любви это что
Споры, любовные безумства и преферанс: как создавался фильм «Формула любви»
В 1984 году на экраны вышел фильм Марка Захарова «Формула любви» и сразу стал одной из самых популярных отечественных картин. До сих пор она смотрится на одном дыхании, кажется, что и снимали ее весело и легко. На самом деле режиссеру пришлось сомневаться, уговаривать, ругаться и спорить с актерами. Тем не менее, многое из того, что придумали члены съемочной группы, сейчас украшает фильм. О том, вопреки каким проблемам создавалась «Формула любви», в материале EG.RU.
Захаров не хотел снимать дочь
Марк Захаров долго не верил в талант собственной дочери. А ведь многим казалось: ну, раз отец знаменитый режиссер, проблем у Саши с ролями не будет.
Все получилось наоборот. Захаров всегда строго критиковал работу дочери и долгое время не доверял ей главных ролей. Прежде чем принять ее в труппу «Ленкома», Захаров потребовал, чтобы по поводу Александры решение принимал худсовет. И еще много лет держал дочь в массовке, приглядываясь к ее работе.
Абдулов и «Уно моменто» прорвались с боем
Автор сценария Григорий Горин взял за основу повесть «Граф Калиостро» Алексея Толстого. Впрочем, он так основательно переработал и дополнил текст, что сейчас в фильме чувствуются лишь отголоски Толстого. Повесть была написана в жанре сатиры — достаточно едкой и даже мрачной. У Горина получился веселый «плутовской роман».
Александр Абдулов, прочитав сценарий, стал тоже проситься в фильм, хотя там не было для него никакой роли. Тогда Горин добавил Жакоба, одного из слуг Калиостро, так в «Формуле любви» появился Абдулов. Некоторые эпизоды актер придумал сам — например, момент, когда он снимает лохматый парик и обещает вернуться к Фимке «совсем другим».
Однако цензоры потребовали перевода. Тогда Гладков состряпал следующее: «Прекрасная женщина, море, верить, петь, подари мне мгновение, самое прекрасное». Абдулов же в кадре и вовсе выдал полную ахинею про «бедного рыбака», где в конце «все умерли». Пел в фильме, кстати, не Фарада — у него не было ни слуха, ни голоса. Его партию исполнял Гладков.
Грузина Мгалоблишвили озвучивал армянин Джиграханян
Задумывая свой фильм, Захаров уже видел, кого из актеров он в него возьмет. Но здесь неожиданно возникли препятствия. Нодар Мгалоблишвили — граф Калиостро — будучи грузином, очень плохо говорил на русском языке.
Захарову приходилось буквально бегать за ним, он даже посетил специально для этой цели театральную гримерку артиста, который приезжал на гастроли в столицу. Нодар упорно отказывался, опасаясь, что его плохое произношение испортит весь фильм. Пришлось Захарову пообещать, что грузина озвучит другой актер — он выбрал низкий завораживающий тембр Армена Джигарханяна.
Елена Валюшкина в роли Марии. Кадр из фильма
Нежную и трепетную Марию — главную героиню, спутницу Калиостро — должна была играть, по замыслу режиссера, Елена Валюшкина, которая к тому моменту окончила Щепкинское училище. Однако строптивая девушка, уже изведавшая вкус славы (ее снимал Юрий Чулюкин в фильмах «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым»), не собиралась нарушать своих планов — она хотела в отпуск. И ее тоже пришлось уговаривать. В итоге роль в картине Марка Захарова надолго стала визитной карточкой Валюшкиной.
Актеры труппы бегали за Еленой Аминовой
Впрочем, Аминова не приняла ухаживаний кавалеров — она нашла своего избранника уже после окончания работы над фильмом.
Граф Калиостро сломал ногу
Выглянув в окно гостиничного номера на втором этаже, «горячий грузинский парень» Нодар Мгалоблишвили заметил проходящую по улице красивую девушку.
Пельтцер и Броневой расписывали пулечку
Заядлые преферансисты — Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой — приняли в свою компанию звукооператора Юрия Рабиновича и каждую ночь играли в карты.
