Франчайзинг что это такое
Что такое франчайзинг и франшиза
Франчайзинг — отличный способ безопасно начать собственное дело, но так ли это выгодно? В статье расскажем, чем отличается франчайзи и франшиза, что такое паушальный взнос и роялти и зачем вообще начинать дело с покупки части чужого бизнеса.
Франчайзинг пришел к нам с Запада, а придумали его почти полтора века назад. В России он появился в конце девяностых, но прижился очень быстро. Настолько, что в 2021 году почти не осталось крупных компаний, которые бы не развивались таким способом.
Идете ли вы в кофейню или ресторан, заказываете вещи в интернет-магазине или просто закупаетесь продуктами в ближайшем магазине — вполне возможно, что каждое из этих мест развивается по модели франчайзинга.
Суть франчайзинга
Что такое франчайзинг? Форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и раскрученный бренд, заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определенного срока использовать свою интеллектуальную собственность и ресурсы. Предприниматель при этом обязан соблюдать четкие инструкции и придерживаться корпоративного стиля.
Рассмотрим на примере. Петр — большой любитель кофе, он уже давно вынашивает идею открыть кофейню. Но как создать собственный бизнес с нуля, не обладая опытом и пониманием дела? В данной ситуации поможет франчайзинг.
Петр может обратиться к владельцу любимой сети кофеен «Жареные зерна Дяди Славы» и заключить с ним договор франчайзинга, который еще называют концессинговым. Так он получит возможность использовать бренд, открыть точно такую же кофейню, соблюдая определенные правила и корпоративный стиль.
Чтобы эти правила было удобнее соблюдать, владелец франшизы отправляет Петру точные указания о том, что должно быть в этой кофейне: форма официантов, рецепты напитков, формат обслуживания, а также дает телефоны поставщиков, обучает всем нюансам и т. д.
В итоге остаются довольны все — владелец франшизы получает еще одну точку, а Петр исполняет давнюю мечту открыть собственный бизнес, минимизируя при этом риск провалиться. То есть Петр покупает франшизу этой кофейни и становится франчайзи.
Если вы тоже давно мечтаете открыть собственную кофейню, но не знаете, как это сделать, то в Совкомбанке можно получить кредит для бизнеса на выгодных условиях.
В чeм paзницa между франчайзингом и франшизой
Франчайзинг — это сделка между компанией и предпринимателем с целью получения взаимовыгоды. Компания делится наработанным опытом, репутацией, правами, а предприниматель хочет всем этим пользоваться.
То есть объектом сделки выступает франшиза. Франчайзи получает возможность открыть работающий прибыльный бизнес без особых рисков, а владелец франшизы получает прибыль от разного рода отчислений.
Виды франшизы могут отличаться в зависимости от того, чем фирма занимается.
В чем разница между франчайзи и франчайзером
Фpaнчaйзep — влaдeлeц бpeндa. Oн пepeдaeт пpaвa нa иcпoльзoвaниe интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти предпринимателю (фpaнчaйзи) и поддерживает при открытии новой точки.
Главная задача франчайзера — развитие бренда, поэтому он не только позволяет использовать свой бренд и бизнес-модель, но и участвует в развитии, постоянно обучая предпринимателя. За продажу прав, поддержку и рекламу владелец компании получает отчисления от франчайзи.
Фpaнчaйзи — пoкyпaтeль фpaншизы, который должен соблюдать правила, следовать корпоративным нормам компании и регулярно выплачивать деньги за использование ресурсов. Размер и форма отчислений, возможности франчайзи и то, насколько сильно компания будет следить за новой точкой, прописывается в франчайзинговом договоре.
Уcлoвия coтpyдничecтвa вo мнoгoм зaвиcят oт дoгoвopeннocтeй мeждy cтopoнaми. Иногда строгое соблюдение бизнес-модели может работать только в столицах, но не действовать в регионах. В таком случае необходимо обсудить подобные факторы до заключения договора. Иначе в минусе окажутся обе стороны.
Сколько стоит франчайзинг
На примере истории Петра мы увидели, как работает франчайзинг. Наш герой открыл бизнес, получив возможность пользоваться брендом, уникальными рецептами, технологиями и дизайном кофейни «Жареные зерна Дяди Славы», но во сколько ему это обойдется?
