Форсайт игра что это
Правила форсайт-игры
1. Ставится главная цель.
В начале игры мы обозначаем задачу, которую будем решать на протяжении всей игры. Например, «Выстроить систему взаимодействия участников сообщества, позволяющая запускать продукты или сервисы, которые по настоящему нужны людям».
2. Деление на группы.
Участники кооперируются в команды. Важно, чтобы в группе был участник, который будет делать доклады с решениями задач и защитой их.
3. Привлечение к игре опытного и компетентного наставника.
В случае, если у команды много вопросов и нет вариантов решения задачи есть право привлечь в команду ментора, который сможет помочь в вопросах.
4. Презентация доклада.
Доклад должен сопровождаться иллюстрациями, аргументами, фактами, примерами и ожидаемым результатом в формате презентаций через любые возможные программы (например, Google Презентации) или рисование схемы на ватмане.
Также обязательно должна быть дорожная карта с процессами, которые приведут к цели. Главное не то, что нужно сделать, чтобы реализовать эту задачу, но и то, как вы собираетесь ее решать.
Нет четких правил по тому, как должна выглядеть дорожная карта, поэтому импровизируйте.
5. Длительность игры.
Утром ставим цель, обсуждаем формат и вопросы по организации. Вечером доклад каждой из группы.
Утром происходит объединение команд и участники работают над общим видением дорожной карты. Вечером доклад лидера.
Зачем? Для чего? Какой результат игры и в чем смысл? Ответы на эти и другие вопросы найдете в прошлой статье. 🙂
Что такое форсайт и как им пользоваться
Об эксперте: Евгений Виноградов — замруководителя «Атласа новых профессий», кандидат физико-математических наук, ведущий форсайт-сессий.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое форсайт?
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте [1].
Если говорить про форсайт как про глобальный исследовательский проект, то эта методология уходит корнями в 1950-е годы. Она была изобретена в США корпорацией RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и ВС США. — РБК Тренды), после чего распространилась в Южной Корее, Японии и других странах. Изначально это была «тяжеловесная» и довольно дорогая технология прогнозирования, в рамках которой на протяжении месяцев трудилось огромное количество экспертов.
Сейчас существует много разных модификаций форсайта. Мы в «Атласе новых профессий» основываемся на методике Rapid Foresight, поэтому я буду говорить преимущественно про него.
Быстрый форсайт (англ. Rapid Foresight, RF) — это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.
Этот метод был сформирован в России в 2010 году. Одним из разработчиков методологии тогда стал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Также у истоков стояли основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша и руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
Чем форсайт отличается от других методик работы с будущим
АСИ и партнерство «Конструкторы сообществ практики» выделяют несколько способов мышления о будущем:
Форсайт-сессии с привлечением экспертов зачастую оказываются более эффективным инструментом, чем, к примеру, простое экстраполирование на будущее данных прошлых лет. Почему?
Форсайт — не столько про прогнозирование, сколько про проектирование. В его основе лежит понимание того, что будущее вариативно и напрямую зависит от прилагаемых усилий. Поэтому главный вопрос, который стоит перед участниками, можно сформулировать так: «что мы совместными усилиями должны сделать уже сейчас для того, чтобы прийти к желаемому варианту будущего?»
Кроме этого, в форсайте немаловажную роль играет оценка событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее исследуемой сферы. Пандемия коронавируса — яркий пример подобного события, их называют «черными лебедями» (по определению одного из известнейших философов современности Нассима Талеба).
Что такое «Черные лебеди» в форсайте
«Черные лебеди» — это точки бифуркации, которые определяются на обсуждениях во время форсайт-сессий. Их также называют «джокерами» или «дикими картами».
О том, что глобально теперь человеку угрожают не мировые войны, а именно эпидемии, в свое время предупреждали многие футурологи. Понятно, что они не говорили про 2020 год и группу коронавирусов, но они не раз подчеркивали, что мы вступаем в тот мир, в котором инфекции могут стать довольно опасной вещью, так как мы живем скученно, много путешествуем и т.д.
Важно понимать, что такие события очень редко ломают тренды или меняют их — чаще всего они их усиливают. Например, если говорить о переходе разных сфер в онлайн, люди так или иначе к этому шли и до коронавируса. Появлялись новые технологии, образовательные онлайн-курсы, все больше людей трудились из дома, задачи уходили на аутсорс, фриланс, все больше фирм отдавали предпочтение аренде офисов на короткое время вместо организации постоянного места работы. Благодаря пандемии эти тренды усилились. И уже сейчас понятно, что когда карантин закончится, выйдут из него не все: многие, например, продолжат работать из дома, потому что уже наладили себе рабочее место, и, по большому счету, это удобнее и дешевле.