Режиссер и все окружающие поражались бодрости и энергичности 80-летней Пельтцер — несмотря на бессонные ночи и тугой корсет (он был необходим, потому что перед началом съемок актриса сломала ребро), она работала наравне со всеми, поймав кураж.
Захарову раздевали зря, а «Уно моменто» подверглась цензуре: как снимали «Формулу любви»
Знаменитый фильм Марка Захарова «Формула любви» почти наверняка войдет в перечень самых любимых картин у любого бывшего жителя СССР. Ироничный, меланхолический и невероятно смешной – он уже давно разлетелся на афоризмы и цитаты. Ну кто в России не знает, что за большой и чистой любовью нужно непременно приходить с кузнецом, а когда доктор сыт, больному легче? Только вот о трудностях создания этого кинематографического шедевра помнят далеко не все. Сегодня мы вспоминаем, как снимали «Формулу любви» и почему Захарову пришлось вырезать из своего фильма немало сцен.
«Формула любви» могла бы быть настоящим триллером
В основу сценария фильма легла новелла Алексея Толстого «Граф Калиостро», однако была серьезна переработана самим Захаровым и его постоянным сценаристом Григорием Гориным. Толстой, изначально давший своему произведению загадочное название «Лунная сырость», без всякого сожаления обличал тягу российского дворянства к оккультизму и мистицизму. Калиостро у него – злодей и аферист, пользующийся наивностью и маниловщиной провинциальных аристократов. В общем, используй Захаров оригинал, мы бы вполне могли увидеть то ли триллер, то ли настоящий ужастик. Однако Горин хорошо поработал с оригиналом, оставив фабулу и основных персонажей, но добавив юмора, легкости и превратив довольно мрачный текст в нечто вроде плутовского романа. Новый граф Калиостро – романтик с принципами, который в итоге все же совершает благородный поступок.
Сценарий этот настолько понравился Александру Абдулову, что тот непременно захотел получить роль в фильме Захарова, хотя первоначально роли для него там не было. Поддавшись на уговоры, Горин написал роль Жакоба специально для Абдулова и не прогадал – именно на нём выстраивалось огромное количество гэгов в «Формуле любви». Абдулов много импровизировал, развлекал коллег на съемках и многое из его подшучиваний в итоге вошло в фильм – например, сцена со снятием парика. А еще вместе с Семеном Фарадой они придумали главный шлягер картины – бессмысленный набор слов на итальянском «Уно моменто», который их персонажи интерпретировали в фильме как грустную историю о рыбаке, где все умерли.
Мгалоблишвили сломал ногу, а Пельтцер продувала в карты Броневому
Актеров Марк Захаров привык привлекать в собственные фильмы без проб, уже на этапе написания сценария зная, кого хочет видеть в той или иной роли. Однако именно эта привычка создала много проблем при работе над «Формулой любви».
Желание заполучить на главную роль грузинского актера Нодара Мгалоблишвили привело режиссера в его гримерку во МХАТе, где тот играл в постановке «Отелло». Однако Захарова ждал отказ – Мгалоблишвили плохо знал русский язык, и его пугала перспектива сниматься в полностью русскоязычном фильме. Однако после долгих уговоров и обещания переозвучить актера в финальной версии картины грузин все же смягчился и принял предложение – в итоге его персонаж говорил голосом Армена Джигарханяна.
Только вот предчувствие недоброго Мгалоблишвили в итоге не подвело – во время съемок «Формулы любви» он сломал ногу, высунувшись из окна ради общения с очаровательной прохожей. Поэтому нижнюю часть графа Калиостро во многих сценах играет композитор фильма Геннадий Гладков.
