Форсайт технологии в образовании что это
Образовательный Форсайт – одна из форм организации самостоятельной работы обучающихся
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образовательный Форсайт – одна из форм организации самостоятельной работы обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Салехард Чернецкая И.Г.
Форсайт отличается «вовлечением в процесс создания будущего тех, кто в нём наиболее заинтересован», «комплексным моделированием основных факторов и сил, которые на это будущее влияют». Что должен понять, осознать выпускник? Увидел новые, интересные перспективы для выстраивания своего дальнейшего образования. Понял, от чего зависит планирование моего будущего образования, что важно учитывать. Определился с собственной версией индивидуального плана будущего образования. Понял ЧЕМУ буду учиться и ГДЕ буду учиться, определил контуры собственной траектории образования. Нашёл ответ на вопрос «КЕМ БЫТЬ?». Определился со своей будущеё профессией. Понял, что раньше делал совсем не то и стремился не туда! Понял где и как нужно учиться, чтобы добиться успеха в меняющемся мире.
Открытая лаборатория «Образовательный форсайт +20» – это: Комплекс образовательных событий для организации открытой образовательной среды с целью формирования молодежных сообществ, способных к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам мышления и действия. Знакомство с форсайтами, прогнозами, проблемами и перспективами развития современной науки и наукоемких технологий и их влияния на социально-экономические изменения и изменения в культуре и образовании. Сценирование версий образов будущего в условиях командного взаимодействия, привлечения экспертного сообщества (ученые, технологи, культурологи, представители инновационного бизнеса, власти, образования). Построение образовательных сценариев для формирования контуров индивидуальных образовательных траекторий и обоснованных личных профессиональных перспектив.
«МИР ТЕХНОЛОГИЙ + 20» РАБОТА В ПОТОКАХ Экспресс-задание командам: для наиболее эффективного сбора информации по материалам лекций ученых – выработать способ работы команды на лекциях, распределить роли (по схеме «образовательного форсайта») и вопросы для «улавливания» информации и др. ЛЕКЦИИ УЧЕНЫХ «ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ МИР В БЛИЖАЙШИЕ 20 ЛЕТ: Биотехнологии. Генетика. Энергетика. Робототехника. Информационные технологии». РАБОТА В КОМАНДАХ по теме «Технологический прорыв +20: позитивные последствия для общества». «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ПОТОКЕ по теме «Прорывные технологии +20: «ЗА» и «ПРОТИВ». Возможные позитивные и негативные последствия для общества» (экспертная карта №1) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ «Технологии и Будущее +20: ЗА и ПРОТИВ» (экспертная карта №2)
БАЗОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЛЮБОГО ФОРСАЙТ-МЕТОДА ВКЛЮЧАЕТ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация); • будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т.д.); • планирование (стратегический анализ, определение приоритетов); • нетворкинг (инструменты направленные на создание диалога и соучастия участников форсайта). БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРСАЙТА: • будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать; • будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров; • есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.
«ФОРСАЙТ — ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ ЛЮДЕЙ ПО ПОВОДУ СВОЕГО БУДУЩЕГО. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЛИЯНИЕ У ЛЮДЕЙ НА ЭТО БУДУЩЕЕ — ТЕМ БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ СЛУЧАЕТСЯ ФОРСАЙТ. В СИТУАЦИИ, КОГДА БОРЯТСЯ МНОГО РАЗНЫХ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВ БУДУЩЕГО, ВАЖНЫ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗА НИМИ СТОЯТ. В СИТУАЦИИ, КОГДА КОНКУРИРУЮЩИХ ОБРАЗОВ БУДУЩЕГО НЕМНОГО, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ, ВЫ СПОСОБНЫ ВХОДИТЬ В БУДУЩЕЕ И ЕГО ФОРМИРОВАТЬ НЕ ЗА СЧЁТ ВАШИХ КАПИТАЛОВ, ВЛАСТИ, СИЛЫ, СВЯЗЕЙ, А ЗА СЧЁТ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ». ДМИТРИЙ ПЕСКОВ ДИРЕКТОР НАПРАВЛЕНИЯ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» АСИ ФОРСАЙТ (ОТ АНГЛ. FORESIGHT — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ПРЕДВИДЕНИЕ) — ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМАТ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ УЧАСТНИКАМ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО ПОВОДУ ОБРАЗА БУДУЩЕГО, А ТАКЖЕ, ОПРЕДЕЛИВ ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО, ДОГОВОРИТЬСЯ О ДЕЙСТВИЯХ В ЕГО КОНТЕКСТЕ. «У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ СВОЙ КУСОЧЕК ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, НЕКИЙ СВОЙ ПИКСЕЛЬ, ПОЭТОМУ ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫЛОЖИТЬ ИЗ ЭТИХ МАЛЕНЬКИХ КАРТИНОК ОБЩУЮ ЛИНИЮ ГОРИЗОНТА. ПОЭТОМУ МЫ ЧАСТО НАЗЫВАЕМ ФОРСАЙТ ПИКСЕЛЬНЫМ ВИДЕНИЕМ». ВЛАДИМИР КНЯГИНИН ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК (ЦСР)