Сколько человек участвует в подобных проектах и как их проводить?
Здесь важно разделять несколько принципиально важных моментов. Говоря о «форсайте», часто имеют в виду немного разные вещи.
Чаще всего под этим словом подразумевают именно форсайт-сессии. Обычно в них участвуют эксперты, модератор, который ведет процесс и сборщик, который следит за ходом дискуссии и ведет все записи. Оптимальное число участников — от 7 до 15 человек, а время на обсуждение обычно не превышает нескольких дней.
Форсайт как глобальный исследовательский проект строится сложнее. В рамках него сначала, как правило, проводятся предварительные исследования, на основе которых строятся гипотезы, и только после этого организуются обсуждения группами экспертов, которые начинают выстраивать на основе выводов настоящего пути в будущее, прогнозировать, проектировать карты, договариваться. При этом одной форсайт-сессии может оказаться недостаточно, тогда планируется ряд дополнительных. Такие исследования могут длиться достаточно долго и включать в себя участие очень большого числа специалистов. Например, в подготовке проекта «Атлас новых профессий 2.0» участвовало порядка 4 тыс. экспертов из разных стран мира.
Важную роль в форсайте играет подбор экспертов, к которым существуют определенные требования. Они сами должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к последующим конкретным действиям.
На чем основывается любой форсайт?
В рамках любого форсайта проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся в настоящее время в определенной области. Например, становится больше беспилотных автомобилей, все больше людей работают из дома, появляется все больше систем, основанных на больших данных. И так далее, зависит от того, что конкретно «форсайтят».
Когда начинает вырисовываться такая карта изменений, группа прогнозирует, к чему приведет в будущем развитие тренда. И здесь всегда выясняется, что кому-то оно несет пользу, а кому-то — угрозу.
Использую предыдущий пример: увеличение числа беспилотников угрожает работе таксистов, но дает новые возможности программистам и разработчикам, которые будут проектировать системы управления беспилотными автомобилями. Также это может повлечь за собой появление неких радиоэлектронных светофоров, которые будут стоять на перекрестках и выступать в роли контролера для двух авто, подъезжающих с разных сторон, если те по какой-то причине не будут «перекликаться» друг с другом напрямую. И так далее. И таким образом, перебирая возможные события и технологии, группа приходит к некому образу будущего.
После этого делаются так называемые ставки: то, что каждый из участников готов начать делать сейчас (вовлекать других людей, «пробивать» проекты, изменения через органы власти, инвестировать деньги), чтобы прийти к нужному варианту будущего. Например, если мы хотим, чтобы в 2030 году все летали на Луну, нужно уже сейчас думать над проектом космопорта, потому что это долго. А если мы этого делать не начнем, то придем уже к другому варианту будущего.
Какой временной период в форсайт-исследованиях?
В каждой индустрии свой горизонт прогнозирования и жизненный цикл. В индустрии моды, например, он достаточно короткий, и заглядывать далеко просто не имеет смысла, так как все может сильно поменяться. Это же касается, например, мобильных приложений, игровой индустрии.
Если же мы говорим об атомной энергетике, там люди мыслят понятиями пятидесяти лет и больше, и говорить о десятилетнем горизонте бессмысленно, так как ничего не поменяется, а то, что поменяется, скорее всего, было давно спланировано.
Какой процент таких прогнозов сбывается?
Составленная дорожная карта не статична, к ней нужно постоянно возвращаться и делать ее пересмотр с учетом того, что уже произошло. При этом в точности угадать что-либо задача не стоит.
Если, например, говорить об образовании, то во время форсайта в 2015 году (первой встречи участников Глобального форсайта образования в Калифорнии. — РБК Тренды) прогнозировалось многое из того, что мы видим сейчас: и про то, что будет продолжаться цифровизация обучения, и про появление новых форматов.
В нашем «Атласе новых профессий 2.0» 2020 год как раз был некой «точкой отсечки» для появления специальностей ближнего горизонта, и как мы недавно проанализировали, где-то ⅔ из них так или иначе действительно существуют. Они могут быть немного не в том виде, в котором были описаны, но уже точно есть сама деятельность и необходимость в выполнении этой работы.