Совсем другая история сложилась с дочерью Марка Захарова – Александрой Захаровой. Именитый отец долгое время отказывался признавать наличие у молодой актрисы таланта, даже в Ленкоме оставляя родную дочь играть в массовке. Сомнения были у режиссера и теперь, но в итоге работой Александры в «Формуле любви» строгий отец остался доволен. В ее исполнении многие фразы из фильма также стали крылатыми: «Ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а? – Чего-чего. Зрение слабое. – Бе-е-едненький. »
А вот уговаривать Татьяну Пельтцер сыграть роль тетушки Федосьи Ивановны Захарову не пришлось вовсе. С актрисой у них давно сложились прекрасные рабочие взаимоотношения, поэтому вопрос, кто своей добротой и житейской мудростью будет противостоять темным аферам Калиостро – даже не возникал. Пельтцер тогда было уже 80, она ходила в корсете из-за сломанного ребра, но все равно излучала неподражаемый оптимизм. С Леонидом Броневым и звукооператором Юрием Рабиновичем они целыми ночами за кофе и сигареткой «рубились» в преферанс, где пожилая актриса все время продувала, но увлечение свое не оставляла. Правда, из-за ночных посиделок Броневой на съемках все время был не выспавшийся, а оттого – не в духе. Но его герою, провинциальному доктору, такая меланхоличность только шла на пользу.
Эротика в кадре и за кадром
Азартные увлечения пожилых актеров кажутся весьма невинными, если вспомнить, что творилось на съемочной площадке при выключенных камерах. Организатором кутежа для более молодой части актерского состава почти всегда выступал Александр Абдулов – к примеру, он мог посреди ночи перебудить всех, чтобы отправиться на рыбалку.
Рабочие посиделки устраивать было крайне легко, ведь вся группа изначально проживала в одном общежитии в подмосковном городке Барыбино, где и проходили съемки. Однако вскоре актриса Елена Аминова, которая в «Формуле любви» исполнила роль ассистентки графа Калиостро, решила перебраться в деревню неподалеку. Ее приютила пожилая чета, а вскоре им пришлось обустраивать койко-места для двух поклонников красавицы Аминовой – Фарады и Абдулова. Те так старались обратить на себя внимание актрисы, что в одну ночь осыпали всю ее кровать цветами, которые обрезали в саду у местных. А Семен Фарада даже как-то пригласил очаровательную коллегу прокатиться с ним на машине – и пусть оба актера вспоминают это как невинную прогулку, такие знаки внимания заставили супругу Фарады, Марину Полицеймако, устроить ему серьезный разговор. Ко всеобщему спокойствию вскоре после завершения работы над «Формулой любви» Аминова вышла замуж, оставив обоих своих поклонников не у дел.
Не меньше досталось и Александре Захаровой – по задумке отца с ней и Абдуловым отсняли эротическую сцену в стоге сена. А вот Аминова на уговоры не поддалась, согласившись лишь на появление в нижнем белье.
Однако все старания съемочной группы были тщетны – Госкино зацензурило большую часть материала, целиком вырезав оголенные сцены с Захаровой и существенно сократив момент с Валюшкиной. Строгой проверке подверглась и песня «Уно моменто», которую сценаристам пришлось перевести для проверяющей комиссии. «Перевод», который Захаров представил в Госкино, был таким:
Прекрасная женщина, море,
Подари мне мгновение
Но цензоров это успокоило, и «Формула любви» вышла именно такой, какой знаем ее мы с вами.
ТЕСТ: Проверьте, насколько хорошо вы помните фильм «Три плюс два»?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните творчество Татьяны Пельтцер?
10 интересных фактов о Нине Руслановой
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма автомобиль!
Журнал
5 интересных фактов о фильме «Формула любви»
Первоисточником для сценария стало первое сочинение Алексея Толстого под названием «Лунная сырость», которое позже автор переименовал в «Граф Калиостро». Это было мрачное произведение, высмеивающее увлечение высшего света всевозможной эзотерикой и оккультизмом. Главным действующим лицом была реальная легендарная личность — итальянский мистик и авантюрист Алессандро Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, промышлявший изготовлением «лекарственных снадобий», сеансами «магнетизма», распространением о себе всевозможных слухов, а также подделкой документов и драгоценных камней.
