Фпз что такое у туроператора
Штрафы за аннуляцию туров
Для туристской отрасли тема штрафных санкций за отказ от забронированного тура неиссякаема. Интересы наиболее слабой стороны договора о реализации турпродукта (имеется в виду турист) надежно защищены законом, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика, – турист вправе в любое время отказаться от путешествия, возместив исполнителю фактически понесенные расходы. Такое положение вещей никак не влияет на содержание агентских договоров, заключаемых между турагентами и туроператорами, в основной своей массе разрабатываемых последними и неизменно содержащих условия о штрафах за аннуляцию брони. Сегодня есть повод освежить знания по данной теме.
Турист не обязан возмещать турагенту (туроператору) суммы уплаченных им штрафов
Кроме того, в силу ст. 10Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации турпродукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся:
Таким образом, турист (как потребитель) вправе отказаться от совершения путешествия в любое время при условии оплаты туроператору (турагенту) фактических расходов, понесенных в связи с исполнением обязательств по договору с данным туристом. Это требование закона императивно, его нельзя проигнорировать или изменить договором, что подтверждено судьями (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 11292/11).
Фактические расходы, связанные с исполнением договора о реализации турпродукта с конкретным туристом (подчеркиваем: расходы, направленные именно на исполнение отдельно взятого договора), должны быть документально подтверждены (см. апелляционные определения Московского городского суда от 02.10.2014 по делу № 33-26284/14, Омского областного суда от 24.12.2014 по делу № 33-8456/2014, Верховного суда Республики Башкортостан от 15.05.2014 по делу № 33-4239/2014).
При этом штрафные санкции, предусмотренные в договорах между турагентами и туроператорами (туроператорами и отелями, перевозчиками, фрахтователями и т. д.), являются не фактическими расходами, понесенными в связи с оказанием услуг туристу, а убытками профессиональных участников рынка туристских услуг, их предпринимательскими рисками.
К примеру, в апелляционныхопределениях Санкт-Петер-бургского городского суда от 10.04.2014 № 33-4455/2014, от03.07.2014 № 3310628/2014 действиям туроператоров по удержанию штрафов, уплаченных контрагентам, из сумм, подлежащих возврату туристам в связи с их отказом от поездки, дана следующая оценка. Перечисление денежных средств контрагентам, включая штрафы, неустойки и пени, не является подтверждением фактических расходов туроператора. Величина таких штрафов не может возмещаться гражданином туроператору, поскольку согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Штрафы за аннулирование туров контрагенты выставляют туроператорам на основании заключенных между ними договоров, в которых потребитель не участвует. Получается, что обязанность туроператора по уплате штрафов, неустоек и пеней не может быть переложена на туриста (потребителя), поскольку тот не является стороной указанных договоров. Более того, необходимо учитывать, что названные штрафы уплачиваются после отказа потребителя от исполнения договора, и эти расходы не связаны с исполнением обязательств по договору между туроператором и туристом.
Агент (субагент) не обязан возмещать туроператору (турагенту) суммы уплаченных им штрафов
Модели реализации турпродукта
Агентский договор, заключаемый в целях продвижения и реализации турпродуктов, в силу требования ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ содержит элементы договора комиссии, поскольку агент должен действовать от своего имени (субагентский договор может заключаться на тех же условиях).
Права агентов и субагентов
Так, на основании ст. 994 ГК РФ комиссионер вправе в целях исполнения основного договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.
Здесь очень важно иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с третьим лицом за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).
Исходя из названных норм турагент не отвечает перед туроператором за отказ туриста от исполнения договора о реализации турпродукта. Следовательно, и субагент не отвечает перед турагентом за подобные действия туриста. Сказанное не распространяется на ситуацию, когда турагенты и субагенты не проявляли необходимой осмотрительности при заключении договора о реализации турпродукта или приняли на себя делькредере.
Отказ от поездки – решение туриста, а не агента
При этом турагент (субагент) не нарушает своих обязательств перед туроператором (турагентом). Использование туристом права на односторонний отказ от договора не является поводом для применения имущественных санкций.