Если вкратце: недешево.
Стоимость определяется количеством работы, которую бренд должен проделать, чтобы Петр начал зарабатывать.
Иногда паушальный взнос отсутствует, но в этом случае придется закупить партию товара на определенную сумму у компании.
Существует ошибочное мнение, что паушальный взнос — это способ владельца компании наживаться на предпринимателях. Разумеется, это не так, если речь идет об ответственном и честном франчайзере. К сожалению, наличие недобросовестных владельцев франшиз и становится причиной такого суждения.
Как только Петр внесет паушальный взнос, компания должна предоставить ему все необходимое и начать обучение.
Размер роялти не регулируется законом, его устанавливает компания. Под поддержкой подразумеваются консультации, использование бренда, реклама, контроль качества продукции и помощь в организационных или юридических вопросах.
Есть несколько видов роялти.
Главная компания не устанавливает какой-то фиксированной суммы, но просит проценты от продаж. При этом следит за финансовой отчетностью и контролирует доходы. Следовательно, если франчайзи будет иметь большую прибыль, то и франчайзер получит больше.
Каждый месяц на протяжении определенного периода Петр будет выплачивать, скажем, 5 тысяч рублей. По истечении установленного срока сумма может быть пересмотрена. При этом варианте компания меньше контролирует предпринимателя и не так заинтересована в его прибыли.
Самая большая опасность заключается в том, что независимо от дохода франчайзи роялти все равно придется выплачивать. Часто происходят ситуации, когда предприниматель открывает заведение, но в первые месяцы прибыли не хватает на выплаты роялти, а через какое-то время с франчайзи разрывают договор.
Это смесь первых двух вариантов — есть и минимальный платеж, и процент с продаж.
Процент от продаж или какую-то фиксированную сумму платить не нужно, но придется закупать строго определенное сырье и товары франчайзера, то есть роялти спрятаны в стоимость поставок, поэтому и называются скрытыми.
Еще одним неприятным сюрпризом для Петра могут оказаться рекламные отчисления. Это фиксированный периодический платеж, который бывает только у крупных франшиз, создающих большие рекламные кампании для всех своих подразделений сразу. Например, на телевидении.
Так как в таком случае рекламируется сразу весь бренд, а не какая-то отдельная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно, она в разы дороже, чем локальная, поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платеж со своих партнеров.
К счастью для Пети, «Жареные зерна Дяди Славы» – еще не настолько известный бренд, чтобы крутить рекламу на федеральном канале.
Плюсы и минусы франчайзинга
Для франчайзера
Покупка и продажа франшиз во многом стала такой популярной именно из-за большого количества преимуществ как для продавца, так и для покупателя.
Владелец компании получает доход от взносов, роялти и рекламных отчислений, а предприниматель открывает бизнес по уже составленной инструкции, не тратя время и нервы на самостоятельное развитие. Но, разумеется, есть и свои подводные камни для обеих сторон.
Плюсы | Минусы |
Получение дохода от продажи франшизы | Высокий риск распространения коммерческих секретов |
Расширение сети с минимальными затратами | От франчайзи будет зависеть репутация вашего бренда |
Монетизация и развитие бренда | Необходимость контролировать работу франчайзи |
Монетизация и развитие бренда | Прибыль будет меньше, чем на своих точках |
Большая часть работы перекладывается на франчайзи | Сложности с поиском партнеров |
Для франчайзи
Предприниматель, который решил купить франшизу, сильно упростит себе жизнь, но придется считаться с кучей правил, установленных брендом, и платить за право пользования.
Плюсы | Минусы |
Не нужно раскручивать компанию | Ограничение на ведение бизнеса |
Быстрый и простой старт | Строгий контроль бренда |
Возможность избежать ошибок, работая по уже проверенному бизнес-плану | Договор о неконкуренции по истечении срока франчайзинга, который могут и не продлить |
Поддержка франчайзера | Необходимость выплачивать роялти, паушальный взнос и рекламные отчисления |
Низкая вероятность обанкротиться |