Форсайт сессия что это такое
Что такое форсайт. Объясняем простыми словами
Также форсайт определяют как активный прогноз, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе и других сферах.
Форсайт от футурологических прогнозов отличается тем, что это не столько предвидение будущего, сколько его планирование. Он построен на понимании того, что будущее вариативно и зависит от усилий, которые люди прилагают в настоящем. Иными словами, что форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив будущего, но и на выбор наиболее предпочтительных из них.
Важно различать форсайт как процесс и как результат. Форсайт может обозначать способ мышления (от будущего к настоящему), способ организации деятельности (выстраивание проектов изменений), способ организации групповой работы, а также конкретный продукт (прогноз, дорожная карта, справочник).
Пример употребления на «Секрете»
«С постоянным ростом прозрачности коммуникаций и экспоненциальным умножением доступных знаний эксперты, ещё вчера составлявшие привилегированную страту, сейчас стремятся расширять круг своих специализаций и охват аудиторий. Появляются общедоступные онлайновые образовательные сервисы и библиотеки, а консалтинг, форсайты, моделирование поведенческих стратегий и проектирование образов будущего становятся привычными инструментами увеличения символической капитализации бизнеса».
(Директор по развитию бизнеса компании Curtis Максим Михалев — о законах развития информационных технологий в эпоху постмодерна.)
История
Форсайт как глобальный исследовательский проект, как методологию изобрели в 1950-е годы в США. Создателем форсайта считается корпорация RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и военных США). Из Штатов методология распространилась и в другие страны.
Нюансы
Форсайт подразделяется на несколько видов в зависимости от целей: технологический, рыночно ориентированный и социально-экономический.
Технологический форсайт — это систематическое средство оценки научных и технологических достижений, которые в долгосрочном прогнозе могли бы реально повлиять на экономическое и социальное развитие. Рыночно ориентированный форсайт — прогнозирование развития бизнеса и рыночной экономики в целом. Социально-экономический форсайт, соответственно, применяют для достижения социально-экономических целей.
Обычно в каждом из форсайт-проектов применяют комбинацию различных методов. Среди них — экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и другие. Поэтому форсайт считают более комплексным подходом, чем обычное прогнозирование.
Термин «форсайт» может обозначать как глобальное исследование, так и форсайт-сессию, которая рассчитана на 7–15 экспертов и длится максимум несколько дней.
Форсайт включает оценку событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее. К таким событиям относят пандемию коронавируса. Подобные точки бифуркации называют «чёрными лебедями», «дикими картами» или «джокерами». Такие «чёрные лебеди» не ломают, а усиливают общемировые тренды. Например, до пандемии человечество постепенно шло к переносу многих сфер в онлайн. Пандемия коронавируса этот тренд усилила и ускорила.
Форсайт сессия что это такое
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Зачем нужен форсайт в образовании?
Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени. Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.
Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа.
Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они: 1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую; 2) о ни делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются и рисуется общая карта.
2. Ведущий: п редварительно проектирует процесс, с обирает информацию и анализирует требования, д ержит участников в «рамках будущего», и нструктирует модераторов и участников
3. Модератор: в едет процесс, у правляет коммуникацией, у правляет содержанием
4. Команда поддержки.
Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).
Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.
Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.
Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).
Виды реализации форсайтов:
Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.
Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:
1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; совместное употребление витаминки, кусочка сахара или простой воды; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.
2. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам. 3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения.
Метод «Линия Времени» (с тратегия творчества Уолта Диснея)
1. Возьмите ручку и бумагу. Начертите на листе отрезок. Левый конец отрезка сегодняшнее число, правый конец – дата достижения цели (нужно поставить конкретную дату).
2. Представьте, что вы уже находитесь в точке, когда цель достигнута. Ощутите всем телом, что на календаре уже то самое число и у вас все получилось на отлично. Опишите, что вы видите. Тезисно записывайте свои мысли рядом с правым концом отрезка. Что вы видите? Что вас окружает? Что за люди рядом с вами? Что вам говорят? Что вы себе говорите? Как вы себя чувствуете, когда цель достигнута. Опишите как можно больше деталей.
3. Теперь вам необходимо выйти в состояние диссоциации, т.е. посмотреть на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними? Самыми большими мазками. Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка… Отметьте эти этапы на линии времени черточками и также поставьте для них даты.
Если этапы не придумываются, можете просто поделить свою линию пополам и поставить число, соответствующее половине пути.
4. Снова ассоциация. Но на этот раз ассоциируемся с одним из выбранных этапов. Представьте, что половина пути пройдена (или построен фундамент дома). Посмотрите вокруг, что вы видите? Что уже сделано? На что важно обратить внимание на этом этапе? Что важно сделать в первую очередь. Свои мысли также фиксируйте тезисно.
5. Дальше продолжаем чередовать ассоциацию и диссоциацию: погружаемся и визуализируем каждый этап, а потом выходим из картинки и смотрим на свой план целиком. Постепенно начнут вырисовываться приоритеты и важные дела, про которые вы забыли или они пока не приходили вам в голову, но от которых зависит успех всего мероприятия.
Начинать путь ассоциация/диссоциация по этапам можно как от текущей даты, так и от конечной точки – как вам удобнее. Закончив свое путешествие по линии времени, вернитесь в сегодняшний момент (левый конец отрезка) и выберите, что станет вашим самым первым шагом прямо сегодня. Этот путь – не предсказания оракула, это один из возможных вариантов развития событий, который помогает вам сориентироваться и сделать нужные шаги в настоящий момент. Вам никто не мешает менять свой план и свою линию времени, если это сделает достижение конечной цели более быстрым и простым.
Нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и взаимодействия участников форсайта).
Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?
Оксана Шичко
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Скука — пожалуй, наиболее подходящее слово, чтобы описать традиционный педсовет. Пока директор вещает о планах и достижениях школы, а завучи рассказывают, какие обязанности ждут педагога в этом учебном году, учителя потихоньку, чтобы никто не заметил, заполняют журналы и проверяют тетради. Мы расскажем, как сделать из этого мероприятия полезный тренинг и зарядить коллектив энергией.
Форсайт-сессия
«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:
В московской школе № 1368 провели педсовет в форсайт-формате. Учителя разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. Весь процесс участники изображали на плакатах, а потом защищали свои тезисы. Например, одна из групп определила цель школы — принять участие в WorldSkills. Они показали, что на текущий момент в учебном заведении есть дефицит кандидатов, и расписали стратегию усиленной подготовки к чемпионату.
В итоге все участники педсовета не только смогли сформулировать общие задачи школы, но и составили свой личную дорожную карту на учебный год.
«Колесо баланса»
Этот коучинговый метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер, а директор «Школы будущего» в Калининградской области Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета.
Каждой школьной лаборатории, то есть профессиональному объединению учителей (математика, русский язык, иностранные языки, естественные науки) раздают ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. В первоначальном варианте Майера их было восемь, но количество можно изменять — администрация школы сама решает, сколько будет секторов и как их обозначить. Это могут быть олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа, исследования. Каждая лаборатория отмечает уровень их текущей работы в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра. Потом эти отметки соединяют одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы и показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает».
Одно из «Колес баланса» в «Школе будущего»
На следующем этапе учителя отмечают на графике желаемые результаты в каждом секторе и прописывают способы, которые помогут этих результатов достичь. После представляют свое «колесо» коллегам, рассказывают о планах и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий говорит, что такие графики стимулируют учителей подтянуть «хвосты», а обсуждение инструментов с коллегами помогает «словить» больше инсайтов:
«Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».
Такой инструмент помогает учителям наглядно увидеть результаты своей работы, отметить слабые стороны и найти способы превратить их в сильные.
Метод Киплинга
В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.
Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.
Представим, что для школы закуплен принтер, который рисует на стенах, и его нужно использовать. Администрация никогда раньше не сталкивалась с такой чудо-машинкой и не знает, с чего начать. На помощь придет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит проблемную задачу и по очереди задает все шесть вопросов. Каждый участник отвечает вслух, а ответы и идеи записываются. Например:
Что будет нарисовано на стенах? Что даст эта информация? Что еще мы можем сделать?
Где будут расположены рисунки? Где брать идеи? Где закупать краски?
Почему?
Почему это важно школьникам? Почему именно такой рисунок?
Кто ответственный за проект? Кто создаст макет? Кто найдет референсы?
Когда?
Когда начнем? Когда закончим? Когда будет закончен каждый этап подготовки?
Как эффективно донести информацию? Как понять, что правильно выбрали рисунок? Какие темы нужны?
Это только малая часть вопросов. Такой метод позволяет довести до ума любой проект и учесть все его недостатки.
Лаборатория инноваций
Московская школа № 2065 уже давно отказалась от традиционных педсоветов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последний педагогический форум они провели в необычном формате. Первая часть — теоретическая, на которой обсудили текущие задачи и цели. А вот вторая часть — практическая: несколько групп учителей, организовали мастер-классы для своих коллег, на которых показывали, как использовать 3D-ручки на уроках, как на занятиях могут пригодится 3D-очки, а еще осваивали новые программы для планшетов. Благодаря обмену опытом, другие педагоги смогут разнообразить свои уроки и повысить интерес детей к учебе.
В рамках третьей части педсовета учителя побывали в мобильном планетарии и посмотрели модель одного из уроков. Техники, которые они увидели, позволят провести такое же занятие в планетарии для своего класса.
Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065
Выборы
Кто-то предложит заменить булочки в столовой на правильное питание, у кого-то главной идеей станут активные перемены, а кто-то предложит сделать пятницу выходным днем. Среди нелепых предложений попадаются настоящие алмазы — то, что действительно улучшит работу школы. Шуточная, на первый взгляд, форма проведения позволяет взглянуть на школьную жизнь под другим углом и проанализировать слабые места в управлении.
Перевёртыш
Спорим, что этот формат педсовета станет любимым у всех педагогов? Ведь в этот раз всю подготовку возьмут на себя ученики: участники школьного правления или просто старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли — директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками, чтобы фиксировать интересные моменты обсуждения.
Эта методика поможет посмотреть на процесс обучения глазами детей. Узнать, что их волнует, какие проблемы для них приоритетнее. Чтобы юные управленцы не устроили балаган, следует объяснить, что это не игра, а способ администрации школы правильно услышать и понять потребности детей. Потом учителям и администрации предстоит проанализировать выступление «коллег» и поработать над выводами.
Сразу и полностью отказываться от традиционного формата не стоит. Попробуйте понемногу внедрять инновационные инструменты и смотреть за реакцией учителей. Например, «Выборы» или «Перевертыш» станут хорошим зачином, чтобы «раскачать» коллектив. А вот метод Киплинга пригодится в конце мероприятия, когда идеи уже иссякли. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени — им потребуется посвятить целый педсовет или вводить постепенно, в качестве эксперимента.
Как провести Форсайт и сценарное планирование в своей компании
со-основатель проекта «Бизнес со смыслом» и консалтинговой компании «Правила игры»
Тут возможно создание от 3 до 5 вариантов сценариев.
Что еще более важно: результат сценарного планирования нужно обсуждать регулярно, сверять часы, корректировать курс. Это живой инструмент.
Сравните фокусирующие вопросы.
Стратегическое планирование: ? «К чему мы хотим прийти через Х лет?» ? «Как мы к этому придем исходя из сегодняшней реальности?» | Сценарное планирование: ? «Какие сценарии возможны?» ? «Как мы можем использовать их для развития?» ? «Как мы поймем, что сценарий начал осуществляться?» Такое планирование проходит в два этапа: 1. Форсайт – описание будущего через тренды текущей реальности глазами человека, который в нем уже словно живет. 2. Сессия сценарного планирования – создание возможных гибких вариантов развития событий и сценариев собственного поведения в этой картине. Давайте подробнее разберем технологии проведения. Технология Форсайт. Как провести Форсайт – описание картины будущего на основе прогнозов авторитетных экспертов. Совместное создание самосбывающихся пророчеств*. Взгляд далеко вперед. Раньше Форсайт проводили на 40-50-100 лет вперед. Минимальным горизонтом планирования считается 20-25 лет. Хотя иногда Форсайты проводят и на 10 лет. Мир стал быстрее. * самосбывающиеся пророчества – это значит, мы сами эти пророчества создаем. Если мы всем сердцем верим в будущее, которое увидели на основе реальных существующих трендов, оно точно осуществится. Пригласите внешних экспертов, которые объективно и широко видят реальность. Футурологи. Следует обращаться к тем, чьи прогнозы вызывают доверие. Люди-сканеры. Обычно это предприниматели. Они ловят и чувствуют тренды. Их бизнесы часто опережают время либо создаются на старте тренда и успешно взлетают на этой волне. НАПРИМЕР: Дамир Халилов начал развивать SMM-маркетинг, когда про соцсети знали единицы. Дмитрий Кибкало в период самоизоляции открыл кибер-школу для детей. Эксперты, которые следят за трендами и авторитетны в вашей сфере деятельности. Можно пригласить их на сессию и поговорить прямо в процессе. Можно провести интервью заранее или найти прогнозы в открытых источниках и подготовить по ним материалы к сессии. Для онлайн-работы важно удобное программное обеспечение. Мы рекомендуем: Подготовка списка вопросов, по которым будут опрашиваться эксперты и участники Форсайта. Что будет с обществом? Какие социальные тренды есть сегодня? Как они влияют на нашу компанию? Какие экономические тренды мы видим? Какие политические тренды мы видим? Какие технологические тренды мы видим? Что сейчас непонятно? Дополнительные вопросы могут быть ориентированы на узкую сферу деятельности или тот сектор жизни человека, который интересует вашу компанию. Советуем попросить всех экспертов и участников сессии заранее подумать над этими вопросами и внести свои ответы в единую базу знаний. Например, на доску Trello. Это ускорит работу в процессе сессии. Во-первых, чтобы уточнить детали, если понадобится. Во-вторых, авторитетность источника имеет