Фпр что это в туризме

Фактически понесенные расходы

Действительно с 01.03.19 (00:01 по московскому вр.) для всех изменений в заявках

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПАКЕТОВ, КРОМЕ ***
ДНЕЙ ДО ЗАЕЗДАЗАЕЗДЫ СТАНДАРТНОГО СПРОСАЗАЕЗДЫ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА: 24.12-12.01; 25.04-10.05; 01.08-31.08
за 31 и более дней20EUR/25USD/2500Р*20EUR/25USD/2500Р*
от 30 до 22 дней20EUR/25USD/2500Р*20EUR/25USD/2500Р*
от 21 до 15 дней20EUR/25USD/2500Р*10%
от 14 до 8 дней20%30%
от 7 до 5 дней40%50%
от 4 до 2 дней60%70%
за 1 день70%80%
в день вылета90%90%
*** ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ: МАЛЬДИВЫ, ОАЭ И ПАКЕТОВ НА ОСНОВЕ FIT
ДНЕЙ ДО ЗАЕЗДАЗАЕЗДЫ СТАНДАРТНОГО СПРОСАЗАЕЗДЫ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА: 24.12-12.01; 25.04-10.05; 01.08-31.08
за 31 и более дней20EUR/25USD/2500Р*10%
от 30 до 22 дней20%30%
от 21 до 15 дней30%40%
от 14 до 8 дней40%50%
от 7 до 5 дней60%60%
от 4 до 2 дней70%70%
за 1 день80%80%
в день вылета90%90%

*За каждого туриста в заявке, кроме инфантов.

Указанные выше размеры фактических расходов являются ориентировочными и окончательно определяются в каждом конкретном случае.

2 Пересчет заявки по новой пониженной цене на турпродукт не допускается.

3 С 04.04.2019 в личном кабинете агента будет доступна функция восстановления заявки. Стоимость заявки по запросу на восстановление ранее аннулированной заявки определяется туроператором в индивидуальном порядке. Обращаем ваше внимание, что с 04.04.2019 при восстановлении заявки скидка автоматически снижается: при восстановлении через сайт на 1%; при восстановление по письму вознаграждение будет снижаться на 1,5%.

4 Фактические расходы ТУРОПЕРАТОРА (убытки) должны быть компенсированы ЗАКАЗЧИКОМ/АГЕНТОМ, не зависимо от того, оплачены ли они к тому моменту ТУРОПЕРАТОРОМ или будут оплачены им в будущем.

5 При расчете сроков в случае отказа ЗАКАЗЧИКА/АГЕНТА от турпродукта день вылета (отъезда) не учитывается.

6 Консульский сбор за оформление визы возврату не подлежит в случае, если на момент аннуляции тура, документы для оформления визы уже сданы в консульство.

7 В случае аннуляции туристского продукта вследствие отказа в выдаче въездной визы, стоимость консульского сбора не возвращается.

Указанные фактически понесенные расходы действуют только для заявок со статусом «Доступно к оплате».

К турпродукту FIT относятся услуги бронирования номеров в отелях по странам: Австрия, Бахрейн, Бразилия, Венесуэла, Германия, Исландия, Италия, Латвия, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Португалия, Сейшелы, Франция, Шри-Ланка.

Фактическими расходами являются убытки ТУРОПЕРАТОРА (штрафы и другие финансовые санкции, предъявленные ТУРОПЕРАТОРУ третьими лицами, в связи с отказом от турпродукта и/или невозможностью совершить поездку). Информацию по фактически понесённым расходам в случае отказа от заявки или любых изменениях на турпродукт FIT ТУРОПЕРАТОР направляет АГЕНТУ в письменной форме при запросе тура.

Источник

Фпр что это в туризме

ФПР — это, пожалуй, самая популярная аббревиатура в туризме.

Рассказываем, как избежать ФПР и что делать, чтобы их уменьшить. в общем всё на эту тему.