Уплаченные штрафы возмещению не подлежат
Согласно общим положениям об обязательствах (см. гл. 21 – 26 ГК РФ) те должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и определяемые по правилам ст. 15 ГК РФ.
Согласно данной статье под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Получается, что для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков должен быть установлен состав правонарушения, включающий наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность его поведения, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, а также размер ущерба.
Субагент (турагент), сообщив турагенту (туроператору) о законном отказе туриста от совершения путешествия, не совершает противоправных действий, приводящих к возникновению убытков на стороне турагента (туроператора). Это следует в том числе из содержания п. 1 ст. 993 ГК РФ: субагент (турагент) не может отвечать за неисполнение сделки туристом перед турагентом (туроператором), равно как и за реализацию туристом права на односторонний отказ от договора, гарантированного туристу законом.
Факт уплаты турагентом (туроператором) штрафной неустойки туроператору (отелю, перевозчику и т. д.) сам по себе не свидетельствует о виновности субагента (турагента) в причинении убытков. Ведь и турагенты, и туроператоры, осуществляющие предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, должны действовать разумно и осмотрительно, учитывая право туристов на односторонний отказ от туров. Это право сбалансировано правом лица, реализующего турпродукт, получить обоснованные и подтвержденные им фактические расходы при доказанности действий, направленных на их минимизацию.
Судьи не перестают выносить решения о неправомерности возложения на туриста бремени штрафных санкций, которые широко применяются в отрасли за отказ от бронирования тура (номера гостиницы, места в самолете и т. д.). Кроме того, Верховный суд недвусмысленно отметил, что и субагенты (турагенты), передающие волю туриста на отказ от поездки далее по цепочке, не обязаны уплачивать туроператорам штрафы за отказ от брони. Турист вправе отказаться от совершения путешествия в любое время. Данное действие законно и ненаказуемо. Поэтому при аннуляции тура возмещению подлежат только фактические расходы турагентов и туроператоров, понесенные в связи с исполнением договора о реализации турпродукта отказавшемуся от него туристу.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Выплаты туристам из фонда персональной ответственности туроператора: правила, размер и сроки возврата денег из ФПО
Один из самых популярных вопросов у наших читателей – возврат денег за путевки из-за КОВИД-19: туроператоры стараются уговорить клиентов на перенос тура, клиенты требуют назад свои средства. Кто-то пытается удержать штрафы, кто-то уже готовится к судебным процессам, а некоторым операторам, при согласии на выплаты, в полную меру светит банкротство.
В этих условиях Правительство России принимает постановление №898-р, в соответствии с которым деньги могут быть возвращены из других фондов. Далее можете почитать распоряжение Мишутина о фондах персональной ответственности туроператоров:
Всего несколько строчек постановления, которые могут спасти целую отрасль экономики и обеспечить клиентам получение 100% средств. Рассмотрим, как это работает, и кто может воспользоваться.
UPD. С 20 июля 2020 года вступила в силу новое Постановление Правительства РФ, регламентирующее обмен и возврат туров в 2020 и 2021 годах. На все договора, заключенные до 31 марта 2020 года будет действовать новые правила, узнать которые можно по ссылке. На туры, не подпадающие под действие постановлений, распространяются нормы, указанные в данной статье.
Две новости
Как водится, есть две новости – хорошая и плохая. К первой можно отнести сам факт возврата средств клиентам, причем во многих случаях в полном объеме. К плохой – сроки, в течение которых деньги будут перечислены. Придется понести немалые затраты сил и времени, чтобы получить свое.
Но прежде чем перейти к деталям, расскажем к кому будет относиться данный способ получения средств за отмененный из-за COVID-19 тур.
Кто может получить деньги этим способом?
В соответствии с правительственным постановлением №898-р, получить компенсации за отмененный тур из Фонда персональной ответственности (расшифровка ФПО – далее подробно расскажем, что это такое) могут клиенты:
Не подавшие в указанный срок уведомления в Турпомощь операторы должны возвращать средства на обычных условиях.
Рассматриваются именно случаи запрета на въезд странами желаемого посещения, а не ограничения, введенные со стороны России на поездки в какие-либо государства. Именно дата введения данного запрета и будет являться началом периода, допустимого для применения этой технологии.