значение. В-третьих, мнение того, кто экспертнее в данном конкретном вопросе, имеет приоритет над остальными. ШАГ 2: Эмоциональные реакции После того, как будет собрано мнение каждого эксперта, нужно собрать эмоциональные реакции на каждый тренд. Из этих реакций тоже могут родиться тренды. НАПРИМЕР: Иван говорит, что через 10 лет на дорогах будут ездить преимущественно беспилотные автомобили + Инна Сергеевна категорически не верит. = Тренд: «Большой технологический разрыв между странами и регионами». На этом шаге участников встречи можно опрашивать по кругу, пока не закончатся мысли. Каждую мысль следует фиксировать. ШАГ 3: Написание сценариев Теперь нужно посмотреть на получившийся мир своими глазами. Продолжаем фантазировать, но уже про себя. Здесь можно включить медитативные методики. Предложить людям закрыть глаза и подумать вот над чем: «Представьте, что вы проснулись в своей кровати в 2040 году. Выбрались из постели, оделись и пошли на работу. Что вы видите вокруг? Каков этот мир? Как принимаете решение? Где и с кем живете?» На эти вопросы должен ответить каждый участник группы. Все ответы также важно записать в разные тематические столбцы. На этом творческая часть завершена. Здесь можно сделать перерыв или завершить первую часть работы. Этап мозгового штурма окончен. В результате у вас может появиться несколько вот таких досок. *Это реальная доска Форсайт сообщества «Бизнес со смыслом» Сессия сценарного планирования. Как провести. Это аналитическая часть. Между Форсайтом и сессией сценарного планирования может пройти несколько дней или даже недель. Этот этап работы можно построить по двум методам. М етод Уолта Диснея Суть: все участники делятся на три группы в соответствии со своими жизненными установками: Оптимистичные – люди, которые во всем видят возможности. Пессимистичные – люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы. Реалисты – люди, которые видят реальную картину. Каждая группа работает автономно и разрабатывает сценарий развития событий на ближайшие 3-5 лет на базе тех трендов, которые появились в результате Форсайта. В результате у команд должно получиться три стартовых сценария: Какой-то из них точно реализуется. Метод «Исторический скан» На доске или стене размечается хронологическая прямая. На ней нужно зафиксировать идеи команды о том, какие события могут произойти в ближайшие 3-5 лет. Можно опрашивать людей по кругу или попросить каждого заполнить доску, а потом сгруппировать карточки с похожими мыслями. Это нужно проделать трижды: 1. Какие события произойдут в мире. 2. Какие события произойдут в России. 3. Какие события произойдут в нашей компании. Для этого этапа больше всего подходит доска Miro. Далее строим блок-схему. Блок-схему можно строить от событий (см. рис. 1) или от трендов (см. рис. 2). В любом случае сначала важно голосованием выбрать 3-5 самых значимых событий или трендов: в которые большинство верит, либо в которых большинству хочется поучаствовать. Далее на основе получившихся схем можно: Расписать план действий на ближайшую перспективу. Выбрать вектор развития компании. Так у группы появляется несколько возможных сценариев. То есть несколько вариантов будущего, которые люди сами начнут создавать. Дано: сессию проводит команда транспортной компании пассажирских перевозок. Тренд: созданы и успешно протестированы беспилотные автомобили, эта сфера будет развиваться. Что может произойти в мире: беспилотников на дорогах станет больше, чем управляемых людьми машин. Что может произойти в России: такси и грузоперевозки станут беспилотными. Что может произойти в нашей компании: Оптимистичный сценарий. Вкладываемся в развитие этой отрасли и первыми переводим парк машин на этот транспорт. Создаем гарантированные, безопасные перевозки. Захватываем первую волну пассажиров новизной. Пессимистичный сценарий. Не вытягиваем финансово переход на новую технику, отстаем от рынка. Теряем бизнес. Реалистичный сценарий. Работаем как есть, следим за рынком, готовимся к возможному переходу на беспилотники, когда это станет необходимо. Работа после сессии Сценарное планирование – это гибкая методика. События могут развиваться по любому из созданных сценариев, поэтому нужно постоянно «сверять часы». Раз в две недели смотреть, что из сценария сбылось, а где нужно скорректировать план. Раз в месяц следует корректировать свой сценарий, сопоставляя его с реальностью. Прорабатывать конкретные действия на короткие спринты. Если требуют обстоятельства, менять все кардинально! В идеале следует сохранить результат сессии на общедоступном ресурсе. Сделать на его основе красивые визуальные инфографики и выслать всем участникам сессии, чтобы им было легко и приятно работать с этим материалом. Было полезно? Поделитесь с коллегами Развиваетесь и развивайте вашу компанию вместе!
|