(ФПР — это «фактически понесенные расходы» туроператора, удерживаемые им при несостоявшемся туре. если кто еще не знает)

1. Когда у туроператора возникает право удержать ФПР?
2. В какой момент происходит расчёт ФПР?
3. Что делать, чтобы избежать удержания ФПР?
4. Как уменьшить размер удерживаемых ФПР?
5. Как оспорить размер ФПР?
6. Может ли турагент удерживать свои ФПР?

Постараемся ответить на эти вопросы максимально сжато.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеНачнем с того, откуда взялся этот термин. Тут всё просто: ч. 1 ст. 782 ГК (общая норма права) и ст. 32 ФЗ ЗПП (специальная норма права). Обе они гласят, что заказчик (турпродукта) вправе отказаться от договора при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Т.е. право на удержание ФПР возникают у ТО только том случае, если именно заказчик по своей воле отказался от договора (при условии, что ТО был готов оказать все услуги, входящие в состав туристского продукта и на всех условиях, перечисленных в договоре). Причина здесь по большому счету особого значения не играет: болезнь, потоп дома, не дали отпуск, передумал, положительный ПЦР-тест, беременность — не важно.
Если же отказ от договора происходит по иным причинам — ТО меняет условия путешествия (ст. 28-29 ФЗ ЗПП), или в стране назначения возникает небезопасная ситуация (ст. 14 ФЗ-132) — то право на удержание ФПР у ТО не возникает.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеЕсть исключение — это ч. 3 ст. 781 ГК (если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает). Сюда могут относиться: и ограничение в авиасообщении между странами, эпидемия, непредвиденный рост транспортных тарифов, природные катаклизмы т.п., — всё, что не относится к ст. 14 ФЗ-132. В этом случае, действительно, у ТО также возникает право на держание ФПР. Однако, во взаимосвязи с ч. 3 ст. 451 ГК и ст. 10 ФЗ-132 расторжение договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств допускается только с согласия заказчика или в судебном порядке. И именно суд может определить размер ФПР, которые понесла сторона отказывающаяся от договора. Конечно, ни один ТО в судебном порядке не расторгает договор с туристом, потому что деньги уже у них, и им проще просто продолжать удерживать их у себя. Такие случаи, к сожалению также происходят, но они не носят массового характера, и зачастую разрешаются более или менее мирно и без судов. Однако, если подобная ситуация произойдет и дело дойдет до суда — рекомендации будут такими же.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеДалее, в расчете ФПР есть один существенный момент — исходя из значения этого термина к ФПР могут быть отнесены только те расходы, которые были фактически понесены на момент отказа от договора, т.е. ДО этого момента, и никак не в будущем! При этом эти расходы должны быть непосредственно связаны с исполнением обязательств по договору. Т.е. никакие авансовые платежи, платежи в адрес неясных посредников, штрафы и неустойка, налагаемые на исполнителя его посредниками, и т.п. «ересь» не являются ФПР.