Таблица с датами запрета на въезд:
Если в отношении туроператора в данное время проводятся процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации либо его деятельность прекращена на основании законодательства РФ, он не может воспользоваться средствами ФПО (основания – Постановление правительства России №461).
Клиент, при соблюдении условий, может претендовать на выплаты из Фонда персональной ответственности туроператора вне зависимости от способа приобретения тура – непосредственно у туроператора или через турагента. Эта норма подтверждается и в Пояснениях, данных Ростуризмом 15.04.20.
Фонд персональной ответственности туроператора: что это, взносы
Очень коротко упомянем о том, что это такое и как формируется ФПО в туризме. В соответствии со ст. 11.6 Закона «Об основах туристской деятельности» (ФЗ №132 – далее Основы), каждый туроператор обязан ежегодно отчислять часть средств на личный счет в Турпомощь для формирования этого фонда ФПО. Накопленные средства и идут на возмещение средств клиентам, чьи поездки за границу были отменены из-за ограничений, введенных страной, куда данная путевка предназначалась.
В соответствии со ст.11.8 ФЗ №132, если подобный запрет состоялся, Правительство РФ вправе принять решение о возврате клиентам средств из ФПО. В нынешней ситуации из-за коронавируса и было принято правительственное постановление №898-р, устанавливающее рассматриваемый вид возмещения, а также №461, уточняющее Правила такого возмещения.
Сколько вернут денег из ФПО туроператоров?
Это принципиально важный вопрос, т.к. операторы нередко пытаются, ссылаясь на различные основания, удерживать часть полученных с клиента средств. При том что возврат в данных условиях будет осуществлен непосредственно со счета Турпомощи, все равно возможны попытки «экономии», с целью сохранения своего ФПО.
Все эти моменты урегулированы в нормах Постановления правительства РФ №461:
На последнем пункте нередко и пытаются схитрить. Те, кто уже интересовался вопросами возврата средств за заграничные турпоездки, наверное, встречали такие понятия, как ФПЗ или ФПР (фактически понесенные затраты / расходы). Это некие суммы, чей размер не регламентируется законодательством напрямую, которые туроператор якобы уже истратил на организацию тура до момента его отмены.
Нередко ФПР / ФПЗ называют «штрафами», сумму которых операторы не возвращают клиенту, а их размер устанавливают сами. Использовать такие штрафы в условиях ситуации с COVID-19 можно только если она будет признана форс-мажором (что на данный момент не так). Подтверждают это и нормы ПП №461.
Удержана может быть только стоимость фактически оказанных услуг. Если тур отменен до момента выезда, то никаких услуг оказано не было и никакие ФПР / ФПЗ / штрафы взяты с клиента быть не могут. Возвращаться должны 100% средств. Удержание стоимости оказанных услуг может быть произведена только в случаях, когда речь идет о начатом, но незаконченном туре.
Как узнать размер ФПО туроператора?
Для этого существует специальный сервис от Ростуризма. Рассмотрим инструкцию по его использования на примере Анекс Тура:
Аналогично проверяются и сведения других туроператоров. Если изначальный поиск не дал результатов, то попробуйте отправить другой запрос.
Сколько денег в фонде персональной ответственности туроператоров?
Для примера рассмотрим реальные данные по крупным операторам, актуальные на 24.04.20:
Оператор | ФПО, млн. руб. |
---|---|
Анекс Тур | 51,371 |
Пегас Туристик | 87,044 |
Санмар Тур | 32,920 |
Тез Тур | 31,841 |
Корал Тревел | 67,534 |
ТУИ | Нет данных |
Библио Глобус | Нет данных |
Правила возврата денег из фонда персональной ответственности
Рассмотрим пошаговые действия клиента для возврата средств за отмененные из-за коронавируса туры данным способом. Начальным этапом будет тщательная подготовка нервной системы к длительной и непростой процедуре.
Шаг 1. Выяснение возможности возврата из ФПО
В соответствии с ПП №898-р туроператор должен уведомить Турпомощь о намерении использовать средства ФПО до 15 апреля. Однако из-за нерабочих дней, объявленных Президентом РФ, дата переносится на 6 мая 2020 года. При продлении нерабочего периода может быть изменена и эта дата.