Как самый яркий пример — менеджер межкультурной коммуникации. Мы его определили как человека, работающего в штате той или иной фирмы, который будет присутствовать при подписании международных договоров для консультирования в вопросах, связанных с культурными особенностями участников (условно, в костюме какого цвета и в какой день недели не стоит идти на переговоры). Выяснилось, что конкретно такая профессия внутри корпораций не образовалась, но появились отдельные фирмы, которые этим занимаются. Сама задача в основном ушла на аутсорс, либо этим занимаются экспаты, которых, когда необходимо, привлекают к переговорам в дополнение к обычной работе, либо эту услугу выполняют консультанты, временные специалисты.
Наша задача была не описать будущую профессию, а объяснить человеку, каким будет мир через десять лет, что в нем необходимо будет делать и что делать уже сейчас, чтобы этому научиться. И, как мне кажется, с этой задачей мы справились.
Что такое форсайт. Объясняем простыми словами
Также форсайт определяют как активный прогноз, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе и других сферах.
Форсайт от футурологических прогнозов отличается тем, что это не столько предвидение будущего, сколько его планирование. Он построен на понимании того, что будущее вариативно и зависит от усилий, которые люди прилагают в настоящем. Иными словами, что форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив будущего, но и на выбор наиболее предпочтительных из них.
Важно различать форсайт как процесс и как результат. Форсайт может обозначать способ мышления (от будущего к настоящему), способ организации деятельности (выстраивание проектов изменений), способ организации групповой работы, а также конкретный продукт (прогноз, дорожная карта, справочник).
Пример употребления на «Секрете»
«С постоянным ростом прозрачности коммуникаций и экспоненциальным умножением доступных знаний эксперты, ещё вчера составлявшие привилегированную страту, сейчас стремятся расширять круг своих специализаций и охват аудиторий. Появляются общедоступные онлайновые образовательные сервисы и библиотеки, а консалтинг, форсайты, моделирование поведенческих стратегий и проектирование образов будущего становятся привычными инструментами увеличения символической капитализации бизнеса».
(Директор по развитию бизнеса компании Curtis Максим Михалев — о законах развития информационных технологий в эпоху постмодерна.)
История
Форсайт как глобальный исследовательский проект, как методологию изобрели в 1950-е годы в США. Создателем форсайта считается корпорация RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и военных США). Из Штатов методология распространилась и в другие страны.
Нюансы
Форсайт подразделяется на несколько видов в зависимости от целей: технологический, рыночно ориентированный и социально-экономический.
Технологический форсайт — это систематическое средство оценки научных и технологических достижений, которые в долгосрочном прогнозе могли бы реально повлиять на экономическое и социальное развитие. Рыночно ориентированный форсайт — прогнозирование развития бизнеса и рыночной экономики в целом. Социально-экономический форсайт, соответственно, применяют для достижения социально-экономических целей.
Обычно в каждом из форсайт-проектов применяют комбинацию различных методов. Среди них — экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и другие. Поэтому форсайт считают более комплексным подходом, чем обычное прогнозирование.
Термин «форсайт» может обозначать как глобальное исследование, так и форсайт-сессию, которая рассчитана на 7–15 экспертов и длится максимум несколько дней.
Форсайт включает оценку событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее. К таким событиям относят пандемию коронавируса. Подобные точки бифуркации называют «чёрными лебедями», «дикими картами» или «джокерами». Такие «чёрные лебеди» не ломают, а усиливают общемировые тренды. Например, до пандемии человечество постепенно шло к переносу многих сфер в онлайн. Пандемия коронавируса этот тренд усилила и ускорила.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
План действий: что такое форсайт и как он меняет будущее
Предсказать будущее невозможно: это не смогли сделать даже писатели-фантасты. Многие из них изображали в романах города, где звездолеты были общественным транспортом, но никто не смог предугадать появление интернета. Однако десятки людей с активной позицией, собравшись вместе, могут поменять будущее в своих интересах. Недостаточно одного желания, чтобы будущее наступило, нужна еще готовность его менять в соответствии со своими жизненными ценностями.