Из этого следует сделать Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеПЕРВЫЙ важный вывод: если вы решили отказаться от договора, то это стоит делать как можно раньше. Да и практика расчета туроператорами своих ФПР в процентах от стоимости тура в зависимости от срока отказа от договора — лишнее тому подтверждение, хоть это и незаконно. Как мы уже сказали размер ФПР определяется фактическими затратами и не может рассчитываться в каких-то процентах, да еще и в зависимости от количества дней, которые остались до вылета.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеКак и везде — здесь есть своя особенность. Во всех договорах реализации туристского продукта указано, что он расторгается в той же форме, в которой и заключен. Поэтому, отказа от договора обязательно должен быть заявлен в письменной форме. Не можете лететь — сразу пишите заявление об отказе от договора — подавайте его турагенту — и обязательно фиксируйте этот факт! По возможности, также сразу, уведомляйте об это туроператора — любыми доступными средствами связи, позволяющими удостовериться в получении: электронная почта — самый доступный и надежный способ.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеУдержание туроператором ФПР — это всегда проблема для заказчика: долго рассчитывают, документально не подтверждают, долго возвращают остаток и т.д. Поэтому есть уже давний надежный способ, чтобы до этого не доводить, — это пользоваться т.н. «страховкой от невыезда». Стоит, конечно, она недешево — 3-5% от стоимости тура, — но зато точно избавит от лишних трат, потери времени и головной боли, если дело дойдет до ФПР. Главное — это ознакомиться с полным перечнем событий, которые признаются страховым случаем! Зачастую менеджеры турагентств говорят одно, а в правилах страхования совсем другое. Заключить такой договор страхования можно как в момент бронирования тура, так и после этого (в т.ч. самостоятельно) с большинством российских страховых компаний, которые занимаются страхованием медицинских расходов выезжающих за рубеж. И, естественно, если вы за такую страховку заплатили, то вам сразу должны выдать страховой полис, а не когда-нибудь потом — это важно! Выплата по страховке от невыезда тоже процесс непростой со своими нюансами, но в рамках этого поста мы подробно останавливаться на нём не будем.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеЕще один способ, чтобы избежать удержания ФПР, — это все таки воспользоваться услугами. Пусть это и звучит парадоксально, но большинство ситуаций, которые служат причиной отказа от договора, можно решить. Самый популярный вариант — это отказаться от поездки не всем туристам по договору, а только тем, кто действительно по объективным причинам лететь не может.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеКак уменьшить размер удерживаемых ФПР?
Самое распространенная и публично озвучиваемая туроператором — это процедура т.н. «минимизации ФПР». Проводится она, как правило, по заявлению туриста (турагента) и только после наступления срока окончания путешествия. Если отказ от поездки был незадолго до ее начала — можно процедурой и воспользоваться, а вот если отказ был заблаговременный, — то эту процедуру можно рассматривать, пожалуй, как уловку ТО оттянуть момент возврата денег, поэтому надеяться на нее не стоит, если только вам не все равно или вы не торопитесь побыстрее вернуть деньги.

Но если процедура минимизации происходит исключительно по регламенту ТО и с нормами закона мало чего общего имеет, то вот оспорить размер ФПР как в досудебном, так и в судебном порядке вполне возможно. И наши рекомендации будут опираться исключительно на нормы права, которые суды на практике применяют при рассмотрении подобных споров. Тут начинаются особенности, о которых мало кто знает, поэтому внимательно читайте и запоминайте.

Из этого Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВТОРОЙ важный вывод: если вы отказываетесь от договора по указанным выше причинам, то вы в заявлении об отказе (см. п. 2) должны обязательно указать причину (болезнь, смерть) и доказать степень родства, если поездка отменяется в связи с обстоятельствами, произошедшими не с вами. А в последствие вы должны предоставить документальное подтверждение произошедшего! Если вами эта рекомендация будет соблюдена, то не исключено, что ТО добровольно осуществит возврат этих сумм, не доводя дело до суда. Ну а в суде, обосновать эту позицию не сложно — судебная практика есть и она достаточно устойчивая.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризме. Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВо-вторых, подавляющее большинство ТО перечисляют деньги в счет оплаты забронированного вами тура не конечным поставщикам услуг (отелям, авиаперевозчикам, страховым), а своим международным посредникам, или принимающим компаниям. И при этом не отдельным платежом, в котором указаны номер заявки и ваша фамилия, а единым платежом на несколько сот тысяч евро-долларов или же миллионов рублей. Это повод для того, чтобы усомниться в достоверности утверждения ТО, что им были понесены расходы именно по вашему туру. Поэтому Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеТРЕТИЙ вывод — при отказе от договора (см. п. 2) обязательно требуйте документального подтверждения размера понесенных ФПР. Помимо этого направляйте самостоятельно запрос в отель — было ли туроператором фактически оплачено проживание за вас, а также в авиакомпанию — были ли выписаны в отношении вас билеты, какова была загрузка бортов на указанных в договоре рейсах.

После того как вами будет получен ответ от отеля (авиакомпании), собраны все документы в обоснование произошедших обстоятельств (болезни, травмы и т.п.), пройдена процедура минимизации и, возможно, получен какой-то ответ от ТО, — рекомендуем направить еще одно (финальное) требование, где подробно с обоснованиями изложить свою позицию и повторно заявить требование о возврате.