Эта первая сложность, т.к. клиент должен быть уверен, что туроператор намерен использовать именно средства ФПО, чтобы применить данную технологию. Представляется маловероятным, что операторы будут скрывать информацию, но все же необходимо получить подтверждение. Для этого достаточно использовать сведения, размещенные на официальных ресурсах туроператора, или отправить ему письменный запрос.
Делать это целесообразно после окончания срока подачи уведомления в Турпомощь, т.е. после 6 мая 2020 года, если срок не будет вновь перенесен.
Шаг 2. Требование о возврате средств
Клиент в течение 6 месяцев с момента отправки туроператором уведомления Турпомощи направляет туроператору требование о возврате средств. Форма требования утверждена общим собранием членов ассоциации Турпомощь.
В требовании заполняются все имеющиеся поля, а в качестве подтверждения внесенной информации клиент предоставляет:
Документ | Примечание |
---|---|
Паспорт | Обычная копия |
Договор о приобретении туристского продукта | В электронном виде, если договор заключался подобным образом, или в виде обычной копии, если имеет бумажный формат. |
Подтверждение оплаты | Квитанция, данные о переводе и т.п. |
Все полученные от клиентов требования туроператор обязан вносить в специальный реестр, доступ к которому должен быть на страницах его (оператора) официального сайта. Реестр ведется полгода, после чего передается в Турпомощь, а требования от клиентов более не принимаются.
Соответственно, определяется первый временно́й интервал – шесть месяцев до момента передачи реестра в Турпомощь. Раньше этого срока сведения переданы не будут, значит и ожидать придется весь этот период. И это далеко не последний этап.
Шаг 3. Рассмотрения запросов Турпомощью
Сведения в Турпомощь подает туроператор. Клиенту остается лишь ожидать решения. Главное, что будет рассматривать Ассоциация, это соотношение запрашиваемой на возврат суммы размеру ФПО конкретного оператора и верность предоставленных сведений.
В этом заключается следующая сложность, т.к. пока не ясно что будет, если размера ФПО недостаточно, кто получит средства в первую очередь.
Шаг 4. Выплата туристам из ФПО
Деньги переводит клиенту на указанный в требовании банковский счет ассоциация Турпомощь. То есть туроператор исключен из этой цепочки.
Возврат осуществляется в течение 60 рабочих дней с момента получения Турпомощью документов от оператора. Перевод осуществляется в российских рублях.
Сколько ждать выплат из фонда персональной ответственности?
Подведем предварительный итог по максимальному времени ожидания:
Таким образом, на момент публикации этого материала, максимальный период ожидания составляет более восьми месяцев.
Может ли Турпомощь отказать в выплатах?
Отказ возврата средств из ФПО за отмененные из-за К-вируса туры возможен. Его причины указаны в п.8 Правил, утвержденных ПП №461:
В рамках положенных сроков, если отказ осуществлен на основании недостаточности документов, туроператор вправе подать требование повторно.
Критика и отказы туроператоров использовать ФПО
Несмотря на наличие правительственных распоряжений, технология компенсации из ФПО Турпомощи не является обязательной, а лишь предоставляет такую возможность. Поступают сведения, что туроператоры довольно скептически отнеслись к данному инструменту.
По сведениям Ассоциации туроператоров, все основные игроки рынка заявили, что пока не собираются, или по крайней мере не торопятся, использовать средства ФПО. Среди них:
Есть сведения и об отказе на данный момент Интуриста, ПАКС, Русского экспресса, Space Travel, Музенидис Трэвел, BSI Group, Спектрума и др.
Основные аргументы туроператоров сводятся к недостаточности накопленных средств в ФПО, длительности и трудоемкости технологии. Вместе с тем, у операторов еще есть время, чтобы заявить об участии в программе.
Это лишний раз подчеркивает необходимость уточнять у своего туроператора его участие в программе по компенсации из ФПО, чтобы понять, каким методом необходимо пользоваться для возврата средств: указанным в данной статье или теми, что описаны в материалах по ссылкам выше.
Итак, возврат из ФПО возможен. Вернут 100% потраченных средств. Однако необходимо точно определить подходит ли ваш случай под условия данного процесса, чтобы не тратить время, и как следствие не терять деньги, добиваясь перевода неверными методами.
Если не до конца уверены в возможности применения возврата из ФПО, прочтите статью еще раз, сконцентрируйтесь именно на условиях, оцените все ли они совпадают с вашими. Если все ясно – можете начинать процесс. Остались вопросы? Задайте их бесплатно в форму для связи с «Юрист-Консультантом».
Другие юридические услуги
Задать вопрос консультанту
Добрый день. Покупала тур в турагенстве турскидки.ру, которое работает с Пегас Туристикс. На даты с 18.06.2020 по 01.07.2020 в Тунис. В итоге в связи с закрытием границ тур аналировал Пегас. Я хотела перенести даты тура, изменив только год 2021. В итоге в моём турагентстве турскидки.ру мне сказали, что нужно заключить новый договор. И требуют агентские ссылаясь на форс- мажор 11 000 руб ( за троих туристов). Правомерно ли их требование? И что в таком случае мне делать? Старый договор составлен на меня одну. Пробовала обратится напрямую в Пегас Туристикс, они отсылают в турагентство, где покупала тур.
Наталья, Вы имеете равное право обращаться как к туроператору, так и к турагенту. Причем ТО не может перекладывать ответственность на ТА, т.к. именно ТО предлагал туристский продукт, который Вы приобретали. Предлагать депозит, перебронь и пр. – это сейчас очень популярно среди ТО, и их понять можно – расплачиваться в таких условиях тяжеловато. Однако их проблемы никак не лишают Вас права на возврат средств. Посмотрите подробнее материал про Библио Глобус. Там же будет ссылка на статью про технологию возврата средств.
Добрый день, вся технология возврата денежных средств от ТО Библио Глобус описана, если договор заключен напрямую с ТО, но я заключала договор с ТА и нахожусь в другом городе, не в Москве, в самом требовании говорится о данных ТО, реестровом номере и тд, при этом копии документов к требованию содержат информацию, о приложении оригинала договора, если он заключен на бумажном носителе, что по сути своей не возможно оправляя почтой из другого города. Еще одна особенность мной выяснена у ТА, им ТО запретил возвращать напрямую себе денежные средства, только по доверенности, нотариально оформленной мной на НИХ!! А это говорит, что они самостоятельно возвращать не смогут, значит турист должен напрямую обращаться, но Требование размещенное на сайте, содержит условия обращения на ТО и невыполнимые условия, например то, что нужно прилагать оригинал договора. Как быть? Может ли ТО отказать если заявление будет написано в свободной форме, о том, что тур.продукт приобретался через ТА и тд. Мое Турагенство не содействует в составлении доверенности, а значит и не поможет в возврате денег, только в переброни.
Спасибо за ответ, ТА прислал ответ ТО к моей заявке, что ТА может запросить деньги только если я им предоставлю право на это доверенностью, следовательно надо напрямую обращаться к ТО
Максим, они имеют право Вам предложить замену, но Вы имеете право не соглашаться. По возврату от БГ посмотрите эту статью.
Добрый день! Приобретали тур в Анекс-туре в Болгарию с 27 июля по 7 августа. В феврале оплатили 40% от стоимости тура. В апреле связались с агенством и сказали, что будем отменять тур. В ответ нам сказали, что они не возвращают деньги, возможен лишь перенос на следующей год, либо выбрать тур по России. До сих пор не получили внятного ответа от них что нам делать. Все время говорят, что они пока не работают и никак не могут решить этот вопрос. Что нам делать и возможно ли вернуть деньги?
Здравствуйте, у меня такая ситуация были забронированы авиабилеты ещё в феврале, и естественно сразу оплачены, из за каронавирус все отменили, попросила вернуть деньги, но компания Coral travel, сначала говорила что их рейсы не отменял, а получается что отказались от поездки мы и если вернут деньки, то не все, что из за отказа на перелет мы должны взять с вас штраф, длилось это 2 месяца в итоге сунули ваучеры яко бы на следующий год, но извените мы уже не молодые и откуда знать что с нами будет завтра, хотела бы уточнить возможно вернуть стоимость авиабилетов или нет, буду очень вам признательна за ответ. Спасибо за ранее!