Драматург Григорий Горин и режиссёр Марк Захаров от первоисточника оставили только главную сюжетную линию, превратив серьёзную повесть в ироничную комедию.
www.wikipedia.org
Марк Захаров сразу знал, кого хочет снять в новом фильме. К Нодару Мгалоблишвили он сам приехал в театр — грузинский актёр был в Москве на гастролях — отдал сценарий со словами: «Вот ваша роль, до завтра надо прочитать». Неожиданно Мгалоблишвили от роли отказался, мотивируя плохим знанием русского языка. Однако, у режиссёра уже было решение этой проблемы: Мгалоблишвили в фильме дублирует Армен Джигарханян.
«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров
Ещё один отказ Марк Захаров услышал от выпускницы Щепкинского училища Елены Валюшкиной. Она совершенно не была готова отказываться от запланированного отпуска ради съёмок, но ассистенту режиссёра удалось уговорить Валюшкину не разбрасываться такими предложениями, как главная роль у Марка Захарова.
«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров
«Неаполитанская песня», она же «Уно моменто» была придумана композитором Геннадием Гладковым. К готовой мелодии нужен был текст, который намекал бы на Италию. Композитор попросил знакомую студентку с факультета иностранных языков записать несколько рифмующихся итальянских слов и положил их на музыку. Он же исполнил песню вместе с Александром Абдуловым. Пели они примерно следующее:
Море. Красивая девушка.
Какая красивая песня!
Знай, что я тебя люблю, всегда люблю.
Девушка. Красивое море.
Верить, петь.
Дай мне момент,
Который мне нравится больше всего.
Одино, одино, одино, один момент.
Одина, одина, одина, одно чувство.
Одино, одино, одино, один комплимент.
И проклятье, проклятье, проклятье…
Гладков так же снялся в эпизодической роли слуги, которая даже не была указана в титрах — его герой произносит фразу: «С кого ж такую лепили?»
«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров
В середине съёмок Нодар Мгалоблишвили неожиданно сломал ногу. Он жил в гостинице «Мосфильма» и периодически развлекал себя исполнением вокальных номеров, особенно по выходным, когда съёмок не было, а московская съёмочная группа разъезжалась по домам. Однажды его пение привлекло внимание прогуливающейся под окнами женщины. Мгалоблишвили, стремясь поразить воображение незнакомки, сел на подоконник и в порыве упал со второго этажа. Когда съёмочная группа приехала после выходных, то обнаружили актёра с загипсованной ногой. С этого момента роль ног Калиостро «играли» ноги композитора Геннадия Гладкова.
«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров
Статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, стала заслуженной актрисой. Скульптура девушки впервые снялась в фильме «Бег», после её можно было увидеть перед Бубликовым в «Служебном романе», в бане в комедии «Старый Новый год», в гостинице в фильме «Вечерний лабиринт» и в приемной Вассы Железновой в фильме «Васса». Сейчас Галатея уже не снимается — из реквизиторской «Мосфильма» она вернулась во двор московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле, где и стояла до начала актёрской карьеры.
Формула любви это что
На протяжении столетий поэты, писатели и философы искали ответ на извечный вопрос: «Что такое любовь?» Каждому поколению казалось, что оно приближается к разгадке прекрасной тайны, но. Ответ на вопрос по-прежнему не найден. Современные ученые предлагают свое объяснение самого романтического чувства на свете.
Что такое любовь?
Любовь — это состояние, которое невозможно описать словами.
Действительно, слова в этом случае совершенно бессильны. Что мы можем сказать о любви? Что это самое сильное романтическое чувство, которое только может возникнуть между мужчиной и женщиной. Что оно не подчиняется никаким законам. Что во имя любви создавались великие произведения искусств и одерживались исторические победы, делались гениальные изобретения и совершались кровавые преступления и т. д. и т. п. Но все эти постулаты, хотя и истинны, не дают представления о том, что же такое любовь. Впрочем, может быть давать ей определение совершенно излишне, как писал И. С. Тургенев, любовь — это любовь, а долгие и легкомысленные разговоры о ней ничего не прибавляют к раскрытию этой величайшей человеческой тайны, лишь отравляя саму любовь.
Любовь зла.