К сожалению, отели не всегда отвечают, и добиться от ТО документального подтверждения ФПР до обращения в суд не удается. Но тем не менее, заявление подобных требований и настойчивость дает четко понять туроператору, что вы настроены решительно, да и в суде лишний раз укажет на недобросовестность ТО. Случается, что при подобной настойчивости ТО может вернуть деньги и до суда, но это скорее исключение, чем правило.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВсё! Иных способов оспорить размер ФПР кроме как обращаться в суд больше нет. Но учитывая, что всё, что касается судебного разбирательства, достаточно объемно и сложно в понимание — мы сейчас не будем описывать этот процесса, а выделим эту тем в отдельный пост. Обязательно прочтите его — там будет очень много действенных советов.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВ заключении про «ФПР турагента». Сразу отметим, что у турагента ФПР нет, и быть не может.
Да, по договору реализации туристского продукта (РТП) турагент также является исполнителем, — но исполнителем не по услугам, входящим в состав туристского продукта, а совсем по иным: подбор, бронирование, информирование и т.п. Но это услуги, которые оказываются им не по договору с туристом, а под договору заключенному между ТА и ТО. Соответственно и расчет по ним ведется по договору, заключенному между ТА и ТО. В этой связи сумма вознаграждения, которую ТО выплачивает ТА за оказанные услуги, — это не ФПР турагента, а ФПР туроператора. НО!

Зачастую (и об этом мы неоднократно писали) турагент оставляет в качестве вознаграждения за оказанные услуги совсем не ту сумму, которая вытекает из договора между ТА и ТО, и уже тем более которая никак не фигурирует в договоре с туристом, а намного больше, поскольку практически все ТО работают «в серую» и нигде не отображают реальное вознаграждение свое турагента, ограничиваясь 30-100 рублями.

В этой связи Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеЧЕТВЕРТЫЙ вывод — при отказе от договора и заявлении требования о документальном подтверждении ФПР обязательно просите турагента документально подтвердить И факт перечисления денежных средств в адрес ТО, И размер, а также обоснование той суммы, которую ТА оставил себе.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеКонечно есть те турагенты, которые выделяют оказываемые ими услуги по подбору, бронированию и информированию туриста в отдельный договор, либо в отдельную услугу в рамках договора РТП, называя всё это информационно-консультационные услуги, и даже прописывают отдельную стоимость таких услуг. Да, это допустимо, но это огромная редкость, — такие случаи мы в расчет не берем.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеФпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеЕсть и такие турагенты, которые в качестве «прикрытия» для удержания части денежных средств из стоимости туристского продукта заявляют, что это ФПР, в которые входит оплата аренды, доступа в Интернет, расходы на бумагу, и другие «сопутствующие» расходы. Некоторые даже в договоре пытаются это прописать. Так вот, и это полная ерунда!

Судебная практика российских судов (кассационных и выше) однозначно указывает, что расходы, подлежащие возмещению туристом, должны быть понесены исполнителем только в связи с исполнением Договора, и при этом к таким расходам не относятся обычные внутренние затраты, обусловленные необходимостью осуществления хозяйственной деятельности (например, по заработной плате).

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеТеперь резюмируем — еще раз тоже самое, но в супер сжатом виде!

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеДо заключения договора, либо сразу после его заключения, озадачьтесь приобретением т.н. «страховки от невыезда».
Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеЕсли у вас наступили обстоятельства, исключающие возможность совершить путешествие, и страховки от невыезда нет, не тяните время — сразу заявляйте о расторжении договора и возврате денег. В письменном виде. Уведомляйте об этом и ТА, и А/К, и ТО. Также в письменном виде. По электронной почте — подойдет. Не забудьте приложить документы о родстве и(или) медицинские документы. Если медицинских документов пока нет, не забудете их направить, когда вы их получите на руки.
Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеОбязательно требуйте от ТО документально обосновать размер ФПР. Не верьте словам — только документам. Попробуйте самостоятельно запросить сведения в отеле и в авиакомпании.
Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеОбязательно требуйте у турагента обосновать размер средств, удержанных им в качестве т.н. «агентского вознаграждения».
Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеНе пренебрегайте процедурой «минимизации ФПР», но только в том случае, если она не отнимет слишком много времени.
Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеБудьте настойчивее — не помешает «финальное» требование после того, как вы соберет все документы и будете готовы идти в суд. Такое финальное требование стоит направлять заказным письмом по почте, чтобы на случай суда у вас на руках было отслеживаемое отправление.