Татьяна, по Анексу посмотрите этот материал. Там же внизу статьи будет ссылка на подробную инструкцию по подаче претензий.
Короткова Ольга Вилоровна
Здравствуйте! У меня забронирован тур в Турцию на 30.06.2020 на троих. 26.03.20 я аннулировала тур. Пегас предложил перенос тура. Я отказалась, попросила вернуть деньги. Прошло 2,5месяца,пока тишина. Подскажите, пожалуйста, в течении какого времени должны вернуть деньги, будет ли штраф? Какие мои дальнейшие действия?
Зиля, сроки зависят от способа компенсации, которую изберет туроператор, и может составить несколько месяцев. Но очень многое зависит от того, как именно Вы договаривались (устно, письменно). Лучше иметь на руках официальный документ, для чего отправить туроператору заказным письмом с уведомлением требование о возврате средств. Скорее всего, в первый раз придет отписка с предложением переноса или депозита, но Ваше право не соглашаться, и продолжать процесс.
Дмитрий, если запрет на указанную дату не распространяется (пока), то варианта два: 1. Потребовать средства назад сейчас, и, возможно, потерять часть денег на «штраф». 2. Ждать дальше, понимая, что если путевку отменят, сможете вернуть 100%, если нет, то либо ехать, либо «штраф» может быть еще больше. Причем при ожидании, вероятно, придется доплатить, чтобы не дать оператору оснований предъявить нарушение договора. Но тут надо смотреть договор детально.
Михаил, действовать по указанной в данной статье схеме нужно если туроператор согласился выплачивать именно из Фонда персональной ответственности. Это далеко не во всех случаях так. Нужно уточнять непосредственно у оператора. Если через ФПО не работают, то технологию посмотрите здесь и здесь.
Здравствуйте. Куплен тур в Турцию в пегастуристик в начале февраля. Вылет 7.06.2020г. На сегодняшний день от оператора ни слова о вылете. Позвонили сами в офис продаж, сказали приходите и перенесите тур на следующий год. Пока ждём официального расторжения договора от туроператора. Возможно ли вернуть деньги и что делать в данной ситуации? На перенос тура не согласны в связи с тем что в СМИ обещают что короновирус будет и в следующем году.
Евгений, не так важно по какой причине Вы не согласны на перенос, как то, что изменение даты является существенным фактором договора. А значит, у Вас есть полное право требовать возврата средств. Разумеется, туроператор будет настаивать на переносе, заявлять, что «все так делают», и в чем-то будет прав – стараются перенести поездки все операторы, а массовый возврат средств может привести к их банкротству. Но все это не лишает Вас права требовать свои средства.
Добрый день. Могу ли я вернуть деньги за тур раннего бронирования в Турцию. Поездка была намечена на 16 августа на 4 человека. 20 марта я написал я написал заявление об аннулировании договора. В ответ мне прислали письмо 6 апреля с предложением перенести денежные средства на другой тур. Но мне уже не надо. Я хочу забрать деньги. Что делать?
Алексей, если Вы ранее не соглашались на перенос, то отправьте уведомление туроператору, что перенос Вас не устраивает, и необходим возврат средств. Скорее всего, будет «штраф».
здравствуйте была бронь в турцию у пегас туристик с 21.06.2020 оплатили 50% вчера оператор ее отменил сам, куда и с каким заявлением обратится за возвратом денег и вернут ли всю сумму
Алексей, о возврате от Пегас Туристик смотрите в этом материале.
Здравствуйте, у меня куплен тур в Турцию на двоих на 25.06, могу ли я отказаться от тура и вернуть деньги в полном объёме?
Татьяна, в 100% только если на эту дату будет распространяться запрет.
Подскажите если компания уже аннулировала тур в Турцию на 06.06.2020 туи вернут ли мне деньги, их юристы не отвечают заказное письмо отправлено 07.05.2020 или уже стоит готовить документы в суд.?
Анна, всегда лучше быть готовым ко всем вариантам. Но ответ может прийти и позже. Уведомление о вручении приходило?