Поговорку «Любовь зла, полюбишь и козла» знает каждый. Нередко бывает, что один человек просто не может жить без другого, хотя прекрасно осознает все его недостатки. Но в том-то и дело, что любовь неподвластна рассудку. Сравнительно недавно было установлено, что каждый человек окружен биоэнергетическим полем аурой. Экстрасенсы утверждают, что у всех людей аура разного цвета. Цвет биоэнергетического поля зависит от энергетических, психических и физических особенностей конкретного человека. Чем больше общего в аурах двух людей, тем сильнее их влечение друг к другу. А известная «любовь с первого взгляда» рождается при абсолютной совместимости аур.
Рождение любви
Сексолог М. Вислоцкая пишет, что «рождение любви — таинственный момент, когда ни один из влюбленных не может сказать, за что и почему полюбил именно эту женщину или этого мужчину. Любим за то, что ты есть!»
Но тогда остается без ответа главный вопрос: почему мы избираем именно этого человека? Чем мы руководствуемся, делая выбор?
Попробуем разобраться.
Наши далекие предки не могли да и не слишком хотели узнавать, что именно вызывает у них симпатию или отвращение к конкретному человеку. Их реакция была чисто интуитивной и диктовалась подсознанием. Но отголоски подобного поведения встречаются и сейчас. Например, мы нередко говорим, что кто-то нам неприятен, а спроси: «Чем вызвано такое отношение?» — услышим молчание. Между тем ответ кроется в нашем подсознании.
Еще сравнительно недавно считалось, что всем и вся в организме командует центральная нервная система, то есть кора головного мозга. На самом деле не меньшую роль играет и подкорка. Ведь именно в ней накапливается жизненный опыт, который не только во многом влияет на мозговые процессы, но и воздействует на наше поведение. Возможно, кому-то эти рассуждения покажутся неуместными, когда речь идет о такой «тонкой материи», как любовь. Но без этого нельзя понять биохимические процессы, лежащие в ее основе.
По мнению ряда ученых, «романтическая любовь» зародилась примерно 200—300 тысяч лет назад с появлением homo sapiens — человека разумного. Вполне можно предположить, что своим возникновением она обязана мозгу. Решающую роль здесь сыграла его способность прогнозировать будущее. Ведь в условиях естественного отбора самым ценным качеством партнера была его способность к продолжению рода, а не красивые глаза и доброе сердце. Если союз оказывался жизнеспособным и от него появлялось на свет здоровое потомство, то мозг начинал поощрять себя соответствующими биологически активными веществами. Этот постоянно повторяющийся процесс и стал биохимическим фундаментом любовного чувства.
Химия любви
Ученые уже давно сделали сенсационное заявление и раскрыли тайну любви. В ее основе лежат. химические процессы. Вы поражены? Не верите? Но факт остается фактом. «У истоков любви лежат биохимические процессы. Расшифрованная «формула любви» означает на практике, что непреодолимая тяга одного человека к другому возникает в результате выделения организмом определенных химических веществ. Причем различная по силе реакция объясняется тем, что у кого-то биологически активных веществ больше, у кого-то меньше», — уверяет академик РАМН В. А. Таболин.
Виновниками любви являются особые химические вещества, вырабатываемые мозгом, — амфетамины. Они оказывают стимулирующее воздействие на нервную систему, а следовательно, активизируют жизненные процессы. Румянец на щеках, учащенное дыхание, чувство величайшего блаженства, эйфория — старые знакомые любого пылко влюбленного человека. С точки зрения биохимии это не что иное, как наркотическое опьянение, вызванное действием амфетаминов на нервные центры в коре головного мозга. Их переизбыток обеспечивает «безумную любовь»: хмель настолько стоек и силен, что нарушает нормальное функционирование мозга.
Впрочем, одними амфетаминами «любовная лихорадка» не исчерпывается. Мозг вырабатывает и другое вещество, которое имеет прямое отношение к любви — окситоцин. Оно повышает чувствительность нервных окончаний и стимулирует мышечные сокращения. Согласно последней гипотезе, именно выделение окситоцина возбуждает мужчин и женщин, заставляет их целоваться и ласкать друг друга, а также усиливает наслаждение от интимных контактов. Естественно, что, чем больше выделяется окситоцина, тем сильнее взаимное физическое влечение людей.
Однако «ничто не вечно под луной». Матушка природа и тут поступила предусмотрительно. Человеческий организм постепенно привыкает к амфетаминам, для поддержания любви их требуется все больше и больше. Через два-три года мозг уже не в состоянии выделять их в достаточном количестве. Отсюда неизбежный результат — любовь начинает угасать.
По свидетельству американского журнала «Тайм», современная статистика разводов подтверждает этот критический рубеж: большинство супружеских пар разводится на четвертом году совместной жизни. Жизнестойкость брачному союзу обеспечивают дети: если у пары рождается ребенок, то вполне можно прогнозировать, что семья просуществует как минимум еще четыре года. Соответственно вновь усиливается подпитка амфетаминами.
В то же время любовное чувство не угасает после первых лет совместной жизни. Но это, как установили ученые, зависит уже от другой разновидности биологически активных веществ. Хотя амфетаминов становится меньше, постоянное присутствие партнера приводит к тому, что мозг начинает вырабатывать эндорфины. По своему составу это вещество сходно с морфием, оно оказывает успокаивающее действие. Эндорфин вызывает у супругов чувство умиротворенности, спокойствия и безопасности. Естественно, что потеря любимого человека заставляет сильно страдать «вторую половину». Муки напоминают мучительную реакцию наркомана, лишенного привычного зелья. Что ж, это объяснимо, ведь человек действительно перестает получать свою ежедневную дозу эндорфина.
Факсимиле любви
Если выводы ученых относительно химической основы любви верны, то встает вопрос: как же теперь люди выбирают друг друга? Раньше, как уже говорилось, решающее значение имела прогностическая оценка соответствия партнера задаче продолжения рода. Но в наше время этот фактор уже не играет роли. Значит, в действие вступает нечто другое? Некоторые ученые считают, что это «другое» не что иное, как подсознание. Психологи утверждают, что в каждом человеке заложено своеобразное «факсимиле любви». Оно похоже на постоянно обновляемый архив, куда еще в детстве люди заносят все, что показалось им привлекательным или неприятным при общении с людьми. Любопытно, что информация откладывается туда не в абстрактной форме, а в виде голографических образов, которые в совокупности и образуют «факсимиле любви».
Вьющиеся светлые волосы или карие глаза, ласка матери или прогулка с отцом, военная форма или белая шапочка доброго врача соседствуют там с руганью пьяного соседа или подзатыльниками ворчливой родительницы. К подростковому возрасту архив уже окончательно сформирован.
Конечно, невозможно найти такого человека, который бы соответствовал всем требованиям подсознательного идеала. Однако достаточно определенного набора характеристик, чтобы мозг получил сигнал из подсознания и начал вырабатывать амфетамины. Следующий кандидат в партнеры может обладать другим набором характеристик. Но в каждом случае, чем больше сходство с «факсимиле любви», тем вероятнее, что мозг начнет «химичить», а значит, человек влюбится. По свидетельству статистики, мужчины склонны влюбляться чаще, чем женщины. У прекрасной половины человечества это чувство развивается медленнее — им требуется больше времени для оценки. Выбирая мужчину, женщина, порой даже не осознанно, в первую очередь думает о том, насколько хорошим отцом он будет ее детям.
Выходит, что ничего сверхъестественного и волшебного в любви нет, в ее основе лежит голая химия. Но, как пишет американский журнал «Тайм», еще неизвестно, захотят ли люди смириться с такой прозой жизни. Вы влюблены, потому что биологически предрасположены к этому. Кого из влюбленных устроит такое объяснение? Конечно, для романтического человечества любовь навсегда останется чем-то гораздо большим, нежели просто суммой химических веществ и неосознанных рефлексов. В глубине души каждый человек надеется, что любовь никогда не откроет своих тайн, и извечный спор о ее природе будет продолжаться.