Традиционно для наших платных подписчиков (донов) мы разработали образцы заявлений, требований и запросов, которые рекомендуем использовать при отказе от договора, если вы в дальнейшем планируете оспаривать размер ФПР, удерживаемых туроператором: https://vk.com/wall-56422188_18781. Напоминаем, что оформить подписку можно здесь: https://vk.com/donut/turistprav.

По подписке доступны:
01. ЗАЯВЛЕНИЕ об отказе от договора (КРАТКОЕ) — в адрес ТА.
02. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ об отказе от договора и предоставлении подтверждения ФПР до даты начала тура — в адрес ТО и ТА.
03. Запрос — в Отель (на русском и английском языках).
04. Запрос — в Авиакомпанию.
05. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ финальное — в адрес ТО и ТА.

Все заявления и требования — И ТУРОПЕРАТОРУ, И ТУРАГЕНТУ. Запросы — только в отель (авиакомпанию) без уведомления других сторон.

Всеми доступными способами — сейчас в качестве доказательств направления заявлений и требований в суде используется и переписка по электронной почте, и даже в социальных сетях или мессенджерах, при условии что она там велась и при заключении договора:
— скан по электронной почте;
— фото в соц. сетях или мессенджерах;
— оригинал почтой России или курьером;
— оригинал вручаете лично (при наличии возможности) с обязательным оставлением себе копии с отметкой о принятии.

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВ отель можно только по электронной почте. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (заграничные паспорта)

Фпр что это в туризме. Смотреть фото Фпр что это в туризме. Смотреть картинку Фпр что это в туризме. Картинка про Фпр что это в туризме. Фото Фпр что это в туризмеВ авиакомпанию по электронной почте и по почте обычным письмом. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (внутренние паспорта + заграничные паспорта), документы подтверждающие родство с другими совместно следующи

Источник

Штрафы за аннуляцию туров

Для туристской отрасли тема штрафных санкций за отказ от забронированного тура неиссякаема. Интересы наиболее слабой стороны договора о реализации турпродукта (имеется в виду турист) надежно защищены законом, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика, – турист вправе в любое время отказаться от путешествия, возместив исполнителю фактически понесенные расходы. Такое положение вещей никак не влияет на содержание агентских договоров, заключаемых между турагентами и туроператорами, в основной своей массе разрабатываемых последними и неизменно содержащих условия о штрафах за аннуляцию брони. Сегодня есть повод освежить знания по данной теме.

Турист не обязан возмещать турагенту (туроператору) суммы уплаченных им штрафов

Кроме того, в силу ст. 10Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации турпродукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся:

Таким образом, турист (как потребитель) вправе отказаться от совершения путешествия в любое время при условии оплаты туроператору (турагенту) фактических расходов, понесенных в связи с исполнением обязательств по договору с данным туристом. Это требование закона императивно, его нельзя проигнорировать или изменить договором, что подтверждено судьями (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 11292/11).

Фактические расходы, связанные с исполнением договора о реализации турпродукта с конкретным туристом (подчеркиваем: расходы, направленные именно на исполнение отдельно взятого договора), должны быть документально подтверждены (см. апелляционные определения Московского городского суда от 02.10.2014 по делу № 33-26284/14, Омского областного суда от 24.12.2014 по делу № 33-8456/2014, Верховного суда Республики Башкортостан от 15.05.2014 по делу № 33-4239/2014).

При этом штрафные санкции, предусмотренные в договорах между турагентами и туроператорами (туроператорами и отелями, перевозчиками, фрахтователями и т. д.), являются не фактическими расходами, понесенными в связи с оказанием услуг туристу, а убытками профессиональных участников рынка туристских услуг, их предпринимательскими рисками.