Такие люди – руководители НКО, представители бизнеса, образовательных структур, СМИ – собрались в центре Благосфера для участия в форсайт-сессии «Будущее молодых людей на рынке труда», посвященной трудоустройству молодежи с низкими стартовыми возможностями, из малообеспеченных семей, из регионов, из числа детей-сирот, людей с инвалидностью. Для встречи был выбран необычный формат – форсайт. Это эффективный метод для разработки долгосрочных стратегий развития технологий, образования и экономики. Форсайты придумали в США в 1970-е годы прошлого века, этот формат использовали крупные корпорации и государственные структуры, когда надо было решить важные вопросы — например, куда инвестировать деньги или какой вид вооружений разрабатывать.
На заре существования форсайт был дорогим и долгим, зато сегодня он становится все более популярной и мощной методологией социальной работы: ведь обычные виды исследований работают с прошлым и лишь форсайт позволяет моделировать будущее.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
«Не просто деловая игра»
Увидеть и понять, как это происходит на практике, участникам помог модератор – Андрей Пуртов, куратор программы «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской Высшей Школе Дизайна, декан факультета «Маркетинг» в Moscow Advanced Communication School. Результаты работы будут использованы в совместном исследовании Фонда «КАФ» и Citi Foundation (Ситибанк).
«Цель исследования — понять, какие программы будут наиболее эффективны для повышения уровня занятости и востребованности на рынке труда в современном мире молодежи из уязвимых групп», — говорит Юлия Ходорова, руководитель проекта и ведущий менеджер по развитию Фонда поддержки и развития филантропии Фонд «КАФ».
«Форсайт – это не просто деловая игра, – рассказывает Андрей Пуртов. – Зачем мы это делаем? Если мы хотим изменить ситуацию в какой-то сфере, то нам нужно разработать комплекс стратегических мер, которые помогают переменам».
Для этого, по словам Андрея, важно понимать текущее положение и внешнюю среду, нащупать тренды, задающие контекст работы. Моделируя развитие трендов и играя за разных стейкхолдеров, участники предлагают свои решения ситуации и таким образом получают возможность моделировать изменения в сфере, в частности, трудоустройства уязвимой молодежи.
«На одну и ту же сферу люди смотрят по-разному, и здесь есть шанс прислушаться к мнению и понять каждого, чтобы в дальнейшем построить партнерство на основе общности интересов», — добавляет ведущий форсайта.
Тренды на рынке труда
Разбившись на команды, участники выяснили, какие социальные, экономические, политические, экологические, технологические и ценностные тренды влияют на положение подростков и молодежи от 14 до 25 лет на рынке труда.
Их оказалось множество: миграция в крупные города, снижение уровня профессионального образования, снижение привлекательности рабочих профессий, увеличение разрыва между ожиданиями соискателей и реальными условиями рынка труда, нежелание молодых людей идти на производство.
Однако, по мнению Андрея Пуртова, ситуация не такая безрадостная. Иногда нам кажется, что под воздействием ключевых трендов внешней среды все катится в пропасть. Смысл форсайта в том, чтобы наглядно показать разрыв, который всегда получается между неизбежным и желаемым будущим.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Проекты будущего
Во второй части форсайта участники разделились на команды стейкхолдеров и получили возможность сформировать образ желаемого будущего. Каждая команда — государственные органы, НКО, бизнес, родители, органы образования, сами молодые соискатели — инициировали свои проекты.
Так, «органы образования» предложили сделать школы и вузы образовательной системой, открытой для производства и бизнеса, внедрять проектное обучение, разработанное совместно с бизнесом с учетом интересов рынка труда. А также — передать написание вузовских программ и стандартов в руки местных профессиональных сообществ. «Родители» обратились к «государству» с просьбой увеличить финансирование учебным заведениям, способным обеспечить высокое качество учебного процесса. А «бизнес» высказался за увеличение стажировок на базе компаний для ребят с низкими стартовыми условиями. Все стейкхолдеры высказались за повышение престижа незаслуженно забытого профессионально-технического образования – многие исследования показываются, что молодые люди предпочитают удаленную работу и не горят желанием идти на производство.
Окончательная «карта будущего» выглядела гораздо оптимистичнее, чем промежуточные итоги первой сессии.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
«Это сложная сфера, и отрадно наблюдать, как все наши усилия сливаются в одну большую реку»
Большинству участников форсайт показался очень ценным. «Мы много занимаемся своей стратегией, поэтому было интересно услышать стратегии своих коллег и отклик на то, чем занимаемся мы, – сказалдиректор по развитию Центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i» Михаил Кривонос.– Трудоустройство ребят с низкими стартовыми возможностями – это сложная сфера, и отрадно наблюдать, как все наши усилия сливаются в одну большую реку. Нам интересны технологии трудоустройства, важно то, что получили поддержку другие инициативы подготовки к трудоустройству: проектная деятельность, проблематика среднего профессионального образования, связь бизнеса и профтехобразования. На сессии проблема стала видеться более масштабной, глобальной».
«Скажу честно, поначалу я была настроена пессимистически, – призналась сотрудник образовательного центра благотворительного фонда «Большая перемена» Татьяна Тимофеева. –
Сейчас я уже радуюсь тому, как много здесь единомышленников, было также интересно проанализировать тренды, ведущие к конфликту интересов разных сфер. Если мы станем чаще собираться и не будем действовать разрозненно, у нас многое получится. Надеюсь, те важные вещи, что мы проговорили сегодня – не просто слова».
«Для меня уже очевиден следующий шаг – сочетать стратегическую картинку с быстрыми победами, – сказала старший менеджер Управления по работе с персоналом KPMG Юлия Богданова. – Мне бы хотелось, чтобы Citi Foundation по итогам нынешней сессии создал план действия и объединил все ресурсы. Нужно выделить три первых шага, чтобы уже сейчас помочь нашим подопечным в трудоустройстве. Тема еще требует колоссальной экспертизы».
«Форсайт помогает избегать когнитивных ловушек, в которые мы попадаем, если что-то придумываем в одиночку, – убежден Андрей Пуртов. – Здесь много людей с разными взглядами на одну проблему, происходит проверка идей на публике, осознание того, насколько результат «мозгового штурма» соответствует всеобщим ожиданиям. Мы обменялись идеями, поделились своими компетенциями, приобрели деловых партнеров и ушли обогащенными, с большим пониманием ситуации. А значит, у нас больше шансов выстроить корпоративные стратегии, реализовать интересы и достичь целей».
«Форсайт имеет большое значение для нашего исследования, которое мы планируем завершить осенью. Мы благодарны всем экспертам за неподдельную вовлеченность и интерес к решению проблемы. На сессии было озвучено много идей, которые будут доработаны и лягут в основу программ, помогающим молодым людям с низкими стартовыми возможностями стать востребованными на рынке труда» — говорит Юлия Ходорова, руководитель проекта.
Форсайт-игра «Руководитель образовательной организации. Перезагрузка»
Творческое совместное проектирование
Эта игра – как первая яхтенная регата: на берег вы вернетесь совсем другим человеком.
Представьте большую компанию, 50–100 руководителей образовательных организаций. Разбиваемся на команды, выбираем капитанов, назначаем другие роли. Плывем в штормовом море: дух захватывает, эмоции бьют через край. Спорим, рискуем, испытываем озарения, разгоняем собственные возможности и мышление до небывалых скоростей. На каждой лодке происходит что-то особенное.
Игра – это не тренинг. Здесь нет лекторов и гуру, нет спикеров и иерархии. Игра – это акт творческого совместного проектирования.
Наши представления о том, кто такой руководитель образовательной организации, а также что такое собственно образовательная организация, сформированы десятки лет назад и определенно нуждаются в переосмыслении.
Образовательные институты копируют систему отношений либо с армии, либо с коммерческих структур. Попытки заимствования западных образов неэффективны иммено в силу отсутсвия целостного взгляда на объект управления. Возврат советской системы невозможен. Что тогда?
Наша цель – переосмыслить роль руководителя образовательной организации в XXI веке. Чем он отличается от директора 100, 50, 20 или 10 лет назад? Чем объект управления директора школы или учебного центра отличается от объекта управления директора завода или магазина? Чем и кем управляет сегодня руководитель образовательной организации с социальной, логической и психологической точки зрения?
В первом такте игры мы вместе соберем целостное представление о том, кто такой руководитель образовательной организации и чем на самом деле он управляет.
Стратегическое планирование – одна из важнейших функций управленца. Однако, как показала практика, логика планирования работает только в условиях наличия ресурсов, инструментов и значимого процента предсказуемости будущего. События текущего года делают очевидным несостоятельность планирования в условиях высокой неопределенности, дефицита ресурсов и инструментов. Что тогда? Стратегия больше не нужна?
Стратегия нужна. Но ее форма сильно изменилась. Во втором такте игры мы сформируем целостное видение образовательной организации и соберем программу развития своего объекта управления.