Ключевые выводы авторов форсайта «Образование 2030» таковы. Первоочередные требования к образовательным программам – надпредметные навыки, мультидисциплинарная подготовка. «Большая чистка» образовательных программ; введение новых стандартов подготовки, особенно для инженерных специальностей. Работа с командами (команды, а не только индивиды как продукт выпуска). Диалог относительно будущего кадрового заказа; формирование группы «переводчиков» между бизнесом и образованием. Уверенность в правильности основных выводов «Форсайта образования 2030» Дмитрий Песков объяснил тем, что выводы предыдущего форсайта, 2010 года, сбылись почти на 99%. Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Форсайт технологии в образовании что это
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Зачем нужен форсайт в образовании?
Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени. Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.
Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа.
Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они: 1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую; 2) о ни делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются и рисуется общая карта.
2. Ведущий: п редварительно проектирует процесс, с обирает информацию и анализирует требования, д ержит участников в «рамках будущего», и нструктирует модераторов и участников
3. Модератор: в едет процесс, у правляет коммуникацией, у правляет содержанием
4. Команда поддержки.
Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).
Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.
Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.
Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).
Виды реализации форсайтов:
Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.
Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:
1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; совместное употребление витаминки, кусочка сахара или простой воды; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.
2. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам. 3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения.
Метод «Линия Времени» (с тратегия творчества Уолта Диснея)
1. Возьмите ручку и бумагу. Начертите на листе отрезок. Левый конец отрезка сегодняшнее число, правый конец – дата достижения цели (нужно поставить конкретную дату).
2. Представьте, что вы уже находитесь в точке, когда цель достигнута. Ощутите всем телом, что на календаре уже то самое число и у вас все получилось на отлично. Опишите, что вы видите. Тезисно записывайте свои мысли рядом с правым концом отрезка. Что вы видите? Что вас окружает? Что за люди рядом с вами? Что вам говорят? Что вы себе говорите? Как вы себя чувствуете, когда цель достигнута. Опишите как можно больше деталей.
3. Теперь вам необходимо выйти в состояние диссоциации, т.е. посмотреть на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними? Самыми большими мазками. Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка… Отметьте эти этапы на линии времени черточками и также поставьте для них даты.
Если этапы не придумываются, можете просто поделить свою линию пополам и поставить число, соответствующее половине пути.
4. Снова ассоциация. Но на этот раз ассоциируемся с одним из выбранных этапов. Представьте, что половина пути пройдена (или построен фундамент дома). Посмотрите вокруг, что вы видите? Что уже сделано? На что важно обратить внимание на этом этапе? Что важно сделать в первую очередь. Свои мысли также фиксируйте тезисно.
5. Дальше продолжаем чередовать ассоциацию и диссоциацию: погружаемся и визуализируем каждый этап, а потом выходим из картинки и смотрим на свой план целиком. Постепенно начнут вырисовываться приоритеты и важные дела, про которые вы забыли или они пока не приходили вам в голову, но от которых зависит успех всего мероприятия.
Начинать путь ассоциация/диссоциация по этапам можно как от текущей даты, так и от конечной точки – как вам удобнее. Закончив свое путешествие по линии времени, вернитесь в сегодняшний момент (левый конец отрезка) и выберите, что станет вашим самым первым шагом прямо сегодня. Этот путь – не предсказания оракула, это один из возможных вариантов развития событий, который помогает вам сориентироваться и сделать нужные шаги в настоящий момент. Вам никто не мешает менять свой план и свою линию времени, если это сделает достижение конечной цели более быстрым и простым.
Нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и взаимодействия участников форсайта).
Форсайт-технология
профилактической работы НАРКОПОСТов
Термин «Форсайт» ( f oresight – с англ. предусмотрительность, предвидение, взгляд в будущее) становится все более популярной инновационной технологией построения видения будущего как уже прошедшего. Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.
В основе идеологии Форсайта – современные разработки в области футурологии, прогнозирования, стратегического анализа. Форсайт как метод интеграции специальных знаний о будущем (из философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, педагогики и т.д.), собранных у тех, кто влияет или может влиять на его приближение.
Цель Форсайта – создание желаемого образа будущего с написанием отчета о его достижении. Размышляя о будущем как о прошедшем, мы воздействуем на завтра и достигаем самых крупных из возможных социальных выгод здесь и сейчас. Форсайт можно использовать для построения личной карьеры, для переориентации социального проекта с процесса на результат, для создания прогнозных сценариев развития общества.
Форсайт отличается почти от всех известных инструментов предвидения тем, что он предполагает участие не только в формировании картинки предвидения, но и зовет участников к активным действиям по реализации ими же, предсказываемых изменений.
Суть технологии Форсайта состоит не в том, чтобы запланировать или составить долгосрочный прогноз, а в том, чтобы выявить варианты наступающего возможного будущего, сформулировать альтернативные ориентиры для АКТИВНОЙ части участников Форсайта. Что это означает:
Определение возможных сценариев развития объекта;
Выработка форм достижение консенсуса у участников по выбору того или иного желательного сценария;
Активизация широких слоев, то есть привлечение новых участников Форсайта, что должно привести к расширению его поля, и росту гражданской культуры.
Принятие мер по его реализации в виде полученных в ходе Форсайта форм развития будущего.
Форсайт наиболее действенно развивается там, где достаточно структурировано организована деятельность наркопоста. Где волонтеры принимают активное участие в деятельности школы, района, города, края, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои интересы, но и интересы членов своей команды. Форсайт способствует тому, чтобы каждый активный молодой человек, волонтер, гражданин имел бы возможность получать квалифицированное разъяснение по основополагающим моментам движения в будущее, когда его линия, «дорожная карта», воспроизводимая на основе Форсайта, станет ориентиром в жизни.
В работе по технологии Форсайта очень важно понимать, кроме того «ЧТО же мы делаем» («проектируем из Будущего!»), нужно еще и рассмотреть вопрос «КАК мы это делаем». И вот это «КАК» раскрывать надо значительно больше, чтобы понять, что собственно изменилось с появлением Форсайта, как технологии. Без этого «КАК» понять технологию нельзя.
Форсайт не сводится к прогнозированию, это нечто большее, так как его задачей является не только представить себе будущее, но и получить план действий достижения желаемой картинки этого будущего. Тем не менее, прогнозирование в Форсайт входит, это его часть, не целое – но важная и неотъемлемая часть, так как нельзя говорить о будущем, совершенно его не представляя, и тут без прогнозирования обойтись трудно.
Точное описание уже достигнутого результата – это возможность сконцентрироваться на главном, сэкономить ресурсы (прежде всего, время). Благодаря знанию будущего – занимаясь его прогнозированием – мы избавляемся от стихии неупорядоченных действий, спонтанности и некомпетентности в работе, от непрофессионального «любительского» отношения к делу.
Будущее должно содержать точное и определенное описание, при этом быть пронизанным творчеством, к нему устремленным. Цель в Форсайте позитивна и конкретна. Очень важно понимать, что будущее индивидуально для каждого конкретного человека, потому что оно соответствует его ценностям, наклонностям и способностям, Только сам человек, создав точную и конкретную формулировку своего будущего, может оказывать на него влияние здесь и сейчас. Будущее нужно не для того, чтобы его описать, а для того, чтобы ввести его во все формы коммуникации прямо сейчас. Чем конкретнее будущее, тем короче является активная фаза его достижения. Понятное будущее всегда благотворно влияет на человека, повышает его уровень оптимизма. Вдохновляющим элементом Форсайта является возможность наградить себя всем, чем только можно вообразить. Ожидание поощрения поможет поддержать в себе интерес, детский восторг, с которым обычно человек ждет общения с идеальным, лучшим. Управляемое будущее делает человека счастливым.
Пример реализации Форсайт-технологии.
1. Представьте, что вы в 2020 году. Сбылись все ваши мечты. Вы счастливы и благодарны.
2. Опишите, какой вариант будущего успеха вам наиболее близок (например, вы – руководитель большой компании, вы – президент, вы – успешный ученый, вы – глава замечательного большого счастливого семейства, вы – самый богатый человек на планете, вы – великий художник, вы – миротворец, вы – знаменитый на весь мир кутюрье, вы – посол доброй воли и т.д.
3. Опишите свои чувства, ощущения, насладитесь вашим Форсайтом.
4. Поздравляем! Сейчас, пока вы еще в 2020 году, напишите, какие самые радостные моменты произошли с вами до 2020 года:
5. Перечислите, кто из вашего окружения оказал наибольшее влияние на ваше такое успешное настоящее (знакомые с детства, друзья, учителя, родители, интернет-сайты, соседи, коллеги, сотрудники МЧС, сотрудники служб сервиса, сотрудники компаний мобильной связи, сотрудники СМИ, специалисты ЖЭК, консультанты, страховые агенты и т.д.).
6. Почувствуйте благодарность к людям, встречающимся в вашей жизни и помогающим вам стать счастливым.
7. Возвращайтесь из 2020 года в наше время. Можно проанализировать, что произошло с участниками реализации Форсайт – технологии.
Зная свое радостное будущее, человек избавляется от стрессовой, экстремальной, тупиковой обстановки. Благодаря Форсайту человек сам определяет наиболее вероятное развитие, в котором не нужно время на проверку тупиковых направлений своего будущего.
Благодаря предсказуемости будущего возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая нас от поглощения рутинной работой, с другой – намечающая перспектива раскрытия собственных возможностей, а вслед за ними – возможностей окружающей вас среды.
Форсайт технологии в дошкольном образовании
Форсайт-технология- это инструмент прогнозирования и формирования будущего. Считается одним из основных инновационных инструментов экономического развития Европы, Америки, Азии и играет сегодня важную роль в структуре образовательного опыта, способствует выработке прогнозных компетенций.
Классификации данных педагогических технологий, в казахстанской, российской педагогике нет.
Причины этому – кризис современной системы образования, и соответственно, различные авторы подходят к решению исследовательской задачи с разных позиций.
Наиболее актуальными технологиями нужно считать, прежде всего, традиционные технологии, получившие развитие в соответствии с современными реалиями и обеспечивающие активность субъекта познания.
Основные критерии позволяющие определить сущность педагогической технологии:
***однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
***отбор и структура содержания (что);
***оптимальная организация учебного процесса (как);
***методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
***а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);
***и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Признаки, присущие педагогической технологии:
***Диагностическое целеполагание и результативность. Предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
***Экономичность. Выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
***Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость. Отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
***Корректируемость. Предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
***Визуализация. Затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Давайте же рассмотрим сюжетно-ролевую игру дошкольников в современном формате форсайт-технологии: Игра естественное состояние ребёнка, через сюжетно-ролевую игру уже в дошкольном детстве педагог может формировать у ребенка твердое понятие о его будущей профессии. Получая знания и проигрывая их, ребёнок определяет, какая профессия ему больше нравится, а воспитатель и педагоги-предметники должны помочь ему в этом, расширяя знания о профессиях.
В сюжетно-ролевую игру невозможно играть одному, это даёт хорошую возможность социализации ребёнка в современном мире. Помогает ему постичь правила поведения в обществе и понятия о профессиональной этике, обязанностях и многое другое. Для этого как нельзя лучше подходит форсайт-технология, как педагогический инструментарий, который не навязчиво дает возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций. Достижение этих целей возможно добиться через сюжетно-ролевые игры нового формата. Естественно педагог должен быть мобильным и определить к какому виду, отнести тот или иной этап сюжетно-ролевой игры, чтобы подготовить все необходимое для качественного погружения ребенка в игру.
Этапы деятельности педагога:
— cоставить проект по использованию форсайт-технологий в сюжетно-ролевых играх в соответствии с возрастными особенностями детей своей группы;
— составить список современных профессий;
— определить лексический словарь на каждую профессию;
— составить список необходимых атрибутов для всех запланированных игр;
— провести работу с родителями по оказанию помощи по подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
— согласовать свои действия с родителями и педагогами предметниками.
Что необходимо педагогу-дошкольнику для использования данной технологии:
* Изучить технологию и понимать её;
* Владеть разносторонней информацией о современных профессиях;
* Уметь организовать пространство развивающей среды так, чтобы ребёнок имел право выбора необходимого «оборудования» для задуманной им игры;
* Иметь обширный словарный запас по профессиям;
* Планировать и проводить сюжетно-ролевые игры нового формата,
* Использовать форсайт-технологию, как педагогический инструментарий не навязчиво дающий возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас и кругозор ребёнка ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций.
Дети приобретают навыки поведения в салонах красоты парикмахерских, у них формируется культура поведения в сфере услуг, восприятие красоты и опрятности.
Обогащается современный словарный запас: клининг-мененджер
мастер-стилист, парикмахер, маникюр, лак, пилка для ногтей, фен, машинка для стрижки, гелевое покрытие, бигуди. Воспитываем в детях знания о необходимости соблюдения гигиены.
Пассивный (ребенок выступает в роли «объекта» познания).
Активный (ребёнок выступает в роли «субъекта» познания).
Интерактивный (организация продуктивного взаимодействия между собой детей с педагогами, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания,где особенностями данного взаимодействия являются: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве);
Рассмотрим интерактивные методы обучения, это система правил организации продуктивного взаимодействия между собой детей с преподавателем, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания,где особенностями данного взаимодействия являются:
пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Преимущества интерактивных методик обучения состоят в следующем:
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого ;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у детей мнения и отношения;
формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.
Метод форсайт служит для достижения взаимопонимания между основными участниками игровых или жизненных ситуаций. Это осуществляется путем организации их постоянного диалога.
Разработки долгосрочных проектов, через реализацию которых формируются у дошкольников навыки и умения так необходимые им в дальнейшей школьной и взрослой жизни.
При этом использование данной технологии прогнозирует возможность у выпускников ДОО быть конкурентно-способными в современном обществе.
Польза от форсайт-технологии.
Используя форсайт-технологию, только в 3-х сюжетно-ролевых играх у детей обогащается словарный запас на-43 современных слова необходимых им в дальнейшей взрослой жизни. У ребенка формируется умение составлять сложные предложения, использовать их в общении со сверстниками и взрослыми, вести диалог, уметь выслушать собеседника, самостоятельно определять проблему и находить пути выхода из нее.
Форсайт технологию важно применять в педагогике сегодня, поскольку происходят масштабные изменения в самом образовании. Современное образование становится непрерывным и многогранным. Форсайт-технология, становится одним из наиболее ярких инструментов образовательного процесса. Форсайт-технология представлена в д/с в сюжетно-ролевых играх.
Формируем и расширяем словарь ребёнка современными словами через сюжетную игру: «Супермаркет». Сюжетно-ролевые игры знакомят детей с работой консультантов, грузчиков, кассиров, менеджеров, директора магазина, с понятиями «бизнес», «сервис» водитель-экспедитор,заведующий складом, возврат товара, платёжная карта (замена наличных денег, штрих код (код на товаре который содержит информацию о товаре, охранник, покупатель, кассир, менеджер и др.
Этапы применения форсайт-технологии в воспитании детей с целью планирования их будущего.
Результаты: На базе детского сада развернут долгосрочный проект внедрения Форсайт технологий в систему образования.
Сформулированы новые цели, содержание и формы педагогического образования, для которого будут необходимы новые методы и новые способы реализации образовательного процесса.
Разработаны актуальные рекомендации для педагогов по практическому применению форсайт-технологии с целью модернизации системы педагогического образования.
Готовится к выпуску методическое пособие для воспитателей и педагогов ДОО по теме: «Форсайт технологии в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников».
Для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм нового формата не требуется дополнительных материальных затрат (красивые, эстетичные и интересные атрибуты к играм родители могут изготовить из коробок, пластиковых бутылок, и другого бросового материала).
«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».
3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.
Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Неделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.
Первые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.
План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.