К примеру, в апелляционныхопределениях Санкт-Петер-бургского городского суда от 10.04.2014 № 33-4455/2014, от03.07.2014 № 3310628/2014 действиям туроператоров по удержанию штрафов, уплаченных контрагентам, из сумм, подлежащих возврату туристам в связи с их отказом от поездки, дана следующая оценка. Перечисление денежных средств контрагентам, включая штрафы, неустойки и пени, не является подтверждением фактических расходов туроператора. Величина таких штрафов не может возмещаться гражданином туроператору, поскольку согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Штрафы за аннулирование туров контрагенты выставляют туроператорам на основании заключенных между ними договоров, в которых потребитель не участвует. Получается, что обязанность туроператора по уплате штрафов, неустоек и пеней не может быть переложена на туриста (потребителя), поскольку тот не является стороной указанных договоров. Более того, необходимо учитывать, что названные штрафы уплачиваются после отказа потребителя от исполнения договора, и эти расходы не связаны с исполнением обязательств по договору между туроператором и туристом.

Агент (субагент) не обязан возмещать туроператору (турагенту) суммы уплаченных им штрафов

Модели реализации турпродукта

Агентский договор, заключаемый в целях продвижения и реализации турпродуктов, в силу требования ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ содержит элементы договора комиссии, поскольку агент должен действовать от своего имени (субагентский договор может заключаться на тех же условиях).

Права агентов и субагентов

Так, на основании ст. 994 ГК РФ комиссионер вправе в целях исполнения основного договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Здесь очень важно иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с третьим лицом за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Исходя из названных норм турагент не отвечает перед туроператором за отказ туриста от исполнения договора о реализации турпродукта. Следовательно, и субагент не отвечает перед турагентом за подобные действия туриста. Сказанное не распространяется на ситуацию, когда турагенты и субагенты не проявляли необходимой осмотрительности при заключении договора о реализации турпродукта или приняли на себя делькредере.

Отказ от поездки – решение туриста, а не агента

При этом турагент (субагент) не нарушает своих обязательств перед туроператором (турагентом). Использование туристом права на односторонний отказ от договора не является поводом для применения имущественных санкций.

Уплаченные штрафы возмещению не подлежат

Согласно общим положениям об обязательствах (см. гл. 21 – 26 ГК РФ) те должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и определяемые по правилам ст. 15 ГК РФ.

Согласно данной статье под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Получается, что для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков должен быть установлен состав правонарушения, включающий наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность его поведения, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, а также размер ущерба.

Субагент (турагент), сообщив турагенту (туроператору) о законном отказе туриста от совершения путешествия, не совершает противоправных действий, приводящих к возникновению убытков на стороне турагента (туроператора). Это следует в том числе из содержания п. 1 ст. 993 ГК РФ: субагент (турагент) не может отвечать за неисполнение сделки туристом перед турагентом (туроператором), равно как и за реализацию туристом права на односторонний отказ от договора, гарантированного туристу законом.

Факт уплаты турагентом (туроператором) штрафной неустойки туроператору (отелю, перевозчику и т. д.) сам по себе не свидетельствует о виновности субагента (турагента) в причинении убытков. Ведь и турагенты, и туроператоры, осуществляющие предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, должны действовать разумно и осмотрительно, учитывая право туристов на односторонний отказ от туров. Это право сбалансировано правом лица, реализующего турпродукт, получить обоснованные и подтвержденные им фактические расходы при доказанности действий, направленных на их минимизацию.

Судьи не перестают выносить решения о неправомерности возложения на туриста бремени штрафных санкций, которые широко применяются в отрасли за отказ от бронирования тура (номера гостиницы, места в самолете и т. д.). Кроме того, Верховный суд недвусмысленно отметил, что и субагенты (турагенты), передающие волю туриста на отказ от поездки далее по цепочке, не обязаны уплачивать туроператорам штрафы за отказ от брони. Турист вправе отказаться от совершения путешествия в любое время. Данное действие законно и ненаказуемо. Поэтому при аннуляции тура возмещению подлежат только фактические расходы турагентов и туроператоров, понесенные в связи с исполнением договора о реализации турпродукта отказавшемуся от него туристу.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *