Форсайт что это в образовании

Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?

Оксана Шичко

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Скука — пожалуй, наиболее подходящее слово, чтобы описать традиционный педсовет. Пока директор вещает о планах и достижениях школы, а завучи рассказывают, какие обязанности ждут педагога в этом учебном году, учителя потихоньку, чтобы никто не заметил, заполняют журналы и проверяют тетради. Мы расскажем, как сделать из этого мероприятия полезный тренинг и зарядить коллектив энергией.

Форсайт-сессия

«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:

В московской школе № 1368 провели педсовет в форсайт-формате. Учителя разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. Весь процесс участники изображали на плакатах, а потом защищали свои тезисы. Например, одна из групп определила цель школы — принять участие в WorldSkills. Они показали, что на текущий момент в учебном заведении есть дефицит кандидатов, и расписали стратегию усиленной подготовки к чемпионату.

В итоге все участники педсовета не только смогли сформулировать общие задачи школы, но и составили свой личную дорожную карту на учебный год.

«Колесо баланса»

Этот коучинговый метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер, а директор «Школы будущего» в Калининградской области Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета.

Каждой школьной лаборатории, то есть профессиональному объединению учителей (математика, русский язык, иностранные языки, естественные науки) раздают ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. В первоначальном варианте Майера их было восемь, но количество можно изменять — администрация школы сама решает, сколько будет секторов и как их обозначить. Это могут быть олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа, исследования. Каждая лаборатория отмечает уровень их текущей работы в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра. Потом эти отметки соединяют одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы и показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает».

Одно из «Колес баланса» в «Школе будущего»

На следующем этапе учителя отмечают на графике желаемые результаты в каждом секторе и прописывают способы, которые помогут этих результатов достичь. После представляют свое «колесо» коллегам, рассказывают о планах и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий говорит, что такие графики стимулируют учителей подтянуть «хвосты», а обсуждение инструментов с коллегами помогает «словить» больше инсайтов:

«Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».

Такой инструмент помогает учителям наглядно увидеть результаты своей работы, отметить слабые стороны и найти способы превратить их в сильные.

Метод Киплинга

В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.

Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.

Представим, что для школы закуплен принтер, который рисует на стенах, и его нужно использовать. Администрация никогда раньше не сталкивалась с такой чудо-машинкой и не знает, с чего начать. На помощь придет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит проблемную задачу и по очереди задает все шесть вопросов. Каждый участник отвечает вслух, а ответы и идеи записываются. Например:

Что будет нарисовано на стенах? Что даст эта информация? Что еще мы можем сделать?

Где будут расположены рисунки? Где брать идеи? Где закупать краски?

Почему?

Почему это важно школьникам? Почему именно такой рисунок?

Кто ответственный за проект? Кто создаст макет? Кто найдет референсы?

Когда?

Когда начнем? Когда закончим? Когда будет закончен каждый этап подготовки?

Как эффективно донести информацию? Как понять, что правильно выбрали рисунок? Какие темы нужны?

Это только малая часть вопросов. Такой метод позволяет довести до ума любой проект и учесть все его недостатки.

Лаборатория инноваций

Московская школа № 2065 уже давно отказалась от традиционных педсоветов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последний педагогический форум они провели в необычном формате. Первая часть — теоретическая, на которой обсудили текущие задачи и цели. А вот вторая часть — практическая: несколько групп учителей, организовали мастер-классы для своих коллег, на которых показывали, как использовать 3D-ручки на уроках, как на занятиях могут пригодится 3D-очки, а еще осваивали новые программы для планшетов. Благодаря обмену опытом, другие педагоги смогут разнообразить свои уроки и повысить интерес детей к учебе.

В рамках третьей части педсовета учителя побывали в мобильном планетарии и посмотрели модель одного из уроков. Техники, которые они увидели, позволят провести такое же занятие в планетарии для своего класса.

Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065

Выборы

Кто-то предложит заменить булочки в столовой на правильное питание, у кого-то главной идеей станут активные перемены, а кто-то предложит сделать пятницу выходным днем. Среди нелепых предложений попадаются настоящие алмазы — то, что действительно улучшит работу школы. Шуточная, на первый взгляд, форма проведения позволяет взглянуть на школьную жизнь под другим углом и проанализировать слабые места в управлении.

Перевёртыш

Спорим, что этот формат педсовета станет любимым у всех педагогов? Ведь в этот раз всю подготовку возьмут на себя ученики: участники школьного правления или просто старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли — директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками, чтобы фиксировать интересные моменты обсуждения.

Эта методика поможет посмотреть на процесс обучения глазами детей. Узнать, что их волнует, какие проблемы для них приоритетнее. Чтобы юные управленцы не устроили балаган, следует объяснить, что это не игра, а способ администрации школы правильно услышать и понять потребности детей. Потом учителям и администрации предстоит проанализировать выступление «коллег» и поработать над выводами.

Сразу и полностью отказываться от традиционного формата не стоит. Попробуйте понемногу внедрять инновационные инструменты и смотреть за реакцией учителей. Например, «Выборы» или «Перевертыш» станут хорошим зачином, чтобы «раскачать» коллектив. А вот метод Киплинга пригодится в конце мероприятия, когда идеи уже иссякли. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени — им потребуется посвятить целый педсовет или вводить постепенно, в качестве эксперимента.

Источник

Форсайт что это в образовании

Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Зачем нужен форсайт в образовании?

Форсайт что это в образовании. Смотреть фото Форсайт что это в образовании. Смотреть картинку Форсайт что это в образовании. Картинка про Форсайт что это в образовании. Фото Форсайт что это в образовании Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени. Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.

Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа.

Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они: 1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую; 2) о ни делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются и рисуется общая карта.

2. Ведущий: п редварительно проектирует процесс, с обирает информацию и анализирует требования, д ержит участников в «рамках будущего», и нструктирует модераторов и участников

3. Модератор: в едет процесс, у правляет коммуникацией, у правляет содержанием

4. Команда поддержки.

Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).

Виды реализации форсайтов:

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:

1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; совместное употребление витаминки, кусочка сахара или простой воды; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.

2. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам. 3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения.

Метод «Линия Времени» (с тратегия творчества Уолта Диснея)

1. Возьмите ручку и бумагу. Начертите на листе отрезок. Левый конец отрезка сегодняшнее число, правый конец – дата достижения цели (нужно поставить конкретную дату).

2. Представьте, что вы уже находитесь в точке, когда цель достигнута. Ощутите всем телом, что на календаре уже то самое число и у вас все получилось на отлично. Опишите, что вы видите. Тезисно записывайте свои мысли рядом с правым концом отрезка. Что вы видите? Что вас окружает? Что за люди рядом с вами? Что вам говорят? Что вы себе говорите? Как вы себя чувствуете, когда цель достигнута. Опишите как можно больше деталей.

3. Теперь вам необходимо выйти в состояние диссоциации, т.е. посмотреть на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними? Самыми большими мазками. Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка… Отметьте эти этапы на линии времени черточками и также поставьте для них даты.
Если этапы не придумываются, можете просто поделить свою линию пополам и поставить число, соответствующее половине пути.

4. Снова ассоциация. Но на этот раз ассоциируемся с одним из выбранных этапов. Представьте, что половина пути пройдена (или построен фундамент дома). Посмотрите вокруг, что вы видите? Что уже сделано? На что важно обратить внимание на этом этапе? Что важно сделать в первую очередь. Свои мысли также фиксируйте тезисно.

5. Дальше продолжаем чередовать ассоциацию и диссоциацию: погружаемся и визуализируем каждый этап, а потом выходим из картинки и смотрим на свой план целиком. Постепенно начнут вырисовываться приоритеты и важные дела, про которые вы забыли или они пока не приходили вам в голову, но от которых зависит успех всего мероприятия.

Начинать путь ассоциация/диссоциация по этапам можно как от текущей даты, так и от конечной точки – как вам удобнее. Закончив свое путешествие по линии времени, вернитесь в сегодняшний момент (левый конец отрезка) и выберите, что станет вашим самым первым шагом прямо сегодня. Этот путь – не предсказания оракула, это один из возможных вариантов развития событий, который помогает вам сориентироваться и сделать нужные шаги в настоящий момент. Вам никто не мешает менять свой план и свою линию времени, если это сделает достижение конечной цели более быстрым и простым.

Нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и взаимодействия участников форсайта).

Источник

Форсайт «ОБРАЗОВАНИЕ-2030» как технология

Приблизительно в тот же период появился форсайт «Образование 2030», которому посвящена данная статья.

Форсайт «Образование 2030» разрабатывался группой «Метавер — образование будущего», а в дальнейшем его продвижением стала заниматься автономная некоммерческая организация Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) созданная в 2011 году, на работу в которую, на должность директора направления «Молодые профессионалы» пришел Дмитрий Песков, бывший руководитель группы Метавер.

Слово “Форсайт” в переводе с английского означает “взгляд в будущее”.

История термина «форсайт»:

«Определенные приемы Технологического Форсайта (Technology Foresight) использовались в США в области оборонных исследований и перспектив безопасности в 1950-х гг.»

«Технология прогнозирования впервые увидела свет в конце 50-х годов в оборонном секторе США, а так же в работах консалтинговых компаний, таких как корпорация RAND. Последняя стала разработчиком ряда принципиальных инструментов технологического прогнозирования. Масштабное применение методов прогнозирования проводилось в 60-х в военно морском флоте и военно воздушных силах США.»

— Методический материал по технологии проведения форсайтов

UNIDO, UNIDO TECHNOLOGY FORESIGHT MANUAL Вена, 2005г, ч. 1 Организация и методы стр.10

В Европейском Союзе была принята в марте 2000 г. так называемая Лиссабонская стратегия, в которой в «благожелательной» форме высказано предложение всем странам ЕС шире использовать этот инновационный инструмент.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: Российские кружки детского технического творчества от Минобороны США

Весьма примечательна история создания форсайта «Детство 2030», а особенно сроки, в которые данная работа была произведена.

Далее мы будем цитировать выдержки с сайта группы Метавер, все страницы которого в настоящий момент удалены (по непонятным причинам), но сохранились в архиве интернета web.archive.org

«Стратегическая форсайт-сессия в области образования «Образование 2030″ прошла 17-19 октября 2010 года в пансионате «Бекасово-СПА» в рамках EduCamp 2010.»

«В традиционных «больших» форсайтах участвуют тысячи экспертов, а их разработка занимает несколько лет. Метавер создал собственную разновидность форсайтов – методику Rapid Foresight (RF), позволяющую получать сопоставимые по точности прогнозы за гораздо более короткий срок и без многомиллионного бюджета.

В качестве примера – фрагмент результатов форсайта «Образование 2030″, проведенного нами на баркемпе Educamp 2010. » https://web.archive.org/web/20150220100805/http://metaver.net/2011/rfmethod/

Лихо не правда ли? Не нужны ни многомиллионный бюджет, ни объемные продолжительные исследования. Три дня и все готово. И уже министр образования Дмитрий Ливанов берет под козырек и торопится претворять в жизнь тезисы данного форсайта, разработанного за три дня в пансионате.

Не выглядит ли это несколько странно для проекта затрагивающего такую базовую, ключевую и стратегически важную область, как судьба российского образования?

Такая феноменальная скорость может иметь только одно объяснение. Это может стать возможным только в случае если все начальные тезисы и выводы форсайта были готовы заранее.

То есть вся программа реформирования российского образования уже подготовлена за рубежом и директивным методом предоставлена для внедрения в России. А все эти форсайт сессии с якобы российскими экспертами проводимые ранее группой Метавер, а сейчас Агентством Стратегических Инициатив являются ничем иным, как имитацией работы российского экспертного сообщества. То есть это метод легализации и «отмывания» данного проекта имеющего зарубежное происхождение, с целью придать ему статус «разработанного в недрах российского экспертного сообщества».

Обращает на себя комментарий к статье о концепции форсайта на сайте эспертного сообщества e-xecutive.ru, в котором эксперт Валерий Овсий пишет:

«При моем (признаюсь, поверхностном ) изучении техник появилось убеждение в том, что модератор/ведущий обладает неограниченными возможностями «самостоятельно» ВЫБРАТЬ будущее из предложенного путем совсем несложных манипуляций. И это дает возможность «организаторам» Форсайта фактически ОФОРМИТЬ свое видение как «научный » прогноз.»

В пользу этого говорит и тот факт, что тезисы форсайта «Образование 2030» существенно не меняются за прошедшие с момента его предъявления годы.

Судя по опубликованным видеозаписям мероприятий проводимых АСИ ведется бурная деятельность с большим количеством участников, эксперты и лекторы высказывают различные мнения, в том числе и весьма скептические по отношению к монетаристским, трансгуманистическим и глобалистским штампам выводов форсайта, но в дорожную карту форсайта они не попадают.

Почему? Почему же рьяные борцы с «окостенением» и «ржавением» российского образования сами закостенели в своих монетаристских шаблонах?

Не оттого ли, что эти штампы имеют зарубежное происхождение и команда менять их не поступала?

Интересные сведения об иностранных кураторах форсайта «Образование 2030» можно получить из открытой лекции Дмитрия Пескова директора направления «Молодые профессионалы» АСИ.

Далее цитируем по источнику:

Цитата из видеозаписи лекции, Дмитрий Песков:

Дмитрий Песков: «Готовится глобальная сессия, и в течение 2014 г. три глобальные сессии форсайта образования будут проведены в США».

Комментарий Дениса Еврезова: На момент написания статьи одно из ключевых событий уже состоялось. 25 февраля 2014 г. в США группа Д. Пескова встречалась с руководством образовательного проекта «Университет для миллиарда» в Массачусетском технологическом университете.

Выше мы разбирали, что Д. Песков со своей экспертной группой считает, что в США создан радикально новый технологический уклад. Потому что, по его оценкам, в США преодолели барьер увеличения эффективности в различных отраслях в 10 и более раз. Поэтому форсайтеры образования России считают, что они имеют право переключиться на участие в форсайте американского образования.

Дмитрий Песков: «В глобальной сессии форсайта образования в 2014 г. участвует топ пяти мировых университетов и крупных корпораций. Будет собран пул топа мировых стартапов в области образования, тех, у которых есть достаточная большая капитализация и намерения о захвате образовательных рынков».

Комментарий Дениса Еврезова: «Вызывает удивление быстрая подмена вопросов реформирования образования в России на вопросы участия группы Д. Пескова в биржевом захвате образовательных рынков.»

Дмитрий Песков: «Будем привлекать российские университеты, чтобы “взять” мировую рамку. Для этого готов ряд продуктов: доклад на английском языке “О будущем глобального образования”, карта образования, специальный сайт, и сессии, которые мы проведем».

Итак, выясняется, что выводы форсайта тщательно «верифицируются» зарубежными экспертами, так чтобы ничего лишнего в выводы форсайта не попало, за исключением того, что туда было изначально заложено. Классический пример американской демократии.

Такое же заключение можно сделать ознакомившись с методикой форсайтов, проводимых Агентством Стратегических Инициатив:

«Правила построения форсайта

Получается, что тренды фактически предопределяют результат форсайта.

Попробуем выяснить откуда же берутся тренды.

«В качестве примера – фрагмент результатов форсайта «Образование 2030″, проведенного нами на баркемпе Educamp 2010. Полная «картина» рождалась на пересечении проекций пяти призм: глобальных трендов, школьного, вузовского и поствузовского образования, NBIC (нано-био-инфо-когнитивных технологий). Приведем основные тренды и события в образовании через одну из них – призму NBIC.»

То есть авторы форсайта наложили глобальные тренды (название говорит само за себя) и NBIC (ключевое понятие современного трансгуманизма) на российское образование и получили то, что хотели получить.

Например следующий глобальный тренд на карте форсайта «Образование 2030″:

«Think gLobaLLy, act Locally

Обучение глобальным ценностям: занятия детей разных стран по надпредметным навыкам: толерантность, развитие межкультурных компетенций, внимания к вопросам глобального развития с раннего возраста.»

Зарубежное происхождение этого «тренда» достаточно очевидно. Уже который год на российское общество оказывается систематическое давление по навязыванию этой самой толерантности. Все это входит в так называемые «западные ценности».

А из подобных «трендов» и состоит форсайт «Образование 2030».

Или вы допускаете, что простые представители российского бизнес сообщества, покатавшись на форсайт теплоходе, разродились вдруг безумной фашистской идеей вроде:

Индивидуальные рекомендации по стилю обучения и направлению деятельности в зависимости от генотипа учащегося.» (Цитата из дорожной карты форсайта Образование 2030)»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *